воскресенье, 10 июня 2012 г.

СОГОМОН ТЕЙЛЕРЯН - НЕ ПРОСТО ГЕРОЙ, ОН ОСТРЫЙ МЕЧ ТИГРАНА ВЕЛИКОГО, КОТОРЫЙ УНИЧТОЖИЛ ВСЕХ ВРАГОВ НАРОДА

СОГОМОН ТЕЙЛЕРЯН - НЕ ПРОСТО ГЕРОЙ, ОН ОСТРЫЙ МЕЧ ТИГРАНА ВЕЛИКОГО, КОТОРЫЙ УНИЧТОЖИЛ ВСЕХ ВРАГОВ НАРОДА


Благодаря сохранившимся материалам труда Армина Вегнера (немецкий писатель и правозащитник, очевидец геноцида армян в Османской империи) «Судебный процесс Талаата Паши» был восстановлен фрагмент допроса Согомона Тейлеряна в июне 1921 года.



Председатель: Мы хотим, чтобы обвиняемый дал подробный ответ на вопрос, в чем причины резни и что пережила его семья. Пусть обвиняемый рассказывает отрывками, а потом его рассказ будет переведен.

Обвиняемый: Когда в 1914 году началась война и солдаты-армяне были призваны в армию, в мае 1915 года распространился слух, что школы будут закрыты, а уважаемые люди города и учителя будут отправлены в лагеря.

Председатель: Их собирали в определенных лагерях, в концентрационных лагерях?

Обвиняемый: Не знаю. Их собирали вместе и отправляли в путь. Я боялся и не выходил из дома. Эти колонны были уже отправлены, когда прошел слух, что ранее депортированные уже убиты. Потом из одной телеграммы узнали, что из депортированных остался в живых только один Мартиросян. В начале июня поступил приказ о том, чтобы население было готово покинуть город. Нас тоже предупредили, что деньги и драгоценности можно сдать на хранение властям. Спустя три дня, рано утром, все население было выведено из города.

Председатель: Большими группами?

Обвиняемый: Как только пришел приказ покинуть город, сразу же с этого момента начали собирать людей за городом в одном месте. После этого их разбивали на отдельные колонны и караваны и отправляли вперед.

Председатель: Разрешалось брать с собой свои вещи, имущество?

Обвиняемый: Невозможно было все захватить с собой. Из-за отсутствия лошадей можно было взять столько, сколько способен был нести на себе каждый.

Председатель: Сколько дней шли?

Обвиняемый: Не помню. В первый же день после выхода из города моих родителей убили.

Председатель: Куда вас гнали?

Обвиняемый: На юг.

Председатель: Кто сопровождал караван?

Обвиняемый: Жандармы, конные и другие солдаты.

Председатель: В большом количестве?

Обвиняемый: С двух сторон вдоль дороги.

Председатель: Чтобы люди не могли уйти?

Обвиняемый: Да.

Председатель: Как убили ваших родителей, братьев и сестер?

Обвиняемый: Когда колонна немного удалилась от города, они приказали остановиться. Жандармы стали грабить и хотели захватить деньги и драгоценности.

Председатель: Следовательно, охранявшие солдаты грабили депортируемых?

Обвиняемый: Да.

Председатель: Так как же были убиты ваши родители?

Обвиняемый: Во время ограбления по нас открыли огонь спереди колонны. В это время один из жандармов поволок мою сестру, и моя мать стала кричать. Этот день я больше не помню, не хочу, чтобы мне напоминали про этот день, лучше мне сейчас умереть, чем рассказывать про этот черный день.

Председатель: Но я должен обратить ваше внимание на то, что суду очень важно, чтобы об этих событиях было рассказано вашими устами, ибо вы единственный, кто может что-либо сообщить об этих событиях. Постарайтесь собраться с силами и овладеть собой.

Обвиняемый: Я не могу все это рассказать, потому что каждый раз я все заново переживаю. Все захватили и унесли, меня ударили. Потом я видел, как топором размозжили голову моему брату.

Председатель: Ваша сестра, которую увели, вернулась?

Обвиняемый: Нет. Моя сестра не вернулась.

Председатель: Кто разбил топором голову вашему брату?

Обвиняемый: Как только солдаты и жандармы начали избиение, появилась толпа, и в это время моему младшему брату размозжили голову, а мать свалилась.

Председатель: Отчего?

Обвиняемый: Не знаю, от пули или от чего-нибудь другого.

Председатель: Где был ваш отец?

Обвиняемый: Отца я не видел, он был далеко впереди, но и там была свалка.

Председатель: Что вы сделали?

Обвиняемый: Я получил удар по голове и свалился на землю. Дальше не знаю, что произошло.

Председатель: Вы остались лежать на месте избиения?

Обвиняемый: Не помню, сколько времени я там оставался, может быть, дня два. Когда я открыл глаза, то увидел вокруг много трупов, так как весь караван был перебит. Я увидел очень длинные кучи трупов, но в темноте не мог все разобрать. Сначала не знал, где я, потом понял, что кругом действительно трупы.

Председатель: Нашли ли вы среди мертвых тела ваших родителей, сестер, братьев?

Обвиняемый: Труп моей матери лежал лицом к земле, а брата — на мне. Больше ничего не мог установить.

Председатель: Обвиняемый, считаете ли вы себя виновным в умышленном убийстве?

Обвиняемый: Я себя не считаю виновным, потому что совесть моя спокойна.

Председатель: Почему ваша совесть спокойна?

Обвиняемый: Я убил человека, но я не убийца.

Председатель: Когда возникла у вас эта идея?

Обвиняемый: Примерно за две недели до убийства я себя как-то плохо почувствовал, и вновь представились картины резни перед глазами. Я увидел труп моей матери. Труп поднялся на ноги передо мной и сказал: «Ты видел, что здесь Талаат, и остался безразличным — ты мне больше не сын!»

Председатель: А вы что сделали?

Обвиняемый: Сразу очнулся и решил убить этого человека.



Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...