воскресенье, 30 сентября 2012 г.

Первые итоги

Продолжение...


Первые итоги

Пока подъитожим, что мы успели выяснить из шумерских документов, мифов и Библии.
2346-45 - Потоп продолжался год;
2305 - приблизительно в это время родился Нимрод (как внук Хама он был рождён после Потопа, во 2-ом поколениии, жившем до 450 лет). Повзрослев, Нимрод встретил богов, стал любовником богини Инанны, завоевал Вавилон и отправился на юг завоёвывать другие земли. Став царём Урука, он стал собирать людей на строительство башни, памятника себе - богу.
Затем он покорил Армению и Мидию.
2244 - Прервано строительство Вавилонской башни. Нимроду около 60 лет; разделение народов по языкам при рождении Фалека (Быт.10:25,11:16), начало разделения земли на континенты;
Нимрод-Энмеркар оставил в Уруке вместо себя генерала Лугальбанду и стал покорителем земель Нином.
За 17 лет Нин завоевал практически все окружающие земли, включая Египет и Грецию.
Завоевав Ассирию, построил Ниневию.
Женился на Семирамиде, ей - 20 лет, и у неё двое сыновей от генерала Нина Лугальбанды.
Лугальбанда совершает самоубийство, и править Уруком начинает Думузид - первый муж Инанны. Древние и многоликие Боги хотели, чтобы грядущие поколения людей думали, что их было очень много, и они жили на Земле сотни тысяч лет, благополучно пережив несколько всемирных потопов. В мифах часто говорится о жизни богов до Потопа, но редко указывается Потоп. Тем самым их житиё могло быть растянуто на многие сотни лет (что особенно практиковалось в греческой и индийской мифологии).
Кроме того, боги имели множество имён. В Греции на каждом острове один и тот же "небожитель" имел разные имена. В Шумерах Мардук был рекордсменом по именам (50 имён, согласно "Энума Элиш"); в Индии Вишну имел 1000 имён1 ; египетская Исида называлась "многоимённой", "тысячеименной", и даже "той, у которой десять тысяч имен" 2; персидский "Хормазд-яшт" перечисляет 72 имени Ахура Мазды; в скандинавских "Речах Гримнира" утверждается, что Один имел не менее сорока четырех имён и тд.

1 Махабхарата XIII 149
2 Фрезер Д. Золотая ветвь.Исследование магии и религии, ХLI.

Боги очень любили путешествовать. Легенды говорят о том, что шумерские Энлил, Инанна с Энмеркаром, Нинурта и др. были в разных концах света, греческий Дионис со многими героями отправлялся с походами в Индию, египетская Исида приезжала в финикийский город Библ, скандинавский Один часто путешествовал по всему миру и т.д.. Конечно, они путешествовали в те земли не в качестве туристов, но как боги. И в тех странах они также стали богами, но, естественно, под другими именами.
По следам богов. Священные МЕ.
Пережившие Потоп нефилимы стали богами и чувствовали себя вне всякой конкуренции. Однако, получив власть, они тут же вцепились в горло друг другу, каждый добиваясь главенства среди своих собратьев. В мифах всех стран боги всегда воюют друг с другом за власть: дети - против родителей, брат - против брата, сестра - против сестры. И, хотя в шумерских легендах борьба между богами описана только в "Энума Элиш", где Мардук победил драконшу Тиамат и поддерживавших её богов, боги очень часто либо угрожали друг другу, либо старательно пытались избежать конфликта с более властным богом. Ведь боги-нефилимы были смертными.
Замена мёртвого бога живым, носящим имя и исполняющим обязанности почившего бога, было традицией в мифологиях всех древних культур. Так, например, в греческой мифологии насчитывалось, как минимум, 3 Зевса, 3 Ареса, 4 Гефеста, 4 Аполлона, 5 Гермесов и тд. (Цицерон. О природе богов III). Иногда персоналии богов разительно менялись, но имя всё же оставалось. Это особенно заметно на примере греческой богини Артемиды, изображавшейся как многогрудая богиня мать и как дева охотница, и персидского Митры, изображавшегося обвитым змеем львиноголовым существом и как обычный юноша.

Втечение времени к деяниям бога добавлялись деяния других его персоналий, менялись родители и окружение, накладываясь и смешиваясь друг с другом. К тому же, один нефилим мог быть сразу несколькими богами. Иногда боги сами "выбирали себе родителей". Так, дочь Сина Инанна в одном мифе могла называть себя дочерью Энки, в другом - дочерью Энлила (и вообще, судя по мифам, она не особо уважала своего родного отца, предпочитая называться дочерью верховного бога). Нанайя зачастую представлялась как дочь своих сыновей. Некоторые боги были очень активны в одной стране и были весьма скромны и невидимы в другой. Поэтому деяния нефилимов мы сможем проследить только до 4-5-го, отчасти - до 6-го, поколения.
Многие могут заметить сходство мифологий различных регионов мира. Мифы о создании мира обычно центрируются вокруг очень похожего сюжета. Сначала хаос, потом из моря появилось что-то рептоидное, которое дало жизнь различным гигантским монстрам, потом появились боги, потом боги вели войну с монстрами, потом появились люди, и боги стали рождать от них детей - героев. Потом боги и герои продолжили войну против чудовищ. Не только сюжеты, но и "божественные" персонажи в разных мифологиях обычно очень похожи друг на друга. Не потому ли, что они были одними и теми же богами-нефилимами, пережившими Потоп, а также самими создателями своих мифов?
Зная натуру послепотопных богов, попытаемся восстановить некоторую картину того, что действительно произошло после Потопа. Главным путеводителем по мифологиям различных древних стран для нас будут священные МЕ 1 богов. МЕ были какими-то материальными предметами, которые давали право нефилимам быть богами. Поскольку боги не допускали в свой круг посторонних до тех пор, пока среди них действительно не находилась достойная замена погибшему богу, эти МЕ переходили из рук в руки внутри сообщества ануннаков.
Итак, наше знакомство с богами начнём с Шумер.
1О МЕ нам в основном известно из мифа "Энки и мировой порядок", где рассказывается о том, что Энки раздал всем богам МЕ (право), но Инанна не получила ничего. Она была очень недовольна, и в гневе она перечислила, что Аруру (Нинхурсаг) получила МЕ принимать роды, Нининсина - МЕ на драгоценные камни и украшения; Нинмуг - МЕ создавать диадемы для царей и работать по металлу; Нисаба - МЕ устанавливать границы и быть писарем; Нанше - МЕ инспектировать море и пр., а она, мол, ничего не получила. Позже, правда, хитростью она заполучила все МЕ, которые ещё имел Энки (миф "Инанна и Энки").
Первое знакомство с богами. Шумеры.

На этом межевом камне (кудурру) Мелишипака (XII в. до н.э., Париж, Лувр) приведены символы наиболее важных богов Шумер. Самых главных из них было семь.
Верховным был бог неба Ан (или Ану, который очень быстро отошёл на задний план); он представлен короной со многими рогами (обычно с 7-ью). После него верховным богом стал бог ветра - Энлил (или Нунамнир); представлен такой же короной.

Остальные главные боги: бог вод Энки (или Эа, Нудиммуд), его символ - голова барана, козлорыба или козерог, черепаха; иногда его символ- такой же, как у Ана и Энлила; Энки изображался с потоками вод, стекающих с его плеч;

богиня земли и рождения Нинхурсаг (Ки, Ураш, Дамкина, Аруру, Нинмах, Нинтуд, Нинтур и т.д.), которая была женой всех троих и матерью Энлила; она представлена символом матки (омега) и ножём;

сын Энлила - бог луны Нанна (или Син, Суэн) представлен полумесяцем; и внуки Энлила: бог солнца Уту (или Шамаш), представлен диском со звездой с исходящими от неё лучами; изображался с длинным ножём;
и богиня любви и войны Инанна (или Иштар) представлена звездой; изображалась с крыльями и без них, с оружием за её плечами или голой, часто со львом.


Далее, бог смерти Нергал - родной брат Сина, рождённый богиней Нинлил от Энлила; его символ - скипетр с 2-мя львиными головами. Забаба (его символ - гриф) и Нинурта (его символ -лев или голова чудовищной птицы Анзу, которую он покорил)- боги-воины - братья, рождённые морской богиней Нингикугой (первой Нинлил): Забаба - от Энки, Нинурта - от Энлила.

Мардук- бог-воин, сын бога вод Энки и богини-матери Нинхурсаг. Его символ - копьё и дракон Мушушшу.

Мудрец Набу, хранитель Скрижалей судеб - его сын, рождённый от богини Сарпанит (Нанайи); он представлен глиняной табличкой и писалом, а также драконом Мушушшу.
Богиня-врачеватель Бау (Гула, Нинсун, Нинисина) - дочь Ану и Нинхурсаг, изображалась иногда женщиной с собакой, иногда просто собакой; она была женой Нинурты.


Бог грома Адад - сын Ану, был представлен быком, молнией или тем и другим. Символ богини писарей и складов Нисабы (Шалы) - неясен; возможно, что это -колос или таблицы, на которых учитывали запасы пшеницы. Бог огня Гибил - сын Адада и Нисабы; его символ - масляная лампа.

Ниже - предположительно, исходя из популярности богов и сравнения с другими образцами символов. Плуг, возможно, представляет Нингирсу-Нимрода; птица - богиню рыб и птиц Нанше, дочь Энки и Нинхурсаг. Птица на коле, возможно, представляет Нанайю (Сарпанит, Айя, Шерида, Ташмету), дочь Энки и Нисабы, которая была богиней любви и писарем. Похожий символ она имела в Египте (на илл.: слева - шумерский, справа - египетский символы).


Змей - символ бога врачевания и колдовства Нингижзиды (Даму), сына Бау и Нинурты. Его символом также были две переплетённые змеи. Изображался с двумя рогатыми змеями, выглядывающими из-за его плеч.
На илл.: Нингижзида; символ Нингижзиды на вазе в Лувре. Париж. Рис.1910г..

Скорпион - символ богини клятв, договоров и брака Ишары - дочери Ана и Нинхурсаг. А сноп , возможно, представляет богиню плодородия жену Энлила Нинлил, или богиню урожая Нингикугу.

Здесь названы почти все основные боги Шумер. За ними мы будем прослеживать до конца этой работы.
Из известных нам богов, кроме водных нефилимов, к коим относились Тиамат, Апсу, Кингу, Дагон, дети Ана и Тиамат: Энки со своей сестрой-близнецом Нингикугой-Эрешкигал и другие амфибии, Потоп пережили 8 "сухопутных" нефилимов: Ан, Нинхурсаг, дети Ана и Нинхурсаг: Энлил, Ишара, Нисаба, Бау, а также сын Энки и Нинхурсаг - Мардук и дочь Энки и Нисабы Нанайя, позже ставшая женой Мардука.



Как всё началось в Шумере
(Шумерские тексты в переводе на англ. - http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/datelist.htm )

В мифе о создании "Энума Элиш" ( http://khazarzar.skeptik.net/books/shumer/enuma.htm ) говорится, что сначала верховными богами были амфибии Тиамат (океан) и Апсу (бездна). Их сыном (и мужем Тиамат) был Ан, который, естественно, также был амфибией, как и его брат Дагон 1, однако он был богом ...неба. От Ана и Тиамат родился амфибия - бог вод Энки. От Энки и Нинхурсаг родился воинственный Мардук.
На илл.: Мардук со своим ручным драконом. Миф повествует, что младшие боги - дети Ана, захотели свергнуть старших богов: Тиамат и Апсу, однако не рассчитали сил. Тиамат оказалась сильнее, чем они ожидали. Помимо Ана и его детей, было много морских нефилимов, о которых нам почти ничего известно. Некоторые из них были на стороне Тиамат. Боги испугались, что Тиамат убьёт их, и стали искать, кто отважится выступить против неё. Тогда сын Энки - Мардук, заявил, что согласен сразиться с Тиамат, но только с одним условием: если он победит, верховная власть над всеми богами будет принадлежать ему.
1 Дагон изображался с рыбьим хвостом. Он не принадлежал к клану Ана- ануннакам, потому сведений о нём осталось очень мало.


На илл.: Мадрук и Тиамат на шумерской печати.

Боги согласились признать главенство Мардука над ними в случае его победы. Мардук победил Тиамат и завладел Скрижалями судеб - материальным признаком верховенства над богами. Однако потом, после того, как Мардук так упорно настаивал на верховной власти, он вдруг подарил Скрижали судьбы Ану, а позже мы узнаём, что скрижали судьбы оказались у Энлила. Почему? Неужели Мардук или Ан добровольно отдали скрижали?
Из мифов Ближнего Востока и Греции мы узнаём, что, очищая себе путь к верховной власти, сначала Ан (Крон) убил Мардука (Урана), потом Энлил (Зевс) убил своего отца - Ана (Крона). А в последующих шумерских мифах Ана практически нет, хотя и упоминается его имя. Он просто становится тенью Энлила. Символы богов Ана и Энлила - одинаковы, и сам иероглиф "Ан" означает лишь "небо, высшие силы, бог". Он разделяет дворец Энлила в Ниппуре, никогда не имеет отличного от Энлила мнения. Везде, где физически присутствует Ан, нет либо Энки, либо Энлила. Если упоминаются все трое, тогда после действий Ана идёт повторение похожих действий Энлила. Например: "Ан недоволен, Энлил огорчён", где по сути может говориться об одном Энлиле. Поэтому, хотя в шумерских мифах не говорится о смерти Ана от руки Энлила, можно заметить, что в дальнейших мифах его там просто нет. По свидетельству древнего историка Санхуниатона из Бейрута, Энлил (Эл) убил Ана (Эпигея) и возвёл его в ранг божества на 32-ом году правления Ана 1.
1 Eusebius of Caesarea: Praeparatio Evangelica I 10.

Страстью ко всевластию отличались не только боги, но и богини. Возможно, что уничтожить Тиамат было идеей Нингикуги, ведь после смерти Тиамат она стала считаться матерью богов.
Согласно Бероссу, война между богами (ануннаками) и титанами (детьми Тиамат и другими нефилимами, не подчинившимися Элилу-Зевсу) произошла незадолго до строительства Вавилонской башни. К этому времени Энлил решил покончить со всяким противодействием и стать, наконец, верховным богом. Это значит, что до строительства башни (примерно до 2244 г до н.э) Тиамат, Мардук, Ан и все поддерживавшие их старшие нефилимы были убиты. В Греции борьба с ними была названа титаномахией: борьбой богов с титанами.
Поскольку древне-греческая мифология по количеству легенд, насыщенности деталей и образов опережает мифологию любой другой древней цивилизации, мы в ходе нашего исследования примем её за основу и будем часто обращаться к ней .
Шумерская Эрешкигал - мать греческой Персефоны.



Детьми Нингикуги- морской богини Эрешкигал 1, кроме богов-воинов Нинурты и Забабы, были змееобразное божество подземного мира Намтар и богиня луны Нингал (греч. Селена), ставшая женой бога луны Сина. В Шумере Нингикуга была первой женой Энлила, т.е. первой Нинлил. В Греции Нингикуга также была морской богиней Амфитритой; первой Деметрой; первой Афродитой (когда подросла её дочь Аглая, Афродитой стала она); первой Персефоной. Когда подросла её дочь Нингал, та стала Персефоной (Артемидой) 2. Как богиня луны (Персефона) Нингал якобы спускалась в подземный мир (шумер.Кур, греч.Аид) и исчезала там в периоды безлуния, а потом возрождалась вновь.
1 Эрешкигал стала богиней подземного мира после своей смерти.
2Артемида была дочерью Деметры ( Геродот. История II 156; Павсаний. Описание Эллады VIII 37, 6).

На иллюстрации: богиня с тройной короной - это Нингал-Персефона.
(1.Британский музей; 2.Париж Лувр; 3.Лувр /Wikipedia,user Jastrow ).

Примечательно, что на всех артефактах она изображается с крыльями и со странного вида ногами. На шумерской печати 2 тыс. до н.э. (ниже) видно, что она - лунная богиня.

Как богиня луны она имела в руках символ возрождения и вечности (ключ, которым открывался мир мёртвых), в египетской мифологии получивший название кольца Шен.
В Египте данный символ также изображался в руках богов, имевщих отношение к миру мёртвых, и в лапах птицы-души Ба, подлетавшей к мумии.
На илл.: рис. из Книги мёртвых. Ани,89. Ок. 1250 г. до н. э.

После смерти Нингикуги\Эрешкигал Эрешкигал второй стала жена Нинурты - Бау. Она также после Нингикуги получила МЕ Деметры, и уже её дочь Нунгал стала следующей Персефоной-Артемидой. Однако мы забежали вперёд.
Нинурта- Геракл и Аполлон
После убийства Мардука его МЕ - 50 божественных сил (грозное оружие с запряжёнными вихрями), а также сеть и лук, были переданы сыновьям Энлила Нинурте (Аполлону-Гераклу) и Нергалу (богу лихорадки, засухи и других несчастий).
Древнегреческие легенды повествуют о том, как сын Посейдона (Энки) и Геи (Нинхурсаг) великан Антей (Мардук) был убит Гераклом (Нинуртой). Некоторые подвиги Геракла (Нинурты) были записаны также и в Шумере. Так, Нинурта убил 7-головую змею и бизона, а Геракл - 7-головую гидру и дикого быка.

На илл.: Геракл/ Нинурта побеждает Керинейскую лань.
Спутником Геракла был его брат Ификл, а спутником Нинурты - его младший брат Забаба. Согласно Геродоту, первый Геракл был не героем, рождённым от женщины, а богом, причём очень древним - одним из 12 древних египетских богов1. Геракл-Нинурта был в Египте древним и почитаемым богом войны - Монту, о чём будет поведано позже. Получается, что в убийстве Мардука были задействованы и Ан, и Нинурта.
1 Геродот, Евтерпа, II:43.

Илл.:Нинурта с птицей Анзу.Austen Henry Layard 'Monuments of Nineveh, London, J. Murray, 1853. Википедия. Фото Georgelazenby.
Мардук исчез из легенд, и его место занял Нинурта, воинственный бог грозы, который теперь стал одновременно и Нинуртой, и Мардуком. Боги были заинтересованы в том, чтобы имена наиболее популярных и сильных богов имели долгую жизнь.
Нинурта был во многом похож на Мардука. Оба отличались невероятной силой, храбростью и стремлением к власти. С оружием Мардука Нинурта также, как и Мардук, победил дракона, поэтому отличить одного от другого было трудно. В легенде "Возвращение Нинурты в Нибру" Нинурта хвастался, что он подчинил для Энлила все земли и всех богов, и ануннаки разбегались от него в страхе, как мыши. Энлил уважал Нинурту.
Потом из мифа "Энки и мировой порядок" узнаём, что Энлил отдал скрижали судьбы Энки. Позже мы увидим, что ни один из богов не занимался благотворительностью и не передавал во своей воле регалии власти. А пока просто предположим, что, поскольку Энлил благополучно верховодил в Палестине (как бог Эл), в Египте (как бог Ра), в Греции (как Зевс), в Индии (как Брахма) и т.п., то ему просто хотелось идти завоёвывать другие страны, и он сам передал власть Энки. Таких амфибий, как Энки, Тиамат и Оаннес, спаслось довольно много, а земных нефилимов, как Энлил и Нинхурсаг, было всего несколько. Энлил имел порядок, суббординацию и много оружия, припасённого с допотопных времён, поэтому установить своё верховенство в других землях для него не было проблемой.
Когда скрижали судьбы оказались у Энки, они были похищены у него птицей Анзу. Нинурта поймал Анзу и возвратил скрижали Энки. Что произошло потом, описано в легенде "Нинурта и черепаха". Сначала Энки обрадовался, увидя Нинурту со скрижалями. Но потом, поняв, что Нинурта стремится к власти и планирует что-то коварное против него, решил первым уничтожить его. Легенда повествует, что Энки послал на Нинурту огромную черепаху, которая стала рыть большую яму и затянула Нинурту в неё. Черепаха была одним из символов Энки, потому вполне возможно, что Энки был вовлечён в убийство Нинурты.

На этой печати изображена похожая сцена: Нинурта со своими двумя помощниками приводят к Энки человека-птицу, однако, судя по текстам, Анзу всё же был существом ужасающим.
Нинурта относился к первому поколению богов, рождённых в первые годы после Потопа (наряду с женой Энлила - Нинлил, 8-мью близнецами Нинхурсаг, среди которых была Нанше, дочерью Энки и Нингикуги - Нингал и др. ). Он был женат на дочери Ана богине-лекаре Бау (Нинсине, Нинсун, Гуле), а их сыном был Даму-Нингижзида.
Чтобы убедиться, что Даму и бог-лекарь Нингижзида, связанный с подземным миром, - одно и то же лицо, достаточно сравнить несколько легенд, в которых говорится, что: Нинсина от мужа Пабилсага имела сына Даму 1, Нинсина - это Бау 2 , Пабилсаг - это Нинурта3, Даму - это Нингижзида 4, т.е. у Бау от Нинурты был сын Нингижзида. Между тем также говорится, что Нингижзида - сын Ниназу 5 и Эрешкигал 6.
Следовательно, у Бау-Эрешкигал от Нинурты- Ниназу был сын Даму-Нингижзида. Так мы узнали, что Бау также была богиней подземного мира Эрешкигал.
Однако в другом месте упоминается, что Ниназу 8 (Нинурта) был не мужем, а сыном Эрешкигал7. Здесь уже речь идёт о матери Нинурты Нингикуге, которая была первой Эрешкигал (Бау была Эрешкигал второй).
Нингикуга также была греческой богиней Лето- матерью Аполлона-Нинурты и Артемиды-Нингал.

1"A shir-gida to Nininsina" http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section4/tr4221.htm
2"Nininsina and the gods" http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section4/tr4226.htm
3"A shir-namshub to Ninurta" http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section4/tr42707.htm
4"Ningishzida's journey to the nether world" http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section1/tr173.htm
5"A balbale to Ningishzida" http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section4/tr4191.htm
6"Ningishzida's journey to the nether world" http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/section1/tr173.htm
7 "The death of Gilgamesh"
8 В мифе "Энлил и Нинлил" говорится, что Ниназу , которого родила Нинлил. Первой Нинлил, как мы увидим позже, также была Нингикуга.


Продолжение следует...

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...