понедельник, 20 августа 2012 г.

  ЦЕРЕМОНИЯ С САРКОФАГОМ


Стоя в камере царя лицом к западу (направление смер-
ти у древних египтян и майя), я слегка оперся руками о
шершавый край гранитного саркофага, который, как уверя-
ют египтологи, был сделан как вместилище тела Хуфу. Я
смотрел в его мрачную глубину, куда с трудом проникал
тусклый электрический свет, и мне чудилось, что я вижу
пылинки, кружащиеся золотистым облачком.

Разумеется, это была всего лишь игра света и тени, но
камера царя полна таких иллюзий. Мне вспомнилось, что
Наполеон Бонапарт останавливался здесь на ночлег во вре-
мя завоевания Египта в конце XVIII века. На следующее
утро он появился бледный и потрясенный, испытавший что-
то такое, что его глубоко обеспокоило; позднее он никогда
об этом не говорил.

Уж не попробовал ли он спать в саркофаге?

Находясь под настроением момента, я взобрался в гра-
нитный кофр и лег, ногами к северу, головой к югу.

Наполеон бьет парень некрупный, ему должно было быть
удобно. Мне тоже хватало места. А каково было Хуфу?

Я расслабился и .постарался не думать о возможности
того, что придет кто-нибудь из охраны и обнаружит меня в
этом смущающем, а возможно, и запрещенном положении.
Надеясь, что меня не побеспокоят в течение нескольких
ближайших минут, я сложил руки на груди и подал голос
на низкой ноте. Я уже пробовал так делать в других точках
камеры царя, причем стены как-будто собирали звук, уси-
ливали и возвращали ко мне, так что я мог ощущать воз-
вращающиеся колебания подошвами ног, теменем и кожей.

В саркофаге я почувствовал примерно то же, только
усиление и концентрация колебаний были во много раз
интенсивнее. Ощущение было. такое, будто находишься в
резонансной камере какого-то гигантского музыкального
инструмента, рассчитанного на то, чтобы вечно звучать на
одной раскатистой ноте. Звук был интенсивный и достаточ-
но тревожный. Я представил, как он поднимается из кофра
и, отражаясь от красных гранитных стен и потолка камерыцаря, вылетает из северной и южной "вентиляционных"
шахт и распространяется на плато Гиза этаким акустичес-
ким грибообразным облаком.

Погрузившись в эти амбициозные видения и продол-
жая гудеть, так что звук эхом отдавался у меня в ушах и
заставил саркофаг вибрировать, я закрыл глаза. Когда же
через несколько минут я их открыл, передо мной предстало
зрелище, повергшее меня в глубокое смущение: вокруг сар-
кофага сгрудились шесть японских туристов различного
возраста и пола - по двое стояли с боков и по одному - в
голове и ногах.

Выглядели они... ну, скажем, изумленными. И я был
изумлен не меньше. Из-за недавних нападений, совершен-
ных вооруженными исламскими экстремистами, в Гизе по-
чти не было туристов, и я рассчитывал, что смогу один
хозяйничать в камере царя.

Что прикажете делать в подобной ситуации?

Собрав все свое самообладание, я поднялся, улыбаясь и
отряхиваясь. Японцы отодвинулись, и я вылез из саркофа-
га. С деловым видом, как-будто я все время занимаюсь
такими вещами, я прошел вдоль "северной вентиляционной
шахты", как ее называют египтологи, и принялся дотошно
ее обследовать.

Как мне уже было известно, эта шахта имеет попереч-
ное сечение 20х23 см и протяженность свыше 60 метров.

Она выходит наружу в районе 103-го ряда каменной клад-
ки пирамиды, причем направлена (сознательно или случай-
но?) в полярный район северной небесной полусферы под
углом 32 ° 30 . Это означает, что в 2500 году до н.э., в
Эпоху Пирамид, она была нацелена на верхнюю кульмина-
цию альфы Дракона.

К моему огромному облегчению, японцы быстро ос-
мотрели камеру царя и поочередно покинули ее, нагибаясь
и не оглядываясь. Как только они ушли, я перебрался на
другую сторону комнаты, чтобы осмотреть и южную шахту.
С тех пор, как я побывал здесь несколько месяцев назад, ее
вид преобразился радикально. В се отверстии возник кон-
диционер воздуха, установленный Рудольфом Гантенбрин-
ком, который в дальнейшем переключился на заброшенные
шахты камеры царицы.

Поскольку египтологи были убеждены, что шахты ка-
меры царя предназначены для вентиляции, они не имели
ничего против того, чтобы для повышения эффективности
этого процесса использовалось современное оборудование.
Однако с позиций эффективности, не были бы горизон-
тальные шахты предпочтительнее наклонных? Их, кстати,
было бы проще соорудить. Поэтому вряд ли можно считать
случайностью, что южная шахта камеры царя смотрит в
южное небо под углом 45 °. В Эпоху пирамид здесь пересе-
кала меридиан дзета Ориона, нижняя из трех звезд Пояса
Ориона - обстоятельство, как мне предстояло выяснить,
имеющее чрезвычайное значение для будущих исследова-
ний пирамид.

ИНСТРУКТОР ПО ИГРАМ


Теперь, когда я снова остался с камерой один на один,
я подошел к западной стене, наиболее удаленной от сарко-
фага, и повернулся лицом к востоку.

Огромная комната производит впечатление неограни-
ченного собрания математических игр. Например, ее высота
(5,81 метра) в точности равняется половине диагонали пола
(11,62 метра). Интересно, знали ли строители пирамиды,
что они также выражают здесь "золотое сечение", посколь-
ку пол камеры имеет форму прямоугольника с соотноше-
нием сторон ровно 1:2?

Обозначаемое "фи", золотое сечение является еще од-
ним иррациональным числом, которое, подобно "пи", не
может быть выражено арифметически. Его величина равня-



ется 5+1-2, то есть примерно 1,61803. Одновременно оно
является пределом, к которому стремится отношение сосед-
них чисел ряда Фибоначчи - последовательности 0; 1; 1; 2;

3; 5; 8; 13 и т.д., в которой каждый последующий член
является суммой двух предьщущих.

Графически "фи" можно представить следующим обра-
зом. Пусть точка С лежит внутри отрезка АВ так, что АС
больше СВ. Тогда золотое сечение - это такое отношение
всего отрезка АВ к его большей части АС, как АС к мень-
шей СВ, то есть:

фи = АВ/АС = АС/СВ.

Эту пропорцию, которая считается гармоничной и при-
ятной для зрительного восприятия, открыли предположи-
тельно греки-пифагорейцы, которые использовали ее в афин-
ском Парфеноне. Однако нет никакого сомнения, что чис-
ло "фи" было получено и отображено на 2000 лет раньше в
камере царя Великой пирамиды в Гизе.

Чтобы понять, каким образом, разделим прямоуголь-
ный пол камеры на два равньи воображаемых квадрата со
стороной, равной единице. Если один из этих квадратов
разделить пополам, чтобы получились два новых прямоу-
гольника, провести диагональ в том из них, который ближе
к центру, то сумма длин этой диагонали и меньшей сторо-
ны малого прямоугольника даст искомую величину фи = 1, 618
(по отношению к стороне квадрата, то есть единице).

Египтологи считают все это случайными совпадения-
ми. Однако строители пирамиды не делали ничего случай-
но. Кем бы они ни были, трудно представить себе более
целеустремленных и математически мыслящих людей.

С меня на сегодня было достаточно математических игр.
Уходя из камеры царя, я не мог не вспомнить, что она
расположена на уровне пятидесятого ряда кладки Великой
пирамиды на высоте 45 метров над землей. Это означает,
как указывал Флиндерс Петри с некоторым удивлением^
что строители сумели разместить ее "на уровне, где верти-
кальное сечение пирамиды уменьшается вдвое, где площадь
горизонтального сечения равна половине основания, где
диагональ из угла в угол равняется длине стороны основа-
ния, а ширина горизонтального сечения равна половине
диагонали основания".

Уверенно и эффективно забавляясь с более чем шестью
миллионами тонн камня, создавая галереи, камеры, шахты
и коридоры, добиваясь почти идеальной симметрии, почти
идеальных прямых углов и почти идеальной ориентации по
ключевым точкам, таинственные строители Великой пира-
миды находили время и для других фокусов, в том числе с
размерами огромного монумента.

Почему их мысль работала в этом направлении? Что
они пытались сказать или сделать? И почему через столько
тысяч лет после постройки этот монумент продолжает ока-
зывать магнетическое действие на такое множество людей

из самых разнообразных слоев общества, которые вступают
с ним в контакт?

Здесь неподалеку находился Сфинкс, так что я решил
отправиться со своими загадками к нему...

А

ГЛАВА 39
МЕСТО НАЧАЛА


Гиза, Египет, 16 марта 1993 года, 15.30


Великую пирамиду я покинул во второй половине дня.
Повторяя путь, которым мы с Сантой шли перед покорени-
ем монумента, я пошел в восточном направлении вдоль се-
верной стороны пирамиды, затем на юг вдоль восточной,
пробрался между нагромождением камней и древних могил,
которые сгрудились в этой части некрополя, и вышел на
присыпанный песком известняк плато Гиза, которое посте-
пенно опускалось в направлении юго-востока.

В конце этого спуска, в полукилометре от юго-восточ-
ного угла Великой пирамиды, в высеченном в скале углуб-
лении припал к земле Сфинкс. Двадцати метров в высоту,
более семидесяти метров в длину, с головой шириной в
четыре метра, он уверенно может считаться самой большой
цельной, скульптурой в мире - и самой прославленной:

На львином теле - человека голова,
И взор пустой безжалостен, как солнце.

Приближаясь к монументу с северо-запада, я пересек
древнюю мостовую, соединяющую Вторую пирамиду с так
называемым Храмом Хафры в долине, довольно необыч-
ным сооружением, расположенным всего в 15 метрах от
Сфинкса, на южном краю некрополя.

Этот храм очень долго считался намного старше эпохи
Хафры. В течение всего XIX столетия ученые единодушно
считали, что он построен в заведомо доисторические време-
на и не имеет ничего общего с архитектурой династическо-
го Египта. Все изменилось после того, как на территории
храма были обнаружены скульптурные изображения Хафры
с надписями. Большая их часть была серьезно повреждена,
но одна, которая находилась в положении вниз головой в
глубокой яме в приделе храма, оказалась почти целой. Изыс-
канно высеченный в натуральную величину из черного, твер-
дого, как драгоценные камни, диорита, фараон IV династии

изображен сидящим на троне, и ясный взор его устремлен в
бесконечность.

Тут-то на свет и появилось решение сообщества егип-
тологов, перед железной логикой которого остается только
благоговеть: раз в Храме долины найдены статуи Хафры,
значит, этот храм Хафрой и построен. Как подытожил обычно
не лишенный здравого смысла Флиндерс Петри: "Тот факт,
что единственными поддающимися датировке находками в
храме являются статуи Хафры, свидетельствует, что храм
относится к его эпохе; идея, что он мог воспользоваться
более ранней постройкой, представляется маловероятной".

Но почему, собственно, маловероятной?

На протяжении истории династического Египта многие
фараоны использовали постройки своих предшественников,
зачастую беззастенчиво срубая картуши с их именами и
заменяя собственными. Поэтому нет серьезных оснований
считать, что Хафра должен был устоять перед соблазном
связать Храм долины со своим именем, особенно если в его
сознании последний ассоциировался не с кем-то из предше-
ствующих древних правителей, а с великими "богами", ко-
торые, как считали древние египтяне, принесли цивилиза-
цию в долину Нила в ту далекую и мифическую эпоху,
которую они именовали Первым временем55. И Хафра вполне
мог считать, что, поставив свои прекрасные и "как живые"
статуи в месте такой древней и таинственной славы, к кото-
рой он не смог бы приобщиться никаким иным способом,
можно рассчитывать на вечные дивиденды. Если к тому же
Храм долины ассоциировался с именем Осириса, с которым
любой фараон мечтал повстречаться в вечной жизни 56, то
стремление Хафры установить с ним прочную символичес-
кую связь при помощи скульптур становится еще более
понятным.

ХРАМ ВЕЛИКАНОВ


< После того, как я пересек мостовую, путь, который я
выбрал, чтобы добраться до Храма долины, привел меня на
каменистое поле "мастаба", где менее знатные представите-
ли IV династии были захоронены в земле под надгробными
камнями в форме скамьи (мастаба - это современное араб-
ское слово, означающее скамью, отсюда и название, данное
этим могилам). Я прошелся вдоль южной стены храма, вспо-
миная, что это древнее здание почти так же точно ориенти-
ровано по оси север - юг, как Великая пирамида (с по-
грешностью всего 12 угловых минут).



В плане храм имеет форму квадрата со стороной 44 метра.
Он строился с учетом наклона плато, которое на западе
несколько выше, чем на востоке. В результате при высоте
западной стены всего 6 метров высота восточной стены до-
стигает 12 метров.

С юга храм выглядит как нечто клинообразное, призе-
мистое и мощное, он твердо стоит на скальном грунте. При
ближайшем рассмотрении оказалось, что в его конструкции
имеются некоторые особенности, глубоко чуждые и необъяс-
нимые с точки зрения современного наблюдателя, впрочем,
возможно, столь же чуждые и необъяснимые для древних
египтян. Начнем с того, что там полностью отсутствуют, и
внутри и снаружи, какие-либо надписи и другие пометки,
способствующие идентификации. В этом отношении, как
может заметить читатель. Храм долины вполне можно со-
поставить с рядом других анонимных и не поддающихся
датировке сооружений на плато Гиза, включая большие пи-
рамиды (а также с таинственным сооружением в Абидосе
под названием Осирион, о котором мы подробно погово-
рим в следующей главе); в то же время именно этим он
очень сильно отличается от типичных произведений древ-
неегипетского искусства и архитектуры, обильно декориро-
ванных всяческими орнаментами и надписями эт.

Другой важной и необычной особенностью Храма до-
лины является то, что его несущая конструкция полностью
сложена из гигантских известняковьк мегалитов. Большин-
ство их имеет габаритные размеры 5,4 метра в длину, 3
метра в ширину, 2,4 метра в высоту (размеры некоторых
достигают 9х3, 6х3). Типичный вес такого блока - свыше
200 тонн (тяжелее современного тепловоза), а ведь таких
блоков - сотни.

Не кажется ли это загадочным?
Египтологам не кажется; мало кто из них потрудился
как-нибудь прокомментировать, разве что самым поверх-
ностным образом, колоссальный размер блоков и проблемы
их монтажа. Как мы видели, вопросы подъема 70-тонных
блоков (100 легковых машин!) на уровень камеры царей
Великой пирамиды тоже не вызвали обильных коммента-
риев сообщества египтологов, так что отсутствие интереса к
Храму долины тоже не является неожиданным. Тем не ме-
нее вес блоков - действительно выдающийся, и проблема
ведет нас не только в другую эпоху, но, я бы сказал, в
другую этику, опирающуюся на систему ценностей, в том
числе и эстетических, в корне отличных от наших. Чего
ради, спрашивается, убиваться, используя неудобные 200-тон-
ные монолиты, если можно разрезать их на 10 (20, 40 или
80) меньших и несравнимо более маневренных? Зачем ос-
ложнять себе жизнь, если можно добиться того же видимо-
го результата с гораздо меньшими усилиями?

Да и вообще, как строители храма поднимали эти ко-
лоссальные мегалиты на 12-метровую высоту?

В настоящее время в мире существуют только два на-
земных крана такой грузоподъемности. Это огромные про-
мышленные машины для работы на переднем крае совре-
менной строительной индустрии, у которых стрела подни-
мается в воздух почти на 70 метров; чтобы они не перевора-
чивались, требуются 160-тонные противовесы. Их обслу-
живает бригада из 20 квалифицированных специалистов.
Для подготовки к подъему требуется около шести недель.

Другими словами, работа с 200-тонными грузами нахо-
дится почти на пределе возможностей современных строи-
телей, вооруженных передовой техникой. Не удивительно
ли, что для строителей Гизы это было почти обычным де-
лом?

Подойдя поближе к могучей южной стене, я заметил
еще одну особенность громадных известняковых блоков:

они не только до неприличия велики, но еще и имеют слож-

ную ступенчатую форму, как у тех, что использовались в
циклопических каменных сооружениях Саксайуамана и
Мачу-Пикчу в Перу (см. Часть II), как будто для того,
чтобы дополнительно усложнить и без того почти невыпол-
нимую задачу.

И еще я заметил, что стены храма сооружались, похо-
же, в два этапа. На первом этапе возводилась силовая кон-
струкция из тяжелых 200-тонных блоков, большая часть
которых уцелела, хотя подверглась сильной атмосферной
эрозии. Эти блоки были облицованы с обеих сторон плита-
ми из отшлифованного гранита, значительная часть кото-
рых уцелела внутри здания, но в основном отвалилась сна-
ружи. При ближайшем рассмотрении уцелевших наружные
плит и поверхности несущих блоков, от которых они отва-
лились, выяснился любопытный факт. Оказывается, в древ-
ности при монтаже облицовочных плит их оборотная сторо-
на была обработана по форме выступов и впадин выветрив-
шихся к этому времени несущих известняковых блоков.
Это, вне сомнения, говорит о том, что блоки были смонти-
рованы задолго до облицовки гранитом.

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...