Истинно! исстари слово мы слышим.
О доблести данов, о конунгах датских.
Чья слава в битвах была добита!
Англосаксонский эпос "Беовульф" смело можно назвать одним из лучших
литературных памятников, созданных германскими народами. Он занимает свое достойное
место рядом с "Сагами", "Эддами" и "Песнями Нибелунгов". По существу, он является
неотделимой частью целостного германского героического эпоса. В пользу этого факта
говорит и то, что в "Беовульфе" отмечается, что первым, кто убил дракона, был Сигмунд.
Этот Сигмунд выступает в "Эддах" как отец героя Сигурда. Тот же Сигмунд, уже под именем
Зигмунда, встречается в "Нибелунгах", где он отец главного героя Зигфрида.
Но так как принято считать "Беовульф" отдельным эпосом, то здесь мы будем говорить
только о "Беовульфе".
Что нас, армян, интересует в англосаксонском эпосе ?
Ознакомившись с содержанием эпоса, у нас возник ряд вопросов, ответы на которые
не удалось найти ни в самом эпосе, ни в его комментариях.
Попытаемся сами найти ответы на волнующие нас вопросы, но перед этим несколько
слов о содержании эпоса.
"Беовульф".
В стране датского короля Хродгара появилось чудовище по имени Грендель, который
по ночам нападает на город датчан Херот. Он убивает солдат гарнизона и питается их телами.
Это продолжается двенадцать лет. В стране датчан начался голод, потому что Грендель
закрыл все пути с внешним миром. Многие храбрецы выходили на бой с Гренделем, но все
погибли.
...И слогались в то время по всей земле,
песни горестные, но правдивые.
О том, как Грендель войной на Хродгара
год за годом злосредый ходит.
И нет предела проклятой погубе,
не ищет враг замирения с данами...
И вот в этот тяжолый час к датскому берегу причалил неизвестный корабль, на берег
высадился юный воин гаутов Беовульф со своим отрядом из четырнадцати воинами и вскоре
он предстал перед королем Хродгаром. Фактический вместе с Беовульфом численность
отряда пятнадцать человек. К этому числу мы еще вернемся.
Беовульф в двух боях побеждает Гренделя, потом убивает мать дракона Гренделя и
избавляет датчан от беды. Закончив свою миссию, Беовульф возврощается на родину, где
вскоре становится королем. После пятьдесят лет спокойного правления он в конце своей
жизни вступает в бой с новым драконом, появившимся уже в его стране.
Дракон держал в пещере сокровища гаутов. В последнем бою Беовульф побеждает и
этого дракона, но и сам он вскоре умирает от полученных ран. Вообще, Беовульф, в отличие
от героев других германских песен, считается Драконоборцем. Надо отметить, что до
прихода датчанам на помощь, он уже боролся с морскими драконами.
...Как я из битвы шел ибогренный
кровью пяти гигантов поверженных;
а также было, я бился ночью
с морскими тварями, мстя, как должно,
подводной нечисти за гибель гаутов...
В этом по сути и состоит содержание небольшого эпоса "Беовульф". А теперь об
интересуюших нас вопросах.
Происхождение Беовульфа
Первый серьезный вопрос возникает тогда, когда Беовульф предстал перед королем
Хродгаром и объясняет причины своего прибытия.
...Витязь явился могучий в шлеме
Перед престолом, и молвил Беовульф.
"Привет мой Хродгару! Я - воин Хигелака,
Его племянник; мне ратное дело
С детства знакомо, там, в отчем доме,
Услышал я вести о битвах с Гренделем -
Морские странники о том мне поведали,
Что дом дружинный, тобой построенный,
Чертог обширий пустеет вечером,
Чуть солнца на небе померкнет слава.
Тогда старейшины, мои сородичи,
Из лучших лучшие, меня подвигнули,
Тебе о Хродгар, отдать в услужение...
Выше было уже сказано, что Беовульф уже бился с морскими драконами и поэтому
выбрали его.
Кто такие гауты, которые услышали весть о несчастье датчан и решили послать им
спешную помощь? Для специалистов по сей день остается неясным, кто же такие эти
сердобольные гауты?
Первая и пока единственная рукопись Беовульфа датируется примерно 1000г. нашей
эры. Действующие лица в эпосе реальные исторические лица, но конечно кроме самого
Беовульфа, которые жили и правили в 3 - 5 веках. Известно, что германские племена начиная
со 2-ого века до нашей эры начали консолидироваться и концентрироваться на правом
берегу Рейна. Уже в 1-ом веке до нашей эры, германские племена стали серьезно тревожить
Римскую Империю. Первым имел с ними серьезные столкновения Гай Юлий Цезарь,
который фактически впервые показал классификацию и занимаемые территории германских
племен /смотри Г.Ю. Цезарь, "Записки о галльской войне"/. В 3-ем веке нашей эры, римской
истории Корнелий Тацит дал полный поименный список германских племен. Однако ни у
Цезаря, ни у Тацита, ни у других историков, народ или племя по имени Гаут не встречается
ни в галльской, ни в германской, ни в славянских семьях.
Некоторые специалисты пытаются отождествить гаутов с готами, приводя в качестве
аргумента схожесть названий. Однако этот довод не выдерживает критики по двум
причинам;
1.Прежде всего, одновременно с "Беовульфом" готы излагали свою "Песень о
Нибелунгах" и странно то, что могущественному королю готов Гунтеру в тяжелые моменты
на помощь приходит Зигфрид со своим отрядом, который по национальности не гот, и,
второе - он, как и Беовульф не имеет четкого происхождения. Иначе говоря, он герой,
пришедший извне. Такое положение у Сигурда в случае "Эдд".
"Характерной для мифологического героя является уже неясность происхождения
Сигурда-Зигфрида. В большинстве версий он назван сыном Сугмунда, сына Велсунга. По
англосаксонскому эпосу "Беовульф", именно Сигмунд назван убийцей дракона - подвиг,
который в более поздних вариантах легенды приписывается Сигурду - Зигфриду".
"Мифы народов мира". Москва, 1991г.
Готы фактически не могли послать на помощь отряд, так как в 437 году нашей эры,
под ударами гуннов пало государство остготов, чья история является осью "Песни о
Нибелунгах". Кстати, заметим, что имя последнего короля остготов было Эрминарих, что
переводится как Армянин - Ариец.
2. Готы или любое иное племя не помогли бы датчанам также по той причине, что,
изучив поведение германцев, мы можем видеть, что когда какой-либо германский народ или
племя оказывается в более или менее тяжелом положении, то соседние родственные племена
не только не приходят на помощь, но и планомерно уничтожают ослабленное племя с целью
расширения территорий и приобретения добычи. Основы всего этого видны прямо в эпосе
"Песень о Нибелунгах". Уже было сказанно, что королю готов Гунтеру и его двум братьям, с
которыми он правит над страной, приходит неизвестный витязь Зигфрид. Самую
значительную помощь он показывает в то время, когда на Бургундию, то есть на Готское
государство нападают те же самые датчане, с которыми мы встречаемся в "Беовульфе", весьма
печальном состояние. Вспомним о нападении саксов и датчан, из эпоса "Песня о
Нибелунгах".
...Однажды в Вормс примчались гонцы из стран чужих.
Два короля могучих на Рейн послали их,
Чтобы объявить трем братьям жестокую войну.
Повергла весть в смятение бургундскую страну.
Скажу я вам, что первым из этих королей
Был Людегер, правитель саксонских областей,
И Людегастом Датским звался из них второй.
Немало сильных воинов вели они с собой...
Германских племен особенно не воодушевляло усиление одного из родственных
племен, ибо в этом они видели угрозу для собственного существования. Вот что пишет
римский историк Корнелий Тацит, о поведении германских племен.
"Рядом с тенктерами ранее жили бруктеры; теперь, как сообщают, туда переселились
хамавы и ангриварии, после того как бруктеры были изгнаны и полностью истреблены
соседними племенами, то ли раздраженными их надменностью, или из-за соблазна добычи,
или вследствие благоволения к нам богов - ведь они даже удостоили нас зрелища этого
кровопролития. Пало свыше шестидесяти тысяч германцев, и не от римского оружия, но, что
еще отраднее, для услаждения наших глаз. Да пребудет, молю я богов, и еще больше
окрепнет среди народов Германии если не расположение к нам, то по крайней мере
ненависть к своим соотечественникам, ибо, когда империи угрожают неотвратимые
бедствия, самое большее, чем может порадовать нас судьба, - это распри между врагами".
Но вернемся к эпосу и попробуем сами ответить на вопрос, касающийся
происхождения Беовульфа и гаутов.
"Беовульф" или "Сасна Црер"
Сюжет "Беовульфа" знаком нам по армянскому эпосу "Сасна Црер". Он предстает
перед нами в части эпоса "Мгер Старший".
В основанном армянским родоначальником Санасаром городе Сасуне появился Лев,
который пожирает людей и закрывает дороги, связывающие Сасун с внешним миром. В
городе начинается голод. Как видим, в обоих случаях явствует буквальный перевод напастей,
нашедших на оба города. Народ обращается к сыну Санасара, Мгеру, которому в это время
было пятнадцать лет. Является ли совпадением повторение чисел, как и история блокады
городов?
Но давайте посмотрим как оба героя, Беовульф и Мгер Старший, идут на бой. В
англосаксонском эпосе Беовульф, обращаясь к датскому королю, говорит;
...Свершить я надеюсь месть кровавую
В единоборстве...
Как форма борьбы Беовульфом выбирается прямой бой между ним и Гренделем без
какой-либо помощи. Удивительно продолжение слов Беовульфа;
...К тому же, зная, что это чудище,
кичаясь могучестью, меча не носит,
я так же-во славу великого Хигелака,
сородича нашего и покровителья!-
я без меча, без щита широкого,
на поединок явлюсь без оружия;
враг на врага, мы сойдемся, и насмерть
схватимся в рукопашную,- Небо укажет,
Бог рассудит, кому погибнуть !...
Теперь посмотрим, как Старший Мгер решает поставленную перед ним задачу. Он
сначала обращается к Кери/Дядя/ Торосу, который в армянском эпосе символизирует именно
военное начало.
Не является ли Торос предком германского бога войны Тора? Кери Торос объясняет
причины голода.
...Хлеб нам возили Шам и Алеп,
Но отрезал дороги огромный лев,
Пешим и конным пути преградил,
Ни проехать к нам, ни пройти.
Боязно стало ходить купцам
Из Шама к нам, из Сасуна в Шам.
Мгер спросил;-Кери, что такое лев,
Какой такой этот лев.
Ответил Кери:-Над зверями зверь,
Он ест людей...
Как видим, причина голода в датском городе Херот, и в армянском городе Сасун, та же
самая. Это чудовище или лев, который пожирает людей, и блокирует город от внешнего
мира. Старший Мгер, как и Беовульф, со своим отрядом идет на встречу врага. Увидев льва:
...Мгер сказал; - Мать льва того
Воззвала к Богу, родила его;
Воззвала к Богу мать моя - и родила меня!
Мечь свой должен снять и наземь положить,-
Я без оружия в бой вступлю...
Случайно ли буквальное повторение речей обоих героев? Как будто имеешь дело с
английским переводом армянского эпоса. Для нас теперь понятно хотя бы и происхождение,
и родина Беовульфа.
Интересно узнать, как оба героя побеждают врага?. Есть ли сходство и в этом случае?
Вот так встречает врага Беовульф.
...Враг приближался; возлежащим,
Он руку простер, вспороть намерясь
Когтистой лапой грудь храбросердого,
Но тот, проворный, пристав на локте,
Кисть ему стиснул...
...Душа содрогнулась, и сердце упало,
Но было поздно бежать в берлогу...
...Неисцелимая в плече нечистого
Кровоточащая, зияла язва -
Сустав разъялся, лопнули жилы;
Стяжал в сражении победу Беовульф...
Герой армянского эпоса, Старший Мгер выбирает другой вид поединка против Льва.
...Сошел с коня на землю Мгер,
Пошел в перед.
И Мгер Бога воззвал:
-Хлеб и вино ! Отец всеблагой !
Сцепились Мгер и лев.
Льва за верхнюю челюсть одной рукой,
За нибную - другой
Мгер ухватил пополам разорвал,
На две части льва разорвал...
Почему вид борьбы у героев не совпадают? Ответ прост. Сказочный Лев имел образ
льва, а Грендель имел образ человека. Вспомним начало англо-саксонского эпоса.
...Счастливо жили дружинники в зале,
Пока на беду им туда не явилось
Ада исчадие: Гренделем звался
Пришелец мрачный, живший в болотах,
Скрывавшийся в топях, муж злосчастливый,
Жалкий и страшный, выходец края,
В котором осели все великаны...
Древние герои знали как надо побеждать конкретного врага, в зависомисти от их силы
и образа. Однако, и вид поединка Беовульфа с Гренделем, был знаком Старшему Мгеру.
Однажды, когда ему еще не было пятнадцать лет, и он еще не победил Льва, Мгер вышел из
Сасуна. Он пошел к ишхану /князу/ Горгику, который был дальним родственником
армянской семьи. Он хотел попросить у дяди одну лошадь, для себя. Князь Горгик славился
тем, что держал лучших лошадей. Приезд мальчишки, даже далекого родича, не обрадовал
славного ишхана. Юнец Мгер быстро находит правильный подход.
...Все князья кругом сидят, беседу ведут.
Мгер поклонился им.
А ишхан на Мгера и не поглядел.
Мгер взглянул на того, кто всех выше сидел,
И сказал; - Так ли этак, а это и есть Горгик!-
К ишхану подошел,
Его за руку взял,
К потолку приподнял,
Руку малость давнул. Показалось тому,
Что рука сломалась в семи местах.
...Тогда сказал Горгик - ишхан;
- Добро пожаловать, родной!
Добро пожаловать в наш дом!
Схитрил Горгик - ишхан,
Почуяв, как Мгер силен...
Этим древнейшим приемом языческие исполини показывали свою богатырскую,
Богом данную космическую силу.
Армянский эпос "Сасна Црер", по нашему скромному мнению, это литературный
памятник культа армянского бога Ар - Солнца. Естественно, что все Солнечные Боги и
божества выступают в четырех лицах. Именно по этому армянский эпос имеет четыре ветви
и четыре героев, которые, по сути, составляют одно неделимое целое, четыре лица одного
Солнечного Бога. Это доказывает и сам эпос. Прием показа силы, с помощью рукопожатия,
которым прекрасно обладали и Беовульф, и Мгер Старший, был знаком и отцу Старшего
Мгера, родоначальнику армянских богатырей, божественному Санасару. Когда молодой
Санасар уходит из Сасуна, за своей будущей женой, Дехцун Цам, он приходит к Белому
Замку, где и живет Дехцун. Замок охраняет исполин Гамтол.
Закричал Санасар.- Откройте ворота.
Гамтол ответил с той стороны.
-Ты кто такой, чтобы я дверь открыл?
Санасар сказал.-Ты не слышал мое имя?
Гамтол ответил.- Нет, не слышал.
Санасар сказал.- Ты не знаешь как меня зовут?
Гамтол ответил.- Нет не знаю.
Я тоже не знаю, как меня зовут,
Но помню в детстве, играя со мной,
Мать меня звала Смерть Гамтола.
Гамтол сказал.- Если ты моя смерть,
Подай палец, я посматрю.
Санасар сказал.-Вот тебе рука.
И подал руку Санасар.
Удивился, как руку увидел Гамтол.
Зажжал руку от всех сил Гамтол,
Как муха укусила Сасунского богатыря.
Ничего не мог сделать Гамтол.
Санасар сказал.- Теперь ты подай свою руку.
И подал руку Гамтол.
Как руку зажжал Санасар,
Материнское молоко с кровью вышла из ногтей.
Побежал Гамтол к Дехцун Цам...
Обращайте внимание на то, что Белый Замок находится далеко от армянской земли, от
Сасуна, и защищает его герой по имени Гамтон, имя который напоминает нам королевское
имя древних датчан: Гамлет.
Заключительная чать "Беовульфа" является повторением событий, происходящих уже
в ветви "Давид Сасунский". Мы не отделяем Санасара, Старшего Мгера, Давида и Младшего
Мгера друг от друга, ибо они, по существу, являются рождественными.
...И воспринял тогда власть державную
конунг Беовульф: пять десятков зим
мудро правил он мирным краем
И состарился.
В те поры дракон, змей, исчадие тьмы,
Там явился, хранитель клада, скрытого
В неприступных горах среди каменных круч...
Итак, сокровищами страны Беовульфа, где он царствует пятьдесят лет, завладело
чудовище, которое держит их в пещере. Беовульф с одним воином, входит в пещеру, убивает
в поединке чудовище, возвращает национальные ценности нации и от ран, полученных в
поединке, вскоре умирает.
...Тогда, я слышал, к нему на выручку
Поспел дружинник: он знатный родом,
Известный мужеством, силой и ловкостью,
В руке опаленной клинок сжимая,
Уцелил не в голову гаду, но ниже,
Вонзил оружие, ужалил в горло
Змея зломерзкого-вошло железо
В плоть огненосную, сникло пламя,
Дыханье драконье; и тут же конунг,
Едва очнувшись, свой нож широкий,
Владыка ведеров, из ножен выхватил,
И острым жалом вспорол утробу
Огневержителья,-сдохло чудище...
...И молвил Беовульф, скорбный старец,
Глядя на золото: "Владыке Вселенной,
Хвала! - я вижу эти сокровища,
И славлю Господа, Небоправителя,
В день мой последний мне ниспославшего
Победу в битве, а эту добычу-
Народу нашему! В обмен на богатства,
Жизнь положил я - теперь державу
Сами храните! - мой срок истекает!
Повелеваю вам, ратоборцы,
Мой прах и пепель укрыть в кургане,
В холме высоком, близь моря насыпанном,
На Мысе Китовом..."
В армянском эпосе происходит следующее. Сокровища Сасуна украли дэвы и
скрывают их в пещере. Старшего Мгера уже нет, и его юный сын Давид находит эту пещеру.
Он входит в пещеру, где в это время отдыхают свирепые дэвы. Давид закрывает за собой вход
в пещеру большим камнем. Смысл этого состоит в том, что борьба будет не на жизнь, а на
смерть. Он фактически закрывает путь для своего отступления. Этот шаг, который
символизировал превосходство собственной силы над дэвами, имеет положительное
воздействие:
...Так грозно тут закричал Давид,
Что на дэвов, проклятых, ужас нашел.
Старший дэв, как услышал, сказал:
-Горе нам, это Мгеров сын, Давид,
Ступайте, кланяйтесь ему,
чтобы жизнь нам пощадил.
Но всех схватил Давид,
Всем шеи он свернул,
Головы оторвал, выбросил вон...
Кери Тороса, Ована позвал,
Сам стал впереди - в пещеру вошел.
Как увидели люди все добро,
Что награбили дэвы за много лет,
От радости не чуют ног.
Собрали все, что было там.
Чувалы золотом набив,
Всю утварь, жернов золотой,
Связали в тюки,
На мулов возвалили вьюки,
Взяли все, в дома свои увезли.
Налились амбары Сасуна добром,
От изобилия трещал Сасун...
Та же пещера, те же чудовища, то же возвращение национальных ценностей нации.
Эта случайная цепь совпадений имеет глубокие корни, о чем мы теперь и поговорим.
Беовульф или Ваагн Драконоборец
Как отмечалось выше, все специалисты считают Беовульфа, Драконоборцем. Действие
эпоса происходит в то время, когда германские племена еще не приняли Христианство.
Христианская церковь должна была все сделать для уничтожения дохристианских
верований, чтобы открыть путь неприемлемых для этих нации-хаций библейских сюжетов.
"Церкви удалось уничтожить старые капища и поклонение языческим богам, что же
касается форм человеческого поведения, то здесь дело обстояло гораздо сложнее. Мотивы,
которые движут поступками персонажей Беовульфа, определяются отнюдь не
христианскими идеалами смирения и покорности воле Божьей". Гуревич. "Беовульф".
К сожалению, та же грустная картина у армян. Христианская церковь систематически
уничтожила всю языческую литературу, связанную с дохристианским пантеоном. Известно,
что самым почитаемым Богом у армян был Бог Солнца Михр, по имени которого в эпосе есть
две ветви, два героя-Старший Мгер и Младщий Мгер. Фактически христиане не смогли
искоренить из памяти народа культ его любимого Бога. Известно также, что братом Михра
был Бог Ваагн-Драконоборец, который родился из пламени и сразу же вступил в бой с
драконами, которых и уничтожил. По сей день в армянских школах, армянские дети учат
стихотворение, рассказывающее о рождении Ваагна, который по сути есть языческий гимн
Бога Ваагна.
И имя рода Беовульфа звучит весьма странно. Вначале эпоса, когда Беовульф со своим
отрядом выходит на датский берег, на вопрос датского дозорного, он отвечает.
...Мы все от семени мужей гаутских,
Наш конунг - Хигелак, его дружина - мы.
Воитель мудрый, всеземнознатный,
Отец мой, Эггтеов, состарясь, умер...
Но об имени рода Беовульфа, мы узнаваем в самом конце эпоса, когда умирающий
король Беовульф называет наследника престола.
...Обруч ошейный витого золота,
Вождь доброчестный вручил воителью -
Кольцом и обручем, кольчугой и шлемом,
Он юного мужа благонапутствовал:
"Ты - единственный мой наследник,
Из рода Вагмундингов, чье семя сгинуло
Судьбою похищено: в час предначертанный,
Ушли знатнейшие - и я за ними!"
Значит наш герой из рода Вагмундингов, что по армянский переводится как род
Ваагназуны, то есть род, происхожденный от Ваагна Вишапакаха, Дракониборца. Вот почему
все специалисты считают Беовульфа Драконоборцом, и вот почему из армянской земли, на
север, на помощь датчан послали Беовульфа. Только рожденный Драконоборец мог победить
этих чудовищ.
Заключение
Попробуем резюмировать вышесказанное. Все известные религии одназначно
указывают на то, что второе рождение человечества, после потопа, произошло на склонах
горы Арарат. Ковчег проотца Ноя или Мана пристал к вершине горы Арарат. От трех
сыновей проотца продолжился род людской. Эта территория, которая окружена четырьмя
реками и четырьмя морями, /вновь арийская четверка/, была названа для всех наций Страной
Орин, /Законов/, Страной Богов. Естественно, что поколениях сыновей проотца должна была
развернутся жестокая борьба за право стать хозяином Араратской страны. В этой жестокой
борьбе сначала были устранены хамиты-сыновя Хама, а затем и семиты-сыновя Сима.
Последние, совершив большой круг и бродя по всему свету, попытались во главе своего
вождя Моисея отвоевать Страну Обетованную, но потерпели жестокое поражение и были
отброшены в пески Палестины и Аравийского полуострова.
Затем борьба обострилась между арийскими братьями. Поочередно не выдержали
натиска и оставили Святые горы индоарийские и ираноарийские племена. Их участи
подверглись и баски, гаски, келты. Потом очередь дошла и до скифов, аланов, германцев и
славян. До них армянский родоначальник Айк послал своего внука Кадма с его племенем на
запад. Об этом нам рассказывает армянский историк пятого века, Мовсес Хоренаци. От Кадма
произошли спартанцы, проотцы греков. А от греков, потом и римляне.
Вот так армяне постепенно очистили Землю Обетованную и стали ее хозяевами,
которую и сегодня, после определенных потерь, они крепко держат в своих руках. Не лишне
будет напомнить, что столица Республики Армения расположена у склона горы Арарат, в
Араратской долине.
Последняя успешная Арцахская война, по сути, была первым шагом по новой очистки
Святой Земли.
Что касается Беовульфа, то арийские племена, уйдя со своей прородины, унесли с
собой культ и мифы арийских богов. Все это должно было помочь им в деле преодоления
различных препятствий на новых территориях. Интересно, что связь с прородиной не
прерывалась, и армяне всегда протягивали руку помощи своим младшим братьям. Вот что
можно прочесть об этом, в ветви армянского эпоса "Мгер Младший". В городе Алепе,
царствует женщина людоедка, которая пожрала своих родителей, короля и королеву. Сорок
его братья за помощью обращаются к внуку Старшего Мгера, Мгеру Младшому, который
после смерти отца Давида Сасунского, правит Сасуном. Мгер Младший спешит на помощь
сорока Алепским братьям.
...Мгер въехал в город пустой,
Навстречу ему - старуха идет,
Глянул Мгер - людоедка она и есть.
Дал ей в лоб щелчок в лоб - сбил голову с плеч.
К сорока побратимам вернулся; сказал;
- Я убил людоедку, вашу сестру,
Возвращайтесь в свой город, живите там,-
Стали они Мгеру руки и ноги целовать...
И в этом эпизоде, и в других эпизодах представленных в армянском эпосе "Сасна
Црер", четко указанно, что и Санасар, и Старший Мгер, и Давид, и Младший Мгер часто
отсутствуют из Сасуна, оказывая помощь народам, попавшим в тяжелое положение. В нашем
комментарии "Кто такой Святогор", мы показали, какая помощь была оказана восточным
славянам-русским, украинцам и белорусам.
Этот анализ, как и "Кто такой Святогор", завершим словами украинского поэта Пабло
Тичины:
"О том, что армянские богатыри принадлежат также другим народам, имеются
упоминания прямо в эпосе Сасна Црер. Сорок богатырей, которых Давид собрал в сорока
странах, выражают ему благодарность за то, что для каждого из них он нашел по одной
невесте;
...Всем сорока невест сыскал,
Сказал; - Остановитесь, братья, здесь.
Дороги дальше нет для нас.
Ступайте с богом каждый в свой край,
И мне пора в Сасун.
- Благодарствуй, Давид,
Надежда наша через тебя сбылась...
И каждый отправляется в свою страну со своей невестой, чтобы там возродить род
богатырей. Каждый из них в своей душе нес образ Давида как образ защитника молодых
народов".
А как именно армянский герой нашел невестку для германского короля Гюнтера, и
как молодой германский народ "отблагодарил" его, мы поговорим в нашем следующем материале , "Кто такой Зигфрид".
Комментариев нет:
Отправить комментарий