четверг, 19 марта 2015 г.

Кто такой Святогор




Один из представителей старшего поколения богатырей русского героического эпоса

Святогор является наименее изученным /раскрытым/ образом русского эпоса. Было бы ош-

ибочным считать, что исследователи русского эпоса /эпосаведы/ не обращались к этому об-

разу. Об этом ограмадном великане /огромном богатыре/ писали Буслаев, Афанасьев,

Аникин, Рябинин, Рeбников, Калугин и другие. Однако никто из них не смог дать

обстоятельный /целостный/ и исчерпивающий ответ на вопрос, кто же такой Святогор. Вот

некоторые высказывания о Святогоре.

“Некоторые мифические существа ранней титанической породы, по русскому эпосу,

происходят от гор.

Остаток великанов горной породы во всей ясности сохранил русский эпос в коло-

сальном типе Святогора. Уже само имя указывает на связь с горою. Живет он на Святых Го-

рах”

Буслаев Ф. И. “Русский богатырский эпос”, Воронеж, 1987г.

“В колосальном, титаническом образе Святогора ясны черты глубочайшей древности.

Имя его указывает не только на связь с горами, но и на священный характер последних”.

“Мифы народов мира”. Москва, 1987г.

“Образ этого огромного богатыря, которого обременила, одолела собственная сила так,

что он стал неподвижен, весьма значителен. Очевидно, что он выходит вне разряда бога-

тырей, к которому принадлежит Илья Муромец. Это богатырь - стихия”.

Аксаков К. С. “Собрания народных песен”. Москва, 1860г.

Из преведенных примеров видно, что русские эпосоведы утверждают то, что у

Святогора горное происхождение. Они даже подчеркивают, что горы эти святые, но не могут

ответить на ряд важных вопросов, как например.

1.О каких Святых Горах идет речь?

2.Какое дело у горного богатыря на древних славянских землях?

3.Насители какой из существующих четырех стихий или представителем какой стихии

является Святогор?

Если учесть, что эпосоведы, обратившиеся к образу Святогора, жили и работали в

конце 19-го и начале 20-го веков, то есть в то время, когда еще не был записан армянский

эпос ''Сасна Црер'', тогда станет понятным, почему русские ученные не смогли ответить на

выдвинутые вопросы.

Имея под рукой в наличии ряд былин о богатыре Святогоре, изданные в Москве в

1986 г. в книге В.И. Калугина “Былины”, и армянский эпос “Сасна Црер”, изданный в 1981 г.

в Ереване, попробуем ответить на три этих вопроса.

О какой Святой Горе идет речь

Былина о Святогоре впервые была записана в 1938 г. со слов Анны Михайловны

Пашковой, и она полностью включена в наш анализ. Вот что мы читаем в этой былине:

...Тут садился Святогор на добра коня,

И поехал во чистую полю,

Он ко тым горам да Араратским...

Название горы Арарат в этой былине повторяется трижды. Причем последний раз наз-

вание Святой Горы упоминается тогда, когда два богатыря, Святогор и Илья Муромец, вместе

направляются к армянской земле.

...А поехали они по Святым Горам,

По Святым Горам да Араратским...

Быть может русский богатырь Святогор направился К Арарату как паломник, но в этой

былине мы читаем следующее высказывание Святогора, над которым следует поразмыслить.

...Ох, как больно русски мухи кусаются...

Очевидно, что у Святогора не русское происхождение. Эта мысль требует серьезных

доказательств, которые, к сожалению, четко не представлены в этой былине. Вопрос

происхождения Святогора яснее представлена в другой былине, которую рассказал Леонтий

Богданов, а записал И. Н. Рыбников. Былина которую мы также представим полностью,

начинается со следующей строки:

...На тых горах высоких,

На той Святой Горы,

Был богатырь чудный...

Еще более удивительны следующие строки:

...Не ездил он на Святую Русь,

Не носила его да мать сыра земля...

Одназначно, что богатырь Святогор по происхождению не русский, он живет в долине

Святой Горы Арарат. A как известно, в долине этой горы жили герои армянского эпоса, Сана-

сар и его духовные наследники Мгер Старший, Давид и Мгер Младший.

Представителем какой стихии является Святогор

Идею различного происхождения Святогора и Ильи Муромца еще убедительнее де-

лает былина, рассказанная Ильей Кустафьевым и записана Рябининым. Приведем отрывок из

этой былины, которая непосредственно касается двух богатырей;

“Святогор-богатырь позвал Илье Муромца к себе в гости на Святые Горы и на поездке

Илье наказал;

- Когда приедем в мое поселеньице и приведу тебя к батюшке, ты моги нагреть кусок

железа, а руки не подавай.

Как приехали на Святые Горы к Святогорову поселеньицу и зашли в палаты бело-

каменные, говорит старик отец Святогоров;

-Ай был я, батюшка, на Святой Руси.

-Что же видел и что слышал, сын мой возлюбленный, на Святой Руси.

-Я что не видел, что не слышал, а только привез богатыря со Святой Руси.

Отец-то Святогоров был темный /слепой/, то говорит сыну ;

-А приведи ко мне русского богатыря поздоровится.

Илья тем временем нагрел железо пошел по рукам ударить и давает старику в руки

кусок железа. Когда захватил старик железо, сдавил его и говорит;

-Крепкая твоя рука, Илья! Хороший ты богатырек”

Прибеденный отрывок показывает, что и Святогор и его отец, живущие в пещерах

Святой Горы Арарат, являются представителями стихии Огня. Ясно видно,что того же нельзя

сказать об Илье Муромце, который обращается за помощью к раскаленному железу. Известно

также, что герои армянского эпоса тоже являются представителями стихии Огня. Это

красиво представлено в армянском эпосе, когда Мсра Мелик вместе со своими князьями ис-

пытывает маленького Давида.

...Привели Давида и поставили у стола,

С одной стороны положили золото, с другой огонь.

Положили перед Давидом и сказали;

-Давид, бери, бери что захочешь.

Давид протянул руку к золоту.

Ангел схватил его руку и отвел к огню...

В том же месте читаем, что говорит мать Мсра Мелика своему сыну о Давиде;

...Ну увидел? Наивный он,

Не понял, руку протянул поверх огня...

Еще в одном отрывке армянского эпоса, который не удостоился нужного внимания

армянских эпосоведов, блестяще описано, что значит быть представителем стихии огня для

богатырей армянской страны. Речь идет о том отрывке, где против Давида выходит на

поединок сын его дяди Верго, Пароник Астхик;

Выскочила, окно раскрыла, глядит;

Всадник на огненном коне

Над головой Давида кружит,

Видит; Давидов двоюродный брат

Над головой Давида машет мечом,

Осыпает огнем, и уходит в землю огонь.

Давид врага не отражал.

Очевидно, что все молодцы армянской страны имели огненного коня и огненный меч.

И нападая на врага, они сыпали на головы последних огонь и пламя. Этим можно обобщить

вопрос о происхождении стихии Святогора.

Остается уточнить, представителями какой стихии являются Илья Муромец или русс-

кая нация. Насколько известно, из четырех существующих стихий-огонь, воздух, вода, земля,

- две материальные - земля и вода, а две другие - воздух и огонь - духовные. Из них огненная

стихия наивысшая, а к ней ближе всего воздушная стихия. Во всех русских былинах одназ-

начно подчеркивается, что Святогор старший брат, а Илья - младший. Все это говорит о том,

что русский Илья Муромец является младшим братом представителя огненной стихии и

является представителем духовной воздушной стихии.

Остановимся на вопросе старшинства двух братьев. Анна Михайловна Пашкова в расс-

казанной ею былине ясно говорит;

...Святогор - богатырь да будет

большой брат,

Илья Муромец да будет

меньший брат...

О Святогоре в другой былине, рассказанной П. Л. Калининым, встреча двух братьев

описывается так:

...А с Ильей поменялся крестом,

И назвал меньшим братом...

И так во всех былинах. А ведь и герой армянского эпоса Санасар имеет младшего брата

по имени Багдасар. Лучше всех к вопросу о старшинстве братьев подошел русский эпосовед

Ф. Буслаев;

“Илья наследует силу от Святогора, который в качестве старшего брата богатыря

служит как бы посредником между Богом и муромским богатырем”.

В конце части эпоса “Санасар и Багдасар” мы становимся свидетельями расставания

братьев;

...И вот Багдасар с женой молодой

Уехал в Багдад.

В Сасуне жил Санасар.

Бездетный был Багдасар,

Санасару сына послал господь.

Уход Багдасара с подножий Арарата и оставшегося без сына показал, что насителем

стихии огня является оставшийся у Святой Горы Санасар и его сын Мгер Старший. Но ведь

Багдасар, как и Санасар, был крещен над тондырем, то есть крещен огнем. Факт о том, что

Багдасар остался без наследника, отражен в русских былинах. Младший брат Святогора Илья

Муромец вступает в поединок со своим сыном Сакольником и убивает его. Сам Илья в

дальнейшем умирает, не имея наследника. С тем же фактом без наследника мы встречаемся и

в персидском эпосе, где Рустам убивает своего сына Зухраба. О младших братьях достаточно.

Более подробно о них в другой раз.

Во всех былинах о Святогоре говорится, что мать - земля не смогла носить Святогора.

По нашему глубокому убеждению, единственной причиной тому, что самая слабая из стихий

- материальная стихия Земля, никогда не сможет принять на себя наивысшую стихию -

духовную стихию Огня.

Примичательно то, что духовного наследника, провнука героя эпоса «Сасна Црер» Са-

насара, Мгера Младшего, мать - земля также не смогла носить;

...Из Сасунского дома вышел Мгер,

Видит он - увязают ноги в земле...

Момент укрытия Святогора в каменном или дубовом гробу представлен в армянском

эпосе также, когда Мгер Младший запирается в скале:

...А уж Мгеров конь на земле устоять не мог,

К подножию горы пришел.

Конь шагнет - увязают ноги в земле.

Вдруг перед ним встал утес,

Ослабела, осела земля,

Не хотела Мгера носить.

Тут молвил Мгер; У

Приведенные примеры позволяют утверждать, что богатырь старшего поколения

русского героического эпоса Святогор - это герой армянского эпоса Санасар и его духовные

наследники, Мгер Старший, Давид и Мгер Младший. Об этом свидетельствуют и сходство

имен обоих героев. Ведь имя Санасар состоит из слов «сан» и «сар» /гора/, объединенных

союзом «а». Санасар = Сан + а + Сар. Известно также, что «сан» означает святой. Например

Санкт-Петербург, Сан-Ремо, Сан-Франциско. А слово «сар», по армянски означает гора.

Таким образом, имя героя армянского эпоса Санасар, дословно означает следущее;

Санасар = [сан= святой] + а +[ сар = гора] = святая гора

Святогор = святая гора

.................................................................................................

Санасар = Святогор

Какое дело у горного богатыря на древних

славянских землях ?

Нам остается ответить лишь на один вопрос. Что потерял или искал Санасар -

Святогор в русских долинах ? Во всех русских былинах показан момент обмена «Крестами -

Войни», «Хач - Патеразми», между двумя братьями, что указывает на факт принадлежности

обоих братьев к одной и той же системе. Передача духовности и «Меча Кладенца» или «Тура

Кецаки», Санасаром - Святогором, Илье Муромце, говорит о том, что миссия героя

армянского эпоса одна - оказать младшему русскому брату духовную и материальную

помощь или поддержку. Этот момент в армянском эпосе представлен в то время, когда Давид

уезжает из Сасуна, чтобы осуществить мечту сорока богатырей:

...Всех тех сорок богатырей,

Нашел он в сорока краях,

Он ездил с ними по разным краям,

Всем сорокам невест сыскал...

И в этом эпизоде и в других многих эпизодах из «Сасна Црер» явствуют, что и Санасар,

и Мгер Старший, и Давид, и Мгер Младший часто отсутствовали из Сасуна с миссией ока-

зания помощи народам, оказавшимся в тяжолом положении. В этом вопросе интересен и ук-

раинский поэт Пабло Тичина;

«О том, что армянские богатыри принадлежат и другим народам, есть прямое упоми-

нание и в самом эпосе «Сасна Црер». Сорок богатырей, которых Давид собрал из сорока ст-

ран, благодарят его за то, что он им нашел по одной невесте.

...Спасибо тебе, Давид,

Что осуществил нашу мечту...

И каждый отправляется в свою страну со своей невестой, чтобы там продолжить род

богатырей. И каждый из них уносит в душе образ Давида, как защитника молодых народов».

О более конкретной помощи Санасара - Святогора читаем в былине, рассказанной

упомянутым уже П. Л. Калининым, которую в этом исследовании полностью мы не предс-

тавим;

...Выучил Святогор Илью всем похваткам,

Поездкам богатырским...

А что за совет содержат в себе эти строки, мы выясним в другой раз. Здесь мы предс-

тавим мнение русского эпосоведа Л. М. Леонова о Святогоре;

«Нет ему равных по силе и в то же время сила не находит применения.

Именно Святогор наделяет Илью Муромца богатырской силой, которой у Ильи снача-

ла не было. Святогор обречен на гибель и не от рук противников, у него их нет».

Разрешите не согласится с последним высказыванием. Санасар - Святогор единствен-

ный эпический герой среди индоевропейских, арийских народов, который бессмертен.

Духовный наследник Санасара - Святогора, Мгер Младший, который является тем же Сана-

саром - Святогором, и по сей день с Вороньей Горы следит за тем, когда же человеческое

племя, человечество, откажется от пустой идеи столпотворения, говоря;

...Коли встану, выйду на свет -

Не удержит меня земля !

Пока этот мир полон зла,

Пока будет лжива земля,

На свет мне - не жить,

Когда разрушится мир и

Воздвигнется вновь,

Когда будет пшеница как лесной орех,

Как шиповника ягода будет ячмень,

Тогда придет мой день -

Отсюда я выйду в тот день !

Седракян Вардан.
"Подразделение   301"

https://5073fa87-a-2439f752-s-sites.googlegroups.com/a/sedrakyan.net/ru/hodvacner/kto_takoy_svyatogor.pdf?attachauth=ANoY7coMSxMCwr9gHgD-zbQB4B4OMKZxWl-jw7LxngHFZkhT-PulTZo_o2PxWZMHolJ_iYPqQ57HZqNjwMSq48NrpVcVTTj9trL1wVoq8bMacV5aFAkz7q67xiRHJ1hy6b7zMmKJJFoirvY9IXIwkFPdbMb6T4ocbhlLCj29C2CPSR5ObI9WGhD8kugsDiUdYpirqGoHM04D36xikIPSryuOO0QzcmD6jRXqXTc5wI0TJkta73oXz-w%3D&attredirects=0

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...