четверг, 31 августа 2017 г.

АТЛЕТИКА В ДРЕВНЕЙ АРМЕНИИ



                                                                                                                     В Армении с древнейших времён воспевается физическая сила. Одно из главных божеств армянского пантеона – бог Ваагн – символ Очищающего Огня, обладатель огромной мощи, как физической, так и духовной.
Он – ярый противник сил Тьмы, ведущий постоянную борьбу, стоящий на страже справедливости и созидания, и был удостоен эпитета Вишапаках («Драконоборец»). Многие его деяния напоминают подвиги Геракла.
Великим атлетом слыл и легендарный Хайк Наапет, одолевший тирана Бэла. День его победы (11 августа) отмечался в древней Армении как Новый Год (Навасард).
Помимо других торжеств, праздник сопровождался спортивными состязаниями, в которых принимали участие и цари. Армянские цари отличались не только на спортивных состязаниях Армении, но и на Олимпийских играх древности в Греции.
Так, армянский царь Трдат III Аршакуни стал олимпийским чемпионом 265-х Игр в 281 году. Его потомок, Вараздат Аршакуни, завоевал это почётное звание в 385 году на 291-х Играх по кулачному бою.
Обратимся к более древним временам, а именно к Араратскому царству. Араратские цари нередко сами возглавляли свои войска в походах и, как видно из клинописных надписей, были отличными стрелками.
Так, на одном камне в районе озера Ван сохранилась надпись: «Аргишти, сын Русы, выпустил стрелу в этом месте до сада Ишпилини, сына Бату, на расстоянии 950 локтей» (950 локтей = 478 метров).
Также Араратские цари отличались в верховой езде. В одной из надписей говорится: «С этого места конь по имени Арсиб, на котором сидел Менуа, прыгнул на 22 локтя» (22 локтя = 11,2 метра). Арсиб, т.е. Арцив, в переводе означает «орёл». Можно сказать, что конь подтвердил своё имя.
Но вернёмся в современность. Панармянские игры – международные соревнования, проводящиеся с 1999 года, в которых участвуют спортсмены-армяне всего мира. Одной из целей Панармянских игр является возрождение древней традиции Навасарда.
Идея проведения масштабных спортивных соревнований с участием армян всего мира была выдвинута советским и армянским дипломатом Ашотом Мелик-Шахназаряном в 1996 году.
P.S Один из выдающихся атлетов дрвности, информация о котором дошла до наших дней — это Царь Армении Враздат. Вараздат — царь Великой Армении с 374 до 378 годов. Незадолго до своего царствования принимал участие в Олимпийских играх в Греции.
Из записей известного средневекового историка Мовсеса Хоренаци (автора «Истории Армении») стало известно, что Вараздат стал победителем Олимпийских игр в турнире по кулачному бою.

НАУКА И МУДРОСТЬ ПРИШЛИ В ШУМЕР С АРМЯНСКОГО НАГОРЬЯ

Современная Армения… Маленькое государство, соединяющее Европу с Азией. Два тысячелетия назад оно считалось самым могущественным на ближнем Востоке, соизмеримым с Римской империей и Парфянским царством.
Научные исследования, археологические раскопки, рукописи, древние карты и даже Библия – все это является свидетельством того, что Армения была колыбелью цивилизации.
В древности шумеры с египтянами верили в то, что наука и мудрость пришли к ним с Армянского нагорья.
Загадки, с которыми сталкиваются историки, ведущие свои исследования на территории Армении, иногда оказываются неразрешимыми даже для самых современных технологий.
Так, еще в семидесятых прошлого столетия археологи обнаружили на территории Восточной Армении статуэтку птицы, сделанную из доселе неведомого ученым материала. Ей более трех тысяч лет. Этот материал не берет ни один современный инструмент.
Но как могли наши далекие предки создавать и обрабатывать такие поразительные материалы? Весь ход истории показывает, что развитие технологий требует определенного времени. Насколько же далеко уходят вглубь времен истоки этих удивительных достижений?
Статуэтка птицы находится сегодня в Национальном музее в столице Армении — Ереване. При более близком изучении ученые определили: состав материала не существует на Земле ни в одном соединении, более того, это – не метеорит.
Удивительно и другое. Вместе с птицей были найдены и железные удила для коня той же эпохи. Однако на них нет патины, более того, за более чем три тысячелетия они нисколько не заржавели. Парадокс заключается в том, что удила созданы за тысячу лет до эпохи железа.
Эти артефакты не выставлены, они хранятся в запасниках. Причина более чем банальна: нет места. В музее выставлено огромное количество древних находок, начиная с оружия и до ваз из цветного стекла.
В музее находится также и единственная в мире обувь возрастом почти шесть тысячелетий. Однако пока ученые не знают очень многого, они могут только описать предметы, найденные в древних захоронениях.
Еще в двадцатом веке многие ученые заговорили о том, что так называемый «исторический период» был в действительности намного длиннее, чем считалось раньше.
На основе астрономических, мифологических и прочих косвенных доказательств возникло предположение, что первые цивилизации возникли еще в эпоху оледенения.
Однако официальная наука не спешила соглашаться с этими доводами, но в начале двадцать первого века ситуация изменилась.
Оказалось, что археологи и в самом деле сделали сенсационное открытие: первая цивилизация возникла не в долине Нила, а на Армянском нагорье двенадцать тысяч лет назад.
Именно здесь зародились земледелие, животноводство, производство текстиля. И оттуда постепенно спустились в низинные части и искусство обработки металла, и строительство с архитектурой. Возникли новые очаги цивилизации, в том числе шумеры и египтяне.
Термин «Армянское нагорье» как определение места, где находятся Восточная и Западная Армения, впервые ввел немецкий ученый Отто Герман фон Абих, однако сегодня историки из политкорректности нередко избегают этнических названий.
Многие удивительные открытия были сделаны и на территории Западной Армении – сегодняшней Турции, где до геноцида 1915-го года жило население этой части Армении. Здесь расположена знаменитая гора Портасар, что означает «пуповинная гора». И это звучит весьма символично.
Археологические раскопки вокруг этой горы революционным образом изменили наше представление о древнем неолите не только Ближнего Востока, но и вообще всей Евразии. Здесь уже более двадцати лет идут раскопки, которыми руководит немецкий археолог Клаус Шмидт.
Именно здесь зародилась цивилизация, которая стала основой расслоения последующего общества. Шмидт у Портасара обнаружил целый храмовый комплекс, собранный из древних обработанных мегалитов и относящийся к периоду, когда, по нашим представлениям, человек был первобытным и занимался только охотой.
Но, как оказалось, здесь, на Армянском нагорье еще двенадцать тысячелетий назад строили храмы из обработанного камня, который в два раза старше египетских пирамид.
Сельское хозяйство, оседлый образ жизни и цивилизация, по мнению ученых, возникли именно в этом месте, в центре которого расположена гора Портасар или Гебекли тепе, как ее называют турки.
На сегодняшний день храмы Портасара представляют собой древнейшие в мире культовые сооружения, строительство которых, начавшееся еще в эпоху мезолита, продолжалось несколько тысячелетий.
В древнейшем слое, относящемся к одиннадцатому тысячелетию до н.э. найдены монолитные камни до трех метров в высоту, собранные из необработанного камня в округлую постройку. Полы из обработанного известняка обставлены вдоль стен низкими скамьями.
Люди, живущие в то время у Портасара, были не просто хорошими охотниками. У них была и хорошая организация социальной жизни. Должна была быть и иерархия, поскольку уже было разделение труда, и существовали некоторые специалисты, например, камнерезы и строители.
Гебекли тепе на Армянском нагорье – самая сенсационная находка последних веков, более значимая, чем раскопки Трои или обнаружение Стоунхенджа.
Сегодня здесь вскрыто всего лишь четыре культовых сооружения диаметром до пятидесяти метров. По данным геофизиков в недрах Портасара находится еще шестнадцать аналогичных сооружений.
Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что позже сельскохозяйственные культуры из Гебекли тепе использовались в Месопотамии, вдоль Тигра и Ефрата, а также в большом районе, включающем Сирию, Турцию и Северный Ирак.
В двухстах километрах от столицы Армении на высоте более тысячи семисот метров находится древнейший памятник — сотни вертикально стоящих камней со сквозными дырками на верхних частях. Каравундж во многом похож на Стоунхендж, однако он значительно древнее британского своего аналога.
Ученые нашли, что очертания Каравунджа в точности напоминают созвездие Грифона. В древнем Шумере, как и в Армении, так называлось созвездие Лебедя. Но откуда у людей в древности подобные астрономические знания?
В европейских и американских вузах лекции об удлинении истории человечества в два раза читают уже не первый год. В учебниках Кембриджа и Оксфорда в схемах и на картах показано, как цивилизация перемещается с Армянского нагорья на Ближний Восток и в Египет.
Но что же заставило нашу працивилизацию сдвинуться с насиженного места? Исследователи считают, что это было вызвано глобальными изменениями климата, вследствие которых начинались продолжительные засухи.
Представители культуры Гебекли тепе в десятом тысячелетии до нашей эры прикрыли землей все свои сооружения и ушли на юг в поисках свободных от ледников земель, чтобы иметь возможность выжить, развивать свое земледелие и свою культуру. И они дошли до Синая, до Красного моря, до восточных берегов Персидского залива, где завершили свой путь.
Как это ни поразительно, но именно так описывал и датировал события далекой древности известный американский ясновидящий Эдгар Кейси. Еще в тридцатых годах прошлого столетия, задолго до открытия Гебекли тепе, Кейси утверждал, что цивилизация зародилась в одиннадцатом тысячелетии до нашего летоисчисления.
Надо сказать, что расселение из Армянского нагорья вовсе не ограничивалось Ближним Востоком. В англосаксонских хрониках, составленных в девятом веке и хранящихся в британском историческом музее, говорится, что первыми обитателями острова Британия были бриты, пришедшие из Армении.
Культура, пришедшая с Армянского нагорья, жила на огромной территории, окончательные границы которой сегодня еще не известны. С каждым годом обнаруживаются новые памятники и факты, территории расширяются, а представления обогащаются.
От прошлого нам досталось много загадок. Ни армянским, ни многим зарубежным исследователям не удалось разгадать тайну материала, из которого сделан найденный артефакт – статуэтка птицы.
Сегодня ее изучением занимается большая группа японских ученых. Кто знает, может им удастся найти ответ. Но тогда неизбежно появятся и новые вопросы о том, как же смогли получить этот металл или сплав в древности.

Ну что ж, таков он – процесс познания, бесконечный, как и сама история.

АРМЕНИЯ — ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ АНТИЧНОГО МИРА — КАРТЫ

Знаменитый немецкий географ Александр Гумбольдт назвал Армению «центром тяжести античного мира», так как она находилась на равном расстоянии от основных центров древних цивилизаций.
Через нее пролегали две крупные магистрали стран Востока: одна шла из Индии к Черному морю (через ПерсиюАтропатену и Айраратскую область), другая вела из Китая в Иран и через Южную Армению доходила до побережья Средиземного моря. Этот путь был частью Великого шелкового пути.
Исторические карты различных эпох и народов освещают наиболее узловые этапы многовековой истории человечества. Даже на искаженных картах имеются важные сведения о топонимике местностей, городов и населенных пунктов.
Среди множества древних карт есть немало относящихся к Армении. Древние карты дают ценнейшие сведения о народах и царствах, племенных союзах, о соседних странах, городах и т.д.
Разумеется, в Армении, от века являвшейся естественным мостом, соединявшим Восток и Запад, окруженной могущественными государствами и испещренной торговыми магистралями, не могли не пользоваться услугами картографии.
К сожалению, до нас не дошли древние карты, созданные в Армении, и основными картографическими источниками являются иностранные, где Армения представлена обширной страной.
Здесь пролегали международные стратегические торговые караванные пути древнего мира, за владение которыми крупные соседние государства часто развязывали войны. Благодаря дорогам, которые пролегали по соседству с Араратом, развивались и процветали города АрмавирАрташатДвин, Нахчаван (Нахичеван) и др.
Из существовавших в Армении нескольких крупных дорог одна была благоустроена еще во времена царя Тиграна Великого и названа Царской дорогой. В 77г. до н.э. в армянской области Ахдзник Тигран Великий заложил новую столицу — Тигранакерт.
Город, стоявший на месте скрещения ряда магистралей из Арташата на АнтиохиюКтезифон и из Селевкии в Малую Азию, быстро разросся и прославился богатой торговлей и ремеслами.
Царская дорога связывала Антиохию, Тигранакерт и Арташат — три города, одновременно служивших столицами империи Тиграна Великого. По данным ГеродотаСтрабона и Плиния Старшего, дороги Армении отличались благоустроенностью и рассчитывались на двустороннее движение колесного транспорта.
В описаниях географов той эпохи можно найти и немало интересных подробностей. «Границу Киликии и Армении, — сообщал Геродот, — образует река Евфрат, судоходная для кораблей. В Армении находится пятнадцать стоянок с жилыми помещениями на протяжении пятидесяти шести с половиной парасангов (около 300 км); там же есть укрепления.
При переходе из Армении в Матиену находим тридцать четыре стоянки на протяжении ста тридцати семи парасангов». По свидетельству же греческого географа Страбона, жители Армении его периода говорили на одном общем языке — армянском, а на территории Армении обитал почти весь армянский народ численностью несколько миллионов человек.
В XV — XVIII веках в Европе появились новые подходы к составлению карт. В конце XVI века Марк Вельзер (1558 — 1614), Авраам Ортелий (1527 — 1598) и Херонимо Сурита (1512 — 1580) положили начало собиранию и изданию специфических источников исторической географии — античных карт и итинерариев, рассматриваемых как историко-географические источники.
Имея свой специфический картографический язык, древние карты были тесно связаны с живописью и графикой (особенно с гравюрой), заимствуя их способы выражения. Такие карты обычно имели повествовательно-познавательный характер, и в них Армения изображалась как страна библейской горы с Ноевым ковчегом на вершине. На многих картах можно увидеть также изображение библейского рая между реками Тигр и Евфрат, простирающегося до горы Арарат.
Например, у флорентийца Бальдучи Пеголотти (начало XIVв.) приведено описание торгового пути, идущего из Айаса через Армению в Тавриз, где среди ряда станционных пунктов отмечен и пункт Sotto Larcanoe, что в переводе с итальянского означает «под Ноевым ковчегом», так как оттуда можно было видеть Большой Арарат.
Однако карты составлялись и в самой Армении. Широко известен в Армении и за ее пределами один из трудов крупнейшего ученого-энциклопедиста раннего средневековья Анания Ширакаци под названием «Ашхарацуйц» (Географический атлас мира), созданный в 591 — 610 годы. Этот труд, к которому прилагалось до 15 географических карт, веками служил учебником по географии.
Опираясь на Птолемея в описании стран, расположенных далеко от Армении, автор в части описания самой Армении и соседних стран дополняет его новыми сведениями, широко используя местные материалы в соответствии с тем временем, когда жил и творил. В «Ашхарацуйце», в частности, Большой и Малый Арарат упоминаются как горы «Азат (свободный) Масис» и «Покр (малый) Масис».
В рукописи имеется также очень много данных о гаварах и территориях, окружающих гору Арарат. Например, о двенадцатом гаваре Айраратской губернии Масиац Вотне говорится, что он занимает северный и восточный склоны Большого и Малого Масисов и Сурмалийское поле площадью 2800 кв.км.

«Ашхарацуйц» Ширакаци продолжает традиции античной географии и наряду с трудами Птолемея занимает значительное место в мировой картографической литературе и исторической географии. К сожалению, до наших дней дошли лишь подробные описания, прилагавшиеся к картам, а сами карты Ширакаци безвозвратно утеряны.
     Карта Эстенезе, около 1451 г. Между Черным и Каспийским морями под двумя красными горами находится «Эрминиа Майор» — Великая Армения. Горы изображают Армянское нагорье, откуда берут начало Тигр и Евфрат. Справа от них — Арарат, покрашенный в зеленый цвет. На Арарате покоится Ноев ковчег


Географическая карта Страбона. Выполнена на основе карты Птолемея Asiae tabula III, где в Каспийском море изображен дом, рядом с которым надпись на латыни — Arca Noe (Ноев ковчег)
                                                                             Авраам Ортелий. Карта стран, завоеванных Александром Македонским, 1595г. На карте отмечены походы Александра Македонского до Индии. В нижнем левом углу — рисунок с изображением храма Юпитера-Амона

Атанас Киршери. Книга «Ноев ковчег», 1675г. Согласно карте Киршери, рай находился рядом с Араратом и Армянским нагорьем — между реками Тигр и Евфрат


                                                                                                       Еремия Челеби Кемюрджян. 1691г., Константинополь. Рукописная карта на армянском языке. Карта изображает Армянское нагорье, Малый и Большой Масисы, армянские города и церкви от Каспийского до Мраморного моряЭчмиадзин изображен в подробностях, включая сцену приема у Католикоса
                                                                                                                                    Карта Армении и соседних стран арабского географа аль-Истахри, XIVв. Города отмечены кружочками, горы — пирамидообразными знаками. Аль-Истахри дал на этой карте исконно армянские названия: «Малая гора Масес» и «Большая гора Масес». На карте указаны многие армянские города Ганджа (Гандзак), Каликла (Карин, или Эрзрум), Нахичеван и т.д.


В МЕСОПОТАМИЮ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПРИШЛА ИЗ АРМЕНИИ — МИТЧЕЛЛ С. РОТМАН


                                                                                 «Всё, что было известно в Месопотамии, пришло из Армении. Армения – это недостающий фрагмент в целой мозаике построения цивилизаций древнего мира.
Шенгавит заполнил отсутствующие цепочки, с которыми мы столкнулись, изучая древнюю культуру Месопотамии».
© Митчелл С. Ротман, профессор антропологии и археологии, основатель
кафедры антропологии в университете Вайденера в Честере, Пенсильвания.
Археологические раскопки Шенгавита в Армении
С 19 июня 2012г. начались археологические раскопки Шенгавита – одного из самых значимых ранних памятников Армении.
Шенгавит можно считать полноценным городом бронзового века. Такое мнение выразил директор научно-исследовательского центра историко-культурного наследия Акоп Симонян во время совместной пресс-конференции с руководителем кафедры антропологии университета Руаднера (Пенсильвания, США) Митчеллом Ротманом.
Раскопки осуществляют две экспедиции – армянская и армяно-американская. В качестве инициаторов раскопок выступили историко-археологический музей-заповедник «Эребуни» мэрии Еревана и ГНКО «Исследовательский центр культурно-исторического наследия».
Американскую сторону представляет профессор кафедры антропологии Университета Уайднера (Пенсильвания) Митчел Ротман. Армянской экспедицией руководит доктор исторических наук Акоп Симонян.
Цель раскопок – обнаружить на этом месте оборонительную систему, а также сделать уточнения, связанные с архитектурными строениями и пластами. Планируется также укрепление некоторых участков обнаруженных строений.
Раскопки продолжатся до 10 августа 2012г. Экспедиции общей численностью порядка 50 человек состоят не только из специалистов, необходимых для многопрофильных исследований, но и студентов армянских вузов. Если будут достигнуты интересные результаты, то раскопки могут продолжиться до осени. Об этом сообщает историко-археологический музей-заповедник «Эребуни».


Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...