понедельник, 18 июня 2012 г.

     Гора священная




Рассмотрим слово “гора”. По Н. Марру (Боги языческой Грузии по древнегрузинским источникам) по-общесемитски слово “гора” - будет ХРР, яфетически – СРР, грузински – СРР (Sеri, Ssar), еврейски – ХР, армянски – СР или СРР (Sar, sarr – гора, вершина горы, пирамиды, глава), ассирийски Ssar - царь, глава, вершина (напр. Тиглатпалассар). Российский исследователь Л. Рыжков (Были ли у грузин языческие боги до христианизации?) отмечает, что общепринятое “царь” имеет ассирийское происхождение, так же как и латинский “кесарь” (цезарь), а англосаксонское значение этого слова – “сэр” и французский титул короля “сир” - заимствованное общесемитское слово, ближе к грузино-армянскому.

Однако Рыжков, возможно, не заметил, что общесемитское слово ХРР возникло из общеиндоевропейского HR или HRR (Hurr, ср. с арм. “hur” - огонь, “hrabuch” – вулкан, “RRT” – Урарту/Ураарту/Арарат), а “гора” ассоциируется в древности, прежде всего с огнедышащим вулканом, с огнем, с пламенем и дымом, с очагом, (ср. с домом, “глхатуном”). Именно в этом контексте следует интерпретировать происхождение слова “сар”. “Са – ар” (“это огонь”, “это пламя”, “это свет”, “это солнце”, дом, очаг, мать, жизнь, родитель, см. также соответствующие интерпретации головы, горы, вершины приведенные Н. Марром).

А. Амаякян пишет, что под понятием “горы” в Урарту подразумевали бога Халди и небо, под понятием“долины” - бога Тейшеба и земную твердь, под понятием “моря” - Шивини и подземное царство. И здесь вновь мы не наблюдаем противоречия. Образ Шивини сохранил следы древних идей и традиций жителей страны (легенды и мифы о Ваагне). Он олицетворял мотив подземного очага - “подземных вод” и “подземной огненной магмы” (источника лавин). И у хеттов понятие “море” связывалось с культом солнца и подземным царством, “глубокие долины” – с земным миром, а “высокие горы” – с верхним миром (небо). Таким образом, нет никакого сомнения в том, что божество Шивини индоевропейского происхождения, и в его основе лежат мотивы о Ваагне (предке армян), сохранившиеся в древнеармянской культуре. А поскольку в триаде богов урартского пантеона после Халди, Тейшуба стоит Шивини, то не сложно представить важную роль, которую армяноязычное население играло в этом государстве.

На кармирблурском поясе сохранились фрагменты иконографии изображения Ваагна в облике Шивини(рис. 1в), коленопреклоненного длинноволосого юноши, держащего над головой крылатый диск солнца. На некоторых поясах имеется изображение Шивини на коне, стреляющего из лука. Символами Шивини были крылатый диск солнца (Б. Пиотровский), конь (Исраелян) и свастика (Амаякян А.Г. Государственная религия Ванского царства. Изд. АН Армении, Ереван, 1990г.). Древнейшее изображение Ваагна с крылатым солнечным диском (символом Ваэ) обнаружено и идентифицировано авторами на рельефе базальтовой стелы из Ервандашата (рис. ).

В характеристической таблице 2 впервые приведены в сравнении основные черты мифологическихгероев и божеств армянского Ваагна, греческого Зевса/Геракла, шумеро-аккадского Мардука и Эя/Энки, западно-семитского Яхве (при этом были использованы тексты Ветхого Завета и различные энциклопедические словари и веб ресурсы).



Таблица 2


Армянский Ваагн

ГреческийЗевс/Геракл,
Римский Юпитер

Шумеро-Аккадский Эя/Энки/
Enki

Западно-семитский
Яхве

Шумеро-АккадскийМардук


1

Ваагн/Vahagn –несущий огонь, глаза как солнце, (или Vahagan) (арм. Վահագն).
“И были его власы из огня,
Была у него брада из огня”.
В слове Ваагн сидит корень vah - армянского бога солнца Vahe (на санскрите vah - нести, несущий) и agni (огонь) Ваагн означает несущий огонь

Heracles/ Juppiter, Jovis Pater
от juvare, "помогать", первоначально Diovis, "блестящий", Diespiter, Dispater, "отец дня", отсюда его жрец - flamen dialis

Эа (Ea аккадски Хайя), или по принятому в науке, но неправильному чтению – Эйа или Энки. Римское имя для Энки является Вулкан

Йево, Йаву Yahwe, Yahwa, Yahweh, Yahwoh,
Yeywoh. Jehovahin English and Greek Bible.

In Roman letters asYHWH –латинская транскрипция Йод – Хей – Вав – Хей. В Библии почитался под именем: Йехи (Йихави), Йахве, Ягве

Амар-уту(к) шумерское "solar calf"
(золотой телец),
Biblical HebrewMerodach, GreekMardochaios

Храм/Temple


2

Vahevahian
Основной храм Ваагна находился в Аштишате, где культ Ваагна был традиционной прерогативой княжеского родаВахевуни (или Вахнуни/Вахуни)



Главный храм Энки в Эридуносил название
Э-Абзу “Дом Бездна”)

Сыновья


3

Предок армян, возможно и Айка, а также Ерванда и Шамбы Багавата – Смбата Багратуни

Геракл сын Зевса

Отец Мардука



Сын Эйя (Энки) и Дамкины (Дамгаль-нуны), отец Набу, бога писцового искусства

Город/озеро


4

Бог покровитель города Ван/Van
создатель озера Ван/Van
Ваагна отождествляли с солнцем, подобно Аполлону, видели в его рождении описание солнца и толковали это как восход солнца.
Ваагн - бог грома и молнии, синоним бога Арегак (солнышко). Солнечный свет армяне почитали в божестве Арпи, Арег, или Арев (солнце), Арегак (солнышко).
Он божество и силы, и мужества, и храбрости, и войны.

Бог неба, дневного света, грозы (егоэпитеты: "молниеносный", "гремящий", "дождливый"), царь богов, отождествляю-щийся с греческимЗевсом.
По теории Ж. Дюмезиля, Юпитер - индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Юпитер, Марс, Квирин. По мнению Дж. Фрейзера, Юпитер - дух дуба и вообще деревьев, откуда егоэпитеты: фругифер ("плодоносный"), фагутал ("бук"), румин ("смоковница"), вимин ("тростник"). В песне салиев егоэпитет Луцетий (от lux, "свет"), ему были посвящены дни полнолуний - иды; почитался на возвышенностях и в виде камня (Юпитер Лапис)



Почитался как бог – покровитель и создатель городаЭриду (Эреду – Eridu).
Творец мира, богов и людей. Создатель скота, зерна, чудесных растений, на острове Тильмун,
плуга, мотыги, формы для кирпича. Изобрел огородничество, садоводство и медицинские травы.
В этиологических мифах действует как главное божество-демиург(творец мира, богов и людей).
The main temple to Enki is called E-abzu, meaning "abzutemple" (also E-en-gur-a, meaning "house of the subterranean waters""), a ziggurattemple surrounded by Euphrateanmarshlands near the ancient Persian Gulfcoastline at Eridu.

У финикийцев Яхве был известен под именем “Йево”, отвечал за морскую стихию и считался покровителем Берита/Бейрут
В Угарите Яхве (Йаву) сближался с Йанну, в Библе Яхве почитался под именем Йехи (Йихави)
“Он есть”,
“Он есть бог живой”,
“Он дает жизнь”, “роняющий молнии и дождь или бог говорящий”, от глагола Hyh (ивр. “жить или быть”)
“Ehyeh asher ehyeh” (“Я есмь кто я есмь” или “Я стану кем я стану”, “Ehyeh” – “я есмь”, “сущий”) по- еврейски произносится как форма глагола “hawah” – “он причиняет быть”, ”бог отцов ваших”
(Исх. 3:6,13-16)

Бог покровитель городаВавилон/Babylon с 21 в. до н.э.
Верховноебожествовавилонско-го пантеона после 18в. до н.э., верховный богМеждуречья


5

Третий в триаде богов в пантеоне.
В имени этого бога содержится тот жеиндоевропейскийкорень, что и в имени иранского бога Вертрагна и парфянского Вархагна. В святилище на гореНемруд в Коммагене (Заевфратье), южнее Малатии, он названАртагнесом и идентифицирован с Гераклом.
В Урартском религиозном пантеоне Ваагну, было суждено раздвоиться на Тейшебу и Шивини. Ваагн сохранил свое существование в христианском пантеоне и вновь ценой раздвоения. Его христианскими двойниками стали св. Геворг, унаследовавший драконоборческий признак, и св. Карапет, который был покровителем храбрых и чудотворцев. Монастырь св. Карапета в Муше был основан на месте некогда существовавшего капища Ваагна).
Тейшеба в урартском пантеоне был божеством бури и дождя. Он упоминался после Халди как бог второй величины. Женой его была Хуба - вторая по величине богиня Биайны. Шивини - третий по рангу - был богом солнца. Женой его была Тушпуэа. По ее имени город Ван был переименован в Тушпу (Тосп).

Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии, ему перед посевом устраивал трапезу (daps) земледелец, откуда Юпитер Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве); как Юпитер Термин - хранителем границ, как Юпитер Либертас и Юпитер Либер - защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель

Энки почитался хеттами (Hittites) и хурритами

Словарь Брокгауза и Ефрона сообщает, что правильнее произносить русское написание “Иегова” как Егова/ср. иена (ена)

Убил чудовище моря/Тиамат


6

Прототип божеств вулканической активности, освободитель вод драконоборец, громовержец,
несущий огонь, дающий жизнь.
Ваагн (Вахагн) - диц (бог) войны, мужества и грозы. Он совокупность четырех стихий -воздуха, земли, воды и огня.
The Vahagnian song was sung to the accompaniment of the lyre by the bards of Goghten (modern Akulis), long after the conversion of Armenia to Christianity.
The name, originallyVerethragna, the hypostasis of victory in the texts of theAvesta, turned into Vahagn (the Avestan"th" becoming "h" inArsacid Middle Persian), later on to take the form of Vahagn

Он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и с инсигниями Юпитера, с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога), на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные ему Великие, позже Римские игры. Как царь богов Юпитер имел при себе совет из богов, "сотрудничающих, помогающих" и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли

Один из триады великих богов (наряду с Ану и Энлилем), благосклонен к людям.
The Sumerian en is translated as a title equivalent to "lord"; it was originally a title given to the High Priest; ki means "earth"; but there are theories that ki in this name has another origin, possibly kig of unknown meaning, or kur meaning "mound". The name Ea is allegedly Hurrian in origin while others claim that it is possibly of Semitic origin and may be a derivation from the West-Semitic root *hyy meaning "life" in this case used for "spring", "running water"

В общезапад-носемитском пантеоне был владыкой водной стихии, возможно, соответствовал аккадскому богу Эа

Ассоциировался с планетой Юпитер (by the Hammurabi period, 18в. до н.э.), создал землю, небо и людей для обслужи-вания богов, Отец и владыка богов, судья богов, способен воскрешать мертвых


7

Первочеловек,
рожден из лона природы - из ствола огнедышащего тростника. HistorianKhorenatsi's report of an ancient song gives a clue to his nature and origin: Ancient Armenian origin of Vahagn's birth song:
In travail were heaven and earth, In travail, too, the purple sea!
The travail held in the sea the small red reed.
Through the hollow of the stalk came forth smoke, Through the hollow of the stalk came forth flame,
And out of the flame a youth ran! Fiery hair had he, Ay, too, he had flaming beard,
And his eyes, they were as suns!

При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, Малой Азии и другие.
По мере усиления монотеистических тенденций Юпитер рассматривался не только как верховный, но как единственный бог ("все полно Юпитером"), как душа или разум мира, эфир, все порождающий и принимающий в себя

Божество мирового океана, плодородия, подземных и пресных вод, мудрости, культурных изобретений.
In Sumerian E-A means "the house of water", and it has been suggested that this was originally the name for the shrine to the God at Eridu..
Аs a god of the waters (see Oannes)

В христианстве
“Яхве” -
“Иегова” Творец, Отец, защитник, законодатель, верховный и могущественный Владыка, божество

В середине 1 тыс. все божества объявлялись воплощени-ями Мардука

Символы


8

Фигура юноши держащим крылатый солнечный диск, орел с широко раскрытыми крыльями,
крест в диске крылатого солнца, трезубец, дракон/змея/ вишап



Космогоническиепредставления, лежащие в основешумеро-аккадской мифологии, различают небесный мир бога Ану, надземный мир Бела и подземный, принадлежащий Эйя. Под землей находится царство мертвых



Ядовитый дракон Мушхуш, мотыга и лопата


9

Символ возрождения, рассвета, восхода Солнца,
Огня и пламени, древа жизни, плодородия, вод.
The stalk or reed, key to the situation, is an important word in Indo-European mythology, in connection with fire in its three forms.



Сакральное число “40”, is "Lord of the Earth". His symbols included a goat and a fish, which later combined into a single beast, the goatCapricorn, recognized as theZodiacal constellationCapricornus

В Ветхом Завете упоминается о поклонении древних евреев “Царице Небесной” против чего боролся пророк Иеремия

Прочие имена: Бел, Золотой бык (теленок), Сухрим, Сирсир, Зулум, Гил и др.


10

Его невестаАстхик.



Его жена Дамкина (Дамгаль-нуна)

Анат, Ашера

Его жена – Царпаниту (Милитта, Билит)


Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...