канского человека" профессор Артур Познански (крупный
боливийский ученый немецкого происхождения, чьи ис-
следования продолжались почти шестьдесят лет) объясняет,
какие астрономические расчеты привели его к нетрадици-
онной датировке Тиауанако. Они, говорит он, были осно-
ваны "исключительно на разнице наклона эклиптики во
время постройки Каласасайи и сегодня".
Что же такое "наклон эклиптики" и почему из-за него
возраст Тиауанако увеличивается до 17000 лет?
Согласно определению словаря, наклон эклиптики -
это угол между плоскостью орбиты земли и плоскостью
небесного экватора, составляющий в настоящее время при-
близительно 23° 27'.
Чтобы понять это, представим себе Землю в виде ко-
рабля, плывущего по небесному океану. Подобно всем су-
дам (будь то планета или шхуна), он слегка поворачивается
вместе с зыбью, которая его то поднимает, то опускает.
Представьте, что вы стоите на палубе этого корабля. На
гребне волны видимый вами горизонт расширяется, внизу в
промежутке между волнами он сужается. Процесс этот ре-
гулярный, математически повторяющийся как тиканье боль-
шого метронома: постоянное, еле ощутимое покачивание,
изменяющее угол, под которым вы наблюдаете горизонт.
Теперь вернемся к Земле. Каждому школьнику извест-
но, что ось суточного вращения нашей прекрасной голубой
планеты слегка наклонена от вертикального направления к
ее околосолнечной орбите. Отсюда следует, что земной эк-
ватор, а, следовательно, и экватор небесный (который есть
просто воображаемое продолжение земного экватора на не-
бесную сферу), должен также располагаться тюд некоторым
углом к плоскости орбиты. Этот угол и есть наклон эклип-
тики. Но поскольку корабль-Земля поворачивается, его на-
клон меняется циклически в течение весьма длительных
периодов. В течение каждого цикла продолжительностью в
41000 лет наклон изменяется (с точностью и предсказуемо-
стью швейцарского хронометра) в пределах 22,1° и 24,5°.
Последовательность изменения углов и значение угла на-
клона для любого момента истории могут быть однозначно
рассчитаны с помощью нескольких строгих уравнений. Со-
ответствующая кривая была впервые представлена в Пари-
же в 1911 году на Международной конференции по эфеме-
ридам; по этому графику можно уверенно и точно опреде-
лять связь углов с историческими датами.
Познански сумел датировать Каласасайю вследствие того,
что циклическое изменение наклона эклиптики вызывает
постепенное, от века к веку, изменение азимутального по-
ложения Солнца на восходе и закате. Взяв за основу ориен-
тацию определенных сооружений по Солнцу и убедившись,
что в настоящее время она несколько иная, он убедительно
показал, что в момент постройки Каласасайи угол составлял
23 ° 8 48 ". После этого по графику Международной кон-
ференции по эфемеридам было легко установить, что этому
углу соответствует 15000 год до н.э.
Конечно, ни один ортодоксальный историк или архео-
лог не готов был согласиться с таким древним происхожде-
нием Тиауанако, предпочитая, как упоминалось в главе 8,
относить его к 500 году до н.э. Однако в течение 1927-1930
годов некоторые ученые из других научных областей тща-
тельно проверили астроархеологические исследования По-
знански. Этими учеными были члены весьма представи-
тельной команды, которые изучали также данные археоло-
гических раскопок в Андах: доктор Ганс Людендорф (в то
время директор Потсдамской астрономической обсервато-
рии), доктор Фридрих Бекер из "Спекула Ватиканика" и
еще два астронома: профессор Арнольд Кольшуттер из Бон-
нского университета и доктор Рольф Мюллер из Потсдамс-
кого института астрофизики.
В итоге своей трехлетней работы ученые пришли к вы-
воду, что в основном Познански был прав. Они не задава-
лись вопросом о том, как их заключение может повлиять
на господствующие в исторической науке взгляды; они просто
подтвердили выводы, сделанные из наблюдений реальной
ориентации различных сооружений в Тиауанако. И самым
важным из них был вывод, что Каласасайя строилась в
соответствии с наблюдениями звездного неба, сделанными
очень и очень давно - намного раньше 500 года до н.э.
Было отмечено, что оценки Познански (15000 года до н.э.)
лежат во вполне разумных пределах.
Если Тиауанако действительно процветал задолго до на-
чала истории, то что за люди построили его и для какой
цели?
ФИГУРЫ В РЫБЬЕЙ ЧЕШУЕ
Внутри Каласасайи были установлены две массивные
скульптуры. Одну из них прозвали Эль-Фрайле ("монах"),
она находилась в юго-западном углу. Другая - в центре
восточной стороны площадки - тот самый великан, кото-
рый был виден из храма.
Вырубленный из красного песчаника, выветренный до
неузнаваемости, Монах имеет в высоту около 1,8 метра; он
изображает гуманоида, человекоподобное существо с мас-
сивными глазами и губами. В правой руке он сжимает не-
что, напоминающее нож с волнистым клинком, вроде ин-
донезийского криса. В левой руке - предмет, похожий на
книгу в переплете с застежками. Однако сверху из этой
книги торчит нечто, вставленное в нее как в ножны.
От пояса и ниже фигура покрыта орнаментом в виде
рыбьей чешуи, причем, как бы для того, чтобы дополни-
тельно подчеркнуть это обстоятельство, скульптор придал
отдельным чешуйкам вид стилизованных рыбьих головок.
Познански убедительно настаивает на том, что это обозна-
чает "рыбу вообще". В этом случае логично предположить,
что Монах - портрет воображаемого или символического
"рыбочеловека". На нем есть также пояс с рельефными изоб-
ражениями крупных ракообразных, что также работает на
эту гипотезу. Что же все-таки имелось в виду?
Я слышал об одном местном предании, которое, думаю,
может пролить свет на это. Оно очень древнее и повествует
о "богах озера с рыбьими хвостами, которых зовут Чуллуа
и Умантуа". Предание, как и рыбоподобные фигуры, пред-
ставляется далеким эхом мифов Месопотамии, изобилую-
щих рассказами о существах-амфибиях, "наделенньи разу-
мом", якобы посетивших землю шумеров в глубокой древ-
ности. Вождя этих существ звали Оаннеш (или Уан). Со-
гласно халдейскому летописцу Беросу:
"Все его (Оаннеша) тело было подобно телу
рыбы; под рыбьей головой у него была другая
голова, а внизу ноги, как у человека, но присо-
единенные к рыбьему хвосту. Его голос и язык
были человеческие и разборчивые; представле-
ние о нем живо до сих пор... Когда солнце
садилось, это существо обычно снова погру-
жалось в море и находилось всю ночь на глу-
бине; ибо оно было амфибией".
В соответствии с преданием, о котором рассказывает
Беросус, Оаннеш бьет в первую очередь просветителем:
"Днем он обычно беседовал с людьми, не при-
нимая в это время пищи; он дал им знание
грамоты и наук, и всякого рода искусств. Он
научил их строить дома и храмы, составлять
законы, объяснял им основы геометрических
познаний. Он научил их различать плоды зем-
ли и показал, как собирать фрукты. Короче,
он обучал их всему, что могло бы способство-
вать смягчению нравов и гуманизации челове-
чества. И столь универсальны были его поуче-
ния, "что с тех пор людям не пришлось к ним
добавить ничего существенного... "
На сохранившихся ва-
вилонских и ассирийских
барельефах, изображавших
сподвижников Оаннеша, я
мог явственно различить
рыболюдей. Доминирующей
в их одежде, как и у Мона-
ха, была рыбья чешуя. И у
вавилонских фигур в обеих
руках тоже присутствовали
неопознанные предметы.
Насколько я помнил, они не
бьши совсем идентичны, и
позднее у меня была воз-
можность в этом удостове-
риться. Тем не менее что-
то общее в них все-таки
было.
Другой великий идол
Каласасайи был установлен
вблизи восточного края пло-
щадки, лицом к главному
входу; это внушительный
монолит из серого андези-
та, высотой около 2,7 мет-
ра. У него широкая голова,
торчащая прямо из несклад-
ных плеч, и плоское невы-
разительное лицо, которое
как-будто смотрит куда-то
в пространство. На голове у
него не то корона, не то какой-то тюрбан; волосы аккурат-
но уложены вертикально свисающими локонами, что осо-
бенно хорошо вицно сзади.
Эта фигура тоже украшена довольно сложным резным
орнаментом по всей поверхности тела (как-будто татуиров-
кой). Как и у Монаха, ниже пояса ее одежда состоит из
рыбьей чешуи и рыбьих символов. И у нее тоже в руках
два неопознанных предмета. Тот, что в левой руке, похож
скорее на ножны, чем на книгу в переплете; из него высо-
вывается раздвоенная рукоятка. В правой руке - нечто по-
чти цилиндрическое, сужающееся посередине, чтобы удоб-
нее было держать; верхний конец тоже сужается. Похоже,
что этот предмет состоит из нескольких секций, которые
вставляются друг в друга; но что это такое - угадать невоз-
можно.
ОБРАЗЫ ИСЧЕЗНУВШИХ ВИДОВ
От рыбоподобных фигур я направился к Вратам Солн-
ца, расположенным в северо-западном углу Каласасайи.
Они представляют собой монолит из серо-зеленого ан-
дезита шириной 3,8 м, высотой 3 м и толщиной около 0,5 м;
вес их оценивается в 10 тонн. Задуманные, возможно, как
некая Триумфальная арка, только поменьше, они выгляде-
ли как "дверь, ведущая из ниоткуда в никуда". Качество
обработки камня исключительно высокое, и авторитетные
исследователи считают ворота "одним из археологических
чудес обеих Америк". Самым загадочным в этих воротах
является так называемый "фриз-календарь", высеченный
на восточном фасаде вдоль перекладины портала.
В самом центре, в приподнятой части фриза, домини-
рует изображение, которое ученые считают еще одной ипо-
стасью Виракочи; на этот раз он предстает в ужасном образе
бога-царя - такой как раз и призывает небесный огонь.
Отважена здесь и его добрая отцовская натура: по щекам
текут слезы сострадания. Однако лицо его сурово и твердо,
царственная тиара впечатляюща, а в каждой руке у него по
молнии. Один из лучших современных исследователей ми-
фов Джозеф Кемпбелл предлагает такую интерпретацию этого
изображения: "Милость, вливающаяся в мир сквозь Врата
Солнца, тождественна громовой энергии, которая уничто-
жает, но сама неразрушима..."
Я не спеша изучал остальную часть фриза. Это пре-
красно сбалансированная скульптурная композиция из двад-
цати четырех фигур, построенных в три ряда "(по восемь в
каждом) с обеих сторон от центрального, приподнятого изоб-
ражения. Было много попыток, не особенно убедительных,
объяснить предполагаемые функции этих фигур как кален-
даря. Наверняка можно утверждать лишь то, что они вы-
полнены в некоей холодно-карикатурной манере; в том,
как они маршируют строем по направлению к Виракоче,
есть действительно что-то математическое, почти механи-
ческое. На некоторых надеты маски птиц, у других - заос-
тренные морды; у каждого в руке инструмент того же типа,
как у божества.
Нижняя часть фриза заполнена орнаментом "меандр" -
геометрической последовательностью фигурок в виде сту-
пенчатых пирамидок, нарисованных одной непрерывной
линией, но так, что каждая последующая повернута относи-
тельно предыдущей; предполагали, что этот орнамент тоже
выполняет функции календаря.
На третьей колонне справа (и на третьей слева, но не
так четко) мне удалось разглядеть довольно отчетливое изоб-
ражение головы слона с ушами, клыками и хоботом. Это
явилось неожиданностью, поскольку в Новом Свете слоны
не обитают. Однако обитали в доисторические времена, как
я узнал позднее. Особенно много их было в южньк Андах,
до того, как они внезапно вымерли около 10000 года до н.э.
Это были представители вида Cuvieronius, слоноподобные
отряда хоботных с бивнями и хоботом, похожие на "сло-
нов", изображенных на Вратах Солнца.
Я подошел поближе, чтобы лучше рассмотреть этих сло-
нов. При ближайшем рассмотрении оказалось, что каждое
изображение скомпоновано из двух хохлатых голов кондо-
ра, шея к шее (хохолки образуют "уши", а верхние части
шей - "бивни"). Получившихся зверей я воспринимал как
слонов, тем более что я уже знал о любимом приеме скуль-
пторов Тиауанако, которые обожали изображать одни пред-
меты при помощи других. Так, явно человеческое ухо на
явно человеческом лице могло обернуться крылом птицы.
Аналогичным образом роскошная корона могла быть ском-
бинирована из голов рыб и кондоров, бровь - из птичьей
головки и шеи, мысок обуви - оказаться головой живот-
ного и т.д. Поэтому не следует думать, что слоны, состав-
ленные из голов кондоров, это случайность, оптическая ил-
люзия; это вполне в духе художественной манеры фриза.
Среди сонма стилизованных фигур животных, высе-
ченных на Вратах Солнца, можно обнаружить и другие вы-
мершие виды. Мне было известно, что исследователи уве-
ренно идентифицировали один из них, как токсодона12, трех-
палое млекопитающее, жившее в воде и на суше, длиной
около 2,7 метра и высотой в холке 1,5 метра; внешне он
выглядел как укороченный и коротконогий гибрид носоро-
га и бегемота. Подобно виду Cuvieronius токсодоны были
весьма распространены в Южной Америке в позднем плио-
цене (1,6 миллиона лет-назад) и вымерли в конце плейсто-
цена, около 12000 лет назад.
На мой взгляд, все это выглядело как мощный аргу-
мент в поддержку астроархеологической датировки Тиауа-
нако концом плейстоцена и подрывало классическое пред-
ставление, согласно которому городу всего 1500 лет; откуда
в тфотивном случае взяться изображению токсодона, кото-
рого художнику нужно было увидеть? Обращаю внимание
читателя на то, что только на фризе Ворот Солнца высечено
46 голов токсодона. Кроме того, его изображения обнару-
жены на многочисленных обломках керамической посуды,
найденных в Тиауанако. Еще более убедительно выглядят
его трехмерные скульптурные изображения. Другими ис-
чезнувшими видами, чьи изображения обнаружены, явля-
ются четвероногие животные Shelidoterium и Macrauchenia,
которые несколько крупнее современной лошади, с трехпа-
лой ногой.
В каком-то смысле Тиауанако представляет собой не-
что вроде альбома с изображениями вымерших животных,
постарше додо, увековеченных в камне.
Но в какой-то момент пришел конец этой летописи
натуралиста. На город пала тьма. Этот внезапный конец сам
оказался запечатленным в камне - Врата Солнца, этот не-
превзойденный образец художественного творчества, так и
не бьыи завершены. Судя по некоторым недоделкам фриза,
похоже, что нечто внезапное и страшное заставило резчика,
говоря словами Познански, "навсегда выронить из рук свой
резец" в тот момент, "когда он делал последние штрихи".
ГЛАВА 12
КОНЕЦ ВИРАКОЧЕЙ
В главе 10 мы поведали о том, что Тиауанако строился
как порт на берегах озера Титикака, когда озеро было на-
много шире и на тридцать метров глубже, чем сейчас. О
назначении города наглядно свидетельствуют портовые со-
оружения: пирсы, дамбы и затопленные в пределах пре-
жней береговой линии доставленные из каменоломни глы-
бы. Согласно оценкам профессора Познански, Тиауанако
активно использовался как порт примерно с 15000 года
до н.э. - даты сооружения Каласасайи, и продолжал эксп-
луатироваться в этом качестве еще 5000 лет, пока не изме-
нилось его положение относительно берегов озера 1Э.
В течение этой эпохи главная гавань города-порта на-
ходилась в нескольких сотнях метров к юго-западу от Ка-
ласасайи, в месте/которое ныне известно как Пума-Пунку
(Ворота Пумы). Здесь раскопки Познански выявили два
углубления дна искусственного происхождения по обе сто-
роны от "настоящего пирса, величественного причала... где
одновременно могли находиться под погрузкой и разгруз-
кой от своего тяжкого бремени сотни судов".
Один из блоков, образовывавших пирс, до сих пор ле-
жит на месте; вес его приблизительно 440 тонн. Другие
имеют вес от 100 до 150 тонн. Отчетливо видно, что многие
из крупнейших монолитов соединялись друг с другом ме-
таллическими балками, по виду напоминавшими двутавро-
вые. Насколько мне известно, во всей Южной Америке та-
кая техника кладки обнаружена только в строительных кон-
струкциях Тиауанако. Кроме этого места, пазы такой же
формы мне довелось наблюдать только в развалинах остро-
ва Элефантин на Ниле, в Верхнем Египте '''.
Помимо всего прочего настраивает на размышления и
знак креста на многих древних блоках. Он встречается неод-
нократно, особенно часто - к северу от Пума-Пунку. Этот
символ имеет везде ' одинаковую форму: двойное распятие,
идеально сбалансированное и гармоничное, четко очерчен-
ное линиями, глубоко врезанными в твердый серый ка-
мень. Даже согласно ортодоксальной исторической хроно-
логии, этим крестам не менее 1500 лет. Иными словами,
они вырезаны здесь людьми, заведомо не знакомыми с хри-
стианством, за целую тысячу лет до того, как на Альтипла-
но прибыли первые испанские миссионеры.
Кстати, откуда у христиан появился крест? Думаю, что
не только от формы конструкции, на которой был распят
Иисус Христос. История его, возможно, гораздо старше.
Разве древние египтяне не пользовались иероглифом, очень
похожим на крест ("anch", или "crux ansata"), для обозначе-
ния жизни, дыхания жизни, вечной жизни? Происходит ли
этот знак из Египта, или его родословная тянется еще отку-
да-то, из еще более глубокой старины?
С сумятицей всех этих мыслей в голове я бродил вок-
руг Пума-Пунку. Передо мной представали низкий пира-
мидальный холм довольно солидного размера, заросший
высокой травой (в плане - прямоугольник длиной под сот-
ню метров), многие десятки громоздких блоков, разбросан-
ных вокруг как спички во время ужасающей природной
катастрофы, которая, по мнению Познански, постигла Тиа-
уанако в XI тысячелетии до новой эры.
"Причиной этой катастрофы явились сейс-
мические сдвиги, которые привели к перепол-
нению озера Титикака и вулканическим извер-
жениям... Возможно также, что это времен-
ное повышение уровня озера было вызвано, по
крайней мере отчасти, прорывом плотин на
расположенных севернее и на большей высоте
водохранилищах. При этом высвободилось боль-
шое количество воды, хлынувшей в сторону
озера Титикака разрушительным и неудержи-
мым потоком".
По мнению Познански, о том, что непосредственной
причиной гибели Тиауанако явилось наводнение, свидетель-
ствует
"наличие представителей озерной флоры
(Paludestrina culminea, P. andecola, Planorbis
titicacensis u др.) в наносах вместе со скеле-
тами людей, погибших в катаклизме; кроме
того, в этом же наносном слое обнаружены
кости рыб Orestias из современного семейства
bogas... "
Также было обнаружено, что фрагменты скелетов лю-
дей и животных лежат
"в хаотическом беспорядке вместе с обрабо-
танными камнями, орудиями, инструмента-
ми и бесчисленным количеством других пред-
метов. Видно, что все это волокла, ломала и
сваливала в кучу какая-то сила. Любой, кто
взял бы на себя труд выкопать шурф метра в
два глубиной, не смог бы отрицать, что все
эти кости, керамику, драгоценности, орудия
и инструменты собрала и смешала разруши-
тельная сила воды в сочетании с резкими дви-
жениями грунта... Слои наносов покрывают
целые поля обломков строений, u озерный пе-
сок, смешанный с раковинами из Титикаки,
раздробленный полевой шпат u вулканический
пепел накопились в замкнутых пространствах,
окруженных стенами..."
Можно не сомневаться, что причиной гибели Тиауана-
ко была природная катастрофа. И если прав Познански,
она произошла более 12000 лет назад. Позднее, когда вода
.отступила, "культура Альтиплано пе только не смогла вер-
нуться на ранее достигнутый высокий уровень развития, но
пришла в еще более глубокий упадок".
БОРЬБА И ЗАБРОШЕННОСТЬ
Этот процесс был ускорен тем, что землетрясения, ко-
торые заставили озеро Титикака окружить Тиауанако, яви-
JMCb только первой из многочисленных подвижек в этом
районе. Первоначально они вызвали подъем уровня озера,
выход его из берегов, а затем стали приводить к противопо-
ложному результату, постепенно сокращая глубину и пло-
щадь Титикаки. Шли годы, озеро продолжало высыхать
дюйм за дюймом, безжалостно удаляя великий город от
воды, которая играла такую большую роль в его экономи-
ческой жизни.
В то же время существуют свидетельства того, что в
районе Тиауанако климат стал более холодным и менее бла-
гоприятным для выращивания сельскохозяйственных куль-
тур, так что в настоящее время здесь полностью не вызре-
вают ни кукуруза, ни даже картофель.
Хотя нелегко сложить в одну цепь все разнообразные
элементы сложной цепи событий, однако похоже, что "за
критическим периодом сейсмических возмущений", явив-
шихся причиной временного затопления Тиауанако, после-
довал период относительного спокойствия". Затем медлен-
но, но верно "климат стал ухудшаться и становиться более
холодным. В конце концов это привело к массовой эмигра-
ции населения из Анд в места, где не нужно было так энер-
гично бороться за существование".
Судя по всему, высокоцивилизованные обитатели Тиа-
уанако, которых в местных преданиях называют "людьми
Виракочи", не отступили без борьбы. Существуют доказа-
тельства того, что по всему Альтиплано проводились с боль-
шой изобретательностью и усердием высоконаучные сельс-
кохозяйственные эксперименты, направленные на то, что-
бы каким-то образом компенсировать ухудшение климата.
Так, например, недавние исследования показали, что в этом
регионе в далекой древности кто-то проводил поразительно
сложные анализы химического состава многих ядовитых
высокогорных растений и их клубней. Причем эти анализы
сочетались с разработкой технологии детоксикации потен-
циально съедобных овощей, чтобы сделать их безвредными.
До настоящего времени "удовлетворительного объяснения
'того, каким путем шли разработчики этой технологии, нет",
признается доцент антропологии Вашингтонского универ-
ситета Дэвид Броумен 15.
Подобным образом, в тот же самый период некто, еще
не установленный наукой, далеко продвинулся в создании
поднятых полей на недавно обнажившихся от ушедшей воды
озера землях; результатом этого явились характерные чере-
дующиеся полосы поднятия и опущения почвы. Только в
60-х годах нашего столетия удалось понять назначение этих
поднятых полос-платформ и мелких каналов. Видимые се-
годня эти "вару-ваару", как называют их местные индей-
цы, оказались частью агротехнического комплекса, создан-
ного в доисторические времена, но "превзошедшего совре-
менные системы землепользования" 1в.
В последние годы некоторые из этих полей были куль-
тивированы совместными усилиями археологов и агроно-
мов. Оказалось, что на этих экспериментальных участках
картофель дает втрое больший урожай, чем на наиболее
продуктивных современных полях. Однажды во время нео-
бычно сильного заморозка холод "почти не причинил вреда
растениям на экспериментальных участках". На следующий
год урожай на поднятых полосах не пострадал от жгучей
засухи, "затем - от наводнения, когда затопило соседние
фермерские поля". Эта простая, но эффективная агротех-
ническая система, изобретенная культурой такой древней,
что никто даже не знает ее названия, оказалась настолько
успешной, что вызвала широкий интерес у правительства
Боливии и у международных агентств по развитию и испы-
тывается в настоящее время в других регионах мира.
ИСКУССТВЕННЫЙ ЯЗЫК
Еще одно наследие Тиауанако и виракочей скрыто, воз-
можно, в языке, на котором говорят местные индейцы-
аймара - языке, который некоторые лингвисты считают
древнейшим в мире.
В 80-е годы боливийский специалист по вычислитель-
ной- технике Иван Гусман де Рохас случайно обнаружил,
что аймарский язык не только очень древний, но и "приду-
манный" - он сознательно и искусно сконструирован. С
этой точки зрения наиболее примечателен синтаксис, кото-
рый имеет настолько "жесткую" структуру и настолько од-
нозначен, что это было бы просто невероятно для нормаль-
ного "органического" языка17. Эта синтетическая и высоко-
организованная структура означает, что аймарский язык легко
может быть преобразован в компьютерный алгоритм для
машинного перевода. "Аймарский алгоритм используется в
качестве переходного языка-моста. Оригинал переводится
на аймарский язык, а с того переводится на другие языки".
Не слишком ли простое совпадение, что на искусствен-
ном языке, синтаксис которого хорошо совместим с компь-
ютером, говорят сегодня в окрестностях Тиауанако? Может
быть, аймарский язык является частью научного наследия,
которое предания приписывают виракочам? Если так, то
что еще есть в этом наследии? Какие еще фрагменты старой
и забытой мудрости разбросаны вокруг - фрагменты, кото-
рые, возможно, внесли достойный вклад в богатство и раз-
нообразие многих культур, возникших в этом регионе за
10000 лет, предшествовавших конкисте? Может статься,
именно обладание частью этих фрагментов позволило на-
чертать линии в Наска и помогло предшественникам инков
совершить "невозможное" - возвести каменные стены в
Мачу-Пикчу и Саксайуамане?
МЕКСИКА
У меня никак не выходили из головы люди Виракочи
которые, как рассказывают многие легенды, ушли, "шагая
по водам" Тихого океана, или "чудесным образом передви-
гались по морю".
Куда направились эти мореходы? Какова была их цель?
И с какой стати они предпринимали такие мучительные
усилия, чтобы стойко держаться за Тиауанако, прежде чем
признать поражение и переселиться оттуда? Возможно, имен-
но это место имело для них особую значимость?
После нескольких недель работы в Альтиплано, сопря-
женной с постоянными поездками из Ла-Паса в Тиауанако
и обратно, мне стало ясно, что ни руины древних цивилиза-
ций, стоящих вне пределов нашего понимания, ни столич-
ные библиотеки не способны дать мне никаких новых от-
ветов. Похоже, что боливийский след остыл...
И только в 3000 километрах к северу, в Мексике,, мне
удалось нащупать его снова.
ЧАСТЬ III
ПЕРНАТАЯ ЗМЕЯ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА
ГЛАВА 13
КРОВЬ И ВРЕМЯ В КОНЦЕ СВЕТА
ЧИЧЕН-ИЦА, СЕВЕРНЫЙ ЮКАТАН, МЕКСИКА
Прямо за мной, возвышаясь почти на 30 метров, стоял
идеальный зиккурат, храм Кукулькан. В каждой из четы-
рех его лестниц насчитывалось по 91 ступени. С учетом
верхней площадки общее количество ступенек составляет
365 - число полных суток в солнечном году. Геометрия и
ориентация сооружения выдержаны с немыслимой точнос-
тью, что позволяло добиться результата столь же драмати-
ческого, сколь и таинственного: в дни весеннего и осеннего
равноденствия с точностью швейцарского хронометра на
ступенях северной лестницы Из треугольников света и тени
складывалось изображение гигантской извивающейся змеи.
Эта иллюзия длилась ровно 3 часа 22 минуты.
От храма Кукулькан я направился в восточном направ-
лении. Передо мной, опровергая распространенное заблуж-
дение, будто народы Центральной Америки не преуспели в
создании колонн как архитектурных элементов, стоял це-
лый лес белых каменных колонн, которые некогда поддер-
живали массивную крышу. Солнце немилосердно палило
сквозь прозрачную синеву безоблачного неба, а типичные
для этих мест прохладно-глубокие тени притягивали к себе.
Я прошел мимо и направился к подножью крутых ступе-
ней, которые вели к расположенному рядом "Храму Вои-
нов".
Ступив на лестницу, я поднялся наверх и увидел ги-
гантскую фигуру идола Чакмоол. Он полулежал, полусидел
в странно напряженной и выжидательной позе. Согнутые
колени торчали вверх, толстые икры были прижаты к бед-
рам, пятки - к ягодицам, локти упирались в землю, руки
были сложены на животе, удерживая пустое блюдо; спина,
казалось, находится в неустойчивом положении, как будто
идол стремится встать. Если бы он это проделал, то рост его
составил, думаю, метра два с половиной. Даже откинув-
шись назад, он напоминал сжатую пружину, заряженную
свирепой и безжалостной энергией. Его неумолимое квад-
ратное лицо с тонкими губами казалось таким же жестким
и безразличным, как камень, из которого его вырезали.
Глаза были обращены на запад, олицетворявший традици-
онно тьму, смерть и черный цвет.
В мрачном настроении продолжал я подниматься по сту-
пеням "Храма Воинов", размышляя о том, что в доколум-
бовьг времена человеческие жертвоприношения были здесь
в порядке вещей. Пустое блюдо, прижатое Чакмоолом к
животу, предназначалось для вырванных сердец. Как рас-
сказывал один испанский очевидец в XVI веке:
"Если они собирались вынуть сердце у челове-
ка, то обставляли это с большой помпой...
Жертву приводили и клали на каменный жер-
твенник. Четверо держали ее за руки и за
ноги, растягивая в разные стороны. Приходил
палач с кремневым ножом и с большим искус-
ством делал разрез между ребрами с левой
стороны груди, пониже соска. Затем просо-
вывал руку между ребрами и, как голодный
тигр, вырывал живое сердце, которое бросал
на блюдо... "
Какая культура могла питать и стимулировать такие
нравы? Здесь, в Чичен-Ица, среди развалин, возраст кото-
рых свыше 1200 лет, сформировалось "гибридное" обще-
ство, объединившее элементы культур майя и ацтеков. Это
общество никоим образом не являлось исключением в сво-
ей приверженности жестоким и варварским церемониям.
Напротив, все великие цивилизации местного, мексиканс-
кого происхождения позволяли себе ритуальные убийства
человеческих существ.
БОЙНИ
Вилья-Эрмоса, провинция Табаско
Я стоял и смотрел на алтарь Младенческой жертвы, со-
здание ольмеков, чью трехтысячелетнюю культуру называ-
ли "матерью культур" Центральной Америки. Это бьы блок
из серого гранита длиной более метра. На боковых его гра-
нях были высечены рельефные изображения четырех чело-
век в странных головных уборах. Каждый из них держал в
руках по здоровенькому, упитанному ребенку; видно было,
что дети отчаянно сопротивляются. Задняя грань алтаря была
без орнамента; зато на передней грани была изображена
некая фигура, держащая в руках, как будто предлагая, без-
жизненно повисшее тельце.
Ольмеков считают самой ранней высокоразвитой ци-
вилизацией на территории древней Мексики; процедура че-
ловеческих жертвоприношений была у них делом вполне
обычным. Через две с половиной тысячи лет, уже во време-
на конкисты, ацтеки оказались последним по времени (но
' не по размаху) народом региона, который не изменил своей
старой и вошедшей в плоть и кровь традиции.
И занимались они этим с рвением фанатиков.
Свидетельствуют, в частности, что Ауицотль, восьмой
и самый могущественный император ацтеков, "ознаменовал
освящение храма Уицилопочтли в Теночтитлане, выстроив
четыре шеренги пленников перед командами жрецов, кото-
рые четыре дня трудились, отправляя их на тот свет. В
целом за одну эту церемонию было умерщвлено ни много
ни мало 80000 человек".
Ацтеки обожали одеваться в кожу, содранную с прине-
сенных в жертву. Испанский мессионер Бернардино де Са-
агун посетил вскоре после конкисты одну из таких церемо-
ний:
"Жрецы свежевали и расчленяли пленников;
затем они смазывали свои обнаженные тела
жиром и натягивали снятую кожу на себя...
Оставляя за собой следы крови и жира, эти
люди носились по городу в своей омерзитель-
ной одежде, нагоняя на встречных ужас...
Ритуал второго дня включал каннибальский
пир в семье каждого воина".
<
Свидетелем другого массового жертвоприношения был
испанский летописец Диего де Дуран. В этот раз жертв
было столько, что их кровь, стекавшая по ступеням храма,
"образовывала на земле целые лужи". В целом, по некото-
рым оценкам, в начале XVI века число человеческих жертв
в империи ацтеков достигало 250^ тысяч в год.
Какую цель преследовало это маниакальное душегуб-
ство? Согласно утверждениям самих ацтеков, это делалось,
чтобы задержать наступление конца света.
ДЕТИ ПЯТОГО СОЛНЦА
Подобно многим народам и культурам, которые пред-
шествовали им в Мексике, ацтеки верили> что Вселенная
существует в рамках великих циклов. Жрецы говорили как
о чем-то несомненном, что с момента сотворения рода люд-
ского минуло уже четыре таких цикла, или "Солнца". К
моменту конкисты шло уже Пятое Солнце. Ныне человече-
ство живет в эту же эпоху. Ниже приводится хронология,
заимствованная из "Ватикано-Латинского кодекса" - ред-
кого собрания письменных памятников, относящихся к ци-
вилизации ацтеков:
"Первое Солнце, Матлактли Атль: продол-
жительность 4008 лет. Те, кто жил в это
время, питались водяной кукурузой ацитцин-
тли. В эту эпоху жили великаны.
...Само название Матлактли Атль (Десятая
Вода) символизирует гибель Первого Солнца
от разрушительной воды. Этот потоп (Апа-
чиоуалицтли) явился результатом непрерыв-
ного дождя. Люди превратились в рыб. Одни
говорят, что от потопа спаслась .единствен-
ная пара людей, благодаря стоявшему на бе-
регу старому дереву. По словам других, спас-
лось целых семь пар, которые прятались в пе-
щере до тех пор, пока потоп не кончился и
вода не спала. Их потомки снова заселили
Землю и стали почитать их как богов...
Второе Солнце, Эхекоатль: продолжитель-
ность 4010 лет. Жившие в это время пита-
лись дикими плодами акоцинтли. Это Солнце
погубил Змей-Ветер Эхекоатль, и люди пре-
вратились в обезьян... Спаслись только один
мужчина и одна женщина, стоя на скале...
Третье Солнце, Тлейкияуильо: продолжитель-
ность 4081 год. Люди - потомки четы, пе-
режившей Второе Солнце, питались фрукта-
ми цинкоакок. Это, Третье Солнце, погибло
от огня...
Четвертое Солнце, Цонтлилик: продолжи-
тельность 5026 лет... Люди погибали от го-
лода; который пришел вслед за морем крови и
огня..."
Еще одним памятником эпохи ацтеков, который пере-
жил испанское завоевание, является "Камень Солнца" Акай-
якатля, шестого правителя царской династии. Этот огром-
ный монолит был высечен из базальта в 1479 году. Он
весит 24,5 тонны. На нем изображены несколько концент-
рических окружностей, около каждой из которых сделана
замысловатая символическая надпись. Как и в упомянутом
выше "Кодексе", в этих надписях сообщается, что мир пе-
режил уже четыре эпохи, или Солнца. Первое, самое древ-
нее из них, представлено богом-ягуаром Оселотонатию: "Во
время этого Солнца жили великаны, которых создали боги;
но потом на них напали ягуары и сожрали". Второе Солнце
представлено главой змей, богом воздуха Эхекоатлем: "В
этот период род людской бьет уничтожен ураганами, и люди
превратились в обезьян". Символом Третьего Солнца явля-
ется властелин дождя и небесного огня: "В эту эпоху все
было уничтожено огненным дождем с неба и потоками лавы.
Все дома сгорели. Люди превратились в птиц, чтобы спас-
тись от катастрофы". Четвертое Солнце представлено влас-
тительницей дождя, богиней Чалчиутликуэ: "Разрушение
пришло в виде проливных дождей и наводнений. Горы ис-
чезли, а люди превратились в рыб".
Символом нынешней эпохи Пятого Солнца является
лицо самого бога солнца Тонатиу. Изо рта у него высовы-
вается язык в виде обсидианового ножа, показывая, что
бога необходимо напитать человеческой кровью и сердца-
ми. Лицо его сморщено из-за преклонного возраста, он как
бы выходит из символа движения Ольин.
Почему Пятое Солнце известно как "Солнце Движе-
ния"? Потому что, "как говорят старики: в эту эпоху про-
изойдет движение земли, от которого все мы погибнем".
Когда же произойдет эта катастрофа? Скоро, как гово-
рили жрецы ацтеков. Они верили, что Пятое Солнце уже
очень старое и приближается к концу своего цикла (отсюда
морщины на лице Тонатиу). Древние центральноамерикан-
ские предания относят рождение этой эпохи к далеким вре-
менам - четвертому тысячелетию до Рождества Христова
по христианскому летоисчислению. Ко временам ацтеков
способ расчета конца периода оказался забыт.
Без этой важной информации вся надежда на отсрочку
надвигающейся катастрофы оказалась связана лишь с чело-
веческими жертвоприношениями. Разумеется, ацтеки счи-
тали себя избранным народом, на который возложена свя-
щенная миссия воевать и кровью своих пленников поить
Тонатиу, чтобы сохранить жизнь Пятого Солнца.
Крупный авторитет по истории Америки Стюарт Фиэ-
дель так подвел итог: "ацтеки верили, что для того, чтобы
предотвратить гибель Вселенной, которая уже четырежды
случалась в прошлом, нужно непрерывно питать богов че-
ловеческими сердцами и кровью". Это верование, с
незна-
чительными вариациями, разделялось всеми великими ци-
вилизациями Центральной Америки. Однако в отличие от
ацтеков некоторые древние народы точно рассчитали, когда
следует ожидать великой подвижки земли, которая послу-
жит концом Пятого Солнца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий