пятница, 9 февраля 2018 г.

АРМЕНИЯ — ДОМ АРМЯНСКИХ БОГОВ


В. Н. Топоров, развивая идею Н. Марра, отмечает, что особенности армянской мифологии состоят “в необыкновенно далеко зашедшем взаимопроникновением, двух, казалось бы, противоположных друг другу сфер – мифологической и исторической, о чем можно судить хотя бы по “Истории Армении” М. Хоренаци,
в которой на основании комбинирования данных из собственно исторических источников с мифологическими сведениями, почерпнутыми из народного эпоса (“випасанк”, “ерг випасанк”), создаются… синтетические мифо-исторические персонажи и связанные конечно с ними сюжеты, составляющие важнейшие узлы раннеармянской истории…”.
Айк Наапет (2107-2027 гг. до н. э.) — патриарх-родоначальник, основатель династии Айказуни, объединил армян и разгромил в сражении Дюцазнамарт войска титана Бэла [27], положив начало армянской государственности 5. Самоназвание Армении Айастан [Hayastan] в переводе с армянского означает дом/жилище армянских богов или дом творящих и говорящих на армянском языке (ай – “армянский”, ас – “бог” и тан или тун – “дом”).
В древности, кроме самоназвания страны армян “Haykh”/”Hayq” (арм. Հայք), образуется второй топоним – Армения, который произошёл от имени одного из потомков Айка, царя Арама I Великого Айказуни (1828-1770 до н. э.). Топоним “Армения” стал основным для обозначения страны у древних персов, греков и парфян: “…Арам совершил много доблестных подвигов в сражениях… он раздвинул пределы Армении во все стороны. Все народы называют нашу страну по его имени, например, греки — Армен, персы и сирийцы – Арменикк” [27].
Ованес Драсханакертци 6 в своем труде, продолжая следовать Мовсесу Хоренаци [27], отмечает, что греки “назвали эту страну Протин Армения, что переводится как Первая Армения”. Потомок Айка “Арам, рассказывают, [совершил] много подвигов мужества в войнах и расширил многими набегами пределы Армении на все четыре стороны.
Из-за блистательных, великих деяний могущественного мужа народы, что окрест нас, прозывают нас совокупно по его имени арманеаками. Он с доблестным мужеством завоевал и подчинил себе не только тех, коих легко победить, но и Капуткец и назвал ту первую страну по своему имени Арменией – этим именем греки и поныне называют эту страну” [21].


Рис. 3. Карта Армении при Царе Араме Айказуни: расположение пяти Армений, 1827-1769 гг. до н. э. [3]
“Вот эту область, названную по имени его Арменией, вплоть до пределов Понтийских 7 он назвал Первой Арменией, от Понта до окрестностей города Мелитены 8
– Второй Арменией, от Мелитены до границ Цопка 9
– Третьей Арменией, а от Цопка до города Мартирополя и западной страны Алдзник 10
– Четвертой Арменией, и эта [последняя] тянется до границ собственно его владений. А свою собственную коренную обширную страну он зовет Великой Арменией.” Данная территория пяти Армений (рис. 3) выделяются также при правлении его потомка – царя Ара Прекрасного из династии Айказуни (рис. 4). 
Основанное Айком государство охватывало Киликию, Армянскую Месопотамию, Малую Армению, Великую Армению и север Кавказа. Потомок Айка Арам Великий (1828-1770 гг. до н. э.) завоевал всю Месопотамию. Его сын Ара Прекрасный потерял земли. Царь Анушаван снова превратил Армению в империю. Но дальше начался период раздробленности. В XVI в. до н. э. Армения распалась на 5 частей: Армения (остаток государства под властью Айказуни), Арарата, Айаса (династия Ани), Куццувадна (Киццуаданавани) и Митанни (Айказуты).
Митанни было завоёвано Ассирией, Айаса стала частью Армении, хетты завоевали Киццуватну. В Арарате стала править новая династия и государство стало называться Урарту (Айрарат, Биайна). Великая Армения, включающая древние армянские штаты при Тигране
II, превратившись в крупнейшую державу, имела границы от Куры до Иордана и от Средиземного моря до Каспийского. Граничила с Колхидой и другими легендарными государствами, описанными в древнегреческой мифологии.


Рис. 4. Карта Армении при Царе Ара Прекрасном Айказуни: расположение пяти Армений, 1743-1725 гг. до н. э. [3]
Таким образом, выделяется третье понятийное поле числа пять в географической символике древней Армении: в определенные исторические периоды выделяются пять Армений. Четвертое понятийное поле в древнеармянском мировоззрении выделяется в мотиве “зуба как треугольника или дома”. По мнению авторов, наши предки обладали преимущественно правополушарным мышлением, что направляло вектор мышления к образному, интуитивному, ассоциативному [17, 46].
Учитывая этапы аналитического и абстрактного мышления в парадигме их развития, выделяется графическое изображение треугольника со значением “дом” в армянских наскальных рисунках (рис. 5). Архетип “дома как зуба” (арм. атам – “зуб”, тун – “дом”) – один из первичных глубинных прообразов, который предопределяет место человека в мире через его принадлежность к своему пространству и границу, отделяющую его от чужого пространства.
В древнеармянских мотивах концепция зуба как треугольникадома обретает как внеязыковые (культурные артефакты, особенности национального мышления и поведения), так и внутриязыковые (фразеологизмы, мифы и сказания) проявления. Особенностью вербализации концепта “tun” является его сохраненные поныне переходные формы wan –> ban11 –> bun12 –> tun13. Понятие “дом” представляется как исходная точка освоения пространства человеком. Данный концепт чередуется с такими смежными понятиями как изначальное слово (ban), изначальное обиталище (bun) и изначальная территория проживания человека разумного (wan) [18].

Рис. 5. (а) Гора как модель дома. (б) Глхатун. Идеограммы, Армения: (в) дом-гора; (г) царь; (д) зуб. (е) Армянские хачкары (крест-камни) с изображением ступенчатой горы [20, 45]. (ж) Львы по сторонам священного квадрата. Фрагмент росписи урартского фриза, II половина VIII века до н.э., Национальный исторический музей Армении. (з) Карта, изображающая Ассирию, Вавилон и Армению. Британский Музей: BM 9268714
Космогоническое представление концепции зуба как дома изначально принимает геометрическую форму в наскальных рисунках Армении (рис. 5в), а позднее и орнаментальную. Встречаются как схематические рисунки геометрических фигур (треугольники, квадраты), так и образные наскальные изображения.
Сформированый графический образ переходит из одной культуры в другую посредством первых межкультурных коммуникаций. В дальнейшем праформа данных образов бессознательным образом сохраняется в мышлении, образуя слой предконцептуальных предзнаний, который проходит через призму когнитивных механизмов, предопределяя их формирование и принципы их функционирования.
В генетическом сознании народа сложились устойчивые ассоциации: извержение вулканов и выбросы смертельной лавы представлялись в образах дракона/змеи, который выползал из своего дома – горы15, небес или воды. Наблюдается архетипный переход в изображении дома от графических символов треугольника к стилизованному представлению дома как горы [18, 46]. Данный архетип сохранился в армянской архитектуре вплоть до XIX века при сооружении глхатунов 16.
Необходимо отметить концептуальную схожесть в изображении дома, горы, зуба и царя в армянских наскальных рисунках (рис. 5 в-д). Выделяются также армянские крест-камни (рис. 5е) с изображением ступенчатой горы у основания стелы. Идентичный мотив зубчатой ступенчатой горы/дома выделяется в фрагменте росписи урартской фризы (рис. 5ж). В Вавилонской карте мира (рис. 5з) также имплиментирован мотив изображения дома/страны в виде треугольника. Данный мотив можно сравнить с основными мотивами в наскальных рисунках и изобразительном искусстве Армении [5].
При когнитивном картировании признаки и свойства признаков и мотивов первоисточника находят свои переходные формы в родственных/коммуницируемых культурах. Следует отметить, что речь идет не только об аналоговом картировании при переносе образов по сходству и смежности, но в большей мере о субститутивном и контрастивном картировании.
Отрывок из статьи: СИМВОЛИЗМ ЧИСЛА ПЯТЬ В ДРЕВНЕАРМЯНСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ Проф. Г. Ваганян, кандидат искусствоведения В. Ваганян, аспирант В. Багдасарян
5. 11 августа 2492 г. до н. э. (по традиционному армянскому летоисчислению), или в 2107 г. до н. э. (по “Хронологической Таблице” Микаэла Чамчяна).
6 Католикос Иованнес VI Драсханакертци, 40 е годы IX в.
7 Имеется в виду Понт древняя область в Малой Азии по побережью Понта Эвксинского (Черного моря); первоначально составляла часть Каппадокии.
8 Мелитена (современный г. Малатья в Турции) главный город одноименной области на правобережье Евфрата, напротив Цопка Софены; в IV V вв. находилась в пределах Византийской империи.
9 Цопк Софена, на западе имела границей течение Евфрата, с юга отделялась от Месопотамии одним из отрогов Тавра, на севере граничила с областью Екелеац, а восточные пределы определялись положением ее столицы Каркатиокерта, который лежал, вероятно, на месте Мартирополя. (Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ер., 1971, с. 30 31)
10 Алдзник область к югу от Сасуна. Была одним из четырех бдешхств Великой Армении. В ассиро вавилонских и урартских надписях известна под названием Алзини (Армения по “Ашхарацуйц” у, с. 34).
11 В армянском языке բան означает слово, дело, труд, вещь, предмет [23].
12 В армянском языке բուն1 – означает истинный, подлинный, настоящий, сущий; բուն2 – ствол; բուն3 – гнездо, очаг.
13 В армянском языке տուն означает дом, династия, род.
14 Источник: wikipedia.org

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...