четверг, 5 октября 2017 г.

Гора Немрут — Армения.


“…Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас,” — Евангелие от Матфея.
Одним из таких жемчугов в культуре армянского народа является пантеон армянских языческих богов, находящихся на вершине загадочной горы Немрут, расположенной на юго-западе исторической Армении (сегодня в Турции), которая возвышается на 2150 метров над уровнем моря и является уникальным историческим памятником уже скоро тридцать лет (в 1987г.) как внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Говорят, такого восхода и заката, как на Немруте, нет больше нигде. Может быть, поэтому хетты, ассирийцы, митанийцы, отбивавшие у армян и друг у друга столетиями эти места, и превратили вершину в место поклонения богам?
История этого места, с точки зрения археологов, берет свое начало в 62-м году до нашей эры. После мирного договора с Римской республикой 66 г. до н. э., заключенного в Арташате, армянский Камах (Коммагена) становится независимым царством, а Антиох I Теос Ервандуни, ставший царем независимой Коммагены, был коронован армянской короной, врученной ему из рук самого “царь царей” Тиграна II Великого.
Антиоху I предназначена была великая роль в истории Армении и армянского народа – построить конусообразную гробницу и изысканные своими шедевральными структурами памятники, среди которых главным являются статуи армянских богов на вершине горы Немрут – это огромные, сидящие на троне семиметровые статуи.
Вокруг самой конусообразная гробницы-усыпальницы были расположены гигантские статуи различной высоты, достигавшие 10 метров! Центральная часть гробницы представляет собой массивный курган из мелких камней, высота которого составляет почти пятьдесят метров, а радиус порядка 150 метров.
По некоторым данным на территории Арцаха и Сюника обнаружены мавзолеи, построенные ещё в третьем-четвертом тысячелетии до н.э. и повторённые в созданной 20 веков спустя конусообразной, обращенной к космосу гробнице на горе Немрут, и являющимися предшественниками построенных Антиохом I армянских языческих святынь и символов многобожия.
На западе и на востоке этой гробницы находятся статуи различных богов и предшественников царя, изображения животных, включая льва и орла, а также гороскоп царя. Края скалистой вершины, на которой находится гробница, с трёх сторон превращены в большие террасы-улицы. Построенные более 2 тысяч лет назад эти святыни, по сложности своего строительства признаются некоторыми специалистами восьмым чудом света.
Среди памятников армянским богам здесь присутствуют 5 бюстов в сидячем положении. В самом центре находится статуя верховного бога, творца неба и земли Арамазда, который имеет высоту 9 метров.
Справа от Арамазда стоит статуя богине Астхик – в армянской мифологии богиня (дицуи) любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Ваагна. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шёл дождь.
Астхик считалась покровительницей девушек и беременных женщин. Культ Астхик был связан также с орошением садов и полей. Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу — хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами, представляют собой предметы культа Астхик.
В другую сторону от Арамазда расположилась святыня бога света и справедливости Михры (Միհր — Митра, Мгер, Мхер — сын Арамазда, брат Анаит, изображался в виде молодого человека, борющегося с быком), который по легенде рожден на свет из скалы голым, но с покрытой головой, который по изображениям напоминает армянские покрывала, на правой руке держащий кинжал, а на другой руке он держит факел, которым он впервые освещает этот мир. Он уничтожает тьму и распространяет свет на землю.
Прежде, чем родиться Мгер проходил 7 этапов, последний из которых он убивает темного быка. Известно, что образ Мгера был запечатлен в 16-13 веках до н.э. в протоармянском царстве Митанни.
Справа от троицы главных богов находится автор и создатель этих святынь – царь Антиох I. На другой стороне установлена статуя бога войны Ваагна Артагнеса – древнеармянского бога-драконоборца.
Среди скульптур есть и изображения самого Антиоха I Теоса, а также одухотворенная Коммагена. Для пущей убедительности, что царь действительно является богом, были созданы камни, где Антиох Ервандуни Коммагенский жмет руку богу Ваагну и некоторым другим богам. Это считается первым артефактом рукопожатия.
Святыни горы Немрут представляют собой памятник армянской дохристианской культуры. Прошли века, и многое изменилось на той территории, где величаются эти чудотворные памятники армянской культуры.
Сейчас, среди огромного количества туристов, присутствуют и армяне. И очень горько и кощунственно, что они оказались туристами возле своих собственных святынь и покинутых, потерянных жемчугов.
Официальная Турция при описании этой горы и чудотворных памятников не упоминает армян – ее цементрирующих покровителей, создателей, защитников, имеющих неразрывную связь с этими искусством, культурой, вероучением.
КСТАТИ, по определению некоторых историков ……………
…… “Армянская мифология или Дицабануцюн (Հայ դիցաբանություն) – относится к системе древнейших представлений предков современных индоевропейских народов, основанных на комплексе протоиндоевропейских верований, религиозных воззрений и культах древних армян, до сих пор сохраняются в современной армянской культуре в форме передающихся из поколения к поколению традиций и исконных устоев её самобытности.
Первоначальным культом поклонения протоармян являлась некая непостижимая Высшая Сила, Разум, называемый Ар. Физически видимым воплощением Ара считалось Солнце (Арев), которому поклонялись древние армяне, называющие себя ареворди (чада Солнца). С древнейших времен Солнечная религиозная символика занимала особое место в армянской религиозности, существуя вне времени и вне истории её развития”. Вспомним Аревахач.
И ЕЩЁ “информация к размышлению»:
1. По Хоренаци Айк приказывает “труп Бела… похоронить на возвышенности”, а по сказанию, записанному Г.Срвандзтянцем, армянский царь “рукою Божьей поразил Бела, снял вершину Немрута, вырыл на этом месте яму, устроил тонир, повесил Бела внутри и сжег”.
Если вспомним кругообразность тонира, становится ясным смысловое родство между именем Бел и армянскими словами blur и bolor, в основе которого лежит древний и продуктивный корень bhel. От слова bolor происходит bolorel — крутить, свиваться, окружать, исполнять круг в смысле заканчивать. Эти слова тесно связаны с пресмыкающимися, в первую очередь со змеями.
2. Немрут — легендарная личность, с которым связано множество легенд и преданий. Согласно армянскому древнему преданию, он — иноземный царь, вторгшийся в Армению.
Чтобы возвеличить себя, он вступил в состязание с Богом: приказал соорудить на вершине горы чудесный дворец и, поднявшись на его крышу, выстрелил из лука в небо, чем разгневал Бога.
Тут же Немрут вместе со своим дворцом провалился в разверзшуюся пропасть, а на месте дворца образовалось озеро. Интересно, что, в кратере потухшего вулкана Немрут находится озеро.
По свидетельству, например, Г.Срвандзтянца “на вершине Немрута до сих пор есть тонир с водой, эта вода, спускаясь под горой, образует исток реки Меграгет… Источник Меграгета — круглый бассейн на Мушской долине в окрестностях города Одз (по-армянски “Змей”) …
Цитаты взяты из книги Саркиса Арутюняна “Армянская мифология” и статьи Аветик Арутюнян, HayasaNews.com
И последнее:
В Древней Армении бог Солнца, небесного света и справедливости, а также солнечный, озарённый лик это Мгер (Մհեր) — Михр (Միհր) он же — Митра
Митра – если посмотреть по словарям Ожегову, Ефремовой, Символизма, Ушакова, Даля – позолоченный и украшенный религиозными эмблемами высокий с круглым верхом головной убор высшего православного и католического духовенства, обычно надеваемый при полном облачении во время богослужения. Интересно получается!

Автор: Александр Бакулин






Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...