воскресенье, 27 мая 2012 г.

Кто мы?



Кто мы?
Мы - сыны Айка! Родившиеся из пламени 4500-летней истории непрерывной борьбы за свободу, за любовь, за просвещение, за веру, за жизнь и за Родину Армянского народа.

Когда хвастливый тиран народов мира захотел подчинить нас себе, захватить нашу страну и заставить Армян молиться ему как богу, праотец Айк убил его и чучело его повесил на стенах города, чтобы все тираны знали свою участь, если еще раз пойдут на нас войной. Так армяне выиграли первую войну за Свободу! Поэтомумы - свободолюбивый народ!






Когда бешенная и озабоченная баба из Нинвея возжелала нашего царя - Ару Прекрасного - и пришла насильно забрать его, встал наш царь и его народ биться за любовь свою: за Нуард (жену царя) и Армению. Погиб он в том бою, но был воскрешен в сердцах народа. Мы, как и наш царь Ара, воскресли из пепла как птица феникс.






Когда мы только начали плавить металл, считать звезды на небесах, ставить печати на горах Армении, чтить Богов и творца Единого, тогда нас звали Хай-Армены. Перед нашими мечами склонялись тираны и падали города. Дарили мы свободу угнетенным народам и строили города на их землях. Давали знания, алфавит и Богов темным народам. Мы – народ-просветитель!






Когда ассирийцы захватили и ограбили храм Бога Ардини (Мусасир), тогда не выдержало сердце армянского правителя, от горя и позора он скончался. Мы - честолюбивый народ!






Когда молодой македонец подкупами и хитростью дошел до Гавгамелы, мы пришли на помощь нашим братьям – персам и медийцам. Ибо мы ценим братство. И когда подкупленные военноначальники персов предали царя своего, а медьяне убежали с поля боя, армянский царь Вахе до конца сражался и погиб, а войско его без паники отступило в Армению. Ибо мы ценим долг и честь. Мы - дети наследия царя Айкида Вахе.






Когда Аланы пришли на нас войной, и были разгромлены, а принц их попал к нам в плен, принцесса аланов пришла к берегу реки и просила Армянского царя Арташеса отпустить ее брата:






Тебя зову я, о храбрый муж Арташес,
Что победил ты народ храбрых аланов,
Прошу тебя, услышь мольбу
Лучезарной дочери аланов
И верни юношу.
Ведь не закон, когда за месть
Богатыри истребят потомков
Богатырей других.
Или удержат как слугу, в ряду рабов
И с этим засеют вечную вражду
Между двух храбрых народов.

Вот так признали нашу храбрость соседи. И взял Арташес себе в жены принцессу аланов Сатеник. И поставил точку вражде между двумя храбрыми народами. Мы ценим благородство, ибо мы - благодарный народ!






Когда персидские Сасаниды хотели уничтожить династию армянских Аршакидов, они начали братоубийственные и кровопролитные войны против Армении. Страшные злодеяния они совершали на нашей земле. И однажды наш спарапет Мушег разгромил персидскую армию, убил предводителя их – Карена, и захватил в плен всех жен и наложниц их царя Шапуха, которого мог бы так же умертвить, однако по великодушию своему и обыкновенной сдержанности при победах, а также из уважения к сану царскому, того не учинил. Равным образом поступил он и с царем дагестанским Урнаем, с которым принужден был вступить в сражение. Он разбил его войско и в единоборстве с ним имел случай и самого его предать смерти; но того не сделал, лишь сказал ему: «Ты достоин смерти, но я не приобучил себя быть бесчеловечным. Ты имеешь сан государя; чту его, и потому не хочу принести тебя в жертву моему честолюбию!» И сохранил он жизнь царя дагестанского, потому что, благодарность у нас в крови. Мы - дети этого народа!






Когда на развалинах языческих храмов воздвигались церкви и в них воспевали нового Бога на чужом языке, тогда пришел Он - наш святой Маштоц, и вернул нам письменность - еркатагир, и язык наш богозвучный. И открыл он школы по всей Армении, и перевел древние тексты. Писали историю нашего народа. Познали науки, воспевали святых. Ибо знали мудрейшие, что «знание – свет, незнание – тьма». И дал наш народ таких великих сынов как Хоренаци, Ширакаци, Нарекаци, Кучак и других светлых мужей. Мы - светлый народ!










Когда чужие засели на наших землях и сеяли вражду между князями армянскими, ожесточились наши сердца. Любовь и верность, доблесть и отвага покинула Армян. И пала Армения. Но не могли Армяне смириться с этим позором.






Когда коварные греки предательски убили армянского царя Гагика, один из его вельмож - князь Рубен - поклялся отомстить за кровь своего царя. И завладел он крепостью Коситорской, изгнал греков и по всему Тавру основал армянское государство Киликия. Изгоняя греков, он сказал: «Я не перестану чинить вам мщения за причиненные вами народу моему обиды и за кровь царя моего Гагика» Даже наше мщение – это созидание. Мы - народ созидатель!










Когда любовь покинула сердца Армян, они стали унывать, слабеть и отчуждаться. И пришли недруги наши и захватили всю нашу Родину. И узнали мы изгнание, рабство и плен. 600 лет без свободной Родины. 600 лет позора. Мы скитались по чужим землям, куда нас с радостью приглашали. Открывали школы, строили церкви, но уже на других берегах. Формировали полки, возглавляли армии, но уже для других царей и обогащали их казны. Рим, Индия, Польша, Россия оценили доблесть, верность, и благодарность нашего народа. Но Родина наша была в рабстве.










И тогда пришли глашатаи Ваагна - титаны пера – Варужан, Сиоманто, Раффи, Рубен Севак, Церенц. И воспели они храбрость и доблесть наших царей, и дух языческих Богов. И поднялись Армяне с колен, падали и снова поднимались. Нас истребить хотели, но мы не сдавались. И пришел Нждэ - спаситель наш! Принес нам веру Цегакрон, а на щите веры - сладкую победу! Мы - сыны бессмертного народа!






Когда наши воины танцевали кочари над развалинами Рейхстага, в то время за стенами НКВД мучился наш Спаситель Нждэ. И даже тюрьма не сломила Великого Армянина. В то время как все великие деятели из тюрьмы писали письма Сталину, в которых они просили у него прошения и умоляли сохранить им жизнь, ради чего они с готовностью признавались в совершении всех немыслимых преступлений, гордый Армянин требовал объяснений от самого Сталина за его нерыцарский поступок.
"Нельзя проанализировать психологию сделанного мною рыцарского шага и отказать мне в справедливости. Так, кто сделал такой шаг, как я, доказывает две вещи:

А. То, что он перестал себя чувствовать противником той власти, которой он доверяет, и,

Б. Что власть, которой он доверяет свою жизнь и достоинство, не может не отвечать таким же рыцарским жестом на рыцарство".

".. я не хотел бы жить, если бы чувствовал, что предстоят еще задачи, ради которых надо жить. Умереть? Что есть легче смерти для старого патриота и солдата…? Меня занимают не жизнь и не смерть, а мое последнее желание на свете - принять участие в гибели феодальной Турции".

Даже в смерти мы умеем жить, не преклоняясь перед ней, не сложив голову, не прося пощады! Мы - сыны Великого Нждэ!






Когда одному армянину сказали: «Стань генсеком великой Империи», тот ответил: «Страна 2-х кавказцев не выдержит». Не любим мы быть тиранами, ибо так мог ответить только Армянин. Мы - сыны такого народа!






Когда нас окружили и хотели уморить голодом, отключили газ, электричество, отопление; бомбили нас «градом», бросали на нас авиабомбы и хотели затопить в крови Арцах, тогда встали Армяне как достойные сыны Айка и победили врагов своих.






Сегодня, когда все только и делают, что мусолят тему о сдаче Арцаха, мы говорим: 600 лет Армяне не имели государства своего. Но сегодня у нас есть целых два! И нас ждут еще пять новых Армянских государств! И мы эти государства восстановим! Ибо мы - сыны Великого Армянского Народа!

Шумерские Боги - Ключи Армянского Словообразования



Шумерские Боги - Ключи Армянского Словообразования







«Армяне это народ, который любуется ключами
от родного языка, даже когда не собирается
отворить ими дверь сокровищни
цы».
Осип Мандельштам


Глубоко ошибутся те, кто скажет, что существующие в армянском языке части речи и слова, такие как местоимения, приставки, суффиксы и прочее, представляют собой непроизвольные образования. Так например, по поводу того же суффикса –ոց (-occ в слове hayocc (армянский), вопреки нашему утверждению о том, что оно имеет значение «змея» и потому слово hayocc (армянский) равно подразумевает также и значение «hay occ» (змей hаya), можно утверждать, что оно бессодержательно, приводя для подтверждения суффиксы –ից (-icc), -աց (-acc), -եց (-ecc), которые в армянском языке, вроде бы не имеют никаких посторонних значений. Оппоненты могут утверждать, что уже из одного только наличия этих бессодержательных суфиксов следует, что созвучие суффикса –ոց (occ) с «оcc» в значении «змея» случайно.

Однако смею напомнить, что приведенный нами –ոց (occ) в качестве содержательного суффикса, не является единственным в своем роде. Мы ведь видели, что суффикс -ին (-in) имеет отношение к богине Иннин, а суффикс – ութ (-utc) к богу Уту. Более того, мы ранее отождествили бога Ана с армянским префиксом [նախածանց] an- «не-, без-» в словах anhavat «неверный», angutc «безжалостный», anardar «несправедливый», а теперь хотим обратить ваше внимание на то, что тот же самый слог an, употребленный уже в качестве суффикса [վերջածանց] –an, образует слова նշան (nšan), խթան(xtcan), խցան(xccan)…. Далее мы привели имя шумерского Бога Луны Сина (Sin), указав на его связь с армянским корнем սին (sin) «суетный, пустой», который, примыкая к слову հավատ (havat) «вера», образует սնահավատ (snahavat) «суеверный, верящий в пустое».

Одно уже наличие подобных совпадений указывает на то, что никакие это не совпадения - слишком уж они кстати! Любая научная гипотеза, собственно говоря, принимается за верное именно на основании подобных «совпадений». А если так, то мы имеем перед собой факт – Шумерские Боги это части речи армянского языка и наоборот, Части Речи Армянского Языка это шумерские боги!

Даже сейчас, когда я пишу эти строки, я имею в своем арсенале еще множество схожих примеров армяно-шумерских взаимосвязей. Cвязей, о которых я умалчиваю лишь потому, что всему существует свое время...

Что же касается приведенных в качестве бессодержательных суффиксов –ից (-icс), -աց (-acс), -եց (-ecс), которые якобы указывают на то, что созвучие суффикса –ոց (ocс) с օց (awсс) [>письм.օձ (awj)] в значении «змея» случайно, то здесь может идти речь только лишь о мере продуктивности тех или иных суффиксов, префиксов и соответственно о мере продуктивности шумерских Богов.

Ведь никто и не утверждает, что все без исключения префиксы и суффиксы армянского языка должны быть в той же мере продуктивны как приведенные нами an, in, utcc (utcyun), occ.

Так например, даже в пособии для самостоятельного изучения армянского языка[U1] , считается необходимым указать, что в армянском языке сравнительно мало префиксов и что большинство из имеющихся непродуктивны, а самым продуктивным префиксом является an-, но что касаемо суффиксов, то дело обстоит ровно наоборот: «Армянский язык богат суффиксами. Более 100 суффиксов дают возможность образовать тысячи производных слов с различными значениями и оттенками значений. Благодаря этому на армянский язык можно перевести любое слово другого языка...» [U2]

Но вот давайте теперь подумаем. Разве все боги известного нам шумерского пантеона столь же велики и продуктивны как небесный бог Ан? Конечно нет! В шумерских мифах мы видим десятки мелких, малопродуктивных божков. И если система такова, то в чем должна быть причина того, что все армянские префиксы должны быть столь же продуктивны, как префикс an-?

Если мы утверждаем, что части армянских слов это Боги шумер, то это значит, что "кастовая” система шумерского пантеона, где есть великие (продуктивные) и не великие (малопродуктивные) боги, также должна переноситься на систему армянского словообразования.

Всегда, когда мы смотрим вокруг себя, первое, что бросается в глаза, это наиболее крупные объекты (солнце, горы, здания), и лишь затем мы обращаем свой взгляд на менее значимые объекты (киоск, автомобиль, человек), и в самую последнюю очередь на детали этих объектов.

Точно так же на виду главный герой произведения, затем второстепенные герои и лишь затем эпизодические.

Поэтому не удивительно, что мы обнаружили пока только связь небесного бога Ана с армянскими префиксом an- и суффиксом –an, связь богини Иннин с армянским числом in (9) и суффиксом in, связь бога Уту с армянским числом utс (8) и суффиксом utсyun, связь бога змея Haya c армянским суффиксом –ocс.

Мы ведь не предлагаем останавливаться на этом, мы предлагаем раскрыть глаза, увидеть самое очевидное, чтобы затем сфокусировать свое внимание на всем остальном.

Таким образом, степень известной содержательности той или иной части слова армянского языка находится в прямой зависимости от ее продуктивности и притом продуктивности не только в ареале армянской грамматики, но и шумерского пантеона.

Собственно говоря, когда мы говорим о содержательности или несодержательности, то мы должны понимать, что это говорится лишь условно. В природе языка не может существовать чего-либо бессодержательного, иначе бы его не было. Любая часть слова для чего-то предназначена. Посредством тех же суффиксов образуются существительные, прилагательные и даже наречия.

Например суффикс –ayin, образующий имена прилагательные в значении отношения, происхождения, принадлежности и материала, из которого сделан предмет, обладающий данным качеством, содержателен уже сам по себе. Вопрос в том, имеет ли этот суффикс свой образ в шумерском пантеоне, как это было с суффиксами –an, -ocс, –in, -utc, и если имеет, то каким образом это проявляется и какой именно это образ? Вопрос о том каким образом это может проявляться, важен, поскольку мы, например, видели, что суффикс –осс проявляет свое значение совсем иначе и не так просто, как суффикс –in. Определяя образ для –ayin, необходимо понять, какое именно божество шумерского пантеона отвечает за качество материала того или иного предмета. Это довольно трудная задача, поскольку степень понимания шумерских эпосов, роли тех или иных богов и божков в том или ином эпизоде оставляет желать лучшего. Но эта задача решаема и мы найдем это решение тогда, когда сможем верно перевести на армянский все известные нам шумерские мифы.

Не исключено,что определенная часть префиксов и суффиксов армянского языка не смогут найти своего образа в шумерском пантеоне, но это и не обязательно, поскольку, как мы знаем, существовали некие –me, которые богиня Иннин обманом заполучила у бога hАйя (Эа, Энки) и, погрузив на ладью, привезла в Урук. Придет время для понимания того, что «ладья», среди прочего, это также поэтическая метафора такого понятия, как «язык»...
http://arevazian.ucoz.ru/index/0-150

Герои и легендарные монархи



Герои и легендарные монархи

Хайкиды (Гайкиды, Хайканы, Гайканы) — легендарные цари и родовладыки Армении. Традиция о Хайкидах восходит к сочинениям Мовсеса Хоренаци, который, в свою очередь, собрал древние сказания и эпические произведения, систематизировав их и объединив со сведениями книжного происхождения. Впоследствии армянской традицией, особенно монахами-мхитаристами, была разработана точная хронология этих мифических царствований. Родоначальником (нахапетом) и эпонимом всех армян считался Хайк (арм. Հայկ ), согласно Мовсесу — сын библейского патриарха Торгома, внук Тираса, правнук Гомера и праправнук Иафета — одного из сыновей Ноя. От его имени армянская традиция производит самоназвание армян, а от его сына Арменака — их название в других языках.
Потомков Хайка — нахапетов (родовладык) армян — и годы их жизни традиция называет следующим образом:

Имя (по-русски) Годы правления Имя (по-армянски)
Хайк 2107—2027 до н. э. Հայկ
Арменак 2027—1981 до н. э. Արմենակ
Армаис 1981—1941 до н. э. Արմայիս
Амасия 1941—1909 до н. э. Ամասիա
Гег’ам 1909—1859 до н. э. Գեղամ
Арма 1859—1826 до н. э. Հարմա
Арам 1828—1770 до н. э. Արամ
Ара I Прекрасный 1770—1744 до н. э. Արա I Գեղեցիկ
Ара ІІ 1744—1726 до н. э. Արա Արայան
Анушаван 1726—1663 до н. э. Անուշավան
Парет 1663—1613 до н. э. Պարետ
Арбак 1613—1569 до н. э. Արբակ
Заван 1613—1532 до н. э. Զավան
Парнак І 1532—1478 до н. э. Փառնակ I
Сур 1478—1433 до н. э. Սուր
Аванак 1433—1402 до н. э. Հավանակ
Ваштак 1402—1380 до н. э. Վաշտակ
Айкак I 1380—1362 до н. э. Հայկակ I
Ампак I 1362—1348 до н. э. Ամպակ I
Арнак 1348—1331 до н. э. Առնակ
Шаварш I 1331—1325 до н. э. Շավարշ I
Норайр I 1325—1301 до н. э. Նորայր I
Встам 1301—1287 до н. э. Վստամ
Кар 1287—1283 до н. э. Կար
Горак 1283—1263 до н. э. Գոռակ
Рант I 1263—1240 до н. э. Հրանտ I
Ындзак 1240—1225 до н. э. Ընձակ
Гэг’ак 1225—1195 до н. э. Գեղակ
Оро 1195—1192 до н. э. Հորո
Зармайр 1192—1180 до н. э. Զարմայր
Шаварш II 1178—1135 до н. э. Շավարշ II
Перч I 1135—1100 до н. э. Պերճ I
Арбун 1100—1073 до н. э. Արբուն
Перч II 1073—1033 до н. э. Պերճ II
Базук 1033—983 до н. э. Բազուկ
Ой 983—939 до н. э. Հոյ
Усак 938—908 до н. э. Հուսակ
Ампак II 908—881 до н. э. Ամպակ II
Кайпак 881—856 до н. э. Կայպակ
Парнаваз I 856—803 до н. э. Փառնավազ I
Парнак II 803—765 до н. э. Փարնակ II
Скайорди 765—749 до н. э. Սկայորդի

Сын Скайроди Паруйр, согласно Мовсесу Хоренаци, жил во времена падения Ассирийской державы. Он якобы помог мидийскому царю Арбаку в борьбе против последнего ассирийского царя Сарданапала, после чего принял титул Հայոց Արքա (Айоц Арка) — «царь Армении». Последний из его потомков, Ваан, якобы погиб в борьбе с Александром Македонским:

Паруйр 749-709 до н. э. Պարույր
Рачия 701-679 до н. э. Հրաչյա
Парнаваз II 679-666 до н. э. Փառնավազ II
Пачуйч 666-631 до н. э. Պաճույճ
Корнак 631-623 до н. э. Կորնակ
Павос 623-603 до н. э. Փավոս
Айкак II 606-570 до н. э. Մյուս Հայկակ II
Ерванд I Краткожитель 570-566 до н. э. Երվանդ I Սակավակյաց
Тигран I Великий 566-521 до н. э. Տիգրան I
Ваагн 521-494 до н. э. Վահագն
Араван 494-476 до н. э. Արավան
Нерсе 476-441 до н. э. Ներսեհ
Заре 441-395 до н. э. Զարեհ
Армог 395-386 до н. э. Արմոգ
Багам 386-372 до н. э. Բագամ
Ван 372-352 до н. э. Վան
Ваан1 352-325 до н. э. Վահան




Династия Айказуни-Хайкиды





Династия Айказуни-Хайкиды






Айк Ахехнавор (Айк Лучник), Айк Наапет (патриарх-родоначальник армянского народа, основатель царской династии Айказуни).


Хайкиды (Хайканы, Гайканы) — легендарные цари и родовладыки Армении. Традиция о Хайкидах восходит к сочинениям Мовсеса Хоренаци, который, в свою очередь, собрал древние сказания и эпические произведения, систематизировав их и объединив со сведениями книжного происхождения. Впоследствии армянской традицией, особенно монахами-мхитаристами, была разработана точная хронология этих мифических царствований. Родоначальником (нахапетом) и эпонимом всех армян считался Хайк (арм. Հայկ ), согласно Мовсесу — сын библейского патриарха Торгома, внук Тираса, правнук Гомера и праправнук Иафета — одного из сыновей Ноя. От его имени армянская традиция производит самоназвание армян, а от его сына Арменака — их название в других языках.

Потомков Хайка — нахапетов (родовладык) армян — и годы их жизни традиция называет следующим образом:Династия Айказуни-Айкиды2492 до н. э./2107 до н. э.—331 до н. э.

Династия Арартуни- Урарту



Династия Арартуни- Урарту







Скальная гробница Аргишти I. VIII в. до Р. Х.


Самые ранние упоминания о стране "Уруатри" и об урартах, принадлежавших по своему языку к хурритскому этносу, содержатся в ассирийских источниках XIII в. до Р. Х. Начиная с Шульма-нуа-шареда I, против них совершали походы многие ассирийские владыки. В борьбе с Ассирией племена урартов постепенно сближались друг с другом. В IX в. до Р. Х. из их союза образовалось централизованное государство со столицей Тушпа на берегу озера Ван. Первые урартские правители вели упорные войны с ассирийским царем Шуль-мануашаредом III. Около 832 г. до Р. Х. урартский царь Сардури I потерпел тяжелое поражение от ассирийцев неподалеку от реки Арзани.

При сыне Сардури I, Ишпуини, присоединившим к Тушпе земли между озерами Ван и Урмия, Урарту значительно усилилась. Но своего наивысшего могущества страна достигла при царе Менуа, став крупнейшим государством Передней Азии: на юге она граничила с Ассирией, на западе у Малатии достигала Евфрата, на северо-западе ее владения простирались за Аракс, а на севере границей служил Армянский Тавр. Менуа развернул большое строительство. При нем возводились богатые дворцы и храмы, прорывались оросительные каналы. Однако усиление Урарту, особенно расширение его пределов до Евфрата, вызывало сильное беспокойство ассирийцев. Шульмануашаред V начал новую серию войн с урартами. Царь последних Аргишти I цензура сопротивлялся и сумел отразить все три похода ассирийцев. Его сын Сардури II, одержав победу над Ашшурнерари V, распространил господство урартов на Северную Сирию и верховья Тигра.





Летопись Сардури II в нише Ванской скалы. VIII в. до Р. Х.


Перелом в военных действиях между двумя державами произошел после того, как на ассирийский престол вступил Тукультиапал-Эшарра III. Свою первую победу над урартами он одержал в 743 г. до Р. Х. в Северной Сирии, у города Арпада. В 735 г. до Р. Х., собрав все свои силы, ассирийцы вторглись непосредственно в пределы Урарту. Войско Сардури было вновь разбито, причем множество его воинов попало в плен и было угнано в полон. Сам Сардури сумел бежать и укрылся за стенами своей столицы Тушпы. Вскоре он был осажден Тукультиапал-Эшарром. Взять хорошо укрепленную крепость ассирийский царь так и не смог, но страна была полностью разорена. Окраинные племена отпали от урартов, и их владения значительно сократились в размерах.

Сыну Сардури II, Русе I, пришлось заново собирать страну и укреплять царскую власть. В 714 г. до Р. Х. опять началась ожесточенная война с Ассирией. Царь последней Шаррукин II неожиданно напал на лагерь Русы и нанес ему тяжелое поражение. Руса бежал, бросив свою колесницу, и вскоре покончил с собой в одной из горных крепостей. Страна урартов подверглась очередному жестокому опустошению, многие города были разрушены, цветущие области обратились в пустыню. Шаррумкен писал: "Как темная туча вечера, покрыл я эту страну, все покрыл я, подобно стае саранчи?" Победителям досталась колоссальная добыча и большое количество пленных.

Последующая история Урарту известна очень плохо. Сын Русы, Аргишти II, не решился на открытую войну с Ассирией и искал с ней мира. Его сын, Руса II, известен тем, что при нем началось масштабное строительство. К великодержавной политике своих предшественников потомки Русы I больше не возвращались никогда. Быть может, поэтому Урартское государство пережило своего противника Ассирию. Но в конце VII - начале VI в. до Р. Х. оно уже находилось в состоянии упадка. Около 590 г. до Р. Х. район озера Ван был завоеван Мидией.


Урарту цари, царская династия, правившая в IX-VI вв. до Р. Х. в Урарту .
(все года в таблице даны до Рождества Христова)

Имя по-русскиГоды правления Араму 880-844Сардури I844-828 Ишпуини 828-810 Менуа810-785 Аргишти I785-760Сардури II760-730 Руса I730-714 Аргишти II714-685 Руса II685-645 Сардури III645-625
Эримена625-605 Руса III605-590

Династия Арташесян (Арташесиды)



Династия Арташесян (Арташесиды)




Арташесиды, (арм. Արտաշեսյաններ) — армянская царская династия. Правила с 189 до н. э. до 52 н. э. Около 200 г. до н. э. селевкидский царь Антиох III назначил сатрапом Великой Армении Арташеса. последний после гибели Антиоха III провозгласил себя царём.

Столица — Арташат (со 166 до н. э.), Тигранакерт в 77 − 69 до н. э.
Титул: тагавор (царь).





Арташес I


Имя по-русскиГоды правления[hr][/hr]Арташес-АртаксийI селевкидский стратег -спарапет, с 200, царь189 — 159.Тигран I, сын159 — 123Артавазд I, сын123 — 95Тигран II Великий, плем.95 — 55, вассал Рима с 66Артавазд II, сын55 — 34, уб. 30
В 34 - 30 гг. — в начале римская оккупация, затем захват власти в Армении царём Атропатены.

Александр, сын Марка Антония34 — 33/2Арташес II, сын 530 — 20Тигран III, брат20 — 8Тигран IV, сын8 — 5Артавазд III, сын 75 — 2 до н. э.Тигран IV и Эрато, сестра 92 до н. э. — 1 н. э.
Прекращение династии. Далее до 51 года правили различные ставленники Рима.

Артавазд III1 н. э. — 2 н. э.Ариобарзан, сын Артабаза, царя Атропатены2 — 4 н. э.Артавазд IV, сын4 — 6Тигран V, внук Ирода, царя Иудеи6 — 10Вонон, царь Парфии10 — 15Ород, сын Артабана III, царя Парфии15/6 — 18Арташес III -Зенон, сын Полемона, царя Понта18 — 34Аршак I, брат 1634 — 35Митридат -Мирдат, брат Фарсмана I, царя Иверии35 — 37/47 — 51
37 − 47 парфянская оккупация.

Династия Аршакуни-Аршакиды




Династия Аршакуни-Аршакиды



Аршакуни (армянские Аршаки́ды) — армянская царская династия (51—436 н. э.), утвердившаяся в Армении младшая линия парфянских Аршакидов.

Основана Тиридатом I, правившим с 51 (официально с 66) , который являлся братом парфянского царя Вологеза I. К династии Аршакуни принадлежал Трдат III, в правление которого (ок. 277) христианство стало официальной религией Армении.

Цари Аршакуни пытались объединить страну и добиться её самостоятельности. После раздела в 387 Армении Великой между Персией и Римом, стали их вассалами. В 436 династия Аршакуни пала.





на оборотной - основателя династии Аршака I


Цари Аршакуни

Имя по-русскиГоды правления[hr][/hr]Вагаршак-Ванон11 — 16
"Ванон, парфянский царь, бежал в Армению от Артавана, где был армянскими нахарарами признан царём, поскольку Арташесидкая династия оборвалась ещё в первом году нашей эры после смерти Тиграна IV". В армянских источниках сохранился под именем Вагаршак как первый армянский царь Аршакид по происхождению. Хоренаци упоминает, что он очень сильно повлиял на внутреннее устройство страны, упорядочив нахарарские рода по примеру парфянского царства. А также упоминается его война в Малой Азии с каким-то Морфюгикесом, что, по всей видимости, является отголоском противостояния с царём Кападокии и Малой Армении Архелаем, внук которого был царём Армении в 6-ом году под именем Тигран V.

Аршак34-35
второй Аршакидский царь на армянском троне, как по армянским, так и по римским источникам.Сын парфянского царя Артавана, которого тот поставил царствовать в Армении. Был убит через год при заговоре, организованном римлянами.

Трдат I51 — ?
Взял римлян под командованием Петоса в окружение при Рандее, где, по римским источникам, легионеров заставили пройти под игом. Это привело к тому, что Рим признал его царём Армении .При этом, стремясь сохранить лицо, Нерон обусловил это признание тем, что Трдат должен получить корону из его рук, что и произошло в 66-ом году.

Артавазд? — 109
В хронологии Себеоса четвертыи царь Аршакидов под именем Артаван.

Ашхадар-Шидар110—113
Шидар, которого, по армянской легенде, его отец Артавазд лишил царства потому, что он был сумасшедшим (летопись Григория Даранегци).Был на краткое время заменён Партамасиром .

Партамасир113—115
В 115—117 гг. — римская оккупация.
В качестве предлога, что смена Ашхадара на Партамасира не была оговорена с Римом, император Троян обьявил войну Армении и Парфии, сместил Партамасира с армянского трона и даже обьявил Армению римской провинцией. После смерти Трояна в 117-ом году все достижения его восточного похода пошли прахом.

Вагаршак-Аршак117—140/44
Упоминается в хронологии Себеоса под именем Аршак, как пятый Аршакидский царь, не считая Ашхадара и Партамасира.

Сохэмос-Санатрукок. 140—160
В хронологии Себеоса Санатрук, шестой аршакидский царь в Армении. После того, как парфяне при Вагарше(148—191) вторглись в Армению и поставили там царём Бакура, бежал в Рим, где стал сенатором. Эти события спровоцировали новую Римско-Парфянскую войну, в результате чего императору Марку Аврелию удалось усилиями своего соправителя Луция Вера победить парфян и подавить восстание Трдата в Армении, вернув трон Санатруку. Но это война очень дорого обошлась Риму, потому что победоносная армия вернулась с востока больная чумой, которая очень быстро распространилась по всей империи.

Пакор-Бакурок. 160—163
Сохемос-Санатрукок. 163—179
Вагаршак179—199
царствовал 20 лет с 32-ого года парфянского царя Вагарша(148—191), то есть с 179-ого года. Отказался от просьбы Пескения Нигера поддержать его в войне за римский престол против Септимия Североса, обьявив о своём нейтралитете.

Хосров I Великий199—247
царствовал 48 лет. После падения Парфянских Аршакидов в 226 г приютил их в Армении, а также вёл успешные войны с Арташиром I Сасанидом. Был убит руками Анака из рода Парфянских Аршакидов, которого он приютил,в заговоре, организованном Арташиром Сасанидом.

o безцарствие247—258
11 лет по Себеосу

Трдат Великий258—314
взошёл на трон на пятый год императора Валериана Аврелиа Диоклетиана по хронологии Моисея Хоренского (Мовсеса Хоренаци), который, по всей видимости, опирался на некоторый источник, где говорилось о том что Трдат стал царём на пятый год Валериана, а его сын Хосров Котак на восьмой год Костандина. Хоренаци был также безусловно хорошо знаком с хронологией Евсебия который ошибочно давал царствованию императора Валериана(253—259) всего год вместо шести. Это вызвало конфликт источников, поскольку не мог Трдат начать править на 5-ый год Валериана, если тот, по Евсебию, правил всего год. Из этой ситуации Хоренаци вышел неправильно, но очень красиво. Он предположил, что имеются ввиду не император Валериан(253—259) и Костантин Великий (306—337), а их тёзки Валериан Диоклетиан(284—304)и Костанций(337—361).Поскольку разница между началом царств Валериана и Валериана Диоклетиана, а также между Костантином Великим и Костанцием составляет одинаковое количество лет(31), то и синхорнизмы сохраняются.Это так обрадовало Хоренаци, что он не забыл в восторженных тонах высказаться о значении хронолигии именно касательно вопроса даты царствования Трдата. Хоренаци просто сдвинул всю хронологию на 31 год вперёд и поэтому увеличил бесцарствие с 11 лет до 27,а также передвинул начало царствование Хосрова Великого от 199-ого до 214-ого года на четвертый год царствования Каракаллы. При нём на 17-ый год царство (по Хоренаци) Армения приняла крещение руками Григория Просветителя.


Хосров котак314 − 323
начало царствования - восьмой год Костандина(306—337).Посадил Хосровский лес, который и сегодня существует. Основал новую столицу - город Двин. Разбил вторгшиеся в Армению войска мазкутов в битве при Ошакане.

Тиран323 − 336
царствовал 13 лет по всем армянским источникам, кроме Хоренаци. Во время римско-персидской войны 335—338 г.г. был взят в плен персидским царём Шапугом и ослепён.

Аршак II336 − 366
Пап366 − 373
Вараздат373 − 377
Аршак III377 − 389
раздел Армении в 387 году на Римскую под правленим Аршака и Персидскую под правлением Хосрова

Хосров III384 − 389
Врамшапух389—415
царствовал 26 лет по Самуелу Анеци. При его поддержке в 405-ом году Месроп Маштоц создал армянский алфавит.

Хосров III415 − 416
Шапур -Сасанид416 − 420

o бесцарствие 11 лет по Асогику и Мхитару Анеци

Арташес IV431 − 436/7
Обшее количество лет от Хосрова Великого до падения царства по Хоренаци 237 лет, от 199-ого до 436-ого года. Последний патриарх из рода Григория Саак Партев был смещён во время падения династии, потому что выступал резко против уничтожения Аршакидского царства.Вероятно, смещение последнего царя Арташеса и патриарха Саака Партева были одновременны. Общее количество лет армянских патриархов от Григория до Саака 159 лет, что ставит дату принятия христианства не на 17-ый год Трдата, а как минимум на 19-ый . От 277 года принятия христианства до 436 года конца династии даёт те самые 159 лет.

o Уничтожение царской власти в Армении персами. Далее Арменией правили марзпаны, назначенные персидскими царями.

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...