суббота, 27 сентября 2014 г.

ЕРЕВАНУ 6000 ЛЕТ?











Последние находки археологов, возможно, позволят переписать историю Древнего мира. Уникальные артефакты подтверждают свидетельства древних источников о том, что из Армении в Междуречье распространились знания как минимум в пяти отраслях: строительство, металлургия, возделывание хлеба, садоводство, виноделие Уникальные артефакты, обнаруженные при раскопках Шенгавита (4-3 тыс. до н. э.), еще раз подтверждают, что Армения является родиной металлургии, ювелирного дела, виноделия и коневодства. Все это доказывает, что в 4-3 тыс. до н. э. Армения была высокоразвитым государством, носителем исключительной культуры. К такому выводу пришла группа археологов,


исследующих этот древний город.







РАСКОПКИ ПРОВОДИТ АРМЯНО-АМЕРИКАНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. К примеру, найденные на территории Шенгавита бусы из стекла превосходят по своему качеству египетские. А количество обнаруженных конских костей превзошло все ожидания исследователей. По этому поводу немецкий палеозоолог Ганс Питер Уертман заявил, что не видел такого количества лошадей во всем Древнем Востоке. "В мастерских найдено огромное количество каменных орудий. А найденные свидетельства медного производства позволяют судить о том, что в Армении было налажено систематизированное производство железа", - сказал корр. "ГА" директор НИИ историко-культурного наследия при Министерстве культуры РА Акоп СИМОНЯН и добавил, что это только начало, нас ждет еще много сюрпризов.












На южных склонах горы Арагац, на территории, которая издревле называлась Навер, в 1975 г. были обнаружены древние некрополи (Неркин Навер - нижние могилы и Верин Навер - верхние). Находка сразу привлекла внимание археологов. Стало понятным, откуда взялось название этой местности. "Нав" или "неф" во многих древне-европейских языках означает не только корабль, но и могилу. По всей видимости, в древности это понятие связывалось не только с морскими путешествиями. Оно также имело сакральный смысл - корабли уносили души мертвых в загробный мир. Целая "флотилия" подобных "кораблей" явила миру такое обилие неизвестных фактов, что просто ошеломила исследователей. Курганы датируются 3-2 тыс. до н.э. Это подтвердили серии радиоуглеродных анализов артефактов, проведенных в лабораториях Германии и США.






Неркин Навер - это место захоронений высокопоставленных персон, Верин - крестьян. В Верхних могилах раскопана территория в 7 тыс. кв. м, где обнаружены 70 курганов простонародья, в Нижних могилах раскопано всего 8 княжеских курганов. В составе армяно-американской археологической экспедиции с 2009 по 2012 гг. кандидат исторических наук Акоп Симонян занимался исследованиями этого уникального места. "Собранный материал позволяет утверждать, что Армения является прародиной индоевропейской цивилизации, - рассказывает Акоп Симонян. - Это самые древние захоронения, где зафиксированы сведения арийского уклада, арийского мышления. Здесь мы находим свидетельства производства, уникального для того времени. Находки выводят на новый уровень трактовку развития цивилизаций".







НА МЕСТЕ ЗАХОРОНЕНИЙ БЫЛО НАЙДЕНО МНОЖЕСТВО ЗОЛОТЫХ УКРАШЕНИЙ, оружия, костей почитаемых животных, прекрасно орнаментированные черно- и краснолощеные кувшины. Это "традиционный" набор, свойственный погребениям того периода. Однако сенсационные находки выделяют этот некрополь среди подобных. Это законсервированное в веках послание дает достаточное представление о роли и значении древнеармянской цивилизации. По всем параметрам эти захоронения соответствуют арийским (индоевропейским) представлениям. Ритуал погребения носил очень сложный характер.








"Здесь мы наблюдаем все типы индоевропейских погребений: кремирование (высокопоставленные персоны), обгладывание трупов специально обученными собаками (приближенные царя) и простые захоронения крестьян. Последних хоронили на боку: мужчин на правом, женщин на левом, - продолжает Акоп Симонян. - A в каждом царском захоронении, как правило, обнаруживаются кости двух жертвенных коней. Но самое поразительное - это железные удила, которые, согласно данным химического анализа, своим составом схожи с самыми древними и известными на сегодняшний день металлическими изделиями из Дорака и Аладжа-Уюка (Малая Азия, конец 3 тыс. до н.э.). Фактически это третья подобная находка в мире, датируемая 23 в. до н.э. В кургане N2 обнаружена черная гидрия (кувшин), на "плечиках" которой изображено 6 пар колес колесниц. У колес 4 спицы. Это свойственно самым ранним колесам колесниц. Другая поразительная находка - краснолощеный кувшин. На нем изображен табун породистых одомашненных лошадей. Об этом красноречиво говорят их стриженые гривы и заплетенные хвосты. Изображение табуна такой древности неизвестно во всем Переднем Востоке. Это обстоятельство весомый аргумент в пользу того, что Армения, помимо прочего, является родиной коневодства. Картину дополняют изящнейшие золотые изделия, бусы из цветного стекла. Некоторые изделия сделаны из кварца. Это поражает, если учесть, что температура плавления кварца составляет 1700 градусов по Цельсию. Как они это делали, пока остается загадкой. Такое качество стекла не известно во всем Древнем Востоке конца 3 тыс. до н.э.! Стеклянные бусы, найденные в городище Шенгавит, древнее прежних находок на 1000 лет. Узоры на золотых изделиях повторяют орнаменты керамических. А так как керамика, как правило, местного производства, то логически будет предположить, что золотые украшения - дело рук тех же местных мастеров".











МНОГИЕ ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ТОМ, ЧТО АРМЕНИЯ В ЭТО ВРЕМЯ была интегрирована в международные торговые связи. Примером тому служат месопотамские раковины морских моллюсков, бусина агалтомелита (месторождения этого камня находятся только в Корее, Китае и Японии), бусы из ляпис-лазури из Бадашхана (Средняя Азия), импортированные с Восточного побережья Средиземноморья изделия и т.д. Отсюда вытекает вывод, что торговые отношения уже регулировались определенными правовыми нормами, к примеру, договорами купли-продажи, обмена и др.








Еще одна находка, которая занимает обособленное место по своей значимости, - это рапира. По всем параметрам это первое профессиональное военное оружие. Оно датируется XXIII в. до н.э. Спектральный анализ показал, что рапира изготовлена из оловянистой бронзы. Содержание олова в рапире составляет 11-12%. Это классическая формула. Согласно данным изотопного анализа, медная руда армянского происхождения. Ее добывали в Алаверди (Лорийский район). Олово - завезенное (предположительно из Средней Азии). Следует отметить: все эти артефакты перекликаются с образцами, добытыми из древнего города Шенгавит. Здесь также наблюдается бурное развитие ремесел и технологий (гончарное дело, металлургия, виноделие).









По этому поводу профессор Пенсильванского университета, археолог Мишель Ротман, который участвует в раскопках Шенгавита, заявил, что все полученные данные позволяют предполагать, что приблизительно в 3 тыс. до н.э. культура древней Армении распространилась по миру. "Армения - это отсутствующий фрагмент в общей мозаике построения цивилизаций Древнего мира. Шенгавит и Навер дополняют те недостающие звенья, с которыми мы сталкивались при изучении древней культуры Междуречья", - говорит Ротман.






Слова американского ученого перекликаются со сведениями древне-месопотамских источников (поэма о Гильгамеше 3 тыс. до н.э. и др.), где говорится о том, что из Армении в Междуречье распространились знания как минимум в 5-ти отраслях: строительство, металлургия, возделывание хлеба, садоводство, виноделие.




Тигран МИРЗОЯН, "Голос Армении"















среда, 24 сентября 2014 г.

Мистерия созвездиея Лебедь в АРМЕНИИ..........Стоунхедж – Караундж – Лебедь.

понедельник, 22 сентября 2014 г.

Подземная история

В 2003 году по всему периметру Площади Республики начались восстановительные строительные работы. После того, как верхний слой асфальта был удален, перед взором строителей предстали остатки каменных стен, плитки из черного и красного туфа, черепица, куски глиняных кувшинов, глиняные водопроводные трубы.

Руководитель отдела по исследованию средневековья Института археологии и этнографии Национальной академии наук Григор Караханян и сотрудники Агавни Жамкочян и Фрина Бабаян провели на месте археологические исследования. В результате проведенных работ на территории площади и ближайших улиц были обнаружены сохранившиеся под асфальтом участки подвалов строений 17-го века, разрушенных в начале прошлого века.
Как уверяют археологи, на основании полученных материалов можно сделать вывод, что обнаруженные под площадью строения являются подвалами тех зданий 17-го века, которые были изображены на панорамных рисунках Еревана французских путешественников Жана Батиста Тавернье и Жана Шардена. Эти находки свидетельствуют, что Ереван 17-18 веков был не случайным городом, а торгово-экономическим центром. Однако полностью и досконально исследовать эту историческую сокровищницу так и не удалось: группа археологов успела провести работы лишь на трех участках. По воспоминаниям Фрины Бабаян, в результате поспешных работ по приведению площади в пристойный вид и была построена знаменитая мозаика: «Обнаруженные нами территории были засыпаны землей и песком, а между тем эти строения представляют важную эпоху градостроительного искусства, практически не изученную нами».

Кстати, занимающий в то время должность главного архитектора Еревана Нарек Саркисян это событие прокомментировал следующим образом: «Во-первых, это не памятники, а подвалы разрушенных домов прежней улицы Астафян. Во-вторых, они не были разрушены, а были всего лишь засыпаны песком – для последующих поколений». Спустя десять лет был объявлен конкурс по перепроектированию Площади Республики, одной из главных целей которого, по словам Нарека Саркисяна, является подземная урбанизация площади. Что же тогда останется последующим поколениям, пока не совсем ясно.

Первые фотографии армянских женщин

Древние люди молоды только на старых снимках. В век цифровой техники, эти старые фотографии представляют особую ценность. Ведь в одном единственном кадре запечатлена целая эпоха, история, обычаи, мужчины и женщины. Женщины… Нет ничего лучше старых фотографий молодых женщин: они наиболее полно передают дух эпохи. Фотографии армянских женщин, сделанные в начале двадцатого века, особенно интересны в этом контексте. Они демонстрируют все различия и сходства женщин одного народа, которых разделила география. Мода, традиции, национальные детали – в зависимости от места проживания, армянки использовали совершенно разные атрибуты и одежду. Однако любой человек, посмотрев эту фотоподборку, без труда определит, что все эти женщины армянки.



Армянка из Эривани

Армянка, проживающая на границе с Персией

Армянки из Ахлцихе (город на юге Грузии)

Знатная армянка из Нахичевана

Армянка из Арцаха

Александрополькая армянка (ныне - Гюмри)

Шушинская армянка

Армянская монахиня

http://imyerevan.com/ru/society/view/8797

суббота, 6 сентября 2014 г.

Утес Мгери Дур(«Дверь Мгера»)

По завещанию умершей матери Мгер приехал в город Ван. Доехав до равнины Вана, он увидел там говорящую ворону и стрелой ранил ее. Ворона скрылась в одной из пещер. Мгер верхом на коне погнался за птицей, но в пещере ноги коня увязли в земле, а дверь закрылась, и остался он там до конца света. ******** Дверь Мгера, или Акравукар(«Камень вороны») Говорят, когда некогда один пастух спал под дверью дома Мгера и ему приснился сон, в котором добрый дух сообщил ему тайну волшебной двери. Пастух, проснувшись, произнес сокровенные слова, вырезанные на двери, и она тут же открылась. Оказалось, это был вход в пещеру. Когда пастух вошел в пещеру, он увидел там кучи золота и алмазов. Набив мешок драгоценностями, пастух повторил слова. Дверь открылась снова, и он вышел вон, но тут хватился палки, оставленной в пещере. Войдя опять внутрь, пастух взял палку и уже хотел выйти, как вдруг забыл сокровенные слова. Говорят, что и сейчас он находится в пещере и оттуда слышны его душераздирающие крики. Мгери дур («Дверь Мгера») высечена в утесе Акравукар («Камень Вороны») неподалеку от г. Ван провинции Васпуракан (ныне центр иля Ван в Турции). По свидетельству академика И.А.Орбели, Дверь Мгера – большая стена, высеченная в скале, с клинописной надписью, по форме и отделке напоминает дверь. Мгер – герой армянского эпоса «Давид Сасунский». Эпос складывался с IX-XI вв., в период освободительного движения против владычества Арабского халифата. ******** Мгер(имя восходит к Митре), у армян бог небесного света и солнца, сын Арамазда. В древней Армении М. были посвящены храм в Багааридже (на территории современной Турции), жертвенник Мхери дур («дверь Мхера») в горах близ города Ван, а также, по-видимому, и храм в Гарни (1 в. н. э.). Следы почитания М. обнаруживаются: в древнеармянском календаре в названиях восьмого дня каждого месяца - михр, седьмого месяца (февраль) - мехекан; в армянской ономастике (включая топонимику) - более 150 наименований, производных от имени М. Влияние культа М. после распространения христианства проявилось в армянских духовных песнях (шараканы), сложившихся в 5-8 вв. В них Христос отождествляется с божеством света, его называют «свет», «творец света», «излияние света», «солнце правды», «мысленный свет», «солнечный свет», «источник света». В трансформированном виде образ М. перешёл в эпос "Сасна црер" («Давид Сасунский»), где вместо единого М. выступают Мгер Старший (дед) и Мгер Младший (внук). Мгер Старший, сын Санасара и Дехцун, дочери царя каджей, - исполин, наделённый богатырской силой. Подобно Митре, Мгер совершает ряд подвигов. Он вступает в бой с чудовищным львом, преградившим дорогу, по которой в Сасун доставляли хлеб; руками он раздирает льва на части (отсюда его прозвище «львораздиратель»), после этого жители Сасуна получили хлеб в изобилии. Мгер одолевает дэвов; убив чёрного быка (символ тьмы и преисподней) и лишив тем самым главного Белого дэва магической силы, Мгер одолевает его в битве. Мгер Младший, сын Давида Сасунского и Хандут-хатун, проводит жизнь в странствиях, в постоянной борьбе с несправедливостью, со злыми силами. Он побеждает дэва Купа, старуху-людоедку, иноземные полчища, угрожавшие Сасуну; спасает город Джезиру от наводнения, сбросив утёс в протекавшую через него реку и тем самым разделив её на два рукава. Встретив возвращающегося в Сасун Давида, Мгер, не ведая, что это его отец, вступает с ним в единоборство и валит его наземь (вариант: отца и сына разнимает Габриел Хрештак). Опозоренный Давид проклинает сына: он обрекает его на бессмертие и бездетность. Мгер оказался не в силах истребить несправедливость в мире; его больше не держит земля: Мгер и его конь (Куркик Джалали) вязнут в земле. Мгер идёт за решением своей судьбы к могилам родителей. Он слышит их голоса, предлагающие ему удалиться в скалу и ждать изменения мира. Согласно варианту, путь к скале Мгеру указывает посланник богов - вещий ворон (аграв), поэтому скала получила название Агравакар («воронова скала»). От удара меча Мгера скала разверзлась и приняла его вместе с конём. Один раз или дважды в год (вариант: в каждую субботу) Мгер выходит из скалы и пробует, не окрепла ли земля. Убедившись, что по-прежнему она не выдерживает его тяжести, Мгер возвращается в скалу. Одному пастуху, увидевшему Мгера в приоткрывшейся скале, он сказал, что совсем оставит скалу, когда разрушится старый и будет создан справедливый мир, когда пшеничное зерно будет крупнее ореха, а ячменное - больше плода шиповника. Согласно отдельным версиям сказаний, в скале, в которой пребывает Мгер, горит вечная свеча (или лампада), вращается чархи-фалак («колесо судьбы»); когда колесо остановится, Мгер выйдет из скалы и разрушит несправедливый мир. Существует вариант мифа, по которому Мгер Младший оказывается по воле верховного божества прикованным к скале и ворон клюёт его почки. Этот мотив возник, по-видимому, под влиянием представлений о богоборцах, об Артавазде, прикованном цепями в пещере, с которым древнеармянская мифология связывала спасение мира.

четверг, 4 сентября 2014 г.

Святые горы Араратские - родина Святогора


Еще в 1860 году Аксаков писал о Святогоре: "Образ этого огромного богатыря, которого обременила, одолела собственная сила так, что он стал неподвижен, весьма значителен. Очевидно, что он выходит из разряда богатырей, к которому принадлежит и Илья Муромец. Это богатырь-стихия".[1] Несколько иная мифологическая трактовка образа Святогора принадлежит А.Н.Афанасьеву: "Если бы даже мы,- пишет он,- не имели никаких иных данных, кроме поэтического сказания о Святогоре, то одно это сказание служило неопровержимым доказательством, что и славяне, наравне с другими родственными народами, знали горных великанов. В колоссальном типическом образе Святогора ясны (видны) черты глубочайшей древности. Имя его указывает не только на связь с горами, но и на священный характер последних".[2] Безусловно, трудно не согласиться с Афанасьевым. Действительно, Святогор имеет горное происхождение, и этимология его имени означает "святая гора". Но ни Аксаков, ни Афанасьев, ни другие толкователи русских былин не дают ответа на вопрос: "А с каких таких святых гор происходит Святогор?". Несмотря на то, что былины четко дают ответ на этот вопрос, все толкователи этого упорно не замечают. Итак, попытаемся ответить на вопросы, на которые не ответили толкователи былин, несмотря на то, что в былинах ответы очевидны, и так же ответим на те вопросы, на которые былины не дают ответы. Вопрос первый: из каких таких святых гор происходит Святогор? И второй вопрос - откуда у Святогора берется стихийная сила (сила стихии)? Итак, как говорил уже Афанасьев, славяне наровне с другими родственными народами, знали горных великанов. Исходя из этого тезиса, мы изучали эпосы индоевропейских народов, чтобы найти хоть какое-то сходство между ними. Поскольку все индоевропейские народы имели единую прародину, значит у них должны быть хоть чуточку схожие эпические герои. Наши поиски венчались успехом! Самые схожие образы с описанием Святогора мы нашли в армянском народном эпосе "Давид Сасунский", или как его еще называют "Сасна Црер", который означает "Безумцы из Сасуна", "Неистовые сасунцы", "Буйные сасунцы", "Храбрые до безумия сасунцы", "Яростные сасунцы". Есть еще названия "Джоджанц тун", которое означает "Дом великих", "Дом исполинов", "Дом старших", "Дом предков". Армянский эпос начали записывать с 1864 года. С тех пор было записано свыше пятидесяти вариантов. Переводили эпос В.В.Державин, А.С.Кочетков, К.А.Липскеров и С.В.Шервинский. Как пишет И.Орбели: "Десятки и сотни поколений сказывали отдельные части этого эпоса. Древнейшие элементы возникли в незапамятные времена, когда еще не звучало слово "армянский", когда еще не звучали другие, еще более древние названия слившихся в армянском народе племен, потому что не было еще и племен".[3] Итак, какое сходство между Святогором и героями армянского эпоса мы нашли. Во-первых, имя Святогор является дословным переводом имени Санасара, одного из братьев - близнецов. Святогор означает "святая гора", а Санасар означает сан-святой, солнечный, сар-гора. То есть русский Святогор и армянский Санасар имеют по смыслу тождественные имена. Далее, некоторые схожие характерные черты Святогора и Санасара. Оба они - стихийные богатыри, но только с той разницей, что мы знаем, откуда у Санасара такая сила взялась, а про силу Святогора русские былины молчат. Святогора не держит земля, также как и не держит земля Мгера-младшего. Святогор бросает палицу булатную в небо, точно также, как младенец Давид правой рукой булаву под небо кидает, а левой хватает. Палица для младенца просто игрушка. Святогор живет на святых горах, на какой-то горе, куда ездил Илья Муромец, чтобы с ним померяться силой. На Святых горах живут все армянские богатыри. Но Мгер-младший закрылся в утесе - камне и живет там "до сих пор". А теперь обо всем этом подробнее. Русская былина гласит. "На тых горах высоких, На той Святой горы, Был богатырь чюдный, Что ль во весь же мир он дивный, Во весь же мир был дивный - Не ездил он на Святую Русь, Не носила его да мать сыра - земля".[4] В этих семи строчках есть три момента, которые имеют схожесть с армянским эпосом. Первый момент -это Святая гора, на этом остановимся чуть позже. Второй момент - это чудный богатырь, который был на весь мир дивный. И третий момент - Святогор не мог ездить на Святую Русь, ибо не носит его земля. Нам предстоит выяснить, где находятся Святые горы. В былинах несколько раз подчеркивается точное место нахождения Святых гор. "Тут садился Святогор да на добра коня И поехал во чисту полю Он ко тым горам да Араратским".[5] Далее он встречает Илью Муромца, берет его с собой и везет на Святые горы: "Поглядел богатырь в руку правую, Увидел тут Илью Муромца, Он берет Илью да за желты кудри, Положил Илью да к себе в карман, Илью с лошадью да богатырскоей, И поехал он да по Святым горам, По Святым горам да Араратским".[6] Как будто былины специально подчеркивают местонахождение Святых гор, чтобы не путать с другими горами, и это делается несколько раз. Таким образом, былины подсказывают нам, что Святые горы находятся в Араратском, то бишь в Армянском Нагорье. Далее, в армянском эпосе должно быть указано, где именно жили богатыри. Мы находим полное описание места, где братья - близнецы Санасар и Багдасар построили свой город и крепость Сасун, означающий город сыновей Солнца. Эпос рассказывает, как братья выбирают место для построения крепости. "И пошли два брата, пошли И все шли, и все шли по горам, по горам И по весям пошли этих гор, День и ночь для них стали одно. И все шли и пришли в неведомые края: Пропасть, скалы, увалы, провалы, обвалов края, И лес, и медведь, и много зверья. Безлюдно было вокруг. Еще издали полюбились им эти края, И пошли и нашли они ключ. Из ключа бежала струя, Текла, рассекла реку внизу. И видят: сладка вода, отрадно окрест. Санасар сказал: Пригоже кругом, Вот, наконец, и путям конец, Тут мы выстроим дом, построим дворец".[7] Кроме того, что былины указывают местонахождение Святых гор на Армянском нагорье, они еще подчеркивают то, что Святые горы не находятся на Руси. Таких примеров несколько. Илья Муромец пошел к Святогору и жалуется на него, что тот не ходит на Святую Русь. Стоит он перед ним и говорит: "я есть города нунь Мурома А села да Карачаева, Я старый казак да Илья Муромец. Захотел я посмотреть на Святогора богатыря: Он не ездит нунь на матушку сыру - землю, К нам богатырям да он не явиться".[8] Святогор дает исчерпывающий ответ: "Я бы еьдил на матушку сыру - землю,- Не носит меня мать сыра - земля, Мне не придано тут ездить на Святую Русь, Мне позволено тут ездить по горам да по высоким, Да по щелейкам да по толстыим".[9] Другой эпизод, когда Святогор везет Муромца на Святые горы и знакомит его со своим слепым отцом. Отец Святогора спрашивает: « "Ай же ты, мое чудо милое! Далече ль был?" Сын отвечает: "А был я, батюшка, на Святой Руси!" - "Что же ты видел и что слышал, сын мой возлюбленный, на Святой Руси?" - "Я что не видел, что не слышал, а только привез богатыря со Святой Руси" - "А приведи ко мне русского богатыря поздоровкаться"».[10] Здесь очевидно, что Святые горы и Святая Русь -разные политические и географические единицы. И еще, один богатырь - русский, а другой - нет. Ибо зачем отец Святогора должен просить привести поздороваться с ним русского богатыря. Зачем акцентировать на национальности, если они оба принадлежат одной национальности? В другом эпизоде невестка Святогора говорит Илье Муромцу, xто он (Святогор) не ездит на Святую Русь "потому что не подымать матушка сыра - земля, Все здеся, по горам святым разьезживает".[11] Послелняя строка указывает на то, что они находятся на Святых горах, а не на Руси. На вопрос Святогора Муромец отвечает четко и конкретно: "Ты скажи - ка мне, да добрый молодец, Ты какой - то вед ка русский - от богатырь - эт?: "Как я приехал в вед со святой Руси".[12] То есть , еще раз подчеркивается, что Святые горы и Святая Русь - разные географические и политические единицы. Несмотря на то, что в былинах встречаются места, где Святогора называют русским богатырем, однако Святогор сам себя русским богатырем не называет, как называет себя русским Илья Муромец. В былине есть эпизод, где Святогор жалуется на русских мух. Когда Муромец бьет мечом спящего Святогора, тогда он сонно говорит, то есть жалуется: "- Ох, как больно руськи мухи кусаются".[13] Спрашивается , зачем подчеркивать, какой "национальности" мухи? Если Cвятогор и мухи из одной страны, то он должен был сказать: "Ох, как больно наши мухи (или эти мухи) кусаются". Но поскольку на Святых горах он таких мух не видел, поэтому он жалуется на русских мух. А может быть так, что Святые горы находятся на Украине, в Прикарпатье, на Кавказе или на Урале? Несмотря на то, что в былинах указано местонахождение Святых гор в Араратском нагорье, все равно надо рассмотреть и другие версии. Например, могут ли Карпаты быть родиной Святогора? Ответ на вопрос дают былины. Святогор достает из своего кармана Илью Муромца и спрашивает: "Ты скажи, удалый добрый молодец, т коей земли, да та какой орды? Если ты - богатырь святорусский, Да поедем мы да во чисто поле Попробуем мы силу богатырскую".[14] Однако Муромец не хочет биться со Святогором, а хочет побрататься: "Не хочу я с тобой сражатиси, я желаю с тобой побрататиси".[15] Если они оба святорусские, то они должны были друг друга знать. Оба они bз Малой Руси, Святогор из Чернигова, а Муромец - из села Карачаева, однако они друг друга не знают, тогда какие они богатыри, про которых весь мир должен знать! Таких противоречий в былинах много. Мы еще вернемся к ним и попытаемся дать ответы на вопрос, почему в былинах есть такие противоречия? Может быть Святогор из Кавказских гор или из Уральских? Былины как будто специально подчеркивают, дабы не дать повода сомневаться или перепутать место Святых гор. "И поехали они да не в чисто поле, А поехали они да по Святым горам По святым горам да Араратским".[16] Не Кавказские, не Уральские, не Карпатские, а именно Араратские. Таким образом, мы уверены, что указанные в былинах Святые горы находятся именно в Армянском нагорье. Ара Степанян

O КУЛЬТЕ БОГА-ТВОРЦА АР-АРА


Древнейшие письменные источники (шумерский "Энки и Нинмах”, аккадский ,"Энума Элищ…”, хурритский "О царстве небесном”) свидетельствуют, что человек сотворен в стране Абзу (Апсу, Апсув), то есть в стране Матери-Земли, находящейся под покровительством бога мудрости Хайа/Энки (Айа, Эа, Геа). Эта страна известна и под другими именами: Кур, Иригал, Арали. Из вышеуказанных и других письменных источников очевидно, что своим географическим нахождением Абзу соответствует району, где находятся истоки рек Евфрата и Тигра, то есть Армянскому нагорью. Библия тоже свидетельствует, что человек создан в районе истоков рек Евфрат, Тигр, Гехон (Аракс) и Писон (предполагается Кура). Человек, сотворенный на земле, находившейся под покровительством бога Хайа, сам себя считал hay (хай), что означает "житель земли” или,земное существо”. Согласно хурри-армянской мифологии ("Поэма о царстве небесной’’, "Рождение Ваагна’’) зародившейся на территории Армянского нагорья, человек сотворен в стране бога ’ Айа (Эа), путем соединения бога матери земли ’Айа и небесного творца Бога-Солнца-АР (армянский Арев-АР/АРА). И житель, сотворенный на Армянском нагорье hay, в своем миросозерцании, сочетает культ богини Матери Земли ’ Айа (Хайа) с культом отца-творца бога АР – считая себя сыном бога АР – Арман (Ар-ман), Арам (Ар-ам-ма), Армен (Ар-мен). Территорию, где были сотворены сами hay-армены, они назвали Арарат, (Арар-ат, место сотворения), Hark (Har-k, Хар-к), Hayk (Hay-k, Хай-к). В определенный исторический период самому большому и яркому светилу, даровавшему людям свет, тепло и жизнь Солнцу, hay-армены приписывали также силу творца и поклонялись ему как богу АР-АРА, Солнце-бог. Таким образом, можно сказать, что своими именами hay- армен, жители Армянского нагорья, являются своеобразным мостом во Вселенной, связывая Мать Землю (Бог/Богиня ’Айа, Эа) с Космосом (Бог-Творец, Ар-Ара). В начале III тысячелетия до н.э. из Аравийского полуострова в северную Месопотамию (южнее Армянского нагорья) проникли семитские племена – аккадцы, (позднее – вавилонцы и ассирийцы). В процессе общения с жителями Армянского нагорья, где еще сохранялись древнейшие сказания и легенды о происхождении hay-армян, семитские племена узнали, что они жители страны бога ’Айa и детища бога-творца АР. И аккадцы тоже назвали жителей Армянского нагорья сыновьями бога АР, то есть арман, арме(н), страну – Армани, Арме. Впоследствии в II–I тысячелетиях до н.э., греки и персы назвали жителей Армянского нагорья арменами, а страну – Арменией. В труде подчеркивается важная роль и значение культа бога АР в создании духовной и материальной культуры армянских племен (также других арийских племен). Большое внимание уделяется богу АР, как богу солнца, и вопросу о том, что Армения является древнейшей страной культа солнца и света. Исследования свидетельствуют, что имя, культ и идеология бога АР могут способствовать изучению многих вопросов древнейшей истории армян (также других индоевропейских народов), в том числе названий многих государственных образований, таких как Аратта, Армани, Арме-Урме, Арарат – Урарту, имен более поздних божеств, унаследовавших характерные черты бога АР, таких как Арамазд, Ахурамазда, Арес, Арас, Рам (/А/рам) Марс, Ярь /Ярило =Ар и другие. Также изучаются вопросы, касающиеся личных и географических названий. В IV–III тысячелетиях до н.э. на Армянском нагорье произошло бурное развитие средств производства, которое в свою очередь привело к росту числа населения и населенных пунктов. Этот факт сыграл большую роль в этнических передвижениях. В результате этого процесса, часть армянских племен, предки индоевропейцев арийские племена, появились в Иране, Индии, Греции и в других европейских регионах (III–I тысячелетия до н.э.), сохранив духовную связь и отдаленные воспоминания о стране предков и священной горе Арарат (имя древнего славянского и русского богатыря Святогора также подтверждает это). Они переняли также названия своих предков – hay, ари (армен, арман), в которых заключалась характеристика их вида и племени – высокие, благородные (high,hay), храбрые и сильные (ari). Время и пространство ослабили воспоминания о родине, но духовные и материальные ценности: мифы, предания, легенды, обычаи, а также следы культа бога АР-АРА, возвращают людей в страну света и солнца в Армению. В труде представляются разделы Армения-Шумер, Армения-Индия, Армения-Иран, Армения-Греция, Армения-Англия, Армения-Германия, также Армения-Пиренейский полуостров (Испания, Баскония) и славянские племена (русские), в которых уделяется внимание материальной, духовной и культурной связи между ними. Интересен и тот факт, что армянский язык, в отличии от других индоевропейских языков, имеет все фонетические звуки, свойственные индоевропейским языкам. Антропологические исследования также свидетельствуют о том, что Армянское нагорье находится в ареале, который немецким ученым фон Лушаном был назван “родиной арменоидного типа”. Таким образом, исследования дают нам возможность предполагать, что далекие предки индоевропейских народов арийские племена на Армянском нагорье составляли племенную общность, имеющую единую родину. Они поклонялись одним и тем же богам (АР-АРА, Арамазд, Ваагн, Михр-Митра, Анаит), создавали общую культуру, наследие которой, пройдя через тысячелетия и века, сохранилось до наших дней.
Отрывок из книги "Армения: Колыбель Сотворения и Цивилизации" (на армянском), где снова затрагиваются вопросы касающиеся культа Бога, творца АР-АРА. Она была опубликована в 2002 г. и переопубликованный в 2011 г.

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...