вторник, 24 января 2023 г.

Армянское село под названием Аргури (Акори)

«На высоте около 2 км на склонах Большого Арарата раньше стояло армянское село под названием Аргури (Акори), что в переводе с армянского означает «он посадил виноградную лозу». Согласно традиции, армянская церковь, датируемая восьмым веком, находилась на том месте, где Ной построил свой жертвенник и принес свою первую жертву после выхода из ковчега и безопасного спуска с горы со своей семьей и спасенными животними. В Аргури он посадил виноградную лозу и вырастил виноград, сделал вино, пил до избытка.» «Вокруг Черного моря», Уильям Элерой Кертис, 1910. Овеянная легендами и библейскими сказаниями, высочайшая вершина Большого Арарата, или Масиса (5165 м), издавна, как магнит, манила христианских паломников, путешественников и натуралистов всего мира своей красотой, величием и таинственной неприступностью. Страшное землетрясение 2 июля 1840 г., разрушившее часть склона горы, взбудоражило научное сообщество европейских стран. В те времена, когда многие отрасли геогностической, т.е. геологической, науки были на заре своего формирования, большинство европейских ученых и, в первую очередь, русские исследователи, сильно заинтересовались первопричиной данного явления. Именно для решения данной проблемы Штаб корпуса горных инженеров Российской империи, по рекомендации А. Гумбольдта, обратился к Абиху, уже снискавшему большой авторитет в научных кругах Европы. Ранней весной 1844 года по высочайшему разрешению Императора России Николая I профессор Абих отправился в 10-месячную командировку в Закавказье, предварительно получив из Российской казны на экспедиционные нужды 5288 рублей серебром – очень внушительную для того времени сумму. В середине XIX века в Эриванской губернии эта сумма равнялась 15-летней годовой зарплате наиболее высокооплачиваемых мастеров-каменщиков и каменотесов. До отьезда на Кавказ в январе того же года в Санкт-Петербурге Абих получает предварительные сведения об Армении у известного общественного деятеля, этнографа и агрария барона А. Гекстгаузена, который годом раньше путешествовал по Армении. Там же Абих встречается с новоизбранным 121-м Католикосом Всех армян Нерсесом Аштаракеци и заручается от него рекомендательным письмом к Хачатуру Абовяну, в котором последнему предлагалось оказывать содействие профессору в качестве переводчика. Эта встреча с Католикосом произвела на молодого геолога неизгладимое впечатление и послужила основой для многолетней дружбы как с ним, так и с великим просветителем армянского народа Хачатуром Абовяном. Во второй половине августа и в начале сентября 1844 года Абих совместно с Абовяном предпринимает три неудачные попытки восхождения на вершину Большого Арарата, которые из-за неблагоприятных метеорологических условий не увенчались успехом. После этой неудачи Абих, тщательно изучив климат данной местности, приходит к выводу, что наиболее благоприятное время для восхождения – вторая половина июля – начало августа или же поздняя осень. В том же 1844 году Абих, отрываясь от своих геологических изысканий, всесторонне исследует развалины древнеармянской столицы Ани и составляет первый подробный план городища. Результаты этих исследований были изданы в 1879 г. в книге «Пятый Археологический Съезд в Тифлисе».27 июля 1845 года небольшая экспедиция, возглавляемая Абихом, в сопровождении помощника Абиха, уроженца Богемии Карла Ценка, топографа Бичугина, переводчика, ученика Абовяна Петроса Шарояна, бывших жителей разрушенной деревни Акори Онана Мартиросова и Симона Саркисова, а также четырех казаков донского 12-го полка предпринимает новую попытку восхождения по юго-восточному склону Большого Арарата. Уже на следующий день в 11 часов утра Абиху удалось осуществить давнишнюю, несбывшуюся мечту своего великого учителя и наставника Александра Гумбольдта. Вершина была покорена. Это было третье по счету документально подтвержденное восхождение на Арарат после пионерской экспедиции Ф. Парротта, Х. Абовяна (1829 год) и выпускника Лазаревского института восточных языков, востоковеда К. Спасского-Автономова (1834 год). Однако на этот раз на вершину впервые ступила нога профессионального геолога. Всестороннее и подробное изучение вершины и ее окрестностей не сразу позволили осторожному в своих научных суждениях ученому однозначно установить первопричину грандиозной катастрофы 1840 года. Лишь несколькими годами позже, после детального анализа имеющихся фактов, Абих пришел к выводу, что это был толчок, спровоцированный тектоническим землетрясением, а не извержением. Землетрясение, в свою очередь, породило громадный селевой вынос, в результате чего армянское село Акори (Аргури) и монастырь Св. Акопа были полностью уничтожены. Дальнейшая научная деятельность ученого на Армянском нагорье была чрезвычайно плодотворной и разносторонней и касалась почти всех теоретических и прикладных аспектов геологии и физической географии: палеонтологии, стратиграфии, тектоники, минералогии, литологии, петрографии, геоботаники, орографии, климатологии, гляциологии, четвертичной геологии и гидрогеологии, изучения полезных ископаемых, геологического картирования. Cело Акори впервые упоминается в 5-м веке армянским летописцем и историком Газаром Парпеци. В селе находилась историческая армянская церковь 4-го века Св. Акопа (Акори Сурб Акоп). Монастырь был основан в 341 году и был построен на северо-восточном склоне горы Арарат, в кантоне Масяцотн, провинции Айрарат Армянского царствa. Легенда гласит, что Акоп был священником, который каждый день пытался взойти на Арарат в поисках Ноевого ковчега, но на полпути засыпал, а при пробуждении снова оказывался внизу у истоков своего путешествия. После многих лет попыток ему приснился сон, в котором ему говорилось, что ему не стоит искать Ноев ковчег, и Бог даст ему частичку дерева из ковчега. Эта реликвия была выставлена в церкви Святого Акопа в Акоре. Фото: гора Арарат из села Акори, хачкары на горе Арарат.

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...