понедельник, 29 сентября 2014 г.

Тест на выживание

Так уж сложилось, что на территории Армении старинных крепостей сохранилось куда меньше, чем храмов. Самая известная из них — Амберд. В VII веке ее на высоте 2300 метров над уровнем моря на склоне горы Арагац построили князья из рода Камсаракан. По одной из версий, твердыня получила свое название именно благодаря расположению высоко в горах: «ампери берд» в переводе означает «крепость в облаках».


С дороги, ведущей к главной цитадели Армении, хорошо виден купол знаменитой Бюраканской обсерватории. Но в поселок Бюракан мы не заехали: вотчина армянской астрофизики — это отдельная тема.
Деревня Бюракан. Вдали виднеется купол Бюраканской обсерваторииДеревня Бюракан. Вдали виднеется купол Бюраканской обсерватории
Вскоре трасса плавно переходит в серпантин, извиваясь, словно серая змея посреди желтых осенних гор. На асфальте появляются указатели — под стрелками, указывающими на правильный поворот (это если вы чуть ранее пропустили табличку), латинскими буквами написано «Анберд». Что это — орфографическая ошибка? Впрочем, авторы асфальтных указателей, возможно, придерживались другой версии этимологии этого названия, согласно которой оно произошло вовсе не от близости к облакам, а от «анарик берд», что переводится как «неприступная крепость». Пока мы это обсуждали, за горами на холме показалась старинная твердыня. Еще несколько километров — и дорога выводит нас прямо к ее подножию — туда, где сливаются реки Архашан и Амберд.
Развалины восточных ворот крепостиРазвалины восточных ворот крепости
***Чуть поодаль, на соседнем холме видна одинокая троица древних хачкаров. Именно к ним мы и решили для начала подобраться. Судя по обломкам и пустым постаментам, в свое время здесь было множество крест-камней, однако этому кладбищу повезло меньше, чем другим, например знаменитому Норатусскому. Зато как прекрасны эти оставшиеся три на самой вершине холма! Они задумчиво смотрят, как и все надгробные камни, на запад, словно не замечая цитадели, стоящей в обрамлении голых гор и холмов, покрытых огромными тенями от нависших облаков.
Возвращаемся к крепости. В глаза бросаются несколько информационных табличек, поставленных совсем недавно для многочисленных туристов. Одна из них испещрена текстом на языке Брайля. С первого взгляда это выглядит странно: какой прок незрячим приезжать в такую даль, чтобы прочитать текст об Амберде и при этом так и не увидеть его? Однако один из здешних гидов, только что проводивший группу туристов, рассказал, что год назад табличка все же понадобилась одному посетителю. Это был ветеран Карабахской войны.
— Я просто хочу прочувствовать это величие, — сказал тогда азатамартик, потерявший на поле брани зрение.
— Я взял его за руку и мы прошли всю крепость и церковь. Это была моя самая удивительная экскурсия, — признался гид.
Действительно, есть в Амберде что-то, что невозможно увидеть глазами. Что-то, что нужно почувствовать.
Хачкары средневекового кладбища недалеко от АмбердаХачкары средневекового кладбища недалеко от Амберда
***Первые поселения на южном склоне Арагаца — самой высокой горы в Армении — возникли еще в каменном веке. А Амберд — замок и часть крепостных стен — уже в VII веке построили князья Камсараканы, использовавшие его в качестве летней резиденции. Три века спустя эти владения перешли к могущественному княжескому роду Пахлавуни, который долгое время соперничал с царской династией Багратуни. Вскоре Амберд стал главной резиденцией рода, будучи при этом стратегически важным оборонным пунктом всего государства.
Главный вход в замокГлавный вход в замок
Главной задачей феодальных замков, строившихся по всей Армении, была защита земель от врагов. В разное время и с разным успехом на нашу страну покушались римляне, парфяне, византийцы, персы, монголо-татары и турки. Поэтому крепости часто возводили высоко в горах, куда врагу было трудно добраться. Вторым важнейшим фактором при выборе места для постройки была питьевая вода — без нее невозможно было долго продержаться в осаде.
Руины крепости АмбердРуины крепости Амберд
По каменистой тропинке, мимо трех маленьких строений — бани, часовни и сводчатого бассейна для сбора воды — пробираемся к замку. Забавно думать, что, если много столетий назад, во времена сурового Средневековья, сюда мог зайти далеко не каждый, то сегодня — никаких препятствий. Стража не проткнет вас копьями, а сверху не посыпятся камни, и вы можете без опаски ступить на широкие лестницы, ведущие наверх, где когда-то были парадные покои. Почетный гость мог отдохнуть там после утомительного пути среди ковров, покрывавших стены и пол, любуясь замечательным видом на Арарат. Приятному времяпрепровождению способствовала также возможность освежиться холодной водой из далеких родников, стекавшей в расположенный на первом этаже бассейн по водопроводу, сделанному из базальта.
Остатки водовода, снабжавшего крепость водойОстатки водовода, снабжавшего крепость водой
Его остатки, кстати, до сих пор можно найти на дне ущелья, а бассейн и вовсе — одно из самых хорошо сохранившихся сооружений в замке. На крайний случай (сбои с водоснабжением случались во все времена) жители крепости могли спуститься за водой к реке по тайным подземным ходам. О водоснабжении замка местные гиды рассказывают туристам с особой гордостью. Пока мы рассматривали резиденцию Пахлавуни, лекцию о системе водосбора с интересом слушала группа англоговорящих туристов. Нужно было видеть лицо гида, когда одна почтенная дама спросила:
— Так местные жители использовали дождевую воду?..
***Замок представлял собой трехэтажное сооружение с пятью расположенными в ряд комнатами на каждом уровне. Снаружи он был укреплен мощными опорными башнями. Сегодня, вскарабкавшись по остаткам внутренних стен, можно легко подняться на одну из них и окинуть взглядом все вокруг. Кстати об округе. Помимо исторических памятников, здесь имеются целых два природных шедевра, называемых базальтовыми солнцами. Это радиально расходящиеся монолиты из базальта, сияющие своими каменными лучами на отвесной стене ущелья.
Вид на церковь Св. Богородицы из амбразуры крепостной стеныВид на церковь Св. Богородицы из амбразуры крепостной стены
Возле замка когда-то было небольшое поселение, где жила челядь. Однако время и иноземные захватчики пощадили здесь лишь основания стен. Да и те заросли густой травой, и при беглом осмотре их можно просто не заметить. Зато, приглядевшись, понимаешь, что тропинка, ведущая сегодня от замка к церкви, находящейся неподалеку, протоптана относительно недавно — она проходит через руины крепостных стен и построек поселения. На восточной части крепостной стены мы увидели небольшие круглые отверстия — это все, что осталось от сторожевых башен, с которых лучники могли встретить неприятеля достойным приветствием.
Один из двух природных шедевров, называемых базальтовыми солнцамиОдин из двух природных шедевров, называемых базальтовыми солнцами
Под ногами хрустят обломки древних глиняных изделий. А ведь, возможно, тот кусочек был частью кубка, из которого пил родниковую воду великий князь… Вообще, археологи в Амберде покопались на славу. Чего тут только не было найдено! И расписные фаянсовые чаши, и бронзовые светильники, и китайский фарфор, и египетское расписное стекло, и остатки прекрасно сохранившегося лаваша... Но самой интересной находкой, наверное, можно назвать обнаруженную под плитами пола бани могилу княжеского шута, в обязанности которого, скорее всего, входило увеселять князя во время его отдыха в бане. Вместе с шутом похоронили и его петуха — пернатые забияки были непременными атрибутами представителей этой профессии. Судя по всему, предполагалось, что шутовских дел мастеру предстоит работать и в загробном мире...
Фрагмент арки над западными воротами крепостиФрагмент арки над западными воротами крепости
***В 1026 году на территории замка была возведена церковь Св. Богородицы. Над дверным проемом с внутренней стороны до сих пор можно разглядеть запись, свидетельствующую о том, что заказчиком храма был известный военачальник Ваграм Пахлавуни. На его стенах, кстати, красуется множество и других имен, вырезанных гораздо позже, — обычными людьми из ХХ века, мечтавшими оставить о себе хоть какую-то память будущим поколениям. Церковь Св. Богородицы довольно аскетична — самое заметное украшение на ней — это декоративное обрамление южной двери. Зато благодаря идеальным пропорциям здание прослыло одним из самых совершенных творений своего времени. Церковь, кстати, долгое время лежала полуразрушенная — реставрировали ее в 1970 году. Естественно, как и при каждом армянском храме, у ее входа тоже стоят хачкары и надгробные плиты. Один из них бросился в глаза странным рисунком — стрелкой, напоминающей курсор компьютерной мыши, с кругом на другом конце. Очень похоже и на символ мужского начала. Интересно, чем же таким занимался погребенный здесь человек?.. Чуть дальше другой интригующий элемент — плоский круглый камень на постаменте, украшенный узором наподобие знака Тельца — кружком с рогами. Может, это жертвенный камень, а узоры лишь для того, чтобы по ним стекала кровь?
Круглый камень на постаменте украшен узором, похожим на символ ТельцаКруглый камень на постаменте украшен узором, похожим на символ Тельца
Рассмотрев и сфотографировав все, что только было можно в руинах крепости, мы расселись на краю скалы, над обрывом. По склону холма почти до самого дна ущелья каскадом спускаются остатки стены. Чуть поодаль — то, что сохранилось от одного из входов в крепость, — небольшое помещение для стражников и арка, через которую и по сей день цепочкой проходят туристы. 
***История Амберда похожа на историю Армении. В конце XI века крепость захватили турки-сельджуки, превратившие ее в казармы. Спустя почти век армянский военачальник Закарэ Закарян сумел отвоевать у них древнюю твердыню. Однако уже в 1236-м в эти земли вторглись монголо-татары, опустошившие бывшие владения Пахлавуни. Вплоть до начала раскопок в 1929-м это место оставалось заброшенным. Но Амберд все же прошел многовековой тест на выживание и вопреки всем войнам и разрушениям по сей день стоит там — под самыми облаками.
СправкаСредневековая крепость-замок Амберд на склоне горы Арагац — одна из немногих на территории Армении, сохранившихся до наших дней. Главные постройки — замок (VII в.) и церковь Св. Богородицы (XI в.).
Расположена крепость на высоте 2 300 м над уровнем моря. Предполагается, что она была основана князьями Камсараканами, затем перешла во владение рода Пахлавуни. Церковь была построена в 1026 г. по заказу военачальника Ваграма Пахлавуни. В XI в. Амберд был захвачен турками-сельджукамии, а в XIII в. окончательно разрушен монголами. Руины крепости были обнаружены во время раскопок в ХХ в.
СправкаБюраканская обсерватория была построена в 1946 году по проекту архитектора Самвела Сафаряна и по инициативе знаменитого астрофизика Виктора Амбарцумяна, руководившего ею до 1988 г. Обсерватория открыта для посетителей круглый год. Во время ночных экскурсий любители звездного неба через малый телескоп могут собственными глазами посмотреть на все интересные объекты, видимые в небе, днем же — посетить Дом-музей Виктора Амбарцумяна.

Журнaл «Ереван», N11, 2010

Ненужное для неучей

В Армении на 300 лет раньше, чем в Европе, открылись частные лепрозории и государственные лечебницы — бжшканоцы. В них царствовали армянские магистры медицины — бжшкапеты, — и в средневековой Армении уже складывались врачебные династии. Бжшкапеты прекрасно разбирались в причинах недомоганий и методах лечения. Знали, как дозировать целебные травы, если надо получить яд, и как — если противоядие. За свои услуги они не требовали платы от неимущих, и даже лейб-медики царских дворов не отказывали им в помощи: отвернувшийся от больного не имел права именоваться врачом. Была в нашей стране и своя клятва Гиппократа — моральный кодекс армянского врача составил Амирдовлат Амасиаци.


Перелистывая страницы старинной рукописи, в которой приводились симптомы болезней, распространенных в средневековой Армении, я, как и герой Джерома К. Джерома, никак не могла избавиться от ощущения, что страдаю всеми этими заболеваниями. Внимательно прислушавшись в тишине читального зала к своему организму, не обнаружила только... импотенции. Хотя, как выяснилось, армянские средневековые врачи с успехом справлялись и с мужским бессилием — прекрасным афродизиаком тогда считалась, к примеру, кровь нильского крокодила. Кстати, практиковавший в Киликийской Армении врач-сириец Ишох считал «чрезмерную холодность мужчины» одной из причин женского бесплодия. В своей «Книге о природе» Ишох приводит и этапы развития эмбриона, который «оформляется и получает свойственный человеку облик» за три месяца. Вначале у «гладкого зародыша» появляется голова и «вырастают» ноги, затем руки и только на 50-й день возникают глаза, внутренности и прочие органы. Как «формируется ребенок в утробе матери», рассказывается и в «Лечебнике Гагика» (XI в.), авторство которого приписывается видному представителю анийской медицинской школы Григору Магистросу. Кстати, в его «бжшкаране» (так назывались сочинения армянских врачей) приведены бесценные отрывки из несохранившегося сочинения древнеримского целителя Демократеса.
Титульный лист трактата Мхитара Гераци «Утешение при лихорадках»Титульный лист трактата Мхитара Гераци «Утешение при лихорадках»
***Средневековые армянские врачи разбирались во многих недугах. Они немало знали о строении глаза, о пахово-мошоночных грыжах и болезнях яичек, о лечебных свойствах драгоценных камней и о том, как облегчить страдания онкобольного и аллергика. Кровотечение, например, останавливали, прикладывая к ране «пчелиное мумие», как тогда называли прополис. Больного артритом укладывали в выкопанную с его рост яму с раскаленным песком, обкладывали целебной травой шандрой и накрывали одеялами, чтобы воспаленные суставы успокоились и вновь обрели подвижность. Снадобьем под названием «Армянский буш», которое готовили из сока рогатого мака, лечили подагру, соком ширакского панандуса — проказу, желчью евфратской рыбы-звездочета — катаракту. Им было известно, что мелкие корни сыти благотворно влияют на рост волос, а белая нефть из страны персов избавляет от тугоухости и зубной боли.
Абу Али ибн Сина (Авиценна) Абу Али ибн Сина (Авиценна)
При чахотке бжшкапеты советовали пить разведенную в вине глину, причем Ибн Сина, он же Авиценна, высоко ценил лечебные свойства глины, которую добывали в столице Багратидов Ани. «Многие уцелели [во время] великого мора, так как соблюдали [правило] пить [глину] в слабом вине», — писал в XI веке великий целитель, отмечая, что помогает анийская глина и при моровых лихорадках.
Католикос Нерсес Шнорали благословляет Мхитара ГерациКатоликос Нерсес Шнорали благословляет Мхитара Гераци
***А вот, согласно Мхитару Гераци, для избавления от лихорадки пациента достаточно... утешить. «Развлеки больного играми и шутками, доставь ему радость — пусть больше слушает гусанов, звуки струн и приятные мелодии», — сказано у Великого Мхитара, как именовали современники основоположника армянской средневековой медицины, автора «Утешения при лихорадках» (1184). Но рецепт этот действовал только при «лихорадке однодневной», возникающей от печали и забот, бессонницы и переутомления, недоедания или переедания. Современным врачам клиническая картина, описанная Гераци, напоминает аллергическую реакцию: те же краснота и отек кожи, жар и учащение пульса. Одного утешения, водных процедур, массажа да легкой пищи уже было недостаточно при «лихорадке изнурительной», куда Гераци включил различные формы туберкулеза. Здесь уже требовались травяные настои, отвары, пилюли, порошки, мази, припарки, пластыри и молоко «белой и свободной от всякого рода болезней» ослицы.
Эпидемия чумы на картине Питера Брейгеля Старшего «Триумф смерти». 1562. Музей Прадо, Испания, МадридЭпидемия чумы на картине Питера Брейгеля Старшего «Триумф смерти». 1562. Музей Прадо, Испания, Мадрид
Дело обстояло хуже, если бжшкапет ставил диагноз «лихорадка плесневая», когда «плесень» проникала в «кардинальные влаги тела — кровь, слизь, черную и желтую желчь». «Плесневыми» считались малярия, сыпной и брюшной тифы, оспа, флегмона и рожа. Малярия в те годы свирепствовала в заболоченных районах равнинной Киликии. Болотная лихорадка унесла немало жизней. Кстати, ее жертвой стал друг и покровитель Мхитара Гераци католикос Нерсес IV Шнорали, резиденция которого находилась в Ромкле. Исследования Мхитара заинтересовали преемника Шнорали Григора IV, которому бжшкапет посвятил свой трактат «о трех видах лихорадок, с прогнозом и лечением». Названа рукопись «Утешение при лихорадках», ибо «утешает она врача увеличением познаний, а больного — излечением». Написан лечебник не на грабаре, как было принято тогда в армянском научном мире, а на среднеармянском — разговорном языке Киликийской Армении. Другими словами, лечебник был доступен не только узкому кругу специалистов — окружение больного должно было быть проинформировано о возможности заражения. Мхитар предостерегал от соприкосновения с больными «плесневой лихорадкой». «Недуг этот поражает тех, кто приближается к больному, особенно если время летнее и помещение тесное», — разовьет мысль Гераци в XIII веке киликийский врач Григорис. Как и современная, средневековая медицина была бессильна в запущенных случаях. «Если больной очень страдает от жара, беспокоится, ворочается с боку на бок, а живот его вздуется, и когда постучишь по нему, он издаст барабанный звук, определенно знай, что он умрет, в особенности если на теле появятся черные пятна величиной с сумах», — писал Гераци, умудренный богатым опытом клиницист. Сравнивая работы Гераци с мистическими трудами его современницы, немецкой монахини, аббатисы и писательницы Хильдегарды Бингенской, немецкий исследователь Эрнст Зайдель вынес вердикт: «Мы должны решительно предоставить пальму первенства армянскому мастеру за основательное знание природы, последовательное самостоятельное мышление и полную свободу от схоластической кабалы».
***Пока в Европе боролись с болезнями, подвешивая страдальцев за ноги и ожидая, что яд выйдет из ушей, носа, рта и глаз, бжшкапеты проводили тончайшие офтальмологические операции. К хирургическому вмешательству они прибегали в крайнем случае, только если не помогали лекарства. Например, при трахоме — воспалительном заболевании глаз, ведущем к слепоте, — Гераци рекомендовал «смело проколоть конъюнктиву и позаботиться о жидкости, которая именуется воспалительной материей, и глаз открывается по воле Бога». А вот как описал операцию по удалению зрелой катаракты Амирдовлат Амасиаци (XV в.): «Следует проколоть ткани глаза, ввести спицу и спустить [уплотнившуюся] катаракту, и тогда глаз просветлеет и очистится. И когда ты будешь уверен, что весь затек вышел, то уложи усыпленного больного на спину, приложи к глазам пластырь из розового масла и яичного желтка, подложи под голову подушку и наложи повязку».
В средневековой Армении анестезию делали, используя настойку мандрагоры, белладонны или опия. Тогда как в Европе применяли метод «общего обезболивания» — наносили тяжелым предметом удар по голове. Обезболивающий эффект при этом был настолько ничтожным, что установить причину смерти пациента — болевой шок или некомпетентность хирурга, — было сложно.
Вплоть до XVI века в Европе были запрещены и вскрытия. В отличие от Армении, где анатомию человека изучали не только на трупах, «расчленяя сущее на то, из чего оно образовано», но и проводили вивисекцию. Вот как в XIII веке описывает эксперименты на живом организме Ованес Ерзнкаци: «Опытный и мудрый врач, получив в свое распоряжение преступника, приговоренного к смерти, убивает его злой смертью, пока не изучит состояния органов, нервов и [кровеносных] сосудов. Ценою страданий, причиненных одному человеку, он приносит пользу многим».
Известно, что в средневековой Европе прокаженного уже при первых признаках болезни обвешивали трещотками и отпевали в церкви. А в Армении католикосы призывали открывать лепрозории. Еще в 365 году на Аштишатском церковном соборе постановили «для пресечения заразных заболеваний соорудить для прокаженных лепрозории, для хромых и слепых — приюты, для прочих больных — лечебницы». Частные же больницы появились в Армении в 260-м — супруга нахарара Сурена Салахуни, княгиня Агвида открыла первый лепрозорий. Аналогичное заведение в Европе появится только 300 лет спустя — до тех пор «нечистых» просто изгоняли из города.
Город Амасия — родина Амирдовлата Амасиаци. МозаикаГород Амасия — родина Амирдовлата Амасиаци. Мозаика
***В христианской культуре бытовало представление, что болезнями Бог карает грешника или посылает испытания праведникам. Но «есть болезни, которые происходят не от грехов, а от невесомых смешений, ибо тело человека есть смешение четырех элементов», — сказано у Езника Кохбаци (V в.). Отрицает автор «Опровержения ересей» и «священный» характер эпилепсии: «Нет дьяволов, входящих в тело человека», а есть болезнь — «истощение мозга, при которой человек теряет сознание, разговаривает со стенами и борется с ветром». Подобное состояние наблюдается также, если больного пытались отравить. Армянские бжшкапеты прекрасно разбирались в ядах и противоядиях — териаках, что весьма ценилось при выборе придворного лекаря. 
Османский султан Мухаммед II, при дворе которого служил лейб-медиком Амирдовлат АмасиациОсманский султан Мухаммед II, при дворе которого служил лейб-медиком Амирдовлат Амасиаци
В 1453 году Константинополем овладел османский султан Мухаммед II. Его детство и юность прошли в Амасии — родном городе армянского врача Амирдовлата, покорившего столицу империи своим искусством. Султан сделал Амирдовлата Амасиаци своим главным хирургом и окулистом: эту должность он совмещал со званием главного садовника. Позже в своем трактате «Ненужное для неучей» Амасиаци перечислил 1000 видов целебных трав, 250 животных препаратов и 150 минералов. Он привел их названия на нескольких языках, расписал, при каких недугах, в какой дозе надо употреблять лекарства. 
Козни завистников вынудили целителя покинуть столицу. Более десяти лет странствовал Амасиаци по странам Балканского полуострова, пока бежавший из охваченного чумой Константинополя султан не решил вернуть опального врача ко двору. Он вернулся на родину после смерти Мухаммеда II — султан умер от подагры, не помогла даже знаменитая глина с острова Лемнос, за которой Амасиаци дважды снаряжал экспедицию. Сам престарелый бжшкапет скончался в родной Амасии «в четверг 8 декабря 1496 года». Он оставил свой завет всем избравшим стезю врача: быть разумными и исполненными чувства долга, терпеливыми и готовыми подать совет, милосердными, верными, нравственно чистыми и богобоязненными... «Если врач не постигнет сути болезни, не следует ему использовать лекарства, чтобы не запятнать имени своего, — учил бжшкапет. — А если он не сведущ, то лучше не призывать его к больному и вообще не почитать за врача». Средневековые армянские врачи свято придерживались главной заповеди — не навреди!

Журнaл «Ереван», N12, 2010

Алхимик

Не было, пожалуй, в VII веке в Армении человека ученее Анании Ширакаци. Он как никто другой умел проводить вычисления, знал, где обитают пигмеи и где, «подобно спарже», из земли родится золото. Он выявил погрешности древнеармянского календаря и положил начало «великому армянскому летоисчислению»; объяснил природу солнечного затмения и Млечного Пути, вопреки существовавшим догматам, настаивал на шарообразности Земли и теории вихрей. В народе говорили, что Анания умел добывать золото из воды. И хотя в это не очень верится, ясно одно: он сумел извлечь все золото из современной ему науки.


Жил и творил Анания Ширакаци во времена, когда Церковь пресекала любое свободомыслие, однако выходец из деревни Ани смог создать бесценные научные труды по астрономии и математике, географии и искусству, литературе и риторике. Ему удалось, как писал в XI веке армянский ученый Григор Магистрос, «подобно трудолюбивой пчеле, собрать в своем улье науки, извлекая их у халдеев, греков и других народов». А как иначе, ведь великий средневековый мыслитель считал, что против врага можно устоять, лишь владея науками и рассудительностью.
Анания, как и Птолемей, полагал, что от падения «тяжелую» планету удерживает сильный ветерАнания, как и Птолемей, полагал, что от падения «тяжелую» планету удерживает сильный ветер
***Существовал ли мир вечно или он создан Богом? В вопросе сотворения мира Ширакаци придерживается точки зрения отцов Церкви — земное, небесное и космос, бесспорно, сотворены Богом. Другое дело, что со временем мир очень изменился, и объяснить эти перемены вменяется в обязанность ученым мужам. «Возникновение есть начало разложения, и наоборот», — формулирует в «Космографии» закон сохранения материи Ширакаци. Вначале же, полагает он, было четыре стихии: огонь, ветер, земля и вода. Пятый элемент — все живое, и человек в том числе, — состоит из соединений этих четырех. Ширакаци считал Землю центром Вселенной — он и тут придерживался геоцентрической теории Птолемея, признанной Церковью. Но, вопреки официальным догматам, она представлялась Ширакаци «яйцеобразной: Земля, словно желток, находится в центре, воздух вокруг нее — подобен белку, а небо окружает все, как скорлупа». Ученый настаивал, что «верхнее небо, которое греки называют эфиром, распростерлось вокруг шарообразной Земли», хотя прекрасно знал, чем это ему грозит, — в Средние века еретиков в Армении клеймили изображением лисы или перерезали жилы ног и рук. Расходился Ширакаци с теологами и в вопросе равновесия Земли. Согласно Библии, она держится на море, а Анания считал, что от падения «тяжелую» планету удерживает сильный ветер, поддувающий снизу, — эту гипотезу позже назовут теорией вихрей.
Древние греки считали Млечный Путь пролившимся грудным молоком богини ГерыДревние греки считали Млечный Путь пролившимся грудным молоком богини Геры
Объяснил вардапет и природу Млечного Пути — «множества скопившихся звезд, слабых и сильных, свет которых из-за неясной видимости воспринимается одинаково». Он посмеивался над греческими мифами, то утверждавшими, что Млечный Путь — это пролившееся грудное молоко богини Геры, то называвшими его покрывалом Персефоны и т.п. Не вызывало у Ширакаци доверия и армянское предание, согласно которому Млечный Путь возник, когда бог войны Ваагн рассыпал по небу украденную суровой зимой у прародителя ассирийцев Баршама солому. Кстати, армяне до сих пор называют эту галактику «дорогой укравшего солому».
Что касается солнечного затмения, это не небесный дракон собирается заглотить светило, а просто Земля, Луна и Солнце выстроились по прямой, и если «немного понаблюдать, то увидишь, как прибывает солнечный свет и Солнце, когда с него сойдет Луна». Поэтому Ширакаци не советовал, как было принято, бить в колокола — некого отпугивать. Кстати, ученый призывает не обманываться и маленькими размерами Солнца — на самом деле оно больше Луны, просто находится намного дальше. Расстояние он приводит в «Геометрической астрономии» — 30 млн 930 тыс. стадий. А еще Ширакаци верно полагал, что на Луне имеются кратеры, что она вызывает морские приливы и отливы и отражает солнечный свет, хотя в Библии и утверждается, что Луна светится сама. В своих космографических трудах Ширакаци часто противоречит Церкви: есть указания на то, что книги «уличенного в невежестве» ученого находились под запретом — в своем письме католикосу Петросу Гетадарцу армянский ученый Григор Магистрос требует снять его. Видимо, христианское терпение лопнуло, когда Ширакаци назвал Бога… вором! Хотя ключ к решению этой кощунственной шарады и спрятан в Библии: «Бог взял ребро Адама, а тот даже не узнал об этом».
Армянский ученый Григор Магистрос (XI век), потребовавший у Церкви снять запрет на книги ШиракациАрмянский ученый Григор Магистрос (XI век), потребовавший у Церкви снять запрет на книги Ширакаци
***Искусство числительное Анания «сильно возлюбил» еще в детстве — в монастыре Дпреванк (Ширак), где получил начальное образование. Обучение юноша продолжил у математика Кристосатура, но вскоре заметил, что тот «владел отрывочными сведениями», и поэтому «вполне численную науку» он решил изучать в Трапезунде у известного византийского учителя Тюхика. Через восемь лет Анания «перенес науку мощную, желанную царям, в страну нашу» — открыл на родине школу и приступил к обучению армян (деньги, заработанные преподаванием, шли на научную деятельность и написание манускриптов). Но соотечественники его, как оказалось, «наук и познаний не любят, ленивы и не стойки в изучении». Кстати, им приходилось куда сложнее, чем нынешним школьникам, которые, зная современную таблицу умножения, могут умножать многозначные числа. Поэтому, изучая, например, логистику — математику практическую или искусство вычислений, позднее названную математической логикой, — им удобно было пользоваться Таблицами сложения и вычитания, умножения и деления, составленными Ширакаци. К слову, и знаки, обозначающие эти четыре математических действия, вошли в обиход только в веке шестнадцатом.
Страница из «Арифметики» ШиракациСтраница из «Арифметики» Ширакаци
Учебник математики Ширакаци и его «Таблицы арифметических действий» мировым ученым сообществом признаны древнейшими. Признание, кстати, пришло только в середине прошлого века, когда они были обнаружены и опубликованы. До тех пор автором старейших таблиц четырех арифметических действий в истории математики считался другой армянин — Николай Артавазд из Смирны (в XIV веке он служил старшим писарем при императорском дворе в Константинополе). Оказалось, что таблицы  Артавазда — копия таблиц Ширакаци, только вместо армянских букв он употребил греческие. В старину армяне, как и большинство античных народов, цифры обозначали буквами.
На сегодня известно пять отрывков из «Учебника арифметики» Анания Ширакаци: таблицы сложения и вычитания, таблицы умножения, «Шеститысячник», «О вопросах и решениях» и занимательные задачи. Свой учебник вардапет начал с «самого элементарного и упрощенного, соответственно уровню детей и несведущих», — таблиц сложения. Вторую главу он посвятил «счислению, называемому вычитанием», третья группа вычислений — таблицы умножения — предназначались тем, кто, «странствуя в мире чисел, смело продвигается вперед». «Шеститысячник» — это таблица обратных величин для числа 6000, когда решение каждого примера равно, или почти равно, шести тысячам, например: Ա Ց Ց (1х6000=6000).
Изложив арифметические действия, Ширакаци предлагает ученикам приступить к решению 24 увлекательных задач, ответы на которые приводит тут же. Задачи — сплошь из повседневной жизни. Скажем, нужно рассчитать, сколько выручил за царственный жемчуг «некий муж, из моих близких», продавая зерно в Нахичевани за 70 драмов, а затем в Двине за 50 драмов; вычислить, сколько пшеницы было на корабле, пока за ним не погнался кит и моряки не стали скармливать ему каждый день часть груза; узнать, скольких врагов пленил князь Нерсес Камсаракан, если известно число пленных, подаренных им царю, сыну царя, правителю области, военачальнику, святым отцам в Вагаршапате, своим братьям — старшему Сааку и младшему Храхату... Решая увлекательные задачи Ширакаци сегодня, через тринадцать веков, мы познаем историю страны и образ жизни ее обитателей — вардапет описывает исторические события и действующих лиц, военные и бытовые сцены, растительный и животный мир. Узнаем, например, что и в феодальной Армении были рабовладельцы: на царей, владетельных князей, военачальников и монастыри трудились военнопленные.
Последнюю главу своего учебника — развлекательные задачи — Анания предлагает «употреблять во время пирушки, когда пожелаете сказать веселые слова». К сожалению, до наших дней дошло всего восемь этих остроумных математических тостов.
Зодиакальный круг в представлении Анании ШиракациЗодиакальный круг в представлении Анании Ширакаци
***Свой путеводитель по всем известным на тот момент странам мира Ширакаци назвал «Ашхарацуйц». Предназначалась рукопись ученикам и торговцам: в ней подробно описаны границы стран, отмечены реки и города, чем земли богаты и что производят: «мы решились упоминать лишь о замечательных горах, сильных реках, великолепных городах и обо всем том, что в стране есть замечательного».
«Описание Вселенной» автор завершил азиатским Ченастаном (Китаем), жители которого «весьма промышленны, фабрикуют бумажные ткани, богаты и зажиточны». А начинается «Ашхарацуйц» с описания двенадцати стран Европы: Испании, «подобно острову лежащей между морями», и Британии, западный остров которой похож на «раздавленное ячменное зерно», а восточный «имеет форму пиявки и ветвист». Предостерегал о белых и свирепых буйволах, которые водятся в Галлии, и о звере, который встречается в Далмации — «похожий на быка и называемый бонасос, кидая свой кал на охотников, сжигает их». Италия, согласно Ширакаци, имела две столицы — «великолепную Равенну и великий Рим»; на Корсике «золото и серебро родятся из земли, подобно спарже»; на плодородной Сицилии «постоянно пылает огнем вершина Этны»; в Элладе есть вода, которая «безо всякой причины меняет течение в разные  стороны — в ней утонул Аристотель»...
Упоминает Ширакаци и об Африке, называя ее Ливией. В Африке, что к востоку от Мавритании, произрастает «растение лотос, заставляющее забыть о родине того, кто его съест». Через внутреннюю Ливию проходят «сфинги (полагают, что так Ширакаци назвал сфинксов — ред.), имеющие вид людей и любящие вино», а на юге Эфиопии, рядом с «Неизвестной землей есть область, в которой живет зверь с головой и руками женщины, но на четырех ногах». 
Больше всего места в «Ашхарацуйце» отведено Азии, разделенной на 44 страны. На Кипре, например, добывают ладан — «падая с росой, он пристает к траве, к шерсти и к бороде коз»; к востоку от Иверии живут албанцы, которые отторгли у армян больше двадцати областей; в Палестине текут молоко и мед; в Месопотамии, в городе Эдесса, находится нерукотворный образ Спасителя; жители Счастливой Аравии, откуда пришла царица Савская, «частью совершенно черны, частью темнолицы, частью смуглы, но темнее нас»; мужчины Тапробании, острова к востоку от Индии, носят на голове венки из женских волос...
Ширакаци подробно останавливается на 15 областях Великой Армении, каждая из которых, в свою очередь, разделена на провинции — гавары. Из Высокой Армении во все четыре стороны текут реки, в Агдзнике добывается нефть, а в Туруберане — белая нефть. В Мокке растет мандрагора (этот корень, похожий на человеческую фигуру, в старину применяли как снотворное и приворотное средство — ред.), в Пайтакаране — несметное количество хлопка, в Ути — огуречное дерево, в Арцахе есть мумие. В Четвертой Армении водятся львы, в Персармении — дикие ослы и серны. Тайк богат крепостями, Гугарк — лесами, Сюник — горами, Васпуракан — вином. В Корчайке производят арсеник (мышьяк), а в Айрарате из червей изготовляют красную краску (вордан кармир).
Армянскую географию Ширакаци создал по трудам «писателей языческих» — Птоломея, Папа Александрийского, Матиноса, Страбона, Геродота и др., которые «установили географическую науку, опираясь на Путешествия и Мореплавания, и подтвердили ее Геометрией, обязанной своим происхождением Астрономии». Заранее предвидя гнев клерикалов, ученый объясняет свой выбор: он не обнаружил в «Святом Писании ничего обстоятельного о Землеописании, кроме редких, разбросанных и в то же время трудно постигаемых и темных сведений». «Я верю рассказу Клавдия Птолемея, — писал Ширакаци, — который определил обитаемые людьми места, измерил аспарезами (стадиями) всю землю относительно долготы, начиная с запада, от Неизвестного моря, Океана, с крайней точки Испании, кончая берегом Неизвестной страны Синов на востоке. Так же поступил он относительно широты, начиная с Жаркого пояса и доходя до Неизвестного моря и Неизвестной земли на севере». Верил Ширакаци и в то, что эти «пределы» (17° ю. ш. — 63° с. ш., от 1° до 180° долготы) — не предел: просто «никто не видал и не знает тех мест, и потому все земли за ними называются Неизвестною землею и Неизвестным Океаном». Труды античных авторов Ширакаци использовал при описании земель отдаленных, соседние же страны описал по картам и книгам, хотя для этого ему, как он признался, и «пришлось покопаться».
Еще в V веке Мовсес Хоренаци отмечал, что: «Не может быть правдивой истории без хронологии»Еще в V веке Мовсес Хоренаци отмечал, что: «Не может быть правдивой истории без хронологии»
***Средневековый армянский ученый до конца жизни подвергался гонениям, его труды редактировали, расчленяли, запрещали. И пока Церковь преследовала Ширакаци, народ слагал о нем предания. Говорили, что мыслитель познал все тайны природы, что это он нашел амаспюр — растение, символизирующее мудрость. Все двенадцать цветков амаспюра были разного цвета, каждый излечивал одну из болезней, а их аромат придавал человеку силы. А еще говорили, что гонимый Церковью Ширакаци покинул родину и поступил на службу к правителю Венеции, которого научил добывать из воды золото. Что неблагодарный властитель сначала хотел убить алхимика, но передумал и распорядился отчеканить его изображение на золотой монете. Что ж, возможно, народ прав, и человек в клобуке на венецианской монете и есть крупнейший армянский средневековый ученый и основоположник отечественного естествознания Анания Ширакаци.
Задача вардапета Ширакаци
(издал и перевел Иосиф Орбели, Петроград, 1918) 
Охотничiй загон Нерсеха Камсаракана, тэра Ширака и Ашаруника, былъ у подножiя горы, называемой Аршинъ. Однажды ночью вошли въ него многочисленные стада онагровъ; охотники, не справившись съ ними и прибъежавъ въ деревню Талинъ, сообщили Нерсеху объ этом; и вотъ, когда онъ лично съ братьями и азатами прибылъ и вошелъ в загонъ, стали они бить дичь, и половина дичи попалась въ капканъ, четвертая часть пала отъ стрелъ, молодую дичь, которая состовляла двенадцатую часть всей дичи, они взяли живьемъ, а триста шестьдесятъ животных пало отъ копья. Итакъ, узнай, сколько всего было дичи.

Журнaл «Ереван», N11, 2010

Великий секрет айрудзи

История человечества — это по преимуществу история войн. Армии мира шагают по страницам учебников истории, сражаясь между собой и постоянно совершенствуя свое вооружение и боевую тактику. Мы многое знаем о греческом, римском военном искусстве, но история армянских армий прошлого до сих пор не рассказана.


Древнейшим известным нам армянским боевым подразделением были лучники. Качественные характеристики этой тактической единицы были столь высоки, что их отмечали не только армянские, но и иностранные историки. Именно этому виду оружия принадлежит историческая роль в битве 2492г. до н.э., когда предводитель вавилонян Бел был сражен стрелой, метко пущенной Айком. Тогда же было применено первое известное нам боевое построение — клин, на острие которого встал сам Айк. Как свидетельствует Хоренаци, армянские луки были широкими (до 2 метров), а стрелы — трехперыми и очень длинными, что и обеспечивало дальность и меткость стрельбы. Впоследствии конструкция стрел была усовершенствована — одно из крыльев специально делалось непрочным. Если такая стрела попадала в противника, то при попытке извлечь ее из раны ломалась и оставалась внутри, вызывая очаг воспаления и в конечном итоге смерть. Стрелы эти были такими длинными, что, если они попадали к врагам неповрежденными, те использовали их в качестве дротиков.
Боевая колесница ближневосточного типа (барельеф VIII века до н.э.) и фрагмент кольчуги
Боевая колесница ближневосточного типа (барельеф VIII века до н.э.) и фрагмент кольчуги
Однако лучники всегда и во всех армиях были лишь войсками поддержки. Главная же роль всегда доставалась тяжеловооруженным воинам. Древняя Армения не была исключением — главной тактической единицей армянской армии до I тысячелетия до н.э. являлись боевые колесницы. Для их создания, а также изготовления качественного оружия необходима была развитая технология металлообработки. Металл был обязательной составляющей эффективного вооружения. Армянское нагорье по праву можно считать прародиной мировой металлургии. Наши предки уже во II тысячелетии до н.э. освоили процесс получения железа из руды. Об этом свидетельствуют не только результаты раскопок (особого внимания достоин Мецаморский металлургический комплекс), но и сведения, сохранившиеся в хеттских и ассирийских летописях, архивах. По фрагментам колесниц, обнаруженным в Лчашене, Кармир-Блуре, Топрах-Кале и др., можно достаточно точно определить их конструкцию и принципы применения. Спереди и с боков они защищались металлическими пластинами высотой в 50 и более сантиметров. В самой колеснице хранились колчан со стрелами, копье и другое вооружение. Колесницы размещались на флангах боевого порядка или впереди него. Их стремительная атака вызывала панику и смятение в рядах противника и позволяла пехоте с легкостью разбить потерявшего боевой порядок врага. Но у колесниц был существенный недостаток — они были практически бесполезны на пересеченной местности и могли применяться только в открытом поле. Такая же проблема была у пешего греческого строя — фаланги, которая в лобовом столкновении была страшной силой, но не могла маневрировать, а на пересеченной местности просто рассыпалась, становясь удобной мишенью для врага. Римляне решили эту проблему, разбив строй на автономно управляемые единицы — манипулы. Здесь надо отметить любопытную деталь — прославленная римская армия одерживала свои победы практически исключительно в пешем порядке.
Статуэтка воина. Кармир-Блур. VIII век до н.э. Шлем Сардури II. Найден при раскопках крепости Эребуни, VIII век до н.э.
Статуэтка воина. Кармир-Блур. VIII век до н.э.
Шлем Сардури II. Найден при раскопках крепости Эребуни, VIII век до н.э.
Конница была малочисленной и не играла решающей роли. Это можно сказать почти обо всем античном мире. Только Александр Македонский использовал ее в комбинации с фалангой, что немедленно принесло свои плоды. Но численность его конницы все равно была невелика. Некоторые историки склонны видеть причину слабого использования конницы в отсутствии такого простого, но необходимого атрибута, как стремена. И в самом деле, попробуйте в доспехах и с оружием промчаться галопом на коне или рубить мечом, свешиваясь с него, не имея возможности приподняться на стременах. А как усидеть на скакуне при прыжке через препятствие? Да и при ударе копьем стремена необходимы для удержания равновесия. Все это абсолютно справедливо, и столетия спустя, после появления и распространения стремени качественная роль конницы резко возросла. Между тем начиная с I тысячелетия до н.э. как минимум в одной армии конница уже была основной ударной силой — в армянской! Дело в том, что была еще одна возможная причина ограниченного использования конницы в греческой и римской армиях, причем весьма банальная — для конницы необходимы… лошади! Много лошадей. Десятки тысяч всадников (а именно столько включала в себя армянская конница) — это десятки тысяч лошадей особой породы. Причем их число нужно было все время пополнять. В отличие от остального античного мира, Армения, в которой было великолепно развито коневодство, этой проблемы не знала. Коневодство в Армении имело исключительное, стратегическое значение и находилось под государственной опекой. Еще со времен Урарту известны целые комплексы с конюшнями, ипподромами, манежами, купальнями для лошадей. Интересно, что когда страна стала сатрапией Ахеменидской Персии, она, кроме серебра и золота, давала в качестве дани и множество отборных лошадей и мулов. Об этом говорится в письменах на Бехистунской скале, где по приказу царя Дария были написаны названия земель, плативших Персии дань. Среди этих стран только Армения платила дань лошадьми — эти животные ценились наравне с драгоценными металлами и служили своеобразной валютой.
Начиная с I тысячелетия до н.э. колесницы в армянской армии постепенно уступили место более гибкой и подвижной тактической единице — коннице, которую в Армении издревле называли словом айрудзи («айр у дзи» — дословно «человек и конь»). Айрудзи прославила армянские армии прошлого, она была на особом счету и даже после потери армянской государственности продолжала играть в регионе важную стратегическую роль. Ее основу составляла тяжелая конница. И всадники, и лошади были полностью закованы в броню. Главным оружием служили копье и тяжелый меч. Тяжелая конница являлась ударной силой армии, атаковала сомкнутым строем, чаще клиновидным. Стремительная атака многотысячных сомкнутых рядов имела сокрушительный эффект не только для пехоты, но и для конницы неприятеля. Бронированная масса просто сминала противника — рассеивала его боевой порядок и растаптывала, так что остальным родам войск оставалось добивать врага.
Реконструкция орнамента на шлеме царя Сардури II
Реконструкция орнамента на шлеме царя Сардури II
Следующим тактическим звеном айрудзи являлась легкая конница — для обеспечения максимальной подвижности она не бронировалась. Лошади тоже были соответствующей породы — невысокие, стремительные, легкие. Основным оружием были лук со стрелами и меч. Легкая конница обеспечивала боевой порядок всей армии, выполняла разведывательные функции, способствовала развертыванию главных сил, осуществляла преследование и уничтожение противника, не позволяя ему перегруппироваться. Как правило, легкая конница атаковала рассеянным строем, маневрируя и не ввязываясь в столкновения. Кстати, много веков спустя эту тактику с успехом применяли и монголы…
Комплектация айрудзи происходила исключительно из дворян, неотъемлемой частью воспитания и образования которых являлась верховая езда. Во время крупномасштабных войн набиралось пополнение и из низших слоев — «рамик» айрудзи.
Конница находилась под постоянной опекой царствующих особ. Часто смотры и учения они проводили лично. Вообще, армия являлась стержнем государства, его первичной структурой. Должность спарапета (верховного военачальника) была наследственной и принадлежала роду Мамиконянов. Об особом внимании государства к армии свидетельствует и уникальная по своей сути грамота «Зоранамак» — о классификации и численности вооруженных сил Армении.
Айрудзи полностью оправдывала свою славу непобедимого боевого подразделения. К примеру, в сражении при Гавгамелах 1 октября 331г. до н.э. левый фланг Александра Македонского — войско Пармениона обратила в бегство именно армянская конница, выйдя в итоге в тыл македонского войска. И если бы на противоположном фланге персы не дрогнули и не поддались панике, то в истории Александра Великого в этот день могла быть поставлена точка.
А в 68г. до н.э. в сражении у реки Арацани Тигран Великий разбил римские легионы Лукулла, используя в бою только конницу, — случай уникальный в истории войн. Тяжелая конница рассеяла строй римлян, а легкая довершила разгром.
Вес и роль армянской конницы на международной арене были столь велики, что во время римско-парфянского, а позднее — персидско-византийского противостояний враждующие государства стремились привлечь ее на свою сторону. Кстати, неудачу восточных походов Красса и Антония римские историки объясняли именно тем, что у них не было этого мощного подспорья.
Армянский спарапет Вардан МамиконянАрмянский спарапет Вардан Мамиконян
Интересно, что после падения династии Аршакидов в V веке персидский и византийский царские дома продолжали пользоваться услугами айрудзи, щедро оплачивая их ратный труд. Одновременно, исходя из соображений собственной безопасности, персидский двор сократил численность армянской конницы до 30 000, а позднее, во времена арабского владычества, это число снизили до 15 000. Сколько же ее было до этого? Известно, что в царствование Папа (IV век н.э.) армянская конница насчитывала до 90 000 всадников. Было чего опасаться соседним империям!
Надо сказать, что с самого зарождения Византийской империи все ее монархи набирали своих телохранителей и дворцовую гвардию исключительно из армян. Эта тенденция усилилась, когда престол стали занимать представители армянских родов. Армянские отряды, особенно конницу, принимали с распростертыми объятиями, давая высокие звания и посты их командирам, поощряя вознаграждениями воинов.
Византийские императоры размещали крупные армянские соединения не только в столице и на Востоке — в Сирии, Киликии, Каппадокии и т.д. Известны армянские военные поселения в Италии и на Сицилии. При Юстиниане I несколько полностью укомплектованных армянами армий освободили Италию от готов, а их военачальник Нерсес стал правителем этой западной провинции. Воины-армяне пользовались большим уважением и в Болгарии, и в Северной Африке. О бесстрашии армянских соединений ходили легенды. В византийский период более сотни армян-военачальников вошли в историю как великие полководцы, командующие армиями, флотом.
Всадники в боевом снаряжении.Горельеф двери монастыря Сурб Аракелоц в Муше, 1134г.
Всадники в боевом снаряжении. Горельеф двери монастыря Сурб Аракелоц в Муше, 1134г.
Однако нет такой силы, которая смогла бы бесконечно долго существовать без родины, без своего государства… После поражения византийцев у Маназкерта в 1071г. сражавшаяся в рядах Византии армянская конница, в составе которой были и русские отряды, ушла на восток.
Пытавшиеся препятствовать турецкой экспансии египетские халифы-фатимиды пригласили армянские войска, чтобы с их помощью восстановить в стране власть и порядок. Те овладели Каиром и Александрией, а также подавили восстания бедуинов в Верхнем Египте. Более того, их предводитель, опираясь на эту мощную силу, занял должность визиря халифата и долгие годы успешно управлял страной…
Свое последнее применение армянская конница нашла во времена Киликийского царства, после падения которого она исчезла с исторической арены, хотя время от времени проявляла себя в армиях различных государств. В частности, она участвовала в знаменитом Грюнвальдском сражении 1410 года в рядах объединенного русско-польско-литовского войска против германцев, проявив незаурядную стойкость и отвагу. Впоследствии об армянской кавалерии вспомнили при Петре I, сформировав в 1722 году в Астрахани «Армянский эскадрон», состоящий в основном из арцахских воинов. Он принял участие во всех боях на Кавказе и в Каспийском бассейне во время русско-турецкой и русско-шведской войн. Доблесть армянских конников была высоко оценена и после расформирования эскадрона в 1764 году — те, кто не продолжил службу в других конных полках, специальным указом пожизненно получали не пенсию, а полный воинский оклад.
Сегодня о подвигах армянских воинов прошлого напоминают лишь летописные записи. Армянская армия античной эпохи и ее вооружение никак не представлены в европейских иллюстрированных каталогах. Но была и есть преемственность, связь поколений. И глядя на армянскую армию дня сегодняшнего, невольно думаешь: а ведь это их наследники. И видит Бог — достойные.
СправкаЗоранамак (буквально — «воинская грамота») — официальная грамота, определявшая количество воинских сил в Древней Армении и устанавливавшая их распорядок. Грамота составлялась в виде четырехгранной таблицы, в соответствии с четырьмя воеводствами Великой Армении: Северные, Южные, Восточные и Западные врата. Каждое воеводство состояло из 21 или 22 нахарарств с указанием численности их воинских сил. Согласно единственному сохранившемуся до наших дней Зоранамаку, в раннем Средневековье, при Аршакидах, армянская армия состояла из 124 тысяч воинов, из которых 84 тысячи составляли нахарарские войска, а 40 тысяч — царские полки (востаник) и внутренняя гвардия (мардпетакан). При возникновении внешней угрозы нахарары собирали свое войско и располагали его в составе воинской группы, указанной в Зоранамаке, а в случае необходимости, по приказу царя или спарапета, оказывали помощь другим группировкам армянского войска. Зоранамак использовался в Армении до падения царской династии Аршакуни.

Журнал «Ереван», N4, 2007

Праязык человеческой цивилизации

Каков тот самый праязык, на котором человек начал мыслить и говорить, обмениваться информацией о своих знаниях, чувствах и представлениях? Этот вопрос с давних пор волновал людей, не зашоренных религиозными догмами. Ученые давно уже выяснили, что все множество распространенных на Земле языков восходит к определенным языковым группам и семьям, так или иначе связанным между собой. Вместе с тем были разработаны и различные отрасли языкознания, которые пытаются выяснить эти связи. Возникла теория, утверждающая, что все языки в конечном итоге возникли из единого языка тат — ностратического языка, который со временем разделился на более чем 6000 современных языков (не считая уже мертвых). Если поверить в предание о Вавилонской башне, то это тот самый язык, на котором говорили ее строители и который Господь за гордыню людей сделал непонятным и тем самым «смешал» языки…

В начале 21-го века ученые из новозеландского Оклендского университета Рассел Грей и Квентин Аткинсон, применив метод генетического анализа, доказали, что самый древний индоевропейский язык — хеттский — уже 8700 лет назад являлся самостоятельным. За ним следует тохарский, а затем — армянский с его 7300 годами развития. Несомненно, это великая честь для нас, если, разумеется, проигнорировать тот факт, что для определения древности армянского языка за исходную точку был взят грабар, который с 5-го века стал использоваться как письменный язык, а для двух предыдущих, хеттского и тохарского,— древние окаменевшие письменные свидетельства. (Между прочим, некоторые ученые утверждают что хеттский — это именно армянский язык, и в доказательство приводят множество весьма основательных аргументов. С точками зрения двух из них — хеттолога Варужана Нерсисяна и кандидата филологических наук, доцента ЕГУ Назели Маргарян, можно ознакомиться по следующим ссылкам: http://www.youtube.com/watch?v=qEAtR00-q_M и http://http://www.youtube.com/watch?v= j60c60LUIIE&feature=player_embedded#!±£.
Однако официальная наука попросту закрывает глаза на любые доказательства, противоречащие «общепринятой» теории.
Тем не менее, как оказалось, на другой стороне планеты, в далекой Южной Америке, на Боливийском плато, в бассейне высокогорного озера Титикака, проживает индейское племя аймара, древность языка которого оценивается в… 15000 лет!
Но удивительным является не только сама древность языка аймара. Как отмечает боливийский специалист по вычислительной технике Иван Гусман де Рохас, это искусственный язык, то есть языковые особенности аймарского были осознаны и установлены предварительно. Синтаксис этого языка настолько стабилен, а языковые смыслы определенны до такой степени, что в современном языке такое просто невозможно. Это означает, что аймарский язык с легкостью преобразуется в компьютерные алгоритмы, с помощью которых машина сможет быстро перевести текст. Гусман приходит к невероятному выводу: аймарский язык создавался по тем же принципам, по которым разрабатываются языки компьютерного программирования. Алгоритм аймарского используется как своеобразный переходной мостик: текст переводится на аймарский, а затем — на другие языки.
По мнению ученых, 8000 лет назад в боливийских Андах жило некое индейское племя, говорившее на языке, который мы сегодня называем аймарским. Грамматика этого языка невероятно сложна, причем за все эти века она не претерпела никаких изменений и дошла до нас в своем девственном состоянии. Ученых поражает еще одна особенность этого языка: в него невозможно ввести новые слова и понятия. В древние времена ареал распространения аймаров охватывал значительную часть Анд, а их культура достигла своего расцвета в 11-15 веках. В начале 15-го века аймары были покорены инками, а в 1542 году завоеваны испанцами.
Сегодня на стыке границ Перу, Чили и Боливии проживает около 1,7 млн индейцев-аймара, говорящих на этом уникальном языке. В Интернете можно найти всевозможные сведения об этом племени.
Так что же получается, уже можно прекратить поиски «самого-самого» и объявить: самым древним языком на земле является аймарский, носители которого живут в Западном полушарии?
Однако не будем торопиться.
В статье кандидата филологических наук Мери Саргсян «Армянские загадки аймарского языка» выдвинута версия о том, что значительный слой лексики этого языка имеет непосредственные формально-смысловые аналогии в армянском. М. Саргсян (кстати, она дочь известного ученого Париса Геруни) рассказывает, что натолкнулась на этот факт случайно, когда по просьбе брата искала в словаре какое-то слово. Ее внимание привлекло аймарское слово «каласасайа», означающее «неподвижно («как столбы», «незыблемо») стоящие большие камни». Эта просьба брата привела к открытию целого ряда поразительных совпадений. Сначала Мери Саргсян среди 600 аймарских слов нашла 57 сходных с армянскими — почти 10 процентов. Затем еще 60 совпадений среди 3100 слов. Вот лишь несколько из них: jura — вода (джур), kita — рыбья икра (дзкнкит), lallava — превосходно, хорошо (лава), nayra — глаз (найир — смотри; найвацк — взгляд), puraka — живот (пор), siri — любовь (сер).
В древних преданиях аймара говорится, что некогда в их земли приплыли на корабле высокорослые, голубоглазые бородатые люди, научившие аймар земледелию, металлургии, строительству, а также ввели моногамию. Слово «предок» в аймарском звучит как haya (вспомним божество Aya-Haya, а также самоназвание армян — hay). Само название племени — аймара — состоит из слов «ай» (предок) и «мара» (год, время). А озеро Титикака на аймарском называется Мамакота — материнское молоко (мор кат).Помимо чисто языковых выявляются и иные соответствия. Так, например, Бог, с плеч которого стекают две реки (в Западном полушарии все знают, что это Тигр и Евфрат, берущие истоки в Армении). А на рисунке, взятом с сайта eutyun.org, шумерский морской бог Еа-Haya стоит на двуглавой горе Маша — без сомнения, это армянский Масис. Там есть также похожая на Арарат гора и строение, напоминающее Врата Мгера в Ване. Да и само имя аймарского бога Виракоча, по мнению Мери Саргсян, в переводе с армянского может означать «Призванный свыше» (и веруст кочвац).Не забудем также шеститысячелетний каменный сосуд, хранящийся в Музее золота боливийского города Ла-Пас, на котором рядом с клинописными знаками вырезаны буквы армянского алфавита — того самого, который, согласно официальной науке, Месроп Маштоц создал в… 5-м веке.
Для тех, кто ищет легкие пути, проще всего объяснить все это простыми совпадениями, не достойными внимания серьезного ученого. Но когда такого рода «случайности» умножаются и с каждым годом их выявляется все больше, то, согласно закону природы, количество неизбежно переходит в качество.
Мы не раз задавались вопросом — почему горы, находящиеся на той стороне (арм. «анд» — там, по ту сторону) земного шара, во всем мире известны как Анды? Или почему все составляющие названия ступенчатых пирамид зиккурат — з-и-кур-ат — по отдельности имеют армянские объяснения? (В этом названии сомнение может вызвать разве что слово «кур», но оно может означать «камень», «гора», а кроме того, как отмечает Александр Варпетян, является также основой слова «крак» — огонь.) Или с какого языка можно перевести название южноамериканского древнего города Теотеоакан (Теутиуакан), помимо армянского? За удваиванием корня далеко ходить не надо — классический пример Арарат (удваивание корня для создания топонимов и множественного числа — характерная особенность хеттского языка, а также армянского: гунд-гунд означает не полк за полком, а армия), а что до «акан», то приведем в качестве примера армянские Огакан, Ошакан. Что же касается «тео, део» (Бог), то у нас есть форма «ди», «диц» (Бог, божество). Есть и слово «ти», означающее то же самое («тиар» — господин в смысле Бог),— в армянском звуки «т» и «д» часто заменяют друг друга.
Мы почти не сомневаемся, что древнейшие следы армянского языка, обнаруженные в Западном полушарии, объявят плодом воспаленного воображения — новая, свежая научная мысль всегда с трудом пробивала себе путь. Однако вот что говорит Мери Саргсян в интервью с Гагиком Агбаляном (http://tesankyun.am/2010/10/673-is1nl1ssl1l1lns). «В 2009 году мне пришло по электронной почте письмо из Никарагуа. Доктор биологических наук из этой страны, финн по национальности Сепотиусанен написал, что восхищен моей статьей, ссылался на нее на 15-и международных конференциях и т. д. Статья подтверждала его теорию о том, что некоторые древние народы могут иметь общие гены. И как раз у аймара они нашли армянские гены. Я не могу ни утверждать, ни отрицать истинности этого, поскольку я не биолог, поэтому отмечаю лишь языковые соответствия».
Да, генетическая общность — это вам не просто лексические «совпадения»! Но, может быть, общие гены — тоже случайность? 30-го августа сего года по российскому Первому каналу прошла передача, задавшаяся вопросом — не было ли до Колумба контакта с Америкой? (Факт этот очевиден — об этом свидетельствуют находки предметов хеттского, египетского, арабского, кельтского, скандинавского и даже китайского происхождения.)Подтверждений тому, как оказалось, множество, в том числе и биологических. Однако все следы высокоразвитой древней цивилизации в Америке считаются, как правило, происходящими из легендарной Атлантиды. Только вот если учесть все вышесказанное, окажется, что атланты, кажется, говорили на армянском…Во время встречи с интересующимися этими вопросами людьми, состоявшейся в ереванском Доме-музее Арама Хачатуряна, Мери Саргсян сказала, что непосредственно с аймарами она не встречалась, и они вряд ли имеют представление о ее научных изысканиях. Что же касается нас, то мы, по-страусиному спрятав голову в песок, пытаемся просто выжить. Может быть, действительно трудно прямо и гордо заявить: вот такой мы древний народ — на нашем языке говорили две тысячи, десять тысяч, а может, и еще больше тысяч лет назад и, дай Бог, будут говорить еще столько же! И еще одно, кроме языка, осталось неизменным с тех древнейших времен: люди с армянской речью и сегодня, как и тысячи лет назад, переселяются на далекие другие берега. С одной лишь разницей: в те времена наши предки учили местных жителей земледелию, скотоводству, металлургии, строительству, наукам и ремеслам, цивилизованным нравам, благодаря чему и оставили по себе добрую память на многие тысячелетия. А сегодня? Что происходит сегодня? Сегодня c нашей родины переманивают людей талантливых и неординарных, которые ради «хорошей жизни» начинают служить иным целям и интересам, причем зачастую направленных против нас же самих, а исконный язык свой отбрасывают в сторону словно ненужную тряпку…
Мы обладаем невиданным, уникальным сокровищем— армянским языком, следы которого обнаруживаются даже на далеких Полинезийских островах — вплоть до знаменитого острова Пасхи (см. исследования Лейлы Степанян -Так неужели мы не в силах сберечь и приумножить это сокровище? Мир сегодня занят героизацией рамиль сафаровых и переделкой топором лица мира. Но если когда-нибудь вдруг перестанет звучать в наших устах армянский язык, содержащий кладезь знаний и разгадки многих тайн истории, то не превратится ли человеческая речь просто в набор звуков, с помощью которых общаются между собою животные?

Арменуи ТУМАНЯН, “Собеседник Армении”

суббота, 27 сентября 2014 г.

Найденные в Армении орудия труда бросают вызов Африке как центру технологических инноваций в каменном веке

Сколково» каменного века

Орудия труда, найденные в Нор-Гехи. Фото: Daniel S. Adler
Орудия труда, найденные в Нор-Гехи. Фото: Daniel S. Adler

Найденные в Армении орудия труда бросают вызов Африке как центру технологических инноваций в каменном веке

Международный коллектив археологов обнаружил на территории стоянки древних людей в Армении необычно «продвинутые» орудия труда, которые были созданы местными жителями примерно 320–330 тысяч лет назад, за несколько десятков тысячелетий до даты их предполагаемого изобретения. Это открытие, как пишут исследователи в журнале Science, ставит под сомнение общепринятый тезис о том, что все технологические инновации каменного века исходили из одного источника — Африки, где возникло и развивалось человечество.
Сегодня многие археологи и палеонтологи считают, что все культурные и технологические инновации, которые повлияли на развитие человечества в целом, зарождались в одном и том же регионе и постепенно распространялись по всей зоне расселения людей в каменном веке. Ведь самые древние свидетельства существования большинства из известных нам культур (этим словом ученые обозначают технику изготовления орудий труда) были найдены в Африке, древней колыбели человечества, а не в других уголках Земли.
Эта гипотеза заметно упрощает древнейшую историю человечества — получается, что все орудия труда и новые культурные веяния всегда возникали в одном источнике и затем распространялись по соседним племенам посредством периодических волн миграции людей. Это механистическое и упрощенческое представление, и, как утверждают Дэниел Адлер и его коллеги из университета Коннектикута (США), не соответствует действительности. На самом деле новые технологии практически одновременно изобретались в разных точках на карте древнего мира и постепенно распространялись.
Почти две дюжины ученых, в том числе Самвел Наапетян и Борис Гаспарян из Университета Еревана и Академии наук Армении, проводили раскопки в ущелье Раздан, неподалеку от деревни Нор-Гехи, расположенной в нескольких километрах к северу от армянской столицы. В ее окрестностях археологи обнаружили стоянку древних людей, которые жили на территории Кавказа несколько сотен тысяч лет назад. Они оставили после себя крайне необычные орудия труда.
Часть их была ожидаемо примитивной. Они принадлежали к так называемой Ашельской культуре, одной из первых методик изготовления рубил и прочих каменных инструментов, которая была освоена человечеством еще 1,7–1 миллион лет назад, задолго до появления Homo sapiens и исхода наших предков из Африки. Подобные орудия труда изготавливались достаточно просто — древний мастер бил понравившийся ему кусок гальки с двух сторон другим камнем под определенным углом, откалывая от него каменные «щепы» и создавая грубую, но при этом острую грань.
Ашельская культура просуществовала очень долго, на протяжении нескольких сотен тысяч и даже миллионов лет, и на рубеже среднего и позднего каменного века, примерно 200–300 тысяч лет назад, ее сменяет более прогрессивная леваллуазская технология. Древние «инноваторы» поняли, что грань будущего ножа или скребка можно сделать ровной и острой, если использовать в качестве основы для орудия труда не саму гальку, а то, что их ашельские предшественники считали отходами производства. Используя это «ноу-хау», леваллуазцы изготавливали свои инструменты в два этапа — сначала они оббивали большой камень таким образом, чтобы на его поверхности возникала своеобразная покатая горка, а затем откалывали от нее отщепы, получая лезвия с почти идеально ровной режущей поверхностью.
Именно такие орудия труда Адлеру, Наапетяну, Гаспаряну и их коллегам удалось найти на стоянке древних жителей Армении в Нор-Гехи, наряду с типично ашельскими рубилами и прочими инструментами. Соседство двух культур, а также очевидные сходства в устройстве их артефактов, поставило перед учеными вопрос — не могли ли древние жители Нор-Гехи самостоятельно открыть леваллуазскую методику изготовления орудий труда, не «импортируя» ее из Африки или какого-то другого центра культурных и технологических инноваций.
Раскопки в Нор-Гехи. Фото: Daniel S. Adler
Чтобы разгадать эту археологическую загадку, нужно определить возраст орудий труда обоих типов, а также подтвердить или опровергнуть преемственность между двумя культурами изготовления инструментов. На второй вопрос, как отмечают сами исследователи, ответить не так сложно — для этого достаточно сравнить ашельские и леваллуазские рубила, найденные в Нор-Гехи, между собой и сопоставить их с имеющимися памятниками этих культур из других регионов Европы, Африки и Азии.
С другой стороны, определить возраст каменных орудий труда не так просто. Геологи могут легко вычислить время, которое прошло с момента формирования составляющих их пород, но не дату обработки древним мастером. Поэтому археологи ориентируются на различные косвенные признаки, в том числе возраст пород, в которых были найдены артефакты. Подобные оценки практически никогда не бывают на 100% точными — орудия труда могут быть унесены потоками воды далеко от первоначального места захоронения, а различные геологические процессы могут заметно «омолодить» или состарить окружающие их горные породы.
Но авторам статьи помогли сами горы — Кавказ является относительно беспокойным с точки зрения геологии регионом, и в прошлом на его территории нередко происходили извержения вулканов. Два таких извержения, произошедших примерно 400 и 200 тысяч лет назад, засыпали территории стоянки в Нор-Гехи большим слоем пепла, изучение которого позволило Адлеру и его коллегам точно вычислить возраст орудий труда.
Сравнив доли изотопов аргона в нижних и верхних слоях вулканических извержений, авторы статьи обнаружили, что и те и другие орудия труда были изготовлены практически в одно и то же время — 325–330 тысяч лет назад, задолго до предполагаемого распространения культуры Леваллуа по миру. При этом леваллуазские рубила и прочие инструменты были больше похожи на местные ашельские артефакты, чем на прочие продвинутые орудия труда из других уголков планеты. Все это, как считают археологи, говорит о том, что жители Нор-Гехи открыли эту технику обработки камня самостоятельно, без помощи инноваторов из Африки.
«Наши открытия бросают вызов популярной сегодня среди многих археологов теории о том, что леваллуазская технология была изобретена в Африке и затем распространилась по Евразии по мере колонизации планеты современными людьми. Теперь у нас есть первое однозначное свидетельство того, что этот важный инновационный прорыв в человеческой истории произошел одновременно в нескольких популяциях, независимых друг от друга», — подводит итог один из авторов статьи, британский археолог Саймон Блокли из университета Лондона.
Как подчеркивает Адлер, эти орудия труда сами по себе не говорят о столь революционном открытии — оно стало возможным благодаря комбинированию археологии с физикой и геологией. По его словам, «(если) бы я взял все эти артефакты из Нор-Гехи  и показал бы их археологу, то он бы практически мгновенно разделил их на группы, каждой из которых был бы присвоен свой собственный возраст». Обнаружение этих орудий труда, по мнению ученого, говорит о крайне глубоких корнях склонности человека к изобретательству и инновациям, возникшей в столь далеком прошлом.
Как отметил в беседе с «Русской планетой» российский антрополог из Московского государственного университета Станислав Дробышевский, это открытие подтверждает общепринятые представления об истории развития человечества, давно существующие в антропологии.
«Техника — это такая штука, которая может возникать заново. Если так удобно изготовлять орудия труда, то она будет возникать в разных местах. Примеров этого миллион в самых разных областях — это и керамика, и сельское хозяйство, и изобразительное искусство, и что угодно, и теперь и для Леваллуа тоже. Это же не биология, все инновации могут возникать много раз независимо и в разных местах», — рассказывает антрополог. По его словам, соседство ашельских и леваллуазских орудий труда больше говорит не об их преемственности, а о том, что они использовались для решения разных задач, которые приходилось решать древним жителям Армении.
«Если товарищ сидит, и у него задача — быстро получить какое-нибудь орудие труда, то он возьмет камень и сделает какой-нибудь примитивный галечный олдувайский чоппер и разрежет того, кого ему надо. А если у него задача — сделать произведение искусства, то он будет две недели колупать этот камень и получит гениальный пластинчатый наконечник, супер-симметричный, ровный и из горного хрусталя. Есть примеры этого и сегодня — посмотрите на австралийских аборигенов, которые до недавнего времени изготавливали каменные орудия труда. Если ему нужно быстро разделать добычу, они делают примитивные орудия, а если он хочет выпендриться, то он делает что-то более сложное», — продолжает Дробышевский.
Как отмечает антрополог, большое количество новых антропологических и археологических открытий на Кавказе вполне закономерно. Многие регионы гор остаются практически нетронутыми человеком, и на их территории есть много пещер, где сохранились «ненарушенные слои, которые можно с удовольствием раскопать. Копать здесь тяжело, поэтому раньше тут копали не так много». По его словам, самих древних людей эта часть Евразии могла привлекать своими природными ресурсами и климатическими условиями.
«Когда люди выбрались из Африки, они обнаружили бескрайний внешний мир, в котором было много ништяков и не было конкурентов и хищников, кроме тех, с которыми они умели бороться. Кавказ был хорошим местом для жизни, там замечательный климат, там были субтропики в то время, там жило много зверья, была богатая фауна и удобный рельеф для охоты. Еще на развитие инноваций могло повлиять то, что Кавказ — это, прежде всего, горы, создающие большое число изолированных областей. С одной стороны, изоляция приводила к развитию разнообразия, но, с другой стороны, контакты и обмен между ними все же происходили. Если где-то появлялась крутая инновация, то она распространялась и в другие места. Это свойство не исключительно Кавказа, но и Кавказа в том числе», — подытожил свою мысль антрополог.

http://rusplt.ru/world/skolkovo-kamennogo-veka-13167.html



Подробнееhttp://rusplt.ru/world/skolkovo-kamennogo-veka-13167.html

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...