воскресенье, 29 июля 2012 г.

САНТЬЯГО-ТУСТЛА

                 


Мы провели ночь в рыбацком порту Альварадо и на
следующий день продолжили свой путь на восток. Дорога,
по которой мы ехали, вилась между плодородными холма-
ми и долинами; время от времени, прежде чем повернуть
внутрь страны, дорога открывала вид на Мексиканский за-
лив. Перед нами мелькали зеленые лужайки, пламенеющие
деревья, деревушки, спрятавшиеся в долинах, заросших тра-
вой, где неуклюжие свиньи рылись в кучах отбросов. По-
том мы взобрались на вершину холма, и перед нами раски-
нулся простор полей и лесов, обрамленный утренним тума-
ном и размытыми контурами далеких гор.

Через несколько километров мы спустились в долину,
на дне которой лежал старый колониальный город Сантья-
го-Тустла. Здесь вас окружает буйство цветов: кричащие
витрины магазинов, красные черепичные крыши, желтые
соломенные шляпы, кокосовые пальмы, банановые дере-
вья, ярко одетые дети. В некоторых магазинах и кафе гре-

мела музыка. На главной площади Сокало воздух был на-
полнен влагой, хлопаньем крыльев и пением ярких тропи-
ческих птиц. Центр площади занимал зеленый сквер, в се-
редине которого, подобно магическому талисману, красова-
лось огромное, около трех метров высотой, высеченное из
серой каменной глыбы изображение негритянской головы в
шлеме. Толстые губы, широкие ноздри, глаза безмятежно
закрыты, подбородок покоится на земле; выражение лица -
угрюмо-терпеливое.

Итак, перед нами первая загадка ольмеков: монумен-
тальная скульптура, которой более 2000 лет, изображает че-
ловека с несомненно негроидными чертами лица. Разумеет-
ся, 2000 лет назад в Новом Свете не было черных африкан-
цев, первые из них появились намного позже конкисты,
когда началась работорговля. Однако существует твердое
свидетельство палеоантропологов, что в составе одной из
миграций на территорию американского континента во время
последнего ледникового периода действительно попадали
люди негроидной расы. Эта миграция происходила около
15000 года до н.э.

Голова, которую называют "Кобата" по имени помес-
тья, где она была найдена, является крупнейшей из шест-
надцати аналогичных ольмекских скульптур, обнаружен-
ных в Мексике. Считается, что ее изваяли незадолго до
Рождества Христова, и вес ее превышает 30 тонн.

ТРЕС-САПОТЕС


От Сантьяго-Тустла мы проехали двадцать пять кило-
метров на юго-запад через дикие и заросшие буйной расти-
тельностью места до Трес-Сапотес, позднеольмекского по-
селения, расцвет которого приходится на период между 500
годом до н.э. и 100 годом н.э. Теперь оно превратилось в
несколько курганов, разбросанных среди кукурузных по-
лей. В 1930-1940 годы американский археолог Мэтью Стир-
линг проводил здесь обширные раскопки.

Историки-догматики этого периода, насколько я по-
мню, упорно продолжали считать, что цивилизация майя -
древнейшая в Центральной Америке. В этом можно не со-
мневаться, утверждали они, потому что недавно расшифро-
ванный календарь майя из точек и тире позволил точно
датировать большое количество церемониальньи надписей.
Самая ранняя датировка находок в раскопках, связанных с
майя, относилась в то время к 228 году н.э. Поэтому потря-


сением основ академического статус-кво явилась стела, най-
денная Стерлингом при раскопках в Трес-Сапотес, с более
ранней датировкой. Дата, обозначенная на ней точками и
тире, соответствовала 3 сентября 32 года до н.э.

Самым потрясающим было то, что Трес-Сапотес вовсе
не был городом майя. Он был полностью, исключительно,
несомненно, ольмекским. Это означало, что именно ольме-
ки, а не майя, изобрели календарь, что именно культура
ольмеков, а не майя, является "прародительницей" культур
Центральной Америки. Правда, которую отрыла в Трес-
Сапотес лопата Стирлинга, постепенно вышла наружу. Эта
правда состоит в том, что ольмеки намного древнее, чем
майя. Они были умелым, цивилизованным, технически раз-
витым народом, и именно они изобрели календарь с точка-
ми и тире, в котором началом отсчета является загадочная
дата 13 августа 3114 года до н.э. и который предсказывает
конец света в 2012 году.

Неподалеку от стелы с календарем Стирлинг откопал в
Трес-Сапотес гигантскую голову. Перед этой головой я те-
перь сидел. Датируемая примерно 100 годом до н.э., она
имеет около 2-х метров в высоту, 5,5 метра в окружности и
весит свыше 10 тонн. Как и ее двойник в Сантьяго-Тустла,
она, несомненно, изображает африканца в плотно прилега-
ющем шлеме с длинным ремешком на подбородке. Мочки
ушей проткнуты; лицо, явно выраженного негроидного типа,
прорезано глубокими морщинами с обеих сторон носа. Угол-
ки толстых губ загнуты вниз. Глаза миндалевидной формы
открыты, внимательны, но холодны. Из-под странного шлема
выгладывают сердито нависшие брови.

Стирлинг бьи изумлен своим открытием и писал в отчете:

"Голова была высечена из отдельной массив-
ной базальтовой глыбы. Она покоилась на спе-
циальном фундаменте из необработанных ка-
менных глыб... Будучи расчищена  от земли, она
имела довольно устрашающий вид. Несмотря
на значительный размер, она обработана очень
тщательно и уверенно, ее пропорции идеаль-
ны. Уникальное явление среди скульптур або-
ригенов Америки, она примечательна своим
реализмом. Черты ее отчетливы и явно не-
гритянского типа... "

Вскоре этот американский археолог сделал в Трес-Са-

потес еще одно беспрецедентное открытие - он обнаружил
детские игрушки в виде собачек на колесиках. Эти забав-
ные находки резко контрастировали с преобладающим мне-
нием археологов, что колесо не было известно в Централь-
ной Америке до ее завоевания. Эти "собакомобили" доказа-
ли как минимум, что принцип колеса был известен уже
ольмекам, самой ранней цивилизации Центральной Амери-
ки. Но если такой изобретательный народ, как ольмеки,
додумался до принципа колеса, представляется очень мало-
вероятным, чтобы они использовали его только в детских
игрушках.

ГЛАВА 17
ЗАГАДКА ОЛЬМЕКОВ


После Трес-Сапотес следующая остановка была у нас в
Сан-Лоренсо, ольмекском поселении, лежащем к юго-запа-
ду от Коацекоалькоса, в самом сердце "Святилища Змеи", о
котором упоминается в легендах о Кецалькоатле. Именно в
Сан-Лоренсо археологами была произведена радиоуглерод-
ная датировка самьи ранних образцов в ольмекском посе-
лении (около 1500 года до н.э.). Однако, по-видимому, куль-
тура ольмеков бьша к этому времени уже вполне развита,
хотя в окрестностях Сан-Лоренсо нет решительно Никаких
свидетельств процесса этого развития.

В этом - загадка.

Не надо забывать, что цивилизация ольмеков отлича-
лась большими техническими достижениями; так, они были
в состоянии вырубать каменные блоки и манипулировать
ими (некоторые из огромных голов-монолитов, весом по
двадцать тонн и более, транспортировались по суше на сот-
ню километров после того, как их добывали в горах под
Тустлой). Где же, как не в древнем Сан-Лоренсо, могли
развиваться и совершенствоваться их технология и органи-
зация труда?

Как это ни странно, несмотря на все усилия археоло-
гов, нигде в Мексике (впрочем, и вообще в Новом Свете)
не удалось обнаружить никаких следов эволюции цивили-
зации ольмеков, этапов ее усовершенствования, развития.
Как будто этот народ, чье художественное самовыражение
сводилось к ваянию огромньк негроидных голов, появился
ниоткуда м.

САН-ЛОРЕНСО


Мы приехали в Сан-Лоренсо во второй половине дня.
Здесь на заре центральноамериканской истории ольмеки
насыпали искусственный холм высотой больше 30 метров,
как часть огромного сооружения длиной 1200 метров и ши-
риной 600. Мы вскарабкались на холм, густо заросший тро-
пической растительностью; отсюда можно было видеть ок-
рестности на несколько километров. Видны были много-
численные более мелкие холмы и несколько траншей, кото-
рые выкопал археолог Майкл Коу во время раскопок в
1966 году.

Бригада Коу сделала здесь ряд находок, в том числе
свыше двадцати искусственных резервуаров, связанных весь-
ма сложной сетью желобов, облицованных базальтом. Часть
этой сети была встроена в водораздел; когда это место рас-
копали, вода снова стала литься оттуда потоком в сильные
дожди - точь-в-точь как это происходило на протяжении
более трех тысяч лет. Основная дренажная линия шла с
востока на запад. В нее были врезаны три вспомогательные
линии, причем места соединений были выполнены очень
грамотно с технической точки зрения. Тщательно обследо-
вав систему, археологи были вынуждены признать, что не
могут понять назначения этой сложной системы водоводов
и прочих гидротехнических сооружений.

Не смогли они справиться и с другой загадкой. Речь
идет об умышленно захороненных, с соблюдением опреде-
ленной ориентации, пяти массивных скульптурах с негро-
идными чертами, широко известных теперь как "ольмекс-
кие головы". Эти своеобразные и явно ритуальные захоро-
нения скрывали в себе свыше шестидесяти ценных предме-
тов и изделий, в том числе прекрасные инструменты из
нефрита и изысканно вырезанные -статуэтки. Некоторые из
статуэток были умьпиленно искалечены перед захоронением.

Способ захоронения скульптур в Сан-Лоренсо чрезвы-
чайно затруднял определение их подлинного возраста, хотя
в одном слое с ними были найдены кусочки древесного
угля. В отличие от скульптур эти кусочки легко поддаются
датировке, что и было проделано. Результаты радиоугле-
родного анализа соответствуют 1200 году до н.э. Это не
значит, однако, что скульптуры высечены именно в 1200
году. Они могли появиться и на сотни и даже на тысячи лет
раньше. Вполне возможно, что эти великие произведения
искусства сохранялись и были предметом поклонения мно-

гих различных культур, прежде чем их захоронили в Сан-
Лоренсо. Найденный рядом уголь доказывает лишь, что
скультпуры не моложе 1200 года до н.э., но не устанавлива-
ет верхнего предела их возраста.

ЛА-ВЕНТА

Мы покинули Сан-Лоренсо, когда солнце стало кло-
ниться к закату, и направились к городу Вильяэрмоса, рас-
положенному в провинции Табаско в полутора сотнях ки-
лометров к востоку. Чтобы попасть туда, мы вернулись на
автостраду Акайюкан-Вильяэрмоса и миновали порт Коа-
цекоалькос в районе нефтеперерабатывающих заводов, вы-
шек и ультрасовременных мостов. Смена ритма жизни от
тихой сельской заводи вокруг Сан-Лоренсо на промышлен-
ный пейзаж вокруг Коацекоалькоса способна шокировать.
Собственно, единственной причиной, по которой вблизи
Сан-Лоренсо можно еще разглядеть следы поселений оль-
меков, является то, что там пока не обнаружили нефти.

Зато ее нашли около Ла-Венты - и кончилась археология...

Мы проезжали Ла-Венту. К ней вел съезд с автомагис-
трали. Там, на севере, во мраке сияло, словно после ядерной
катастрофы, неоновое зарево нефтегорода. С сороковых го-
дов нефтяная промыг-шенность усиленно "развивала" го-
род, и теперь взлетно-посадочная полоса аэродрома пролег-
ла на месте одной их самых необычных пирамид; там же,
где некогда звездочеты ольмеков следили за движением пла-
нет, на фоне неба возвышались массивные дымящие трубы.
Как это ни грустно, бульдозеры "преобразователей" срав-
няли с землей практически все, представлявшее археологи-
ческий интерес, до того, как удалось организовать полно-
ценные раскопки. В результате остались неисследованными
многие древние сооружения. Мы уже никогда не узнаем,
что они могли рассказать о людях, которые их строили и
эксплуатировали.

Мэтью Стирлинг, проводивший раскопки в Трес-Са-
потес, выполнил большую часть археологических исследо-
ваний в Ла-Венте, прежде чем она была стерта с лица земли
прогрессом и нефтедолларами. Радиоуглеродный метод да-
тировки показал, что ольмеки обосновались здесь между
1500 и 1100 годами до н.э. и жили на острове, окруженном
болотами к югу от реки Тонала, до 400 года до н.э. После
этого они внезапно прекратили строительство, частично или
полностью разрушили все существовавшие в этот момент



постройки и ритуально захоронили несколько крупных ка-
менных голов и более мелких скульптур - совсем как в
Сан-Лоренсо. Могилы в Ла-Венте были подготовлены очень
продуманно и тщательно; они были выложены тысячами
голубых керамических плиточек и заполнены   слоями раз-
ноцветной глины. В одном месте при выкапывании котло-
вана было извлечено около 400 кубометров грунта; дно ак-
куратно выложили плитами из серпентина, после чего грунт
засыпали обратно. Были обнаружены также три мозаичные
панели, умышленно захороненные под чередующимися сло-
ями глины и саманного кирпича.

Главная пирамида Ла-Венты стояла у южной окраины
поселения. Почти круглая на нулевой отметке, она имела
вид гофрированного конуса, на боковой поверхности кото-
рого чередовались идущие вдоль образующей десять высту-
пов и впадин. Пирамида достигала 30 метров в высоту и
почти 60 метров в диаметре; общий объем ее составлял око-
ло 8000 кубометров - монумент вполне внушительный.
Остальная часть комплекса имела протяженность почти пол-
километра; ось ее симметрии отклонялась точно на 8 ° от
направления на север. Абсолютно симметрично от этой оси
размещались несколько меньших пирамид, площадок, плат-.
форм и курганов, занимавших общую площадь около 8 квад-
ратных километров.

Знакомство с Ла-Вентой оставляет странное ощущение
того, что ее предназначение до конца не осознанно. Архео-
логи назвали ее "церемониальным центром", что в принци-
пе вполне возможно. Однако, честно говоря, с таким же
успехом она могла бы показаться чем-нибудь еще. Дело в
том, что совершенно ничего не известно о социальной орга-
низации, ритуалах и системе верований ольмеков. Мы не

знаем, ни на каком языке они говорили, ни какие предания
оставили своим потомкам. Мы даже не знаем, к какой эт-
нической группе они принадлежали. Чрезвычайно высокая
влажность в районе Мексиканского залива привела к тому,
что не сохранилось ни одного скелета ольмеков. В сущнос-
ти, хоть мы и присвоили им название и пытаемся что-то
говорить о них, этот народ является для нас полной тайной.

Вполне возможно даже, что загадочные скульптуры, ко-
торые остались от "них" и которые, как предполагается,
"их" изображают, являются вовсе не "их" произведениями,
а результатом труда намного более древнего и забытого на-
рода. Не в первый раз уже я ловил себя на мысли, не явля-
ются ли на самом деле огромные головы и другие замеча-
тельные произведения, приписываемые ольмекам, наслед-
ством, переходившим в течение тысячелетий от культуры к
культуре, пока одна их них не занялась постройкой курга-
нов и пирамид в Сан-Лоренсо и Ла-Денте.

Если так, то кому же мы вообще дали прозвище "оль-
меки"? Строителям курганов? Или внушительным людям с
негроидными чертами лица, которые послужили прообраза-
ми для изваяний голов-монолитов?

К счастью, около полусотни образцов "ольмекской" мо-
нументальной скульптуры, в том числе три гигантские го-
ловы, бьши спасены в Ла-Венте Карлосом Пеллицером Ка-
марой, здешним поэтом и историком, который решительно
вмешался, когда обнаружил, что бурение компанией "Пе-
мекс" нефтяных скважин угрожает развалинам. Воздействуя
на политиков провинции Табаско, на чьей территории на-
ходится Ла-Вента, ему удалось добиться того, что важней-
шие находки были собраны в парке на окраине города Ви-
льяэрмоса, столицы провинции.

Собранные вместе, эти находки представляют собой дра-
гоценное и уникальное свидетельство истории культуры -
точнее, целую библиотеку таких свидетельств, оставленных
после себя исчезнувшей цивилизацией. Но никто не знает,
на каком языке записаны эти свидетельства и как их про-
честь.

DEUX EX MACHINA
Вильяэрмоса, провинция Табаско


Я смотрел на искусно выполненный барельеф, который
нашедшие его в Ла-Венте археологи назвали "Человек в

змее". Согласно заключению эксперта, на нем изображен
"ольмек в головном уборе, который держит мешок для ку-
рения и окружен пернатым змеем".

Барельеф высечен на гранитной плите шириной 1,2 метра
и высотой 1,5 метра; на нем изображен человек, который
сидит, вытянув вперед ноги, как-будто пытаясь дотянуться
до педалей. В правой руке он держит предмет, похожий на
ведерко. Левой он как-будто поднимает или опускает не-
кий рычаг. Его "головной убор" представляет собой нео-
бычное и сложное сооружение. На мой взгляд, он имеет
скорее функциональное, чем церемониальное назначение,
хотя трудно представить, в чем оно могло бы состоять. На
нем, или скорее на панели над ним, можно разглядеть два
креста.

Мое внимание привлек другой элемент композиции
скульптуры - "пернатый змей". С одной стороны, это дей-
ствительно изображение пернатого или хохлатого змея, ста-
ринного символа Кецалькоатля, которому ольмеки, как мож-
но понять, поклонялись (или, во всяком случае, признава-
ли). Ученые не ставят эту интерпретацию под сомнение.
Общепринято, что культ Кецалькоатля очень древний, вос-
ходит к доисторическим временам, а в дальнейшем, во вре-
мена исторические, прижился во многих культурах Цент-
ральной Америки.

Однако на этой скульптуре у изображения пернатого
змея были свои особенности, и мне показалось, что здесь -
нечто большее, чем религиозная символика. В нем было
что-то от жесткой структуры, как-будто это - конструк-
тивный элемент машинного оборудования.


ШЕПОТ ДРЕВНИХ ТАЙН


В этот же день, попозже, я спрятался в огромной тени,
отбрасываемой одной из ольмекских голов, которые спас
Карлос Пеллицер Камара в Ла-Венте. Это была голова ста-
рика с широким плоским носом и толстыми губами. Губы
слегка приоткрыты, демонстрируя крупные ровные зубы.
Лицо выражает древнюю терпеливую мудрость, взгляд бес-
страшно устремлен в вечность, как у Великого Сфинкса в
Гизе (Египет).

Я подумал, что практически невероятно, чтобы скульп-
тор просто придумал всю совокупность характерных черт
конкретного расового типа. Поэтому наличие такой ком-
бинации является сильным аргументом в пользу существо-
вания реального человеческого прототипа.

Я пару раз обошел вокруг головы. В окружности она
достигала 6,7 метра, весила 19,8 тонн, высота ее почти 2,5
метра. Она была высечена из целого куска базальта и отчет-
ливо демонстрировала "совокупность черт расового типа".
Она безошибочно и недвусмысленно изображала негра -
как и те головы, которые я видел в Сантьяго-Тустла и

Трес-Сапотес.

Мое мнение сводится к тому, что ольмекские головы
представляют собой физиологически точные образы реаль-
ных представителей негроидной расы - обаятельных и силь-
ных африканцев, чье присутствие в Центральной Америке
3000 лет назад не получило объяснения ученых. Нет уве-
ренности и в том, что головы были высечены именно в эту
эпоху, поскольку радиоуглеродная датировка кусочков угля,
найденных рядом, дает лишь возраст самих угольков. Рас-
чет же возраста собственно голов - дело более сложное.

Вот с такими мыслями я продолжал прогуливаться меж
странных и удивительных памятников Ла-Венты. Они шеп-
тали о древних секретах: о секрете человека в машине, о
секрете негритянских голов и, наконец, о секрете ожившей
легенды. Потому что мне показалось, будто кости мифичес-
кого Кецалькоатля вновь покрылись плотью, когда обна-
ружилось, что некоторые скульптуры Ла-Венты имеют впол-
не реалистическое сходство не только с неграми, но и с
высокими длинноносыми представителями европейской
расы: тонкие черты лица, прямые волосы,  окладистые боро-
ды, длинные свободные рубахи...

ГЛАВА 18
ПРИМЕТНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ


Метью Стерлинг, американский археолог, который про-
водил в Ла-Венте раскопки в сороковых годах, сделал там
ряд ярких открытий. Наиболее примечательным из них ста-
ла "Стела с бородатым человеком".

Как я уже говорил, ось ольмекского городища откло-
няется от направления на север на восемь градусов. На его
южном конце высится гофрированный конус большой пи-
рамиды. Сразу за ней, на уровне земли, находится нечто
вроде бордюра высотой около 30 сантиметров, ограждаю-


щего просторный прямоугольный участок, раза в четыре
меньше типичного городского квартала. Когда археологи
стали его раскапывать, то, к их удивлению, оказалось, что
бордюр - это верхняя часть колоннады. Дальнейшие рас-
копки напластований показали, что высота колонн. - 3 мет-
ра. Всего их более шестисот, причем они стоят вплотную
друг к другу, образуя непроходимый частокол. Вытесанные
из сплошного базальта и доставленные в Ла-Венту из каме-
ноломни, удаленной на сотню километров, колонны весили
каждая примерно по две тонны.

К чему все эти хлопоты? Что должен был оберегать
этот частокол?

Еще до начала раскопок из центра участка примерно на
метр выше "бордюра" выглядывал массивный камень, на-
клоненный вперед. Он был покрыт резьбой, которая про-
должалась и на скрытой под землей части. Стирлинг и его
бригада два дня откапывали этот камень. Он оказался вну-
шительной стелой высотой 4 метра, шириной 2 метра и
толщиной почти метр. Рельеф изображал встречу двух вы-
соких мужчин, одетых в роскошные мантии и элегантные
туфли с загнутыми вверх носами. То ли выветривание, то
ли умышленное повреждение (что было обычной практи-
кой у ольмеков) привели к тому, что одна из фигур оказа-
лась совсем без лица. Вторая же осталась невредимой. Она
настолько явно изображала мужчину европеоидного типа с
высоким носом и длинной бородой, что удивленные архео-
логи немедленно окрестили его "Дядей Сэмом".

Я медленно обошел вокруг 20-тонной стелы, вспоми-
ная, что она пробыла в земле более 3000 лет. Всего полвека
или около того как в результате раскопок Стирлинга она
вышла на свет Божий. Как сложится ее судьба теперь? Про-
стоит ли она здесь еще тридцать веков, вызывая восторг и
благоговение грядущих поколений? Или обстоятельства
вновь изменятся и земля скроет се от людей?

А может быть, не случится ни того, ни другого? Я вспом-
нил древний календарь ольмеков, который унаследовали их
более известные потомки - майя. Согласно ему, времени
осталось совсем немного, не то что три тысячелетия. Вот
истекут сроки Пятого Солнца, и страшное землетрясение
покончит с человечеством за два дня до Рождества 2012
года...

Мое внимание вернулось i< стеле. Две вещи представ-
лялись очевидными: во-первых, изображенная здесь сцена
встречи по каким-то причинам представляла особую важ-

ность для ольмеков с учетом масштабов стелы и окружаю-
щей ее колоннады. И во-вторых, как и в случае с негритян-
скими головами, лицо бородача-европейца ваялось с чело-
веческой модели. Признаки расовой принадлежности были
слишком .очевидны, чтобы художник их выдумал.

То же самое относилось и к двум другим европеоид-
ным фигурам, которые я сумел опознать среди уцелевших
памятников из Ла-Венты. Одна была изображена на баре-
льефе, высеченном на тяжелой и почти круглой глыбе диа-
метром около метра. Человек был одет в нечто похожее на
узкие леггинсы. У него были типичные черты англосакса и
густая заостренная борода. На голове - забавная мягкая
шапочка. В левой руке он держал не то флаг, не то какое-то
оружие. Правую руку он прижимал к груди; тонкая талия
повязана поясом. Фигура другого европеоида, высеченная
на боковой грани узкого столба, имеет примерно такой же
облик.

Кто же были эти незнакомцы? Что они делали в Цент-
ральной Америке? Когда они прибыли? И в каких отноше-
ниях они находились с другими незнакомцами, которые
поселились в этих влажных каучуковых джунглях, - теми,
что послужили моделями для больших негритянских голов?

Некоторые решительно настроенные исследователи, от-
вергающие догму об изоляции Нового Света до 1492 года,
предлагали свое решение проблемы: бородатые пришельцы
с гонкими чертами - финикийцы со Средиземного моря,
которые проплыли мимо Геркулесовых столбов и пересекли
Атлантику во втором тысячелетии до нашей эры. Сторон-
ники этой гипотезы высказали предположение, что нефы -
это рабы финикийцев, захваченные последними на побере-
жье Западной Африки перед трансатлантическим путеше-
ствием.

Чем ближе я знакомился со скульптурами из Ла-Вен-
ты, тем больше сомнений вызывала у меня эта гипотеза.
Может быть, финикийцы и другие обитатели Старого Све-
та и пересекали Атлантику задолго до Колумба. Существу-
ют убедительные свидетельства этого, хотя вопрос лежит за
пределами данной книги. Проблема в том, что финикийцы,
которые оставляли свои характерные изделия в различных
частях древнего мира, не сделали этого в поселениях ольме-
ков в Центральной Америке. Ни негритянские головы, ни
бородатые люди на барельефах не содержат ничего хотя бы
отдаленно финикийского - ни по стилю, ни по типажам,
ни по характеру изделий. Более того, с точки зрения сти-


листики, эти крупные произведения искусства не принад-
лежат ни к одной известной культуре, традиции, жанру.
Такое впечатление, что у них нет предшественников ни в
Новом Свете, ни в Старом.

Как будто у них нет корней... Но ведь так не бывает, у
любых форм художественного творчества должны где-ни-
будь быть корни, истоки.

ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ ТРЕТЬЯ ПАРТИЯ


Мне пришло в голову, что разумное объяснение может
дать подход с позиций так называемой "гипотетической
третьей партии", предложенной рядом ведущих египтоло-
гов для объяснения одной из великих загадок истории и
хронологии Египта.

Археологические данные свидетельствуют в пользу того,
что цивилизация Древнего Египта не развивалась медленно
и мучительно, как и положено человеческому обществу, а
совсем как у ольмеков возникла внезапно и полностью сфор-
мировавшейся. Получается так, что период перехода от при-
митивного к развитому обществу слишком короток, чтобы
это имело какой-либо исторический смысл. Технологичес-
кие навыки, на развитие которых должны были потребо-
ваться сотни и даже тысячи лет, появляются внезапно, "за
одну ночь", причем абсолютно без предшественников.

Например, в находках, относящихся к додинастическо-
му периоду (около 3500 года до н.э.), нет никаких следов
письменности. Вскоре после этой даты совершенно внезап-
но и необъяснимо появляются иероглифы, так хорошо зна-
комые по развалинам Древнего Египта, причем сразу в пол-
ной и совершенной форме. Не ограничиваясь простой ил-
люстрацией предметов и действий, эта письменность с са-
мого начала оказалась сложно структурированной системой,
с фонетическими знаками, обозначающими только звуки, и
развитой цифровой символикой. Уже самые ранние иерог-
лифы были стилизованы И достаточно условны; известно,
что развитая скоропись широко использовалась уже на заре
Первой Династии.

Что примечательно, так это то,что не обнаружено ни-
каких следов эволюции от простого к сложному, причем
это относится и к математике, медицине, астрономии и ар-
хитектуре, и даже к удивительно богатой и запутанной ре-
лигиозно-мифологической системе; основная фабула такого
совершенного труда, как Книга мертвых, возникла вдруг в
самом начале династического периода.

Большинство египтологов не делают никаких выводов
из факта "взрывного" раннего развития египетской циви-
лизации. Однако более смелые мыслители считают, что вы-
воды могут быть поразительными. Джон Энтони Уэст, спе-
циалист по раннединастическому периоду, спрашивает, как
происходит расцвет сложной цивилизации? Взгляните на
автомобиль 1905 года и сравните его с современным. Здесь
можно безошибочно проследить процесс развития. Но в
Египте параллелей этому нет. Все присутствует сразу с са-
мого начала.

Разумеется, ответ на эту загадку существует, причем
очеидный. Однако к нему редко прибегают, поскольку он
противоречит преобладающему способу мышления. Он та-
ков: египетская цивилизация возникла не путем "самораз-
вития", а путем наследования.

Уэст много лет был занозой для египтологов-ортодок-
сов, но и они не могли не удивляться внезапности возник-
новения египетской цивилизации. Уолтер Эмери, ныне по-
койный профессор египтологии Лондонского университета,
так подытожил в свое время проблему:

"Около 3400 года до н.э. в Египте произошли
радикальные перемены, и страна быстро пе-
решла от сложноплеменной неолитической
культуры к хорошо организованной монархии...
В то же самое время достигают удивитель-
ного уровня письменность, монументальная
скульптура, искусства и ремесла, и все свиде-
тельствует о существовании роскошной ци-
вилизации. Все это было достигнуто в тече-
ние относительно короткого промежутка вре-
мени, причем ни в письменности, ни в архи-
тектуре не существовало или почти не суще-
ствовало базы для такого рывка ".

Одно из объяснений может просто сводиться к тому,
что Египет получил внезапный и решающий культурный
импульс от какой-либо иной известной цивилизации Древ-
него Мира. Наиболее подходящей кандидатурой на эту роль
является Шумер, страна в южном Двуречье (Месопотамии).
Несмотря на многие серьезные различия, некоторая общ-
ность в строительной технике и архитектурных стилях по-
зволяет предположить связь между этими двумя региона-
ми. Однако ни одно из этих сходств не является достаточно

веским, чтобы однозначно говорить о причинной связи, о
прямом влиянии одного общества на другое. Напротив, как
пишет профессор Эмери:

"Возникает впечатление о косвенной связи,
возможно, о существовании третьей партии,
чье влияние распространилось и на Евфрат, и
на Нил... Современные ученые пренебрегают
возможностью иммиграции в оба региона из
некоей гипотетической, но пока не откры-
той зоны. [Однако] именно третья партия,
чьи культурные достижения независимо рас-
пространялись на Египет и Месопотамию,
лучше всего объяснила бы общие черты и фун-
даментальные различия между двумя цивили-
зациями".

Помимо всего прочего, эта теория проливает свет на
тот таинственный факт, что и египтяне, и месопотамские
шумеры поклонялись практически одному и тому же лун-
ному божеству, одному из старейших в их пантеонах (Тот у
египтян, Шин у шумеров). Видный египтолог Уоллис-Бадж
утверждает, что "идентичность этих двух богов слишком
полная, чтобы быть случайной... Было бы неверно утверж-
дать, что египтяне заимствовали божество у шумеров либо
шумеры у египтян; скорее всего, богословы обоих народов
заимствовали свои теологические системы из общего, но
очень древнего источника".

Вопрос, следовательно, сводится к следующему: что это
за "общий, но очень древний источник", эта "гипотетичес-
кая, но еще не открытая зона", эта высокоразвитая "третья
партия", которую имеют в виду Бадж и Эмери? И если она
оставила наследие высокой культуры в Египте и Месопота-
мии, почему бы ей не сделать то же самое в Центральной
Америке?

Тот факт, что "взлет" цивилизации в Мексике произо-
шел намного позже, чем на Ближнем Востоке, ничего не
доказывает. Вполне возможно, что начальный импульс был
дан в обоих местах одновременно, а последующее развитие
могло идти соответственно местным условиям.

Согласно этому сценарию, у цивилизаторов все пре-
красно получилось в Египте и Шумере, результатом чего
стало возникновение там замечательных и прочных куль-
тур. С другой стороны, в Мексике (да, похоже, и в Перу)

они потерпели серьезную неудачу. После хорошего старта,
когда были созданы гигантские каменные головы и барель-
ефы с бородачами, все быстро "покатилось под гору". Не-
смотря на упадок, свет цивилизации не угас насовсем, но
заметный прогресс наметился лишь около 1500 года до н.э.
(так называемый "ольмекский горизонт"). К этому време-
ни великие скульптуры стали седыми от древности релик-
виями духовной силы, а их забытые оригиналы оказались
закутаны в мифы о великанах и бородатых просветителях.

Если так, то, глядя в миндалевидные глаза негритянс-
ких голов или на угловатые точеные европейские черты
"Дяди Сэма", мы, возможно, встречаемся с гораздо более
отдаленным прошлым, чем думаем. И вполне вероятно, что
эти великие произведения сохранили для нас образы пред-
ставителей погибшей цивилизации, которая объединяла раз-
личные этнические группы.

Применительно к Центральной Америке гипотеза тре-
тьей партии выглядит в сжатом виде так: цивилизация в
древней Мексике возникла не без участия внешнего влия-
ния; она не возникла и в результате влияния Старого Све-
та. Определенные культуры и в Старом, и в Новом Свете
подверглись в немыслимо далекие времена воздействию людей
и влиянию некоей "третьей партии".

ОТ ВИЛЬЯЭРМОСЫ ДО ОАХАКИ


Прежде чем покинуть Вильяэрмосу, я посетил ЦИКОМ
(Центр исследования культур ольмеков и майя). Хотелось
узнать у тамошних ученых, нет ли поблизости еще каких-
нибудь поселений ольмеков. К моему удивлению, они по-
советовали искать подальше. В нескольких сотнях кило-
метров на юго-запад, в Монте-Альбане, провинция Оахака,
археологи, по-видимому, откопали ряд "ольмекоидных"
изделий и ряд барельефов, как считают, собственно оль-
мекского происхождения.

Мы с Сантой собирались ехать из Вильяэрмосы прямо
на северо-восток, на полуостров Юкатан. Поездка в Монте-
Альбан потребует сделать большой крюк, но мы все равно
решили предпринять ее, надеясь, что она прольет дополни-
тельный свет на цивилизацию ольмеков. Кроме того, было
интересно прокатиться по горной местности в сердце доли-,
ны, где скрыт город Оахака.

Мы двинулись почти прямо на запад, мимо загублен-


ной Ла-Венты, снова мимо Коацекоалькоса, а затем через
Саюлу и Лома-Бонита до города Тухтепек на пересечении
дорог. Оставили позади сельскую местность, изуродован-
ную нефтяниками, пересекли небольшие холмы, покрытые
прекрасными лугами, и помчались дальше среди зреющих
полей.

В Тухтепеке, где начинаются настоящие "сьеррас"
(горы), мы круто свернули на юг по автостраде № 175,
ведущей в Оахаку. На карте этот участок дороги казался
вдвое короче расстояния, которое мы уже проехали от Ви-
льяэрмосы.

Путь, однако, оказался достаточно сложным,
требующим напряжения и нервов, и мускулов: бесконеч-
ные зигзаги узкой дороги, крутые подъемы и обрывы. Мы
карабкались в облака, словно по лестнице, ведущей в небо.
Дорога вела нас через ярусы различной альпийской расти-
тельности, каждый вид которой занимает свою климатичес-
кую нишу. Наконец, пробившись сквозь облака, мы оказа-
лись в таком месте, где произрастали гигантские формы
знакомых растений, создавая нереальный и чужой ланд-
шафт. Чтобы проехать 700 километров от Вильяэрмосы до
Оахаки, нам потребовалось двенадцать часов. К концу по-
ездки мои руки, слишком сильно сжимавшие руль на бес-
конечных поворотах, оказались все в волдырях. В глазах у
меня стоял туман, а перед мысленным взором снова проно-
сились пропасти, которые мы огибали.

Город Оахака знаменит колдовскими грибами, мариху-
аной и Д.Х. Лоуренсом, который в двадцатых годах напи-
сал здесь и частично поставил свой роман "Пернатый змей".
В этом месте сохранился дух богемы, и до поздней ночи
какой-то ток возбуждения взвинчивает толпы людей, за-
полняющих его бары и кафе, узкие булыжные улочки, ста-
рые дома и просторные площади.

Мы поселились в комнате с видом на один из трех
открытых дворов отеля "Лас-Голондринас". Постель была
удобной, над головой было звездное небо. Но уснуть я не
мог, несмотря на усталость.

Спать мне не давали мысли о цивилизаторах, борода-
тых богах и их спутниках. Похоже, что в Мексике, как и в
Перу, они потерпели поражение. По крайней мере, так пред-
ставлялось из легенд. Но на следующее утро, когда мы доб-
рались до Монте-Альбана, оказалось, что не только из ле-
генд.

ГЛАВА 19
ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ПРЕИСПОДНЕЙ,
ПУТЕШЕСТВИЯ К ЗВЕЗДАМ


Гипотеза "третьей партии" объясняет сходство и фун-
даментальное различие между Древним Египтом и древней
Месопотамией, предполагая, что оба народа получили ци-
вилизацию в наследство от одного и того же общего дале-
кого предка. При этом не делалось серьезных предположе-
ний относительно того, где эта прародительская цивилиза-
ция находилась, какова ее природа, когда имел место ее
расцвет. Подобно "черной дыре" в Космосе, ее нельзя уви-
деть. Однако о ее существовании можно судить по ее воз-
действию на наблюдаемые объекты - в данном случае,
Шумер и Египет.

Возможно ли, чтобы тот же загадочный прародитель,
тот же невидимый источник влияния оставил о себе память
и в Мексике? Если да, то можно ожидать выявления опре-
деленных культурных аналогий между древними цивили-
зациями Мексики - с одной стороны, и Шумера с Егип-
том - с другой. При этом резонно ожидать и существен-
ных различий, проистекающих из длительной раздельной
эволюции ввиду взаимной изоляции этих регионов в исто-
рические времена. Вполне логично было бы обнаружить,
что различия меньше между Шумером и Египтом, которые
в исторический период находились в регулярном контакте,
чем между ними и культурами Ценральной Америки, кон-
такты между которыми носили до так называемого "откры-
тия" Нового Света Колумбом в 1492 году в лучшем случае
случайный, эпизодический характер.

ПОЖИРАТЕЛИ МЕРТВЫХ, ЗЕМЛЯНЫЕ ЧУДОВИЩА,
ЗВЕЗДНЫЕ КОРОЛИ,
КАРЛИКИ И ДРУГИЕ РОДСТВЕННИКИ


По какой-то странной Причине, до сих пор не нашед-
шей объяснения, древние египтяне питали специфический
интерес и почтение к карликам. То же самое относится и к
цивилизованным народам Центральной Америки, вплоть до
периода ольмеков. В обоих случаях люди верили, что кар-
лики напрямую связаны с богами, и в обоих случаях карли-


ков уважали как искусных танцоров и именно в этом каче-
стве изображали в произведениях искусства.

В Египте раннединастического периода, более 4500 лет
назад, у жрецов Гелиополя особым почитанием пользова-
лась эннеада из девяти всемогущих богов. В Центральной
Америке, и ацтеки, и майя также верили во всемогущую
систему из девяти божеств.

В Пополь-Вух, священной книге киче-майя, обитав-
ших в Мексике и Гватемале, в нескольких местах имеются
ясные указания на веру в "звездное возрождение" - реин-
карнацию умерших в звезды. Так, например, герои-близне-
цы Хун-Ахлу и Шбаланке, после того как их убили, "вос-
прянули посреди света и немедленно их подняло в небо...
Вслед за этим осветились небесный свод и лик земли. И
они поселились на небесах". Одновременно произошло воз-
несение 400 убитых соратников близнецов, "так что они
вновь стали радом с Хун-Ахлу и Шбаланке и обратились в
звезды на небе".

В большинстве преданий о боге-короле Кецалькоатле,
как мы ввдели, делается акцент на его деяниях и проповеди
как великого цивилизатора. Однако его последователи в
древней Мексике верили, что в своей человеческой ипоста-
си он испытал смерть, после чего возродился как звезда.

В свете этого, как минимум, любопытно узнать, что в
Египте в эпоху пирамид, свыше 4000 лет назад, стержнем
государственной религии являлась вера в возрождение усоп-
шего фараона в виде звезды21. Чтобы облегчить почившему
монарху процедуру возрождения, прибегали к декламации
заклинаний типа: "О Царь, ты Великая Звезда - спутник
Ориона, что путешествует по небу вместе с Орионом... Ты
восходишь на востоке небес, обновляясь в положенный се-
зон и омолаживаясь в положенное время..." Мы уже встре-
чались с созвездием Орион на равнинах Наска, встретимся
и снова...

Познакомимся тем временем с древнеегипетской Кни-
гой мертвых. Частично ее содержание старо как сама еги-
петская цивилизация и может служить своего рода путево-
дителем для переселяющихся душ. Часть книги инструкти-
рует усопшего, как избежать опасностей после жизни, по-
могает ему воплотиться в различных мифических существ и
снабжает его паролем для прохода на различные уровни
загробного мира.

Является ли простым совпадением, что у народов древ-
ней Центральной Америки сохранялось очень похожее ви-
5*

дение опасностей после жизни? Там было широко распрос-
транено поверие, что преисподняя состоит из девяти уров-
ней, через которые умерший должен пробираться в течение
четырех лет, преодолевая на своем пути препятствия и опас-
ности. Слои имеют названия, которые говорят сами за себя,
например: "место, где горы дробятся друг о друга", "место,
где зажигают стрелы", "гора ножей" и т.д. И в древней
Центральной Америке, и в Древнем Египте верили, что усоп-
шие путешествуют в загробном мире в лодке, в сопровож-
дении "бога-перевозчика", который переправляет их с уровня
на уровень. Изображение этой переправы было обнаружено
в гробнице Двойного Гребня, правившего городом Тикаль
у майя в VIII веке м. Подобные сцены встречаются и в До-
лине Царей в Верхнем Египте, в том числе в гробнице Тут-
моса III, фараона XVIII династии. Является ли простым со-
впадением, что в последнем путешествии фараона (в барке)
и Двойного Гребня (в каноэ) сопровождают соответственно
собака или собакоголовый бог, птица или птицеголовый
бог и обезьяна или обезьяноголовый бог?23

Седьмой уровень древнемексиканской преисподней на-
зывался Теокойолкуальоа ("место, где звери пожирают сер-
дца").

Является ли совпадением, что на одном из уровней древ-
неегипетской преисподней, "Судном зале", использовалась
почти  идентичная символика? В этом критическом месте
вес сердца усопшего сравнивается с весом "пера. Если сердце
отягощено грехами, оно перевешивает. Бог Тот делает соот-
ветствующую отметку на дощечке, и сердце немедленно
пожирается ужасным зверем, соединяющим черты кроко-
дила, .бегемота и льва и называющимся "Пожирателем Мер-
твых".

И, наконец, обратимся вновь к Египту эпохи пирамид
и привилегированному положению фараона, которое по-
зволяло ему преодолеть испытания преисподней и возро-
диться в виде звезды. Частью этой процедуры были риту-
альные заклинания. Но столь же важной считалась и мис-
тическая церемония, известная под названием "открывание
рта", которую всегда проделывали после смерти фараона,
причем археологи считают, что она восходила к додинасти-
ческим временам. В этой процедуре участвовал верховный
жрец с четырьмя ассистентами, вооруженными пешенхе-
фом, церемониальным режущим инструментом. Им пользо-
вались, чтобы "открыть рот" усопшему богу-царю, без .чего,
как считалось, его воскрешение на небесах невозможно. Уце-


левшие барельефы с изображением этой церемонии не ос-
тавляют сомнений в том, что по мумифицированному телу
наносился сильный удар пешенхефом. Недавно появилось
свидетельство того, что одна из камер внутри Великой пи-
рамиды в Гизе служила для этой церемонии.

Все это находит странное, искаженное отражение в Мек-
сике. Мы видели, что во времена, предшествовавшие кон-
кисте, там преобладали человеческие жертвоприношения.
Является ли совпадением, что местом жертвоприношений
служила пирамида, что церемонию производили верховный
жрец и четыре ассистента, что по телу жертвы наносился
сильный удар специальным жертвенным ножом и что, со-
гласно верованиям, душа жертвы должна была вознестись
сразу на небо, минуя преграды преисподней?

Поскольку подобные "совпадения" все множатся, воз-
никает резонный вопрос, нет ли здесь какой-то подспудной
связи. Особенно если вспомнить, что в древней Централь-
ной Америке для выражения понятия "принести в жертву"
использовался термин пачи (p'achi), что дословно означает
"открыть рот".

Тогда, может быть, мы имеем дело в этих двух местах,,
столь далеких друг от друга в пространстве и времени, с
некоей очень смутной и искаженной общей памятью, вос-
ходящей к очень глубокой древности? Вряд ли египетская
церемония "открывания рта" прямо влияла на мексиканс-
кую процедуру с тем же названием (или наоборот). Глубо-
кие различия между ними исключают такое влияние. Но
вот что представляется вполне вероятным - элементы сход-
ства являются остатками общего наследия, полученного от
общего предка. Народы Центральной Америки распоряди-
лись наследством одним образом, египтяне - другим, но
общая символика и терминология сохранились у тех и у
других.

Здесь не место подробно распространяться о смысле древ-
ней и смутной связи, проистекающей из сопоставления еги-
петских и центральноамериканских фактов. Но, прежде чем
двигаться дальше, отметим, что аналогичная связь суще-
ствует между системами верований доколумбовой Мексики
и месопотамского Шумера. И в этом случае скорее можно
говорить об общем древнем предке, чем о взаимном влия-
нии.

Возьмем, например, историю Оаннеса.

"Оаннес", греческая транскрипция шумерского "Уан", -
имени земноводного существа, описанного в части II этой

книги. Согласно верованиям, он принес в Месопотамию
искусства и ремесла. Легенды, уходящие в прошлое как
минимум на 5000 лет, повествуют, что Уан жил в море,
появляясь из вод Персидского залива каждое утро, чтобы
поучать и просвещать людей. Является ли простым совпа-
дением, что на языке майя фраза "тот, кто обитает в море"
звучит как уаана?

Обратимся теперь к Тиамат, шумерской богине океа-
нов и сил первоначального хаоса, которую всегда изобража-
ют прожорливым чудовищем. Согласно месопотамскому
преданию, Тиамат выступила против других богов и развя-
зала войну на уничтожение, прежде чем пала от руки боже-
ственного героя Мардука:

"Тиамат открыла рот, чтобы поглотить его.
Он напустил на нее ураган, не дававший ей
сомкнуть губы. Страшные ветры наполнили
ее брюхо, сжав ее сердце. Пока она стояла,
разинув рот, он пустил стрелу, пронзившую ее
брюхо, рассек ее внутренности и разрубил по-
полам сердце. Лишив ее сил и жизни, он пова-
лил ее тело наземь и попрал его ногами ".

Вы бы так смогли?

Мардук смог. Созерцая чудовищный труп своей про-
тивницы, он сначала мысленно проиграл кое-какие худо-
жественные замыслы, а затем у него стал складываться ве-
ликий план сотворения Мира. Для начала он расколол че-
реп Тиамат и перерезал артерии. Потом он разломил ее по-
полам, "словно вяленую рщбу"; половину он пустил на не-
бесный свод, вторую - на земную твердь. Из грудей он
сделал горы, из слюны - облака, и заставил реки Тигр и
Евфрат течь из ее глаз.

Странная и жестокая легенда и, добавлю, очень древ-
няя.

У древних цивилизаций Центральной Америки был свой
вариант этой истории. Здесь Кецалькоатль в своей инкар-
нации бога-творца играл роль Мардука, а роль Тиамат иг-
рала Капиктли, "Великое земляное чудовище". Кецалько-
атль поймал ее за конечности, "когда она плавала в перво-
бытных водах, и разорвал ее тело пополам, сделав из одной
половины небо, из другой - землю". Из ее волос и кожи
он создал траву, цветы и другие растения; "из глаз - род-
ники и ручьи; из плеч - горы".



Являются ли необычные: параллели между шумерскими
и мексиканскими мифами просто совпадением, или на обо-
их отпечатки культуры исчезнувшей цивилизации? Если
так, то лица героев этой пракультуры вполне могли быть
увековечены в камне и отправлены через тысячи лет в бу-
дущее в качестве фамильной ценности, либо на виду у всех,
либо в захоронении, пока уже в наше время до них не
добрались археологи и не окрестили их "Ольмекской голо-
вой" и "Дядей Сэмом".

Лица этих героев появляются также и в Монте-Альба-
не для того, чтобы рассказать грустную историю.

МОНТЕ-АЛЬБАН: НИСПРОВЕРЖЕНИЕ ХОЗЯЕВ ЖИЗНИ


Монте-Альбан, которому, как считают, около 3000 лет,
расположен на искусственно выравненной вершине холма с
видом на Оахаку. В его состав входит большая прямоуголь-
ная площадка - Большая площадь, окруженная пирамида-
ми и другими сооружениями, геометрически точно распо-
ложенными относительно друг друга. Благодаря хорошо орга-
низованной и симметричной планировке вся композиция
вызывает ощущение гармонии и пропорции.

Последовав совету сотрудников ЦИКОМ, с которыми
я общался перед отъездом из Вильяэрмоса, я первым делом
направился в юго-западный угол площадки. Там, сложен-
ные рыхлым штабелем рядом с низкой пирамидой, находи-
лись те самые предметы, ради которых я проделал весь этот

путь: несколько дюжин стел с высеченными на них изобра-
жениями негров и европейцев... равных в жизни и равных
в смерти.

Если считать, что эти скульптуры рассказывали о ка-
кой-то части истории великой, но потерянной цивилиза-
ции, то следует признать, что в первую очередь они говори-
ли о расовом равенстве. Ни один серьезный человек, видев-
ший гордое выражение великих негритянских голов из Ла-
Венты    и ощутивший их обаяние, не мог бы представить,
что люди, с которых скульптор изваял эти величавые изоб-
ражения, могли быть рабами. Да и симпатичные бородатые
люди вряд ли встали бы перед кем-либо на колени. На них
тоже был некий налет аристократизма.

Однако в Монте-Альбане перед нами предстало паде-
ние этих величавых людей. Вряд ли эти изображения были
делом рук ваятелей из Ла-Венты. Но в чем не было сомне-
ния, независимо от того, кто бьши эти художники и каков
был их уровень, так это в том, что они пытались изобра-
зить тех же негроидов и бородатых европейцев, что я^илел
в Ла-Венте. Но там скульптуры светились мощью и жиз-
ненной силой. А здесь, в Монте-Альбане, бьши изображены
трупы этих замечательных людей. Все бьши изображены
нагими, по большей части кастрированными; некоторые свер-
нулись в клубок, подобно эмбриону, как будто хотели спря-
таться от сыпавшихся на них ударов; иные лежали, безжиз-
ненно раскинувшись.

Археологи заключили, что скульптуры изображают "тру-
пы пленников, захваченных в битве".

Какие пленники? Откуда?

Не надо забывать, что дело происходило в Центральной
Америке, в Новом Свете, за тысячи лет до Колумба; так не
странно ли, что среди этих погибших нет ни одного абори-
гена-американца - только и исключительно представители
расовых типов Старого Света.

Ученые-ортодоксы не сочли это загадочным, хотя, даже
по их оценкам, изображения весьма старые, датированные
1000-600 годами до н.э. Как и на других раскопках, дати-
ровка отражает возраст обнаруженной рядом органики, а не
самих изображений, высеченных на гранитной стеле и по-
тому с трудом поддающихся объективной датировке.

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...