Он выявил погрешности древнеармянского календаря и положил начало «великому армянскому летоисчислению»; объяснил природу солнечного затмения и Млечного Пути, вопреки существовавшим догматам, настаивал на шарообразности Земли и теории вихрей.
В народе говорили, что Анания умел добывать золото из воды. И хотя в это не очень верится, ясно одно: он сумел извлечь все золото из современной ему науки.
Жил и творил Анания Ширакаци во времена, когда Церковь пресекала любое свободомыслие, однако выходец из деревни Ани смог создать бесценные научные труды по астрономии и математике, географии и искусству, литературе и риторике.
Ему удалось, как писал в XI веке армянский ученый Григор Магистрос, «подобно трудолюбивой пчеле, собрать в своем улье науки, извлекая их у халдеев, греков и других народов».
А как иначе, ведь великий средневековый мыслитель считал, что против врага можно устоять, лишь владея науками и рассудительностью.
*** Существовал ли мир вечно или он создан Богом? В вопросе сотворения мира Ширакаци придерживается точки зрения отцов Церкви — земное, небесное и космос, бесспорно, сотворены Богом.
Другое дело, что со временем мир очень изменился, и объяснить эти перемены вменяется в обязанность ученым мужам. «Возникновение есть начало разложения, и наоборот», — формулирует в «Космографии» закон сохранения материи Ширакаци. Вначале же, полагает он, было четыре стихии: огонь, ветер, земля и вода.
Пятый элемент — все живое, и человек в том числе, — состоит из соединений этих четырех. Ширакаци считал Землю центром Вселенной — он и тут придерживался геоцентрической теории Птолемея, признанной Церковью.
Но, вопреки официальным догматам, она представлялась Ширакаци «яйцеобразной: Земля, словно желток, находится в центре, воздух вокруг нее — подобен белку, а небо окружает все, как скорлупа».
Ученый настаивал, что «верхнее небо, которое греки называют эфиром, распростерлось вокруг шарообразной Земли», хотя прекрасно знал, чем это ему грозит, — в Средние века еретиков в Армении клеймили изображением лисы или перерезали жилы ног и рук. Расходился Ширакаци с теологами и в вопросе равновесия Земли.
Согласно Библии, она держится на море, а Анания считал, что от падения «тяжелую» планету удерживает сильный ветер, поддувающий снизу, — эту гипотезу позже назовут теорией вихрей.
Объяснил вардапет и природу Млечного Пути — «множества скопившихся звезд, слабых и сильных, свет которых из-за неясной видимости воспринимается одинаково». Он посмеивался над греческими мифами, то утверждавшими, что Млечный Путь — это пролившееся грудное молоко богини Геры, то называвшими его покрывалом Персефоны и т.п.
Не вызывало у Ширакаци доверия и армянское предание, согласно которому Млечный Путь возник, когда бог войны Ваагн рассыпал по небу украденную суровой зимой у прародителя ассирийцев Баршама солому. Кстати, армяне до сих пор называют эту галактику «дорогой укравшего солому».
Что касается солнечного затмения, это не небесный дракон собирается заглотить светило, а просто Земля, Луна и Солнце выстроились по прямой, и если «немного понаблюдать, то увидишь, как прибывает солнечный свет и Солнце, когда с него сойдет Луна».
Поэтому Ширакаци не советовал, как было принято, бить в колокола — некого отпугивать. Кстати, ученый призывает не обманываться и маленькими размерами Солнца — на самом деле оно больше Луны, просто находится намного дальше. Расстояние он приводит в «Геометрической астрономии» — 30 млн 930 тыс. стадий.
А еще Ширакаци верно полагал, что на Луне имеются кратеры, что она вызывает морские приливы и отливы и отражает солнечный свет, хотя в Библии и утверждается, что Луна светится сама.
В своих космографических трудах Ширакаци часто противоречит Церкви: есть указания на то, что книги «уличенного в невежестве» ученого находились под запретом — в своем письме католикосу Петросу Гетадарцу армянский ученый Григор Магистрос требует снять его. Видимо, христианское терпение лопнуло, когда Ширакаци назвал Бога… вором!
Хотя ключ к решению этой кощунственной шарады и спрятан в Библии: «Бог взял ребро Адама, а тот даже не узнал об этом».
*** Искусство числительное Анания «сильно возлюбил» еще в детстве — в монастыре Дпреванк (Ширак), где получил начальное образование.
Обучение юноша продолжил у математика Кристосатура, но вскоре заметил, что тот «владел отрывочными сведениями», и поэтому «вполне численную науку» он решил изучать в Трапезунде у известного византийского учителя Тюхика.
Через восемь лет Анания «перенес науку мощную, желанную царям, в страну нашу» — открыл на родине школу и приступил к обучению армян (деньги, заработанные преподаванием, шли на научную деятельность и написание манускриптов). Но соотечественники его, как оказалось, «наук и познаний не любят, ленивы и не стойки в изучении».
Кстати, им приходилось куда сложнее, чем нынешним школьникам, которые, зная современную таблицу умножения, могут умножать многозначные числа. Поэтому, изучая, например, логистику — математику практическую или искусство вычислений, позднее названную математической логикой, — им удобно было пользоваться Таблицами сложения и вычитания, умножения и деления, составленными Ширакаци.
К слову, и знаки, обозначающие эти четыре математических действия, вошли в обиход только в веке шестнадцатом.
Учебник математики Ширакаци и его «Таблицы арифметических действий» мировым ученым сообществом признаны древнейшими.
Признание, кстати, пришло только в середине прошлого века, когда они были обнаружены и опубликованы. До тех пор автором старейших таблиц четырех арифметических действий в истории математики считался другой армянин — Николай Артавазд из Смирны (в XIV веке он служил старшим писарем при императорском дворе в Константинополе).
Оказалось, что таблицы Артавазда — копия таблиц Ширакаци, только вместо армянских букв он употребил греческие. В старину армяне, как и большинство античных народов, цифры обозначали буквами.
На сегодня известно пять отрывков из «Учебника арифметики» Анания Ширакаци: таблицы сложения и вычитания, таблицы умножения, «Шеститысячник», «О вопросах и решениях» и занимательные задачи.
Свой учебник вардапет начал с «самого элементарного и упрощенного, соответственно уровню детей и несведущих», — таблиц сложения. Вторую главу он посвятил «счислению, называемому вычитанием», третья группа вычислений — таблицы умножения — предназначались тем, кто, «странствуя в мире чисел, смело продвигается вперед».
«Шеститысячник» — это таблица обратных величин для числа 6000, когда решение каждого примера равно, или почти равно, шести тысячам, например: Ա Ց Ց (1х6000=6000).Изложив арифметические действия, Ширакаци предлагает ученикам приступить к решению 24 увлекательных задач, ответы на которые приводит тут же.
Задачи — сплошь из повседневной жизни. Скажем, нужно рассчитать, сколько выручил за царственный жемчуг «некий муж, из моих близких», продавая зерно в Нахичевани за 70 драмов, а затем в Двине за 50 драмов; вычислить, сколько пшеницы было на корабле, пока за ним не погнался кит и моряки не стали скармливать ему каждый день часть груза;
узнать, скольких врагов пленил князь Нерсес Камсаракан, если известно число пленных, подаренных им царю, сыну царя, правителю области, военачальнику, святым отцам в Вагаршапате, своим братьям — старшему Сааку и младшему Храхату…
Решая увлекательные задачи Ширакаци сегодня, через тринадцать веков, мы познаем историю страны и образ жизни ее обитателей — вардапет описывает исторические события и действующих лиц, военные и бытовые сцены, растительный и животный мир.
Узнаем, например, что и в феодальной Армении были рабовладельцы: на царей, владетельных князей, военачальников и монастыри трудились военнопленные.Последнюю главу своего учебника — развлекательные задачи — Анания предлагает «употреблять во время пирушки, когда пожелаете сказать веселые слова».
К сожалению, до наших дней дошло всего восемь этих остроумных математических тостов.
*** Свой путеводитель по всем известным на тот момент странам мира Ширакаци назвал «Ашхарацуйц». Предназначалась рукопись ученикам и торговцам: в ней подробно описаны границы стран, отмечены реки и города, чем земли богаты и что производят:
«мы решились упоминать лишь о замечательных горах, сильных реках, великолепных городах и обо всем том, что в стране есть замечательного».«Описание Вселенной» автор завершил азиатским Ченастаном (Китаем), жители которого «весьма промышленны, фабрикуют бумажные ткани, богаты и зажиточны».
А начинается «Ашхарацуйц» с описания двенадцати стран Европы: Испании, «подобно острову лежащей между морями», и Британии, западный остров которой похож на «раздавленное ячменное зерно», а восточный «имеет форму пиявки и ветвист».
Предостерегал о белых и свирепых буйволах, которые водятся в Галлии, и о звере, который встречается в Далмации — «похожий на быка и называемый бонасос, кидая свой кал на охотников, сжигает их».
Италия, согласно Ширакаци, имела две столицы — «великолепную Равенну и великий Рим»; на Корсике «золото и серебро родятся из земли, подобно спарже»; на плодородной Сицилии «постоянно пылает огнем вершина Этны»; в Элладе есть вода, которая «безо всякой причины меняет течение в разные стороны — в ней утонул Аристотель»…
Упоминает Ширакаци и об Африке, называя ее Ливией. В Африке, что к востоку от Мавритании, произрастает «растение лотос, заставляющее забыть о родине того, кто его съест».
Через внутреннюю Ливию проходят «сфинги (полагают, что так Ширакаци назвал сфинксов — ред.), имеющие вид людей и любящие вино», а на юге Эфиопии, рядом с «Неизвестной землей есть область, в которой живет зверь с головой и руками женщины, но на четырех ногах».
Больше всего места в «Ашхарацуйце» отведено Азии, разделенной на 44 страны. На Кипре, например, добывают ладан — «падая с росой, он пристает к траве, к шерсти и к бороде коз»; к востоку от Иверии живут албанцы, которые отторгли у армян больше двадцати областей; в Палестине текут молоко и мед; в Месопотамии, в городе Эдесса, находится нерукотворный образ Спасителя; жители Счастливой Аравии, откуда пришла царица Савская, «частью совершенно черны, частью темнолицы, частью смуглы, но темнее нас»;
мужчины Тапробании, острова к востоку от Индии, носят на голове венки из женских волос…Ширакаци подробно останавливается на 15 областях Великой Армении, каждая из которых, в свою очередь, разделена на провинции — гавары.
Из Высокой Армении во все четыре стороны текут реки, в Агдзнике добывается нефть, а в Туруберане — белая нефть. В Мокке растет мандрагора (этот корень, похожий на человеческую фигуру, в старину применяли как снотворное и приворотное средство — ред.), в Пайтакаране — несметное количество хлопка, в Ути — огуречное дерево, в Арцахе есть мумие. В Четвертой Армении водятся львы, в Персармении — дикие ослы и серны.
Тайк богат крепостями, Гугарк — лесами, Сюник — горами, Васпуракан — вином. В Корчайке производят арсеник (мышьяк), а в Айрарате из червей изготовляют красную краску (вордан кармир).
Армянскую географию Ширакаци создал по трудам «писателей языческих» — Птоломея, Папа Александрийского, Матиноса, Страбона, Геродота и др., которые «установили географическую науку, опираясь на Путешествия и Мореплавания, и подтвердили ее Геометрией, обязанной своим происхождением Астрономии». Заранее предвидя гнев клерикалов, ученый объясняет свой выбор: он не обнаружил в «Святом Писании ничего обстоятельного о Землеописании, кроме редких, разбросанных и в то же время трудно постигаемых и темных сведений».
«Я верю рассказу Клавдия Птолемея, — писал Ширакаци, — который определил обитаемые людьми места, измерил аспарезами (стадиями) всю землю относительно долготы, начиная с запада, от Неизвестного моря, Океана, с крайней точки Испании, кончая берегом Неизвестной страны Синов на востоке.
Так же поступил он относительно широты, начиная с Жаркого пояса и доходя до Неизвестного моря и Неизвестной земли на севере». Верил Ширакаци и в то, что эти «пределы» (17° ю. ш. — 63° с. ш., от 1° до 180° долготы) — не предел: просто «никто не видал и не знает тех мест, и потому все земли за ними называются Неизвестною землею и Неизвестным Океаном».
Труды античных авторов Ширакаци использовал при описании земель отдаленных, соседние же страны описал по картам и книгам, хотя для этого ему, как он признался, и «пришлось покопаться».
*** Средневековый армянский ученый до конца жизни подвергался гонениям, его труды редактировали, расчленяли, запрещали. И пока Церковь преследовала Ширакаци, народ слагал о нем предания. Говорили, что мыслитель познал все тайны природы, что это он нашел амаспюр — растение, символизирующее мудрость.
Все двенадцать цветков амаспюра были разного цвета, каждый излечивал одну из болезней, а их аромат придавал человеку силы. А еще говорили, что гонимый Церковью Ширакаци покинул родину и поступил на службу к правителю Венеции, которого научил добывать из воды золото. Что неблагодарный властитель сначала хотел убить алхимика, но передумал и распорядился отчеканить его изображение на золотой монете.
Что ж, возможно, народ прав, и человек в клобуке на венецианской монете и есть крупнейший армянский средневековый ученый и основоположник отечественного естествознания Анания Ширакаци.
Задача вардапета Ширакаци
(издал и перевел Иосиф Орбели, Петроград, 1918)
(издал и перевел Иосиф Орбели, Петроград, 1918)
Охотничiй загон Нерсеха Камсаракана, тэра Ширака и Ашаруника, былъ у подножiя горы, называемой Аршинъ. Однажды ночью вошли въ него многочисленные стада онагровъ; охотники, не справившись съ ними и прибъежавъ въ деревню Талинъ, сообщили Нерсеху объ этом; и вотъ, когда онъ лично съ братьями и азатами прибылъ и вошелъ в загонъ, стали они бить дичь, и половина дичи попалась въ капканъ, четвертая часть пала отъ стрелъ, молодую дичь, которая состовляла двенадцатую часть всей дичи, они взяли живьемъ, а триста шестьдесятъ животных пало отъ копья. Итакъ, узнай, сколько всего было дичи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий