АРМЯНСКИЙ КАМЕНЬ
Об армянской лазури (ультрамарине) впервые упоминает Марк Витрувий Поллион (I в. до н. э.), автор знаменитого трактата «Об архитектуре»: «За суриком идут краски: хризоколла (малахитовая), пурпур, армянская лазурь(ультрамарин). Все эти краски, когда они наводятся, производят на глаз ослепительный эффект». При этом Витрувий подчеркивает: «Что касается армянской лазури и индийской синевы (индиго), то самими своими названиями они указывают на свои месторождения».
Другое раннее упоминание об армянском камне принадлежит Плинию Старшему (23—79 гг.): «Армения посылает нам красильное вещество, именем ея называемое. Вещество сие есть камень, который подобно хризоколле окрашивается. Лучший есть тот, который цветом подходит к хризоколле с просядающею синью. От сини отличается умеренною белизною, которая цвет сей соделывает нежнее. Почитался в числе дорогих красок, каковые сам хозяин выдавал живописцу». (Перевод В. Северчина, 1819 г.).
В качестве лечебного средства армянский камень был известен историку и врачу из Малой Азии Диоскориду (I в.), который сообщал, что «lapis armenius» «гладкий, небесно-голубого цвета, блестящий, легко распадается». Знаком он был также греческим врачам Аэцию (VI в.) и Александру Траллийскому (VI в.); последний рекомендовал камень для лечения «четырехдневной лихорадки». Более подробные сведения сообщает среднеазиатский ученый-энциклопедистал-Бируни (X—XI вв.) в трактате «Собрание сведений для познания драгоценностей»: «Лазурит («лазавард») по-румийски называется арминакун; слово это образовано наподобие прилагательного от слова Армения, ибо армянский камень, дающий облегчение при меланхолии, похож на него. Лазурит вывозится в Аравию из Армении, в Хорасан и Ирак — из Бадахшана». «Лазурит, — отмечает далее этот автор, — в виде цельного куска имеет цвет индиго, иногда склоняется к черноте, а на поверхности отшлифованных и отполированных его кусков в большинстве случаев видим золотые звезды наподобие пылинок».
Об армянском камне упоминают средневековые философы и врачи — Абу-Мансур, Ибн-Сина (Авиценна) и др. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина, в частности, пишет: «Есть такие лекарства, которые промывают для того, чтобы их покинуло (какое-либо) нежелательное свойство. Так, например, усиленно промывают армянский камень и ляпис-лазурь, пока не покинет свойство вызывать тошноту». По данным этого знаменитого ученого, армянский камень («ходжар армини») употребляют также красильщики и резчики вместо ляпис-лазури. С Х в. армянский камень фигурирует практически во всех арабских фармакопеях.
В средневековой армянской медицине арминакун являлся одним из излюбленных лекарственных средств для лечения разного рода «лихорадок». Выдающийся армянский врач Мхитар Гераци (XII в.) включал армянский камень в состав «пилюлей айрлич», которые помогают «при болезнях головы, глаз, костей и удаляют излишки влаги из головы и всего тела».
К истории армянского камня обращался известный востоковед, член-корреспондент Российской Академии наук К. Патканян (1833—1889 гг.). В специальном исследовании армянской средневековой рукописи о драгоценных камнях, предположительно датированной XII-XIII в.в., он, в частности, пишет: «Известный сорт лазурика (лазурита - В. С.) добывался в самой Армении».
Об арминакуне упоминает в книге «Цвета минералов» (1936г.) Ферсман: «... медные районы Армении» и Закавказья уже давно должны были обратить на себя внимание цветными камнями: малахитом или хризоколлой, бирюзой или армянским камнем». Что касается бирюзы, то это замечательное предвидение А. Е. Ферсмана сбылось сравнительно недавно: в 1974 году в горах северной Армении, вблизи села Техут, автором статьи было выявлено крупное месторождение этого минерала, часто называемого «легендарным камнем Востока»...
Точку зрения о «не настаяшей» природе армянского камня поддержали Л. Белемницкий и Г. Ляммлейн (1963 г.): «… лазурит обычно фальсифицировался азуритом - медной синью, так называемым армянским камнем». Известным объяснением названных точек зрения может служить тот факт, что на территории современной Армении действительно не выявлено месторождений или проявлений лазурита. Но ведь в античную эпоху границы Великой Армении достигали Месопотамии и Средиземного моря. И какие богатства хранили в себе эти труднопроходимые горы и ущелья, по сей день остается тайной. Более того, известно немало примеров, когда заброшенные или казалось бы отработанные рудники спустя века возрождались к жизни. Наиболее наглядный случай – армянское золоторудное месторождение Сотк (Зод), заново открытое почти две тысячи лет спустя!…
Что касается возможности фальсифицировать лазурит «синими соединениями меди», то для этого, естественно, нужен в первую очередь сам азурит. Отметим, что ни в исторической, ни в современной Армении - не известны сколько-нибудь значительные залежи азурита. Возможность его ввоза в Армению издалека (месторождения азурита исстари известны во Франции, на Синае и др.) с целью «фальсификации лазурита» представляется нереальной. Поэтому эта точка зрения не заслуживает более подробного рассмотрения.
В качестве косвенного доказательства в пользу добычи «арминакуна» в пределах древней и средневековой Армении могут служить:
- упоминание древнегреческого историка Дионисия Периегета (Iв.) в переводе К.Гана (1884 г.): «...в их стране (армян - В.С.) добывается дорогой камень, из которого вырезывают и приготовляют печати (или перстни)»;
- древнеегипетские источники, которые утверждают, что в эпоху XIX династии лазурит в Древний Ханаан поступал из «страны бога и Нахарины»; под названием Нахарина («Страна рек»), древние египтяне и ассирийцы подразумевалиюжную часть Армянского нагорья;
- упоминание Витрувня о наличии в Армении месторождения лазуревого камня;
- ссылка ал-Бируни о вывозе армянского камня в Аравию из Армении, в то время как в Хорасан (Иран) и Ирак лазурит поставлялся из Бадахшана;
- ссылка Н. Щеглова (1824 г.) о добыче лазурита в Анатолии.
В «Книге истории» Аракела Даврижеци названы пункты добычи лазурита: «Рудники лазурита находятся в Бадахшане. Встречаются эти камни также в Каше, но они поддельны. Те, которые находятся в домах.— все из Каша. В Шамишаге (?) есть темноватый камень, который пилят па куски и продают за лазурит, но он не выдерживает огня. Бадахшанский же может 10 дней пробыть в огне, не теряя цвета, так как он настоящий драгоценный камень».
Местонахождения Бадахшана и Каша известны. Бадахшанское месторождение Сары-Санг расположено в Афганистане. Оно на протяжении многих тысячелетий и по настоящее время является основным поставщиком на мировой рынок высококачественной ляпис-лазури. Название Каш, свидетельствует иранский историк Рашид ад-Дин (XIII—XIV вв.), в те далекие времена относилось к стране Тангут. Согласно В. Г. Гафурову, Каш (или Кеш) соответствует современному «Шахрисябзу».
Из приведенных А. Даврижеци пунктов остается один - Шамишаг (?). Просмотр имеющихся в Матенадаране старинных рукописей «Книги истории» (№№ 1663—1665), а также микрофильма рукописи, хранящейся в Вене (№ 1162), дает для него форму «Шамишаид».
Анализ литературы, посвященной географическим названиям исторической Армении, осуществленный автором при содействии академика С.Еремяна, показал, что название Шамишаид, оно же - Шамишаг, соответствует древнему армянскому городу Шамшату. В более ранней топонимике Шамшат соответствует Аршамашату - столице древнеармянской области Цопк (Софены), расположенной примерно в 30-35 км к востоку от Харберда. Развалины Аршамашата, по мнению академика Я. Манандяна, следует искать в районе между Харпутом и Балу (на территории современной Турции).
Другое раннее упоминание об армянском камне принадлежит Плинию Старшему (23—79 гг.): «Армения посылает нам красильное вещество, именем ея называемое. Вещество сие есть камень, который подобно хризоколле окрашивается. Лучший есть тот, который цветом подходит к хризоколле с просядающею синью. От сини отличается умеренною белизною, которая цвет сей соделывает нежнее. Почитался в числе дорогих красок, каковые сам хозяин выдавал живописцу». (Перевод В. Северчина, 1819 г.).
В качестве лечебного средства армянский камень был известен историку и врачу из Малой Азии Диоскориду (I в.), который сообщал, что «lapis armenius» «гладкий, небесно-голубого цвета, блестящий, легко распадается». Знаком он был также греческим врачам Аэцию (VI в.) и Александру Траллийскому (VI в.); последний рекомендовал камень для лечения «четырехдневной лихорадки». Более подробные сведения сообщает среднеазиатский ученый-энциклопедистал-Бируни (X—XI вв.) в трактате «Собрание сведений для познания драгоценностей»: «Лазурит («лазавард») по-румийски называется арминакун; слово это образовано наподобие прилагательного от слова Армения, ибо армянский камень, дающий облегчение при меланхолии, похож на него. Лазурит вывозится в Аравию из Армении, в Хорасан и Ирак — из Бадахшана». «Лазурит, — отмечает далее этот автор, — в виде цельного куска имеет цвет индиго, иногда склоняется к черноте, а на поверхности отшлифованных и отполированных его кусков в большинстве случаев видим золотые звезды наподобие пылинок».
Об армянском камне упоминают средневековые философы и врачи — Абу-Мансур, Ибн-Сина (Авиценна) и др. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина, в частности, пишет: «Есть такие лекарства, которые промывают для того, чтобы их покинуло (какое-либо) нежелательное свойство. Так, например, усиленно промывают армянский камень и ляпис-лазурь, пока не покинет свойство вызывать тошноту». По данным этого знаменитого ученого, армянский камень («ходжар армини») употребляют также красильщики и резчики вместо ляпис-лазури. С Х в. армянский камень фигурирует практически во всех арабских фармакопеях.
В средневековой армянской медицине арминакун являлся одним из излюбленных лекарственных средств для лечения разного рода «лихорадок». Выдающийся армянский врач Мхитар Гераци (XII в.) включал армянский камень в состав «пилюлей айрлич», которые помогают «при болезнях головы, глаз, костей и удаляют излишки влаги из головы и всего тела».
К истории армянского камня обращался известный востоковед, член-корреспондент Российской Академии наук К. Патканян (1833—1889 гг.). В специальном исследовании армянской средневековой рукописи о драгоценных камнях, предположительно датированной XII-XIII в.в., он, в частности, пишет: «Известный сорт лазурика (лазурита - В. С.) добывался в самой Армении».
Об арминакуне упоминает в книге «Цвета минералов» (1936г.) Ферсман: «... медные районы Армении» и Закавказья уже давно должны были обратить на себя внимание цветными камнями: малахитом или хризоколлой, бирюзой или армянским камнем». Что касается бирюзы, то это замечательное предвидение А. Е. Ферсмана сбылось сравнительно недавно: в 1974 году в горах северной Армении, вблизи села Техут, автором статьи было выявлено крупное месторождение этого минерала, часто называемого «легендарным камнем Востока»...
Точку зрения о «не настаяшей» природе армянского камня поддержали Л. Белемницкий и Г. Ляммлейн (1963 г.): «… лазурит обычно фальсифицировался азуритом - медной синью, так называемым армянским камнем». Известным объяснением названных точек зрения может служить тот факт, что на территории современной Армении действительно не выявлено месторождений или проявлений лазурита. Но ведь в античную эпоху границы Великой Армении достигали Месопотамии и Средиземного моря. И какие богатства хранили в себе эти труднопроходимые горы и ущелья, по сей день остается тайной. Более того, известно немало примеров, когда заброшенные или казалось бы отработанные рудники спустя века возрождались к жизни. Наиболее наглядный случай – армянское золоторудное месторождение Сотк (Зод), заново открытое почти две тысячи лет спустя!…
Что касается возможности фальсифицировать лазурит «синими соединениями меди», то для этого, естественно, нужен в первую очередь сам азурит. Отметим, что ни в исторической, ни в современной Армении - не известны сколько-нибудь значительные залежи азурита. Возможность его ввоза в Армению издалека (месторождения азурита исстари известны во Франции, на Синае и др.) с целью «фальсификации лазурита» представляется нереальной. Поэтому эта точка зрения не заслуживает более подробного рассмотрения.
В качестве косвенного доказательства в пользу добычи «арминакуна» в пределах древней и средневековой Армении могут служить:
- упоминание древнегреческого историка Дионисия Периегета (Iв.) в переводе К.Гана (1884 г.): «...в их стране (армян - В.С.) добывается дорогой камень, из которого вырезывают и приготовляют печати (или перстни)»;
- древнеегипетские источники, которые утверждают, что в эпоху XIX династии лазурит в Древний Ханаан поступал из «страны бога и Нахарины»; под названием Нахарина («Страна рек»), древние египтяне и ассирийцы подразумевалиюжную часть Армянского нагорья;
- упоминание Витрувня о наличии в Армении месторождения лазуревого камня;
- ссылка ал-Бируни о вывозе армянского камня в Аравию из Армении, в то время как в Хорасан (Иран) и Ирак лазурит поставлялся из Бадахшана;
- ссылка Н. Щеглова (1824 г.) о добыче лазурита в Анатолии.
В «Книге истории» Аракела Даврижеци названы пункты добычи лазурита: «Рудники лазурита находятся в Бадахшане. Встречаются эти камни также в Каше, но они поддельны. Те, которые находятся в домах.— все из Каша. В Шамишаге (?) есть темноватый камень, который пилят па куски и продают за лазурит, но он не выдерживает огня. Бадахшанский же может 10 дней пробыть в огне, не теряя цвета, так как он настоящий драгоценный камень».
Местонахождения Бадахшана и Каша известны. Бадахшанское месторождение Сары-Санг расположено в Афганистане. Оно на протяжении многих тысячелетий и по настоящее время является основным поставщиком на мировой рынок высококачественной ляпис-лазури. Название Каш, свидетельствует иранский историк Рашид ад-Дин (XIII—XIV вв.), в те далекие времена относилось к стране Тангут. Согласно В. Г. Гафурову, Каш (или Кеш) соответствует современному «Шахрисябзу».
Из приведенных А. Даврижеци пунктов остается один - Шамишаг (?). Просмотр имеющихся в Матенадаране старинных рукописей «Книги истории» (№№ 1663—1665), а также микрофильма рукописи, хранящейся в Вене (№ 1162), дает для него форму «Шамишаид».
Анализ литературы, посвященной географическим названиям исторической Армении, осуществленный автором при содействии академика С.Еремяна, показал, что название Шамишаид, оно же - Шамишаг, соответствует древнему армянскому городу Шамшату. В более ранней топонимике Шамшат соответствует Аршамашату - столице древнеармянской области Цопк (Софены), расположенной примерно в 30-35 км к востоку от Харберда. Развалины Аршамашата, по мнению академика Я. Манандяна, следует искать в районе между Харпутом и Балу (на территории современной Турции).
Комментариев нет:
Отправить комментарий