Армяне появились в Индии задолго до нашей эры. Доподлинно известно, что они проживали там после завоеваний Александра Македонского, но, возможно, впервые достигли этих краев и раньше. На протяжении сотен лет индийская армянская община была успешной в торговле, причем настолько, что позже попавшие сюда арабские, а затем и европейские купцы вначале пытались для успеха торговых операций выдавать себя за армян. В Индии до сих пор сохранилось множество образцов армянского зодчества, напоминающих о былом влиянии и могуществе общины - около 10 церквей по всей стране, армянский колледж в г. Калькутта, кладбища и многое другое. А в правление династии Великих Моголов армяне добрались до высшей власти. Как минимум две могольские принцессы были армянками.
ПЕРВАЯ – ПРИНЦЕССА МАРИАМ, ЖЕНА ШАХА (ИМПЕРАТОРА) АКБАРА. Стоит напомнить, что именно при Акбаре и его потомках происходила одна из мощнейших миграций армян в пределы Индии. Частично это совпало с переселением армянского населения из Армении в Иран персидским шахом Аббасом. Многие переселенные армяне, занимаясь международной торговлей, в итоге оказались в соседних с Персией владениях Великих Моголов. Впрочем, Мариам была не из этой волны – она происходила из княжеского рода Раджи Амбер и носила титул принцессы Раджпутской. Об армянском происхождении ее рода имеется множество исторических свидетельств, оставленных ее современниками-армянами. Известно, что принцесса родилась в 1542 году, а в 1562-м она вышла замуж за шаха Акбара. Свадьба состоялась в городе Самбхар. Мариам оказалась третьей по счету женой императора. Согласно исламским законам, мужчина имеет право иметь 4 жены, не считая наложниц, и монархи мусульманского мира достаточно редко шли против этой традиции. Акбар, стремившийся слить все религии воедино и создать новое, общее для всех синкретическое религиозное учение, в брачных делах был типичным мусульманским шахом. Помимо указанного количества жен, у него было около 200 наложниц, однако очень скоро именно Мариам завоевала привилегированное положение, и при дворе, и в сердце властителя. Считается, что только ее одну Акбар по-настоящему любил.
Влияние принцессы, которую называли Мариам аз-Замани, т.е. "правительница века", было таково, что она издавала собственные указы, контролировала значительную часть международной торговли, содействовала благоустройству государства, создавая каналы, колодцы и сады по всей его территории. Именно Мариам подарила Акбару наследника – принца Джахангира. Интересно, что жена императора всю жизнь исповедовала буддизм, однако после смерти в 1622 г. она была похоронена по канонам ислама. Усыпальница Мариам из красного песчаника, находящаяся в нескольких километрах от столицы Акбара, города Агры, сохранилась до сих пор и является архитектурным шедевром. Она была построена еще при жизни шаха Акбара, который ушел в мир иной на 17 лет раньше своей любимой жены.
ЭТА ИСТОРИЯ ЛЮБВИ В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ ПОВТОРИЛАСЬ ПРИ ВНУКЕ АКБАРА И МАРИАМ, ШАХ ДЖАХАНЕ. Еще будучи юношей и нося имя Хурам, наследник престола Великих Моголов встретил армянку Арджуманд Бано Бегум, которая стала смыслом всей его жизни. Впрочем, по политическим причинам Хураму пришлось вначале жениться на персидской принцессе, но в 1612 году наследник престола все-таки смог заключить брак с Арджуманд… Шах Джахангир, отец Хурама (и сын Акбара) в ходе свадебной церемонии нарек принцессу Мумтаз Махал – "украшение дворца".
Красота Мумтаз Махал была воспета поэтами и историками. По их словам, у нее были тонкие черты лица, тонкие брови и миндалевидные глаза. Принцесса отличалась пронзительным взглядом, который полностью отражал ее характер. Умная, целеустремленная и энергичная, Мумтаз Махал, как когда-то Мариам аз-Замани, сразу же приобрела огромное влияние при дворе. Когда Хурам поднял мятеж против отца, принцесса поддержала его. Не оставила она мужа и после поражения, последовав за ним в ссылку. В итоге после смерти Джахангира, убив братьев, Хурам таки занял могольский престол и короновался под именем Шах Джахан – властитель мира. Мумтаз Махал была рядом. Ее власть в это время стала беспрецедентной – она стала хранительницей императорской печати и советником монарха. Мумтаз участвовала в приемах и государственных советах, без ее ведома не принималось ни одного важного решения.
В 1629 году Шах Джахан с армией отправился подавлять мятеж на юге страны. Беременная Мумтаз Махал также находилась в лагере императора. Историки спорят о мотивации шаха, ведь состояние принцессы было явно не для военных походов. Скорее всего, он просто опасался за жизнь любимой жены, ведь дворцовые интриги не стихали ни на минуту, и лишь поддержка Шах Джахана давала Мумтаз преимущество перед конкурентами, в числе которых были 3 жены, наложницы и другие приближенные к трону деятели. Так или иначе, рожать принцессе пришлось в военном лагере. В организм была занесена инфекция, и 36-летняя Мумтаз Махал умерла в течение нескольких часов. Это были ее 14-е роды.
Император провел рядом с телом любимой жены 8 дней, а затем объявил траур по всей стране. Далее началось строительство мавзолея принцессы, известного сейчас как Тадж Махал. В течение строительства тело Мумтаз находилось во временной усыпальнице, которая также сохранилась до наших дней. Для разработки плана мавзолея Шах Джахан созвал лучших архитекторов мусульманской Ойкумены – от Бухары до Константинополя. Интересно, что среди них также были армяне, и некоторые черты армянского зодчества отразились в Тадж Махале. К примеру, завуалированные кресты и характерные орнаменты, символика. Строительство шло 2 года, и стало самым дорогим в истории – оно обошлось казне в 32 миллиона рупий. Напротив белого мавзолея должен был появиться его черный близнец, предназначенный для самого императора. Однако стоило императору заболеть, и его планы были разрушены. Против него восстал его сын Ауранзеб, который убил брата и заточил отца в тюрьму по обвинению в растрате в ходе строительства мавзолея и невнимании к государственным делам. До наших дней сохранилась и темница Шах Джахана, которая была построена так, чтобы ссыльный император мог видеть из окна Тадж Махал. Это была последняя просьба шаха… Он провел в заточении 7 лет. Вместе с бывшим властителем находилась его младшая дочь Джахонара – та самая, при рождении которой умерла Мумтаз Махал. Когда в 1666 году Шах Джахан умер, его дочь настояла, чтобы императора похоронили в Тадж Махале вместе с принцессой Мумтаз.
АРМЯНСКИЕ ПРАВИТЕЛЬНИЦЫ ИНДИИ – ОБЕ СИЛЬНЫЕ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЕ И ТАЛАНТЛИВЫЕ, оказали огромное влияние на своих венценосных мужей и историю этой страны в целом, а их мавзолеи увековечили своих обитательниц. Конечно, непосредственно к Армении и армянской общине, несмотря на свое происхождение, принцессы имели весьма косвенное отношение, однако вычеркивать их из истории разбросанного по миру народа нельзя. Нельзя проигнорировать и армянские орнаменты в Тадж Махале. Все это - особые, яркие и славные страницы жизни армянской общины Индии, как и в других местах неустанно способствовавшие развитию и благополучию своей второй родины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий