воскресенье, 4 марта 2018 г.

АРМЯНЕ И ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА


Песнь Вторая — Сон Беотия или перечень кораблей
Двинулась рать, и как будто огнем вся земля запылала; 
Дол застонал, как под яростью бога, метателя грома 
Зевса, когда над Тифеем сечет он перунами землю, 
Горы в Аримах, в которых, повествуют, ложе Тифея; 
Так застонала глубоко земля под стопами народов…
Гре­ки в древ­ней­шие вре­ме­на объ­яс­ня­ли зем­ле­тря­се­ния и извер­же­ния вул­ка­нов тем, что под зем­лей шеве­лит­ся и дышит огнем побеж­ден­ный бога­ми и при­дав­лен­ный гора­ми вели­кан Тифон, или Тифо­ей. Упо­ми­на­ние Зев­со­вых перу­нов пока­зы­ва­ет, что во вре­ме­на Гоме­ра было заме­че­но, что извер­же­ни­ям вул­ка­нов час­то сопут­с­т­ву­ют гро­зы.
Мес­то­по­ло­же­ние гор в Ари­мах неиз­вес­т­но, воз­мож­но, в поэ­ме име­лась в виду область вул­ка­ни­че­ской дея­тель­но­с­ти в Кили­кии. Пин­дар (I пифий­ская ода) и Эсхил («При­ко­ван­ный Про­ме­тей». Ст. 351 слл.) назы­ва­ют Кили­кию роди­ной Тифо­на, но утвер­жда­ют, что он лежит, поверг­ну­тый Зев­сом, под Этной в Сици­лии.
АРИМЫ, oi Arimoi, народ, в стране которого лежит под землей скованный Тифоей, Hom. II, 2, 783. Большей частью древние полагали, что это место находится в горах Киликии. Впервые в «аримах» (или «Ариме») Гомера видел предков армян И.Маркварт.
Хоренаци сообщает нам об участии Зармайра Хайказуни в Троянской войне на стороне троянцев. Ну для меня до последнего времени из себя некую загадку представляли упомянутые «эфиопы», которые были в войске Зармайра.
Книга 1; 19.
«..Этот [Зармайр] был послан Приаму на помощь Тевтамосом вместе с эфиопским войском и погиб от рук эллинских храбрецов.»
Книга 1; 32.
«…Также и наш Зармайр, служивший ассирийцам, с немногими воинами отправился вместе с эфиопским войском на помощь Приаму и там, получив рану от эллинских храбрецов, умер; желал бы я, чтобы это было от Ахилла, а не от кого-либо другого из храбрецов.»
И вот недавно я наткнулся на одну любопытную информацию об «эфиопах» и их вождя.
Название на геэзе ʾĪtyōṗṗyā (Эфиопия), как некоторые полагают, связано с др.-греч. Αἰθιοπία или др.-греч. Αἰθίοψ ‘эфиоп’, что значит «человек с обожжённым/загорелым (на солнце) лицом». Эфиопы — союзники троянцев в Троянской войне. Не следует их путать с жителями современной Эфиопии.
По одной из версий, «эфиоп» на греческом языке означает человека с опаленным лицом, то есть любого чужеземца с тёмным цветом кожи (так уже у Геродота). У Гесиода эфиопы отделены от чернокожих.
Лишь с середины VI века до н. э. прослеживается идентификация эфиопов с чернокожими. Впрочем, как указывает А. И. Иванчик, первоначально в греческом эпосе эфиопы не считались чернокожими (слово «эфиоп» означало скорее «блистающий»), а их царь Мемнон описан как красавец.
Мемнон очень примечательная личность — в древнегреческой мифологии он сын Эос и Титона, царь Эфиопии.
Во время Троянской войны он привёл большое войско эфиопов на защиту Трои. Убил Антилоха, но погиб от руки Ахилла, который мстил за смерть друга. В поэме Квинта Смирнского убил 3 ахейцев, но убит Ахиллом. Смерть Мемнона напоминает гибель Гектора, другого защитника Трои, которого Ахиллес убил, желая отомстить за смерть друга (Патрокла).
После гибели Мемнона Зевс, видя безутешное горе Эос (по легенде, капли росы, появляющиеся по утрам, — это слёзы богини, скорбящей по погибшему сыну), вернул его к жизни и наделил бессмертием. Но даже столетия спустя фригийцы показывали дорогу, по которой Мемнон вел войска.
Подведем некоторые итоги.
1. «Эфиопы» на самом деле не были из Африки и, учитывая, что Хоренаци творил в 5-ом веке и имел в основе более ранние источники, у него они тоже не африканцы.
2. Матерю Мемнона была Эос, имя которой, учитывая особенности «h» у греков, вполне могла звучать как «hайос».
3. Хотя официальным отцом Мемнона был Титон, но сама Эос имела долгую любовную связь с Арионом, которого отождествляется с Айком Наапетом.
4. Дорога, которую показывали фригийцы, явно указывает, что Мемнон подошел к Трое с востока,
5. Мемнон был убит Ахиллом, почти о том же сообщает и Хоренаци.
6. Мемнон воскрешает — такое верование известно и у армян, у которых был умирающий и воскресающий вечный бог.

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...