воскресенье, 30 сентября 2012 г.

Небольшое отступление: Аратта Небольшое отступление: Аратта

Продолжение



Небольшое отступление: Аратта



В шумерском мифе "Энмеркар и верховный жрец Аратты" говорится о том, что все земли вокруг были в подчинении у Энмеркара и платили ему дань, и только горное селение Аратта не платило. Для постройки храма Энмеркару нужны были золото и драгоценые камни, а Аратта как раз славилась добычей золота и лазурита.
Многие считают, что Аратта находилась либо на территории Афганистана, либо в Индии, где и сегодня добывают лазурит. Однако в Афганистан нет водного пути от Урука, который использовал Энмеркар, добираясь туда, и в той местности не было найдено древних поселений, относящихся к эпохе Энмеркара. Также, согласно легенде "Энмеркар и Энсухгир-ана", в Аратту после того, как народ хамази был побеждён, пришёл колдун, который был родом из хамази. Вряд ли бы тот человек шёл сотни километров в Индию, чтобы достичь Аратты. Хамази располагались на севере, за Загросскими горами, недалеко от места, где позже располагалось государство Урарту. Аратта стала Урарту и позже Арменией, где находятся Араратские горы. В Урарту из Урука можно было добраться на корабле. Там также, как и в Шумере, поклонялись Иштар (Анаит), что свидетельствует о связи этих двух поселений. Границы древней Армении совпадали с границами государства Урарту, что может означать, что Аратта находилась на самой западной окраине древней Армении. Единственным аргументом против предположения, что Аратта могла находиться на территории Армении, является то, что там нет промышленных разработок лазурита. Однако известно, что в 714 г. до н. э. Саргон II, совершив поход против Урарту, при перечислении добычи указал: "34 таланта 18 мин золота, 167 талантов 2 1/2 мины серебра, бронзы, свинца, сердолика и лазурита..." 1. Значит в том регионе были залежи этого камня. Потому Аратта могла располагаться в районе Урарту.

1 И. М. Дьяконов.Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту. Вестник древней истории, N 3, 1951. 51. http://annals.xlegio.ru/urartu/avi/index.html.

Вернёмся к Эрмеркару
Энмеркар заявил: "Пусть люди Аратты построят для меня такой же великий храм, как храм Эриду - Э-нун". Он хотел построить для себя храм, не просто как у всех богов, но как у одного из верховных богов - Энки. Энмеркар говорил, что бог Нинурта держал его на своих коленях, что бог Уту любит его, а также хвастался перед жрецом Аратты, что богиня Инанна - его любовница. Амбиции этого человека действительно были огромными. Поэтому в Библии Нимрод-Энмеркар упомянут особо.
"Царство его вначале составляли Вавилон, Урук...", т.е. сначала он правил в Вавилоне, потом он спустился на юг, покорил все народы, получил одобрение богов, стал царём Урука, и начал собирать людей для строительства башни.
Следующая легенда - из Армении (http://www.armenianhouse.org/draskhanakertsi/history-ru/chapter1_10.html , гл.2). В ней говорится о том, что Хайк (сын Форгама, правнук Иафета, т.е. из 3-го поколения, рождённого до строительства башни) со своей семьёй жил в Вавилоне. Воспротивившись власти Бэла-Нимрода (там так и сказано: "Нимрод"), Хайк со своим племенем решил уйти оттуда. Нимрод стал преследовать его и догнал в горной долине. Там совершилась битва, и, армянская легенда повествует, что Хайк пронзил Нимрода стрелой и стал владычествовать в Армении. Однако о смерти Нимрода от руки Хайка нигде более не говорится, поэтому можно смело предположить, что Нимрод всё же подчинил Армению, и Хайк продолжал царствовать там, но только как его вассал.
История Нина
И, наконец, одну из самых интересных легенд пересказал для нас Диодор Сицилийский, историк 1-го столетия (на русском -http://www.ancientrome.ru/antlitr/diodoros/diod02-f.htm , полнее на анг. -
http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Diodorus_Siculus/home.html)
http://www.archive.org/stream/historyofantiqui02dunciala/historyofantiqui02dunciala_djvu.txt).
Эта история была записана Ктесием Книдским (V в. до н.э.), лекарем персидского царя Артаксеркса II. Ктесий утверждал, что был допущен в царскую библиотеку, и из тех документов он и списал эту и другие истории. Диодор пересказал историю о вавилонском царе Нине (Нимроде).
Сначала Нин напал на Армению и подчинил её, сделав армянского царя 1 своим вассалом.. Потом Нин-Нимрод покорил Мидию и решил подчинить себе всю Азию от реки Танаиса 2 до Нила (Египет).. Он оставил вместо себя сатрапа, заключил военный союз с арабами, и за 17 лет он покорил всю Азию, включая территории Греции и Египта, кроме Индии и Бактрии 3 . Потом он отпустил арабов со всеми трофеями, захваченными ими в ходе сражений, собрал всех своих подчинённых со всех концов его владений и построил город, которому дал своё имя - Нин (или Ниневия).
На илл.: Нин. Guillaume Rouille. XVI в. Библия говорит, что Ниневию построил Нимрод. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что Нин, Нимрод и Энмеркар - одно лицо.
После постройки Ниневии Нин выступил против Бактрии, которую не смог завоевать в начале своего победоносного марша. Там Нин повстречал Семирамиду и женился на ней (согласно многим легендам Семирамида считалась женой Нимрода). Здесь мы сделаем небольшое отступление и поведаем о Семирамиде.
1В тексте говорится о царе Барзоне, однако такого имени в армянских исторических документах нет; возможно, что это и был тот же Хайк или царь Аратты.
2 Река Танис- Дон. Дон считался границей между Европой и Азией.
3 Бактрия - район около Памира и Гималаев.


Семирамида
Матерью Семирамиды была богиня Деркето (Атаргатис), которая была наполовину женщиной, наполовину рыбой. Деркето, якобы, оскорбила Афродиту, и та за это внушила ей любовь к смертному. Деркето родила от него Семирамиду и от стыда бросилась в воду и превратилась в рыбу, оставив младенца Семирамиду на голой скале. Сначала младенца кормили голуби. Потом её нашёл пастух и передал Симму - главному по царским стадам. Тот, будучи бездетным, удочерил её.
Илл.: Семирамида-младенец. E. Wallcousins. ''Myths of Babylonia and Assyria'' by D. MacKenzie. 1915
Когда Семирамида подросла и стала очень красивой девушкой, от Нина был послан испектор по имени Онн проверить царские стада. Очарованный красотой Семирамиды, он выпросил Симма отдать её ему в жёны.
Женившись, Онн полностью подпал под влияние своей красивой и умной жены, и самостоятельно уже ничего не мог решать. Всем руководила молодая жена. Семирамида родила ему двух сыновей: Гиапата и Гидаспа .
Но вернёмся к Нину. Итак, армия Нина двинулась на Бактрию и осадила главный город Бактру. Никто не знал, как долго будет продолжаться осада Бактры. Её стены казались неприступными.
Среди военоначальников Нина был Онн. Соскучившись по своей молодой жене, Онн послал за ней, чтобы привезти её в лагерь. Семирамида, узнав о трудностях с покорением Бактры, сделала для себя красивые доспехи и подготовилась к нападению на город. Подъехав к городу, она заметила, что лагерь Нина расположился у стен города, и все защитники города сосредоточились там же, на стене, оставив дозорную башню без внимания. Из наиболее храбрых воинов она собрала группу умеющих лазать по стенам, и вместе с ними незамеченной защитниками города забралась на башню. Оттуда Семирамида подала сигнал силам Нина. Бактрийцы, увидев себя окружёнными, запаниковали и, оставив защиту стен, бросились наутёк, ища спасения.
Нин был восхищён храбростью и находчивостью молодой женщины и одарил её различными дорогими подарками. Позже, пленённый её красотой и умом, он стал выпрашивать Онна отдать ему её в жёны. Онн, не в силах ни отказать Нину, ни расстаться с его любовью, впал в глубокую депрессию и однажды, не вытерпев мук душевных, покончил с собой. Сразу после смерти Онна Семирамида стала женой Нина. Ей тогда было только 20 лет.
Они вместе вернулись в Ниневию, и она родила Нину сына - Ниния. Нин умер, но незадолго до смерти передал Семирамиде всю власть. Семирамида построила в честь мужа огромную насыпь, и, поскольку Ниневия располагалась на равнине у реки Евфрата, насыпь была видна на многие десятки километров 1. Потом Семирамида построила город Вавилон, со многими воротами, мостами и башнями, а в центре она возвела храм Белу2.
Она также построила и другие города на реках Тигра и Евфрата, где она установила торговые точки для обмена товарами с Мидией и другими регионами. Из гор Армении Семирамида привезла огромный камень около 39 метров высотой и 8 метров шириной у основания. Камень с помощью множества работников и вьючных животных был притащен к реке, и потом по реке был спущен в Вавилон. Это был первый обелиск в Вавилонии.
Потом она оставила несколько памятников себе в Мидии, Персии и других подчинённых ей регионах. Посетила весь Египет, и завоевала Ливию (граничит с Египтом на западе) и Эфиопию (южнее Египта). После этого оракул Амона сказал ей, что она уйдёт из мира людей и станет бессмертной, когда на её жизнь покусится её собственный сын.
Семирамида вернулась в Бактрию и решила овладеть Индией. Её выступление против Индии было неудачным, 2/3 её армии погибло. По возвращении от туда её сын Ниний с помощью евнуха хотел убить её, но она, разоблачив его, сама передала ему всю власть. А потом кто-то говорит, что она покончила собой, кто-то, что превратилась в голубя. Ксетий сказал, что Семирамида жила 62 года и правила 42 года 3.Другой историк, Атеней 4, говорил, что Семирамида выпросила у Нина власть, устроила пышный пир по поводу своей коронации, а потом, пользуясь случаем, что большинство друзей Нина были пьяны, убила многих и свергла Нина с престола. Совершив множество великих дел, она дожила до глубокой старости. Сыновья Онна составили против неё заговор, желая убить Ниния, но она разоблачила их 5.
После её смерти царём стал её сын Ниний. Его правление было мирным. Он установил ежегодное обновление армии и генералов во всех подвластных ему регионах. Так что все чувствовали себя под его контролем, и времени для зарождения оппозиции не было. Его мало кто видел, поэтому люди воспринимали его как невидимого бога. Всю свою жизнь он провёл в Ниневии.
Согласно Диодору, Нин правил 52 года, т.е. как Нин Нимрод правил 52 года (позже мы увидим, что биография этой персоны не ограничивается только правлением Энмеркара и Нина). Нин завоевал всю Азию, дошёл до Египта, Греции, до границы Европы. В тех странах, как мы увидим далее, он получил другие имена. В Египте, например, он стал Осирисом.

В честь мужа Семирамида возвела первый обелиск в Вавилонии. Позже, как Исида, она возвела много таких же обелисков в Египте. Она также построила храм Белу в Вавилоне. Как мы знаем, в Вавилоне Белу-Мардуку были посвящены только два грандиозных строения. Храм построила Семирамида, башню - Энмеркар. Это значит, что в тексте "Энума Элиш" под именем Мардука, по чьему приказу была построена башня, выступает Энмеркар, либо кто-то, с кем он разделял власть. В ассирийском варианте "Энума Элиш" вместо Мардука выступает бог Ассур. И, как мы знаем, богом Ассуром, который постороил Ниневию, был тот же Нимрод. Значит, башня в Вавилоне была возведена Мардуком-Нимродом.
Итак, Библия говорит о Нимроде: "царство его вначале составляли: Вавилон (где царём и богом был Мардук), Урук (где царём был Энмеркар)...из сей земли вышел Ассур (бог Ассур) и построил Ниневию (её построил Нин)".
Таким образом, имена: Мардук, Нин, Ассур, Энмеркар, Нимрод - принадлежали одной персоне; Нимрод-Энмеркар стал царём Урука до строительства Вавилонской башни, т.е. до 2244 года.
1 Позже мидийцы сравняли её с землёй.
2 Диодор называет его Зевсом.
3 Diodorus Diodorus Siculus Library of History Book II p 418 . Орозий. История против язычников II 3, 1.
4Athenaeus. Никаких сведений о нём не сохранилось.
5 Николай Дамасский. История, фр.1 Якоби. Лугальбанда и Думузид
Легенда о Нине, как мы увидим далее, проясняет многое в Шумерском списке. После Энмеркара, как сказано там, правил Лугальбанда 1. О нём существует несколько мифов: "Лугальбанда и птица анзу", "Лугальбанда в горной пещере", "Энмеркар и Лугальбанда" 2. Из них мы узнаём, что Лугальбанда служил при Энмеркаре генералом. В поэме "Лугальбанда в горной пещере" говорится о том, что Энмеркар с войском и генералами, среди которых был Лугальбанда, пошёл в поход против Аратты. В походе Лугальбанда сильно заболел. Его спутники подумали, что он умер, и оставили его в пещере, надеясь отнести тело в Урук на обратном пути. Но потом Лугальбанда почувствовал себя лучше и догнал войско. Так вот любопытно, что в этой поэме, хоть и описывается событие начала правления Энмеркара, Лугальбанда уже был назван царём. Значит Лугальбанда правил не после Энмеркара -Нина-Нимрода, а при нём. Если он был генералом Онном (в чём можно будет убедиться позднее), тогда он погиб перед тем, как Нимрод и Семирамида поженились, т.е. раньше Энмеркара.
После Лугальбанды в Списке указан Думузид, или Думузи. Думузид был мужем богини Инанны, и о них существует много поэм. Многие считают, что Думузид-муж Инанны был указан среди первых правителей до Потопа, как царь г.Бад-Тибира, а не Урука, и тогда после Лугальбанды правил какой-то другой Думузид. Однако в легенде о нисхождении Инанны в преисподнюю говорится о том, что перед своей смертью Думузид сидел на своём царском троне в г. Уруке 3 .
Миф говорит о том, что Инанне необходимо было послать в подземное царство кого-то вместо себя. Она не захотела отправить туда своих двух сыновей, которые уже правили: один в Бад-Тибира, другой - в Уме. Тогда Думузид был взят демонами вместо Инанны. Значит царь Думузид также правил во время правления Энмеркара-Нимрода-Нина и умер не своей смертью. После Думузида на трон взошёл Гильгамеш.

1 Имя "Лугальбанда" означает: "лу-гал" - большой человек или царь и "банда" - младший. Ни один царь не называл себя "младшим", кроме случаев одинакового имени с отцом. Но других Лугальбанд нет, и Энмеркар не был его отцом. Потому Лугальбанда мог быть "младшим царём", или советником "старшего царя" Энмеркара.
2 http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/datelist.htm
3 http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section1/tr141.htm 348.


Продолжение следует..

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...