(продолжение)
ЭПОХА КАРТОГРАФОВ
Многие геологи считают, что миллионы лет назад ука-
занный пролив был свободен от льда. Однако принято счи-
тать, что в те далекие времена не существовало человечес-
ких существ вообще, а тем более таких, которые были бы
способны заниматься точной геодезической съемкой Антар-
ктиды. Суть же проблемы, которую ставят свидетельства
Буаше / МГГ, состоит в том, что съемка этих субконтинен-
тов была, по-видимому, действительно произведена, когда
они еще были свободны от льда. И это выдвигает перед
учеными дилемму, какое из двух взаимоисключающих пред-
положений верно.
Если согласиться с ортодоксальными геологами, что про-
шли миллионы лет с тех пор, когда Антарктида была сво-
бодна от льда, то становится очевидней ошибочность всех
свидетельств, объясняющих эволюцию человечества и на-
копленных выдающимися учеными, начиная с Дарвина. С
этим нельзя согласиться; ископаемые останки неопровер-
жимо доказывают, что миллионы лет назад существовали
лишь примитивные предки человека - низколобые длин-
норукие гоминиды, неспособные решать такие сложные
интеллектуальные задачи, из которых складывается картог-
рафия.
Тогда, может быть, следует предположить появление
неких инопланетных картографов на орбитальных станци-
ях? Или следует, прислушаться к теории Хэпгуда касатель-
но перемещений земной коры? В этом случае придется при-
знать, что южный континент был свободен от льда, по край-
ней мере, 15 тысяч лет тому назад.
Но тогда возникает вопрос: могла ли существовать в ту
эпоху достаточно высокоразвитая цивилизация, способная
создать карту Антарктиды? И если да, то когда и почему
она исчезла?
Карты Пири Рейса, Ороитеуса Финиуса, Меркатора и
Буаше вместе дают сильное (хотя и дискомфортное) ощу-
щение, что Антарктида постоянно исследовалась в то время,
как ледовая шапка постепенно разрасталась из центральных
районов к периферии, становилась все более массивной с
каждым тысячелетием, пока около 4000 года до н.э. не ско-
вала все побережье. Соответственно карты, которыми в ка-
честве источников пользовались Пири Рейс и Меркатор,
должны были возникнуть к концу этого периода, когда в
Антарктиде были свободны от льда только прибрежные зоны.
Источник карты Оронтеуса Финиуса, похоже, значительно
старше и относится к времени, когда оледенение затрагива-
ло лишь центр континента. Источник же карты Буаше восхо-
дит к еще более раннему периоду, около 13000 года до н.э.,
когда в Антарктиде оледенения не было вовсе.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Были ли другие части света обследованы и нанесены на
карты в течение этой же эпохи, то есть между 13000 и 4000
годами до н.э.?
Ответ можно снова найти на карте Пири Рейса, кото-
рая содержит и другие загадки, кроме Антарктической:
Вычерченная в 1513 году карта демонстрирует необъяс-
нимое знание Южнор Америки - и не только восточного
побережья, но и Анд на западе континента, неизвестных в
то время. На карте правильно изображена Амазонка, беру-
щая начало в этих неисследованных горах и текущая на
восток.
Будучи основана на более чем двадцати докумен-
тальных источниках, относящихся к различным эпохам, карта
Пири Рейса изображает Амазонку не один раз, а дважды -
скорее всего, в результате непреднамеренного наложения
двух источников, которыми пользовался турецкий адмирал.
Одно из этих русел доведено до устья реки Пара, но здесь
отсутствует довольно большой остров Марахо. Согласно
Хэпгуду, это может означать, что соответствующий источ-
ник должен датироваться временем, когда река Пара обра-
зовывала главное или единственное русло Амазонки, а ост-
ров Марахо входил в состав материка на ее северном берегу
(возможно, около 15000 лет тому назад). С другой стороны,
на втором варианте русла Амазонки остров Марахо показан,
причем с фантастически точными подробностями, хотя он
был открыт только в 1543 году. И вновь возникает предпо-
ложение о существовании неизвестной цивилизации, кото-
рая в течение тысячелетий занималась съемкой и картогра-
фированием земной поверхности, причем в распоряжении
Пири Рейса оказалось несколько карт, относящихся к раз-
ным периодам этой деятельности.
На карте Пири Рейса не представлена ни река Ори-
ноко, ни ее нынещняя дельта. Вместо этого, как пишет
Хэпгуд, "примерно в тех же координатах изображены два
русла протяженностью около 100 миль. Возможно ли, что-
бы оба они были занесены осадками и образовали "дельту за
время, прошедшее после создания карты?"
Не будучи известными до 1592 года, Фолклендские
острова изображены на карте 1513 года на своей широте.
Возможно, именно на основе древних первоисточни-
ков на карте Пири Рейса изображен большой остров (кото-
рого теперь нет) в Атлантическом океане к востоку от Южно-
Американского побережья. Является ли простым совпаде-
нием, что этот предполагаемый остров изображен как раз
над подводным Меридиональным Срединно-Атлантическим
хребтом, чуть севернее экватора и в 700 милях к востоку от
побережья Бразилии - там, где из волн едва выглядывают
крошечные скалы святых Петра и Павла? Или соответству-
ющая карта-источник была создана во время последнего
ледникового периода, когда уровень моря был намного ниже
теперешнего и в этом месте вполне мог бы существовать
большой остров?
УРОВЕНЬ МОРЯ И ЛЕДНИКОВЫЕ ПЕРИОДЫ
Некоторые другие карты XVI столетия тоже выглядят
так, будто они основаны на точной съемке, выполненной во
время последнего ледникового периода. Одна из них была
составлена в 1559 году турецким картографом Хаджи Ахме-
дом, который, по мнению Хэпгуда, имел доступ к неким
весьма экстраординарным картам-источникам.
Наиболее странной, чтобы не сказать потрясающей, осо-
бенностью компиляции Хаджи Ахмеда является отчетливо
изображенная полоса суши шириной почти в 1000 миль,
соединяющая Аляску с Сибирью. Такой мост,, по мнению
геологов, действительно существовал некогда на месте Бе-
рингова пролива, но скрылся под поверхностью моря в конце
последнего ледникового периода.
Подъем уровня моря был вызван бурным таянием ледо-
вой шапки, которая быстро
отступала повсюду в Северномполушарии около 10000 года до н.э. Интересно, что, по
крайней мере, на одной старинной карте на юге Швеции
изображены ледники именно такого типа, какой должен
преобладать в этих широтах. Речь идет о знаменитой "Кар-
те Севера" Клавдия Птолемея. Составленная во II веке, эта
замечательная работа последнего великого географа антич-
ного мира была утеряна на несколько столетий и вновь
обнаружена в XV веке.
Птолемей был хранителем Александрийской библиоте-
ки, величайшего собрания рукописей древности, и именно
там он имел доступ к древнейшим источникам, на основе
которых составил свою карту. Если допустить вероятность
того, что, по крайней мере, один из его источников датиру-
ется примерно 10000 годом до н.э., становится объясни-
мым, почему он изображает ледники, характерные для кон-
кретной эпохи вместе с "озерами... очертания которых на-
поминают современные озера, и потоками, очень напоми-
нающими ледниковые... текущими от ледников в озера".
Нет нужды подчеркивать, что в Римскую эпоху, когда
Птолемей вычерчивал свою карту, никто на Земле и не
подозревал, что некогда на севере Европы существовало оле-
денение. Никто не обладал такими познаниями и в XV веке,
когда карта была найдена. Да и вообще не понятно, каким
образом изображенные Птолемеем ледники и другие свя-
занные с ними детали рельефа могли быть открыты либо
придуманы любой известной нам цивилизацией.
Значение этого очевидно. Так же как и значение дру-
гой карты, или, как ее иначе называли, "портулана" (слово
происходит от назначения этих карт, служивших лоциями
от порта к порту), составленной в 1487 году Иегуди ибн-
Бен Зарой. Эта карта Европы и Северной Африки основы-
вается, возможно, на источнике, еще более древнем, чем у
Птолемея, поскольку на ней ледники изображены намного
южнее Швеции - примерно на широте Англии, а Среди-
земное, Адриатическое и Эгейское моря показаны так, как
они выглядели до таяния европейской ледовой шапки. При
этом, разумеется, уровень моря должен был быть суще-
ственно ниже, чем в наше время. Поэтому интересно, что
на карте Ибн-Бен Зары в Эгейском море изображено гораз-
до больше островов, чем существует сейчас. На первый взгляд
это кажется странным. Однако это противоречие может быть
легко снято, если источнику, которым пользовался Ибн-
Бен Зара, было от 10 до 20 тысяч лет: просто с тех пор часть
островов исчезла, скрытая поднявшимся уровнем моря в
конце последнего ледникового периода.
И вновь нам приходится искать следы исчезнувшей ци-
вилизации, способной создавать удивительно точные карты
удаленных друг от друга частей света.
Какая же техника, какое состояние науки и культуры
требовались для выполнения такой работы9
ГЛАВА 3
СЛЕДЫ УТЕРЯННОЙ НАУКИ
Мы видели, что карта мира Меркатора, составленная
им в 1569 году, содержит точное изображение побережья
Антарктиды, свободного от льда, то есть так, как оно выг-
лядело тысячи лет назад. Интересно, что на той же карте
другой регион, а именно - западное побережье Южной
Америки, изображен менее точно, чем на более ранней кар-
те (1538 год) того же Меркатора.
Причина такого противоречия кроется в том, что при
составлении своей более ранней карты географ XVI века
основывался на древних источниках, а более поздней - на
наблюдениях и измерениях первых испанских исследовате-
лей запада Южной Америки. Поскольку эти исследователи
донесли до Европы последнюю, наиболее свежую информа-
цию, Меркатора трудно винить. Однако точность его рабо-
ты пострадала. Ведь в 1569 году не существовало приборов
для измерений долготы. Вместе с тем очевидно, что такие
приборы были в распоряжении древних картографов, ре-
зультаты труда которых использовал Меркатор для состав-
ления карты 1538 года.
ЗАГАДКИ ДОЛГОТЫ
Рассмотрим проблему измерения долготы, которая, по
определению, представляет собой расстояние в градусах к
востоку или западу от нулевого меридиана. По междуна-
родному соглашению за нулевой меридиан принята вообра-
жаемая линия, соединяющая Северный и Южный полюса и
проходящая через Гринвичскую королевскую обсерваторию
в Лондоне. Поэтому Гринвич находится на долготе 0, а
Нью-Йорк, например, на 74° западной долготы, Канберра -
на 150° восточной долготы и т.д..
Можно было бы дать подробное описание процедуры
точного измерения долготы для любой заданной точки зем-
ной поверхности, однако в данном случае нас интересуют
не столько технические подробности, сколько исторические
факты, позволяющие нам судить о том, как человечество
постепенно двигалось к решению задачи определения дол-
готы. И среди этих фактов самым важным является следу-
ющий: до революционного изобретения, сделанного в XVIII
веке, картографы и штурманы были не в состоянии опреде-
лить долготу со сколько-нибудь серьезной точностью. Они
могли производить лишь весьма приблизительные вычис-
ления с погрешностью в сотни миль, и их возможности
принципиально ограничивались уровнем тогдашней техники.
Определение широты (углового расстояния к северу и
югу от экватора) не ставит такой проблемы; для него доста-
точно определить угловые координаты солнца и звезд, что
можно выполнить с помощью сравнительно простых при-
боров. Но для определения долготы требуются приборы и
другого типа, и другого класса точности, позволяющие од-
новременно определять положение и время. На протяжении
известных исторических эпох создание таких приборов на-
ходилось за пределами возможностей ученых, однако к концу
XVIII века отсутствие
их стало ощутимо
сдерживать развитие
судоходства. Как отме-
чал один из авторитет-
ных специалистов того
времени, "определение
долготы омрачало су-
ществование каждого
моряка, судна и груза.
Точное определение*
долготы казалось не-
сбыточным сном, по
достоверности сравни-
мым с утверждением
типа <свиньи летают>".
Для решения этой задачи требовался прибор, который
мог бы с высокой точностью фиксировать продолжитель-
ность плавания, невзирая на движение судна, колебания
температуры и влажности. Как заявил Исаак Ньютон в 1714
году членам специального Бюро долготы, сформированного
британским правительством: "Подобные часы пока не со-
зданы".
И действительно, часы XVII и начала XVIII столетий
были сравнительно грубыми устройствами, которые вполне
могли бы отстать или уйти вперед на четверть часа в сутки.
Для хорошего морского хронометра это не допустимо.
Только в конце 20-х годов талантливый английский
часовщик Джон Гаррисон приступил к работе, которая при-
вела в конце концов к созданию такого хронометра. Он
поставил себе цель выиграть премию в 20 000 фунтов, на-
значенную Бюро долготы "за изобретение прибора для оп-
ределения долготы, на которой находится судно, с допусти-
мой погрешностью не более 30 морских миль в шестине-
дельном плавании". Для выполнения этого условия хроно-
метр должен иметь погрешность не более 3-х секунд в сут-
ки. Прошло почти сорок лет, в течение которых Гаррисон
изготовил и испытал несколько опытных образцов, прежде
чем создал хронометр, который удовлетворял указанным тре-
бованиям. Наконец в 1761 году его элегантный хронометр
№
4 отплыл из Британии на Ямайку на борту корабля ко-ролевского флота "Дептфорд" в сопровождении сына Гар-
рисона, Вильяма. Через девять дней плавания, измерив с
помощью хронометра долготу, Вильям сообщил капитану,
что на следующее утро они увидят остров Мадейра. Капи-
тан поставил пять против одного, что тот ошибается, но
согласился держать курс. Вильям выиграл пари. Через два
месяца, уже на Ямайке, выяснилось, что хронометр отстал
на 5 секунд.
Гаррисон, таким образом, превзошел требования, сфор-
мулированные Бюро долготы. Однако из-за бюрократичес-
кой волокиты Британского правительства он получил заво-
еванную им награду в 20 000 фунтов лишь в 1776 году, за
три года до кончины. Естественно, секрет своей конструк-
ции он раскрыл только после получения премии. В резуль-
тате такой задержки капитан Джеймс Кук не смог восполь-
зоваться хронометром во время своего первого путешествия
1768 года. Только в третьем путешествии (1778-1779 годы)
ему удалось составить карту Тихого океана с впечатляющей
точностью широты и долготы каждого острова и берега. С
этого момента "благодаря попечению Господа и хронометру
Гаррисона... ни один штурман не мог уже сослаться на то,
что он прошел мимо острова в Тихом океане... или врезался
в неизвестно откуда взявшийся берег".
И действительно, благодаря верному определению дол-
готы карты Тихого океана, составленные Куком, должны
быть отнесены к первым образцам точной современной кар-
тографии. Более того, они напоминают нам, что для созда-
ния действительно хороших карт требуются как минимум
три составляющих: дальние путешествия, первоклассное
математическое и картографическое обеспечение и высоко-
классные хронометры.
Только после того, как в 70-е годы XVIII века хроно-
метр Гаррисона стал общедоступным, можно было считать
третье условие выполненным. Именно это блестящее изоб-
ретение позволило картографам точно определять долготу -
то, чего не могли делать ни шумеры, ни древние египтяне,
ни греки с римлянами - вообще ни одна из известных
цивилизаций до XVIII века. И именно поэтому вызывают
удивление и восхищение более древние карты, на которых
очертания материков указаны с современной точностью.
ТОЧНЫЕ ПРИБОРЫ
Эти необъяснимо точные значения координат можно
обнаружить в тех же документах, о которых я упоминал,
приводя мх в качестве примера поразительных географи-
ческих знаний, намного опередивших свое время.
Так, на карте Пири Рейса (1513 год) Южная Америка и
Африка размещены на точном удалении по долготе, что
является невероятным достижением, учитывая тогдашний
уровень науки и техники. Правда, Пири Рейс чистосердеч-
но признавался, что его карта основана на намного более
ранних источниках. Может быть, он почерпнул точные зна-
чения долготы в одном из них?
Большой интерес вызывает относящаяся к 1339 году
карта, получившая название "Портулан Дульсерта", с изоб-
ражением Европы и Северной Африки. Здесь данные по
широте .идеальны на огромных расстояниях, а общая по-
грешность долготы в изображении Средиземного и Черного
морей не превышает половины градуса.
Профессор Хэпгуд утверждает, что автор источника, с
которого копировалась карта "Портулан Дульсерта", "рас-
полагал необходимыми средствами для одновременного оп-
ределения широты и долготы. Для этого ему, в частности,
необходимо было иметь точные данные об относительных
долготах большого числа объектов, разбросанных на огром-
ном расстоянии между Гэлуэем в Ирландии и восточной
излучиной Дона в России".
Еще одной загадкой является относящаяся к 1380 году
карта Зено. На обширной поверхности, простирающейся на
севере до Гренландии, с удивительной точностью по широ-
те и долготе изображены многочисленные удаленные друг
от друга объекты. "Нельзя поверить, - пишет Хэпгуд, -
чтобы в XTV веке кто-нибудь мог точно определить широту
во всех этих точках, уж не говоря о долготе".
Заслуживает внимания и карта Оронтеуса Финиуса, где
весьма точно воспроизведены относительные координаты
береговой линии Антарктиды и континента в целом. Это
отражает уровень географических познаний, которого не
было до XX века.
Что касается карты "Портолано" Иегуди ибн-Бен Зары,
ее также характеризуют очень точные значения относитель-
ных широт и долгот. Так, относительная долгота Гибралта-
ра и Азовского моря .изображена с погрешностью не более
половины градуса; общая погрешность долготы карты от
края до края не Превышает градуса.
Эти примеры - лишь малая часть внушительного до-
сье, представленного Хэпгудом. По мере знакомства с его
кропотливым и подробным анализом крепнет убеждение,
что мы занимаемся самообманом, считая, что точные при-
боры для измерения долготы не существовали до XVIII сто-
летия. Напротив, карты Пири Рейса и других свидетель-
ствуют, что в это время соответствующие приборы были
изобретены повторно, через много веков после того, как
ими пользовалась некая затерянная в истории цивилиза-
ция, которая обследовала и нанесла на карты всю Землю.
Более того, похоже, что эти люди были в состоянии не
только сконструировать и изготовить технически совершен-
ные механические приборы, но и владели глубокими мате-
матическими познаниями.
ПРОПАВШИЕ МАТЕМАТИКИ
Прежде всего мы должны вспомнить очевидное: что
Земля - сфера. Когда дело доходит до составления ее карт,
только глобус в состоянии точно воспроизвести все пропор-
ции. Перенос картографических данных с глобуса на плос-
кие листы бумаги неизбежно связан с искажениями и мо-
жет быть осуществлен только при помощи искусственного
и сложного механического и математического преобразова-
ния, называемого картографической проекцией.
Существует несколько различных видов проекций. Наи-
более известной является, пожалуй, проекция Меркатора,
до сих пор используемая в атласах. Известны также азиму-
тальная, стереографическая, гномонная, азимутально-экви-
дистантная, сердцевидная и т.д., но в данном случае нет
необходимости вдаваться в подробности. Заметим только,
что для успешного осуществления проекции требуется ис-
пользование сложного математического аппарата, который,
по всей видимости, не был известен в Древнем Мире (осо-
бенно до 4000 года до н.э., когда, по общему мнению, не
было ни цивилизации вообще, ни такой, которая могла бы
развить математику и, в частности, геометрию, достаточно
высокого уровня).
Чарлз Хэпгуд передал свое собрание древних карт на
экспертизу профессору Массачусетсского технологического
института Ричарду Стрейчану. Общий вывод был очевиден,
но Хэпгуда интересовало, какой конкретно уровень мате-
матических познаний требовался для того, чтобы вычертить
первичные документы-источники. 18 апреля 1965 года
Стрейчан ответил, что уровень требовался очень высокий.
Так, на некоторых картах использовались проекции типа
меркаторовой - задолго до Меркатора. Относительная слож-
ность этой проекции, требующей расширения по широте,
связана с тем, что необходимо использовать метод тригоно-
метрического преобразования координат.
Другие аргументы в пользу того, что древние картогра-
фы были искусными математиками, сводятся к следующему:
1
.Определение местоположения объекта наповерхности континента требует использо-
вания как минимум методов геометрической
триангуляции. На больших расстояниях (по-
рядка 1000 миль) приходится вносить поправки
на' кривизну земной поверхности, что требует
некоторого понимания сферической тригоно-
метрии.
2. Взаимная привязка континентов также
требует понимания сферичности Земли и ис-
пользования сферической тригонометрии.
3. Культура, обладающая такими'познаниями,
в сочетании с точными приборами для произ-
водства необходимых измерений координат,
наверняка воспользовалась бы своим матема-
тическим аппаратом для создания карт.
Мнение Стрейчана относительно того, что указанные
карты, несмотря на многочисленные напластования поколе-
ний копировщиков, отражают работу древней загадочной и
технически развитой цивилизации, разделяется специалис-
тами разведки ВВС США, к которым также обращался Хэп-
гуд. Лоренцо Берроуз, командир картофафического под-
разделения 8-й эскадрильи технической разведки на базе
ВВС Уэстовер, особенно внимательно изучал карту Оронте-
уса Финиуса. Он пришел к выводу, что некоторые из ис-
точников, на которых она базировалась, были вычерчены с
использованием проекции, аналогичной современной серд-
цевидной. Это, заключил Берроуз,
"предполагает использование развитой мате-
матики. Кроме того, геометрия Антаркти-
ческого континента доказывает возможность,
если не сказать, высокую вероятность того,
что карты-первоисточники строились с ис-
пользованием стереографической или гномон-
ной проекций, требующих использования сфе-
рической тригонометрии. Мы уверены, что
СЛЕДЫ БОГОВ 3 5
данные, полученные Вами и Вашими сотруд-
никами, являются обоснованными и поднима-
ют чрезвычайно важные вопросы, которые
могут повлиять на геологию и историю древ-
него мира... "
Хэпгуд обнаружил еще один важный документ - ки-
тайскую карту, скопированную в 1137 году с более раннего
оригинала на каменной колонне. Эта карта содержит столь
же точные данные по долготам, что и остальные. На ней
такая же сетка и так же используется сферическая тригоно-
метрия. При ближайшем рассмотрении она имеет так много
общего с европейскими и ближневосточными картами, что
напрашивается вывод: у них общий источник.
И вновь перед нами оказывается уцелевший фрагмент
научных познаний исчезнувшей цивилизации. Более того,
подтверждается, что эта цивилизация, по крайней мере а
некоторых вопросах, была не менее развита, чем наша, и
что ее картографы "произвели съемку практически всего
земного шара с одинаково высоким техническим уровнем,
одними методиками, равными математическими знаниями
и, возможно, с использованием одних и тех же приборов".
Китайская карта свидетельствует еще и о том, что нам
было оставлено бесценное глобальное наследие, которое, ско-
рее всего, содержит не только географические познания.
Может быть, часть этого наследия принесли жителям
Южно-Американского континента в доисторическую эпоху
так называемые виракочас, загадочные бородатые люди, ко-
торые прибыли из-за моря "во времена мрака", чтобы вос-
становить цивилизацию после великого подъема суши?
И я решил отправиться в Перу, чтобы попытаться что-
нибудь обнаружить.
ЧАСТЬ 2
МОРСКАЯ ПЕНА
ПЕРУ И БОЛИВИЯ
ГЛАВА 4
ПОЛЕТ КОНДОРА
Я в южном Перу, лечу над огромными и причудливы-
ми рисунками пустыни Наска. Подо мной вслед за китом и
обезьяной в поле зрения попадает колибри; ее крылья тре-
пещут и распрямляются, изящный, клюв тянется к вообра-
жаемому цветку. Затем мы круто сворачиваем вправо; наша
крошечная тень преследует нас, когда мы пересекаем блед-
ный шрам Панамериканского шоссе, а затем следуем по
траектории, несущей нас к сказочному "Алькатрасу" - цапле
со змеиной шеей длиной 27ft метров, рожденной воображе-
нием неведомого мастера. Мы делаем круг, второй раз пере-
секаем шоссе, пролетаем над потрясающей композицией из
рыб и треугольников, уложенной возле пеликана, повора-
чиваем налево и обнаруживаем, что мы летим над удиви-
тельным изображением гигантского кондора с распростер-
тыми крыльями.
В тот момент, когда я пытаюсь закрыть рот, откуда ни
возьмись в непосредственной близости возникает еще один
кондор, на этот раз настоящий, самодовольный, как пад-
ший ангел, парящий на восходящем потоке. Мой пилот вздох-
нул и попытался преследовать его. На какое-то мгновение я
встретился с взглядом блестящих и бесстрастных глаз пти-
цы, которые как-будто оценивали нас. Сочтя нас лишними,
кондор заложил вираж и, пренебрежительно отвернувшись,
заскользил в сторону солнца, как видение из древнего мифа,
оставив нашу "Сесну" трепыхаться внизу.
Под нами оказались две параллельные линии длиной
почти в две мили, уходящие куда-то вдаль. А там, справа -
какая-то абстрактная композиция, огромная, но так идеаль-
но исполненная, что кажется неверояпшм, что ее автор - чело-
век.
Здешние жители говорят,, что эти изображения - дело
рук не людей, а .полубогов, виракочас, которые оставили
свои следы в Андах много тысяч лет тому назад.
ЗАГАДКА ЛИНИЙ
Плато Наска в южном Перу - место заброшенное, выж-
женное, неприветливое и бесплодное. Люди никогда не се-
лились здесь в большом количестве и вряд ли будут селить-
ся в будущем. Думаю, что поверхность Луны выглядит бо-
лее гостеприимной.
Однако, если вы - художник с размахом, эти высоко-
горные и обескураживающие равнины представляются весьма
многообещающим холстом площадью этак в 500 квадрат-
ных километров. Причем вы можете быть уверены, что ваш
шедевр не унесет пустынный ветер и не засыплют блужда-
'ющие барханы.
Правда, здесь дуют сильные ветры, но, к счастью, по
законам физики, их сила ослабевает вблизи земли: галька,
покрывающая поверхность пампы, накапливает солнечное
тепло, создавая защитный слой нагретого воздуха. Кроме
того, в почве содержится достаточно гипса, чтобы прикле-
ить мелкие камушки к поверхности, причем склейка регу-
лярно освежается утренней росой. И если что-то здесь на-
рисовано, то изображение остается надолго. Здесь почти не
бывает дождей - так, с полчаса моросит в декаду; поэтому
Наска относится к самым сухим местам на Земле.
Итак, если вы - художник и решили отобразить нечто
важное и грандиозное, причем навсегда, то можете рассмат-
ривать это странное и одинокое плоскогорье как ответ на
ваши молитвы.
Эксперты относят изображения пустыни Наска к до-
вольно отдаленным 'временам, основываясь на керамичес-
ких черепках, которые втоптаны в линии, и данных радио-
углеродного анализа найденных там органических остатков.
Эти данные указывают на период между 350 годом до н.э.
и 600 годом н.э. Строго говоря, эти данные ничего не сооб-
щают о собственно линиях, возраст которых так же неопре-
деленен, как и возраст обнажившихся при их прокладке
камней. Все, что можно утверждать наверняка, это то, что
Основные фигуры плато Наска
самые поздние из них насчитывают не менее 1400 лет Но
теоретически возможно, что они намного древнее - по той
простой причине, что предметы, послужившие основой для
датировки, могли быть принесены людьми в Наску позднее
Большинство
рисунков локализовано в южном Перу напочти квадратном участке серо-коричневой пустыни, огоа-
ниченном с севера рекой Инхенио и с юга рекой Наска
Участок пересекается Панамериканским шоссе. Здесь без
видимой системы разбросаны буквально сотни фигур. Не-
которые изображают животных и птиц (последних - 18 ви-
дов). Но подавляющее большинство - это геометрические
композиции из трапеций, прямоугольников; треугольников
и прямых линий. При взгладе сверху они напоминают со-
временному наблюдателю путаницу взлетно-посадочных
дорожек, родившихся в воспаленном воображений некоего
гражданского строителя, одержимого проектом ^огромного
аэродрома.
Поэтому неудивительно, что ряд авторов полагает,, что
полосы в пустыне Наска предназначены для посадки ино-
планетных космических кораблей, поскольку принято счи-
тать, что до начала XX века человечество было не способно
к полетам. Это предположение соблазнительно, но вряд ли
оно срабатывает в Наска. Так, трудно понять, зачем ино-
планетянам, способным преодолевать световые годы меж-
звездных пространств, вообще нужны взлетно-посадочные
полосы (ВПП). Неужели они ей своими техническими дос-
тижениями не могли бы организовать вертикальный" взлет
и посадку своих летающих тарелок?
Кроме того, нет никаких свидетельств, что полосы в
Наска когда-либо использовались для взлета или посадки
как летающими тарелками, так и чем-либо другим (хотя с
воздуха некоторые из них действительно похожи на ВПП).
При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не что.
иное, как просто грандиозные царапины на поверхности,
полученные отгребанием в сторону тысяч тонн вулканичес-
кой гальки, в результате чего обнажилось светлое основа-
ние пустыни - желтоватый песок и глина. Ни одна из
расчищенных полос не имеет глубины более нескольких
дюймов, и все они слишком мягки, чтобы позволить са-
диться на них летающим аппаратам на колесах. Немецкий
математик Мария Райхе, которая посвятила полвека изуче-
нию этих полос, поступила вполне логично, когда несколь-
ко лет назад похоронила гипотезу их внеземного происхож-
дения одной грустной фразой: "Боюсь, что космонавты увяз-
ли бы".
Но если не ВПП для колесниц чужюг богов, то чем еще
могли бы быть полосы Наска? Правда заключается в том,
что. их назначение никому не известно, так же как и их
возраст; это - настоящая загадка прошлого.
И чем ближе вы их разглядываете, тем непонятнее ста-
новится ситуация.
Ясно, например, что животные и птицы являются пред-
шественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и
прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачер-
кивая их. Очевидным выводом из этого является то, что
роспись пустыни выполнялась, в два приема. Более того,
вопреки общепринятым представлениям о техническом про-
грессе, нам приходится признать, что ранняя фаза была бо-
лее совершенной, чем последующая. Выполнение зооморф-
ных фигур требовало несравненно более высокого искусст-
ва и умения, чем прорезание прямых линий. Но как разде-
лены во времени художники первого и второго этапов?
Вместо того, чтобы задать себе этот вопрос, ученые ва-
лят обе культуры в одну кучу, называют их носителей ''на-
сканцами" и характеризуют их как примитивные племена,
которые необъяснимым образом овладели изощренной тех-
никой художественного самовыражения, после чего исчезли
с перуанской сцены за много веков до появления их более
известных наследников, каковыми являются инки.
. Насколько изощренными были "примитивные наскан-
цы"? Какими знаниями они должны были обладать, чтобы
начертать свой гигантский автограф на плато? Похоже, во-
первых, они были совсем неплохими астрономами-наблю-
дателями - по крайней мере, по мнению доктора Филлис
Пиглуги, астронома из чикагского планетария. После ин-
тенсивного изучения взаимного расположения звезд в На-
ска с применением компьютерных методов она пришла к
выводу, что знаменитое изображение паука задумано как
диаграмма гигантского звездного скопления в созвездии
Ориона, а сопрягающиеся с этой фигурой прямые - как
стрела, линии характеризуют изменения склонения трех звезд
в Поясе Ориона.
Действительное значение открытия доктора Питлуги
станет понятно позднее. А пока отметим, что изображенный
в Наска паук относится к виду Ricinulei 4. Это один из
редчайших видов пауков в мире, который был обнаружен
только в отдаленной и недоступной части влажных лесов
Амазонии. Каким образом "примитивные" художники из
Наска пропутешествовали так далеко от родины, перебрав-
шись через труднопроходимые Анды, чтобы добыть обра-
зец? Более того, зачем им это понадобилось и как они су-
мели воспроизвести мельчайшие подробности анатомичес-
кого строения Ricinulei, винимые только под микроскопом,
в том числе репродуктивный орган на конце вытянутой
правой ноги?
Таких загадок в Наска множество, и ни одно из изоб-
ражений животных, за исключением, пожалуй, кондора, не'
выгладит здесь уместным. В конце концов и кит, и обезья-
на так же не вписываются в пустынное окружение, как
паук с Амазонки. Странная фигура человека с поднятой,
как в приветствии, рукой^ обутого в тяжелые сапоги, с круг-
лыми совиными глазами не может быть отнесена ни к од-
ной известной эре или культуре. И другие изображения,
похожие на человеческие фигуры, не менее странны: их
головы окружены сияющим ореолом, так что они выглядят
на манер пришельцев с другой планеты.
Примечательны и размеры фигур. Колибри имеет дли-
ну 50 метров, паук - 46, кондор (и пеликан) простираются
от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица,
чей хвост в настоящее время перерезан Панамериканским
шоссе, имеет длину 188 метров. Почти все рисунки выпол-
нены в этом циклопическом масштабе в одной манере, ког-
да контур очерчен одной непрерывной линией.
Аналогичное внимание к подробностям можно наблю-
дать и в геометрических рисунках. Некоторые из них обра-
зованы прямыми линиями свыше восьми километров в длину,
которые тянутся по пустыне подобно дорогам римлян, ны-
ряя в русла пересохших рек, преодолевая каменистые осы-
пи и никогда не отклоняясь ни на йоту. .
Эту точность трудно, но все-таки можно объяснить с
позиций обычного здравого смысла. Но гораздо больше
ошеломляют зооморфные фигуры. Как авторам удалось так
точно выполнить их без самолета, не имея обзора перспек-
тивы в процессе работы? Все рисунки слишком велики,
чтобы их можно было разглядеть с земли; на этом уровне
они выглядят просто как бесформенные борозды в пусты-
не. Истинную форму изображений можно наблюдать лишь
с высоты в десятки и сотни метров. Такого естественного
возвышения поблизости не существует.
ТЕ, КТО ЧЕРТИТ ЛИНИИ, И ТЕ, КТО ЧЕРТИТ КАРТЫ
Я лечу над линиями, пытаясь понять смысл всего этого.
Мой-пилот Родольфо Ариас раньше служил В перуанс-
ких ВВС. После реактивных истребителей он считает, что
маленькая "Сесна" слишком медлительна, не вдохновляет
его- и вообще это такси с крыльями. Мы уже один раз
возвращались на аэродром в Наска, где вынимали одно из
окон, чтобы Санта, моя партнерша, могла перенацелить свои
камеры вертикально. Теперь мы экспериментируем со съем-
кой
с разных высот. С 60 метров над равниной амазонскийпаук Ricinulei как-будто хочет привстать и цапнуть нас своими
челюстями. Со 150 метров мы можем видеть несколько фигур
сразу: собаку, дерево, таинственную пару рук, кондора и
несколько треугольников и трапеций. С высоты же 450 мет-
ров доминировавшие ранее зооморфные фигуры выглядят
уже как мелкие разбросанные детали, окруженные удиви-
тельными каракулями и из огромных геометрических пост-
роений. Последние уже не напоминают ВПП; они больше
похожи на тропинки ^великанов, пересекающие плато бес-
смысленным, на первый взгляд, образом.
Однако, по мере того как земля уходит вниз и орлино-
му взору наблюдателя открывается более широкая перспек-
тива, я начинаю задумываться, нет ли какой-то системы в
клинописи из полосок и царапин внизу, и вспоминаю ма-
тематика Марию Райхе, которая жила в Наске и изучала
эти узоры с 1946 года. По ее мнению,
"геометрические фигуры производят впечат-
ление зашифрованного текста, в котором одни
и те же слова иногда обозначены огромными
буквами, а иногда малюсенькими значками. Су-
ществуют сочетания линий, которые воспро-
изводятся^ очень близкой геометрии, но очень
разного размера. Все чертежи состоят из оп-
ределенного набора базовых элементов... "
Пока "Сесна" болтается в небе, я вспоминаю, что не
случайно по-настоящему чертежи Наска были идентифици-
рованы только в XX веке, когда началась эпоха воздухо-
плавания. В конце XVI столетия 'испанский путешествен-
ник судья Луис де Монсон рассказал о "загадочных знаках
в пустыне" и собрал странные местные поверия о вирако-
час5.
Однако пока в 30-е годы нашего столетия не откры-
лось регулярное коммерческое воздушное сообщение между
Лимой и Арекипой никто и не подозревал, что здесь, в
южном Перу, находится крупнейший в мире образчик ху-
дожественной графики, И только развитие авиации одари-
ло людей божественной способностью взлететь в небо и
увидеть оттуда прекрасные и загадочные вещи, доселе скры-
тые от них.
Родольфо аккуратно ведет "Сесну" по кругу над изоб-
ражением обезьяны - огромной обезьяны, закутанной в
геометрические фигуры. Нелегко описать странное, гипно-
тическое впечатление, которое производит на меня рису-
нок: смотреть на него страшновато, хотя и непонятно, поче-
му, и в то же время это занятие затягивает. Тело обезьяны
очерчено сплошной непрерывной линией, которая затем
взлетает по ступеням неких пирамид, образуя зигзаг, и ны-
ряет в спиральный лабиринт хвоста, после чего возвращает-
ся, делая несколько крутых поворотов, образующих нечто
звездообразное. Нарисовать такое было бы непросто и на
листе бумаги, а уж здесь, в пустыне Наска, где размеры
обезьяны 120 метров в длину и 90 метров в ширину... По-
истине, те, кто вел эти линии, не ограничивали себя масш-
табами.
Не были ли они по совместительству картографами?
И почему их называли "виракочас"?
ГЛАВА 5
СЛЕД ИНКОВ, УХОДЯЩИЙ В
ПРОШЛОЕ
Никакие создания рук человеческих, никакие памят-
ники, города или храмы не могут сравниться по способнос-
ти сохранять первоначальные формы даже с самыми гибки-
ми религиозными традициями. Будь это древнеегипетские
"Тексты пирамид", еврейская Библия или Веды, такие тра-
диции относятся к самым нетленным творениям человека:
это корабли познания, путешествующие сквозь время.
Последние хранители древнего религиозного наследия
Перу - инки, чьи верования и "вдолища" были искорене-
ны, а сокровища разграблены в течение тридцати страшных
лет после испанского завоевания в 1532 году. Слава Богу,
некоторые из первых испанских путешественников предус-
мотрительно и честно попытались задокументировать пре-
дания инков, прежде чем они были полностью забыты.
Хотя в то время на них мало обращали внимания^ не-
которые из преданий очень ярко характеризуют великую
цивилизацию, которая, как считали, существовала в Перу
за тысячилет до этого 6. Таким образом сохранилась память
о цивилизации, основанной виракочас, теми самыми зага-
дочными существами, которые разрисовали пустыню Наска.
"МОРСКАЯ ПЕНА"
К моменту прибытия испанских конкистадоров импе-
рия инков простиралась вдоль Тихоокеанского побережья и
по высокогорьям Кордильер от нынешней северной грани-
цы Эквадора по всей территории Перу и достигала на юге
реки Мауле в центральном Чили. Удаленные уголки этой
империи соединялись протяженной и разветвленной сетью
дорог; к ним относились, например, две параллельные ма-
гистрали "север-юг", одна из которых тянулась на 3600 ки-
лометров вдоль побережья, а другая, такой же длины, через
Анды. Обе эти великие магистрали были вымощены и со-
единялись большим количеством поперечных дорог. Любо-
пытной чертой их инженерного оснащения были подвесные
мосты и прорубленные в скалах тоннели. Они явно были
продуктом развитого, дисциплинированного и амбициозно-
го общества. По иронии судьбы, эти дороги сыграли важ-
ную роль в падении империи, поскольку испанские войска,
ведомые Франсиско Писарро, успешно использовали их для
беспощадного наступления в глубь земель инков.
Столицей империи был город Куско, чье название на
местном языке кечуа означает "пуп земли". Согласно ле-
генде, его основали Манко-Капак и Мама-Окло, двое детей
Солнца. Причем, хотя инки поклонялись богу Солнца Инги,
наиболее почитаемым божеством был Виракоча, чьи тезки
считались авторами рисунков Наска, а само его имя означа-
ет "морская пена".
Несомненно, простым совпадением является то, что гре-
ческая богиня Афродита, рожденная из моря, была названа
в честь морской пены ("афрос"). Тем более что жители
Кордильер всегда бескомпромиссно считали Виракочу муж-
чиной, это известно наверняка. Ни один историк, однако,
не в состоянии сказать, сколь древним был культ этого
божества к тому моменту, когда испанцы положили ему
конец. Такое впечатление, что он существовал всегда; во
всяком случае, задолго до того, как инки включили его в
свой пантеон и построили посвященный ему величествен-
ный, храм в Куско, существовали свидетельства, что Вели-
кому богу Виракоче поклонялись все цивилизации в дол-
гой истории Перу.
ЦИТАДЕЛЬ ВИРАКОЧИ
Покинув Наску, мы с Сантой прибыли через несколько
дней в Куско, на место храма Кориканча, посвященного
Виракоче в доколумбову эру. Разумеется, сам храм давно
исчез или, если быть более точным, был погребен под на-
пластованиями позднейших сооружений. Испанцы сохра-
нили прекрасный фундамент инков и нижнюю часть не-
мыслимо прочных стен, возведя на них собственный гран-
диозный колониальный собор.
Подходя к собору, я вспоминал, что некогда здесь сто-
ял храм инков, покрытый 700 листами чистого золота, каж-
дый из которых весил около двух килограммов, а простор-
ный двор его был "засажен" целым полем золотой кукуру-
зы. И не мог не сопоставить это с храмом Соломона в
далеком Иерусалиме, который, как утверждают, тоже был
украшен золотой кровлей и чудесным садом из золотых
деревьев.
Землетрясения 1650 и 1950 годов почти полностью раз-
рушили испанский собор Святого Доминго, стоявший на
месте храма Виракочи, и оба раза приходилось отстраивать
его заново. Однако фундамент
и нижние стены, сооружен-ные инками, всегда оставались целыми благодаря особенно-
стям конструкции,, основу которой составляла элегантная
система перевязки многоугольных блоков. Эти блоки да
еще общее очертание в плане, вот, пожалуй, и все, что оста-
лось от первоначального сооружения, если не считать восьми-
угольной платформы из серого камня посередине просторного
прямоугольного двора, покрытой некогда 55 килограммами
золота. С двух сторон двора находятся оставшиеся от храма
инков помещения изящной архитектуры со сходящимися
кверху стенами и украшенными прекрасной резьбой ниша-
ми из гранитного монолита.
Мы гуляем по узким, мощеным булыжником улицам
Куско. Оглядевшись, я понял, что не только испанский
собор сидит на плечах более ранней культуры - весь город
производит несколько двойственное впечатление. Почти все
просторные, с балконами колониальные дома и дворцы, что
высились вокруг меня, венчали собой инкские фундаменты
либо включали в себя целиком инкские конструкции, об-
разчики той же прекрасной многоугольной архитектуры,
что и храм Кориканча. На одной из аллей, известной под
названием Атунрумийок, я остановился, чтобы рассмотреть
головоломную геометрию стены, сложенной из бессчетного
количества идеально пригнанных друг к другу блоков из
природного камня, причем все они были разного размера и
формы и взаимно перекрывали стыки в невероятном коли-
честве угловых соединений. Вырубить таким образом от-
дельные блоки и соединить их в такую сложную систему
могли только мастера своего дела, за плечами которых сто-
яли века архитектурных экспериментов. На одном блоке я
насчитал 12 углов и сторон только в одной плоскости, при-
чем в зазоры на стыках с соседними блоками мне не уда-
лось всунуть даже уголок листа тонкой бумаги.
БОРОДАТЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ
В начале XVI века, до того как испанцы серьезно взя-
лись за уничтожение перуанской культуры, в святейшем
храме Кориканча стояло изображение Виракочи. Согласно
тексту того времени, "Анонимному описанию древних обы-
чаев туземцев Перу", мраморная статуя божества "причес-
кой, телосложением, чертами лица, одеждой и сандалиями
больше всего напоминала Святого апостола Варфоломея -
так,- как его традиционно изображали художники". По дру-
гим описаниям Виракоча внешне напоминал Святого Фому.
Я изучил ряд иллюстрированных христианских церковных
рукописей, в которых фигурировали указанные святые; со-
гласно описаниям, оба выглядели как худощавые светлоко-
жие бородатые люди, пожилые, обутые в сандалии и одетые
в длинные ниспадающие плащи. Видно, что' все это точно
соответствует описанию Виракочи, принятому у поклоняв-
шихся ему. Следовательно, он мог быть кем угодно, только
не американским индейцем, поскольку у них сравнительно
темная кожа и редкая растительность на лице. Густая боро-
да и светлая кожа Виракочи скорее наводят на мысль о его
внеамериканском происхождении.
Тогда, в XVI веке, инки тоже были такого же мнения.
Они настолько однозначно представляли себе его физичес-
кий облик, согласно легендарным описаниям и религиоз-
ным верованиям, что сначала приняли светлокожих и боро-
датых испанцев за вернувшихся на их берега Виракочу и
его полубогов, тем более что такое пришествие предсказы-
вали пророки и, согласно всем легендам, обещал сам Вира-
коча. Это счастливое совпадение гарантировало конкиста-
дорам Писарро решающее стратегическое и психологичес-
кое преимущество в боях с численно превосходящим войс-
ком инков.
Кто же послужил прообразом Виракочи?
Комментариев нет:
Отправить комментарий