РЕСПУБЛИКА АРМЕНИИ, государство на территории Восточной Армении. Образовано 28 мая 1918 после распада Закавказской Демократической Федеративной Республики (ЗДФР). Площадь 58 тыс. кв. км (1919). Охватывала территорию бывшей Ереванской губернии и Карсской области. Население 961,7 тыс. человек (1919). Столица Ереван. Парламентская республика. Образование Республики Армении ознаменовало собой восстановление армянской государственности через пять с половиной веков после падения Киликийского армянского государства (1375). Республика Армении образовалась в условиях сложной международной обстановки, обусловленной отрывом Закавказья от Советской России, агрессией Турции против края. В момент распада ЗДФР ее делегация вела в Батуме переговоры с Турцией, которая исходя из своих интересов, настаивала на разделении Закавказья на три самостоятельных государства. Во время переговоров выявились серьезные противоречия между делегациями, представлявшими входившие в ЗДФР народы. Противоречия оказались непреодолимыми, и 26 мая 1918 сейм ЗДФР постановил: «Ввиду того, что по вопросу о войне и мире обнаружились коренные расхождения между народами, создавшими Закавказскую независимую республику, и потому стало невозможно выступление одной авторитетной власти, говорящей от имени Закавказья, сейм констатирует факт распадения Закавказья и слагает свои полномочия» («Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии». 1919, с. 4). После того, как 26 мая 1918 свою независимость провозгласила Грузия, а 27 мая — Азербайджан. Армянский национальный совет, находившийся в Тифлисе, принял 28 мая декларацию, в которой говорилось: «В новой обстановке, возникшей с распадом политической целостности Закавказья и провозглашением независимости Грузии и Азербайджана, Армянский национальный совет объявляет себя верховной и единственной властью армянских уездов». Восстановление армянской государственности стало возможным благодаря тому, что в мае 1918 армянский народ сумел в ряде сражений (см. Сардарапатское сражение 1918, Караклисское сражение 1918, Башапаранское сражение 1918) нанести поражение турецким агрессорам, предотвратить их вторжение в Араратскую долину, обезопасить Ереван. В Ереване в это время имелась организованная военная и гражданская администрация, которую возглавлял направленный Армянским Национальным советом в Ереван Арам Манукян. После провозглашения независимости, в Тифлисе между армянскими политическими партиями и группировками начались переговоры относительно образования правительства Республики Армении. В созданном в июле правительстве большинство министерских постов заняли представители партии Дашнакцутюн. Премьер-министром был назначен О. Качазнуни. 1 августа 1918 начал свою работу парламент Республики Армении, который был образован преимущественно из членов Тифлисского и Ереванского национальных советов. В первый состав парламента входили 45 депутатов (от партии Дашнакцутюн — 18, от эсеров—6, от социал-демократов — 6, от Армянской народной партии — 6, беспартийных— 9). Позднее, в июне 1919, в республике, на основе прямого и всеобщего избирательного права, был избран новый состав парламента из 80 депутатов (от партии Дашнакцутюн — 72, от эсеров — 4, беспартийных—1; три депутата представляли местное тюркское население). О. Качазнуни возглавлял правительство до августа 1919; затем премьер-министрами Республики Армении являлись А. Хатисян (до мая 1920). А. Оганджанян (до 28 ноября 1920), С. Врацян (с 28 ноября по 2 декабря 1920). На следующий день после образования Республики Армении ее делегация прибыла в Батум и вступила в переговоры с турецкой делегацией. 4 июня был подписан Батумский договор 1918, по которому Турция признала независимость Армении в пределах той территории, которая оставалась к этому времени в распоряжении правительства Республики Армении. Главной задачей внешней политики Республики Армении являлось решение Армянского вопроса. Составной частью этой проблемы было, прежде всего, освобождение территорий, оккупированных турецкими агрессорами. С этой целью делегации Р. А. (А. Хатисян, А Агаронян, М. Пападжанян) в конце июня 1918 отправилась в Константинополь, где до октября 1918 вела безуспешные переговоры. Положение изменилось после поражения Германии и ее союзников в первой мировой войне. В ноябре 1918 турецкое правительство уведомило правительство Республики Армении, что турецкие войска покидают те территории, которые расположены вне границ, обозначенных Брестским миром 1918. Вследствие этого армянские войска в ноябре вступили в Караклис, в начале декабря — в Александрополь. Преодолев значительные трудности, в т. ч. противодействие командования английских войск в Закавказье, правительство сумело в апреле-мае 1919 освободить Карс, Олти, Кагызван. В мае 1919 к Республике Армении были присоединены Шарур и Нахичеван. Т. о. почти полностью были восстановлены границы 1914. После ухода турецких войск обострились отношения Республики Армении с соседними Грузией и Азербайджаном. Грузия стремилась занять Борчалинский уезд полностью, а Азербайджан — Карабах и Зангезур. Осложнение отношений с Грузией привело к вооруженному конфликту с ней в декабре 1918. В январе 1919 при посредничестве союзников в Тифлисе был заключен договор, согласно которому средняя полоса Борчалинского уезда была объявлена «нейтральной зоной», после чего взаимоотношения с Грузией были урегулированы. В это же время армянское население Зангезура и Карабаха, стремившегося воссоединиться с Арменией, стойко обороняло свои края от турецко-азербайджанских захватчиков. 28 мая 1919, в первую годовщину провозглашения Республики Армении, правительство республики объявило Армению объединенной и независимой республикой. В принятом по этому поводу заявлении говорилось, что «для восстановления целостности Армении и обеспечения полной свободы и благосостояния народа Правительство Армении, согласно единой воле и желанию всего армянского народа, заявляет, что с сегодняшнего дня разрозненные части навсегда объединены в независимый государственный союз». Это решение правительства Республики Армении свидетельствовало о его намерении решить Армянский вопрос, поскольку под «разрозненными частями» Армении имелась в виду, прежде всего, Западная Армения. Кроме того, провозглашение «объединенной и независимой республики» было важно для получения поддержки со стороны западных армян, остатки которых находились в Восточной Армении и других странах. Вслед за этим в состав парламента Республики Армении были дополнительно введены 12 депутатов - представители западных армян. Надеясь решить Армянский вопрос с помощью Антанты, правительство Республики Армении приняло решение направить свою делегацию на Парижскую мирную конференцию 1919—20, призванную определить послевоенное устройство мира. В состав делегации, прибывшей в Париж в февр. 1919, вошли А. Агаронян (председатель), М. Пападжанян и А. Оганджанян. Поскольку в это время в Париже находилась армянская национальная делегация во главе с Погос Нубаром, то правительство поручило А. Агароняну вступить в переговоры с армянской национальной делегацией и совместно принять участие в Парижской конференции. Однако соглашение с армянской национальной делегацией не было достигнуто, и на Парижской мирной конференции в защиту Армянского вопроса выступали две армянские делегации. 14 мая 1919 Парижская конференция приняла решение о передаче США мандата на Армению (см. Мандат на Армению 1920). Это решение было подтверждено новосозданной Лигой Наций (см. Лига Наций и Армянский вопрос). Правительство Республики Армении ориентировалось на Западные державы, было согласно с решением о вручении мандата на Армению Соединенным Штатам Америки. С этой целью правительство подготовило необходимые материалы, которые были вручены представителю президента США ген. Дж. Харборду (см. Харборда миссия). Однако Сенат США, после продолжительного обсуждения вопроса, в силу ряда причин внутри- и внешнеполитического свойства, отклонил предложение президента США В. Вильсона о принятии мандата на Армению. 19 января 1920 Верховный совет союзников признал правительство Республики Армении де-факто. После этого правительство республики направило своих полномочных представителей в ряд иностранных государств (Германия, Франция, США, Италия, Иран, Грузия, Азербайджан и другие). В апреле 1920 в Сан-Ремо (Италия) была созвана конференция союзных стран, которая должна была выработать условия мирного договора с Турцией (см. Сан-Ремо конференция 1920). В конференции приняла участие делегация Республики Армении во главе с А. Агароняном. Мирный договор с Турцией был заключен 10 августа 1920 в Севре (Франция). Согласно Севрскому мирному договору 1920, Турция признавала Армению в качестве «свободного и независимого государства», Армения получала выход к Черному морю. Правительство США получило право определить границы Турции и Армении. Общая площадь территории будущей Армении достигала 160 тыс. кв. км. Однако Севрский договор не был ратифицирован Турцией. Пришедшие к власти в Турции кемалисты (см. Кемалистское движение) не только не признали Севрский договор и развернули борьбу за его отмену, но и продолжили националистическую, захватническую политику своих предшественников — младотурок — в отношении Армении. Правительство Республики Армении не было в состоянии принудить Турцию выполнить условия Севрского договора, и поэтому возлагало надежды на европейские государства, подписавшие Севрский договор. Однако международная обстановка менялась не в пользу Армении. Сближение между Советской Россией и кемалистской Турцией встревожило европейские государства, которые, опасаясь, что Турция может полностью оказаться под влиянием Советской России, были готовы пойти на уступки, в частности в вопросах пересмотра Севрского договора и сохранения территориальной целостности Турции. Сложно развивались взаимоотношения Республики Армении и Советской России. Руководство Советской России было заинтересовано в сохранении Закавказья, в т. ч. и Армении, в составе страны. Оно прилагало усилия, чтобы оторвать Армению от Антанты. Правительство Советской России неоднократно предлагало свое посредничество в урегулировании армяно-турецких отношений. В мае 1920 в Москве начались переговоры между делегациями Советской России и Республикой Армении; армянскую делегацию возглавлял Л. Шант (см. Шанта миссия). Одновременно в Москве велись переговоры между Советской Россией и кемалистской Турцией. Вскоре переговоры зашли в тупик. С мая 1920, после установления советской власти в Азербайджане, положение Республики Армении еще более ухудшилось. Оказывая помощь Советскому Азербайджану, части Красной Армии по существу вели военные действия против Республики Армении, в ходе которых заняли территорию Карабаха, Нахичевана, Зангезура. 10 августа в Тифлисе представители правительств Советской России и Республики Армении подписали соглашение о перемирии (см. Соглашение между РСФСР и Республикой Армении 10 августа 1920), по которому эти территории временно оставались под контролем Красной Армии. Переговоры между Республикой Армении и Советской Россией были продолжены в Ереване, для чего сюда прибыла делегация Советской России во главе с Б. Леграном, назначенным полномочным представителем РСФСР в Республике Армении (см. Леграна миссия). В сентябре 1920 кемалистская Турция напала на Армению; началась турецко-армянская война 1920. Республика Армении находилась в тяжелом положении: ее экономика была истощена, вспыхнувшие весной 1920 Майское восстание под руководством большевиков и бунты местного тюркского населения, хотя и были подавлены, но нанесли значительный ущерб, дестабилизировали обстановку в стране. Под ударами турецкой регулярной армии армянские войска отступали, оставляя противнику с таким трудом приобретенные земли. Правительство Республики Армении неоднократно обращалось с просьбой о помощи к правительствам Великобритании, Франции, Италии, США. В конце сентября 1920 Правительство обратилось к Лиге Наций с просьбой о приеме Армении в это международное сообщество. Вопрос был передан на рассмотрение Совета Лиги Наций. В октябре правительство вновь обратилось к Лиге Наций, сообщив о тяжелом положении, возникшем в связи с войной, и прося посредничества. В ответе, направленном правительству Республики Армении, говорилось, что Севрский договор еще не ратифицирован и не приобрел силу закона. После долгого обсуждения, Лига Наций 15 декабря 1920 отказала Армении в приеме в члены Лиги Наций. Однако к этому времени Республика Армении потерпела поражение, турецкие войска оккупировали свыше половины ее территории. 2 декабря 1920 в Ереване было подписано соглашение между РСФСР и Республикой Армении, по которому Армения была провозглашена советской республикой. Правительство, возглавлявшееся С. Врацяном, заявило о сложении своих полномочий. В тот же день Турция, одержавшая победу в войне, вынудила правительство Республики Армении подписать Александропольский договор 1920, согласно которому Армения должна была иметь те границы, которые в свое время были предусмотрены Батумским договором; Армения разоружалась, отзывала своих представителей из европейских стран и отказывалась от Севрского договора. Попытки Республики Армении решить Армянский вопрос с помощью европейских держав не увенчались успехом.
Անհատը պարտական է իր ընթացքն արդարացնել իր ժողովրդի առջեւ, իսկ ժողովուրդը` իր պատմութեան: Индивид обязан свои действия оправдать перед своим народом, а народ перед своей историей.
понедельник, 4 июня 2012 г.
Первая республика Армения
РЕСПУБЛИКА АРМЕНИИ, государство на территории Восточной Армении. Образовано 28 мая 1918 после распада Закавказской Демократической Федеративной Республики (ЗДФР). Площадь 58 тыс. кв. км (1919). Охватывала территорию бывшей Ереванской губернии и Карсской области. Население 961,7 тыс. человек (1919). Столица Ереван. Парламентская республика. Образование Республики Армении ознаменовало собой восстановление армянской государственности через пять с половиной веков после падения Киликийского армянского государства (1375). Республика Армении образовалась в условиях сложной международной обстановки, обусловленной отрывом Закавказья от Советской России, агрессией Турции против края. В момент распада ЗДФР ее делегация вела в Батуме переговоры с Турцией, которая исходя из своих интересов, настаивала на разделении Закавказья на три самостоятельных государства. Во время переговоров выявились серьезные противоречия между делегациями, представлявшими входившие в ЗДФР народы. Противоречия оказались непреодолимыми, и 26 мая 1918 сейм ЗДФР постановил: «Ввиду того, что по вопросу о войне и мире обнаружились коренные расхождения между народами, создавшими Закавказскую независимую республику, и потому стало невозможно выступление одной авторитетной власти, говорящей от имени Закавказья, сейм констатирует факт распадения Закавказья и слагает свои полномочия» («Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии». 1919, с. 4). После того, как 26 мая 1918 свою независимость провозгласила Грузия, а 27 мая — Азербайджан. Армянский национальный совет, находившийся в Тифлисе, принял 28 мая декларацию, в которой говорилось: «В новой обстановке, возникшей с распадом политической целостности Закавказья и провозглашением независимости Грузии и Азербайджана, Армянский национальный совет объявляет себя верховной и единственной властью армянских уездов». Восстановление армянской государственности стало возможным благодаря тому, что в мае 1918 армянский народ сумел в ряде сражений (см. Сардарапатское сражение 1918, Караклисское сражение 1918, Башапаранское сражение 1918) нанести поражение турецким агрессорам, предотвратить их вторжение в Араратскую долину, обезопасить Ереван. В Ереване в это время имелась организованная военная и гражданская администрация, которую возглавлял направленный Армянским Национальным советом в Ереван Арам Манукян. После провозглашения независимости, в Тифлисе между армянскими политическими партиями и группировками начались переговоры относительно образования правительства Республики Армении. В созданном в июле правительстве большинство министерских постов заняли представители партии Дашнакцутюн. Премьер-министром был назначен О. Качазнуни. 1 августа 1918 начал свою работу парламент Республики Армении, который был образован преимущественно из членов Тифлисского и Ереванского национальных советов. В первый состав парламента входили 45 депутатов (от партии Дашнакцутюн — 18, от эсеров—6, от социал-демократов — 6, от Армянской народной партии — 6, беспартийных— 9). Позднее, в июне 1919, в республике, на основе прямого и всеобщего избирательного права, был избран новый состав парламента из 80 депутатов (от партии Дашнакцутюн — 72, от эсеров — 4, беспартийных—1; три депутата представляли местное тюркское население). О. Качазнуни возглавлял правительство до августа 1919; затем премьер-министрами Республики Армении являлись А. Хатисян (до мая 1920). А. Оганджанян (до 28 ноября 1920), С. Врацян (с 28 ноября по 2 декабря 1920). На следующий день после образования Республики Армении ее делегация прибыла в Батум и вступила в переговоры с турецкой делегацией. 4 июня был подписан Батумский договор 1918, по которому Турция признала независимость Армении в пределах той территории, которая оставалась к этому времени в распоряжении правительства Республики Армении. Главной задачей внешней политики Республики Армении являлось решение Армянского вопроса. Составной частью этой проблемы было, прежде всего, освобождение территорий, оккупированных турецкими агрессорами. С этой целью делегации Р. А. (А. Хатисян, А Агаронян, М. Пападжанян) в конце июня 1918 отправилась в Константинополь, где до октября 1918 вела безуспешные переговоры. Положение изменилось после поражения Германии и ее союзников в первой мировой войне. В ноябре 1918 турецкое правительство уведомило правительство Республики Армении, что турецкие войска покидают те территории, которые расположены вне границ, обозначенных Брестским миром 1918. Вследствие этого армянские войска в ноябре вступили в Караклис, в начале декабря — в Александрополь. Преодолев значительные трудности, в т. ч. противодействие командования английских войск в Закавказье, правительство сумело в апреле-мае 1919 освободить Карс, Олти, Кагызван. В мае 1919 к Республике Армении были присоединены Шарур и Нахичеван. Т. о. почти полностью были восстановлены границы 1914. После ухода турецких войск обострились отношения Республики Армении с соседними Грузией и Азербайджаном. Грузия стремилась занять Борчалинский уезд полностью, а Азербайджан — Карабах и Зангезур. Осложнение отношений с Грузией привело к вооруженному конфликту с ней в декабре 1918. В январе 1919 при посредничестве союзников в Тифлисе был заключен договор, согласно которому средняя полоса Борчалинского уезда была объявлена «нейтральной зоной», после чего взаимоотношения с Грузией были урегулированы. В это же время армянское население Зангезура и Карабаха, стремившегося воссоединиться с Арменией, стойко обороняло свои края от турецко-азербайджанских захватчиков. 28 мая 1919, в первую годовщину провозглашения Республики Армении, правительство республики объявило Армению объединенной и независимой республикой. В принятом по этому поводу заявлении говорилось, что «для восстановления целостности Армении и обеспечения полной свободы и благосостояния народа Правительство Армении, согласно единой воле и желанию всего армянского народа, заявляет, что с сегодняшнего дня разрозненные части навсегда объединены в независимый государственный союз». Это решение правительства Республики Армении свидетельствовало о его намерении решить Армянский вопрос, поскольку под «разрозненными частями» Армении имелась в виду, прежде всего, Западная Армения. Кроме того, провозглашение «объединенной и независимой республики» было важно для получения поддержки со стороны западных армян, остатки которых находились в Восточной Армении и других странах. Вслед за этим в состав парламента Республики Армении были дополнительно введены 12 депутатов - представители западных армян. Надеясь решить Армянский вопрос с помощью Антанты, правительство Республики Армении приняло решение направить свою делегацию на Парижскую мирную конференцию 1919—20, призванную определить послевоенное устройство мира. В состав делегации, прибывшей в Париж в февр. 1919, вошли А. Агаронян (председатель), М. Пападжанян и А. Оганджанян. Поскольку в это время в Париже находилась армянская национальная делегация во главе с Погос Нубаром, то правительство поручило А. Агароняну вступить в переговоры с армянской национальной делегацией и совместно принять участие в Парижской конференции. Однако соглашение с армянской национальной делегацией не было достигнуто, и на Парижской мирной конференции в защиту Армянского вопроса выступали две армянские делегации. 14 мая 1919 Парижская конференция приняла решение о передаче США мандата на Армению (см. Мандат на Армению 1920). Это решение было подтверждено новосозданной Лигой Наций (см. Лига Наций и Армянский вопрос). Правительство Республики Армении ориентировалось на Западные державы, было согласно с решением о вручении мандата на Армению Соединенным Штатам Америки. С этой целью правительство подготовило необходимые материалы, которые были вручены представителю президента США ген. Дж. Харборду (см. Харборда миссия). Однако Сенат США, после продолжительного обсуждения вопроса, в силу ряда причин внутри- и внешнеполитического свойства, отклонил предложение президента США В. Вильсона о принятии мандата на Армению. 19 января 1920 Верховный совет союзников признал правительство Республики Армении де-факто. После этого правительство республики направило своих полномочных представителей в ряд иностранных государств (Германия, Франция, США, Италия, Иран, Грузия, Азербайджан и другие). В апреле 1920 в Сан-Ремо (Италия) была созвана конференция союзных стран, которая должна была выработать условия мирного договора с Турцией (см. Сан-Ремо конференция 1920). В конференции приняла участие делегация Республики Армении во главе с А. Агароняном. Мирный договор с Турцией был заключен 10 августа 1920 в Севре (Франция). Согласно Севрскому мирному договору 1920, Турция признавала Армению в качестве «свободного и независимого государства», Армения получала выход к Черному морю. Правительство США получило право определить границы Турции и Армении. Общая площадь территории будущей Армении достигала 160 тыс. кв. км. Однако Севрский договор не был ратифицирован Турцией. Пришедшие к власти в Турции кемалисты (см. Кемалистское движение) не только не признали Севрский договор и развернули борьбу за его отмену, но и продолжили националистическую, захватническую политику своих предшественников — младотурок — в отношении Армении. Правительство Республики Армении не было в состоянии принудить Турцию выполнить условия Севрского договора, и поэтому возлагало надежды на европейские государства, подписавшие Севрский договор. Однако международная обстановка менялась не в пользу Армении. Сближение между Советской Россией и кемалистской Турцией встревожило европейские государства, которые, опасаясь, что Турция может полностью оказаться под влиянием Советской России, были готовы пойти на уступки, в частности в вопросах пересмотра Севрского договора и сохранения территориальной целостности Турции. Сложно развивались взаимоотношения Республики Армении и Советской России. Руководство Советской России было заинтересовано в сохранении Закавказья, в т. ч. и Армении, в составе страны. Оно прилагало усилия, чтобы оторвать Армению от Антанты. Правительство Советской России неоднократно предлагало свое посредничество в урегулировании армяно-турецких отношений. В мае 1920 в Москве начались переговоры между делегациями Советской России и Республикой Армении; армянскую делегацию возглавлял Л. Шант (см. Шанта миссия). Одновременно в Москве велись переговоры между Советской Россией и кемалистской Турцией. Вскоре переговоры зашли в тупик. С мая 1920, после установления советской власти в Азербайджане, положение Республики Армении еще более ухудшилось. Оказывая помощь Советскому Азербайджану, части Красной Армии по существу вели военные действия против Республики Армении, в ходе которых заняли территорию Карабаха, Нахичевана, Зангезура. 10 августа в Тифлисе представители правительств Советской России и Республики Армении подписали соглашение о перемирии (см. Соглашение между РСФСР и Республикой Армении 10 августа 1920), по которому эти территории временно оставались под контролем Красной Армии. Переговоры между Республикой Армении и Советской Россией были продолжены в Ереване, для чего сюда прибыла делегация Советской России во главе с Б. Леграном, назначенным полномочным представителем РСФСР в Республике Армении (см. Леграна миссия). В сентябре 1920 кемалистская Турция напала на Армению; началась турецко-армянская война 1920. Республика Армении находилась в тяжелом положении: ее экономика была истощена, вспыхнувшие весной 1920 Майское восстание под руководством большевиков и бунты местного тюркского населения, хотя и были подавлены, но нанесли значительный ущерб, дестабилизировали обстановку в стране. Под ударами турецкой регулярной армии армянские войска отступали, оставляя противнику с таким трудом приобретенные земли. Правительство Республики Армении неоднократно обращалось с просьбой о помощи к правительствам Великобритании, Франции, Италии, США. В конце сентября 1920 Правительство обратилось к Лиге Наций с просьбой о приеме Армении в это международное сообщество. Вопрос был передан на рассмотрение Совета Лиги Наций. В октябре правительство вновь обратилось к Лиге Наций, сообщив о тяжелом положении, возникшем в связи с войной, и прося посредничества. В ответе, направленном правительству Республики Армении, говорилось, что Севрский договор еще не ратифицирован и не приобрел силу закона. После долгого обсуждения, Лига Наций 15 декабря 1920 отказала Армении в приеме в члены Лиги Наций. Однако к этому времени Республика Армении потерпела поражение, турецкие войска оккупировали свыше половины ее территории. 2 декабря 1920 в Ереване было подписано соглашение между РСФСР и Республикой Армении, по которому Армения была провозглашена советской республикой. Правительство, возглавлявшееся С. Врацяном, заявило о сложении своих полномочий. В тот же день Турция, одержавшая победу в войне, вынудила правительство Республики Армении подписать Александропольский договор 1920, согласно которому Армения должна была иметь те границы, которые в свое время были предусмотрены Батумским договором; Армения разоружалась, отзывала своих представителей из европейских стран и отказывалась от Севрского договора. Попытки Республики Армении решить Армянский вопрос с помощью европейских держав не увенчались успехом.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Армяне и евреи
В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...
-
ИМЯ БОГА = глава из книги ТАЙНЫ АРАРАТСКИХ ГОР Шел 1452 год до н.э. Моисей, с женой и двумя сыновьями, остановился у под...
Комментариев нет:
Отправить комментарий