НАСЛЕДИЕ
ные иероглифические письмена, пока не расшифрованные,
большая часть которых высечена на той же стеле, что и
грубые изображения европейцев и негров. Эксперты заяви-
ли, что это - "самая древняя письменность на территории
Мексики". Ясно было также, что жившие здесь люди -
квалифицированные строители, к тому же очень увлечен-
ные астрономией. Здешняя обсерватория, странноватое стре-
ловидное сооружение, расположена под углом 45 ° к глав-
ной оси поселения, которая, в свою очередь, сознательно
повернута на несколько градусов от направления "север-
юг". Забравшись внутрь обсерватории, я обнаружил там на-
стоящий лабиринт узеньких тоннелей и крутых лестниц,
откуда можно было наблюдать различные участки неба.
Жители Монте-Альбана, как и Трес-Сапотес, оставили
несомненные свидетельства своих математических знаний в
виде расчетов, записанных точками и тире. Они также
пользовались замечательным календарем, введенным оль-
меками, но связываемым обьгано с жившими позднее майя,
тем самым, что прогнозирует конец света 23 декабря 2012
года.
Если календарь и повышенный интерес к категории
времени являются частью наследия древней и забытой ци-
вилизации, то следует признать, что майя - самые верные
и вдохновенные ее наследники. Как писал в 1950 году ар-
хеолог Эрик Томпсон: "Время было величайшим таинством
в религии майя; оно доминировало в их представлениях
абсолютно беспрецендентным образом, параллелей которо-
му мы не найдем в истории человечества".
Продолжая свое путешествие по Центральной Америке,
я чувствовал, что меня все больше затягивает в лабиринт
этой странной и пугающей загадки.
ГЛАВА 20
ДЕТИ ПЕРВЬ1Х ЛЮДЕЙ
Паленке, провинция Чиапас
Вечерело. Я сидел возле северо-восточного угла, воз-
двигнутого майя Храма надписей, и глазел на темневшие на
севере джунгли, где начинался спуск в пойму Усумасинты.
Храм состоял из трех помещений и был сооружен на
вершине девягиступенчатой пирамвды высотой почти 30 мет-
ров. Чистые и гармоничные линии этого сооружения созда-
вали впечатление скорее утонченности, чем непрочности.
Оно твердо стояло на земле, как-бы уходя в нее корнями,
порождение геометрии и воображения.
Справа можно было увидеть дворец - просторный пря-
моугольный комплекс на пирамидальном основании, над
дворцом поднималась четырехэтажная башня, которую счи-
тают обсерваторией жрецов майя.
За дворцом, в лесу, где над самыми верхушками дере-
вьев порхали попугаи с ярким оперением, прятались еще
несколько внушительных строений, в том числе Храм Рас-
щепленного Креста, Храм Солнца, Храм Счета и Храм Льва.
Все эти названия условны, даны археологами, ведь хотя мы
давно уже научились читать даты майя, мы только недавно
начали расшифровывать их иероглифы. К тому же многое
из того, что знали майя, что их беспокоило, во что они
верили и помнили, безвозвратно утеряно.
Я поднялся по ступеням в центральное помещение хра-
ма. В дальнюю стену зала были врезаны две большие серые
плиты, на которых рядами, как фигуры на шахматной дос-
ке, были изображены 620 иероглифов майя в виде людей и
чудовищ вместе с целым сонмом мифических созданий.
О чем говорили эти надписи? Это до сих пор никому
не ведомо, потому что сочетание слов-картинок и фонети-
ческих символов полностью еще не расшифровано. Однако
очевидно, что ряд иероглифов относится к эпохам, удален-
ным от нас на тысячи лет в прошлое, и говорит о людях и
богах, участниках доисторических событий.
ГРОБНИЦА ПАКАЛЯ
Слева от надписей, между большими каменными пли-
тами пола, вниз круто уходила внутренняя лестница. Она
вела в камеру, расположенную в глубине пирамиды, где
находилась гробница Пакаля-властителя. Ступеньки из глад-
ких известняковых плит были узкие, мокрые и ужасно сколь-
зкие. Включив фонарик, я бодро шагнул во мрак, держась
за южную стенку.
Эта потайная сырая лестница была скрыта от глаз с
момента, когда ее замуровали в 683 году, до июня 1952
года, когда мексиканский археолог Альберто Рус поднял
плиты в полу храма. В 1994 году в Паленке была найдена
вторая такая гробница, но Русу принадлежит слава первоот-
крывателя гробниц в пирамидах Нового Света. Строители
умышленно завалили лестницу камнями, и ушло еще четы-
ре года на то, чтобы расчистить ход и добраться до дна.
Только после этого им удалось проникнуть в узкую
сводчатую камеру. На полу перед ними лежали пять или
шесть рассыпавшихся скелетов молодьк людей, принесен-
ных в жертву. В дальнем конце камеры виднелся огромный
треугольный камень. Когда его отодвинули, перед Русом
открылась замечательная гробница. По его описанию, это
была "огромная комната, как-будто высеченная во льду,
своеобразный грот, стены и потолок которого выглядели
как отшлифованные; или заброшенная часовня, купол ко-
торой был задрапирован занавесями из сталактитов, а из
пола торчали толстые сталагмиты, похожие на огарки све-
чей".
Эта комната, тоже со сводчатым потолком, длиной 9 мет-
ров и высотой 7 метров. На стенах можно увидеть лепные
фигуры шагающих "Властелинов ночи" - "эннеада" (де-
вятка (греч.); прим. перев.) из девяти божеств, которые пра-
вили здесь в бесконечные часы тьмы. Посередине, в центре
внимания этих фигур, находился огромный высеченный из
камня-монолита саркофаг, закрытый пятитонной резной
каменной крышкой. Внутри саркофага находился скелет
высокого человека, покрытый драгоценным саваном с ор-
наментом из нефрита.
дета мозаичная посмертная маска из 200 фрагментов не-
фрита. Как предполагают, это были останки Пакаля, пра-
вителя Паленке в VIM веке. Согласно надписям, монарху в
момент смерти было восемьдесят лет, но украшенный изде-
лиями из нефрита скелет, который археологи обнаружили в
саркофаге, принадлежал мужчине вдвое моложе.
Спустившись по лестнице до самого низа, примерно на
25 метров ниже пола, я пересек камеру, где когда-то лежали
жертвы, и заглянул в гробницу Пакаля. Воздух здесь был
влажный, пахло плесенью и гнилью, и было довольно хо-
лодно. У саркофага, углубленного в пол гробницы, была
необычная форма: он расширялся у ног, как гробы для древ-
неегипетских мумий. Последние, как известно, делались из
дерева и имели расширенное основание, чтобы их можно
было ставить в вертикальное положение, что часто практи-
ковалось. Но гроб Пакаля был из сплошного камня и был
заведомо рассчитан на горизонтальное положение! Почему
же тогда умельцы майя затратили столько сил, чтобы выте-
сать его с расширением у ног, хотя должны были понимать,
что никакого практического смысла в этом нет? Может быть,
они просто рабски копировали конструкцию древнего про-
тотипа, когда назначение этого конструктивного элемента
было давно забыто? Не был ли саркофаг Пакаля частью
того же самого общего наследия, что связывало Древний
Египет с древними культурами Центральной Америки, по-
добно повериям о загробной жизни?
Тяжелая прямоугольная крышка саркофага имела тол-
щину 25 сантиметров, ширину 90 сантиметров и длину
3,8 метра. Похоже, что она тоже имела общий прототип с
резными древнеегипетскими изделиями того же назначе-
ния. Она была бы вполне уместна в Долине Царей. Но
было одно существенное отличие. Изображение, вырезан-
ное на крышке саркофага, не имело древнеегипетских ана-
логов. В свете моего фонаря был виден чисто выбритый
человек, одетый в плотно облегающий костюм, рукава и
штанины которого на запястьях и лодыжках заканчивались
манжетами сложной формы. Человек полулежал на сиде-
нье, которое служило опорой для нижней части его спины
и бедер. Шея удобно опиралась на подголовник. Он вгля-
дывался вперед. Руки его находились как бы в движе-
нии, будто двигали рычаги управления. Босые ноги по-
догнуты.
Следует ли считать, что этот человек - Пакаль, король
майя?
Если да, то изображен ли он управляющим какой-то
машиной? Считалось, что у майя не было машин. Счита-
лось даже, что они не знали колеса. Однако со всеми пане-
лями, заклепками, трубками и другими деталями устрой-
ство, в котором разместился Пакаль, гораздо больше напо-
минает нечто техническое, чем "перенос живой души чело-
века в царство мертвых", как это виделось одному автори-
тетному ученому, или "царя, падающего навзничь в бес-
плотные челюсти подземного чудовища", как возражал ему
другой.
Я вспоминаю "Человека в змее", ольмекский барель-
еф, описанный в главе 17. Он тоже производил впечатление
наивного изображения некоего технического устройства.
"Человек в змее" происходил из Ла-Венты, ассоциировался
с бородатыми фигурами европейского типа. Гробница Па-
каля не менее чем на тысячу лет моложе всех драгоценных
находок из Ла-Венты. Между тем рядом со скелетом в сар-
кофаге Пакаля находилась маленькая нефритовая статуэт-
ка, которая оказалась намного старше, чем другие найден-
ные там жертвенные предметы. Она изображает пожилого
европейца с бородой, одетого в длинную рубаху.
ПИРАМИДА ВОЛШЕБНИКА
Усмаль, Юкотан
Однажды, находясь в 700 километрах к северу от Па-
ленке, я в ненастный день стал взбираться по ступеням еще
одной пирамиды. Подъем был достаточно крутым, сооруже-
ние вздымалось на 36 метров над окружающей равниной.
Скорее овальное в плане, чем квадратное, оно опиралось на
основание длиной 72 метра и шириной 36 метров.
С незапамятных времен это сооружение, которое похо-
дило на замок колдуна, было известно как "Пирамида вол-
шебника", или "Дом карлика". Эти названия происходили
из легенды майя, согласно которой некий карлик, обладав-
ший сверхъестественными способностями, воздвиг это зда-
ние за одну ночь.
Чем выше я взбирался, тем более узкими казались мне
ступени. Внутренний голос требовал, чтобы с целью сохра-
нения своей драгоценной жизни я наклонился вперед и
прижался к стене пирамиды. Но вместо этого я стал смот-
реть на затянутое облаками хмурое небо. Стаи птиц кружи-
лись с пронзительным криком, как-будто искали убежища
от надвигающейся беды, а густые низкие облака, скрывшие
солнце несколько часов назад, казалось, кипели от сильно-
го ветра.
В сознании древних жителей Центральной Америки не
только "Пирамида волшебника" связывалась со сверхъесте-
ственными способностями карликов, которые славились как
архитекторы и каменщики. "Со строительными работами
они управлялись очень легко, - говорит одна типичная
легенда майя, - им достаточно было свистнуть, и тяжелые
скалы сами укладывались на место".
Очень похожее предание, как помнит читатель, утвер-
ждало, что при строительстве в Андах загадочного города
Тиауанако гигантские каменные блоки переносились "по
воздуху по трубному гласу".
Таким образом, в Центральной Америке и в отдален-
ных районах в Андах чудесная левитация массивных кам-
ней ассоциировалась с волшебными звуковыми сигналами.
Какой прикажете делать отсюда вывод? Что по како-
му-то счастливому совпадению две почти идентичные "фан-
тазии" возникли независимо друг от друга в двух географи-
чески удаленных районах? Но это малоправдоподобно. С не
меньшим успехом можно рассматривать возможность того,
что в подобных историях сохранились общие воспоминания
о какой-то древней строительной технике, позволявшей
поднимать с земли огромные каменные блоки с волшебной
легкостью. Кстати, воспоминания о подобных чудесах со-
хранялись и в Древнем Египте. Там в одном типичном пре-
дании говорится, что волшебник поднял в воздух "огром-
ный каменный свод длиной 200 локтей и шириной 50".
Бока лестницы, по которой я поднимался, были богато
украшены тем, что американский исследователь XIX века
Джон Ллойд Стефенс называл "образцом скульптурной мо-
заики". Как это ни странно, но, хотя "Пирамида волшеб-
ника" была построена за много веков до конкисты, чаще
всего в этих мозаиках встречался символ, очень похожий на
христианский крест. Строго говоря, там встречались две
разновидности "христианских" крестов: croix-patte с расши-
ряющимися "лапами", который был распространен среди
тамплиеров и других крестоносцев в XII и XIII столетиях, и
косой (Х-образный) крест Св. Андрея Первозванного.
Преодолев последний и более короткий лестничный
марш, я достиг наконец храма на вершине "Пирамиды вол-
шебника". Он состоял фактически из одного помещения со
сводчатым потолком, на котором висело огромное количе-
ство летучих Мышей. Подобно птицам и облакам они бьыи
явно взволнованы признаками надвигающейся бури. Эта
пушистая масса непрерывно шевелилась, складывая и раз-
ворачивая свои кожистые крылья.
Я остановился отдохнуть на верхней площадке, окру-
жающей храм. Отсюда, глядя вниз, можно было увидеть
еще большее количество крестов. Они были повсюду в этом
древнем и причудливом сооружении. Мне опять вспомнил-
ся город Тиауанако в Андах, где в далекие доколумбовы
времена кресты были высечены на огромных каменных бло-
ках, разбросанных вокруг здания под названием Пума-Пун-
ку. "Человек в змее", ольмекская скульптура в Ла-Венте,
также был украшен двумя Андреевскими крестами задолго
до Рождества Христова. И вот теперь на "Пирамиде вол-
шебника", в городе майя Усмаль, я вновь столкнулся с кре-
стами.
Бородатые люди...
Змеи...
Кресты...
Насколько вероятна случайность того, что эта совокуп-
ность характерных признаков воспроизводится в далеко рас-
положенньк культурах в разные периоды истории? Почему
они так часто вплетаются в ткань изощренных произведе-
ний изобразительного искусства и архитектуры?
НАУКА ПРОРОЧЕСТВА
Уже не в первый раз я предположил, что вижу символы
и иконы некоего культа или тайного общества, пытавшего-
ся сохранить цивилизацию в Центральной Америке (а воз-
можно, и в других местах) в долгие века тьмы. И я думал,
что не случайно мотивы бородатого человека. Пернатого
Змея и креста возникали там и тогда, когда удавалось обна-
ружить намеки на то, что технически развитая, но пока
неопознанная цивилизация вступала в контакт с местной
культурой. И всегда оставалось ощущение глубочайшей древ-
ности этого контакта, того, что он произошел в настолько
далекие времена, что память о нем изгладилась.
Я снова подумал о внезапном появлении ольмеков в
глубинах второго тысячелетия до н.э. из клубящегося мут-
ного тумана праистории. Все археологические свидетельства
указывают на то, что с самого начала они поклонялись ог-
ромным каменным головам и стелам с изображениями бо-
родачей. И мне кажется вполне вероятным, что эти замеча-
тельные скульптуры были частью большого наследия циви-
лизации, переданного народам Центральной Америки за
много тысяч лет до второго тысячелетия до н. э., и хранить
это наследие было доверено тайному культу мудрости, воз-
можно, культу Кецалькоатля.
Многое было утеряно. Тем не менее племена этого ре-
гиона - в особенности майя, строители Паленке и Усмаля -
сохранили нечто даже более загадочное и чудесное, чем мо-
нолиты, нечто еще более настойчиво заявляющее о себе как
о наследии старшей и более высокой цивилизации. В следу-
ющей главе мы узнаем о мистической науке древних звез-
дочетов, о науке измерения времени и предсказаний, даже,
я бы сказал, о науке пророчеств, которую майя наиболее
бережно сохранили, вынеся из прошлого. Вместе с ней они
сохранили память об ужасном разрушительном наводнении
и некий своеобразный свод эмпирических знаний, знаний
высшего порядка, которыми они по-настоящему не облада-
ли и которые мы, современные люди, приобрели лишь со-
всем недавно...
ГЛАВА 21
КОМПЬЮТЕР ДЛЯ РАСЧЕТА КОНЦА
СВЕТА
Майя знали, откуда происходит их наука. Они говори-
ли, что она попала к ним от Первых Людей, созданных
Кецалькоатлем, которых звали Балам-Кице ("Ягуар со слад-
кой улыбкой"), Балам-Акаб ("Ягуар ночи"), Маукута ("Вы-
дающееся имя") и Ики-Балам ("Ягуар луны"). Согласно
Пополь-Вух, эти праотцы:
"были одарены мудростью; они видели и вбли-
зи, и вдали, и продолжали видеть и узнавать
все, что происходит в мире. Они могли, не
утруждая себя перемещением, узнавать о ве-
щах, скрытых расстоянием... Мудрость их
была велика; их зрение простиралось на леса,
скалы, озера, моря, горы и долины. Воистину
они были достойны восхищения... Они изучали
все четыре стороны света, небесного свода и
лика земли".
Достижения этой расы вызвали зависть нескольких са-
мых могущественных богов. "Не следует нашим созданиям
знать все, - полагали они. - Можно ли позволить им стать
равными с нами, их создателями, которые могут видеть изда-
лека, все знать и все видеть?.. Можно ли им стать богами?"
Ясно, что такое непозволительное состояние дел не могло
продолжаться. После некоторого обдумывания был дан приказ
и предприняты соответствующие действия:
"Пусть их зрение достигает лишь того, что
рядом; пусть они видят лишь малую часть
лика Земли... " И тогда Сердце Небес плюнуло
им в глаза, затуманило их подобно тому, как
затуманивается зеркало, на которое поды-
шали. Их глаза полузакрылись, и они отныне
могли видеть лишь то, что вблизи, только
это они могли различать... Вот так было по-
кончено с мудростью и знанием Первых Лю-
дей".
Все, кто знаком с Ветхим Заветом, помнят, что причи-
на изгнания Адама и Евы из Эдема была связана с анало-
гичными опасениями. Господа после того, как первые люди
вкусили от плода "древа познания добра и зла".
"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как
один из Нас, зная добро и зло; а теперь как
бы не простер он руки своей, и не взял также
от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить
вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едем-
ского..."
Пополь-Вух рассматривается учеными как большой не-
замутненный источник преданий доколумбовой эпохи. По-
этому и удивляешься, обнаружив такую близость между
этими преданиями и текстом Книги Бытия. Более того,.
подобно многим другим связям Старого и Нового Света,
которые мы рассматривали, характер упомянутого выше сход-
ства таков, что заставляет предполагать не столько прямое
влияние одного региона на другой, сколько две различные
интерпретации одного события (или группы событий). Так,
например:
Библейский Эдемский сад похож на метафору,
символизирующую состояние блаженного богоподобного зна-
ния, которым владели "Первые Люди" из Пополь-Вух.
Сущность этого знания состояла в способности "все
видеть" и "все знать". Разве не к этому же сводилась спо-
собность Адама и Евы, которую они приобрели, вкусив от
запретного плода, произраставшего на ветвях "древа позна-
ния добра и зла"?
В конечном итоге, подобно изгнанию из рая Адама и
Евы, четверо Первых Людей были лишены способности
"дальновидения", вследствие чего "их глаза полузакрылись,
и они отныне могли видеть лишь то, что вблизи..."
Фактически и Пополь-Вух, и Книга Бытия повествуют
о том, как человечество лишилось благодати. В обоих слу-
чаях понятие благодати ассоциировалось со знанием, и у
читателя не остается сомнения, что знание это было столь
замечательно, что придавало обладавшему им богоподоб-
ную мощь.
Об этом знании Библия достаточно туманно и невнят-
но говорит как о "знании добра и зла", ничего дополни-
тельно не уточняя, Пополь-Вух гораздо информативнее. Там
сообщается, что знание Первьк Людей состояло в способ-
ности видеть "вещи, скрытые расстоянием", что они были
астрономами, которые "изучали все четыре стороны света и
небесного свода", а также географами, которым удалось из-
мерить "лик Земли".
География имеет дело с картами. В части I мы знако-
мились со свидетельством того, что картографы неизвест-
ной цивилизации составили некогда очень точные карты
нашей планеты. Так, может быть, Пополь-Вух передает ис-
каженную память об этой цивилизации, когда рассказывает
о Первых Людях и о чудесном знании, которым они распо-
лагали?
География имеет дело с картами, астрономия - со звез-
дами. Эти две дисциплины зачастую идут рука об руку,
поскольку звезды жизненно важны для навигации в даль-
них морских походах, а без таких походов невозможны ве-
ликие географические открытия и изготовление точных карт.
Случайно ли, что Первых Людей в Пополь-Вух чтут не
только за изучение "лика Земли", но и за созерцание "сво-
да небес"? И совпадение ли, что выдающимся достижением
майя была наблюдательная астрономия, на базе которой с
использованием развитого математического аппарата воз-
ник умный, комплексный и очень точный календарь?
НЕУМЕСТНОЕ ЗНАНИЕ
В 1954 году археолог Дж. Эрик Томпсон, специалист
по истории Центральной Америки, признался в своем глу-
боком изумлении по поводу резкого несоответствия между
не бог весть какими достижениями майя в целом и высо-
ким уровнем их познаний в области астрономии и точнос-
тью их календаря. "Что за умственные выверты, - спраши-
вает он, - привели интеллигенцию майя к составлению
карты неба, но не позволили ей дорасти до принципа коле-
са; осознать понятие вечности так, как не удавалось ни
одному полуцивилизованному народу, но не суметь сделать
короткого шага от ломаной к кривой линии; считать мил-
лионами, но не уметь взвесить мешок кукурузы?"
Возможно, ответ на эти вопросы намного проще, чем
полагал Томпсон. Может статься, что астрономия, глубокое
понимание времени и долгосрочные расчеты календаря вов-
се не были "вывертами". Может быть, они были составной
частью специфической системы знаний, которую майя унас-
ледовали более или .менее нетронутой у старшей и более
мудрой цивилизации. Такой факт наследования мог бы легко
объяснить противоречия, на которые обращал внимание
Томпсон. Мы уже знаем, что майя получили свой кален-
дарь в наследство отОльмеков, которые пользовались им за
тысячу лет до майя. Но тогда возникает вопрос, откуда его
взяли ольмеки? Какой требуется уровень технического и
научного развития цивилизации, чтобы разработать такой
календарь?
Возьмем, к примеру, солнечный год. Современное об-
щество до сих пор пользуется солнечным календарем, кото-
рый был введен в Европе в 1582 году и опирался на достиг-
нутый в то время уровень развития, - знаменитым григо-
рианским календарем. Замененный им юлианский кален-
дарь основывался на периоде обращения Земли вокруг Сол-
нца продолжительностью 365,25 суток. Реформа Папы Гри-
гория XIII была основана на более точном расчете: 365,2425
суток. Благодаря научному прогрессу мы теперь знаем, что
точная продолжительность солнечного года составляет
365,2422 суток. Таким образом, годичная погрешность гри-
горианского календаря составляет всего-навсего плюс 0,0003
суток - вполне приличная точность для XVI столетия.
Как ни парадоксально, хотя его происхождение окута-
но туманом древности, значительно более глубокой, чем
XVI столетие, точность календаря майя выше, чем у григо-
рианского. За его основу принята длительность солнечного
года 365, 2420 суток - погрешность минус 0,0002 суток.
Майя знали также период обращения Луны вокруг Зем-
ли, По их оценкам, он составляет 29,528395 суток - ис-
ключительно близко к точному значению 29,530588 суток,
рассчитанному с использованием самых современных мето-
дов. В распоряжении жрецов майя были весьма точные таб-
лицы для предсказания солнечных и лунных затмений; они
знали, что затмения возможны лишь в пределах плюс-ми-
нус восемнадцати дней от нодальной точки, когда орбита
Луны пересекает видимую траекторию Солнца. И, нако-
нец, майя были весьма успешными математиками. Они об-
ладали развитой техникой метрических вычислений при
помощи устройства типа счетной доски, которое мы откры-
ли (или повторно открыли?) лишь в прошлом веке. Они
также прекрасно понимали и использовали абстрактное по-
нятие нуля и были знакомы с нумерацией разрядов.
Все это области для посвященных. Как отмечал Томп-
сон:
"Нуль и нумерация разрядов настолько стали
неотъемлемой частью нашего культурного
наследия и кажутся таким очевидным удоб-
ством, что трудно понять, как можно было
так долго тянуть с их изобретением. Однако
ни Древняя Греция с ее великими математи-
ками, ни Древний Рим 'не подозревали ни о
том, ни о другом. Чтобы написать 1848 рим-
скими цифрами, нужно употребить 11 букв
MDCCCXLVIII. В то же время у майя была
система разрядов, очень похожая на нашу, в
то время, когда римляне продолжали пользо-
ваться своим неуклюжим методом".
Не кажется ли вам несколько странным, что ничем в
других отношениях не примечательное центральноамери-
канское племя так рано набрело на то, что историк науки
Отто Нейгебауэр назвал "одним из самых плодотворных
изобретений человечества".
Комментариев нет:
Отправить комментарий