четверг, 21 июня 2012 г.

  Западная Армения Город ВАН


Ван, город в Западной Армении, на восточном берегу озера Ван, на торговом пути в Иран. Древнейшая столица Армении, основанная Сардури I (835—824 до н. э.).

Исторически находился в гаваре Тосп провинции Васпуракан Великой Армении. С первой половины ХVI в. — в составе Османской империи, центр одноименного эялета (впоследствии — вилайета). Состоял из двух частей — собственно город и Айгестан, который делился на 7 кварталов. Городским кварталом считалось также село Акрби. По данным переписи 1914 в Ване проживало 22470 армян и 15000 турок (по данным Ванской епархии — 34000 армян и 21000 турок).

Армяне занимались, в основном, ремеслами (более 3800 ремесленников) и торговлей. Большой известностью пользовались ювелиры, кузнецы, оружейных, шалевых и полотняных дел мастера. Действовало несколько полотняных мастерских. В начале ХХ в. в Ване было 12 церквей, из них 10 действующих. В 1914 функционировало 8 национальных учебных заведений (259 учителей, 4500 учащихся). Свои школы имели также протестанты и американская, немецкая, доминиканская миссии. Около 55% (более 12000 человек) ванских армян были грамотны. В районе Айгестан, кроме указанных миссий, находились также английское, персидское, русское и французские консульства. Ван являлся одним из центров национально-освободительной борьбы армянского народа.

В 1860-х гг. в Варагаванке (монастырь к Юго-Востоку от Вана) развернул свою деятельность М. Хримян, в 1870—80-х гг. здесь действовали организации «Союз во имя спасения», «Черный крест», «Оруженосец». С Ваном связаны имена М. Португаляна, М. Аветисяна (Терлемезян), А. Манукяна, В. Серенкюляна (Варткес), Н. Погосяна (Ишхан), А. Екаряна, Врамяна (О. Дердзакян) и другие. С 1910 в Ване издавалась газета «Ашхатанк» («Труд») — орган партии Дашнакцутюн, а с 1911 — газета «Ван-Тосп» — орган партии Рамкавар-Сахманадракан.

Во время первых погромов, ванские армяне, несмотря на тяжелые потери, благодаря героической самообороне, в основном уцелели. 3 июня 1896 и в последующие дни было убито 546 армян, разграблено 1514 армянских домов. Во время геноцида 1915 ванские армяне, прибегнув к героической 27-дневной самообороне, освободились от турецкого ига: 6 (29) мая в город вступили русские войска и армянские добровольческие отряды, на следующий день было создано Ванское губернаторство во главе с А. Манукяном.

Однако, предпринятое по политическим соображениям неожиданное отступление русских войск, вынудило армян покинуть город и перебраться в Восточную Армению. Вступившие в Ван турецкие войска полностью опустошили город и вырезали не успевших выехать армян. Когда русские войска вновь заняли Ван, лишь небольшая часть ванцев смогла вернуться в родной город (по данным переписи, проведенной в июле 1917 местным комиссариатом, в Ване проживало всего 5388 человек). В феврале 1918, во время нового вторжения турецких войск, армяне окончательно оставили город.

вторник, 19 июня 2012 г.

Кредо Мамиконянов-Таронаканов


“Храбро умрем за нашу страну и нашу нацию,
и пусть глаза наши не увидят наши
святыни попранными и оскверненными”
УХТ Мамиконянов (Гевонд, “История”, гл.34)



“Встретившись с полчищами Бела, старайтесь подобраться к месту, где будет находиться Бел в окружении толпы храбрецов. Либо умрем и наши люди попадут в рабство к Белу, либо покажем на нем искусность перстов наших и, рассеяв полчище, добьемся победы”.

Эти дошедшие до нас слова Айка Наапета из речи, произнесенной перед воинами в 2492 году до Рождества Христова, исполнены глубокого смысла являются концентрированным выражением ментальности, характера, нравственного облика армянина, нашей исторически сложившейся психологии. А само описание сражения – древнейший письменный памятник истории мирового военного искусства, заимствованный из труда древнеассирийского историка, хранившегося в библиотеке Ниневии и завещанного потомкам отцом армянской истории Мовсесом Хоренаци.

Для всестороннего анализа потребовались бы сотни страниц, поэтому ограничимся лишь следующими замечаниями.

1. История нашего народа начинается с восстания патриарха Айка против идолопоклонничества: т.е. свидетельством возникновения армянского народа является духовная борьба за свободу и сохранение своего национального вероучения. Спустя 2943 года после великого подвига Айка Наапета борьбу продолжила Армянская Церковь под предводительством Св. Вардана Мамиконяна при Аварайре.

2. Наш праотец почти за две с половиной тысячи лет до рождения Христа не только сорвал маску с провозгласившего себя богом тирана, но и на глазах его подданных уничтожил “возомнившую себя богом статую из мяса” (Себеос, История). Разоблачения подобного масштаба история цивилизации не знала, и оно уникально на все времена.

Мовсес Хоренаци, Вардан Аревелци, Микаел Чамч­ян, Гугас Инчичян, архиепископ Магакиа Орманян, Гевонд Алишан и многие как армянские, так и иноземные старые и новые историки, опираясь на Биб­лию и древнейшие источники, фиксируют и утверж­­дают тот факт, что Бог создал человечество в Ар­ме­­нии, что после всеобщего потока первую мо­лельню, посвященную истинному Богу, праро­ди­тель Ной воздвиг на склоне горы Арарат. И в дальнейшем по­томки Ноя – армяне своей сутью, верой и родным язы­ком оставались продолжателями той истинной веры, которая начиналась от Адама. Однако вместе с возд­вижением Вавилонской башни и возникно­вением языков стало распространяться идолоно­клонст­во и многобожие, и наш праотец Айк Наапет, отказавшись участвовать в этом, покинул Вавилон, вернулся на родину, как настоящий монотеист, убил возомнившего себя богом тирана, навязываю­щего армянам многобожие.

Это означает, что армяне изначально были не только монотеистами, но и зачинателями духовной борьбы цивилизации против идолопоклонства и многобожия, что стало одновременно и первой в истории человечества борьбой за свободу совести.

3. Дошедшие до нас повествования о патриархе Айке свидетельствуют также, что армянин своей кровью, темпераментом, делом, мышлением и сущностью был единобожцем, почитал единого Бога еще задолго до 2492 г. до Рождества Христова.

Следовательно, тот факт, что в 301 г. сотни тысяч армян были крещены св. Григором и что именно армяне первыми всей нацией и государством приняли христианскую веру, не случаен, поскольку для армян ­ “христианство было не одеждой, а цветом тела” (Св. Вардан): “армяне и христианство слились в единую сущность …Их судьба тождественна” (Гарегин Нжде). И наконец со времен праотца Айка Наапета вероисповедание и национальная идеология армян едины, тождественны и неотделимы друг от друга. Следовательно, армяне в 301г. отказались не от язычества, а восстановили свое единобожие.

4. 4500 лет назад Айк Наапет заложил основы армянской национальной идеологии. После принятия нацией и государством христианства нашей национальной идеологией стало созданное Григором Просветителем Армянское христианство – Армяноисповедание (Айадаванутюн), которое в последующие века дополнили, развили его последователи Св. Нерсес, Св. Саак, Св. Месроп Св. Григор Нарекаци, Св. Нерсес Шнорали, Св. Ован Воротнеци, Св. Григор и Мовсес Татеваци и другие выдающиеся представители армянской науки, истории, литературы и искусства. Наши святые отцы и переводчики “золотого века” в единстве с Мамиконянами, Вардананцами, Гевондянцами, Атомянцами и другими выдающимися деятелями обработали, упорядочили, развили систему самозащиты армянского христианства, которую в 8-м веке Мушег Мамиконян и его сподвижники, обобщив, назвали “Ухт Мамиконянов”.

Через 1500 лет после «золотого века» преданную забвению армянскую идеологию самозащиты возродил и придал ей целостный вид Гарегин Нжде. Считая «Ухт Мамиконянов» «вечным оружием рода», в 1919-1921 гг. в Зангезуре назвал его «Ухт Давид­бека», в 1934г. в США – «Цегакрон Ухт», а в 1936-1937 гг. в Болгарии – «Таронаканутюн».

Имея в 20 странах более 2500 последователей, Гарегин Нжде и его ближайшие друзья, доктор философии Айк Асатрян, Нерсес Аствацатурян и другие планировали в 1939 г. созвать всеармянский учредительный съезд единомышленников, но помешала Вторая мировая война.

Сами Гарегин Нжде и Айк Асатрян, так изложили сущность “Ухта Мамиконянов”.

“На нашей планете самый священный обет всегда давался во имя Бога и Родины. Deo et Patria. Таким был и обет Мамиконянов”.

“Освятив и увековечив “Ухт Мамиконянов”, церковь дала нашему народу самое разящее и победоносное оружие самозащиты – “осознанную смерть”.

Айренатирутюн (владение Родиной) – вот религия нашего обновления, осуществление которого может запоздать настолько, насколько запоздает обновление нашего народа.

Не время ли, что­бы каждый армянин стал последователем “Ухта Мамиконянов”?

Гарегин Нжде



«Есть один предводитель и это – «Ухт Мамиконянов».

Есть одно счастье и это решимость погибнуть за нацию и родину».

Айк Асатрян



КРЕДО

(Основы армянской национальной идеологии – айадаванутюн)

Данное кредо, составленное мною в 1989-2007 гг. и основанное на замыслах наших идейных вождей, можно считать концентрированным выражением армянской национальной идеологии. Оно определяет наши национальные принципы, границы нашей исторической родины и высшую цель армянского народа – (по выражению Г.Нжде Айренатирутюн (владение Родиной – отчизновладение).

1. Армяне – постоянно и неизменно обновляющаяся историческая общность индивидуумов, имеющих самобытный национальный характер, отличающихся от представителей других наций психологическими чертами и темпераментом, мыслящих и говорящих по-армянски, преклоняющихся перед святостью семьи, от рождения инстинктивно вобравших в себя добро, прогресс и новаторство, с антропологической точки зрения относящихся к арменоидному типу и населяющих Армянское нагорье со времен Айка Наапета, потомка первочеловека Адама и патриарха Ноя, сына Торгома, внука Апета.

Армянами являются также все те представители армянской нации – айказуны, которые отдалились от национального языка, принципов вероисповедания, культуры, от своей родины, но не отрицают свое армянское происхождение и свою причастность к армянской цивилизации, считают Армению родиной своих предков, армянский – родным языком, армяноисповедание (айадаванутюн) – национальной религией и возможным при благоприятных условиях объединение армян на исторической родине в естественной для них биологической и физиологической среде.

2. Армянский народ – это объединенная единосущная и неделимая совокупность прошедших, настоящего и будущих поколений.

3. Родина армян – Mец Айк (Большая Армения) с ее 15 краями, Барцр Айк (Высокая Армения) , Цопк, Ахдзник, Туруберан, Мокг, Корчайк, Парскаайк, Васпуракан, Сюник, Арцах, Пайтакаран, Утик, Айрарат, Гугарк, Тайк, а также Покр Айк (Малая Армения), Армянское Междуречье с центром Мцбин и Киликийская Армения в границах 1198-1219 гг.

4. Родной язык армян – диалекты и наречия, национальный язык – основа языков грабар и западноармянский и восточноармянский варианты современного армянского языка, которые вместе с грабаром для всех армян являются равносильными литературными языками.

5. Национальной религией армян, которая была и остается национальной идеологией, является восходящее к патриарху Ною вероучение Армянской Апостольской Святой Церкви – айадаванутюн , основанной Св. Григором Просветителем.

Историко-психологической основой айадаванутюн – армяноисповедания является великий подвиг Айка Наапета, благодаря чему армянский народ 4500 лет назад положил начало духовной борьбе человечества против идолопоклонничества. Т. е. армяне с самого начала были не только моноитеистами, но и зачинателями борьбы цивилизации против идолопоклонничества и многобожия, что в то же время явилось и первой в истории человечества борьбой за свободу совести. Тот факт, что в 301 г. сотни тысяч армян были одновременно крещены Св. Григором и армяне всей нацией и государством первыми приняли христианскую веру – не случаен, поскольку для армян ­ “христианство было не одеждой, а цветом тела”. И неоспоримой особенностью армянского народа является тождество ее идеологии и вероисповедания.

Следовательно в 301 г. армяне отказались не от язычества, а восстановили свое истинное вероисповедание, строителем и хранителем которого является Армянская Апостольская Святая Церковь. Армянская Церковь – концентрированное выражение самобытной армянской цивилизации, тысячелетиями борющейся за существование на перекрестке западной и восточной цивилизаций. Армянская Церковь – основа духовного единства всего армянского народа, духовная родина армянской нации, она вместе с армянской государственностью должна составить единое, неделимое це­лое, как дух и тело.

В армянской национальной идеологии, в учении Армянской Апостольской Святой Церкви слиты воедино история армянского народа, его язык и об­раз мышления, мировоззрение и характер, обряды и предания, нравственные, правовые, философские и эстетические восприятия, фольклор и песни, литература, искусство и культура, его исторически сложившаяся психология. Ее разработали и кристаллизовали наши национальные святы­е, видные деятели армянской культуры, науки, искусства и литературы, наши выдающиеся представители государственной, политической, юридической и военной мысли, начиная с Айка Наапета до Св. Саака и Св. Месропа, а также мыслители армянского “золотого” и “серебряного” веков и кончая великими деятелями новых времен.

6. Армяноисповедание включает в себя систему самообороны Ухт Мамиконянов, основанную Айком Наапетом, затем в эпоху армянс­кого золотого века развитую и упорядоченную святыми переводчиками, Св. Варданом и Мамиконянами, в первой половине XX века дополненную и восстановленную Гарегином Нжде. Благодаря усилиям его и его единомышленников система приобрела целостность и была названа так­же и Таронаканутюн.

7. Высшей целью армянского народа является Айренатирутюн (отчизновладение), процветание на исторической родине в собственном справедливом государстве с одинаковыми для всех законами, обеспечивающими свободу всех граждан от политической, нравственной и экономической эксплуатации, в среде собственной национальной идеологии и культуры.

8. Путь достижения общенациональных целей армянского народа – это принятое Армянской Святой Церковью наставление Св. Августина. “В важных вопросах – единство, в спорных – свобода, любовь во всем”.

9. Молитва Мамиконянов-Таронаканов:

Господи, спаси армянскую нацию и собери нас на нашей

Родине, сделай нас достойными права стать хозяевами наших

храмов, гробниц наших святых и могил предков.



(перевела А.Агаронян)

              Гнездо жаворонка (Весь фильм)




1915 год. Два армянских брата Арам и Асатур не виделись друг с другом 20 лет и мечтают о встрече. Один из них — успешный доктор, эмигрировал в Венецию, и женился на итальянской графине, другой — землевладелец в маленьком городе Анатолии, где он уважаем и любим не только влиятельным армянским сообществом, но и местными властями Турции.
Асатур и его семья собираются выехать из Венеции в Анатолию. Арам готовится к торжественной встрече брата. Он реставрирует старую виллу, под названием Гнездо Жаворонка. Там они родились и выросли, играли, взрослели и учились противостоять жизненным трудностям. Но их встрече не суждено случиться. Начинается Первая мировая война. Италия закрывает свои границы, а турецкие военнослужащие получают приказ уничтожать армянские семьи.

Майрик (Mayrig) полный фильм фильм шедевр..




В 1921 году семья армян, спасаясь от Геноцида, приезжает в Марсель. Через воспоминания шестилетнего ребенка представлена история семьи, объединенной любовью и нежностью. Азат Закарьян высаживается в порту Марселя со своей семьей: отцом, матерью и двумя тетушками. Армяне, преследуемые турками, они знают, как тяжело приспособиться к новой жизни и трудным работам. Но несмотря на все тяготы, семья остается крепко сплоченной. Взрослые многого лишают себя, ради того, чтобы в будущем Азат получил образование и стал инженером.

                              Килликия


Киликийское царство (арм. Կիլիկիայի Հայկական Թագավորություն, фр. Le royaume de Petite-Arménie) — армянское феодальное княжество, а затем царство, существовавшее в Киликии с 1080 до 1375, равнинная Киликия — до1515.


Первое появление армян в долине, относится к I веку до Р. Х., когда армянский царь Тигран II присоединив эту область к Великой Армении, разместил здесь как поселенцев множество армян. Вскоре царь потерпел поражение в войне с Римом, а земли, завоеванные ранее, вместе с осевшими армянами отошли к Римской империи. Однако и при римском владычестве армяне составляли некоторую часть населения региона, так, многие из армянских мучеников того времени, были выходцами из киликийской долины, среди которых был Полиевкт Мелитинский. Дальнейшее поселение армян в регионе объясняется принятием в 301 году Арменией христианства, с последующим непринятием в 451 году Халкидонского собора, а также экспансией ислама вызванного арабским нашествием. О крупном армянском элементе в регионе говорит и тот факт, что писатель IV века Аммиан Марцелл, сообщает, что Исский залив одно время назывался «Армянским заливом». В письме написанном из Киликии в V веке, Иоанн Златоуст сообщал что живёт он в армянской деревне и что собственником округа является армянский князь. К VI веку, после падения дома Аршакидов, число армян в регионе значительно увеличивается. Этому способствовала переселенческая политика арабских халифов, которые насильственным путем заставляли армян покидать родину и поселяться на берегах Чёрного и Средиземного морей. Вследствие этого численность армянского населения в странах западнее Евфрата в течение веков все время увеличивалась. С VII века Киликия являлась в своем роде пограничной зоной между Византией и арабским халифатом. Во второй половине X века, к моменту завоевывания Византией Киликии и Атиохии эти земли уже имели значительное армянское население, которое в результате тюркских вторжение в Армению в XI веке ещё более возросло.Во второй половине XI века вся территория Армении, кроме Сюника (Зангезур) иТашир-Дзорагетского царства, подверглась нашествию турок-сельджуков.. Утрата национальной государственности после завоевания Византией, а также нашествие сельджуков привели к массовому  переселению армян в Киликию и другие регионы. С этого периода на Армянском нагорье и в Закавказье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским. Вследствие же завоевания Византией армянских земель от Эдессы до Самосаты и Мелитены, а также проводимой ею политикой, к началу XI века на территории Сирии, Месопотамии и малоазиатских фем Византии имелись значительные поселения армян. В конце века, после битвы под Мнацикертом, сельджуками было создано свое первое государство — султанат Рума, который включал всю Армению и внутреннюю часть Анатолии, откуда усиливалась миграция армян к азиатским прибрежным областям, особенно в Киликию и Ефрате.

            Понтийские Армяне





"Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам. Да, это так, но до скончания веков армяне не должны простить туркам. Даже если это кровожадное племя, ограбившее и убившее половину нашего безоружного народа, в один прекрасный день превратится в горсть бесславного пепла, даже этот пепел надо призвать к суду, даже если это будет в Судный день".
Гарегин НЖДЕ



В последнее время в арменоведении и в армянской публицистике сильно возрос интерес к амшенским армянам и хемшилам, которым были посвящен ряд публикаций и две конференции, что объясняется целым рядом факторов и всячески должно приветствоваться.
При этом как бы в тени остался вопрос другой части армян Понта - история и культура городских армян, сформировавшихся в этой исторической области, армян Трабзона, Гюмюшхане, Гиресуна, Орду и т. д.
История армянского Трапезунда-Трабизона-Трабзона прослеживается, по крайней мере, со II в. до н.э., когда его территория оказалась под влиянием и властью Малой Армении, затем армяно-греко-каппадокийского Понтийского царства. В средние века целый ряд армянских феодалов - Рштуни, Фоки, Гаврасы, Тарониты, были правителями Трапезунда. Некоторые из них сохранили свое положение и во времена Трапезундской империи (1204-1461 гг.), когда Трапезунд достигает своего расцвета и именуется современниками "Царицей Востока". После захвата Трапезунда османами в 1461 г. армянское население города начинает сокращаться, а многие их памятники разрушаются и уничтожаются. В конце XVIII в. еще один удар по армянству Трабзона нанесли т. н. "деребейские войны", погромы мелких мусульманских владетелей.
В середине XIX в. армянское население Трабзона составляло 4 тысячи душ и делилось на ортодоксов и католиков. Армяне-католики Трабзона, берущие начало со времен экспансии в Понт генуэзцев и венецианцев в XIII-XIV вв., представляли собой наиболее просвещенную и зажиточную часть, именно к ним относились известные трабзонские кланы Маримянов, Мармарянов, Бжишкян-Хекимянов, Нуриханянов и др. Центром армяно-григориан был древний монастырь Каймакли Сурп Аменапркич.
Во второй половине XIX в. в Трабзон и другие города Понта стали переселяться армяне из близлежащих районов Амасии, Шабин-Карахисара, Карина, Ерзнка, Хоторджура и т.д., вскоре превысившие численность местных понтийских армян. Близости тех и других способствовали распространение в Понте урбанизированной культуры европейского типа, общий экономический подъём региона, трабзонский диалект, близкий к полисскому (константинопольскому) литературному языку и т. д. В начале ХХ в. армянский Трабзон стал видным культурным центром западных армян, где действовали национальные школы, театр, издавались газеты… Во время Геноцида с 1915 по 1923 гг. армянство Трабзона и их культурные ценности были уничтожены. Выжившие покинули Понт вместе с амшенцами после героического сопротивления турецким варварам и рассеялись по различным странам.
Миграция, малочисленность и неоднородность армян Трабзона, которые в истории получили наименование "понтаци", т. е. понтийские, или "трабизонци", сыграли отрицательную роль для сохранения их самобытности. Понтийские армяне-горожане почти нигде не образовали спаянных и действенных землячеств. Тем не менее, этот осколок западно-армянского мира и исконные насельники Понта внесли свой непреходящий вклад в армянскую культуру. Среди них известные фамилии Бжшкяна, Фетваджяна, Махохяна, Мутафяна, Сюрмеляна, Кеворкяна, Малхаса, Котикяна, Америгяна, Шемса и многих других.
В армянской диаспоре и в Армении были изданы десятки работ, в которых, так или иначе, освещаются вопросы истории понтийских армян, в том числе и энциклопедический труд О.Овакимяна "История понтийских армян". Но вопросы связанные с традиционной культурой трабзонских армян, с их бытом, языком, занятиями, искусством, семейными историями не получили должной разработки в них. А ведь армянский Трабизон славился не только своим прошлым, но и бытовой архитектурой и обликом, особой кухней из рыбных блюд и сладостей. Далеко за пределами Понта пользовались спросом изделия из крученой проволоки трабзонских ювелиров, ткани и махровые полотенца армянских ремесленников, зилджяновские металлические произведения, давшие начало знаменитой по сегодняшний день фирме по изготовлению музыкальных тарелок. Восхищение вызывали трабзонские красавицы в своих оригинальных "депелугах" и шалях, и многое другое. Осколки этих знаний и документов ещё сохраняются в общих и личных архивах и памяти потомков армян Понта. Поэтому мы снова призываем обратить внимание на эти вопросы и откликнуться всех тех, кто хочет помочь в исследованиях культурологии понтийских армян и их общин. Здесь важными являются любые сведения о родословиях, воспоминаниях, фольклоре, языке, этнографии и т. д.
В Краснодарском крае и в Абхазии также проживает немало потомков армян Трабзона, Орду, Гюмюшхане, особенно, в городах Сухум, Сочи, Краснодар, Новороссийск, куда выходцы из Понта переселялись с середины XIX в. и внесли немалый вклад в развитие этих городов.
Армянский Понт дал нашей культуре три самобытных явления, амшенцев, хемшилов и понтийцев или трабизонцев. И каждое из них достойно остаться в нашей памяти во всем своем многообразии, тем самым, обогащая армянскую культуру непреходящими величинами.

Михаил КУЗУБ, к.ф.н.
научный сотрудник Центра «Амшен»

                Арменополис







  • Арменополис, рум. Gherla, венг. Szamosújvár или Örményváros, арм. — Հայաքաղաք Айакахак, нем. — Neuschloss или Armenierstadt. город в Румынии -был построен в начале 16 века армянами, переселенцами из Киликийского армянского царства

  • Герла (Арменополис, рум. Gherla, венг. Szamosújvár илиÖrményváros, арм. — Հայաքաղաք Айакахак, нем.Neuschloss илиArmenierstadt) — город в Румынии, в жудеце Клуж. Исторический регион — Трансильвания. Расположен в 45 км от города Клуж-Напокапо реке Сомеш.
  • Населённый пункт впервые был указан в источниках в 1291 году как деревня Герлахида. Название, вероятно, происходит от славянского слова грла, что означает река. Позже город долгое время назывался «Hayaqaghak» по-армянски, или «Арменополис» по гречески, которое считалось официальным названием города. Также использовался немецкий вариант названия города Armenierstadt. Позже город получил имя «Szamosújvár», которое было использовано в официальных записях Венгрии, и означает "новый город на рекеСомеш. До 1918 года Герла был частью Королевства Венгрии, также входил в Венгрию между 1940—1944.
  • Современный город был построен в начале 16 века армянами, переселенцами из Киликийского армянского царства, которые первоначально обосновались в Крыму и Молдавии, а в 1650-х годах переехали в Трансильванию.

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...