Ми(h)р-М(h)ер-Митра, у армян бог небесного света и солнца, сын Арамазда. В древней Армении М(h)еру были посвящены храм в Багааридже (на территории современной Турции), жертвенник М(h)ери дур («дверь М(h)ера») в горах близ города Ван , а также, по-видимому, и храм в Гарни (1 в. н. э.).
Следы почитания М(h)ера обнаруживаются: в древнеармянском календаре в названиях восьмого дня каждого месяца — ми(h)р, седьмого месяца (февраль) — ме(h)екан; в армянской ономастике (включая топонимику) — более 150 наименований, производных от имени М(h)ер.
Влияние культа М(h)ера после распространения христианства проявилось в армянских духовных песнях (шараканы), сложившихся в 5-8 вв. В них Христос отождествляется с божеством света, его называют «свет», «творец света», «излияние света», «солнце правды», «мысленный свет», «солнечный свет», «источник света».
В богоборцах, об Артавазде, прикованном цепями в пещере, с которым древнеармянская мифология связывала спасение мира.
В трансформированном виде образ М(h)ера перешёл в эпос «Сасна црер » («Давид Сасунский»), где вместо единого М(h)ера выступают М(h)ер Старший (дед) и М(h)ер Младший (внук).
М(h)ер Старший, сын Санасара и Дехцун, дочери царя каджей, — исполин, наделённый богатырской силой. Подобно Митре, М(h)ер совершает ряд подвигов.
Он вступает в бой с чудовищным львом, преградившим дорогу, по которой в Сасун доставляли хлеб; руками он раздирает льва на части (отсюда его прозвище «львораздиратель»), после этого жители Сасуна получили хлеб в изобилии.
М(h)ер одолевает дэвов; убив чёрного быка (символ тьмы и преисподней) и лишив тем самым главного Белого дэва магической силы, М(h)ер одолевает его в битве.
М(h)ер Младший, сын Давида Сасунского и Хандут-хатун, проводит жизнь в странствиях, в постоянной борьбе с несправедливостью, со злыми силами.
Он побеждает дэва Купа, старуху-людоедку, иноземные полчища, угрожавшие Сасуну; спасает город Джезиру от наводнения, сбросив утёс в протекавшую через него реку и тем самым разделив её на два рукава.
Встретив возвращающегося в Сасун Давида, М(h)ер, не ведая, что это его отец, вступает с ним в единоборство и валит его наземь (вариант: отца и сына разнимает Габриел (h)рештак). Опозоренный Давид проклинает сына: он обрекает его на бессмертие и бездетность.
М(h)ер оказался не в силах истребить несправедливость в мире; его больше не держит земля: М(h)ер и его конь (Куркик Джалали) вязнут в земле. М(h)ер идёт за решением своей судьбы к могилам родителей. Он слышит их голоса, предлагающие ему удалиться в скалу и ждать изменения мира.
Согласно варианту, путь к скале М(h)еру указывает посланник богов — вещий ворон (аграв), поэтому скала получила название Агравакар («воронова скала»). От удара меча М(h)ера скала разверзлась и приняла его вместе с конём.
Один раз или дважды в год (вариант: в каждую субботу) М(h)ер выходит из скалы и пробует, не окрепла ли земля. Убедившись, что по-прежнему она не выдерживает его тяжести, М(h)ер возвращается в скалу.
Одному пастуху, увидевшему М(h)ера в приоткрывшейся скале, он сказал, что совсем оставит скалу, когда разрушится старый и будет создан справедливый мир, когда пшеничное зерно будет крупнее ореха, а ячменное — больше плода шиповника.
Согласно отдельным версиям сказаний, в скале, в которой пребывает М(h)ер, горит вечная свеча (или лампада), вращается чархи-фалак («колесо судьбы»); когда колесо остановится, М(h)ер выйдет из скалы и разрушит несправедливый мир.
Существует вариант мифа, по которому М(h)ер Младший оказывается по воле верховного божества прикованным к скале и ворон клюёт его почки.
Этот мотив возник, по-видимому, под влиянием представлений о богоборцах, об Артавазде, прикованном цепями в пещере, с которым древнеармянская мифология связывала спасение мира. Он же подарил Ва(h)агну булаву, выкованную из тысячи и одного солнца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий