КАМЕРА ЦАРИЦЫ
Гантенбринке и его "Упуате". Но 16 марта 1993 года, ниче-
го о них не зная, я расстроился, обнаружив, что проход в
камеру царицы закрыт, и возмущенно глядел на металли-
ческую решетку, которая перекрывала коридор.
Я помнил, что высота коридора (1,14 метра) не посто-
янна. Примерно в 33 метрах на юг от места, где я стоял, и
всего в 4,5 метрах от входа в камеру ступенька в полу
неожиданно увеличивала высоту до 1,73 метра. Никто не
дал этому убедительного объяснения.
Сама камера царицы, очевидно, пустая с момента пост-
ройки, имеет размер 5,2 метра с севера на юг и 5,5 метра с
востока на запад. У нее элегантный двускатный потолок
высотой 6,3 метра, с коньком, ориентированным точно по
направлению восток-запад. Пол ее, однако, выглядит неза-
вершенным. На бледных грубо отесанных стенах из извест-
няка постоянно выделяется соль, по поводу чего было мно-
го бесплодных рассуждений.
На северной и южной стенах с мемориальной надписью
"Открыто в 1872 году" - два прямоугольных отверстия,
обнаруженные Уэйнменом Диксоном, которые ведут в тем-
ное пространство таинственных шахт. Западная стена - со-
вершенно голая. На восточной стене доминирует ниша со
сводчатым верхом, смещенная на полметра к югу от середи-
ны стены; высота ниши - 4,6 метра; ее ширина у основа-
ния - 1,55 метра. Первоначальная глубина ниши около
метра, однако в средние века в ее дальней стене арабы-
кладоискатели вьщолбили дополнительное углубление в по-
исках скрытых камер, но так ничего и не нашли.
Египтологи не смогли прийти ни к какому убедитель-
ному выводу относительно первоначального назначения
ниши, как, впрочем, и всей камеры в целом.
Кругом путаница. Кругом парадоксы. Кругом тайны.
ПРИБОР
У Большой галереи есть свои тайны. Более того, это -
одна из самых таинственных частей Великой пирамиды. Ее
ширина - чуть больше двух метров, высота вертикальной
части стен - 2,3 метра; над этим уровнем сложены еще
семь слоев каменной кладки, каждый со сдвигом примерно
на 8 сантиметров внутрь галереи по сравнению с предыду-
щим, образуя свод с максимальной высотой 8,5 метров, при-
чем ширина полосы вдоль середины потолка около метра.
Вспомните, что конструктивно галерея должна практи-чески вечно воспринимать многомиллионный вес верхних
трех четвертей самого большого и самого тяжелого мону-
мента, когда-либо построенного на планете Земля. Не заме-
чательно ли, что группа предположительно "примитивных
технически" людей не только задумала и спроектировала
такую конструкцию, но и успешно осуществила ее на прак-
тике более 4500 лет тому назад?
Даже если бы они строили такую галерею длиной всего
6 метров, причем горизонтальной - все равно задача была
бы достаточно сложной, чтобы не сказать - исключительно
сложной. Но они остановились на варианте со сводчатой
кровлей и продольным наклоном в 26 °, а длину увеличили
до 47 метров. Более того, они сложили ее по всей длине из
идеально отделанных мегалитов из известняка - огромных,
гладко отшлифованных блоков, которым придана форма па-
раллелограммов, и сложили так плотно и с такой точнос-
тью, что стыки почти не видны невооруженным взглядом.
Кроме того, строители пирамиды сумели очень точно
соблюсти симметрию галереи, несмотря на довольно слож-
ную форму ее поперечного сечения. Это относится не толь-
ко к ступенчатому своду. Точно посередине пола вдоль всей
длины галереи между полуметровыми каменными бордюра-
ми сделан канал глубиной 0,6 метра и шириной около мет-
ра. Каково назначение этого канала. И почему он зеркаль-
но повторяет симметрию средней части потолка?
Я знал, что я не первый, кто стоял у основания Боль-
шой галереи во власти странного ощущения, как будто на-
ходишься "внутри какого-то прибора". Кому судить, оши-
бочно ли это ощущение? Или, наоборот, достоверно? Не
сохранилось никаких свидетельств функционального назна-
чения галереи, если не считать некоторых мистических и
символических намеков в древнеегипетских литургических
текстах. Эти намеки сводились к тому, что пирамиды рас-
сматривались как устройства для превращения умерших в
бессмертные существа: "распахнуть двери небесного свода и
проложить дорогу", чтобы усопший фараон мог "вознес-
тись в общество богов".
Мне не трудно бьшо бы согласиться, что здесь работала
подобная система верований, и она, очевидно, могла бы
послужить мотивом для всего этого предприятия. Тем не
менее мне было не понятно, почему свыше шести милли-
онов тонн физической субстанции, начиненной сложной
системой каналов и труб, коридоров и камер, было так уж
необходимо для достижения мистической, духовной и сим-
волической цели.
Пребывание внутри Большой галереи действительно ос-
тавляет ощущение, как-будто находишься в огромном при-
боре. Она, несомненно, оказывала на меня эстетическое воз-
действие (честно говоря, тяжелое и подавляющее), при том,
что была абсолютно лишена какого-либо декора и всего,
что могло бы напоминать о богослужении, религии (фигу-
ры богов, литургические тексты и прочее). Она производи-
ла прежде всего впечатление строгого функционализма и
целенаправленности - как-будто была построена для вы-
полнения какой-то работы. В то же время я чувствовал
сфокусированную торжественность стиля и сосредоточен-
ность, которые требовали, по меньшей мере серьезности и
полного внимания.
К этому моменту я прошагал примерно половину гале-
реи. Впереди и сзади меня свет и тени плясали на каменных
стенах. Остановившись, я поднял голову и посмотрел в сто-
рону скрытого во мраке сводчатого потолка, который дер-
жал на себе гнетущий вес Великой египетской пирамиды.
Внезапно я почувствовал, как же она ужасающе стара и
насколько моя жизнь в этот момент зависит от искусства
древних строителей. Пример этого искусства демонстриро-
вали тяжеленные блоки перекрытия - каждый из них был
уложен чуть круче, чем общий угол наклона галереи. Со-
гласно мнению крупного археолога и геодезиста Флиндерса
Петри, это бьшо сделано,
"чтобы нижний угол каждого камня входил в
паз, высеченный в верхней части стены, как
собачка в храповое колесо; соответственно
ни один камень не давит на предыдущий, и их
давление не суммируется по всей кровле; каж-
дый камень удерживается боковыми стенка-
ми по отдельности".
>
И это'- дело рук людей, цивилизация которых толь-
ко-только возникла из неолита с его охотой и собиратель-
ством?
Я снова двинулся вверх по галерее, пользуясь 60-сан-
тиметровым центральным углублением в полу. Уложенный
в него в наше время деревянный настил с поперечными и
продольными брусками делал восхождение сравнительно
легким. Однако в древности карабкаться по наклоненному
на 26 ° полу из гладко отшлифованного известняка было,
наверное, почти невозможно.
Как же это делали? И делали ли вообще?
Впереди в конце Большой галереи чернел вход в каме-
ру царя, маня любознательного путника к сердцу загадки.
ГЛАВА 38
ИНТЕРАКТИВНАЯ ТРЕХМЕРНАЯ
ИГРА
На самом верху Большой галереи мне пришлось влезть
на здоровенную гранитную ступень почти метровой высо-
ты, которая, насколько я помню, лежит точно на оси "вос-
ток-запад" пирамиды - как перекрытие камеры царицы.
Соответственно она отмечает границу между северной и
южной половинами монумента. Внешне напоминая алтарь,
эта ступень образует массивную горизонтальную площадку
непосредственно перед небольшим квадратным туннелем,
который служил входом в камеру царя.
Остановившись на минутку, я оглянулся на галерею.
Никаких украшений, никакой религиозной иконографии,
полное отсутствие узнаваемой символики, какая обычно ас-
социируется с системой верований древних египтян. Взгляд
регистрирует только бесстрастную регулярность и застыв-
шую машинообразную простоту этой сорокасемиметровой
величественной полости.
А наверху еле-еле виднелось темное отверстие, проби-
тое в восточной стене повыше моей головы. Никому не
известно, кто и когда первым здесь поработал и какого оно
первоначально было размера. Это отверстие ведет в первую
из пяти "камер упокоения" над камерой царя; в 1837 году
его расширили, когда Говард Вайс пробивался к последую-
щим четырем камерам. Снова оглянувшись вниз, я еле раз-
глядел внизу, у основания западной стены, место, откуда
почти вертикальный колодец начинает свой головокружи-
тельный пятидесятиметровый спуск через тело пирамиды,
чтобы далеко под землей соединиться с нисходящим кори-
дором.
Для чего потребовался такой сложный аппарат из труб
и проходов? На первый взгляд, это лишено смысла. Так же,
впрочем, как и все в Великой пирамиде, если только вы не
готовы уделить ей серьезного внимания. И тогда время от
времени, совершенно непредсказуемым образом, вас может
ждать вознаграждение. Так, если у вас есть склонность к
точным наукам и вы запросите у нее размер высоты и пери-
метра основания, она может в ответ "распечатать" вам чис-
ло "пи". Если вы готовы "копать" дальше, она будет выда-
вать дополнительную математическую информацию, каж-
дый раз все более сложную и трудную для понимания.
Этот процесс оставляет ощущение запрограммирован-
ности, как-будто он заранее тщательно "просчитан". Уже не
в первый раз я почувствовал, что пирамида представляется
мне специально сконструированной гигантской обучающей
машиной - или, скорее, трехмерной интерактивной зада-
чей, оставленной в пустыне, чтобы человечество ее решало.
ПРЕДКАМЕРА
Имея чуть больше метра в высоту, проход в камере
царя заставляет всех людей нормального роста нагибаться.
Правда, уже через метр с небольшим вы попадаете в "пред-
камеру", где потолок внезапно поднимается на высоту трех
с половиной метров. Восточная и западная стены предкаме-
ры сложены из красного гранита; в них высечены четыре
пары расположенных друг против друга пазов, в которых,
по мнению египтологов, должны были скользить толстые
подземные плиты-двери. Три из этих пар доходят до самого
пола, и в них ничего нет. Что касается четвертой (самой
северной) пары пазов, то она прорезана только до уровня
перекрытия "прихожей" (то есть кончается в метре от пола),
и в нее вставлена гранитная плита толщиной 23 сантиметра
и высотой около 1,8 метра. Между северным торцом "при-
хожей", откуда я только что вошел, и зависшей плитой
расстояние по горизонтали всего 53 сантиметра. Расстояние
между верхом плиты и потолком около 1,2 метра. Каково
бы ни было предназначение этой системы, очень трудно
согласиться с египтологами, что она должна была препят-
ствовать проникновению мародеров.
Здорово озадаченный, я поднырнул под плиту и снова
распрямился уже в южной части предкамеры, длина кото-
рой около трех метров при прежней высоте 3,6 метра. "На-
правляющие " пазы в восточной и западной стенах были
основательно изношены, но различимы. Никаких следов
подъемных плит видно не было, и было трудно предста-
вить, как можно было бы установить такие громоздкие ка-
менные объекты в столь стесненном рабочем пространстве.
Я вспомнил, как Флиндерс Петри, который методично
обследовал в конце XIX века весь некрополь Гизы, ком-
ментировал похожую ситуацию во Второй пирамиде: "Гра-
нитные подъемные ворота в нижнем проходе демонстриру-
ют высокое мастерство в перемещении масс, поскольку для
их подъема потребовалось бы 40-60 человек; тем не менее
их подняли и установили на место, причем в узком прохо-
де, где к ним могли подойти всего несколько людей". Те
же соображения могут быть адресованы подъемным плитам
в Великой пирамиде. Если только речь действительно идет
о подъемных плитах-воротах, которые нужно поднимать и
опускать.
Следует иметь в виду, что для того, чтобы их можно
было поднимать и опускать, плиты должны быть короче,
чем полная высота предкамеры; будучи подняты к потолку,
они должны оставить внизу достаточно места, чтобы те,
кому положено, могли войти в гробницу или выйти из нее.
Но это, в свою очередь, означает, что когда плиты опуска-
ют вниз на пол, чтобы перекрыть вход в предкамеру, то
сверху между плитой и потолком возникает такой же про-
свет, какой раньше был внизу. Ясно, что любой предпри-
имчивый мародер сумеет им воспользоваться.
Таким образом, и здесь в предкамере мы встречаемся с
такими же парадоксами, когда сложная конструкция соче-
тается с видимой функциональной бессмысленностью.
Выходной туннель, тех же размеров, что и туннель-
прихожая" на входе, облицован массивным красным гра-
нитом. Он начинается в южной стене предкамеры, также
сложенной из гранита, но имеющей в своем составе на са-
мом верху тридцатисантиметровую плиту из известняка.
Пройдя 2,7 метра по туннелю, вы оказываетесь в камере
царя, большой мрачной красной комнате целиком из гра-
нита, которая создает атмосферу огромной энергии и мощи.
КАМЕННЫЕ ЗАГАДКИ
Я встал в центре камеры царя, большая ось которой
точно направлена с востока на запад, а малая столь же точно -
с севера на юг. Высота комнаты 5,8 метра; в плане - это
прямоугольник с соотношением сторон точно 2:1 (10,46 метра
на 5,23 метра). Пол состоит из 15 массивных гранитных
плит, стены - из 100 гигантских блоков, каждый весом по
70 тонн и более, уложенных в пять рядов, а потолок пере-
крыт еще девятью блоками по 50 тонн каждый. Все это
производит впечатление интенсивного и непреодолимого
сжатия.
У западной стены камеры находится объект, ради кото-
рого, если верить египтологам, сооружалась вся Великая
пирамида. Этот объект, высеченный из одного куска тем-
но-шоколадного гранита, содержащего особо твердые зерна
полевого шпата, кварца и слюды, - кофр без крышки,
предположительно саркофаг Хуфу. Размеры его внутренней
полости: длина 2 метра, глубина 0,87 метра и ширина 0,68
метра. Наружные размеры: длина 2,27 метра, высота 1,05
метра, ширина 0,98 метра. Кстати, поперечные размеры слиш-
ком велики, чтобы его можно было пронести через нижний
(теперь забитый) вход в восходящий коридор.
В размерах саркофага не обошлось без неких математи-
ческих игр. Так, его внутренний объем 1166,4 литра, вне-
1ПНИЙ - ровно вдвое больше - 2332,8 литра. Такую точ-
ность (до пятой значащей цифры) нельзя считать случай-
ным совпадением, причем стенки кофра обработаны масте-
рами высочайшей квалификации и опыта с точностью, ко-
торую могут обеспечить лишь современные станки. По мне-
нию Флиндерса Петри, который сам был озадачен результа-
тами исследования, в распоряжении этих мастеров были
инструменты такого класса, "какие мы лишь недавно по-
вторно изобрели..."54
Петри особенно внимательно обследовал саркофаг и со-
общил, что он вырезан из гранитного блока прямыми пила-
ми "не менее 2,5 метра в длину". Поскольку этот гранит
имеет очень высокую твердость, пришлось предположить,
что пилы были изготовлены из бронзы (самого твердого из
доступных в то время конструкционных материалов), а их
режущие кромки оснащены еще более твердыми камнями.
"Характер работы заставляет в первую очередь думать об
алмазе в качестве режущего материала; против этого пред-
положения - только его редкость вообще и отсутствие ме-
сторождений в Египте, в частности..."
Еще большая таинственность окружает обработку внут-
ренней полости саркофага, которая представляет значитель-
но большую сложность, чем вырезание из блока породы.
Как считал Петри, для этого египтяне должны были
"...перейти от возвратно-поступательного ре-
зания к вращательному, как-бы свернув пилу в
трубу; проделав образовавшимся трубчатым
сверлом кольцевые канавки и выломав остав-
шиеся стержни-керны, они могли с минималь-
ными затратами труда выбирать большое
количество материала. Диаметр этих труб-
чатых сверл лежал в диапазоне от 6 до
130 миллиметров, а ширина режущей кром-
ки - от 0,8 до 5 миллиметров... "
Разумеется, Петри признавал, что никому из египтоло-
гов нс удавалось найти самих алмазных сверл и пил. Одна-
ко характер поверхностей, обработанных сверлением и пи-
лением, убедил его в существовании подобных инструмен-
тов. Заинтересовавшись этой проблемой, он расширил свои
исследования и, не ограничиваясь саркофагом камеры царя,
распространил их на много других изделий из гранита и
керны, которые он собрал в Гизе. Чем глубже он исследо-
вал проблему, тем более загадочной становилась камнерез-
ная технология древних египтян:
"Достойным удивления является величина сил
резания, о которой свидетельствует скорость,
с которой сверла и пилы проходили сквозь ка-
мень; по-видимому, при сверлении гранита 100-
миллиметровыми сверлами на них действова-
ла нагрузка не менее 1-2 тонн. У гранитного
керна №7 спиральная риска, оставленная ре-
жущим инструментом, имеет шаг вдоль оси
отверстия, равный дюйму (25,4 мм), при дли-
не окружности отверстия 6 дюймов (152,4
мм); этому соответствует потрясающая ско-
рость резания... Такую геометрию спираль-
ных рисок нельзя объяснить ничем, кроме того,
что подача сверла осуществлялась под огром-
ной нагрузкой... "
Не странно ли, что на так называемой заре цивилиза-
ции, свыше 4500 лет назад, древние египтяне располагали
сверлильными станками индустриальной эпохи с усилием
на шпинделе в тонну и больше, что позволяло им врезаться
в твердые камни, как в масло?
У Петри не было объяснения этой загадке. Также не
мог он объяснить, каким инструментом были вырезаны
иероглифы на диоритовых чашах времен IV династии, ко-
торые он отыскал в Гизе: "Иероглифы прорезаны в диорите
чрезвычайно острым инструментом, а не процарапаны или
прошлифованы, о чем свидетельствуют кромки линий..."
Это чрезвычайно удивило педантичного Петри, посколь-
ку он знал, что диорит - один из самых твердых камней на
земле, намного тверже железа. Но, оказывается, в Древнем
Египте его прекрасно резали с высокой точностью при по-
мощи какого-то неизвестного гравировального инструмента:
"Поскольку ширина линий всего 0,17 милли-
метра, очевидно, что твердость режущей
кромки инструмента должна быть выше, чем
у кварца; кроме того, ее материал должен
быть достаточно вязким, чтобы не рассы-
паться при такой острой кромке (порядка 0,13
миллиметра). Известно, что удавалось гравиро-
вать параллельные линии с шагом всего 0,8 мм".
Иными словами, речь идет об инструменте, конец ко-
торого, острый как иголка, имел настолько высокую, чтобы
не сказать - исключительную, твердость, что легко погру-
жался в диорит и делал в нем бороздки, возникающие при
этом. Что это за инструмент? Как с ним работали, как
прилагали необходимые усилия, как выдерживалась точ-
ность, необходимая для проведения параллельных линий с
шагом 0,8 миллиметра?
Но трубчатые сверла с алмазным зубом, использование
которых для обработки саркофага камеры царя предполо-
жил Петри, еще можно себе представить. Труднее, но тоже
возможно, вообразить неизвестный инструмент для грави-
ровки по диориту, особенно если допустить существование
в 2500 году до н. э. намного более высокого уровня техно-
логии, чем готовы признать египтологи.
Но дело не только в нескольких иероглифах на не-
скольких чашах. Во время своих путешествий по Египту я
познакомился с большим количеством сосудов, датировка
которых восходит к додинастическим временам, таинствен-
ным образом выточенных из материалов типа диорита, ба-
зальта, кристаллического кварца и аспидного сланца.
Свыше 30 тысяч таких сосудов было найдено под сту-
пенчатой пирамидой Зосера в Саккаре, относящейся к III ди-
настии. Это означает, что они по меньшей мере не моложе
самого Зосера (то есть примерно 2650 год до н.э.). В прин-
ципе они могут быть даже старше, потому что аналогичные
сосуды находили в слоях, относящихся к додинастическим
временам (4000 год до н.э. и ранее), и потому что традиция
передачи ценностей по наследству, от поколения к поколе-
нию, существовала в Египте с незапамятных времен.
Были ли они сделаны в 2500 или 4000 годах до н.э.,
или вообще раньше, каменные сосуды из ступенчатой пира-
миды замечательны качеством изготовления, которое дос-
тигнуто за счет использования какого-то неизвестного и
почти невообразимого инструмента.
Почему невообразимого! Потому что многие из этих
сосудов - высокие вазы с длинным, тонким, элегантным
горлышком и сильно расширяющейся внутренней полос-
тью, которая зачастую имеет полые заплечики. Еще не изоб-
ретено инструмента, которым можно было бы вырезать вазы
такой формы, потому что он должен быть достаточно уз-
ким, чтобы пролезать через горлышко, и достаточно проч-
ным (и соответствующего профиля), чтобы им можно было
бы изнутри обработать заплечики и скругленные по радиу-
су поверхности. И как, спрашивается, приложить к такому
инструменту достаточное для таких операций усилие, на-
правленное внутрь или наружу?
Высокие вазы никоим образом не являются единствен-
ным типом загадочных сосудов, отрытых в пирамиде Зосера
и других древних сооружениях. Среди них урны с изящны-
ми орнаментальными ручками, вырезанные из одного кус-
ка камня. Пузатые сосуды с очень широким низом и очень
узким горлом. Открытые чаши; почти микроскопические
фиалы; странные изделия в форме колеса, вырезанные из
аспидного сланца с загнутыми внутрь краями, настолько
тонкими, что почти прозрачны. Во всех случаях совершен-
но потрясает точность обработки; внутренние и внешние
стенки практически эквидистантны, повторяя форму друг
друга, а поверхность их абсолютно гладкая, без рисок, ос-
тавленных режущим инструментом.
Нам неизвестны технологии, доступные древним егип-
тянам, которые позволяли бы добиваться таких результа-
тов. Более того, на это не способны, пожалуй, и современ-
ные резчики по камню, в распоряжении которых находятся
лучшие инструменты из карбида вольфрама. Это означает,
что в Древнем Египте пользовались какой-то неизвестной
или секретной технологией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий