понедельник, 18 июня 2012 г.

                  Отец и сын




Верховным божеством, творцом сущности (“э”, “эутюн” – букв. сущность или “э - утюн” - устремление к бесконечности (“ут” букв. цифра 8 или символ бесконечно замкнутого периодичного цикла “смерти и воскрешения”), Vah – “нести”, “вести”) и всея является Ваге. В песне о рождении Ваагна описываются космические роды и рождение первочеловека. Выделим двоицу Отец/Ваге – сын/Ваагн, которая в дальнейшем преобразуется в триаду (Ваге - Ваагн - Астхик). Астхик – невеста Ваагна, символ утренней звезды, материнства, любви и плодородия (прототип Венеры, Арюсак). В иконографии это отражается символом Ваге - крылатым солнечным диском (а также символом “патеразма хач” - отцовского креста сражения из эпоса ”Сасунци Давид”). Иногда в диске размещается равноконечный крылатый крест.

Символами Ваагна являются также рельефное изображение юноши с орлом (знаком небесных сил) и диск солнца, волнистые линии, олицетворяющие потоки вод или море, трезубец - знак молнии и грома, ветви растения с плодом - Древом жизни, а также крылатый крест. В честь победы над силами зла, тьмы и хаоса – драконами и змеями древние армяне воздвигали памятники из камня (вишапакары и стелы).

Среди наскальных рисунков Армении авторами выделено уникальное изображение, олицетворяющее целостный, космический образ коленопреклоненного Ваагна, со стилизованным архетипом небесного солнечного диска, трезубца (рис. 1а). Этот рисунок поражает исключительно емким и содержательным описанием единства сил природы, всея - Отца, Творца - Ваэ и первочеловека. Его анатомия иллюстрирует мотивы песни о рождении Ваагна.

Исследователями обнаружены наскальные рисунки, описывающие сцены подвигов Ваагна и его потомка Айка (Мартиросян А., Туманян Б., Петросян С., Ваганян Г., Ваганян В.). На памятнике из Ервандашата авторы идентифицировали рельефное архаичное изображение Ваагна в небесах, который держит на вытянутых руках крылатый солнечный диск. Над диском с широко распахнувшими крыльями летит орел, символизирующий движение солнца – восход и рассвет (рис. 1б). Эта изобразительная традиция сохранилась в Урарту, где божество солнца Шивини (из прорисовки с пояса, описанная Б. Пиотровским) представлялось в виде коленопреклоненного юноши с солнечным крылатым диском над головой (рис. 1в).



а б в г

Рис. 1. Наскальный рисунок с прототипом коленопреклоненного Ваагна (а). Стела с рельефным изображениемна небесах Ваагна (рассвета, восхода солнца) с крылатым солнечным диском (б) из Ервандашата (столица Армении во 2в. до н.э.). Над диском стилизованное изображение орла с широко раскрывшими крыльями. Композиции олицетворяют гармонию, союз, преемственность и единство Творца и сына - (Вагэ/Ваагна). Две точки в центре диска – символы солнца и луны (а и б). Изображение урартского коленопреклоненного божества Шивини (в) с трансформированным изображением крылатого солнечного диска (с двуглавым орлом). Монумент Ваагна (г) в Ереване, Армения



Ваагн - предок и божество доисторических (возможно яфетических по Н. Марру) армян до смешения с родственными им арийскими племенами общеиндоевропейской языковой общности. В армянской мифологии известно также божество под именем Ванатур. Верховным богом, творцом всех арийских племен, в том числе армян, становится бог Ар (как начало начал, олицетворяющий огонь, пламя, жизнь, сущность). Происходит по разным причинам трансформация образа Ваэ – Ван в Ар. После раннего выделения (отделения) армянского языка из общеиндоевропейской языковой общности и этногенеза армянского народа “божественные” силы природы стали “обособляться” и способствовать возникновению синтетических речевых, смешанных, “скрещенных” языковых конструкций. Через тысячелетия в период тесных армяно-семитских, армяно-греческих, а затем армяно-персидских взаимоотношений и межкультурных взаимосвязей Богом-Творцом(Созидателем) становится Арамазд (ср. “Ар – ам”, “Ар” – человек – “мард”, я есть - “ес эм (ам)”, человек солнца, разумное существо, созданное творцом), который в эпоху эллинистического влияния отождествлялся сЗевсом, вобрал в себе черты Ваэ, Вана. Ваагн не “растворился” и вошел в триаду богов в языческом пантеонеармян после Арамазда и Анаит.

Арев (арм. Արեւ, буквально “Солнце”, в переносном значении – “жизнь”), также Арэв (“ар и ев” или “эв”), Арег (“ар, ег или эг”), Арегак (“ар – ег – ак”) - персонификация движения Солнца, иногда в виде колеса (“ак”), олицетворяющее бесконечный цикл Рассвета и Заката, спячки и пробуждения, смерти и воскрешения, излучающего свет. Рассвет чаще всего иллюстрировали в образе солярного диска с крестом. Астхик (Астгик или Астлик, от армянского слова “звёздочка”) - в мифологии богиня (дицуи) любви и красоты, плодородия и утренней зари, невеста Ваагна. Ее символом является восьмиконечная звезда либо восьмилепестковая розетка.

Имя Армен с корнями “ар” и “мен” означает человек (“мен”), рожденный отцом “Солнцем”, а Армения - соответственно “страна солнца” (“ареворди” - страна сыновей, чадов солнца, света). В имени “Ареворди” следует выделить логическую связь “ар – ев – ворди” и в этой триаде интерпретировать имя “Армения”, какстрану Отца (солнечного, божественного) и его сыновей, а не как страну сыновей “Солнца”. Данной трактовке не противоречит архаичное название отчизны (“айреник”, букв. “страна отцов, отца”). Легендарный Айк восстает против Бела (семитского божества, символа Ассирии, который в изобразительной традиции представлялся в виде быка) и восстанавливает культурные ценности, данные Отцом, возрождает дом Отца и основывает первое армянское государство. Айк Наапет – потомок Иафета, одного из трех сыновей библейского Ноя (М. Хоренаци). “Айастан” (“ай – аст – тан”) - дом армянского бога (Отца).

“Тагавор” (царь) и “тагуи” (царица) интерпретируются авторами, как потомки Ваагна и одновременно“наместники” Отца. Они находятся под его покровительством. Если разложим имя “тагавор” на триаду (“та – аг – авор”), то с учетом таблицы 1 (“та” – дать, “аг” – круг, колесо, “авор - ворди”) придем к выводу: небесным покровительством обладает тот, кто унаследовал корону (круг - венец), кто коронован, “крещен венцом” (короной – “таг”), на кого наложена корона. Символично это иллюстрируется следующим образом: если “эг” - рассвет, а “аг или ак” – колесо, то крест (если крылатый - то символ рождения, света, жизни, солнца, если бескрылый – то закат, сон, смерть) в круге (в диске) олицетворяет рассвет, восход солнца, возрождение, жизнь. В армянском языке архаичное название креста – “каратев” (букв. четырехкрылый) семантически интерпретируется с учетом связей “кар” (четыре/сорок, как числовой знак солнца) - “ара” (творение, созидание) – “тев” (букв. “крыло”). Логическая последовательность связей синтезирует и отражает в целом философию “созидания”, бесконечного творения во времени и пространстве.

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...