среда, 6 июля 2022 г.

О древнем армянском царстве Айрарат — Наталья Соболь

 


Древнее библейское армянское царство «АРАРАТ» по пр. Иеремии «царство АЙ-раратское». Название это, упорно обозначаемое как «Урарту» оспаривал Борис Пиотровский (от искажённ. древ.ассир./но в древ.арамейс. и в древ.арм. — «АЙРАРАТ»). Сергей Городецкий: «Народ у Геродота, называем «АЛАРОДАМИ», у армян он известен под именем урартов» (но это уже с периода владычества ассирийцев).

В архиве Хаттуса/Хаттусаса «Армения» фигурирует как страна «АРАШТУ» или «АРАРТУ» (по Бедржиху Грозному), в источниках СЕН-ААР/Шумер/вавилонских источниках — «УРАШТУ». Это подтверждают и 3-х-язычные надписи-трилингвы (Бехистун/Беситун, ок. 520-го г. до н.э.) царя-перса Дария I Гистаспа/Гидасп/. (1)

Этимология 4 терминов «ХАЙСА»-«НАИРИ»-«АРМИНА»«УРАРТУ» – абсолютно равнозначны со страной «АРМЕНИЕЙ». Тогда можно предположить, отталкиваясь от библ. названия «АР-АРАТ», ЧТО МН. ОБОЗНАЧЕНИЯ ВЫДАЮТСЯ В АССИР. ТРАНСКРИПЦИИ, и город «УР» — это город «АР», а озеро «УР-МИЯ» — это оз. «АР-МИЯ»! А в источниках царя хеттов Н-АР-АМА-СУРЕНА, Армения обозначена как «СТРАНА АРМАНИ»: «Madakina Lugae, uru Armanin».

Она известна как одно из высокоразвитых мощных древ.арм. царств (др. — «ВАНСКОЕ ЦАРСТВО»). В клинописном тексте одной из каменных стел айраратского царя Русы, сына Аргишти есть др. название древ. арм. государства – «СТРАНА КУАР-ЛИНИ». Также известно, что у одного из основателей древ. РУСС. г. Киева имя «КУАР» (см. кн. «Арменоведение в России»)! А в переводе с древ. арам. яз. означает «ГОРОД»!!!

Известны имена царей АРАРАТА: Сардур, Испуини, Менуа, Аргишти. Царь Аргишти основал город ЭРИАЙНА (ЭРИБУНИ, ЭРИВАНЬ/соврем. ЕРЕВАН). 1-ые цари Айрарата — Арам (860-845 гг.) и Сардури I (845-825 гг.) объединили в одно государство близлежащие с о. Ван мелкие разрозненные арм. государства от р. Евфрат до оз. Севан. Сардури I воздвиг на доистирическом базальтовом останце скально-пещерную цитадель-дворец, где уже в период геноцида армян и др. христиан турции побывали друзья — русс. писатель и поэт С.Грородецкий и Артавазд Туманян. См. путевые заметки С.Г. (1915 г. /«Об Армении и армянской культуре»).

Арм. царь рядом с дворцом построил город «ТУШПАК»/г. «ТОСБ» (ранее г. Альниун или Семиранокерта; позднее Ван соврем. турция, г. Топракале, юго-вост. от древ.арм. оЗ.Ван). С XI в. до н. э. г. Тушпа/Тосб стал столицей Айрарата. В его состав входило мн. близких и дальних арм. городов и крепостей – АР-ГИШТИНИХИЛИ, АР-МАВИР, КАМО, МЕНУАХИНИЛИ, РУСАХИНИЛИ, ЭРИБУНИ, ЦОВИНАР и мн. др.

В некоторых архаичных источниках имена этих царей и крепостей произносятся по иному. В свято-эчмиадзинских источниках Цовинар фигурирует как «ГЛИНЯНАЯ КРЕПОСТЬ» («КАВАКЕРТ»-древ.арм.). Царство древ. айраратцев процветало, славилось богато территориями, дорогами, развитыми городами, искусными мастерами и, ГЛАВНОЕ, производством «металла»!

Сами же айраратцы известны как производители самых разнообразных изделий. Но особенно ценились их изделия из бронзы: оружие, посуда, люстры, разные светильники, ларцы, украшения и пр. Они успешно развивали торговлю, с/х, садоводство, высев травяных культурников (прян. и лечеб. травы), пивоварение, виноградарство и вино-производство.

Были проложены мн. сухопутные, речные и морские торгово-купеческие пути. Далее у древ. армян сложились взаимно выгодные международные торгово-эконом-отношения. Морские пути связывали армян с родственными народами — бактрийцами, согдианами, парфянами. О чём упоминал Геродот. Арм. купцы-ходжи задолго до Р.Х. вели дела с Индией и Китаем.

В Китае даже вошла в употребление арм. нац. одежда — как залог спокойного путешествия и торговли по стране. Экспорт товаров был достаточно широк: разнообразные отменные сорта арм. вин, пива и масел, сухофрукты, лекарств. снадобья и пр. А также посуда, мн. изделия из кожи, скот. Лес, ценная древесина, металлы, минералы.

Весьма ценились поделочные и драгоценные камни: жемчуг, шушинский янтарь, ювелир- украшения (кость, цвет.стекло. Металлы: золото, электрум, серебро, медь. Красители минерального и животного происхождения: кошинель («вордан кармир»древ.арм.). Предметом экспорта и импорта были редкие дикие животные, привозимые для царских зверинцев. Ценились ковры: шёлк, шерсть, войлок. Ткани: шерсть, шёлк, лён, газ, виссон, конопля.

Это вызывало зависть у близких и дальних соседей. Так, в своё время, Ассирия (евр. колено Ассирово) постоянно нападала «на богатые земли урартов, принося богатую добычу», угоняя в плен жителей. Ассирийцы очень ценили арм. воинов и искусных мастеров, о чём есть соответствующая ассир. надпись.

Царь Саргон напав на «своего соседа и старого соперника государство Наири…вернулся победителем» из грабительского похода (714 г. до н.э.). Разорил древ.арм. города, деревни, все посевы, угнал весь скот, часть побеждённых айрартцев убил, др. обратил в рабство. См. его клинопись: «Имуществом дворца Урзаны и Халди и мн., мн. богатством его, которые я ПОХИТИЛ в Мусасири, я нагрузил мои многочисленные войска во всём обилии и заставил стащить в Ассирию людей обл.

Мусасири я причислил к людям Ассирии, ПОВИННОСТЬ ВОИНСКУЮ И СТРОИТЕЛЬНУЮ я наложил на них, как на ассирийцев… Во всём Урарту я распространил рыдания, плач на вечные времена я устроил в Наири». Но последующие арм. цари, особенно Менуа, всегда помнили зло и агрессию Ассирии и, только более укрепляли свою страну.

Айраратцы создали мощную, отлично вооружённую армию: боевые колесницы, конница и пехота, закованные в латы по типу гиксосов. И уже айраратцы уже сами «начали наступать на Ассирию, захватывая её север. области…Самым крупным царём-завоевателем был Аргишти…Он совершил 14 победоносных походов» (VIII в. до н.э.)!

Укрепление государства способствовало новому всплеску градостроительства и подъёму экономики. А ещё ранее Менуа обнёс свою столицу Тушпу/Тосп высокими каменными стенами. Проложил 80-ти км. канал («пили»-древ.айрарат.) для питьевой воды и полива. Он действует и поныне!

Руса I построил 25-ти км. канал, наполняющий накопительный водоём под сезонное орошение земель (ок. Тушпы). Но на Айрарат напали др. враги – кочевники-киммерийцы (ок. 722-715 гг.) Известны имена их вождей: Теушпа, Тагдамме, Сандакштару. См. источники Мидии, Лидии, Ассирии. После кимерийцев появились др. кочевники — скифы.

Руса II вырыл ещё 1 тонель-канал: 20-ти км., тоже действующий до сих пор (ок. Эрибуни/Ереван; ок. р. Раздан) и дал ему имя. На каменной стеле царя искусно высечена клинопись: «Канал из реки Ильдаруни я провёл. УМЕШИНИ имя его». При его раскопках археологи увидели, что часть тоннеля пробита в твердейшем базальте, достаточно глубоко под землей (это, поистине, 8-ое чудо света)! См. труды ученый-геолог А.П. Демёхин (АН СССР), изучавший палеолог-базальты ущелья р. Раздан.

Подобные «каменные книги» Демёхин также находил ок. о. Севан и ок. г. Арагац. У ущелья р. Раздан он нашел камень с клинописью (1936 г.). На обломке камня удалось прочесть имя царя Русы (сын царя Аргишти). Это место известно как «КРАСНЫЙ ХОЛМ» («КАРМИР-БЛУР»-древ.арарат.). В ходе раскопок обнаружена отдалённая цитадель айраратцев — ТЕЙШЕБАИНИ.

Раскопки этой, весьма значимой и хорошо укреплённной цитадели Ванского царства вёл Б.Пиотровский. На примере Кармир-Блура можно увидеть высокий уровень развития их инфраструктуры и пр. Б.Пиотровский: «Наибольший интерес из раскопок К.-Блур представляют щиты со следующими надписями: «Богу ХАЛДИ, господину, этот щит Аргишти, сын Менуа, для города ЭРИБУНИ изготовил. Аргишти, царь могучий, царь великий, царь страны БИ-АЙ-НИ (У.; по Б.П.), князь города Тушпы». Крепость Тейшебаини, названная так в честь бога ТЕЙШЕБЫ (ТЕШУБ/ТЕСУБ — «громовержец, чья мощь убивает»; он «супруг богини ХЕБАТ, госпожи небес»).

В Тейшебаин найдено мн. оружия: шлемы, колчаны, стрелы, поножи, предметов конской упряжи (бронза, серебро). Был даже свой военный арсенал — «ДОМ ОРУЖИЯ» (при храме глав. бога Халди). На стенах уцелели росписи древ. художников.

Нашли статуэтки мн. предметов из ценных пород деревьев, обилие посуды (глина, медь, серебро, золото). Ковка, литьё: котлы, сковороды (медь), дверные запоры, сосуды для питья (золото, серебро, стекло), тарелки, кувшины, светильники и пр. предметы кухонного быта в хорошем состоянии.

Прекрасно сохранились и каменные блоки, резные двери. Канделябры, мн. клинописных табличек, шкатулка (камень) и мн. др. О значимости цитадели К.-Блур говорит тот факт, что все ценности из крепости Эрибуни в какой-то период были перевезены именно в Тейшебаини. Враги взяли К.-Блур штурмом – на закате лета, (при раскопках нашли собранный урожай, пряности и цветы — времени н. августа).

Поэтому не только мн. предметы материальной культуры, но и провизия, подпорчены пожаром. После разорения, жизнь из крепости перешла в крепость Эрибуни. Сын Менуа, царь Аргишти осваивал, облагораживал и застраивал дикие земли под постройку уже будущего Эрибуни.

См. его клинопись: «…город Эрибуни (Эривань/Ереван) я построил для могущества страны Биайни(ли)…Земля была пустынной, ничего не было там построено. Могучие дела я там совершил. 6.600 воинов страны ХАТЕ (хетты? С.Н.) и ЦУП-АНИ (Цопк? С.Н.) я там поселил». Раскопки в данном регионе стали системными (с 1939 г.).

*** Традиционный P.S.: никого не хотела обидеть — лишь привожу собранные из разных источников тематические сведения, а решать вам.
ЯкосънамиБОГЪ/СлаваБОГУзався.

Из неизданного Н.Соболь «Про армянскую историю, еду и не только…»

КОММЕНТАРИИ:

(1) Персы — это семиты, евреи-эламиты. Их прародитель ЭЛАМ — библейский персонаж, старший сын Сима. пограничное еврейское колено Эламово смешалось с еврейским коленом Гадовым. «Элам, страна // Еврейс. энциклопедия Брокгауза… Архимандрит Никифор «Елам (имя) // Библейская Энциклопедия».

ИСТОЧНИКИ:

Архимандрит Никифор «Елам (имя) // Библейская Энциклопедия», М., 1891-1892.. «Возникновение имени Армен …», с.7-41. Любимов Л. «Среди сокровищ …», с.31 K.Riemcchneider, «Lehrbuhdes akkdiscen», leipzid 1961, c.169. G.Barton «The Royal inscritions of Shummer and Akkad», London, 1929. Тихомиров А. «Семиты. Языки, народы, миграции, обычаи», с. 19., ISBN 97854485874055. Гавукчан М. Р. Де Ногалес «4 года …», гл. VI. Б.Пиотровский «Кармир-Блур», с.5-45, ил. 1-113. Он же «Археология Закавказья». «Армения по «Ашхарацуйц»-у, с.82. P.Matthiae, «EVA. An. Empire Rediscoveered», c.60. Варга Д. «Древний восток …», с.112. Варшавский А. «Вначале были …», с.57. Журн. «Bilinmeyen», № 3 (?-80-е г.г.). Мишулин А. «История древнего мира», с.43-44. «Б.С.Э.», т. 1, с.254. Ковутнович О., Ходжаш С. «Багдад», с.53-54. «Элам, страна // Еврейс. энциклопедия Брокгауза и Ефрона», СПб., 1908-1913.
Давайте славить Родину вместе.»

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...