Ковроделие – древнейшее ремесло в Армении, с которым связано множество преданий, в том числе и о гибели мира. Проводились различные обряды с шерстяными нитями, а на коврах аж до начала XX века нередко изображались умершие. Особую связь с потусторонним имела лягушка, что отразилось в народной армянской сказке. Подробнее – в нашем материале.
Образ лягушки в древнеармянских поверьях
В армянской народной сказке «Девица-лягушка», которая была записана в Арцахе, царевич преподносит отцу дары – символы потустороннего мира: гранат, ковер и ключ. Помогают герою жена-лягушка и ее отец. Так, в сказке просматривается тесная связь с культом лягушки, широко распространенным с древнейших времен, причем не только в Армении. В образе лягушки фигурирует хтоническое божество подземного мира, культ которого связан с силой земли.
В области Арагацотн есть священные камни гортнкар – то есть лягушачьи. Им поклонялись, когда просили о дожде. Специалисты считают, что эти неотесанные камни, напоминающие своей формой лягушку, даже древнее вишапакаров II, а то и III тысячелетия до нашей эры. Они возникли если не в палеолите, то несомненно в период неолита, поскольку культ лягушки с развитием земледелия приобретает особое значение. Например, в египетской мифологии богиня плодородия Хекет часто изображалась как женщина с головой лягушки.
Форму лягушки имели и многие золотые и серебряные ожерелья, подвески, налобники и застежки армянских женщин. Такие украшения служили оберегами от порчи, сглаза и болезней. В верованиях армян, как и у других народов, божество в образе лягушки помогает роженицам, подобно древнеегипетской Хекет, и защищает детей. С той же целью ткались сюникские ковры с изображением лягушек.
Орнаменты и символы появлялись на армянских коврах издревле и имели то же смысловое значение, что и их архетипы, изображенные на других предметах. Так, на ковре второй половины XIX века из Сюника с левой стороны можно увидеть стилизованные медальоны в виде лягушки, на которых изображена женщина с головой ребенка ниже пояса – вероятно, будущая мама.
Образ лягушки в мифопоэтических системах означает связь с водой, поэтому в схеме мирового древа она как хтоническое существо находится у корней. На ковре «Хоран», вытканном в 1910-1912 годы в Одзуне, лягушка представлена у корней кипариса, слева от центральной композиции.
Изображение лягушки обычно имеет двоякое значение: с одной стороны – это символ плодородия, с другой – подземного мира. Это хтоническое существо относили к потустороннему миру, так как оно выходит из-под земли, а значит, связано с умершими, в первую очередь с предками. Об этом свидетельствует золотая фигурка культовой лягушки XV-XIV века до нашей эры, которая была найдена в погребении селения Лчашен.
Ковроделие как магический ритуал
Вообще культ предков у земледельческих народов имел особое значение. Считалось, что лежащие в земле предки даруют плодородие и помогают родным, высылая земные плоды. Так, в армянской сказке царевич проникает в загробный мир, где встречается со своей матерью, которая и подсказывает ему, где находится ключ от золотой кладовой.
Люди верили, что изображения предков обладали той же силой, что и сами предки «по ту сторону», поэтому эти изображения считались священными. Например, в XIX-XX веке в Арцахе ткали ковры с изображениями умерших. Известны изделия с памятными надписями – фамилиями Аветикянц и Оганджанян. Покойников изображали с открытыми глазами в момент отправление в загробный мир. Функцию проводника выполнял конь, символизировавший переход из одного состояния в другое. Армянские ковры с орнаментами, символизировавшими смерть и возрождение, по сути выполняли ту же функцию, что и надгробные хачкары.
Орнаменты армянских ковров архаичны и в основном являются знаковыми символами. В сказке «Анаит» царь Вачаган научился ковроделию у своей жены. Оказавшись запертым в подземелье, царь выткал ковер, узоры которого могла прочитать только мастерица Анаит. Так она узнала местонахождение мужа и спасла его.
Важное значение в сакрализации предметов имеет материал, из которого они изготовлены. Шерсть и овечье руно считались символами плодородия. Например, хетты использовали шерсть в обряде вызывания богов, чтобы те подарили благополучие и урожай. В Арцахе существовал обряд маланч, когда с помощью шерсти определяли, в каком месте необходимо совершить жертвоприношение, чтобы пошел дождь.
К магическим действам относился и сам процесс ткачества. Нить соотносили с человеческой жизнью, а прядение – с ее течением. Проводились также особые обряды очищения от болезней. Символическим значением наделялись и орудия – веретено, чесалка и другие. Пряслице армяне называли колесом судьбы, которое, согласно преданию, находится глубоко в пещере неподалеку от города Ван. Остановка колеса означала гибель мира. Именно поэтому на орудиях ковроделия изображались символы жизни солнца, дождя и плодородия. По сюникской легенде, этому ремеслу человека обучил сам черт из потустороннего мира – христианский аналог подземных божеств.
Таким образом, в сюжете сказки «Девица-лягушка» отражены древнейшие представления о атоническом божестве, символом которого стала лягушка, и о подземном мире, из которого в наш мир приходят волшебные дары.
Аванесян Л. Ковер из подземного царства (По мотивам армянской сказки «Девица-лягушка») / Армянский гуманитарный вестник, 2009
В оформлении обложки использована иллюстрация из Памплонской Библии, 1197. Из коллекции Городской библиотеки Амьена, Франция
Комментариев нет:
Отправить комментарий