среда, 2 января 2013 г.

Культ Почитания Великой Матери Мира



article117.jpg



Богиня почиталась на обширных территориях планеты, там, где селились люди. Ее фигурки были обнаружены от Пиренеев до озера Байкал в Сибири. Это, несомненно, свидетельствует о целостной культуре мужчин и женщин того времени. Обнаруженные возле озера Байкал многочисленные статуэтки, очевидно, изготовлялись в большом количестве. Широкие бедра и конечности, полнота торса - повторяющаяся черта в изображении богини - символизируют материнство и способность матери питать.
Во всех мифологиях до железного века Луна рассматривалась как один из высших образов богини, как объединяющая сила Матери. Луна представляет эмоциональность, плодородие, изобилие и различные аспекты женского начала, самое высшее выражение которого - Богиня Луна: это также светило, дающее свет ночью и позволяющее осветить "лунный" канал нашей души, то есть Инь по китайской традиции. На более тонком уровне Луна символизирует Дух, так как это светило отражает свет Солнца, подобно тому, как Дух отражает в человеке свет бога. Именно богиня помогает человеку достичь своей собственной Божественности и прийти к созерцанию своего Духа. Змея, неосознанный образ Кундалини, — это сила Матери. Рисунки спиралей в доисторическом прошлом являются изображениями Кундалини.
Все богини обнаруживали связь со змеей. Афина держит змею в своей левой руке. Изида в Египте или Инанна шумеров изображались иногда в форме змеи. Богиня Змея обнаруживается также и в Азии - это китайская богиня Нюва - создательница рода человеческого, также в Америке - Сихуаткоатль - мексиканская богиня доколумбового периода. Гностики-офиты также отождествляли Мать с первородной змеей.


Символ змеи был искажен в Библии. Противники культа богини преобразовали этот символ в принцип, несущий зло, отвергая тем самым почитание богини и, неосознанно - Кундалини.
Силу милости Матери символизирует голубь. Его полет позволяет ему избежать мира земного и парить в вечности. Голубь - это один из символов, который остался и после изъятия богини из религиозной жизни. Именно он символизирует Святой Дух, когда он, или, точнее сказать, "она", как мы это увидим позже, стал лишь абстрактной концепцией. Именно голубь был выбран в XX веке символом мира. Красноречивые примеры этого приводят в своей книге "Миф о богине..." А.Берринг и Дж.Кешфорд.

Изида

Священная спираль
Спираль — одно из самых известных изображений сакрального искусства. Ее находят на всех континентах: в Америке (великая гора Пибло, Огайо), в Азии, в искусстве дао, в Европе в доисторическое время и в римском искусстве. Это всего лишь несколько упоминаний.

Великий Камень Нью Гранж (3200 до н.э.). Ирландия
Великий камень Нью Гранж в Ирландии помещен у входа в храм. Не показывает ли он, что вхождение в мир Священного происходит через познание спирали? И действительно, многочисленные источники отмечают, что спираль для многих народов была выражением абсолютного знания. Это знание было знанием истинного "Я", и не удивительно, что художники интуитивно изображали форму, подобную змее - Кундалини в сакруме. Последняя ассоциируется повсеместно с культом Богини Матери. Например, тайваньская богиня Матсу держит спираль в своей руке подобно Деве в соборе Орвьето в Италии.


Богини, изображенные с голубем


Анахита (Anahita, Персия)
Афродита (Aphrodite, Греция)
Астарта (Astarte, Месопотамия, финикийская империя)
Таннит (Tannit, Карфаген, Тунис)
Туран (Turan, этрусская богиня)
Тура(Чувашия)


Богини, изображенные с луной
Артемида (Artemis, Греция)
Чиа (Chiа, Колумбия, индейцы муиска)
Диана (Diane, Греция, Рим)
Хенго (Hengo, Китай)
Хина (Hina, Полинезия)
Илазки (Ilazki, Страна басков)
Иксшель (Перу, индейцы майя)
Юнона Небесная или Астроарх (Juno Caelestis, Astroarche, финикийцы)
Луна (Luna)
Марама (Marama, Новая Зеландия, народность маори)
Маву (Mawu, Того, народность фонг)
Никкаль (Nikkal, Сирия)
Пасифая (Pasiphae, Греция)
Перса или Неера — новая луна (Perse, Neaira, Греция)
Кильа (Quilla, Мексика, индейцы инки)
Селена (Selene, Греция)
Таннит (Tannit, Карфаген, Тунис)
Шочикетцаль (Xochiquetzal, Мексика)


Богини, изображенные со змеей


Апараджита (Aparajita, Индия)
Афина (Athena, Греция)
Буленг (Bulaing, Австралия, аборигены карадьери)
Деметра (Demeter, Греция)
Джата (Djata, Борнео)
Хатуибуари (Hatuibwari, Меланезия)
Гигиея (Hygieia, Греция)
Кадеш (Kadesch, Месопотамия, Ханаан)
Кали (Kali, Индия)
Непит (Nepit, Египет)
Нуэ Куа (Nue-Kua, Китай)
Рененутет (Renenutet, Египет)
Салюс (Salus, Рим; в Греции — Гигиея)
Уто (Uto, Египет)
Росмерта (Rosmerta, Галлия)


Универсальная Богиня неолита
Неолит - это эпоха матриархата. Именно женщины стоят у истоков прогресса, именно они ткут, занимаются сельским хозяйством и гончарным ремеслом. В Западной Европе, на юге Турции, в Египте, в Палестине, в Месопотамии и в долине Инд. Несмотря на большие расстояния, разделяющие их, фигурки и скульптуры богини, практически идентичные, были найдены в Европе и в долине Инд. На этой стадии эволюции сознания племенные боги не существовали. Существовала только Великая Богиня, которой все поклонялись.
В ритуалах плодородия богиню призывали, чтобы увеличить урожаи. Эти ритуалы существовали до начала христианской эры. Раскопки в Иерихоне позволили обнаружить первый город, датируемый 8000-7000 до н.э., построенный в форме луны. Каждый дом города имел изображение богини. Город Чатал-Гуюк в Анатолии, открытый в 1960 году, был важным центром неолитической культуры между 6 и 5 тысячелетиями до н.э. Город полностью был посвящен богине, где в ее честь построены сорок храмов. Культура Вилка, процветавшая в 5 и 4 тысячелетии до н.э. в районе Балкан, обнаруживает более двух тысяч фигурок богини в виде змеи или птицы. Именно в это время начинают появляться первые мужские образы божественности (речь идет о сыне богини). Позднее они будут представлены как Изида и Гор.
Неолитическая культура охватила также и Африку. В седьмом тысячелетии до н.э. Сахара была обширным плодородным районом, где развилась великая цивилизация. Изображения богини были найдены в пещерах, расположенных на высоких недоступных плато пустыни Сахара. В Дагомее создатель богов Маву-Лиса (и женского, и мужского рода) изображен в форме змеи.
Неолитическая цивилизация не была примитивной. Наличие ценных предметов из мрамора, меди или золота, богато оформленные вазы, предметы культа, обнаруженные в раскопках, указывают на утонченный характер этой древней культуры. Изучая многочисленные раскопки городов в Югославии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Польше и на Украине, М. Жимбута обращает внимание на необычайную гармоничность этой цивилизации, которую она называет "Старая Европа". Похоже, что там не было конфликтов и войн на протяжении более двух тысячелетий, и что люди тогда познали эру мира и процветания. Действительно, до середины пятого тысячелетия до н.э. не находят никаких следов укреплений и защитного оружия. Холмы чаще всего используются под храмы, а не для цитаделей или других укреплений. Не существует каких-либо настенных росписей, прославляющих и изображающих войну. Напротив, многочисленные изображения природы показывают, что внимание людей того времени было направлено на красоту и на праведный характер жизни.
Нет указаний и на то, что существовала какая-либо иерархия среди населения. Отношения между мужчинами и женщинами носили характер равноправия, поскольку на их социальное неравенство не указывает ни один археологический факт. Впрочем, именно женщины играли главную роль в священных ритуалах. Мужчины и женщины того времени жили в гармонии, похожей на жизнь некоторых североамериканских племен до европейского нашествия. Единственным главным религиозным образом был образ Богини Матери. Эта гармония жизни и всеобщее почитание богини были нарушены с приходом бронзового века, когда с 4500 до н.э. начались первые индоевропейские (Курган) нашествия.
Стоит ли говорить здесь об идеальной гармонии, которую многие феминистки хотят увидеть в матриархате неолита? Очевидно то, что эта размеренная жизнь по законам матриархата оставляла все более ограниченное пространство для деятельности мужчины. В то время как в палеолите выживание племени зависело исключительно от успехов на охоте, в неолите сельскохозяйственная деятельность женщин сводит на нет активность мужчин. Все это, безусловно, стало приводить к постепенной утрате их социального статуса и роли в обществе. Рисунки Чатал-Гуюк отображают сцены охоты мужчин, одетых в леопардовые шкуры. Совершенно очевидно, что речь не идет о событиях того времени, но о ностальгии по прошлому, когда мужчин прославляли как великих охотников. С успешным развитием сельского хозяйства и одомашниванием скота охота перешла в ранг дополнительной деятельности. Чтобы заполнить этот дефицит активности, мужчины помогали женщинам готовить земли под пашни, очищать их от леса, как это делают сегодня к некоторых африканских и южноамериканских племенах. Гораздо позднее мужчины возьмут на себя обустройство мест обитания и скотоводство. С приходом железного века к мужчинам снова вернется физическая активность, достойная их: они начнут воевать.


Территория, расположенная вокруг Басры, между Ираком и Ираном, находилась в центре этой замечательной цивилизации, влияние которой распространялось до Анатолии, на Египет и долину реки Инд. Каждый город представлял собой автономное целое, управлялся как независимое государство и существовал на прибыль от торговли. Шумеры создали письменность, которая позволила им развить литературу и право. Они учредили первый свод законов, который лег в основу известного свода царя Хаммурапи в Вавилонии. С появлением астрономии, математики и фармакологии науки получили свое новое развитие. Властью был наделен царь, который советовался с Ассамблеей, состоящей из знати. Таким образом, в период перехода от неолита к античной цивилизации шумеры сыграли очень важную роль как инициаторы и вдохновители, большую часть периода античной истории шумерский язык являлся базовым, подобно греческому и латыни позднее. Мы обнаруживаем влияние Шумера на развитие иудаизма и христианства. Многие образы, такие как потоп или миф об Адаме и Еве, берут свое начало в письменных памятниках Шумера, а не в Библии. Печать, датируемая двумя с половиной тысячами лет до н.э., представляет двух божественных существ, которые сидят под деревом жизни со змеей, находящейся за женщиной. Этот образ представляет собой священный союз, опережает библейский сюжет в Эдеме (книга Бытия) и трактуется совершенно иначе: библейская символика отражает начало падения человека, в то время, как для шумеров этот сюжет олицетворял святость, плод бессмертия.



Бог и Богиня со Змеей возле Дерева Жизни (2500 лет до н.э.).
Британский Музей, Лондон


Богине Матери цивилизация Шумера отводила главное место. Она выступала под именами Инанна и Иштар. Инанна - так называли богиню на юге Шумера в городах Ур, Урук и Лагаш. Иштар была богиней северных городов Вавилон, Киш, Ниппур и Аккад. Она принимала форму богини с различными аспектами: одновременно и с материнскими чертами, и с чертами непорочной чистоты. Ей давались различные имена и эпитеты, такие как Нинхурсага (Ninhursaga) - "Мать земли", Нинсикилла (Ninsikilla) - "Абсолютно чистая", Нинту ама Каламма (Nintu ama Kalamma) - "Та, что дает день". Она была также Намму (Nammu), "Богиня первичного Океана", культ которой длился более тысячи лет. Один из последних царей Шумера, отличавшийся великой мудростью, взял себе имя Ур Намму, что означает "Слуга богини". Одна из фигур богини была найдена именно в городе Ур. Речь идет о богине с головой змеи, держащей своего ребенка на руках. Эта скульптура представляет Богиню Мать в форме Кундалини.
Богиня Персии


Вавилон был завоеван тем, кто, наряду с Александром Великим, был одним из величайших правителей античности - персом Киром. Озаренный правитель, миротворец, он руководствовался в своей политике понятиями справедливости и терпимости, унаследованными от Заратустры. В Персии Великая Богиня почиталась под именем Анахита. Ей были полностью посвящены главы из Авесты, мазденских рукописей, вдохновленных Заратустрой. В мазденском пантеоне она находилась на своем месте между ОтцомАхура Маздой и сыном Митрой. В Азербайджане, в районе Шиз, месте рождения Заратустры, главный храм был посвященАнахите, которую почитали в очень древних общинах волхвов. В "Яштах" и в других священных писаниях Анахитаперсонифицирует мистическую реку, дающую жизнь. Она почиталась как Великая Богиня, имя которой Богоматерь, и к ней относились как к Великой Силе, Пречистой. Анахита почиталась на обширной территории, включая Персию и Армению, она приравнивалась к сирийской богине Анат. На Кавказском хребте ее имя было Индола (Indola).


Богиня Мать в Ветхом Завете
В Ветхом Завете Богиня не забыта совсем. Под именем Хокма - София в греческом переводе, то есть Мудрость - Вечное Женское Начало занимает здесь главное место, в частности в Премудростях Соломона и в притчах. Это она - та, которая есть Созидающая Творение:
Господь имел меня началом пути Своего,
прежде созданий своих искони:
От века я помазана, от начала, прежде бытия Земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны,
когда еще не было источников, обильных водою.
Я родилась прежде, нежели водружены были горы,
прежде холмов,
Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей,
ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там.
Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
Когда утверждал вверху облака,
Когда укреплял источники бездны,
Когда давал морю устав, чтобы воды
не переступали пределов его,
Когда полагал основания земли:
Тогда я была при Нем художницею,
и была радостию всякий день,
веселясь пред лицем Его во все время,
Веселясь на земном кругу Его.
И радость моя была с сынами человеческими.
(Книга Притчей Соломоновых, 8, 22).
Она - Великая Богиня, которая истребляет демонические силы, чтобы защитить праведность (Книга Премудрости Соломона, 18, 14). Мудрость вечная, вездесущая всегда была предметом поклонения (Книга Премудрости Соломона, 7, 22). София дарует истинное вечное освобождение, избавляя от греха, она дарует истинную духовность.
Она не оставила проданного праведника,
но спасла его от греха;
она нисходила с ним в ров,
и не оставляла его в узах,
и потом принесла ему скипетр царства
и власть над угнетавшими его,
показала лжецами обвинявших его,
и даровала ему вечную славу.
(Книга Премудрости Соломона, 10,13)
Именно Мудрость вдохновляет Моисея и творит для него чудеса:
Она освободила святой народ и непорочное семя
от народа угнетавших его;
вошла в душу служителя Господня,
и противостала страшным царям чудесами и знамениями.
Она воздала святым награду за труды их,
вела их путем дивным,
и днем была им покровом, а ночью - звездным светом.
Она перевела их чрез Чермное море,
и провела их сквозь большую воду;
а врагов их потопила,
и извергла их из глубины бездны
(Книга Премудрости Соломона, 10,15)
Филон Александрийский, великий еврейский мистик первого века греческого происхождения, был одним из первых, кто отождествлял Софию с женским, материнским архетипом Божественности: "Господь, который создал нашу Вселенную, воистину есть Отец Творения, в то время как Мать есть Знание...".
Несмотря на очень ясное описание вечной Матери, представленной как аллегория Мудрости, ни иудаизм, ни христианство не посвящают ей культ, не проявляют особого поклонения. И только Микеланджело изобразил на фреске Сикстинской КапеллыМудрость рядом с Богом Отцом в акте творения.
Ортодоксальный иудаизм библейских времен развивал лишь образ Бога Отца. Эта исключительно мужская концепция универсальной абстрактной Божественности привела к построению патриархальной модели общества, при которой религия делает упор на моральных и интеллектуальных аспектах, пренебрегая коллективной и эмоциональной стороной. Это объясняет, почему в иудаизме изучение и соблюдение Закона (Торы) превалирует над поклонением.
Астарта


В античном мире богиня была предметом величайшего поклонения. Изображения Астарты встречаются на всем Средиземноморье, так как финикийцы привнесли ее культ во все страны, где устанавливали свои торговые колонии. Именно таким образом поклонение ей практиковалось в Тире, Карфагене, на Мальте, Сицилии, Сардинии, а также в Испании. На надписях в Сардинии Астарта имеет титул Матери. В Карфагене она изображена с тамбурином или с голубем, ее любимой птицей. В северной Африке ей горячо поклонялись все слои общества как на заре финикийского присутствия, так и до начала арабо-исламского завоевания. Во время арабского нашествия сопротивление берберов группировалось вокруг царицы, поклонявшейся женскому божественному началу, которая, похоже, была воплощение богини Астарты. Распространение ее культа не имело каких-либо этнических или культурных преград. Именно поэтому Астарту находят в Греции и Египте. В Делосе есть надпись, посвященная Зевсу и Астарте. В Мемфисе существовал ее храм, ей были посвящены сказки и легенды. В Северной Африке, и особенно в районах нынешнего Туниса она получила имя Танит, Богоматерь Карфагена, которую позже сменила Кибела. Астарту отождествляют с Афиной, Юноной, а также с Изидой.





Танит. Карфаген (300 н.э.).
Музей Бардо, Тунис





Изида
В Египте Богиня почиталась под именем Изиды на протяжении очень долгого периода, который длился от третьего тысячелетия до н.э до второго века н.э., и в конце которого ее культ был заменен культом Девы Марии.
Ее культ имел огромное влияние, так как он пришел в Грецию с третьего века до н.э. и распространился на римскую империю, где его великолепие не имело равных. Мы находим его даже на берегах Дуная и Рейна вплоть до Галлии. Среди многих других мест - Суассон, Мец, Париж, где поклонялись Богине Изиде. От нее произошли Черные девы, которые встречаются по всей Европе.
Она награждалась многочисленными эпитетами, и о ней говорили, что она - Богиня с тысячью имен, подобно Великой Богине индийского субконтинента. Изида была Богиней змей и первозданных Вод, Корова с питательным молоком, Богиня Древа Жизни, та, которая приносит удовлетворение, существование и Воду бессмертия. Она была Богоматерью радости и процветания, Царица Земли и Небес, Богоматерь жизни и любви. Ее сын Гор сидит у нее на коленях в царственной позе - той, которая была заимствована спустя века для изображения Марии и Иисуса.
Ее атрибуты показывают, что она была представлена как Великая Богиня, Мать Вселенной. Изида является великой защитницей вселенной с гигантскими крыльями, которые покрывают ее детей. Высота ее величия затрагивает духовные ценности человека:
Я есть росток жизни, -
произрастающий от Озириса,
который позволяет каждому жить,
который делает богов божественными
и одухотворяет души.
Изида выше смерти, она восстанавливает жизнь. От нее исходит дуновение, которое позволяет Озирису вернуться к жизни. Изидапредставлена в форме космического змея, что постоянно встречается в символике Богини.
Изиду смешивают с Маат, другой египетской Богиней законов и универсального порядка. Она - трон фараонов, она управляет течением истории. Как Маат, она присутствует в начале и по всему напоминает Софию из Ветхого Завета, которая также является троном Бога. Маат представляется скорее как универсальный принцип, присутствующий в каждой Божественности как отдельное божество. Она есть Нут (Nut), вечная небесная Корова, которая питает и ведет человека к Вечности:
О моя Мать Нут,
Раскинь крылья надо мной
И сделай меня подобным нетленным звездам (...)
О Великая Сущность, живущая в запредельном мире,
Бесконечность - у твоих стоп.
О Великая Божественность, горячо любимая Душа,
Живущая в таинственной бездне,
Приди ко мне!
С завоеванием Египта Александром Великим культ Изиды становится составной частью греческого мира и распространяется повсюду. Она будет отождествляться с Деметрой и в ее честь возведут храм на одном из холмов Акрополя. На острове Делос ей был посвящен храм.
Изида происходит из Египта, но по многочисленным атрибутам религиозный синкретизм средиземноморского бассейна сделал ее универсальной Богиней. Через Сицилию ее культ установился в Италии, но был с самого начала запрещен властями Рима. Однако меры оказались неэффективными, и в третьем веке до н.э. культ окончательно был принят. Изида приобрела свойства Кибелы,Деметры и Афины, и ее культ был очищен от нечистых элементов. Подобно высочайшей Деве Марии, которую позже возведут на трон, она была Богиней с многочисленными именами: Царица, Мать Богов, Мать Звезд, Рожденная Первой прежде всякого Времени, Создавшая природу, Хозяйка моряков, Звезда моря, Мать и спасительница рода человеческого. Ее культ широко распространился и во всех важнейших центрах римской империи, ее храмы посещали верные ей адепты. Она собрала в себе характеристики и функции всех других Богинь. Ей постоянно поклонялись во всей империи. Она простирала свое влияние не только на всю природу, но также в сердца и жизни тех, кто поклонялся Ей и служил Ей. Именно таким образом Она играла роль Великой Матери.
Это поклонение Богине Матери касалось как простых слоев населения, так и интеллектуальной элиты того времени - философов неоплатоников. Известное обращение Апулея, платоника из Мадавры (II век), в автобиографическом произведении "Метаморфозы или Золотой осел" является красноречивым примером:
"Владычица небес, будь ты Церерою, благодатною матерью злаков, что, вновь дочь обретя, на радостях упразднила желуди — дикий древний корм, — нежную, приятную пищу людям указав, ныне в Элевсинской земле ты обитаешь; будь ты Венерою небесною, что рождением Амура в самом начале веков два различных пола соединила и, вечным плодородием человеческий род умножая, ныне на Пафосе священном, морем омываемом, почет получаешь; будь сестрою Феба, что с благодетельной помощью приходишь во время родов и, столько племен взрастившая, ныне в преславном эфесском святилище чтишься; будь Прозерпиною, ночными завываниями ужас наводящею, что триликим образом своим натиск злых духов смиряешь и над подземными темницами властвуешь, по различным рощам бродишь, разные поклонения принимая; о, Прозерпина, женственным сиянием своим каждый дом освещающая, влажными лучами питающая веселые посевы и, когда скрывается солнце, неверный свет свой нам проливающая; как бы ты ни именовалась, каким бы обрядом, в каком бы обличии ни надлежало чтить тебя, — в крайних моих невзгодах ныне приди мне на помощь, судьбу шаткую поддержи, прекрати жестокие беды, пошли мне отдохновение и покой; достаточно было страданий, достаточно было скитаний!"
Богиня отвечает на этот призыв, появляясь в ликах различных божеств, под именами которых Она призывалась:
"Вот я пред тобою, Луций, твоими тронутая мольбами, мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшее из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновенья, преисподней плачевное безмолвие. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная. Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской матерью богов, тут исконные обитатели Аттики — Минервой Кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, — Пафийской Венерой, критские стрелки — Дианой Диктиннской, трехъязычные сицилийцы — Стигийской Прозерпиной, элевсинцы — Церерой, древней богиней, одни — Юноной, другие — Беллоной, те — Гекатой, эти — Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем — царственной Изидой."
Получив благословение, почитатель отвечает:
"О святейшая, человеческого рода избавительница вечная, смертных постоянная заступница, что являешь себя несчастным в бедах нежной матерью! Ни день, ни ночь одна, ни даже минута краткая не протекает, твоих благодеяний лишенная: на море и на суше ты людям покровительствуешь, в жизненных бурях простираешь десницу спасительную, которой рока нерасторжимую пряжу распускаешь, ярость Судьбы смиряешь, зловещее светил течение укрощаешь. Чтут тебя вышние боги, и боги теней подземных поклоняются тебе; ты круг мира вращаешь, зажигаешь Солнце, управляешь Вселенной, попираешь Тартар. На зов твой откликаются звезды, ты чередования времен источник, радость небожителей, госпожа стихий. Мановением твоим огонь разгорается, тучи сгущаются, всходят посевы, подымаются всходы. Силы твоей страшатся птицы, в небе летающие, звери, в горах блуждающие, змеи, в земле скрывающиеся, чудовища, по волнам плывущие. Но я для воздания похвал тебе — нищ разумом, для жертв благодарственных — беден имуществом: и всей полноты речи не хватает, чтобы выразить чувства, величием твоим во мне рожденные, и тысячи уст не хватило бы, тысячи языков и неустанного красноречья потока неиссякаемого! Что же, постараюсь выполнить то единственное, что доступно человеку благочестивому, но неимущему: лик твой небесный и божественность святейшую в глубине моего сердца на веки вечные запечатлею и сберегу."
Это прославление Богини ясно показывает, что Богиня Мать занимала главенствующее место в сознании людей той эпохи. Она - первая могущественная универсальная сила, последнее прибежище и единственное спасение. Ее описание полностью совпадает с описанием в санскритской литературе:
Это Ты, кто есть источник всех благоденствий. Покровительница! Защитница! Тобою все свершается.
Приветствия Тебе, О, Великая Богиня!
Ты, которая посвятила Себя, защити обиженных и несчастных,
Пришедших, чтобы искать защиты у Тебя,
Ты, кто поглощает страдание повсюду в мире,
Приветствия Тебе, О, Великая Богиня!
Праздники Изиды отмечались с особым размахом вплоть до конца пятого века н.э., когда с распространением христианства был введен культ поклонения Деве Марии.
Афина
Гера, Богиня Мать, имя которой происходит от санскритского слова свар - "небо", была небесной Девой, абсолютно независимой отЗевса. В мифологии говорится об их свадьбе - союзе, который был "устроен", чтобы объяснить слияние двух культов, ранее различавшихся. Отмечается, что было сопротивление Геры в отношении Зевса, подобное сопротивлению Инанны по отношению кЭнлилю, которым выразился протест поклоняющихся Богине против введения культа одного из чуждых патриархальных богов. Несомненно, что став женой Зевса, Гера потеряла свое космическое значение и сохранила лишь моральные атрибуты.
Афина - женская божественность, которая заменит Геру абсолютно, займет важное место в религии единой Греции. На санскрите ее имя означает "Первозданная Мать". Афина восстановит вселенские атрибуты Геры и станет великой богиней античной Греции, занимая вместе с Зевсом вершину божественного пантеона.
Афина - дочь Зевса, зачатая им. Необычно и замечательно то, что ее концепция позволяет понять факт попытки арийских народов навязать в свое время превосходство их мужского божества над Богиней Матерью первых обитателей эллинского полуострова. В то же время, с духовной точки зрения, рождение Афины дает замечательный уникальный образ Кундалини, поднимающейся над родничком: Афина рождается из головы Зевса.
Афина отличается от других божеств греческого пантеона своей абсолютной непорочностью. Это качество снова сближает ее с абсолютной чистотой Кундалини. Она защищает свою чистоту с неумолимой жестокостью, так как она также богиня войны. В своем ритуале греки омывали стопы Богини Афины, напоминающем традицию пудж в Индии. Богиня Афина всегда описывается как прекрасная и величественная Дева.
Афина также является Матерью. В качестве Матери она руководит церемонией свадеб. Помимо священных связей супружеской пары, свадьба под покровительством Афины, в своей тонкой форме, - это также духовный брак, союз души с Богом.
Афина также защитница, судья, та, кто питает. Как защитница, она оберегает от опасностей, поддерживает жизнь и здоровье. По ее милости осуществляется забота обо всех детях человечества. Именно она сохраняет гармонию в природе, защищает культуры и пастбища. Как судья она руководит всеми решениями. Ее называют Высшей Мудростью. Именно она, как кормилица, побуждает людей к развитию. Она учит их обрабатывать почву, что указывает на ее связь с Великой Богиней неолита. Она учит их делать телегу и именно она дает кнут, чтобы приручить лошадь. Афина также является Богиней мира и искусств, и, подобно Вселенской Матери, излучает бесконечное сострадание, щедрость, благожелательность на все человечество.

Афина Паллада, я буду воспевать Твою Славу,
О, Богиня, лучезарная, Ты, творящая великолепие.
Порывы Твоего сердца вечны! Великолепная Дева!
Охранительница городов, Мужественная Воительница
Мудрый Зевс дал Тебе рождение из своей могущественной головы
И одел на Тебя золотые доспехи, сверкающие как война.
Все боги, видевшие Тебя в тот момент, замерли от страха.

В Риме Афину будут называть Минервой - именем, которое останется в записях до средних веков. Многочисленные замки двенадцатого века, возведенные в этот период, при своем освящении были названы в ее честь.

В греческой мифологии существует целый ряд других Богинь, которые произошли, очевидно, от местных Богинь, унаследованных от прежнего культа Матери Земли. Это Гея, Рея, Геката, Афродита, Артемида, Деметра и ее дочь Кора и многие другие, которые являются одним или несколькими аспектами Богини Матери. Кора исчезла в мире теней, где она также получила имяПерсефоны. Этот миф остался в культе Богини. Его находят в Шумере с Инанной, в еврейской мистике с Шехиной и у гностиковс Софией. На уровне коллективного Бессознательного он указывает на присутствие Кундалини, которая в человеческом мире пребывает закрытой (свернутой спиралью в сакруме) до дня Воскрешения. На одном из барельефов пятого века до н.э. изображеныДеметра и Персефона с Триптолемом. Можно увидеть, что Персефона поднесла руку к родничку Триптолема, чтобы пробудить Кундалини, в то время как Деметра дает ему скипетр, который символизирует жизненную силу.





Элевсинекие божества Деметра и Персефона с Триптолемом (440 до н.э.), Музей в Афинах

В античной Греции миф о Великой Богине с ее многочисленными аспектами будет оказывать огромное влияние на средиземноморскую цивилизацию. Богини будут вновь приняты римлянами: Артемида станет Дианой, Афина - Минервой и Афродита - Венерой. Фессалийцы, пришедшие из Греции и обосновавшиеся во Франции в районе Марселя с начала шестого века до н.э., будут распространять культ Богини Артемиды по всему побережью, простирающемуся от Барселоны до Антиб (Antibes) и глубже в страну галлов до Оверня (Auvergne).

Кибела

Кибела происходит из Анатолии. Под разными именами ее культ простирался во всей римской империи и Ближнему Востоку. Лион, столица галлов, был городом Кибелы. Его имя происходит от львов, которые сопровождали все изображения Богини. СтатуиКибелы были найдены в довольно отдаленных районах, таких как Крым, Румыния и Украина.

Ее имя происходит от Кумбаба. Кумбха - это другое имя Кундалини на санскрите. Кумбха означает "священный Сосуд, содержащий первичные Воды". Нужно отметить, что пять идеограмм Кумбаба алфавита хеттов содержат также и Сосуд.



После завоевания Александром персидской империи Анатолия становится частью эллинского мегаполиса. Великий храм Артемидыв Эфесе вначале, возможно, был посвящен Кибеле, которая войдет в греческую мифологию и которой горячо будут поклоняться как в Греции, так и в Риме. Во времена Троянской войны ахейцы просят помощи Кибелы в битве за обладание Италией.

В 363 году, во время кампании в Персии, император Юлиан писал по поводу Кибелы:

Она одновременно Мать и супруга всемогущего Зевса,
Она контролирует все формы жизни
и она причина всего творения.
Она ведет к совершенству все созданные формы.

С продвижением римской империи в Западную Европу культ Кибелы смешался с культом кельтских Богинь.

Богини кельтов

В Западной Европе Богиня почиталась со времен неолита как единственное божество. Именно кочевые народы арийского происхождения - кельты и германцы - внесли в божественный пантеон мужских богов. Тем не менее на протяжении всей античной эпохи Богиня оставалась в почитании самой популярной.

Кельты распространились на обширной территории, простиравшейся от Австрии до берегов Атлантики. На территориях, завоеванных Римом, они ассимилировались с римскими захватчиками (галлороманцы), за исключением западной части: Бретани, cтраны галлов, Шотландии и Ирландии.

Среди многочисленных имен кельтской Богини фигурирует прежде всего Дану. Дочь Дагда, Вселенского Отца, Дану сравнивают с Афиной. От Дану пришло удивительно преданное поклонение бретонцев Святой Анне, которой она стала в христианстве. Несомненно, это было одним из самых распространенных имен Богини. Его находят в центральной Европе и в России, где оно осталось в названиях рек - Дунай и Дон.

Наряду с Дану почиталась Бригитта (или Brighde). Это имя означает "мощь". Она пережила ариев, которые пытались заменить ее богом Огма (Ogma), была интегрирована с христианством и стала "Святой Бригиттой". Праздник огня 2 февраля, посвященный ей, будут отправлять священники. Та, которая была раньше "Матерью Дагды", с появлением христианства становится "Матерью Иисуса" и "Марией гэлов". Бригитта была хранительницей знания, культуры и искусств.

Латинской интерпретацией Тройной Богини явилась Матрес (Маtres). В эпоху Возрождения эту Богиню с тремя аспектами неосознанно изображали в многочисленных скульптурах и живописи, например "Три Грации". Культ Матрес был широко распространен в Галлии, Бретани и на большей части Германии. Ее имя Матроне было дано реке Марне. Богиня Секане, подобная ей, дала свое имя реке Сене.

После римского завоевания в Галлии продолжали поклоняться кельтским богам, затем они слились с римским пантеоном. Таков случай с Эпоной (Epona), которая становится богиней-покровительницей римской кавалерии. Впрочем, она останется единственной кельтской Богиней, официально почитаемой в Риме в один из посвященных ей праздников. Для кельтов лошадь была священным животным, и Богиня Эпона всегда изображалась на лошади. Ее культ был очень распространен на севере Галлии, в Бургундии и в Германии. Город Эпон во Франции напоминает о былой славе культа этой Богини. Белая лошадь в сотню метров, высеченная из мела в Аффинггоне (Беркшир) в Англии также свидетельствует о значении поклонения Богине Эпоне.





Эпона, кельтская богиня. Музей античности в Сен-Жермен-ан-Лай, Франция



Белисама было еще одним именем кельтской Богини. Оно означало "лучезарная". Белисама покровительствовала ремесленничеству и ткачеству и ассоциировалась римлянами с Минервой (Афиной). Она занимала очень важное место в народном поклонении: ей были посвящены многочисленные места. И сегодня мы находим эти следы: Беллем в Орне, Балесмес в Индре-и-Луаре, Белеймас в Дордонии и т.д.

Керидвен (Cerridwen), белая Богиня, была очень почитаема в Англии. Керидвен отличалась тем, что имела сосуд, вместилище Знания, Милости и Возрождения. Когда пришло христианство, этот сосуд стал источником мифа у кельтов о поиске чаши Грааля. Искать Грааль раньше означало искать вместилище Богини, чтобы получить освобождение. Таким образом, мы видим, что этот сосуд соответствует священному Сосуду, который всегда сопровождает культ Богини и символизирует сакрум и Кундалини. Статуя церкви Гранд Мадре в Турине (Италия) представляет Грааль в форме священного сосуда в руках Великой Богини.







Статуя Великой Богини Керидвен в церкви Гранд Мадре. Турин, Италия



Богиня Северной и Восточной Европы

В Северной Европе, как впрочем и повсюду, культ Богини преобладал над культом какого-либо патриархального бога. Богиню Мать находят на обширной территории, простирающейся от Скандинавии (Богиню звали Фригг), до большей части Германии (ее имя было Фрейя) и Италии у народа ломбардов (культ Фреа). Она была супругой Одина, или Водана, и испытала со своим божественным супругом те же "злоключения", что и Гера в Греции, Иштар в Месопотамии или Бригитта в стране кельтов. Именно Фреа дала название англо-саксонской пятнице (Friday на английском и Freitag - на немецком). Она была почитаема, и о ней все знали. Имя Фреаозначает "горячо любимая". Подобно Афине в Греции, именно к ней обращались при брачных церемониях. Она выступала как держательница судеб людей. Ее многочисленные аспекты делали ее объектом различных обращений к ней: Volla или Fulla, Богиня изобилия, Eir, Богиня излечения, Sjofh, та, кто обращает мысли к любви, Vor, Богиня мудрости, Syn, Богиня справедливости, Hlun, Богиня, защищающая от опасности, Gna, Богиня Знания, Вестница, и многие другие такие как Lofn,Var, Rind, Gerd, Idunn, Gefjun.

Народы Восточной Европы, в частности венгры, также имели своих Богинь – Почитали Софию Матерь Мира когда Богине поклонялись повсеместно. Имена больших и малых русских рек происходят от имен Богини. В прошлом славянские народы Руси называли Богиню Мокошь, Морена, Лада, Заря. Мокошь ассоциировалась с такими женскими работами как ткачество и шитье. Лада, имя означающее гармонию, была Богиней любви, красоты и плодородия. Как и Афина, Заря имела оружие и давала своим поклонникам мужество и защиту в битвах. На территории Украины Богиня изображалась со священной спиралью и называлась Адити - это имя находят и в санскритской литературе в Индии. После принятия христианства на Руси культы Богини Матери были запрещены. Они были заменены, как и повсюду, культами святым девам. Так, Мокошь была заменена святой Параскевой, покровительницей ткачества и торговли, или Святой Пятницей, игравшей важную роль. На народном наречии пятница означает "матушка". Чтобы защитить женщин и дать им отдых, в святую пятницу запрещалось ткать.




Источник: www.astrovic.ru

суббота, 29 декабря 2012 г.

Я читаю стихи Сарьяну...

photo (243x386, 20Kb)
Как-то в детстве мне попалась книга "Дерево дружбы". Переводы стихов кавказских поэтов. И я открываю первую попавшуюся страницу в середине и вижу замечательное стихотворение, которое мгновенно запомнила:

Я читаю стихи Сарьяну,
А под небом лежат снега.
Беломраморную поляну
Свет лиловый тронул слегка.

Горы желтые гостеприимны
Открывается Арарат...
Всюду лето. Один лишь зимний
Краткий день. И ему я рад. /кажется М. Лисянский/

И там много еще красивых стихотворений, например "Армения, я шел издалека,
Я чту твои дары, твои щедроты.." Они завораживали, они прекрасны, хоть я и не увлекалась никогда Кавказом. Мое впечатление - какая-то громкая тишина, величие.. Так и вспоминаю с детства. Но что заинтересовало - кто такой Сарьян? Позже узнала, что это художник, а сегодня нашла листок, на котором некоторые цитаты из этого "дерева дружбы".
Так что - о Сарьяне. Я не поклонница подобного стиля, отнюдь. Но решила узнать о нем поподробнее и заодно рассказать здесь.

Живописец, график, крупнейший мастер армянской живописи XX в., творчески продолживший традиции символизма.

Родился в Нахичевани-на-Дону (ныне - в составе Ростова-на-Дону) 28 февраля 1880. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1902 года ученик В. А. Серова и К. А. Коровина. Участник выставок объединений "Голубая роза", "Мир искусства", "Союз русских художников", "Четыре искусства".

В 1910, 1911 и 1913 посетил Константинополь, Египет и Иран, в 1926-1928 - Париж. До октябрьского переворота 1917 жил преимущественно в Тифлисе и Москве, с 1921 обосновался в Ереване.

Примкнул к символизму еще в студенческие годы. Значительная часть его композиций 1910-х годов сложилась в серию "Сказки и сны". Часто работал цветной тушью, акварелью, гуашью и темперой, создавая ирреальные и зыбкие красочные феерии. На изобразительную манеру Сарьяна оказало влияние творчество П. Гогена и А. Матисса, проявившееся в ярком локальном цвете его полотен и обостренном линейном ритме. Впечатления Средиземноморья и Востока слагаются - отчасти под воздействием французского фовизма - в более плотные цветовые гаммы и четкие силуэты, теснее связанные с конкретной натурой, однако мастер сохраняет верность поэтике легенды и притчи.

После октябрьской революции 1917, с переездом на историческую родину, эти красочные легенды обретают подчеркнуто национально-романтичный характер: "сны о Востоке" превращаются в "сны об Армении". Своеобразным манифестом этого обращения к Закавказью как главному источнику вдохновения стали эскизы занавеса для Драматического театра в Ереване и композиционно связанное с ними красочное панно "Армения" - с величавой и в то же время символически-условной панорамой гор, залитых ярким солнцем.

В 1926-1928 годах Сарьян жил в Париже, где пользовался большим успехом, и в этот период испытал очевидное влияние французского импрессионизма. В 1930-е годы писал, в основном, портреты и яркие, праздничные по колориту натюрморты.

В 1940-60 годах Сарьян пережил новое увлечение пейзажем. Художник работал также в области книжной графики и театрально-декоративного искусства.

В поздние годы мастер (удостоенный в 1965 звания Героя Социалистического Труда) сохранил живую энергию художественного поиска: он как бы вновь вернулся к впечатлениям юности, создав в 1960-е годы цикл "сказочных" пейзажей с фольклорно-мифологическими мотивами (музей Сарьяна). Будучи человеком-легендой, олицетворяющим "серебряный век", он неизменно притягивал к себе молодежь.

В 1966 году Сарьян получил Государственную премию Армянской ССР. Вышла в свет книга мемуаров художника «Из моей жизни» .
В ноябре 1967 года в Ереване открылся Дом-музей Мартироса Сарьяна. Персональные выставки художника состоялись в Румынии, Чехословакии, Венгрии, ГДР.

В 1971-1972 годах Сарьян создал серию рисунков фломастером. В них очевиден возврат художника к гармоничной мелодике и пластике раннего акварельного цикла «Сказки и сны». Но рисунки эти отличаются неким медитативным погружением в образы армянской природы, жившие в сердце и памяти художника. Последний из рисунков датирован Мастером 04 - 04 - 72, то есть за месяц до его смерти...
Умер Сарьян в Ереване 5 мая 1972.


1 (500x405, 56Kb)


9 (500x361, 50Kb)


000011 (700x464, 95Kb)


11 (427x500, 53Kb)


19 (315x500, 42Kb)


20 (400x276, 26Kb)


95-10 (598x474, 95Kb)


220px-Идущая_женщина (220x291, 30Kb)


2190-1 (335x350, 39Kb)


2200 (598x474, 95Kb)


Портрет Г. С. Улановой

15287658_Portret_balerinuy_Galinuy_Ulanovoy (539x700, 69Kb)


a89f85a828c093e49b86a5cec35c27bd (540x497, 266Kb)



By_the_Sea._Sphinx (429x378, 61Kb)


saryan_150 (472x500, 40Kb)


Summer_Heat_-_Running_Dog,_1909 (458x363, 41Kb)


в ущелье ахуряна цветущие горы сказка 1905 (640x700, 49Kb)


вечсер в саду 1903 (700x502, 35Kb)


пейзаж 1904 (700x534, 37Kb)


персиянка 1910 (604x700, 23Kb)


улица полдень конст 1910 (398x700, 288Kb)


цветы калаки 1914 (572x700, 507Kb)


чары солнца 1905 (700x421, 32Kb)

четверг, 13 декабря 2012 г.

АРМЕНИЯ | АРМАНЫ





АP/АРА- бог солнца древних армян.Сокращенно от Арарич - Творец. (Арарел -творить, Арарат- место творения). В народной армянской речи имя Бога стало нарицательным и используется как обращение “ара”. В далеком прошлом использовалось так же в значении ” воин,жрец”.. Название Армения происходит от корня АР. АР (Бог Солнца,Творец), “мен”- индо-европейский корень, означающий “человек, мужчина,люди”.Ар+мен+ия= Люди Солнца, Дети Света.Ararat comes from Armenian word ararel – create. The same root is in the words Creator – Ararich, Creation – Ararats, and the very place of creation – Ararat. Ararichn ararets Araratsin Araratum. (Creator created (the) creation in the “Place of Creation”) Արարիչն արարեց Արարածին Արարատում:

среда, 5 декабря 2012 г.

ХЕТТЫ

                                       ХЕТТЫ








Только западная и юго-западная окраины Армянского нагорья временами входили в состав Хеттского царства и Митанни. Кое-что нам известно из письменных источников об областях, непосредственно примыкавших к границам этих царств; археологические данные, как уже упоминалось, имеются почти только для областей, ныне входящих в состав советского Закавказья; обо всей остальной части нагорья прямых сведений нет, и о происходивших там явлениях мы можем судить лишь косвенно.

Политическая ситуация в середине II тыс. до н.э. Как мы видели в предыдущей главе к западу от Армянского нагорья, в центральной Малой Азии в XIX—XVII вв. возникает Древнехеттское царство, в XVII — начале XVI в. до н.э. начавшее было продвижение на юг, в Сирию, но со второй четверти этого столетия переживавшее глубокий упадок и утерявшее свои периферийные владения. На XVI век падает выдвижение Митаннийского царства в северной Месопотамии, постепенно подчинившего своему влиянию мелкие государства Сирии (Хальпа, — бывший Ямхад, — Каркемиш, Мукише-Алалах и др.) и, вероятно, Килийкого Тавра (Киццватна), а также, по-видимому, часть [74] долины верхнего Евфрата и область к югу от Армянского Тавра и, несомненно, области по среднему Тигру и за Тигром (Ниневия, Ашшур и, видимо, Аррапха). Наступление египетских войск в середине XV в. привело к ослаблению и утере митаннийского влияния к западу от Евфрата, но, тем не менее, около 1400 г. Митанни еще переживало расцвет. Царем его в это время был Душратта, находившийся в дружеских и союзных отношениях с египетским фараоном Аменхетепом III



Между тем период слабости Хеттского царства к этому времени закончился, и оно вновь консолидировалось на всей территории центральной части Малой Азии. С этого времени у нас появляются письменные данные о ряде областей Армянского нагорья, которые втягиваются в ход исторических событий, определявшихся действиями великих держав.

Общество Армянского нагорья во II тыс. до н.э. Общество Армянского нагорья этого периода стояло, по-видимому, на уровне, близком к состоянию общества Малой Азии того времени, когда начиналось проникновение туда ассирийских купцов-колонистов и подготовлялся процесс образования первых городов-государств. Как показывают пышные погребения вождей первой половины II тыс. до н.э. в Закавказье — в Триалети и Кировакане, — здесь уже далеко продвинулось имущественное и социальное расслоение первобытной общины, начавшей разделяться на военную знать и рядовых общинников. Развитие скотоводства и связанный с ним рост богатств должны были приводить к росту значения войны в хозяйстве, а развитие специализированных видов сельского хозяйства — садоводства и земледелия — к появлению внутриобщинного обмена, ростовщического кредита и социального неравенства.

Погребения вождей в Лчашене у Севанского озера, относящиеся уже ко второй половине II тыс. до н.э., с их обрядом кремации, деревянными погребальными колесницами и богатой утварью примыкают по типу к погребениям Триалети и Кировакана, но являют нам и новые черты, свидетельствующие о дальнейшем развитии общества. Вместе с вождем еще в большем числе, чем прежде, погребались и рабы для сопровождения его в потусторонний мир. Это свидетельствует, с одной стороны, о возникновении рабства, но с другой стороны, и о крайней примитивности рабовладельческих отношений, так как в дальнейшем рабы стали представлять ценность, которая не расточалась уже в виде человеческих жертвоприношений. Однако не забудем, что массовое уничтожение пленных практиковалось в Ассирии и Урарту еще и в IX—VIII вв. до н.э.



Если в Триалети и Кировакане мы наблюдаем только черты стилистической близости предметов художественного ремесла к памятникам Малой Азии и хурритского общества, то в Лчашене (XIV—XIII вв. до н.э.) появляются уже вещи, непосредственно импортированные из этих стран или, во всяком случае, сходные до идентичности с применявшимися у хурритов юга. Колесницы и вооружение воинов Лчашена (в частности, характерные шлемы с гребнем), судя по дошедшим до нас бронзовым моделям, были аналогичны хурритским. Митаннийские печати художественной работы этого времени найдены не только в Лчашене, но и в одном из могильников Большого Кавказа. Это показывает, что Армянское нагорье и Закавказье к концу II тыс. до н.э. начинает, — хотя, быть может, и в слабой степени, — вовлекаться в международный обмен, сыгравший, как мы видели, такую важную роль в ускорении образования классового общества в Малой Азии. Существенное значение, вероятно, здесь имело и начало разработки медных и оловянных месторождений Закавказья.

По всей вероятности, мы можем представить себе общество Армянского нагорья и Закавказья, во всяком случае к концу II тыс. до н.э., по своему состоянию весьма сходным с тем, которое было обрисовано в предшествующей главе для ранних этапов истории хеттов и хурритов юга: патриархальные роды, делящиеся на отдельные большесемейные домовые общины, подчиняющиеся власти патриархов — эври (слово это сохранилось и в урартском); формально неотчуждаемый и переделяемый земельный фонд домовой общины при начавшейся имущественной дифференциации семей и возникшей потребности в кредите, которая неизбежно должна была в конечном счете привести к развитию ростовщичества и долгового рабства. Все это не только предположение: как ни скудны наши сведения об урартском обществе Армянского нагорья первой половины I тыс. до н.э., есть данные, свидетельствующие о наличии здесь еще и в то время больших патриархальных семей и родовых селении, например, селений родичей царя.

Мы видели, что хурритские патриархальные роды юга входили в территориальные общины, управлявшиеся советом старейшин и народным собранием, — а иногда и разрастались настолько, что охватывали несколько селений, организованных по родовому или территориальному принципу и включавших как родственные, так и неродственные больше семейные общины. По-видимому, судя по данным о родовых селениях в урартском государстве, подобные явления наблюдались и на нагорье. О советах старейшин и народных собраниях у населения Армянского нагорья мы узнаем из хеттских источников.




http://annales.info/other/djakonov/02.htm 






Кто такие шумеры и где истоки мировой цивилизации?








У американского писателя Роберта Шекли есть рассказ «Лаксианский ключ». В офис к совладельцу фирмы с претенциозным названием ААА-ПОПС – Астронавтическое антиэнтропийное агентство по оздоровлению природной среды – Роберту Грегори заявляется его компаньон, химик Арнольд, предъявляет черную квадратную машину размером с годовалого слоненка и заявляет, что это – залог их блестящей будущности и безмерного богатства.


Предмет этот оказывается автономным «бесплатным производителем» вещества «тангрис», служащего пищей для обитателей планеты Мельдже. Ценой неимоверных расходов, оказавшиеся на грани краха, компаньоны тем не менее доставили «производитель» на планету Мельдже, где их встретили исключительно враждебно, ибо, как оказалось, она вся покрыта горами этого самого «тангриса», которое самим обитателям планеты уже некуда девать. А чтобы остановить «бесплатную» машину, нужен некий «Лаксианский ключ». «Убирайтесь! А если вы когда-нибудь найдете этот ключ, то прилетайте снова и назовите свою цену»,- сказали мельджиане, прежде чем выдворить с планеты непрошенных «благодетелей».

Вот так-то. А вообще-то прежде чем начать что-либо, следует сначала овладеть этим делом, научиться управлять им – найти свой «ключ» к нему. Человечество сегодня утратило ключи к дверям своего прошлого и, блуждая во тьме, пытается разгадать сложное заклинание. И, подобно герою известного анекдота, ищет потерянное в освещенном круге под фонарем, а вовсе не там, где потеряло…

В середине прошлого века устоялось мнение, что цивилизация возникла каких-то 5000 лет назад и что первыми ее создали шумеры. Но однажды историки обратились к вулканологам с просьбой определить возраст лавы, затопившей один из найденных в Америке великолепных храмов. Не ведающие об «академическом» мнении историков геологи опубликовали результаты исследования – 8000 лет! Но официальная историография еще долго продолжала утверждать, что вплоть до IV тысячелетия до н. э. человечество пребывало в первобытном состоянии.

Сегодня, когда в армянском Портасаре, переиначенном захватчиками в Гёбекли-тепе, выявлен гигантский храмовый комплекс возрастом как минимум 11,5 тыс. лет (Вачаган Ваградян, например, вообще удревняет его до 18000 лет), бесспорно свидетельствующий о высокоразвитой культуре и науке, начали поговаривать уже о 12-тысячелетней цивилизации. А это значит, что все новые и новые достижения науки еще не раз скорректируют историографию, представления которой формируются сегодня скорее в политической, нежели научной плоскости. Разве это не политика – нежелание приписывать создание Портасара исконным обитателям армянам, хотя это доказывает великое множество фактов?- нужно лишь желание считаться с ними… Западная и турецкая «историографии» делают все возможное, лишь бы не говорить, что высокоразвитую древнюю культуру, следы которой обнаруживаются на территории исторической Армении, создали именно армяне. Вместо этого они пытаются ввести в научный оборот такие искусственные понятия, как «культура Восточной Анатолии», «турецкий Стоунхендж» и т. д.

Сегодня в арсенале истинной историографии появились новые научные методы, в том числе генетические, астрономические, квантовой физики, нейробиологические. Уже доказано, что самый древний язык, отделившийся от праиндоевропейского, существовал 9800 лет назад. Некоторые ученые приписывают армянскому языку менее чем восьмитысячелетнюю давность. При этом иностранные ученые в качестве исходной точки берут грабар, который фиксирует не более чем литературный письменный язык V века.

Недавно благодаря Интернету мне посчастливилось послушать одну из американских лекций шумеролога Армена Давтяна «Шумерские идеограммы говорят по-армянски». На основе анализа различных шумерских надписей и петроглифов автор убедительным образом доказывает, что распространенные в Шумере идеограммы – это надписи на армянском языке. Об этом же свидетельствует как сама огласовка идеограмм, различными образами дошедшая до нас, так и наскальные рисунки, обнаруженные на территории Армении. Первым делом отмечается, что восемь тысяч лет назад уровень вод Персидского залива был гораздо выше, и вся территория Шумера находилась под водой. После того как уровень воды опустился, здесь возникла высокая цивилизация с развитой астрономией и весьма оригинальной системой письма. Научные исследования показали, что территория Шумера была заселена людьми с арменоидной формой черепа, пришедшими с севера (а это как раз Армения!), главный же их храм был посвящен божеству по имени HAY (читается также как Хай). Одним из доказательств происхождения шумеров из горных местностей считается строительство ими храмов в форме горы, а значит, там, откуда они пришли, должен был существовать культ горы, вершины. Но ведь именно в Армении вершины гор являлись священными, здесь приносили жертвы богам. Армен Давтян упоминает древнюю армянскую легенду, в которой одна гора проклинает другую: да не будет больше приноситься жертв на твоей вершине! О том, что шумеры – переселенцы из горной страны, ученые прочитали затем в самих письменных шумерских памятниках. Однако армянское происхождение шумеров приводит нынешних ученых, мягко говоря, в ужас,- они всячески сопротивляются этой идее. До сего дня предается забвению и другой факт. В той же своей лекции Армен Давтян рассказывает о том, что в ходе раскопок, которые проводились в Горисе с участием французских археологов, была обнаружена типично шумерская керамика. Первоначально французы были твердо убеждены, что эта керамика оказалась здесь благодаря древним торговцам, однако исследование находок показало, что эта керамика изготовлена из местной глины, причем во времена, когда Шумер находился еще под водой.

Что же касается шумерских идеограмм и хеттских надписей, то их сегодня не только читают на армянском, но и находят подтверждения истинности этих прочтений благодаря современным находкам в самой Армении. Так, Армен Давтян показывает, что прежде чем обрести свой схематический вид и лечь в строку, шумерские идеограммы были осмыслены и оформлены в наскальных рисунках Армении. Так, например, петроглиф изображает крупное рогатое животное – быка или тельца. А мы знаем, что в основе наскальных изображений лежит, в сущности, принцип «что вверху (на небе), то и внизу (на земле)». Бык, телец помещался и на звездном небе.
Символизирующая быка рогатая голова впоследствии приобретает изображение армянской буквы… В шумеро-английском словаре, по словам Армена Давтяна, эта идеограмма транскрибируется, т. е. озвучивается как tapar либо, не исключено, tabar, а переход p-b весьма распространен (например, Бабелон-Вавилон). Две изображенные вместе и взятые в круг головы означали группу, стадо животных, и идеограмма эта транскрибируется как nahiru. А ведь армянское слово «нахир» означает именно стадо, группу крупного рогатого скота!

Ученый отмечает, что к настоящему времени имеется 680 подобных адекватов, а это далеко выходит за рамки возможных совпадений. Так, например, в скольких языках цифра 4 (на армянском hamar – «номер») используется для передачи смысла союза «для» (на армянском – опять же hamar)? Только в английском, где вместо слова for нередко пишут просто 4.

Точно так же Варужан Нерсисян, беседуя в эфире «Айтуна» с Гамлетом Нерсисяном, показывает, что хеттские надписи также читаются на армянском – если, разумеется, ученые в своих «дешифровках» не смешивают группы соседних клинописных знаков.

А разве не достоин внимания тот факт, что 11 из 14-и глав «Зенд Авесты» звучат на армянском? Так, например, глава, призывающая человека не прибегать к оружию, звучит так: Andarz i danag mard, в переводе с армянского – «невозвратим (необратим, неисправим) человек с ножом».

Александр Варпетян, еще один гость этой же передачи, говорит, что зарубежные ученые должны понять одно: их дело намного облегчится, если они как следует овладеют армянским. Но, спрашивается, много ли на свете востоковедов, знающих и армянский тоже? Потому-то вновь и вновь ищут они потерянный ключ под фонарным столбом, то есть в рамках тех языков, которыми владеют… Ну а то, что истоки клинообразных знаков лежат в наскальных рисунках Армении (что совершенно ясно видно из представленных видеоматериалов), подтверждается все новыми и новыми современными находками, к тому же именно на территории до невозможности урезанных Армении и Арцаха.

Наука лидирующих в мире стран сегодня пытается в нужном для себя свете изложить историю человечества. А вот турки решили просто задарма присвоить себе не только армянские земли, но и все созданное армянами наследие. Они запустили «бесплатный производитель», но «лаксианского ключа» у них все равно нет. И чем дальше, тем больше запутываются они в хитросплетениях собственной лжи.

Многочисленные факты, находки, научные открытия совершенно очевидным образом свидетельствуют сегодня, что истоки мировой цивилизации лежат в горах Армении и что именно отсюда цивилизация распространилась по всему миру. Древняя восточная мудрость гласит: где все началось, там все и завершится. Это я понимаю так: человеческая цивилизация началась с прародины арийцев – Армении – и завершится, то есть извратится и погибнет, когда там исчезнет последний след исповедующего идеи священной родины и живущего богоданными законами армянина, когда вместо «лаксианского ключа» воцарятся стремление к «хорошей жизни» и суетная жажда наслаждений. И воистину: уже проистекающие на нашей планете определенные процессы, копящие горы лживого «тангриса», дают тысячи поводов для подобных кошмарных прогнозов…

Ключ, как оказывается, в наших руках, но мы, не ведая, что имеем, пытаемся услужить извращенному миру и жить согласно поговорке «где хлеб, там и живи». Когда же нашим кредо станет другое – «не хлебом единым, но словом Божьим жив человек»? Ибо если мы не осознаем, кто мы, мы даже с волшебным ключом не найдем двери, которые должны открыть.




Арменуи ТУМАНЯН, «Собеседник Армении»

среда, 28 ноября 2012 г.

Армения - Хачкары-Буквы


Месроп Маштоц - cоздатель армянского алфавита и основатель армянской письменности, первый переводчик, первый учитель и основоположник армянской школы. Месроп Маштоц родился в селе Хацекац Таронской области (Зап. Армения, ныне Иля Муш в Турции) в 361г. Месроп получил хорошее для своего времени образование в родном Тароне, после чего отправился в столицу Армении Вагаршапат и поступил на службу при дворе Хосрова III - сперва стал секретарём (около 389г.). Месроп, следуя лучшим принципам графики, составил армянский алфавит, создав неповторимые в своем своеобразии буквы ( 405-406 гг.), который состоял из 36 букв и не только соответствовал языку той эпохи, но не нуждался в каких-либо серьезных поправках и спустя 1600 лет после своего создания. (только в средние века в звуковом составе армянского языка появились новые звуки "о" и "ф", буквенные обозначения которых и были добавлены к алфавиту). После изобретения армянских письмен Месроп жил и творил в течение 35 лет. Месропу приписывается ряд оригинальных произведений, как, например, "Шараканы покаяния", сборник "Многовещательные речи", "Письмо епископу Проклу" и др. Умер Месроп Маштоц 17 февраля 440 года в возрасте 79 лет. Похоронен в селе Ошакан. В знак увековечения памяти Месропа армянский азарапет Ваан Аматуни через три года после его смерти воздвиг на его могиле храм.
Армянскому алфавиту более 1600 лет.
Армянские крестные камни (хачкары) — поразительное явление в художественной культуре средних веков, явление яркое и полнокровное. Главная идея хачкара - высеченный крест в камне, установленном на постаменте.
Около церкви Св. Месропа Маштоца несколько лет назад установили памятник буквам армянского алфавита в форме хачкаров.

среда, 7 ноября 2012 г.

Тевтонский орден и Киликийская Империя











После внезапной смерти императора Генриха VI, немецкий крестовый поход 1197 г. завершился неудачей. Тем не менее, развертывание крупных военных сил и присутствие многих светских и духовных лидеров империи в ближневосточном регионе послужило основой для углубления связей между германской нацией и государствами в Заморье. Как полагает К. Форстройтер, преобразование немецкого госпиталя в Акре в военно-монашеский орден в 1198 г. также было следствием этого крестового похода. Одним из районов распространения немецкого влияния являлась Киликийская Армения, зажатая между враждебно настроенными византийцами на западе и мусульманами на востоке. В январе 1198 г. архиепископ Майнца Конрад короновал в Тарсе армянского князя Левона II. Форстройтер предполагает, что именно архиепископ способствовал налаживанию отношений между Киликией и Тевтонским орденом. В булле от 27 июня 1209 г. Иннокентий III упоминает среди прочих владений ордена два земельных имения в Киликийской Армении.

Таким образом, Кумбетфор и Айун, находившиеся, предположительно, поблизости от Тарса, были первыми известными нам поместьями, пожалованными ордену армянской властью между 1198-1209 гг. В 1211-1212 гг. великий магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца предпринял поездку по Киликии. Он отправился в путь вместе с Вильбрандом Ольденбургским, представителем германского императора Отто IV, и посланником герцога Леопольда VI Австрийского. Морской путь из Европы в Акру занял шесть недель, оттуда магистр с сопровождающими отправился в Сирию. 22 ноября 1211 г. они прибыли в Антиохию. Спустя некоторое время путь был продолжен, и последняя остановка перед армянской границей была сделана в крепости Гастон. В Киликии


магистр сначала остановился в Александретте и затем отправился в Мамистру. По дороге на Тарс он посетил поместье ордена в Кумбетфоре. В Тарсе путников встретил царь Левон II. Затем магистр проследовал через Адану в столицу Киликии Сис, куда был приглашен царем на празднование Крещения Господня. Вильбранд

Ольденбургский, подробно описавший праздничные церемонии, сообщает об исключительном почете, которого удостоился тевтонский магистр. До конца зимы Герман фон Зальца оставался в Армении. Из Сиса магистр отправился в Аназарбу и к Вербному Воскресению прибыл в замок Амуда, который к этому времени уже находился во владении Тевтонского ордена.



Следующим важным документом в истории Тевтонского ордена в Киликии стала грамота Хетума I от 22 января 1236 г. Царь Киликии передал в орденское владение город Харунию (Haronia, Harunia) со всеми мельницами, три аббатства и 20 земельных поместий. Харуния, основанная Харун аль Рашидом и в честь его же названная, впервые упоминается среди армянских владений в 1198 г. Город располагался на восточной границе царства, находясь под постоянной угрозой вражеского вторжения. Форстройтер сравнивает это пожалование с приглашением рыцарей ордена в Кульмскую землю, с которого началось завоевание Пруссии. На армянской границе, как и на кульмской, у ордена имелись широкие возможности для покорения новых территорий в процессе борьбы с «неверными». Харуния с окрестностями и Амуда могли составить, как полагает Форстройтер, то экономическое и политическое ядро, с которого рыцари могли начать поэтапное завоевание пограничных мусульманских территорий.

С другой стороны, Форстройтер указывает на то, что потенциальные возможности пожалования Хетума I не соответствовали реальному положению вещей. В тот период Тевтонский орден уже вел войну в Пруссии, занимал территории меченосцев в Ливонии и, вероятно, направлял ограниченные воинские контингенты в Испанию. Активная война с мусульманами на армянской границе при данном распределении приоритетов была ордену просто не по силам . Сам царь Хетум, как это следует из текста документа, видел в тевтонских рыцарях прежде всего верных союзников и пожалование ордену Харунии с окрестностями преследовало ясную цель: размещение там орденского контингента для защиты данного сектора армянской границы. Как отмечает Форстройтер, правление Хетума I (1226-1269) было благоприятно как для самой Киликии, так и для местных владений ордена. Харуния и Амуда являлись частью пограничной оборонительной системы царства.


Forstreuter K. Der Deutsche Orden am Mittelmeer // QSGDO. Bonn, 1967. P. 59.
«time to analyze» - politics, society, and ideas


Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...