понедельник, 16 сентября 2019 г.

К пантеону богов Древней Армении


Арамазд — верховный бог в древнеармянском пантеоне, отец богов (дицов). Его имя представляет иранизацию первоначального собственно армянского имени Ара, и происходит от имени иранского Ахурамазды (Ормизд), верховного бога персов, олицетворявшего доброе начало в персидской дуалистической религии.
Злое начало зороастризма было представлено Ангхро-Манью (Ахриманом), который в армянском язычестве отсутствует, как и отсутствует упомянутый дуализм, чем армянская языческая религия принципиально отличается от иранского зороастризма.
Мовсес Хоренаци сообщает, что в армянском пантеоне существовало четыре Арамазда. В эллинистический период Арамазд в Армении сопоставлялся с Зевсом.
Гисанэ — в армянской мифологии умирающий и воскресающий бог животворящей природы, ипостась Диониса. Другое наименование — Ара Прекрасный. Служители в храме Гисане назывались гусаны. Это наименование перешло в эллинистической Армении на актёров, т. к. театральное искусство было связано с культом предков.
Обряд погребения Гисане с участием гусанов был перенесён в церемонии похорон представителей знати. Дзайнарку-гусаны (оплакивающие) изображали подвиги усопшего «пением, показом и танцем под звуки пандпра» (Мовсес Хоренаци, V век).
Гишерамайрер— в переводе «Матери ночи». В армянской мифологии: персонификация ночной тьмы, злые ведьмы, со дня создания мира со змеями в руках преследующие Солнце. Вечером Гишерамайрер поднимаются из-под гор вверх на землю, чтобы поймать Солнце, но оно уже заходит. Тогда они все начинают дуть, и мир покрывается тьмой.
Жук у Жаманак (в переводе «время») — в армянской мифологии персонификация времени. Жук у Жаманак — седоволосый старик, сидит на вершине высокой горы (на небе)Как распорядитель времени, держит в руках два клубка — белый и чёрный. Он спускает по одной стороне горы один клубок, при этом его разматывая, второй клубок он сматывает, поднимая его по другой стороне горы.
Когда белый клубок (символизирующий день, дневное небо), разматываясь, доходит до низу, — светлеет и восходит Солнце. Когда Жук у Жаманак сматывает белый клубок, а чёрный (символ ночи, ночного неба), разматывая, спускает вниз, — темнеет и заходит Солнце.
Вахагн (Ваагн) — древнеармянский бог-драконоборец.
В имени этого бога содержится тот же индоевропейский корень, что и в имени иранского бога Вертрагна и парфянского Вархагна. В святилище на горе Немруд в Коммагене (Заевфратье), южнее Малатии, он назван Артагнесом и идентифицирован с Гераклом, так же, как и у Фавтоса Бузанда, армянского историка IV векa.
Любопытно, что у Мовсеса Хоренаци он выступает в качестве человеческого существа, сына Тиграна Ервандяна (хотя тут же в гимне выяв-ляется его божественная сущность и описывается его рождение из лона при-роды — из ствола огнедышащего тростника), подобно тому, как в греческой мифологии Геракл, с которым Вахагн тут же сопоставляется, был человеком, сыном бога Зевса и смертной Алкмены, и лишь впоследствии был обожествлён и взят на Олимп.
Основной храм Ваагна находился в Аштишате, где культ Ваагна был традиционной прерогативой княжеского рода Вахевуни (или Вахнуни).
Арэв, Арэгак — «Солнце», в переносном значении — «жизнь».
В армянской мифологии: персонификация Солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши. Согласно мифам, дворец Арэв находится на Востоке, на краю света.
Вечером, воспламенённый и усталый, Арэв возвращается к матери (заход Солнца по-армянски — «майрамут», «вход к матери»). Арэв купается, мать вытаскивает его из воды, укладывает в постель, кормит грудью.
Отдохнув, он снова пускается в путешествие. По другому мифу, Арэв купается и отдыхает в озере Ван, на дне которого находится его ложе. Перед рассветом ангелы облачают Арэв в огненную одежду. Когда Арэв умывается, горы и равнины покрываются росой.
На высокой горе на Востоке поднимаются 12 телохранителей Арэв и огненными посохами ударяют по горе, которая вместе с другими горами преклоняет свою голову перед царём Арэв. Тогда Арэв, голова которого покрыта огненными волосами, поднимается на небо.
По некоторым мифам, Арэв сопровождает огромная птица, её крылья раскрыты, чтобы от лучей Арэв не загорелась Земля. Арэв мчится по небосводу, сидя на льве. Лев своим огромным мечом защищает его от злых духов.
Культ Арэв с древних времён был распространён среди армян. В V веке до н. э. в жертву богу Солнца приносили лошадей. Ещё в XII веке в Армении существовали сектанты — солнцепоклонники (арэвордик), преследуемые армянской христианской церковью.
Восьмой месяц древнеармянского календаря и первый день каждого месяца назывались Арегом (то есть Арэв). Следы культа Арэв сохранились в народных молитвах и клятвах до XX века.
Астхик (Астгик или Астлик) (от армян. звёздочка) — в армянской мифологии богиня (дицуи) любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Вахагна (Ваагна). Её главный храм в Аштишате (к северу от современного города Муш в Турции) назывался «спальня Вахагна».
По старым преданиям, Астхик считалась покровительницей девушек и беременных женщин. Согласно легенде, Астхик во время купания простирала туман над священной для армян рекой Арацани (нынешний Мурад-Восточный Ефрат), дабы засевшие на берегу молодцы не видели её наготы. Историк Агатангелос отождествляет Астхик с Афродитой, чем определяет её место в пантеоне армянских богов.
Интересно и то, что культ Астхик был связан ещё и с орошением садов и полей и снабжением сел водой. Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу — хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами, представляют собой предметы культа Астхик.
До сих пор в Армении празднуют праздник Вардавар (дословно: «праздник роз» или, по другой интерпретации — «водная война»), посвящённый Астхик, во время которого люди обливаются водой и дарят друг другу розы. Изначально этот праздник приходился на день летнего солнцестояния (22 июня).
Имя Астхик является уменьшительно ласкательным к армянскому слову астх — звезда и переводится как «звёздочка». Это имя восходит к символу богини Афродиты (Венеры) — планете Венера. С распространением в Армении христианства Астхик стала рассматриваться как сестра сыновей Ноя — Сима, Хама и Иафета.
Лусин (в переводе «Луна») — в армянской мифологии: антропоморфная персонификация Луны. Согласно мифу, однажды юноша Лусин попросил у матери, державшей в руках тесто, булочку. Рассерженная мать дала пощёчину Лусин, от которой он взлетел на небо. До сих пор на его лице видны следы теста.
По народным поверьям, фазы Луны связаны с циклами жизни царя Лусин: новолуние — с его юностью, полнолуние — со зрелостью; когда Луна убывает и появляется полумесяц, наступает старость Лусин, который затем уходит в рай (умирает).
Из рая он возвращается возрождённым (мифологема умирающего и воскресающего бога).
Во многих мифах Лусин и Арэв (персонификация Солнца) выступают как брат и сестра.
Культ Луны у армян был широко распространён. Новолунию приписывалось магическое действие, как плодотворное (способность исцелить от ряда болезней и др.), так и вредное (дурное влияние на новорождённых); к нему приурочивались культовые церемонии и моления. Солнцу и Луне были поставлены многие храмы, главный из который находился в Армавире (столица и религиозный центр древнеармянского государства).

Продолжение следует.


Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...