понедельник, 18 июня 2012 г.

                  Отец и сын




Верховным божеством, творцом сущности (“э”, “эутюн” – букв. сущность или “э - утюн” - устремление к бесконечности (“ут” букв. цифра 8 или символ бесконечно замкнутого периодичного цикла “смерти и воскрешения”), Vah – “нести”, “вести”) и всея является Ваге. В песне о рождении Ваагна описываются космические роды и рождение первочеловека. Выделим двоицу Отец/Ваге – сын/Ваагн, которая в дальнейшем преобразуется в триаду (Ваге - Ваагн - Астхик). Астхик – невеста Ваагна, символ утренней звезды, материнства, любви и плодородия (прототип Венеры, Арюсак). В иконографии это отражается символом Ваге - крылатым солнечным диском (а также символом “патеразма хач” - отцовского креста сражения из эпоса ”Сасунци Давид”). Иногда в диске размещается равноконечный крылатый крест.

Символами Ваагна являются также рельефное изображение юноши с орлом (знаком небесных сил) и диск солнца, волнистые линии, олицетворяющие потоки вод или море, трезубец - знак молнии и грома, ветви растения с плодом - Древом жизни, а также крылатый крест. В честь победы над силами зла, тьмы и хаоса – драконами и змеями древние армяне воздвигали памятники из камня (вишапакары и стелы).

Среди наскальных рисунков Армении авторами выделено уникальное изображение, олицетворяющее целостный, космический образ коленопреклоненного Ваагна, со стилизованным архетипом небесного солнечного диска, трезубца (рис. 1а). Этот рисунок поражает исключительно емким и содержательным описанием единства сил природы, всея - Отца, Творца - Ваэ и первочеловека. Его анатомия иллюстрирует мотивы песни о рождении Ваагна.

Исследователями обнаружены наскальные рисунки, описывающие сцены подвигов Ваагна и его потомка Айка (Мартиросян А., Туманян Б., Петросян С., Ваганян Г., Ваганян В.). На памятнике из Ервандашата авторы идентифицировали рельефное архаичное изображение Ваагна в небесах, который держит на вытянутых руках крылатый солнечный диск. Над диском с широко распахнувшими крыльями летит орел, символизирующий движение солнца – восход и рассвет (рис. 1б). Эта изобразительная традиция сохранилась в Урарту, где божество солнца Шивини (из прорисовки с пояса, описанная Б. Пиотровским) представлялось в виде коленопреклоненного юноши с солнечным крылатым диском над головой (рис. 1в).



а б в г

Рис. 1. Наскальный рисунок с прототипом коленопреклоненного Ваагна (а). Стела с рельефным изображениемна небесах Ваагна (рассвета, восхода солнца) с крылатым солнечным диском (б) из Ервандашата (столица Армении во 2в. до н.э.). Над диском стилизованное изображение орла с широко раскрывшими крыльями. Композиции олицетворяют гармонию, союз, преемственность и единство Творца и сына - (Вагэ/Ваагна). Две точки в центре диска – символы солнца и луны (а и б). Изображение урартского коленопреклоненного божества Шивини (в) с трансформированным изображением крылатого солнечного диска (с двуглавым орлом). Монумент Ваагна (г) в Ереване, Армения



Ваагн - предок и божество доисторических (возможно яфетических по Н. Марру) армян до смешения с родственными им арийскими племенами общеиндоевропейской языковой общности. В армянской мифологии известно также божество под именем Ванатур. Верховным богом, творцом всех арийских племен, в том числе армян, становится бог Ар (как начало начал, олицетворяющий огонь, пламя, жизнь, сущность). Происходит по разным причинам трансформация образа Ваэ – Ван в Ар. После раннего выделения (отделения) армянского языка из общеиндоевропейской языковой общности и этногенеза армянского народа “божественные” силы природы стали “обособляться” и способствовать возникновению синтетических речевых, смешанных, “скрещенных” языковых конструкций. Через тысячелетия в период тесных армяно-семитских, армяно-греческих, а затем армяно-персидских взаимоотношений и межкультурных взаимосвязей Богом-Творцом(Созидателем) становится Арамазд (ср. “Ар – ам”, “Ар” – человек – “мард”, я есть - “ес эм (ам)”, человек солнца, разумное существо, созданное творцом), который в эпоху эллинистического влияния отождествлялся сЗевсом, вобрал в себе черты Ваэ, Вана. Ваагн не “растворился” и вошел в триаду богов в языческом пантеонеармян после Арамазда и Анаит.

Арев (арм. Արեւ, буквально “Солнце”, в переносном значении – “жизнь”), также Арэв (“ар и ев” или “эв”), Арег (“ар, ег или эг”), Арегак (“ар – ег – ак”) - персонификация движения Солнца, иногда в виде колеса (“ак”), олицетворяющее бесконечный цикл Рассвета и Заката, спячки и пробуждения, смерти и воскрешения, излучающего свет. Рассвет чаще всего иллюстрировали в образе солярного диска с крестом. Астхик (Астгик или Астлик, от армянского слова “звёздочка”) - в мифологии богиня (дицуи) любви и красоты, плодородия и утренней зари, невеста Ваагна. Ее символом является восьмиконечная звезда либо восьмилепестковая розетка.

Имя Армен с корнями “ар” и “мен” означает человек (“мен”), рожденный отцом “Солнцем”, а Армения - соответственно “страна солнца” (“ареворди” - страна сыновей, чадов солнца, света). В имени “Ареворди” следует выделить логическую связь “ар – ев – ворди” и в этой триаде интерпретировать имя “Армения”, какстрану Отца (солнечного, божественного) и его сыновей, а не как страну сыновей “Солнца”. Данной трактовке не противоречит архаичное название отчизны (“айреник”, букв. “страна отцов, отца”). Легендарный Айк восстает против Бела (семитского божества, символа Ассирии, который в изобразительной традиции представлялся в виде быка) и восстанавливает культурные ценности, данные Отцом, возрождает дом Отца и основывает первое армянское государство. Айк Наапет – потомок Иафета, одного из трех сыновей библейского Ноя (М. Хоренаци). “Айастан” (“ай – аст – тан”) - дом армянского бога (Отца).

“Тагавор” (царь) и “тагуи” (царица) интерпретируются авторами, как потомки Ваагна и одновременно“наместники” Отца. Они находятся под его покровительством. Если разложим имя “тагавор” на триаду (“та – аг – авор”), то с учетом таблицы 1 (“та” – дать, “аг” – круг, колесо, “авор - ворди”) придем к выводу: небесным покровительством обладает тот, кто унаследовал корону (круг - венец), кто коронован, “крещен венцом” (короной – “таг”), на кого наложена корона. Символично это иллюстрируется следующим образом: если “эг” - рассвет, а “аг или ак” – колесо, то крест (если крылатый - то символ рождения, света, жизни, солнца, если бескрылый – то закат, сон, смерть) в круге (в диске) олицетворяет рассвет, восход солнца, возрождение, жизнь. В армянском языке архаичное название креста – “каратев” (букв. четырехкрылый) семантически интерпретируется с учетом связей “кар” (четыре/сорок, как числовой знак солнца) - “ара” (творение, созидание) – “тев” (букв. “крыло”). Логическая последовательность связей синтезирует и отражает в целом философию “созидания”, бесконечного творения во времени и пространстве.

     Гора священная




Рассмотрим слово “гора”. По Н. Марру (Боги языческой Грузии по древнегрузинским источникам) по-общесемитски слово “гора” - будет ХРР, яфетически – СРР, грузински – СРР (Sеri, Ssar), еврейски – ХР, армянски – СР или СРР (Sar, sarr – гора, вершина горы, пирамиды, глава), ассирийски Ssar - царь, глава, вершина (напр. Тиглатпалассар). Российский исследователь Л. Рыжков (Были ли у грузин языческие боги до христианизации?) отмечает, что общепринятое “царь” имеет ассирийское происхождение, так же как и латинский “кесарь” (цезарь), а англосаксонское значение этого слова – “сэр” и французский титул короля “сир” - заимствованное общесемитское слово, ближе к грузино-армянскому.

Однако Рыжков, возможно, не заметил, что общесемитское слово ХРР возникло из общеиндоевропейского HR или HRR (Hurr, ср. с арм. “hur” - огонь, “hrabuch” – вулкан, “RRT” – Урарту/Ураарту/Арарат), а “гора” ассоциируется в древности, прежде всего с огнедышащим вулканом, с огнем, с пламенем и дымом, с очагом, (ср. с домом, “глхатуном”). Именно в этом контексте следует интерпретировать происхождение слова “сар”. “Са – ар” (“это огонь”, “это пламя”, “это свет”, “это солнце”, дом, очаг, мать, жизнь, родитель, см. также соответствующие интерпретации головы, горы, вершины приведенные Н. Марром).

А. Амаякян пишет, что под понятием “горы” в Урарту подразумевали бога Халди и небо, под понятием“долины” - бога Тейшеба и земную твердь, под понятием “моря” - Шивини и подземное царство. И здесь вновь мы не наблюдаем противоречия. Образ Шивини сохранил следы древних идей и традиций жителей страны (легенды и мифы о Ваагне). Он олицетворял мотив подземного очага - “подземных вод” и “подземной огненной магмы” (источника лавин). И у хеттов понятие “море” связывалось с культом солнца и подземным царством, “глубокие долины” – с земным миром, а “высокие горы” – с верхним миром (небо). Таким образом, нет никакого сомнения в том, что божество Шивини индоевропейского происхождения, и в его основе лежат мотивы о Ваагне (предке армян), сохранившиеся в древнеармянской культуре. А поскольку в триаде богов урартского пантеона после Халди, Тейшуба стоит Шивини, то не сложно представить важную роль, которую армяноязычное население играло в этом государстве.

На кармирблурском поясе сохранились фрагменты иконографии изображения Ваагна в облике Шивини(рис. 1в), коленопреклоненного длинноволосого юноши, держащего над головой крылатый диск солнца. На некоторых поясах имеется изображение Шивини на коне, стреляющего из лука. Символами Шивини были крылатый диск солнца (Б. Пиотровский), конь (Исраелян) и свастика (Амаякян А.Г. Государственная религия Ванского царства. Изд. АН Армении, Ереван, 1990г.). Древнейшее изображение Ваагна с крылатым солнечным диском (символом Ваэ) обнаружено и идентифицировано авторами на рельефе базальтовой стелы из Ервандашата (рис. ).

В характеристической таблице 2 впервые приведены в сравнении основные черты мифологическихгероев и божеств армянского Ваагна, греческого Зевса/Геракла, шумеро-аккадского Мардука и Эя/Энки, западно-семитского Яхве (при этом были использованы тексты Ветхого Завета и различные энциклопедические словари и веб ресурсы).



Таблица 2


Армянский Ваагн

ГреческийЗевс/Геракл,
Римский Юпитер

Шумеро-Аккадский Эя/Энки/
Enki

Западно-семитский
Яхве

Шумеро-АккадскийМардук


1

Ваагн/Vahagn –несущий огонь, глаза как солнце, (или Vahagan) (арм. Վահագն).
“И были его власы из огня,
Была у него брада из огня”.
В слове Ваагн сидит корень vah - армянского бога солнца Vahe (на санскрите vah - нести, несущий) и agni (огонь) Ваагн означает несущий огонь

Heracles/ Juppiter, Jovis Pater
от juvare, "помогать", первоначально Diovis, "блестящий", Diespiter, Dispater, "отец дня", отсюда его жрец - flamen dialis

Эа (Ea аккадски Хайя), или по принятому в науке, но неправильному чтению – Эйа или Энки. Римское имя для Энки является Вулкан

Йево, Йаву Yahwe, Yahwa, Yahweh, Yahwoh,
Yeywoh. Jehovahin English and Greek Bible.

In Roman letters asYHWH –латинская транскрипция Йод – Хей – Вав – Хей. В Библии почитался под именем: Йехи (Йихави), Йахве, Ягве

Амар-уту(к) шумерское "solar calf"
(золотой телец),
Biblical HebrewMerodach, GreekMardochaios

Храм/Temple


2

Vahevahian
Основной храм Ваагна находился в Аштишате, где культ Ваагна был традиционной прерогативой княжеского родаВахевуни (или Вахнуни/Вахуни)



Главный храм Энки в Эридуносил название
Э-Абзу “Дом Бездна”)

Сыновья


3

Предок армян, возможно и Айка, а также Ерванда и Шамбы Багавата – Смбата Багратуни

Геракл сын Зевса

Отец Мардука



Сын Эйя (Энки) и Дамкины (Дамгаль-нуны), отец Набу, бога писцового искусства

Город/озеро


4

Бог покровитель города Ван/Van
создатель озера Ван/Van
Ваагна отождествляли с солнцем, подобно Аполлону, видели в его рождении описание солнца и толковали это как восход солнца.
Ваагн - бог грома и молнии, синоним бога Арегак (солнышко). Солнечный свет армяне почитали в божестве Арпи, Арег, или Арев (солнце), Арегак (солнышко).
Он божество и силы, и мужества, и храбрости, и войны.

Бог неба, дневного света, грозы (егоэпитеты: "молниеносный", "гремящий", "дождливый"), царь богов, отождествляю-щийся с греческимЗевсом.
По теории Ж. Дюмезиля, Юпитер - индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Юпитер, Марс, Квирин. По мнению Дж. Фрейзера, Юпитер - дух дуба и вообще деревьев, откуда егоэпитеты: фругифер ("плодоносный"), фагутал ("бук"), румин ("смоковница"), вимин ("тростник"). В песне салиев егоэпитет Луцетий (от lux, "свет"), ему были посвящены дни полнолуний - иды; почитался на возвышенностях и в виде камня (Юпитер Лапис)



Почитался как бог – покровитель и создатель городаЭриду (Эреду – Eridu).
Творец мира, богов и людей. Создатель скота, зерна, чудесных растений, на острове Тильмун,
плуга, мотыги, формы для кирпича. Изобрел огородничество, садоводство и медицинские травы.
В этиологических мифах действует как главное божество-демиург(творец мира, богов и людей).
The main temple to Enki is called E-abzu, meaning "abzutemple" (also E-en-gur-a, meaning "house of the subterranean waters""), a ziggurattemple surrounded by Euphrateanmarshlands near the ancient Persian Gulfcoastline at Eridu.

У финикийцев Яхве был известен под именем “Йево”, отвечал за морскую стихию и считался покровителем Берита/Бейрут
В Угарите Яхве (Йаву) сближался с Йанну, в Библе Яхве почитался под именем Йехи (Йихави)
“Он есть”,
“Он есть бог живой”,
“Он дает жизнь”, “роняющий молнии и дождь или бог говорящий”, от глагола Hyh (ивр. “жить или быть”)
“Ehyeh asher ehyeh” (“Я есмь кто я есмь” или “Я стану кем я стану”, “Ehyeh” – “я есмь”, “сущий”) по- еврейски произносится как форма глагола “hawah” – “он причиняет быть”, ”бог отцов ваших”
(Исх. 3:6,13-16)

Бог покровитель городаВавилон/Babylon с 21 в. до н.э.
Верховноебожествовавилонско-го пантеона после 18в. до н.э., верховный богМеждуречья


5

Третий в триаде богов в пантеоне.
В имени этого бога содержится тот жеиндоевропейскийкорень, что и в имени иранского бога Вертрагна и парфянского Вархагна. В святилище на гореНемруд в Коммагене (Заевфратье), южнее Малатии, он названАртагнесом и идентифицирован с Гераклом.
В Урартском религиозном пантеоне Ваагну, было суждено раздвоиться на Тейшебу и Шивини. Ваагн сохранил свое существование в христианском пантеоне и вновь ценой раздвоения. Его христианскими двойниками стали св. Геворг, унаследовавший драконоборческий признак, и св. Карапет, который был покровителем храбрых и чудотворцев. Монастырь св. Карапета в Муше был основан на месте некогда существовавшего капища Ваагна).
Тейшеба в урартском пантеоне был божеством бури и дождя. Он упоминался после Халди как бог второй величины. Женой его была Хуба - вторая по величине богиня Биайны. Шивини - третий по рангу - был богом солнца. Женой его была Тушпуэа. По ее имени город Ван был переименован в Тушпу (Тосп).

Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии, ему перед посевом устраивал трапезу (daps) земледелец, откуда Юпитер Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве); как Юпитер Термин - хранителем границ, как Юпитер Либертас и Юпитер Либер - защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель

Энки почитался хеттами (Hittites) и хурритами

Словарь Брокгауза и Ефрона сообщает, что правильнее произносить русское написание “Иегова” как Егова/ср. иена (ена)

Убил чудовище моря/Тиамат


6

Прототип божеств вулканической активности, освободитель вод драконоборец, громовержец,
несущий огонь, дающий жизнь.
Ваагн (Вахагн) - диц (бог) войны, мужества и грозы. Он совокупность четырех стихий -воздуха, земли, воды и огня.
The Vahagnian song was sung to the accompaniment of the lyre by the bards of Goghten (modern Akulis), long after the conversion of Armenia to Christianity.
The name, originallyVerethragna, the hypostasis of victory in the texts of theAvesta, turned into Vahagn (the Avestan"th" becoming "h" inArsacid Middle Persian), later on to take the form of Vahagn

Он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и с инсигниями Юпитера, с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога), на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные ему Великие, позже Римские игры. Как царь богов Юпитер имел при себе совет из богов, "сотрудничающих, помогающих" и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли

Один из триады великих богов (наряду с Ану и Энлилем), благосклонен к людям.
The Sumerian en is translated as a title equivalent to "lord"; it was originally a title given to the High Priest; ki means "earth"; but there are theories that ki in this name has another origin, possibly kig of unknown meaning, or kur meaning "mound". The name Ea is allegedly Hurrian in origin while others claim that it is possibly of Semitic origin and may be a derivation from the West-Semitic root *hyy meaning "life" in this case used for "spring", "running water"

В общезапад-носемитском пантеоне был владыкой водной стихии, возможно, соответствовал аккадскому богу Эа

Ассоциировался с планетой Юпитер (by the Hammurabi period, 18в. до н.э.), создал землю, небо и людей для обслужи-вания богов, Отец и владыка богов, судья богов, способен воскрешать мертвых


7

Первочеловек,
рожден из лона природы - из ствола огнедышащего тростника. HistorianKhorenatsi's report of an ancient song gives a clue to his nature and origin: Ancient Armenian origin of Vahagn's birth song:
In travail were heaven and earth, In travail, too, the purple sea!
The travail held in the sea the small red reed.
Through the hollow of the stalk came forth smoke, Through the hollow of the stalk came forth flame,
And out of the flame a youth ran! Fiery hair had he, Ay, too, he had flaming beard,
And his eyes, they were as suns!

При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, Малой Азии и другие.
По мере усиления монотеистических тенденций Юпитер рассматривался не только как верховный, но как единственный бог ("все полно Юпитером"), как душа или разум мира, эфир, все порождающий и принимающий в себя

Божество мирового океана, плодородия, подземных и пресных вод, мудрости, культурных изобретений.
In Sumerian E-A means "the house of water", and it has been suggested that this was originally the name for the shrine to the God at Eridu..
Аs a god of the waters (see Oannes)

В христианстве
“Яхве” -
“Иегова” Творец, Отец, защитник, законодатель, верховный и могущественный Владыка, божество

В середине 1 тыс. все божества объявлялись воплощени-ями Мардука

Символы


8

Фигура юноши держащим крылатый солнечный диск, орел с широко раскрытыми крыльями,
крест в диске крылатого солнца, трезубец, дракон/змея/ вишап



Космогоническиепредставления, лежащие в основешумеро-аккадской мифологии, различают небесный мир бога Ану, надземный мир Бела и подземный, принадлежащий Эйя. Под землей находится царство мертвых



Ядовитый дракон Мушхуш, мотыга и лопата


9

Символ возрождения, рассвета, восхода Солнца,
Огня и пламени, древа жизни, плодородия, вод.
The stalk or reed, key to the situation, is an important word in Indo-European mythology, in connection with fire in its three forms.



Сакральное число “40”, is "Lord of the Earth". His symbols included a goat and a fish, which later combined into a single beast, the goatCapricorn, recognized as theZodiacal constellationCapricornus

В Ветхом Завете упоминается о поклонении древних евреев “Царице Небесной” против чего боролся пророк Иеремия

Прочие имена: Бел, Золотой бык (теленок), Сухрим, Сирсир, Зулум, Гил и др.


10

Его невестаАстхик.



Его жена Дамкина (Дамгаль-нуна)

Анат, Ашера

Его жена – Царпаниту (Милитта, Билит)




Гимн Ваге и Ваагну. Урартская сакральная символика
с мотивами Троицы “Отца - Сына и Святого Духа”
(фото из http://firstlegend.info/thetreeoflife.html)




Анализ древних шумерских текстов о боге Энки показывает, что многие мотивы (о змее, драконе, о дереве жизни (тростничке), отношениях Энки с Инанной, благожелательность, спасение человечества, создание первых людей, связь с вулканической активностью, развитие культур и многое другое указывают, что основные качества Энки восходят к образу Вана и, по мнению авторов, происходят от Ваге/Ваагна. Армяне, будучи потомками Ваагна, увековечили почитание легенд, мотивы миротворения, космогонические представления о небесах, земле, море, дыме, огне и пламени, тростнике, горе (Древе жизни, о восходе солнца, о рассвете, о крылатом кресте и восьмиконечной звезде).

Библейские Араратские горы, город Ван и море Ван, созданные Ваагном и его сады на восточном берегу озера, и вся символика жизни, зари, рассвета, восхода Солнца - крылатого солнечного диска перекрывают предысторию Аратты, страны Айка, Наири и Урарту (Ванского царства, Биайнили, урартск.KURbi-a-i-na), Араратского царства. На данной территория была построена Армения. Культурные ценности, мотивы и легенды Араратских гор были распространены и имплементированы в общеиндоевропейскую мифологию, заимствованы и трансформированы соседними народами и племенами, в том числе, шумеро/аккадцами. Они прижились в Месопотамии, а также в Хеттии, Египте, Вавилоне и Ассирии (см. артефакты таблицы 3).

После извержения вулканов и землетрясений, а также падения кометы многие жители Араратских гор были вынуждены покинуть отчизну, некогда единая цивилизация раскололась вследствие природных катастроф. Остатки могучей цивилизации участвовали в основании известной культуры “Аратты/Джирот”, дошли до Пенджаба, Шумера, Старой Европы, Египта, а также долин Инда, оказали влияние на развитие Египетской, Шумерской и Хараппской цивилизаций. Мифологические мотивы, соответствующая символика и иконография, опыт, знания, технологии использования вулканических минералов, ванского обсидиана (ванаката), искусство земледелия и металлургии, виноделия и коневодства, навыки речи и письма, обработки камня, умение строить очаги, ступенчатые дома – глхатуны, храмы и монастыри, формы для кирпичей, колесницы и плуги, щиты и мечи были перенесены в различные части света.

Все больше и больше доказательств появляются в научной и популярной литературе о том, что самые ранние достижения Шумеров Египтян, народов Старой Европы связаны с архаичной цивилизацией Араратских гор, в частности с Ваном, с Ванским морем, с Ваэ/Ваге и Ваагном, его потомком Айком.

Сакральные идеи Бога Отца (Ваге), Бога Сына (Ваагна) и Астхик (святого духа), а также основные мифологические и религиозные мотивы сотворения, идеологии монотеистического характера, сакральной символики Творца, первочеловека, небесного духа – троицы, крылатого солнечного диска, восьмиконечного креста, восьмиконечной розетки и звезды, круга с крестом и свастики рождены в Араратских горах.



Таблица 3
Иконография Ваагна и Астхик/Венеры

Идол крылатого бога Мардуха, выполненный в виде быка (Бэла) с лицом царя. Опора храма царя Саргона II (Вторая половина VIII века до н.э.). Напоминает статую Мардуха или идола на горе Мардуха (Мердиах) в Эбле (Сирия), 2250-2400 гг. до н.э., обнаруженному в 1975 году вместе с огромной (тысячи глиняных табличек) библиотекой внутри холма
Мардук и его дракон сВавилонскойцилиндрической печати. Marduk and his dragon Mušhuššu, from aBabylonian cylinder seal*
Изображение Инанны/Астхик

Древо жизни и крылатый солнечный диск с изображениями Творца/Ваэ и Ваагна. Шумер/Аккад
Ваагн/Энки с орлом с символом воды, моря, рек с рыбами. На шапке символ горы и восхода солнца
Пример из иранского искусства (зороастрийского) - "Faravahar". Корень слова для Faravahar является “khvarenah”, что означает "сияние" или "Я выбираю". Faravahar это визуальный аспект Ахура Мазда - "мудрый владыка", один Бог

This example from Iranian art (Zoroastrian) is known as the "Faravahar". The root word for Faravahar is khvarenah which means "shining" another word for the sun. Another origin for Faravahar is "I choose"

A Neo-Assyrian "feather robed archer" figure, symbolizing Ashur. The right hand is extended similar to the Faravaharfigure, while the left hand holds a bow instead of a ring (9th or 8th c. BC relief)
Ассирийский бог Ашур внутри крылатого солярного диска с луком и стрелой (наконечник стрелы имеет вид трезубца)
The Assyrian god Ashur inside the rim of the solar disk
Рельеф в Пасаргадах
(в древней столице Персии)
Pictures of Darius the Great in Biston's Inscription ( kermanshah)http://www.irantooth.com/iranpics/dariush_inscriptions.htm

Ваагн, Урарту
Божество Уту и двуглавая гора Уту
Gilgamesh and Enkidu. Cylinder. В центре восьмиконечная звезда – символ Астхик/Венеры/Иштар

БогиЭнки/Эя, Уту (Шамаш) и Инанна (Иштар). Оттиск печати аккадского времени, 2 половина 3тыс. до н.э., Лондон, Британский музей. The sun god Shamash rising between Mt.Mashu’s Twin Peaks.
Эа/Ая (Էա-Հայա) божество моря, одной ногой стоит на двуглавой горе Масу на восточной стороне (Сис--Масис). Выходящие из него воды символизируют реки Тигр и Ефрат, рыбы, коза и орел - небесные земные и подземные воды: Справа его посол двуликий Исимуд, слева – звезда аршалуйса (рассвета) богиня Иштар с Древом жизни, на горе - солнечное божество Уту (аккад. печать, 3- 2 тыс. до н.э.). Цилиндрическая печать (Объяснение А. Мовсесяна).

Кресткамень (“тиэ”), Ван
Герой с зубчатой короной с солнцем. Persepolis, Персия
”Зубчатые горы” на стенах крепости. Persepolis, Персия

Ваагн, Persepolis, Персия
Ахемени́ды - династия царей ДревнейПерсии (558-330 до н. э.). Рельеф с изображением солнечного крылатого диска
Ван, рельеф божества/Ваагн на быке с тремя лепестками -символом древа жизни Урарту


Цилиндр с изображением Ваагна – печать из Фив

Цилиндр- печать XIV в. до н. э.
(касситско-вавилонский период)
Ж. Нугейрол поясняет: на развернутом фиванском цилиндре изображен гений воды; между раздвоенными вершинами гор он льет на землю воду, бьющую ключом из двух кувшинов; эту воду поглощают два кувшина, помещенных внизу изображения. Это не просто благодетельный поток воды, проливающийся на землю, но две реки (Тигр и Евфрат), рождающиеся одна подле другой в горах Армении. Остальное поле заполнено различными символами. (Толкование данного сюжета в авторской редакции можно найти в статье Ваганян Г., Ваганян В., 2010)

Изображение бога Тейшеба на бронзовых пластинках с крылатым солнечным диском, с символами луны и солнца, Урарту, Сербар-Пете 8-7вв. до н.э.
Хеттские божества и крылатый солнечный диск, рельеф
Бронзовый пояс с изображением бога (Шивини), ромбов, розеток и крылатого креста, Урарту
Изображение бога Тейшеба с луком на лобной подвеске лошади, Урарту,VIII - VII вв. до н.э.

Восьмиконечная звезда
Древо жизни, Ассирия
Атум, Египет
Ашур, Ассирия

Энки у горы
Энки с древом жизни, с символами воды и плодородия
Энки и древо жизни
Faravahar, Персия

Faravahar, Персия
Faravahar, Персия
Guda
Монета с орлом и древом жизни, Греция

Инанна/Астхик с льятами
Древние символы, Месопотамия
Крылатый диск, Месопотамия
Древние символы, Месопотамия

Розетка, в руке сосуд с водой
Розетки, Урарту
Инанна/Астхик с древом жизни
Древо жизни

Астхик/Инанна*
Божество Урука вонзает нож в божество Аратты - Ваагна, 2-я половина 3 тыс. до н.э., частная коллекция*


Крылатая богиня, начало 2 тыс. до н.э., Париж, Лувр*
Ваагн, Армения

Статуэтка танцующего Шивы Натараджи
Гигантская статуя Шивы в Мурдешваре


Статуя Шивы
Статуя Шивы в Бангалоре, Индия

Оганес/Ованес
(человек рыба)
Древо жизни. Ереван
Трезубец
Божество крылатое на льве

Восьмиконечный крест, Эчмиадзин, Армения
Восьмиконечный крест, Эчмиадзин, Армения
Восьмиконечный крест, Эчмиадзин, Армения
Бог Сын в центре восьмиконечного креста, Эчмиадзин, Армения

Бог Сын в центре восьмиконечного креста с символами трезубца, Эчмиадзин, Армения
Восьмиконечный крест в центре солнечного диска, Эчмиадзин, Армения
Восьмиконечный крест, Эчмиадзин, Армения
Драконы и крест, Эчмиадзин, Армения

Рождение первочеловека и его крещение, Эчмиадзин, Армения
Солнце и луна (как два глаза) на небесах, Эчмиадзин, Армения


Эчмиадзин, Армения
Крылатый крест, двуглавый орел и два солнца и корона
с крестом,
Эчмиадзин, Армения



Relief resembles
a fish tailed woman
holding snakes
Oannes (Hovhannes) (Հովհաննես). Silver cup from Marvdasht, Fars, with linear-Elamite inscription on it. Late 3rd Millennium BC. National Museum of Iran
Кудурру, межевый камень из Суз (12в. до н.э.).
Изображение восьмиконечной звезды (Иштар), солнца (Шамаш) и полумесяца (луна – Син)*
A "two horned" figure wrestling with serpents. The Elamite artifact. Style is determined to be from "Jiroft"

Horuseye, Египет. На арм. букв. “глаз Отца”
Оттиск печати из Тель Харири, 2-я половина
3 тыс.до н.э., Дамаск национальный музей*

Борьба крылатого гения с крылатыми быками/конями
Оттиск печати ассирийского времени, первая половина 1 тыс. до н.э., Лондон, Британский музей*
Сцена поклонению богини Иштар.
Оттиск печати ассирийского времени, первая половина 1 тыс. до н.э., Лондон, Британский музей

Греческая керамика с изображением Зевса с трезубцем, имеется надпись (IEVS)
Крылатый бык, Урарту
Серафим, Хеттия

An ornate design on this limestone ritual vat from the Middle Elamite period depicts creatures with the heads of goats and the tails of fish. (Louvre)
Серафим, Cyrus
Guda

Крылатые диски
Шумерский крылатый диск

Солярные лучи, крылатый диск и солярные лучи

Древо жизни
Древо жизни
Древо жизни
Древо жизни

Фрески с изображением древа жизни и Ваагна, Урарту
Древо жизни на шлеме, Урарту
Древо жизни, Урарту

Древо жизни, печать, Урарту, http://www.britishmuseum.org/
Урарту
Ассирия

Символы древа жизни и крылатого креста. Крылатый бык, Урарту, http://www.britishmuseum.org/
Лапа льва с изображением солнечного крылатого диска. Подставка для мебели, Урарту
Крылатый солнечный диск со змеями. Шлем, Урарту

Крылатый солнечный диск, Суза
Крылатый солнечный диск
Крылатый солнечный диск с крестом, Шумер

Крылатые божества/Ваагн, Ван, Урарту
Древо жизни
Древо жизни и крылатый солнечный диск

Солнечный крылатый диск с восьмилепестковй розеткой (символ Венеры)
Древо жизни, Ассирия

Божество плодородия, возможно Иштар/Астхик. В центре идол в виде головы быка. Объединенный культ Ваала-Мардуха, Царя богов. СправаБог Мардух/Ваагн воюет
Иштар, ассирийская богиня плодородия и любви, сражений и побед. Покровительница кочевников

Крылатая солярная богиня Isis/Астхик, Египет
Крылатое божество/Ваагн, Ассирия

Изображение Ваагна и Древа жизни, Палата Нимруда, Британский музей
Хеттия



Монограмма имени Христа в окружении виноградных лоз (саркофаг VI в.).
Хризма или хрисмон (Хи-Ро) состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω.


Омега в подписи у одного из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб, IV в.
Солярные лучи




The Crucifix, a cross with corpus, a symbol used by the Catholic Church, in Lutheranism, Eastern Orthodoxy, and Anglicanism, in contrast with some Protestant denominations, which use only a bare Cross. Coat of arms of Principality of Asturias (Spain)

Romanesque Catalan fresco of Christ in Majesty
Альфа и Омега (ΑΩ, αω) — сочетание первой и последней букв греческого алфавита, которое является символом Бога как начала
и конца всего сущего.
“Аз (Я) есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний”.
(“Откровение Иоанна Богослова”, 22:13)
В качестве крылатого выражения “альфа и омега” (“от первой до последней буквы”) означает “от и до, всё полностью, с начала и до конца, всеобъемлюще”
Буквы написаны по сторонам головы Христа

Ίχθύς Раннехристианская надпись,
Эфес и восьмиконечный крест в диске солнца Диск солнца, символ бесконечности Творца (Ваге). Крест – символ его сына (Ваагна). Косой крест – символ Венеры (Астхик). Олицетворяет Троицу (Бог Отец – Бог сын и святой дух)

Божества с солнечными крылатыми дисками, Хеттия,
DAIstanbul 5/2004, www.dainst.org


Солярные символы: крест (кресты в диске), свастика, спираль, небесная птица – символ солнца и знак луны. Наскальные рисунки, Армения

Различные солярные символы, спирали и солнце с ногами (символ движения солнца, затемненные области изображения свидетельствуют о затмнении солнца) крест и восьмиконечная звезда.
Наскальные рисунки, Армения

Древо жизни. Наскальные рисунки, Армения

Божество земледелия и плодородия. Наскальные рисунки, Армения

Ранние орудия земледельца. Наскальные рисунки, Армения

Звездная карта, архаичная каменная обсерватория с изображениями мотивов миротворения, падения кометы и календарной системы.
Наскальные рисунки, Армения
Наскальные рисунки, Армения, Ухтасар




* источник В. К. Афанасьева. ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С.647-653.

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...