Անհատը պարտական է իր ընթացքն արդարացնել իր ժողովրդի առջեւ, իսկ ժողովուրդը` իր պատմութեան: Индивид обязан свои действия оправдать перед своим народом, а народ перед своей историей.
четверг, 28 июня 2012 г.
САСУН Западная Армения
среда, 27 июня 2012 г.
Армянская письменность
Месроп Маштоц
5 апреля 362 г. родился Месроп Маштоц – сосоздатель армянского алфавита.
После разделения Армении в 387г. между Римской империей и Персией стало очевидно, что армянскому народу угрожает не только опасность потери государственности, но и физического растворения. Назрела острая необходимость найти способ для сохранения и укрепления национально-культурной самобытности армянского народа. Лучше других это понимали государственные мужи - царь Врамшапух, католикос Саак Партев и секретарь-переводчик царского двора Месроп Маштоц (362 – 440 г.г.).
Великий учёный, лингвист и просветитель, он за короткий срок выполнил колоссальную академическую работу: придумал буквы, которые выражают все звуки многодиалектного устного армянского языка; начертил графику этих букв; назвал их; составил первые буквари; организовал школы; был первым армянским учителем, писателем, переводчиком и первым композитором церковной музыки; помог создать письменность грузинам и кавказским албанцам.
Прожил Месроп Маштоц долгую и плодотворную жизнь, подготовив множество учеников и последователей. Прах его захоронен в селе Ошакан, близ Эчмиадзина, и на его могиле воздвигнута церковь. Армянской Апостольской церковью Месроп Маштоц причислен к сонму святых, и до сих пор каждый год отмечается «дпроц тон» – день, посвящённый Маштоцу.
Созданный Маштоцем армянский алфавит используется по сей день практически без изменений. В 12-м веке к нему прибавились ещё 3 буквы. Нынешний алфавит состоит из 39 букв.
Когда появились письменности у народов мира.
4-й век - рунический вариант латинского алфавита. 5-й век – согдийская, армянская, грузинская письменности, эфиопская слоговая азбука. 6-й век – первые надписи на арабском, гаэльское письмо. 8-й век – адаптация китайской письменности в Японии. 9-й век – во Франции появляется каролингский минускул, в Азии из арамейской письменности появляется уйгурская, в это же время появляются славянские письменности - кириллица и глаголица. 11-й век – турки заимствуют арабскую письменность.13-й век – возникает письменность у ацтеков (Центральная Америка). 14-й век – возрождение гуманистами каролингского минускула, трансформация последнего в гуманистическое письмо – современные «латинские буквы». 15-й век – корейское алфавитное письмо хангыль. 19–20-ые века – адаптация латинского алфавита к большинству языков мира.
Месроп Маштоц
Предыстория
Армения, находясь на перекрестке событий древнего цивилизованного мира, в своем развитии имела все типы письма - и пиктограммы, и иероглифы, и клинописи и, наконец, алфавит, хотя и тут не было плавного перехода от одного к другому. Клинопись, например, была перенята у ассирийцев, хотя и была видоизменена и усовершенствована. Это было в так называемый "урартский" период в истории Армении. Затем, начиная с походов Александра Македонского, наступает эпоха эллинизма, когда повсеместно, в том числе и в Армении, использовался греческий алфавит. Среди ученых до сих пор идут споры: была ли в Армении домаштоцевская письменность, имея в виду алфавитный тип письма. Тут имеется много неясностей. Как бы то ни было, но во времена, непосредственно предшествовавшие жизни и деятельности Маштоца, в Армении не существовало национального алфавита. В армянских школах пользовались греческим и сирийским языками.
Борьба христианства с язычеством
В 301 году государство Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной религии. Новое вероисповедание, оставаясь религией правящего класса, распространялось среди простого народа медленно. Библия была на чуждом народу греческом и сирийском (арамейском) языках.
В 387 году Армения была разделена между христианской Римской империей и языческой Персией. При ослаблении армянского царства язычество вновь усилилось. К концу IV века создание армянского письма и перевод на него Библии стали жизненной необходимостью для сохранения принадлежности армян к семье христианских народов.
«Отец» армянского алфавита Месроп Маштоц родился в семье полусвободного крестьянина Вардана. получил образование в одной из грекоязычных школ Армении. Кроме родного армянского владел греческим, сирийским и персидским языками. Переехав в Вагаршапат, после385 г. прослужил некоторое время при дворе армянского царя Хосрова III писцом и секретарём в царской канцелярии. Там же он впервые начал глубокое изучение богослужебных писаний. Годы придворной службы сыграли важнейшую роль в формировании его дальнейших религиозных и политических взглядов. В 392–393 гг., будучи придворным служащим, будущий просветитель окончательно принимает христианство.
Монашество
В 395–396 годах Месроп покидает царский двор, принимает монашество и становится проповедником Евангелия среди армянских язычников. Вскоре с группой сподвижников он переезжает в местечко Ротастак (область Голтн) вблизи Нахичевани, где начинает свои первые проповеди. В течение последующих лет Голтн, наряду с Вагаршапатом, продолжал оставаться основным центром его деятельности, куда он периодический возвращался. В это же время Маштоц устно переводил для людей Библию, доступную лишь на чуждых народу греческом и ассирийском языках.
Однако во время своего проповедничества блаженный Месроп испытывал немало трудностей, ибо он был одновременно и чтецом, и переводчиком. Если же читал кто-либо другой, а его при этом не было, то народ ничего не понимал за отсутствием переводчика.
Распространение христианства побудило Месропа Маштоца начат
ь работу по созданию армянского алфавита для перевода Библии и богослужебных книг. Вместе с католикосом Сааком Партевом они приступают к поискам подходящего алфавита. Маштоц отправляется в Вагаршапат, где вскоре собирается специальный церковный собор – «созыв совета блаженных братьев, пекущихся о стране (армянской) дабы создать алфавит для армянского народа».
Данииловы письмена. Объявление государственного языка
После Вагаршапатского собрания, примерно в 404 году в Армению были привезены так называемые «данииловы письмена», происхождение которых до сих пор спорно. Согласно сообщениям исторических источников, это были письмена алфавита армянского языка, найденные сирийским епископом Даниилом, и относившиеся к более ранней исторической эпохе. Известно также, что Месроп Маштоц и Саак Партев, будучи знакомыми с существующими алфавитами их времени, приняли «данииловы письмена» именно как древнеармянские и настойчиво пытались возродить их. Царь Врамшапух приказывает повсюду ввести для обучения грамоте новый алфавит.
«...И когда многие из них усвоили, приказал (царь) повсюду обучать этими же (письменами). Тем самым блаженный (Маштоц) был удостоен прекрасного звания вардапета. Около двух лет он занимался преподаванием и вёл (занятия) этими письменами]».
Экспедиция в Месопотамию
Маштоц по поручению армянского царя и католикоса с группой учеников отправляется в северную Месопотамию, в города Амид и Эдесса. В Эдессе Маштоца принимает епископ города Бабилас и он прибывает в эдесскую библиотеку, где начинает свои труды над составлением алфавита.
После долгих научных изысканий, изучив разные алфавиты и письменные системы, к 405–406 годам Маштоц создаёт 36-буквенный армянский алфавит. В работе над его созданием Маштоц использовал как греческую, так и другие системы письма. Научный вопрос, поставленный перед Месропом Маштоцем, был действительно сложным. При наличии нескольких десятков диалектов необходимо было определить фонетические нормы для общего литературного языка: (7 букв передавали гласные звуки, а 29 - согласные); решить проблему выбора одного из видов письма, в частности - слева направо (как в греческом) или справа налево (как в ассирийском); иметь ли отдельные буквы для гласных звуков или создать диакритические знаки для их обозначения, и так далее. После этого Маштоц отправился в город Самосата, где с греческим писцом и каллиграфом Ропаносом закончил техническое начертание армянских письмён «в соответствии со складностью эллинского (греческого) алфавита».
«Так претерпел он много лишений в (деле) оказания доброй помощи своему народу. И ему было даровано такое счастье всемилостивейшим богом святой десницей своей, он, как отец, породил новое и чудесное дитя – письмена армянского языка. И там он, поспешно начертал, дал названия и расставил (письмена по порядку), расположил (их) по силлабам-слогам» (ковычками здесь и выше выделены свидетельства Корюна, историка и биографа Маштоца).
Согласно Корюну экспедиция продолжалась около одного года. После возвращения в Армению, католикос Саак Партев предоставляет Месропу Маштоцу группу учёных-монахов, вместе с которыми Маштоц окончательно определяет фонетические и орфографические нормы армянского языка.
После создания армянского фонетического алфавита на армянский язык стали переводиться как церковные книги, так и исторические, философские и другие труды. Таким образом, создав армянский алфавит, Маштоц стал основоположником армянской национальной письменности.
Авторы академической «Всемирной истории» высоко оценивают результаты историко-лингвистической деятельности Маштоца: «Он [армянский алфавит] был основан на весьма тонком понимании фонетики языка, для которого создавался. Алфавит Маштоца почти без изменений существует до сих пор. Армения получила систему письменности, не только отличную от иранской, но и значительно более доступную для народа, чем иранская; последняя вследствие своей сложности была вполне понятна лишь профессиональным писцам. Этим отчасти и объясняется богатство армянской литературы по сравнению со среднеперсидской».
Алфавит Маштоца в соответствие каждому звуку ставит одну букву. Армянский язык точно отображался 36-ю фонетическими единицами, из которых только 7 были гласными.
Месроп применил совершенно иную, отличную от греческого алфавита, графическую систему начертания букв. Армянские буквы, выражающие эквивалентные звуки в греческом, ничем не напоминают соответствующие знаки в греческом алфавите. Исследователи отмечают, что наиболее близкие графические связи древнеармянское письмо проявляет с эфиопской письменностью. В частности это выражается в добавлении к основному знаку элемента, чтобы образовать другой знак для обозначения фонетически близкого звука. Одним из прототипов для новой письменности, также, вероятно, послужил арамейский алфавит.
Говоря о графическом начертании алфавита, Корюн пишет, что Маштоц: «окончательно начертал все различия письмён [букв] - тонких и жирных, коротких и длинных, отдельных и двойных». Большинство исследователей под неясными терминами Корюна видят каллиграфические подробности в начертании отдельных частей букв или различные шрифты.
Древнейшие памятники на письме Месропа
Самые ранние памятники на армянском алфавите дошли до нашего времени в виде манускриптных фрагментов и церковных надписей, датируемых 2-й половиной V века.. Ранние памятники армянской письменности обнаружены также в Назарете и Синае. Самые ранние сохранившиеся манускрипты на армянском с точной датировкой относятся к IX веку. До развития рукописей, потребовавших изменений в форме букв с целью упрощения письма, существовали только заглавные буквы с прямым начертанием. Одним из древнейших точно датированных памятников на этом письме является надпись, сделанная католикосом Комитасом на западной стене храма Рипсиме в 618 году.
Каллиграфическая форма письменности, созданная Месропом Маштоцем, называется «Месропян Еркатагир» и использовалась вплоть до XII века. С раннего средневековья графика букв изменилась от квадратных форм к более округлым, появились виды писания «еркатагир», «грчагир», «нотргир», «шхагир», «болоргир».
В стране началось массовое культурно-просветительное движение. С разных концов Армении начали прибывать ученики в новооснованную Вагаршапатскую семинарию. Маштоц же продолжал просветительскую миссию на окраинах Армении. Он снова отправляется в Голтн, в свое прежнее поместье в Нахичеване, где в свое время твёрдо решил создать армянские письмена для перевода Библии на родной язык. Вслед за тем он пребывает в Сюник. По завершении визита в Иберию и некоторые области Восточной Армении с группой учеников и соратников Вардапет отправляется в Византию для основания армянских школ в западных областях Армении, находившихся под византийским владычеством.
Между 432–435 годами Маштоц с католикосом Сааком Партевом и своими учениками закончил перевод Библии, работа над которым велась ещё в первые годы создания армянского алфавита. Кроме библейских книг под руководством Месропа Маштоца были переведены многие труды античных авторов, в частности «Экклесиастика» Евсевия Панфила:
«И в это время, несомненно, стала чудесной наша желанная и благодатная страна Армения, куда нежданно, благодаря двум равным мужам, прибыли и стали говорить по-армянски законоучитель Моисей вместе с сонмом пророков, и шествующий впереди Павел со всем отрядом апостолов и с животворящим Евангелием Христа...»
Творчство гения
Месроп Маштоц в последние годы занимался в основном переводами, писал церковные стихотворения, церковно-религиозные трактаты. Его произведения являются древнейшими образцами древнеармянской церковной поэзии – творчества Шараканов («Шараканы покаяния») – и лежат в основе армянских духовных песнопений и гимнов. Они составляют важнейшую часть древнеармянского «Шаракноца» (Гимнария). Из его произведений до нашего времени дошли около 130 церковных стихотворений.
Поэзия Маштоца представляет собой искреннюю беседу с Господом. Он учит надежде на духовное спасение. Наиболее известные шараканы - «Милосердный Отче!..», «Единосущий зиждитель...», «Боже многомилостивый!..», «В смятенье моем...», «Слезы раскаянья...» и т. д.Надежда моя в детстве моем –Не оставь меня, мой Господи Боже!Надежда моя в старости моей –Не оставь меня, мой Господи Боже! Надежда моя в день второго пришествия -Не оставь меня, мой Господи Боже!
Миссия Маштоца в истории Армении
Благодаря деятельности Месропа Маштоца армянский народ обрёл национальную письменность, а армянский язык был объявлен в качестве государственного (404 г.). Христианство окончательно закрепилось в армянском народе, и в будущем совместно с письменностью стало опорой армян в борьбе против ассимиляции.
Истории редко известны имена создателей алфавитов в древности. Месроп Маштоц – первый исторический деятель, создание которым письменной системы документально подтверждено. Маштоц не только создатель алфавита, но также великий просветитель, который, в отличие от других изобретателей систем письма, лично открывал школы в разных провинциях страны и способствовал распространению грамотности. Этот величайший сподвижник посвятил 45 лет своей удивительной жизни проповедованию христианства и 35 лет - распространению армянской письменности.
Скончался Месроп Маштоц после непродолжительной болезни в городе Вагаршапате. Правитель Армении Ваан Аматуни и Амаяк Мамиконян, брат полководца Вардана Мамиконяна, с почестями похоронили Месропа в селе Ошакан, где на могиле в 443 году была построена церковь. (она находится в 30 км от Еревана).
Армянская апостольская церковь причислила его к лику святых.
АЙК И БЕЛ
Страшны и знамениты были первые боги, виновники величайших благ в мире; от них начало мира и размножение рода человеческого. От них пошло поколение исполинов безобразных, крепкочленных и чудовищных; в них, чреватых высокомерием, зародилась нечестивая мысль о столпотворении; мысль, за которую они взялись немедленно. Но ужасным и божественным ветром, поднятым гневом богов, была разметана башня. Боги, давшие каждому из людей непонятный язык, ввергли его в смущение. Один из этих людей был Айк, сын Япетосте-именитый и мужественный родоначальник, искусный метатель, владеющий крепко толстым луком.
Этот рослый, стройный Айк, быстроокий, с густыми кудрями, мощными руками, славившийся между исполинами храбростью, был противником всех тех, которые подымали руку над всеми гигантами и полубогами. Он самоуверенно поднял руку против самовластия Бэла в то время, когда род человеческий распространялся по обширности всей земли, среди множества исполинов безмерно-безрассудных и мощных. Ибо разъяренные люди, вонзая меч в ребро своим собратьям, думали господствовать друг над другом; при подобном случае кстати было Бэлу захватить в свои руки всю землю. Айк, не желая покорствовать Бэлу, после рождения сына своего Арменака в Вавилоне, отправляется в землю Араратскую, что в странах севера, с сыновьями, дочерьми и сынами своих сынов, людьми сильными, числом около трехсот, в сопровождении своих домочадцев и людей пришлых, присоединившихся к нему со всем своим имуществом. Здесь поселился он в долине, лежащей у подошвы одной горы, где жило уже небольшое число еще прежде рассеявшихся людей, которых Айк покоряет себе! строит здесь жилища и отдает в наследство Кадмосу, сыну Арменака. <р>Сам же Айк с остальными своими домочадцами направляет свой путь на северо-запад, поселяется в возвышенной долине и именует эту горную равнину Арк (от слова- отец, отцы), т. е. из поселившихся здесь родилось поколение дома Торгома. Строит также селение и называет его своим именем-Айкашен (означает "Айком построенное"). На западной стороне этой долины, находящейся близ горы с обширным основанием, еще прежде жило несколько людей, которые добровольно покорились герою.
Утвердив владычество свое над всеми, Бэл Титанид отправляет на север одного из сыновей своих в сопровождении верных людей с предложением Айку покориться ему и жить в мире. "Ты поселился, -говорит он Айку, посреди холодных ледников! согрей, смягчи холод оцепенелого, гордого твоего нрава и, покорившись мне, живи в тишине в обитаемои мною стране, где только будет тебе угодно". Но Айк отослал послов Бэла суровым ответом. Посланный обратно возвращается в Вавилон.
Тогда Бэл Титанид, собрав воинскую силу, состоящую из полчища пешего воинства, приходит на север в землю Араратскую к дому Кадмоса. Кадмос бежит к Айку, послав впереди себя хороших гонцов. "Да будет тебе ведомо, о великий из героев, - велит сказать ему, - что Бэл идет на тебя в сопровождении бессмертных воинов и великорослых борцов-исполинов. Узнав о приближении его к моему дому, я обратился в бегство и поспешно иду к тебе; помысли немедленно, что тебе делать?".
Но Бэл с дерзновенной и чудовищной силой своего полчища, как бурный поток, низвергающийся с крутых высот, спешил достигнуть места жительства Айка, уверенный в мужестве и силе мощных своих воинов. Мудрый, разумный, быстроокий исполин с густыми кудрями, поспешно собирает сыновей своих и внуков, людей мужественных и искусных стрельцов, числом очень ограниченных, присоединив к ним и находившихся под своей властию; доходит до соленого озера, изобилующего мелкими рыбками. Потом, созвав свое войско, говорит ему! "При встрече с полчищем Бэла постараемся проникнуть в то место, где в толпе храбрых находиться будет Бэл. Или умрем и все домочадцы наши поступят в рабство Бэлу, или же, показав на нем меткость перстов наших, рассеем его полчище одержим победу".
Потом, двинувшись вперед и прошедши все пространство, они достигают равнины между высочайших гор, и утверждаются справа от вод потока на возвышенном месте. Подняв глаза, они увидели множество беспорядочного прилива полчища Бэла, в разброде стремительно носящегося по лицу земли! увидели Бэла, стоящего посреди густой и подвижной толпы слева от вод на холмике, как бы на наблюдательном пункте. Айк знал вооруженный отряд, с которым Бэл предшествовал своему полчищу в сопровождении немногих избранных. Большое пространство разделяло Бэла от его полчища. У него на голове был железный шлем с видными кистями! медные доски защищали его и плечи! поножи и нарукавники охраняли его! чресла опоясаны! на левом бедре двуострый меч! в правой рукой ретивое копье, в левой щит! по обеим же сторонам его избраные мужи. Айк видя Титанида в таком сильном вооружении, окруженного с правой и слевой стороны избранными мужами, поставил Арменака с двумя его братьями справа, Кадмоса с другими двумя сыновями слева - они искусно владели мечом и луком - а сам стал во главе остальных своих воинов и, выстроив их треугольником, спокойно двинулся вперед.
Страшно задрожала земля от столкновения между собою исполинов обеих сторон и от воинственного их напора. Безумный ужас овладел всеми при виде обоюдного натиска. Немалое число громадных исполинов падало с обеих сторон от лезвия меча, и для обоих неприятелей победа оставалась сомнительною. При виде такого неожиданного случая - царь Титанид в недоумении, объятый страхом, спешит опять подняться на тот холм, с которого было спустился, думая укрепиться там посреди полчища до прихода своего войска, дабы снова поправить чело сражения. Луклносец Айк понял это намерение и, устремившись вперед, приближается к царю и, крепко натянув широко - объемный свой лук, угодил трехкрылою стрелою в грудную доску Бэла! железно пробилось насквозь между плечами упало на землю, Таким образом гордый Титанид, пораженный, грохнувшись оземь, испускает дух. Полчище же, видя такой ужасный подвиг мужества, обратилось в бегство.
На месте этого сражения Айк построил селение и в память победы назвал его Айк. По этой причине теперь еще область эта называется Айоц-дзор (Армянское ущелье), холм же, на котором пал Бэл с храбрыми своими воинами, Айк наименовал Герезманк (кладбище), что и теперь называется Герезманк. Но раскрашенный труп Бэла Айк приказал отнести в Арк и погрести на возвышенном месте на виду жен и сыновей своих. Страна же наша по имени родоначальника нашего называется Айк.
понедельник, 25 июня 2012 г.
Армяне Арцаха в антропологическом и географическом отношении
Доктор философских наук, проф.С.Т. Саркисян
Нагорный Карабах является очагом древнейшей человеческой культуры, показывающего величайшие достижения человека: развитие орудий производства, то есть начало зарождения творческого интеллекта человека и членораздельной речи, овладение огнем и многие другие завоевания древнего человека, вплоть до становления материальной и духовной культуры племен и народов, в частности армянского народа, обитавшего на территории Армянского нагорья.
Начало этнографических и антропологических изучений Арцаха было положено во второй половине XIX в. известным армянским этнографом Е. Лалаяном изложенный в труде под заглавием «Арцах». Первые сведения об археологических памятниках Нагорного Карабаха сообщил известный архитектор Вейс фок Вейсенхоф (1884), а первым исследователем археологических памятников Нагорного Карабаха был архимандрит Гандзарского монастыря Хачик Дадян (1887-1888).
На территории Нагорного Карабаха значительную работу проделал и преподаватель Шушинского реального училища Эмиль Реслер (1893-1898). Из находок наибольший интерес представляет агатовая бусинка (II тыс. до н.э.) с ассирийскими надписями, обнаруженная в 1895 г..
Эти материалы были основополагающими для написания Р. Вирховым работы «Место Кавказа в истории цивилизации».
Следует упомянуть и брошюру И. Петрушевского1, отражающую некоторые стороны дохристианских верований и культов, наблюдавшихся среди населения края. Население Арцаха (как и другой северо-восточной провинции исторической Армении – Утика) было армянским с эпохи образования древнего армянского этноса. Антропологически армяне Нагорного Карабаха относятся к арменоидному типу и, по мнению известного советского антрополога В.В. Бунака, представляют собой один из наиболее ярко выраженных в этом типе. (В.В. Бунак, Антропологический состав населения Кавказа (Вестник Государственного музея Грузия, т XIII А, 1946, с. 94).
В 1920-х гг. в Нагорном Карабахе собрал этнографический материал Ст. Лисицян, труд которого «Армяне Нагорного Карабаха» увидел свет лишь в 1981 г. Нагорный Карабах, по мнению Ст. Лисицяна, принадлежит к тем немногим историко-этнографическим областям, где армяне составляют коренное население, на протяжении веков сохранившее свой основной этнический и этнографический состав.
В 1960-х гг. в ряде районов НК2 работала этнографическая экспедиция (научный руководитель – Д.С. Вардумян) Института археологии и этнографии АН АрмССР3 и др..
Настоящий доклад, составленный на основе архивных, исторических и литературных источников, а так же материалов этнографических и археологических экспедиций европейских, российских, армянских и советских ученых, ставит своей целью исследование возникновения и формирования армянского этноса.
Выбор данной темы ставит своей целью еще раз освежить в памяти одну истину, что исторический Арцах – исконно армянская земля; кроме того, была сделана попытка создать обобщающую работу по антропологии Арцаха на основе исследований ученых по антропологии и этнографии Армении, где довольствовались изучением частных вопросов Арцаха.
В наши дни, когда совершающая на наших глазах великая борьба за самоопределение и независимость вновь ставит вопрос о будущем «малых» народов, тому пример августовские события 2008 г. в Южной Осетии, которые явно обострили всеобщий интерес и к Нагорному Карабаху. Знакомство с процессом историко-эволюционного становления армян Арцаха, по-моему, становится в наши дни прямо необходимым для каждого человека, желающего добропорядочно и сознательно отнестись к современным событиям, причем, отнюдь не только на Кавказе; а также отмести примеси политической доктрины руководителей Аз.Р., и так называемых лжеученых – людей с извращенным понятием морали и совести, которые после соглашения с НКР о заключении временного перемирия, продолжают эту войну информационными средствами, изданными «произведениями», которые именуются историческими лишь на том основании, что в них извращается каждый факт, безопасно бомбардируя НКР, АР и весь армянский народ грязью, ложью, после того как бомбардировки металлом не дали желаемого эффекта. Да и в общественных, политических и научных сферах Армении и Нагорного Карабаха очень мало делается для противодействия этим лжетолкованиям.
По своему физическому типу армяне представляют из себя довольно обособленную антропологическую группу, выделяющуюся не только среди народностей Азии, России и Западной Европы, но отчасти также и среди более южных народов Кавказа, Персии, Малой Азии и берегов Средиземного моря. Границы рас не совпадают, как известно с границами племен и народов; в состав армян, как народа, говорящего армянским языком и усвоившего себе общие этому народу черты быта, могут входить потомки людей не родственных армянам по своему происхождению; с другой стороны, известно, что в различные эпохи существования армянского народа многие представители его и даже значительные группы отрывались от родной народной массы, уводились в плен, были переселены далеко от родины, принимали насильно или добровольно иную религию, подвергались культурному воздействию иноплеменных соседей, усваивали себе их язык и т.д., и в результате оказывались потерянными для родного племени. Потомки этой части армян могут существовать теперь в массе христианского и мусульманского населения Европы, Малой Азии, Сирии, Кавказа в составе сирийцев, греков, лезгин, персов, турков и других народностей, совершенно чуждых армянам по языку, вере, истории и быту.
Сколько-нибудь обстоятельное выяснение типа известного племени требует систематических наблюдений и измерений над достаточно значительным числом принадлежащих этому племени лиц. Из иностранцев такие исследования производила (XIX в.) над армянами Э. Шантр, имевшая возможность во время своего путешествия по Кавказу в 1881г. измерить у 49 армян в Тифлисе и Эривани, а во время последующей экспедиции в 1890г. – 249 армян (в 14 различных пунктах), в том числе 39 женщин.4
Из русских исследователей многие антропологические данные об армянах были собраны ген. Эркертом, д-ром Пантюховым, д-ром Блюмом, д-ром Вирховым и д-ромТворьяновичем. Они собирали (как и Шантр) данные о различных кавказских народностях, в том числе и об армянах, интересовались особенно размерами головы (для чего измерили в каждой народности по нескольку десятков лиц), кроме того еще вариациями роста тела, окружности груди, цвета волос и глаз, размерами лица, при чемПантюхов собирал свои данные во время призыва к отбыванию воинской повинности и по отношению к армянам производил измерения над более чем 2.300 лиц.5
Сопоставляя результаты всех этих исследований, они пришли к следующей характеристике армянского типа: армяне – народ среднего роста, местами даже выше среднего. Головной показатель армян; средняя величина горизонтальной окружности головы была найдена - 547-549 мм., что несколько меньше найденной для осетин, кабардинцев, сванетов и т.д. (554 – 572 мм). Форма головы – короткая и широкая, с умеренным продольным и значительным поперечным диаметром, вследствие чего процентное отношение наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине, или так называемый головной показатель, выражается у армян крупной цифрой (85%-86%), т.е. армяне должны быть причислены к короткоголовому типу и относятся к крайним брахицефалам. Резкая брахицефалия армян не результат искусственного сплющения затылка, а является прирожденною и типичною. Сравнивая приведенные характеристики с признаками других народностей Малой Азии, Африки, Европы и других стран, исследователи отметили, что армянский тип отличается от среднего типа других народностей. Армянский тип являлся вообще весьма распространенным в Малой Азии и притом не только в пределах сплошного расселения армянского племени, но и вне его, среди сирийцев, греков и т.д.. Проф. Ф. фон–Лушан, производивший (XIX в.) антропологические исследования в Малой Азии, отметил, что среди армян брахицефалия преобладает.7 Лушан произвел измерение 120 армян и имел возможность изучить 26 армянских черепов; все они оказались широкоголовые, с горизонтальной окружностью 547 до 549 мм. Лушан считает брахицефалический тип основным, наиболее древним в Малой Азии, так как он выражен на барельефах древнего культурного племени хеттов. Он отождествляет хеттов с армянами, составившими древнейшее культурное население в Малой Азии.8 Совершенно иное мнение, чем Лушан, высказал проф. Серджи.
Арменоидная раса, армяне, по мнению Серджи заселяла Египет, Ливию, Сирию, Малую Азию, перешла на острова и материк Греции, в Сицилию, Италию, Сардинию, проникла на территорию нынешней Швейцарии, Франции, Англии, Ирландии, Испании, а также на Кавказ, в Крым, Южную Россию, на Дунай9.
К такому же мнению пришел в XXI веке ученый-офтальмолог Эрнст Мулдашев. Он с помощью офтальмогеометрии приступил к исследованию человеческих рас провел их офтальмогеометрический анализ. По данным офтальмогеометрии, как отмечает проф. Мулдашев, арменоидная раса породила, кроме чистых европейцев (динарская, северная и альпийская расы), также и средиземноморскую расу10.
Об этом упоминается и в английской летописи: «Англо-саксонские хроники» - древнейшая летопись Англии, охватывающая период с римского завоевания (1 в. до н.э.) до XII в. н.э., говорится: «Первыми обитателями острова Британия были бритты, которые пришли из Армении и сперва заселили юг Британии» (Беде. Церковная история, ч. 1. Англо-саксонские хроники. Ч. 1:1 – 748 гг. н.э.).
Согласно преданиям древние армяне были светлокожими, рыжеволосыми и голубоглазыми, и сегодня можно встретить таких армян, а современный облик армян сформировался в результате смешения с другими народами (медяне, татары и др.).
Армяноидная раса положила основание древнейшим культурам Египта, Греции, Этрусии, - культурам, предшествовавшим распространению арийцев, которые, однако, получили затем преобладание и, более или менее смешавшись с местным населением и усвоив его культуру, передали ему многие свои особенности, Серджи утверждает, что брахицефалический тип и есть настоящий арийский. Согласно теории Серджи Малая Азия (Армянское нагорье – Армения) является родиной настоящих арийцев. А проф.Лушан считает, что армяне являются потомками древнейшей туземной расы Малой Азии, отстоявшей свой тип от всех влияний на него семитов, греков и др. Лушан считал, что древние армяне и хетты имеют много общего, они имеют одинаковый брахицефалический элемент и представляют антропологическую группу – армян. Арийцы говорили на языке восточного индоевропейского языка.11
То, что армянский народ до геноцида армян в Турции (1878-1924гг.) являлся весьма распространенным в Малой Азии, подтверждается многими наблюдениями. Д-р Вейсбахвстретил его в современном населении древней Викинии, Р. Вирхов – среди греков северо-западного угла Малой Азии. Около городка Ренкое были произведены раскопки древних могил, давшие ряд мезо- и брахицефалических черепов. Вирхов измерял также черепа, добытые Шлиманом из его раскопок в Гиссарлике (на месте древней Трои) и убедился, что даже самые древние из них, II-ое тысячелетие до нашей эры, характеризуются брахицефалией, так же как и черепа, добытые американской археологической экспедицией из развалин древнего города Ассос. Все эти черепа Вирхов тоже сопоставляет с армянскими, и теория Лушана получает дальнейшее развитии: - Вирхов называет их не арменоидными, как Лушан, а прямо армянскими (Luschan, Virchow – материалы отчета о съезде Германского Антропологического Общества 1892 года).
Бертин, изучивший специально расовые типы на ассирийских и вавилонских памятниках, полагает различить среди них и тип армянский, именно в изображении двух послов, перед царем Ашшурбанипалом в Эламе (668-627 гг. до н.э.).
Эти два субъекта резко отличаются от ассирийцев чертами своего удлиненного лица, длинным кривым носом, толстоватыми губами, низким ростом, вообще признаками армянского типа, который, по Бертину, характеризует армян.13
Дешифровкой ванских, т.е. армянских клинообразных надписей, которым серьезно стал заниматься Сейс, но назвал их хеттскими. Затем это дело продолжали Галеви, Грозный,Пейзер и Кондер. В 1893-1894 гг. за это дело берется профессор Иенсен. После дешифровки Иенсен приходит к заключению, что ванские клинописи написаны диалектом древнеармянского языка. Этим, подтвердилось, что армяне-древние аборигены в Малой Азии. Благодаря своему географическому положению, армянский народ был за много тысячелетий до нашей эры первенствующей нацией Малой Азии и как родоначальник племени арийской, насадившей семена цивилизации в Египте и влиявший на судьбу Ионической Греции.
Согласно Иенсену, армянское название Хай есть то же видоизмененное имя хеттов, он заметил множество корней армянских клинописных идеограмм поразительно схожих с хеттскими. Таким образом, как оказалось, открытие Иенсена проливает огромный свет на всю историю армянского народа и по важности своих результатом может быть сравниваемо лишь с открытием чтения египетских письменностей Шампольоном. Дальнейшая обработка, систематизация и анализ дешифровок идеограмм со стороны советских ученых И. Дьяконова, Г. Меликишвили и др. в 60-х годах XX века показали в звучании ванских клинописных знаков полное совпадение открытых фонетических и корневых соответствий с таковыми при исследовании фонетического и корневого состава урартского и армянского языков, исходя из этого, можно полагать, что отдельного урартского языка не существовало, языком межплеменного общения в государстве Урарту был армянский язык - язык основной массы носителей – армян-аборигенов на территории Урарту, прошедший более чем тысячелетий путь от последних клинописей до письма Маштоца.12
Одним из важнейших моментов, свидетельствующих о возникновении народности, было появление собирательного имени для всех родственных племен, составлявших базу образования народности. Собирательное имя армян появилось задолго до нашего летосчисления. В ассиро-вавилонских и хеттских (ванских) клинописях III-I тысячелетий до н.э. упоминаются хайасские и аримские (арменские) племена (или союзы племен), которые проживали на территории исторической Армении.
Б.Б. Пиотровский, который многие годы посвятил исследованию Урарту пришел к такому заключению: «…Во II тысячелетии на территории Армянского нагорья происходил процесс образования Урартского государства из союзов племен. В начале VI в. до н.э. Урартское государство перестало существовать, начался новый процесс укрепления союза племен, союз возглавляло племя арменов… соседние народы называли это объединение – Арминой (Арменией)…» (Б.Б. Пиотровский, «Ванское царство (Урарту)», изд. Восточной Литературы, М., 1959, с. 275).
Племенная организация постепенно (в течении III-I тысячелетий до н.э.) уступила своё место государству. Еще в III-I тысячелетии до н.э. появляются государственные союзы родственных племен, датой образования армянской государственности в Армянском нагорье (Араратское царство – Библия) считается 2107г. до н.э., (Моисей Хоренский «История Армении», М., 1893).
Не будучи признаком народности и нации, самостоятельное государство играет важную роль в упрочении национальной общности, в сохранении национальной самобытности народа. Именно такую роль сыграло, как политическое объединение образующейся армянской народности и армянское государство, которое с VI-I веков до н.э. по своим границам совпадало с Армянским нагорьем и объединяло в основном армянскую народность.
Антропологическими исследованиями кроме выше указанных ученых занимались, так же Г. Капанцян, Н. Марр, Г. Роулинсон, Э. Шульц, Л. Гаупт, И. Орбели, Рассам, Д. Смит, Л. Вулли, Э. Ханзадян, Б. Грозный, П. Кречмер и многие другие ученые, которые намечают направление миграции из Армении и Малой Азии в Европу.14
До начала археологических раскопок в Азохской пещере Нагорного Карабаха (60-е – 80-е XX в.), целый ряд выдающихся археологов – сторонников миграционной теории намечают противоположное направление миграции из Европы, не найдя человеческие фрагменты периода нижнего полеолита, отрицали факт существования в Армянском нагорье - Армении остатков культуры эпохи палеолита. Тогда тайна Азохской пещерыеще не была расскрыта. Раскопки Азоха начались в конце 60-х гг. и закончились в 80-х гг. Жак де Морган и другие в своих выводах (30-е гг. ХХ века) пришли к заключению, что в Армении не было особенно ранних этапов каменного века, что даже неолитический период длился здесь недолго, ибо быстро сменился эпохой металла. Морган далее полагает, что некоторые районы Закавказья, в частности Армения, не была заселена вплоть до появления металлических орудий, и если здесь обсидиан употреблялся в качестве оружия, то это делалось лишь в целях сбережения металлических орудий.15
Итак, по Ж. де Мограну и вообще по традиционному мнению европейской исторической науки, человек проник в Армению из Месопотамии или Центральной Азии уже с оформившейся культурой, и поэтому бессмысленно искать здесь следы ранней палеолитической культуры. Но материалы археологических раскопок в Азохской пещере, исторической провинции Дизак (ныне Гадрутский район) Нагорного Карабаха (найденный фрагмент челюсти неандертальца) и ряд других раскопок, отвергли ошибочные предположения европейских археологов и являются надежными и верными источниками по изучению развития материальной и духовной культуры племен и народов в эпоху нижнего полеолита, в частности армянского народа, обитавших на территории Армянского нагорья.
Надо заметить, что в литературе, посвященной истории армянского народа, странным образом предано забвению историческая значимость роли Арцаха и Азохской пещеры. Исторические факты, связанные с Арцахом и сознательно, и не сознательно передавались и предаются в н.в. забвению. К сожалению, достаточно перелистать, например соответствующую литературу армянской историографии, чтобы убедиться в этом.
Азох (это название в научных оборотах искажено на Азых – автор), многослойный пещерный памятник, относящийся к ашеломустерьскому времени.17 Нижний ашельский слой более архаичен, орудия представлены грубыми рубилами, чопперами и галечными орудиями. Верхний слой характеризуется более развитой индустрией: ручное рубило, грубые скребла, остроконечники. В верхнем ашельском слое найден фрагмент челюсти архантропа. В 1979 Азохскую пещеру посетил заведующий лабораторией Марсельского университета (Франция) профессор Анри де Люмлейн. Азохскую пещеру и найденную в ней челюсть переходной особи от синантропа к неандертальцу известный ученый назвал «знаменитой находкой очага древнейшей человеческой цивилизации на Земле». Заместитель директора Национального музея Индии профессор Гуптан, который в 1970 побывал в Азохе и участвовал при раскопках стоянки, высказал мнение о том, что шестой культурный слой относится к доашельскому периоду человечества.
На территории Арцаха существовали вполне благоприятные географические и природные условия для жизни первобытного человека. Горный ландшафт, покрытый лесом с обильными плодородными деревьями, съедобные дикорастущие травы, указывают на то, что древнему человеку было чем питаться и где скрываться от опасностей. Леса в Арцахе составляют более 40% территории республики. Поэтому Нагорный Карабах является одним из тех редчайших очагов древнейшей человеческой культуры, где протекал процесс ее становления.
Раскопки поселений и захоронения эпох бронзы и железа, свидетельствуют, что территория Нагорного Карабаха входила в ареал возникновения и функционирования т.н. Куроаракской культуры IV-III тыс. до н.э. Для индоевропеистики особую важность представляют уникальные для Кавказского региона огромные курганы в Нагорном Карабахе (Степанакерт, Ходжалу, долина Хаченагета), относящиеся к III тыс. до н.э. Согласно мнению ряда исследователей, первыми свидетельствами древнейшей деятельности индоевропейцев являются именно такие курганы.
Языковая локализация карабахцев соответствует географической, лексика и грамматические формы ныне действующего карабахского диалекта сохраняют как много черт, характерных для общеиндоевропейского периода, так и содержат многочисленные формы древнеармянского литературного языка – грабара. В настоящее время этот диалект функционирует в НКР, а также среди армян-переселенцев из Нагорного Карабаха, ныне проживающих в Армении, на Северном Кавказе, в Средней Азии и других регионах нашей планеты (А.Е. Хачатрян «Сведения по карабахскому диалекту», ЕрГУ).
Арцах до 1920 г. был самой густонаселенной армянской областью в Армянском нагорье.
Я думаю, историю армянского народа следует начинать с Азохской пещеры Нагорного Карабаха, исследования и раскопки которого производились намного позже, чем археологические исследования на территориях Армянской ССР и Западной Армении. Найденный фрагмент челюсти неандертальца в Азохе подтверждает, что территория провинции Древней Армении – Арцах столь же древен, как и сам человек и входит в круг антропогенеза на Востоке. Во всяком случае бесспорно, что последние археологические открытия в Азохе представляют полные археологические вещественные данные, характеризующие нижний полеолит, отражающие картину его закономерного развития на протяжении сотен тысяч лет. Окончательно установлено, что человек появился на Армянском нагорье на заре происхождения человека, и, что этот один из древнейших очагов человеческой культуры является звеном, соединяющим полеолитические культуры Восточной, Южной Азии, Средиземноморья и Европы. Можно не сомневаться более, что одной из колыбелей становления человека являлась также Арцах (Армянское нагорье).
Говоря о Нагорном Карабахе не могу не вымолвить несколько слов о городе Шуши. Шуши до 23 марта 1920г. был одним из крупных городов на Кавказе сопоставимый с Тифлисом. Шуши превосходил размерами и богатством Ереван и Баку и был центром армянской общественной мысли, культуры, науки и ремесел.
23 марта 1920 года кемалистские и младотурецкие головорезы вместе с бандформированиями туркотатар17 (новоявленных - азербайджанцев) сожгли Шуши. Вот фрагмент официального документа: «В течение трех дней в марте 1920 года в Шуши было разрушено и сожжено 7000 армянских домов и вырезаны свыше двадцати тысяч человек. Из тридцати пяти тысяч армян в Шуши не осталось ни одного» (брошюра «Нагорный Карабах», издана «Обществом обследования и изучения «Азербайджана», Баку, 1925г. Типография «Третий интернационал»).
Шуши ввиду совершенно особой его роли в истории армянского народа, с моей точки зрения, идеен в большей степени, нежели все другие сегодня существующие города Армении и Нагорно-Карабахской Республики. Он концентрирует в себе национальную память и веру, наряду с Араратом являясь главным образом армянской болью, но не «периодической», а постоянной болезнью, он, в отличие от потухшего вулкана, еще способен извергать из своих недр Веру в будущее.
Вот почему необходимо восстановить Шуши. Шуши должна вернуться к былому величию – как вторая столица НКР. Шуши после освобождения должна снова стать армянской цитаделью, надо полагать, что только тогда будет поставлена последняя точка в борьбе за признание независимости и будет достигнута окончательная победа арцахского народа.
И в заключении констатируем: - Родина армян НКР и всего армянского народа, территория, где они сформировались в качестве отдельного, отличного от других народов – Армянское нагорье.
Нагорный Карабах (Арцах) является очагом человеческой культуры, что отодвигает историю армянского общества, населяющих территорию Армянского нагорья, в беспредельную глубь веков.
Армянский народ сложился в результате консолидации многочисленных местных племен, вокруг армянской племени – носителей индоевропейского армянского языка.
Армянское нагорье – территория, географической локализации прародины арийцев.
Армяне – первый народ (в современном понимании этого термина), появившийся на территории Малой Азии, в то же время одна из древнейших, сохранившихся до наших дней наций.
Литература
1. И. Петрушевский, О дохристианских верований крестьян Нагорного Карабаха, Баку, 1930.
2. В настоящее время Нагорно-Карабахская Республика включает пять районов – Гадрутский, Мартунинский, Аскеранский, Мартакертский, Шушинский.
3. Материалы экспедиций хранятся в архиве отдела этнографии Института археологии и этнографии АН АрмССР.
4. E. Chantre: " Recherches anthropologiques dans le Caucase”. T. IV. 1887, p. 262 ss.; ееже: "Apercu sur I’anthropometrie des peuples de la Transcaucasie”, в "Congres internat. d’archeologie et d’anthropologie prehistoriques. 11-me session, a Moscou. 1892". T. II. 1893, p. 43 ss.; ее же: "Rapport sur une mission scientifique en Armenie russe”, в "Nouv. Archives des Missions scientifique". 1893.).
5. Erkert:"Kopfmessungen kaukasischer Volker”, в "Archiv fur Anthropologie”. XIX Bd. 1890; также в "Известиях” Кавк. Отд. Геогр. Общ. – Д-р Пантюхов: "Антроп. наблюдения на Кавказе", в "Зап. Кавк. Отд. Геогр. Общ." за 1892г.
6. Творьянович: Материалы к антропологии армян". Дисс. Спб., 1897.
7. F. V. Luschan. Die Tachtadschy und andere Ueberreste der alten Bevolkerung Lykiens, в"Archiv fur Anthropologie”. XIX, 1890.
8. De Cara. Gli Hethei-Pelasgi. Roma, 1894.
9. Prof. G. Sergi. Ursprung und Verbreitung der Mittellandischen Stammes, deutsch-iibersetzt von D-r Buhan. L. 1897.
10. Э. Мулдашев, От кого мы произошли?, М., 2002, с. 42-47.
11. У. Брей, Д. Трамп, «Археологический словарь» Перевод с англ. – М., Прогресс, 1990, с. 23.
12. И.М. Дьяконов. Материалы к фонетике урартского языка в книге «Вопросы грамматики и истории восточных языков». Изд. АН СССР, М.-Л., 1958, стр. 27-53. Г.А. Меликишвили, «Вестник древней истории», № 1-4, 1953-1954.
13. Bertin, The races of the Babylonian Empare, в "Journal of the Anthropol. Institute”. London. 1888. Vol. XVIII.; Ikow. Zur Anthropologie der Juden, в "Archiv fur Anthropologie”, Bd. XV; Luschan в "Correspondenz Blatt der d. Anthr. Ges. 1892; S. Weissenberg, Die sudrussischen juden в "Archiv fur Anthropologie” Bd. XVIII.
14. Б.Б. Пиотровский, О происхождении армянского народа, Ереван, 1946; Г.А. Капанцян, Хайаса – колыбель армян, Ереван, 1947, С.Т. Еремян, К вопросу об этногенезе армянского народа, «Вопросы истории», 1952, № 7; С.Т. Еремян, М.С. Асратян, Г.Г. Микаелян, А.Р. Иоаннисян, Б.Б. Пиотровский, История армянского народа, часть первая, Ереван, 1956 (на армянском языке). Избранные работы Н.Я. Марра: т.I – Этапы развития яфетической теории, Л., 1933; т. II – Основные вопросы языкознания, Л., 1936; т. III – Язык и общество, Л., 1934; т. IV – Основные вопросы истории языка, Л, 1937; т. V – ЭТНО – и глоттогония восточной Европы, Л., 1935. И.А. Орбели, Избранные труды в 2-х томах изд. «Наука», М., 1968; Н.Адонц, Армения в эпоху Юстиниана, изд. EpГУ, Ер., 1971; Н.В. Арутюнян, Биайнили (Урарту), изд. АН Арм. ССР, Ер., 1970; М.Г. Нерсисян, История Армянского народа, изд. ЕрГУ, Ер. 1980; Х. Линч, Армения, в 2-х т., изд. Торгового дома «И.Е. Питоев и Ко», Тифлис, 1910; В. Налбандян, Уроки армянской древности, изд. «Советакан грох», Ер. 1985; Л. Мириджанян, Истоки армянской поэзии, Изд. «Советакан грох», 1980; А.Т. Ганаланян, Армянские предания, изд. АН Арм. ССР, Ер. 1979; Путешествие Иоганна Шильтбергера по Европе, Азии и Африке (с 1394 по 1427гг.), Академия ГОС при президенте Республики Узбекистан, Ташкент, 1997 и др.
15. J. de Morgan, Misson Scientifique au Caucase, Paris, 1889, т.I, стр. 1-3; его же, La prehistoir orientale, т.III, Paris, 1927, стр.19-22; Жак де Морган, Доисторическое человечество, Москва, 1926, стр.47
- J. de Morgan. La prehistoire orientale, т. III, Paris, 1927, стр.32.
- J. de Morgan. Les stations prehistoriques de I’Alagheuz "Revue de I’Ecole d’Anthropologie de Paris”, т.IX (1909), стр. 189-203; его же, La prehistoire orientale, т. III, Paris, 1927, стр.19-34.
- Жак де Морган, Доисторическое человечество, Москва, 1926, стр. 272-288; его же, Misson Scientifique au Caucase, Paris, 1889, т.I, стр. 2-3.
16. В. Бунак, Антропологический состав населения Кавказа, (Вестник Государственного музея Грузии, т. XIII А, 1946, с. 94). «Кавказское слово», 23., III. 1919г. У. Брей, Д. Трамп, «Археологический словарь». Перевод с англ.-М., Прогресс, 1990, с. 129.
17. С.Т. Саркисян, Энциклопедия Арцах-Карабаха, ИД «Петрополис» С.-Петербург, 2007, с.34-38.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Армяне и евреи
В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...

-
ИМЯ БОГА = глава из книги ТАЙНЫ АРАРАТСКИХ ГОР Шел 1452 год до н.э. Моисей, с женой и двумя сыновьями, остановился у под...