Судьба каждого древнего народа уникальна, однако есть между ними и общее. Это мифы и боги, которым они поклонялись. Многие божества разных культур были схожи по функционалу и своим сверх способностям: люди могли даже не знать о существовании другой цивилизации, но все же наделяли своих богов подобными возможностями и моральными принципами. Для чего людям нужны были боги и почему мифы разных народов и культур повторяются? В чем их назначение?
Эти вопросы давно заинтересовали психиатров, в частности эти темы затрагивали Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Мифы имеют свою определенную логику, схожую с нашим внутренним миром и сновидениями, нашими страхами, которые мы хотим победить и получить некую защиту извне. Этой защитой и стали боги, к которым можно было обратиться и попросить о помощи. Поэтому люди стали строить храмы, придумали ритуалы подношений и жертвоприношений. Людям становилось спокойнее с мыслью, что есть некая сила, которая сможет уберечь их от врагов, неурожая, поможет в продолжении рода. С помощью мифов учились различать хорошее и плохое, появилось понимание, что за неверными поступками следует возмездие от богов – это способствовало контролю себя и своих действий под влиянием страха расплаты за совершенные грехи.
Если проводить аналогию с прошлым и настоящим, то по сути жрецы – это первые психологи и управленцы, которые могли растолковать сновидения и знаки, проводить обряды, которые позволяли отпускать и принимать действительность. Естественно, в те времена не была изучена психология человека в нашем понимании – все было на интуитивном уровне. Если обратить внимание на ритуалы, то можно понять, что их цель заключалась в том, чтобы провести человека через сложные этапы духовной трансформации для изменения не только сознательного, но и подсознательного.
Как и во многих культурах мира, у армянского народа есть основная мифологическая линия. В основе древнеармянской мифологии была положена легенда борьбы мифического охотника – лучника Айка против деспота Бела, символизировавшего тьму. Это предание связано с непрерывной борьбой за независимость Армянского государства с самого начала своего существования. В древнеармянской мифологии Айк стал родоначальником и основателем армянского народа и страны, а его соперник Бел – вавилонским деспотом, который вторгся на чужую территорию. Айк начал борьбу против Бела и, убив его, спас свой народ и страну.
Большую роль в возникновении язычества на территории Армении сыграли Персия и Древняя Греция. Персидское владычество над Арменией длилось более двух столетий (550-330 гг. до н.э.) Затем, во времена Александра Македонского, в 334 году до нашей эры имперская армия вторглась в пределы Малой Азии, которые тогда находились во владении Персии. После победы Александра Македонского начался этап эллинизма – насаждения греческой религии, философии, искусства. Всё это смешивалось с культурой и учениями покорённых народов.
Однако Армения в значительной мере избежала насаждения эллинской культуры. Благодаря обретению независимости, моноэтничности и относительной изолированности армянам удалось сохранить свою самобытность. Но этот период все же отразился на культуре и религии Древней Армении.
Становление армянского языческого пантеона продолжалось в течение длительного времени, начиная с III тысячелетия до нашей эры. Пройдя разные этапы развития, окончательно пантеон сформировался в результате объединения древнеармянского царства в VI веке до нашей эры и сохранялся в качестве официальной религии до принятия христианства в 301 году.
Пантеон древних армян был синкретическим – сочетал в себе различные культовые положения разных религиозных традиций. Древние армяне почитали местных богов наряду с пришедшими из греческой культуры и персидских верований. Можно встретить две или три ипостаси одного и того же божества. Многие древнеармянские боги имеют прототипы в греческой культуре, например, Арамазда можно сопоставить с Зевсом, Анаит – с Артемидой, Ваагна – с Гераклом, Астхик – с Афродитой, Нане – с Афиной, Михра – с Гефестом, Тира – с Аполлоном.
В пантеоне Великой Армении выделялось превосходство трех богов: Арамазда, Анаит и Ваагна. Самым сильным был Арамазд, Анаит – самой популярной, вместе с Ваагном они образовали триаду. Остальные божества считались второстепенными.
Арамазд/Ахурамазда/Зевс – отец богов, громовержец
Первоначальное имя данного бога – Ара. Это имя было распространено в протоармяскую эпоху и происходит от имени иранского Ахура-Мазды (Ормазд). С приходом греческой культуры и персидских верований Ара стал Арамаздом.
Арамазд воплощал доброе начало мироздания. Он руководил всеми богами на небесах и людьми на земле. Его атрибутами власти и могущества были молния, гром и радужный пояс. По преданию Арамазд был сыном бесконечного времени. Его символизирующей звездой считался Юпитер. С ним находились и другие боги, для которых, по легенде, Арамазд был отцом: Анаит, Нане и Михр в каком-то смысле были его детьми. А в другом источнике, в средневековом труде, посвященном жизнеописанию мучеников, Анаит была названа женой Арамазда. Бог был милосерден, миролюбив и мудр. Никогда не считался воинственным, но всегда боролся за справедливость. Его называли по-разному: «великий и всемогущий», «создатель неба и земли», «даритель щедрого изобилия».
У Арамазда был свой день празднования – Навасард. По аналогии с персидскими традициями, отмечался ранней весной. Праздник отожествлялся с изобилием и плодородием. Позднее его стали отмечать в конце лета на протяжении шести дней, но после принятия христианства празднования были отменены. В наши дни сохранилась традиция в честь Навасарда – 1 января раздают и съедают большое количество сухофруктов, добавляют их в рождественский плов.
Анаит/Анахит/Артемида – богиня любви, плодородия, деторождения и домашнего очага, дочь Арамазда
Анаит – богиня-мать, богиня плодородия и любви; дочь (или жена) Арамазда. Изображалась с младенцем в руках, обладала внешностью и одеянием армянской женщины. Популярность Анаит в Армении обусловлена культом богини-матери. Она была покровительницей наук, искусств и ремесел, а также земледелия, садоводства и скотоводства. Богиня была связана с культами вола, быка, и вокруг ее храмов паслись коровы с белыми пятнами на лбу. К Анаит обращались так: «великая матерь», «мать всякого целомудрия», «слава и спасительница народа», «благотворительница всякого рода человеческого».
В древние времена праздник в честь Анаит отмечался 7 апреля. После принятия христианства он стал днем Святой Богородицы, а сейчас отмечается как День материнства и красоты.
Ваагн/Вахагн/Геракл – бог мужества, огня, войны и бури
В эллинистическую эпоху Ваагн отождествлялся с Гераклом, а его возлюбленной считалась богиня Астхик. Ваагн был самым народным из всех армянских богов. Он предстает перед нами как национальный герой, как бог войны и отваги.
По преданию, Ваагн был сыном небес, моря и земли. Он олицетворял солнце, которое вставало из-за горизонта моря. По другим источникам, являлся богом огня, взметнувшимся, как молния, что показывало родовые муки – не что иное, как бушующий неистовый шторм. Это был своего рода поэтический образ появления бога на свет. Можно сделать вывод, что Ваагн – бог огня и молнии, рожденный морем. Его основная миссия – сражаться с драконами – врагами и захватчиками.
По легенде, главный бог Арамазд сообщил Ваагну, что собирается ему навсегда запретить покидать небо. А Арамазд решений своих никогда не менял. И когда Ваагн спустился на Землю в последний раз, он призвал людей и сообщил им: «Скоро я окончательно вознесусь на небо и больше не смогу давать вам тепло. Возьмите этот огненный луч и с его помощью поддерживайте огонь в ваших кострах».
Ваагн сказал – и исчез в черном небе, взмахнув на прощание огненным мечом. А люди ухватили его след. И огненный луч воспламенил дрова и разжег яркий костер. Когда мужчины отправлялись в походы, женщины бережно охраняли его, сменяя друг друга, стояли возле огня как часовые. Но каждый день с тревогой думали люди о будущем. Они боялись, что скоро налетят холодные ветры, придут дожди и погасят очаг. И вот когда на горизонте стали собираться тучи, а вдали все чаще блистал след от огненного меча Ваагна, мужчины придумали, как доставить огонь внутрь своих домов. Они принесли из леса целую гору хвороста, и устроили в каждом доме очаг. Так внутри всех жилищ появилась жаровня, и яркий огонь в домах с тех пор не угасал – ему были не страшны ни дождь, ни ветер. А бог огня радовался, глядя на них с небес, посылая молнии в знак своего одобрения и поддержки.
Культ Ваагна в Армении был упразднён святым Григорием Просветителем, повелевшим разрушить главный храм в Аштишате, посвящённый этому божеству.
Астхик/Иштар/Афродита – богиня красоты, возлюбленная Ваагна
Рассмотрим еще одну из ярчайших богинь древнеармянского пантеона Астхик, возлюбленную Ваагна. Она олицетворяла женскую преданность и добродетель, а ее звездой была Венера. Также Астхик была связана с культом воды. Её называли «златорукой» и «розовоперстой».
Исследователи предполагают, что праздник Вардавар, дошедший до наших дней, связан именно с почитанием Астхик. В древние времена во время праздника статую богини поливали водой, выпускали голубей и приносили в дар розы. В Каппадокии отмечался аналогичный праздник Варнавар, он являлся частью культа хаттов и был посвящен Афродите.
В современный Армении Вардавар является традиционным праздником, совпадающим с днем Преображения Господня. Отмечается через 14 недель после Пасхи. Если в древние времена поливали статую водой в ритуальных целях, то в настоящее время обычай изменился и перерос в шумную игру, в которой люди поливают друг друга водой. Вардавар сейчас многими воспринимается как детский праздник, обычно так и говорят – «играть в Вардавар», то есть весело обливать себя и прохожих водой.
Баршам/Баршамин/Баршимниа – «сын неба», противник Ваагна
В древнеармянской культуре Баршамин выступает как злой дух, противник Ваагна и Арамазда. В исторических мифах предстает как вражеский правитель ассирийского государства. По преданию, был побежден Арамаздом.
В древнеармянском мифе о Млечном Пути рассказывается, как Ваагн холодной зимой украл у ассирийского короля Баршама воз соломы для того, чтобы спасти народ Армении от холодов. Чтобы принести солому, ему пришлось пройти через Рай, и по пути он ее ронял. Так появилась белая полоса, которая и является следом Млечного Пути.
Нане/Афина – богиня войны и мудрости, дочь Арамазда
Культ Нане тесно переплетается с культом богини-матери Анаит. Храмы данных богинь находились недалеко друг от друга в гаваре Ехехяц. Предположительно ее почитание пришло от сирийцев. Имя Нане в народной армянской речи приобрело значение – бабушка, мама. Ей были присущи функции богини войны, она изображалась как молодая девушка с копьем и щитом в руках, так же была изображена богиня Афина.
Михр/Митра/Гефест – бог Солнца, небесного света и справедливости, сын Арамазда
В армянской мифологии описаны ряд подвигов Михра, или Мгера. Он сражается со львом, который убивал мирных жителей, спасает город Джезиру от наводнения, сбросив в реку скалу, и борется с несправедливостью в мире.
В древние времена февраль назывался Мехекан в честь Михры. До наших дней дошел праздник огня Трндез, который до сих пор так же отмечается в феврале. В честь Михры был воздвигнут храм Гарни – единственный языческий храм в Армении из сохранившихся до наших дней. Он находится в центральной части страны и является символом дохристианской Армении. Сейчас это одна из главных туристических достопримечательностей Армении.
Сандарамет/Спента Армайти/Аид – бог царства мертвых и подземелья
Сандарамет отождествляется с греческим богом Аидом, но в отличии от него, брал на себя функции карающего бога. Древние армяне не верили в ад: по преданиям, под землей таится животворящая сила, а не страх. Именно поэтому изначально Сандарамет был богом флоры и фауны – добрым и великодушным.
Грох – бог смерти
Грох переводится как «пишущий», «записывающий». Согласно легенде, при рождении человека на его лбу он записывал судьбу. Впоследствии на протяжении всей жизни он вел учет грехов и добрых дел, чтобы после смерти представить их на божьем суде.
Тир/Аполлон – бог знаний, защитник искусств и науки, прорицатель судьбы, писец Арамазда
Тир выполнял целый ряд функций, именно поэтому его отождествляли не только с Аполлоном, но и с Гермесом. Помимо покровителя наук, Тир был также богом снов: навевал сны людям и открывал им будущее. Вероятно, также являлся проводником в подземное царство.
Храм Тира находился между городами Вагаршапатом и Арташатом. Он был местом, где жрецы толковали людям их сны и проводили обучения наукам и искусствам. Храм Тира назывался «Диван писца Арамазда». Предположительно, от имени Тир происходит название четвёртого месяца древнеармянского календаря – Трэ.
Прошло много столетий после принятия христианства в Армении, но некоторые языческие обряды и ритуалы дошли до наших дней. Многие из праздников были адаптированы под христианскую религию. Что отличает Армянскую Апостольскую церковь от других? Ее удивительно мягкое отношение к язычеству. Это позволило сохранить древние традиции народа и национальную идентичность.
Журналист Максим Ерохин специально для Армянского музея Москвы
Комментариев нет:
Отправить комментарий