Как всегда в науке и в частности, в археологии, новые идеи и факты, в данном случае, раскопки приносят новые вызовы, которые ждут отклика, новые вопросы, которые требуют ответов и новые проблемы, которые нуждаются в решениях. Египтология пытается охватить новые данные и узнать больше об обстоятельствах, которые привели к развитию рисунчатого письма. Всеобщий интерес представляет решение вопроса: появлялись ли египетские или шумерские идеограммы и иероглифы независимо, или, в конце концов, они имели связи? А может быть у них общий источник происхождения?А если да, то где находится этот источник? Кто и как спровоцировал распространение древних изобразительных мотивов и системы рисунчатого письма?
Возможно, что шумеры, которые торговали с Египтом, использовали египетский опыт и традиции. Но возможно, что и шумерам и египтянам они достались от более развитой в культурном отношении цивилизации?
В любом случае, найденные в Абидосе артефакты царя Скорпиона (с 1985г. было раскопано приблизительно 300 фрагментов письменного материала на глиняных табличках, которые по размерам чуть больше почтовых марок), а также артефакты из города Урфа (Эдесса) и армянские наскальные рисунки позволяют в сравнительном плане выдвинуть новые подходы, идеи и интерпретации, убедительно
демонстрирующие армяно-египетские культурные связи в прединастический период, высокие художественные навыки древних жителей Араратской долины, впервые изобразивших природные катаклизмы с помощью идеограмм.
Египет, Месопотамия и Старая Армения:
Некоторые ученые сравнивают в культурно-экономическом аспекте Египет и Месопотамию. У них выявлен общий стиль монументальной архитектуры. Подобны цилиндрические печати, схожи декоративные образцы, показывающие переплетение фантастических животных. Поскольку нет никакого следа египетского присутствия в Месопотамии тогда, все кажется, указывает на односторонний поток идей из Месопотамии в Египет. Поток инноваций и знаний из Месопотамии в Египет можно и необходимо рассматривать. Однако на глиняных табличках из Нехена изображены не горы Месопотамии или Турции (Чатал Хююка), а Старой Армении - библейских Араратских. По М. Хоренаци возвращение Айка (потомка Мгера, «отца нашего, старшего») из Вавилона (Месопотамия) на землю предков (Араратские горы) и присоединение к нему, оставшихся там местных жителей, числом небольшим, выживших на родной земле, на наш взгляд, отражают фрагменты реальных событий. Сражение Айка со своим родичем Белом - исполином, тираном, властелином мира - имплементирует древний мотив жизни, борьбы с силами зла и тьмы, победы сил добра, доминирования света. Бел символизирует быка, олицетворяющего силы зла, тьмы. На артефакте из Урфы, а также памятнике эпохи Урарту герои стоят на быках.
На палетке из Нармера изображены также головы быков. На армянском “герезманк” - место захоронения отца человекобыков, буйволов («her ез ман»). Окончание “к” трансформирует человекобыков в камень (к) – в надгробный камень, в гробницу. В эпосе “Сасунци Давид” младший Мгер (внук старшего Мгера, сын Давида) входит с конем в скалу с намерением оставаться там до тех пор, пока люди не станут справедливее, пока земля вновь не станет “твердой, плодовитой и честной”... Здесь вновь проявляется идея воскресения, «духовного» возрождения природы, человечества. Мгер в эпосе покоряет Запад, что также подтверждает выводы о ранних культурных связях Старой Армении и Старой Европы (Ваганян В., 2009).
Таким образом, основным источником происхождения потока ранних идей, художественных архетипов и инноваций, рисунчатого письма, которые достигли Египта прединастического периода и Старой Европы, является не столько Месопотамия (библейский миф о Вавилоне), сколько Старая Армения (библейский миф об Араратских горах), которая питала, в свою очередь и Месопотанию.
Лингвистические параллели:
Армяно-египетские лингвистические архетипы поражают своей архаичностью и схожестью. Например, на серехе царя Скорпиона, обнаруженный на винном кувшине из Миншат-Абу-Аммар, есть надпись, которая по некоторым источникам, читается, как «Аха» - царь первой династии, так же известный как Менес. «Аха» или “ага” на армянском - богатый, щедрый, мудрый, благородный. Другой пример: египетское имя Хор, на армянском Гор, «Her», «Hor» на армянском «отец» или «отче». Объединение двух имен «Мер» или «Мец» (большой, старший) и «Her» формирует новое понятие - имя героя, Мгер (mer или mets + her) = Mher. Это имя героя из армянского народного эпоса «Сасунци Давид», которое в когнитивном плане есть «отче наш» или «старший отец». Еще более поразительны подобия слов «иероглиф» и «Иераконполь» (египетского города где в гробнице покоится прах царя Скорпиона) с армянским «иер», «her» - отец или «haer» – армяне. Мгер завоевывает Египет (Местраим – страна Старшего, Большого солнца), а его сын Мсра Мелик, рожденный от египетской царицы становится правителем Египта. Мсра Мелик пытается покорить Армению, но погибает в сражении с братом Давидом, рожденным от армянской царицы.
...
Гор (Хор) - бог солнца, олицетворял небо и свет. Согласно одному из мифов, Гор был богом неба, а солнце и луна - его глазами. Являлся покровителем власти фараона. Сын Осириса и Исиды. В иконографии изображался в виде священного животного сокола, в виде человека с головой сокола или в виде солнечного диска с крыльями сокола. Ипостасей Гора и богов, родословная или иконография которых берут свое начало среди представлений о солнечном соколе - более 20. Хароерис (Гор старший, Великий Гор, на армянском – “отец отца”) - изначальный бог, ранняя ипостась Гора, от которой позднее произошли другие ипостаси. Бог света. Изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, летящим сквозь мировое пространство. Его глаза - солнце и луна. В зависимости от направления полета божества меняются время суток и времена года. Брат Осириса и Сета, сын или муж Хатхор. Харвер ("Великий Хор", на армянском – “верхний, великий отец”) - одна из древнейших ипостасей. “Хорвирап” - армянская церковь с глубоким колодцем у подножия горы Арарат.
В додинастическую эпоху жители нильского побережья чтили других солнечных богов - Хора и Вера. Хор являлся богом солнца, а Вер - богом неба и света, но поскольку Вера также как и Хора изображали солнечноглазым соколом, их образы в мифологии часто сливались. Одна из ипостасей Хора постепенно отождествилась с Вером, в результате чего по мнению египтологов возникло новое божество - Харвер. “Вер” на армянском – вверх (небо), “вар” – низ (земля).
Читать продолжение по ссылке:
http://www.iatp.am/vahanyan/articles/katastrofy.htm
Исследование выполнено в рамках проекта КареДаран - АркаЛер
Անհատը պարտական է իր ընթացքն արդարացնել իր ժողովրդի առջեւ, իսկ ժողովուրդը` իր պատմութեան: Индивид обязан свои действия оправдать перед своим народом, а народ перед своей историей.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Армяне и евреи
В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...
-
ИМЯ БОГА = глава из книги ТАЙНЫ АРАРАТСКИХ ГОР Шел 1452 год до н.э. Моисей, с женой и двумя сыновьями, остановился у под...
Комментариев нет:
Отправить комментарий