На западе Армении, между Ереваном и Гюмри, расположилось небольшое село Кош, на первый взгляд ничем не примечательное. Однако на самом деле оно хранит многовековую историю древнего народа: в деревне и ее окрестностях расположены многочисленные памятники архитектуры, некоторые из которых были возведены еще в VII веке. Главную достопримечательность — хачкар внушительных размеров — можно заметить, просто проезжая по трассе Ереван-Гюмри. Какое пророчество связано со старинным крест-камнем, рассказывает Армянский музей Москвы.
Само село Кош известно еще с раннехристианских времен, в рукописях оно упоминается как «Кваш». Согласно историку Мовсесу Хоренаци, там жил царь Великой Армении Тиран после того, как отрекся от трона и передал его сыну Аршаку II. Захоронен Тиран также на территории поселения.
В Коше можно увидеть руины циклопической крепости, построенной еще во втором тысячелетии до нашей эры, а также остатки поселения первого тысячелетия до нашей эры. Сохранился монастырский комплекс Кошаванк с часовней и главной церковью Сурб Степанос, возведенной из желто-красного и коричневого туфа в VII веке. Храм украшен большим количеством резных орнаментов, а внутри него даже остались некоторые фрески, например изображение прославления Христа в алтаре.
Кроме того, путешественники могут познакомиться сразу с несколькими архитектурными памятниками XIII века: Кошской крепостью, рядом с которой возвышается «крылатый» крест-камень, церковью Григория Просветителя и кладбищем с хачкарами. Сохранились руины средневекового водохранилища из базальта и известкового раствора, маслодавильня XVIII века и церковь Святого Геворка, построенная в 1891 году.
И наконец — хачкар 1196 года, высотой почти семь метров, установленный к югу от Коша. Памятник возвел отец Петрос Аканатес — настоятель церкви Сурб Степанос — в честь избавления Арагацотнского гавара от сельджуков. О возникновении этого крест-камня существует красивая легенда.
Во второй половине XI века армянские земли завоевали сельджуки — тюркское племя, исповедующее ислам. После поражения Византии в битве 1071 года в следующие десять лет они установили свое влияние в Малой Азии и части Средней Азии. Сражение при Манцикерте историк Генрих Гельцер назвал часом «смерти великой Византийской империи», когда в провинциях, составляющих основу Империи, на руинах древней римской славы оказались шатры кочевников.
Почти полтора века Арагацотн был под влиянием чужеземцев, и вот однажды Петросу Аканатесу явилось видение: на землю спустились два ангела, чтобы избавить христиан от захватчиков. И через 20 лет это предсказание сбылось — князья Иване и Закаре Закаряны освободили регион. Помня о пророчестве, настоятель Сурб Степаноса установил хачкар, который прозвали «аканатес», что означает «провидец».
Впоследствии Петрос Аканатес многое сделал для процветания монастырского комплекса: там возник центр письменности, а по мнению некоторых историков, именно в период его настоятельства в храме появились фрески. В надписях на восточной стене Сурб Степаноса об Аканатесе говорится как об «истинном служителе веры и благодатном учителе». Это также указывает на то, что братья Закаряны относились к нему с глубоким уважением и преподносили церкви дары. Монастырский комплекс процветал и после смерти настоятеля, оставаясь духовным центром до середины ХIV века.
Подготовлено по материалам: armeniasputnik.am, wikipedia.org
В оформлении обложки использовано фото церкви Сурб Степанос в Коше. Источник: wikimapia.org
Комментариев нет:
Отправить комментарий