69 год до н.э.
Римский полководец Луций Лициний Лукулл с двумя легионами и пятьюстами всадниками выступил на Армению. Причина похода. Царь Армении Тигран II отказался выдать римлянам бежавшего к нему врага Рима, царя Понтийского царства Митридата VI Евпатора, зятя Тиграна.
Перейдя границу царства, Лукулл, не желая настраивать против себя подданных Тиграна, продвигался, требуя от местных жителей только поставки предметов первой необходимости.
Тиграну же никто не сообщал о вторжении Лукулла из-за вздорного характера царя. И, действительно, первый, сказавший царю об вторжении, был повешен, так как Тигран счел, что этот человек нарочно разводит панику, чтобы вызвать волнение среди населения городов царства. Когда же, наконец, Тигран, что его не обманывали, а римляне на самом деле наступают, он выслал вперед Митробарзана с двумя тысячами конницы, чтобы задержать продвижение Лукулла, а Манкею поручил охранять Тигранaкерт.
Тигранокерту царь выстроил в честь себя и объявил ее новой столицей Армении. Сюда Тигран собрал знатнейших лиц своего государства, угрожая при этом своим вельможам, что все то, что они не возьмут с собою, будет конфисковано. Тигран окружил город стенами высотой 50 локтей (около 25 метров), в толще их было устроено много лошадиных стойл; в предместье города он воздвиг дворец с большими парками, с охотничьими лесами и озерами. Рядом было воздвигнуто сильное укрепление. Поручив все это наблюдению Манкея, Тигран отправился собирать войско по окружным областям.
При первом же столкновении Лукулл обратил в бегство Митробарзана и начал его преследовать, а Секстилия с отрядом послал захватить Тигранакерт, город в котором царь Тигран собрал основные богатства страны. Секстилий первым делом разграбил царский дворец, так как он был неукрепленным. И только после этого приступил к осаде самого города, в котором с гарнизоном из армян и греков укрылся Манкей.
Секстилий окружил Тигранакерт рвом, поставил осадные машины и подкопами расшатывал стены. Собирая армию для отпора врагу, Тигран послал около 6000 всадников к Тигранакерту. Армянские кавалеристы прорвались в город через укрепления римлян, не ждавших ничего подобного. Но еще больше римлян ошеломил обратный прорыв этой конницы из города. Конный отряд выполнил поставленную задачу: забрал жен царя, вывел их из Тигранокерта и вновь вернулся к царю. Понятно, что эти неудачи Секстилия сильно подняли дух осажденных воинов и горожан. А когда вдали появились передовые отряды армии самого царя, в городе началось ликование. Но длилось оно недолго. В сражении, которое разыгралось между Лукуллом и Тиграном, и которое горожане могли наблюдать со своих стен, царь Армении был разгромлен и позорно бежал.
Увидев со стен Тигранакерта произошедшее поражение, Манкей допустил грубейшую ошибку. Заподозрив греков, которые служили у него наемниками, в готовности изменить (не имея, кстати, на это никаких оснований), Манкей приказал армянским отрядам разоружить всех греков. Греков разоружили, но оставили на свободе. Последние, справедливо рассудив, что этим дело не закончится, объединились в отряды и вооружились палками и дубинками. Они ходили все вместе с палками в руках и вместе же ночевали.
Как греки предполагали так и случилось. Манкей решил, на всякий случай, перебить греков и направил против них вооруженных армян. Когда греки поняли, что их пришли убивать, то они, намотав платье на левую руку вместо щитов, смело напали на армянские отряды. Оружие убитых они распределили между собой. Когда греки по возможности собрали достаточно оружия, они внезапной атакой захватили часть оборонительной стены между двумя башнями и стали звать римлян, находившихся вне стен, в помощь. Римляне устремились на крики. Греки помогали им подняться на захваченный участок стены; принимали римлян, когда они поднимались на стену. Отсюда римляне ворвались в город.
Так из-за глупости Манкея была взята Тигранакерт и было разграблено много богатств, так как город был выстроен недавно и заселен с великолепием.
Манкею надо было либо сразу перебить всех греческих наемников, либо до конца доверять им. Кодекс наемника в то время гласил: заказчика не предают! Тем более что греки также любили римлян, как и армяне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий