суббота, 10 декабря 2016 г.

АРМЕНИЯ В VI В. ДО Н.Э. - III В. Н. Э.



В I четверти VI века до н.э. территории разрушенного Царства Ван объединились в объединенное армянское государство Ервандидов, первым царем которого стал Ерванд Сакавакяц. Царская династия была названа его именем – Ервандуни.
Спустя короткое время Армения подверглась господству Марастана. В 550 г. до н.э. персидский царь Кир Великий из рода Ахеменидов нанес сокрушительный удар Марастану.  В этой борьбе Киру очень помог Армянский царь Тигран I Ервандуни, в надежде восстановить независимость страны. Но на этот раз Армения оказалась под властью Ахеменидской Персии, разделившись на две сатрапии, правители которых назначались из рода Ервандидов.  В 331 г. до н. э.  в битве при Гавгамелах победа Александра Македонского разрушила Ахеменидское царство.  Армения приобрела независимость, разделившись на два царства -  Мец Айк и Покр Айк. Как независимые цари были утверждены предыдущие правители. В Мец Айке себя царем провозгласил Ерванд III., в Покр Айке – Митраустес. Столица Мец Айка из Вана была перенесена в Армавир. По сведениям Мовсеса Хоренаци Ерванд Д. Последний объявил столицей новый город – Ервандашат. Были построены новые города – Багаран, Ервандакерт, Ервандаван, Вардгесаван, Нахчыван.


При царском дворе Ерванда IV преобладал эллинизм. Но его правление не было прочным: верховное общество было недовольно. Пользуясь этим, в конце III века Селевкиды подчинили себе Цопк и значительную часть Мец Айка. Правителем Цопка – стратегом был назначен Зарий, в Мец Айке – Арташес. Провоцируемый Селевкидами Арташес начал войну против Ерванда, которая окончилась падением и смертью последнего. В Армении прекратилась династия Ервандидов.

https://historymuseum.am/ru/exhibitions/current_exhibitions/hellenism

КОРЕНЬ «АР» И ОКОНЧАНИЯ «ЯН»

Этимология слова ариец (Aryan) имеет армянское происхождение и включает в себя корень «Ар» и окончания «ян». По мнению ряда ученых «Ар» было сокращенным вариантом «Ара» или «Арар» (ич) — Творец. Поклонение богу Ар было широко распространено среди древних армян, которые, поклоняясь этому божеству, просто называли его Творцом (Ара или Арарич). Многие географические названия, такие как Эребан-Эреван (Ереван) — Ариван содержат священный корень Ар, который также является корнем многих других слов, таких, например, как Ари (мужественный). В разговорном армянском имя «Ара» стало нарицательным синонимом слова «Мужчина», «Человек» и армяне (мужчины) до сих пор в неформальной беседе обращаются друг к другу, используя это самоназвание – «ара», по имени Бога-творца «Ара». Окончание «ян» в слове Aryan означает «потомство» или просто «из/от». Это окончание «ян» (которое в английском передается двояко – как yan или ian) сохранилось во многих индоевропейских языках и может быть обнаружено в терминах, описывающих нации и даже понятия с той же смысловой нагрузкой «из». Например, мы видим это в окончаниях названий различных народов, таких как Норвежцы – Norweg (ianS), Румыны – Roman (ianS), Бельгийцы – Belg (ianS) и т.д. В английском мы также используем окончание «ян» для обозначения смысла принадлежности, происхождения «из/от». Например, Jefferson[ian] (of Jefferson) America – Америка Джефферсона, или Clinton[ian] (of Clinton) fraction – фракция Клинтона и т.д. Армянские фамилии по-прежнему сохраняют архаическое окончание Ян (yan/ian) которое означает «из/от» (например, Араян, что означает «от Ара», или «потомок Ара» или Наапетян – «от Наапета» или «потомок Наапета» и т.д.). Название Армянин – Armenian также всего лишь вариант слова Ариец – Aryan и во многом означает то же самое. Оно также содержит священный корень «Ар» с добавлением корня «мен» (что в протоиндоевропейском означает просто человек или люди), и окончание «ян» – «ian», что как мы уже знаем обозначает «из/от». Таким образом, если мы «расшифруем» слово Армянин (Armenian) – мы, конечно, получим Человек/Люди (men) От (ian) Ар (Ar). То есть, названия Ариец – Aryan и Армянин – Armenian были синонимами с небольшой разницей, добавлением слова Men – Люди/Народ, что не меняло смысл слова. У нас есть еще армянское архаичное слово Ман (ук) [младенец], которое несет первоначальный смысл Человек (множественное число которого — люди). Существует несколько древних вариаций, где Армению называют также Армани или Арманум (в аккадских надписях Нарам-Сина 23-го века до нашей эры), а также (вновь небольшое фонетическое изменение) Армина (в Ахеменидской надписи Дария I 6-го века до н.э.). Названия Армения, Армания, Армина (и ряда других) являются лишь вариациями. Индоевропейское слово Man – Человек по-прежнему используется в английском языке для обозначения людей, народов. Например, Туркмен – Turkmen используется для обозначения тюркских племен Центральной Азии, современных жителей Туркменистана. Есть много и других примеров, где Ман/Мен (Человек) используется в английском для обозначения различных народов, таких как Frenchman – Француз, Chinaman – Китаец, Englishman – Англичанин и т. д. Вплоть до 19 века в Армении существовала община Аревордик или Арордик (сыновья или дети бога Ар). Средневековые армянские источники упоминают, что такие общины существовали в отдаленных уголках Армении. Даже сегодня по-прежнему существует сообщество армянских язычников, которые следуют путем Бога Солнца Ар и называют себя Арордик, что означает сыны Творца, или Дети Солнца. Армяне, в том числе и христиане, до сих пор клянутся «солнцем отца» (hors arev), «солнцем матери» (mors arev), «солнцем ребенка» (erekhus arev). Автор: Геворк Назарян (историк)

вторник, 18 октября 2016 г.

Рубен Малаян: армянский алфавит – загадка, мы должны поделиться ею с миром

Армянский язык – один из древнейших в мире. Слышали ли вы об армянской письменности и каллиграфии? Специалистов в этой сфере крайне мало, и мы с удовольствием представляем интервью с Рубеном Малаяном, талантливым художником, дизайнером, многие годы посвятившим изучению старинных армянских манускриптов, каллиграфии и подарившим ей второе дыхание.
(интервью доступно также на английском языке)

Рубен, Вы фактически, воскресили Армянскую каллиграфию. Расскажите, пожалуйста, с чего все началось? Откуда возник интерес к исследованию Армянской каллиграфии? С какими сложностями Вы столкнулись в процессе?
Я бы хотел быть скромнее, но в Ваших словах есть истина. Всего 5 лет назад в этой сфере фактически не было сделано ничего, поэтому я с гордостью могу сказать, что проделанная мною работа сполна оправдала себя – все больше и больше людей начинают интересоваться Армянской каллиграфией.
Все началось с того, что я получил предложение от нью-йоркского издательства представить армянскую каллиграфию в сборнике “Мировая энциклопедия каллиграфии”. Прежде я занимался каллиграфией, как Вам известно, я более 20 лет проработал графическим дизайнером. Буквы всегда были важной частью визуальной коммуникации, но я никогда до этого не уделял достаточно времени рукописным буквам. Для меня это был вызов, который я с радостью принял.
На тот момент я жил в Израиле и первое, что я решил сделать – собрать как можно больше информации. К сожалению, в интернете об этом ничего не было, но я знал, что информация есть и она разбросана по различным библиотекам. Я отправился в Иерусалим, потом в Ереван и принялся за исследование.Так что да, основная проблема с армянской каллиграфией – нехватка серьёзного исследования.
Расскажите, пожалуйста, немного об особенностях армянской каллиграфии. Как она исторически развивалась?

Прежде всего необходимо разграничить искусство миниатюры и каллиграфию. Первая сосредоточена на украшении букв, тогда как вторая – на их форме, начертании. Эти два вида искусств значительно пересекаются в армянской культуре, но мы должны провести разделительную линию с тем, чтобы исследовать каллиграфию как отдельную дисциплину. Если мы говорим о каллиграфии на бумаге или папирусе, наиболее ранние образцы датируются 7-8 вв н.э. Надписи на камнях и того древнее. Однако, вопрос существования армянского алфавита до Маштоца все еще открыт – по логике он должен быть, однако свидетельств мы пока не обнаружили.
В чем отличие армянских букв, их начертания, может неких каллиграфических приемов, от других популярных начертаний латинских или киллирических букв? Армянская каллиграфия сложнее или легче?

Трудно писать на языке, которого не знаешь или не понимаешь. Для человека, не владеющего армянским, очень легко ошибиться в письме. Не будем забывать, что только разборчивое письмо может считаться каллиграфией, а в 36 буквах классического армянского алфавита много очень похожих друг на друга букв, поэтому нужно быть аккуратнее с их формами.
Помимо этого, каллиграфия – это искусство, которое требует высокого уровня контроля и уверенности, поэтому если ты можешь красиво писать на армянском, то скорее всего будешь красиво писать и кириллицей. Это дело практики.
Почему каллиграфия в Армении была предана забвению, если Армения славится одной из древнейших письменностей? И как ее вернуть в школы? И вообще нужно ли возвращать каллиграфию в школу или она – удел профессионалов?

В классической армянской системе образования каллиграфия преподавалась как отдельная дисциплина. Это означает, что наши предки осознавали ее важность. Насколько я знаю, она все еще преподается в Иране, хотя могу и ошибаться. Однако, учебники существуют, – это факт. Я нашел около 7-8 учебников в разных городах Европы и Востока, в том числе и в Москве, и в Новом Нахичеване. Пионерами, конечно же, были Монастыри мхитаристов в Вене и Венеции. Они основали профессиональные издательства и начали публикацию книг, журналов, религиозной и светской литературы с использованием прекрасных армянских шрифтов. Конечно, до того как стать шрифтами, буквы отрисовывались вручную.
Если мы хотим сохранить и далее развивать нашу культуру, мы должны вернуть каллиграфию в школы. Дети учатся всему, что им показываешь, и они заслуживают лучших и более красивых версий армянского алфавита, чем те, которые преподаются им сейчас. Это нужно делать последовательно: для начала издать книгу с наиболее красивыми примерами классической и современной каллиграфии, буквами, которые могут также служить примером для тех, кто хочет ее изучать. Для этого нам нужно больше исследований и средств, но я настроен оптимистически.

Если мы хотим сохранить и далее развивать нашу культуру, мы должны вернуть каллиграфию в школы.
Может ли армянская каллиграфия быть интересная другим народам и получить распространение, как например, китайская, или все же нам надо для начала самим освоить красоту армянского письма?
В действительности, интерес к армянской каллиграфии за пределами нашей страны и даже нашей Диаспоры, намного больше. Этим летом я читал лекции и проводил мастер-классы по армянской каллиграфии в Польше и Румынии, и могу определенно сказать, что интерес очень большой. Армянский алфавит – это загадка, и мы должны поделиться ею с миром. При этом нужно ставить очень высокую планку, здесь очень важен уровень мастерства и нет места посредственности.
Армянский алфавит – это загадка, и мы должны поделиться ею с миром.


А в целом, что первичнее – типографика или каллиграфия?
Профессиональные дизайнеры знают, что буква всегда зарождается на бумаге. Каллиграфия – это корень дерева типографики. Мы экспериментируем с буквами, стараемся сбалансировать их, чтобы они общались с читателем, рассказывали историю. В рукописном тексте больше свободы, в типографике – больше ограничений.
Каллиграфия требует выдержки, терпения, аккуратности и немало сил и времени. Что в целом и лично Вас притягивает и мотивирует в каллиграфии? Что самое сложное? И какие навыки, по-Вашему, она можеть помочь развить?

Когда ты рисуешь совершенную линию, совершенную кривую, совершенную букву, ты чувствуешь, будто покорил новую вершину. Эта постоянная работа, постоянное стремление к совершенству притягивают и окрыляют. Чем сложнее, тем интереснее. Однако, для меня самое сложное быть в правильном состоянии души, чтобы сосредоточиться, сконцентрироваться и “заглушить” все лишнее. Нужно любить каллиграфию, только тогда все получится. И даже когда ты хорош в каллиграфии, нужно продолжать практиковаться и совершенствоваться, искать новые способы начертания тех же самых форм и никогда не прекращать учиться.
Что для Вас служит вдохновением для создания новых каллиграфических композиций?

На данный момент, армянская средневековая архитектура и эпиграфические надписи, а в целом, моя культура – самый большой источник вдохновения для меня.  
И в заключение, Ваш совет начинающим каллиграфам или может тем, кто сейчас вдохновится Вашими работами и захочет освоить армянское письмо?

Никогда не останавливайтесь и стремитесь к как можно большему.

Беседовала Евгения Эвоян специально для Media-Arts.Space.
Фотографии из личного архива Рубена Малаяна.
При копировании материалов статьи, обратная активная ссылка обязательна. Копируя интервью без разрешения и не размещая обратных ссылок, Вы нарушаете авторские права.
http://media-arts.space/ruben-malayan-armyanskaya-calligraphia/

четверг, 3 марта 2016 г.

ԱՐՈՐԴԻՆԵՐ


Ар - главный протоармянский (арийский) бог. Ознаменовал могущество солнца (арм.- арев), соединял в себе черты силы природы, весны и возрождения. Культ Ара в Армянском нагорье появился в 6-м тысячелетии до н. э, однако наскальные рисунки солнца и его символики в Армянском нагорье датируется с еще раннего периода (9-8 тысячелетия до н. э.). показывают наличие в словах «Армения», «Арарат» и «Урарту» (а также в ряде основополагающих словах) общего индоевропейского корня «ар». Идею существования обще-индоевропейского корня, значащего «огонь» Арев (Душа, позже — Солнце), Арпи (Небесное светило), Арарич (Бог-создатель), Арарат (место Арара, то есть творения), Арян(арийский), Арта и др. Государственное образование Мусасир в урартском тексте названо Ардини, что также, по мнению исследователей, было связано с почитанием древнейшего протоармяно-арийского солнечного божества Арда" Согласно ряду исследованиям, культ Ара имел обще-индоевропейское распространение: Арес (греч.), Ахурамазд (перс.), Эртаг (герм.), Рам (инд.), Яр-Ярило (слав.), и др. Днем Ара считалось 21 марта- день весеннего равноденствия. С именем Ара связываются также название древнеармянского 6-го месяца года «Арац», имя культового армянского царя Ара Прекрасного. В христианские века в Армении культ бога солнца Ар также давал и дает о себе знать, в частности в народных сказаниях, поэзии, искусстве, архитектуре средневековой и современной Армении.

среда, 2 марта 2016 г.

Два сына у Господа… Миссия иудеев — родить Спасителя, а миссия армян нести Его народам!

Многие, даже иудеи считают, что история армянского народа очень схожа с историей иудеев. Но к сожалению, на этот факт, мало кто из армян обращает внимание. Но это важно, поскольку под этим скрывается важная избранность и роль армянского народа… Ничего случайного не бывает. Св. Писание умалчивает об армянах не без причины… Армянскому народу много чего дано было, но важность избранности раскрылась с принятием Христа.
Жизнь дважды зарождалась на земля, где впоследствии должны были жить армяне.
Рай, куда Господь поселил Адама.
Земля — куда сошел Ной и поэтому это место было так и названа: Нахичевань (первое место обитания). Здесь Ной на камне принесет первую жертву Богу.
На эту землю вернется наш предок Айк (и по сей день будем жить здесь), который не согласился строить вавилонскую башню и тем самым выйти против Бога. Здесь же произошла первая битва добра и зла (в этой битве и будет заложена судьба армянского народа — и по сей день на этой земле идет битва добра и зла). Айк победил и со своим народом утвердился в этой земле и установил истинное богопочитание! Но после Айка наши предки пошли за другими, чуждыми нам богами. Но это тоже не случайно.
Первый верующий царь был армянским царем — Абгар.
Чудесное Обращение армянского народа через проповедь Св. Григория Просветителя. Ни просто — принятие христианства, а именно Обращение, Возвращение к вере Айка, Возвращение блудного сына!
Посещении этой Земли Самим Господом — поэтому это место, где ступила нога Господа Христа и называется Эчмиадзин — Сошел Единородный.
Первая битва за веру в 451 году была на этой земле… и по сей день…
Армения с древних времен называется Востоком, Восходом Солнца. И прообразом Восхода Солнца Праведности — Христа!
Примеров много… но речь не об этом…
Как видим, что армяне, как народ остались верны Богу и не участвовали в строительстве башни. Но это был малый период, ибо дела Господни неисповедимы. Закон дается другому народу, точнее семени Авраама, который отдает десятину Мелхиседеку (есть мнение, что это был Айка — об этом есть научная работа, скоро выйдет в свет). Здесь Авраам прообраз евреев, а Мелхиседек. прообраз армян (инфа для размышления)…

Спаситель должен бы родиться от Авраама, как и обещал ему Господь. Но и должен был убит евреями, ибо это был народ закона, а закон — убивает, а не дает жизнь…
А вот то, что у Господа есть два народа, Св. Писание нам раскрывает следующее…
В Бытие 38 гл. мы видим рождение близнецов сыновей Иуды.
«27 Во время родов ее оказалось, что близнецы в утробе ее. 28 И во время родов ее показалась рука [одного]; и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый. 29 Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес. 30 Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И наречено ему имя: Зара».
Поначалу показалась рука одного (армянский народ) — рука Зары (означает Восток, Восход), а уж потом Фарес (евреи), что значит Разрыв. Итак, по началу появилась рука армянского народа, ибо еще не наступило время Христа, но его опередил народ иудейский, а уж потом, после Христа со своей миссией явился наш народ. Миссия иудеев — родить Спасителя. а миссия армян нести Его народам. (Не удивительно, что «борьба» армян и иудеев за первенство продолжается и по сей день).
Второй пример. Притча о блудном сыне. Младший (прообраз армянского народа), который на время отошел от Отца, но с возвращением получает все то, что прилично сыну в Отчем доме. А старший — прообраз иудеев, который позавидовал младшему брату, ибо хотел остаться одним сыном у Отца.
Пока вот столько… Мне кажется есть над чем задуматься.
По грехам нашим мы потеряли многое! Вернуть можно только через покаяние! Поэтому дорогие армяне, возвращайтесь к своим истокам. Спасение армян в Земле Армянской и в лоне Армянской Церкви!
Храни Вас Господь!
Гевонд Вардапет
Иерусалим
http://ghevondvardapet.com/multimedia-archive/

вторник, 9 февраля 2016 г.

Загадка армянского алфавита.

Знание во все времена было наиболее ценным капиталом человеческой цивилизации. Но как его сохранить, как передать потомкам без потерь — чтобы ничего не потерялось, не порвалось, не сгорело, не сломалось и не стерлось? Предки армян использовали самый совершенный носитель информации — язык. Он всегда с человеком, он жив, пока на нем говорит хоть один из нас. Вслушайтесь в армянские слова, всмотритесь в буквы, которыми они записаны, и вам откроется великий секрет — информация, оставленная нам в наследство.
Что в имени твоем?
Почему предметы и явления называются именно так и никак иначе? Вас когда-либо интересовало, почему вода называется водой, а, скажем, огонь — огнем? Языковеды отыскивают сотни возможных объяснений, расшифровывают этимологию слов, находят связи между словами в разных языках мира. Нам дают массу убедительных объяснений — это слово произошло от того, а то — еще от какого-то, и т. д. Однако эта цепочка неизбежно приводит к какому-то одному основному слову или корню, смысл которого нам преподносится априори, без объяснений. И главный вопрос опять остается без ответа — почему названо именно так, а не иначе? Как тут не вспомнить Адама, чьим первым заданием в Эдемском саду было дать названия всем животным. Ответственная и тяжелая работа, если учесть, что у нашего предка не было источников первичной информации в виде книг или интернет-ресурсов. Дать имя, создать слово — задача действительно не из легких. Итак, что же есть слово, которое было в начале? Неужели оно не имело никакого смысла? Как это ни странно, но ответ на этот вопрос имеет непосредственную связь с армянским алфавитом.
Алфавит Маштоца не раз был предметом научных споров. Официально принято считать, что армянский алфавит создан Месропом Маштоцем в 405—406 годах нашей эры. Считается, что до этого у армян не было собственной письменности — в Армении в разные эпохи использовалась клинопись, арамейское, греческое и персидское письмо. Алфавит Маштоца считается изобретением, результатом творческой работы Маштоца и его помощников. Отмечается, что основой для Маштоца послужили греческий и финикийский алфавиты — переработанные и адаптированные под фонетику армянского языка. Естественно, всеми признается гений Маштоца, проделанная им гигантская работа и преданность национальным идеалам. Все это кажется достаточно доказанным и убедительным, тем более что в качестве источников информации официальная историография обращается к Мовсесу Хоренаци и Корьюну (историк и хронограф V века). К историческим источникам мы еще вернемся, а пока — всего один факт, насколько интересный, настолько же и сенсационный. Факт, о котором официальная наука вспоминать не любит, а если и упоминает, то оставляет без комментариев.
Остатки древнего металлургического комплекса (III тыс. до н. э.). Мецамор, Армения
Достоверно известно, что на территории Армении еще около 5 тыс. лет назад была освоена обработка металлов и налажено производство металлических изделий. 7 основных металлов — золото, серебро, медь, олово, железо, свинец и ртуть являлись основой основ человеческой цивилизации. Названия этих металлов существуют в армянском языке с незапамятных времен. И некоторые дошли до наших дней без особых изменений. Произнося их в обыденной речи, мы не задумываемся об их истинном смысле, для нас это всего лишь привычный набор звуков. Но если проанализировать эти слова с учетом порядка букв в армянском алфавите, то открывшаяся картина может вызвать настоящий шок.
Армянский алфавит, выполненный из золота и драгоценных камней, 1976 г. Авторы Жирайр Чулоян и Багдасар Арзуманян. Хранится в сокровищнице Святого Эчмиадзина.
Химия и жизнь
По-армянски золото называется «воски». Не вдаваясь в этимологию слова, в варианты возможного объяснения его смысла, проведем простой эксперимент. Напишем слово «воски» («золото») по-армянски и под каждой буквой поставим ее порядковый номер в армянском алфавите. Затем сложим эти числа.
Ո Ս Կ Ի («воски», золото)
24 + 29 + 15 + 11 = 79
Но ведь 79 — не что иное, как номер золота в таблице химических элементов!
Из школьного курса химии известно, что «заряд ядра атома совпадает с порядковым номером элемента в периодической системе и называется атомным номером элемента». То есть слово «воски» — это атомный номер золота! Простое совпадение? Но проверку нетрудно устроить и другим армянским названиям металлов (естественно, в их старой, изначальной форме написания):
Ա Ր Ճ Ի Ճ («арчич», свинец)
1 + 32 + 19 + 11 + 19 = 82
82 — номер и атомный вес свинца.
Ա Ր Ծ («арц» — старая форма слова «арцат», серебро)
1 + 32 + 14 = 47
47 — номер и атомный вес серебра.
Как видим, полученные числа совпадают с атомными номерами этих металлов! Вероятность подобных совпадений в математике стремится к нулю, вернее — это настолько же вероятно, как из нескольких тысяч случайно выбранных на свалке деталей собрать автомобиль Mercedes. Но если это не простое совпадение, то тогда — система, правило. Причем правило, в котором не должно быть исключений — оно должно распространяться как минимум на все известные в то время металлы. Проверим еще один металл, известный на заре цивилизации, — олово. Современное название олова в армянском — «анаг», но надо помнить, что слово это — заимствованное. В книге Амирдовлата Амасиаци «Ненужное для неучей» (XV век) приводится несколько наименований олова, в том числе армянское «клаэк» (ԿԼԱԷԿ). Стоит заметить, что этим словом до сих пор в Армении называют полуду, то есть то, чем лудят, паяют. И именно оно приводит нас к заветному числу.
Կ Լ Ա Է Կ («клаэк», олово)
15 + 12 + 1 + 7 + 15 = 50
50 — номер и атомный вес олова.
Рассматривая оставшиеся три металла из «великолепной семерки», мы видим ту же картину.
Ջ Ա Ն Դ Ի Կ («джандик», ртуть, современная форма — «сндик»)
27 + 1 + 22 + 4 +11 + 15 = 80
80 — номер и атомный вес ртути.
Ա Լ Գ Ա Թ («алгат», железо, современная форма — «еркат»)
1 + 12 + 3 + 1 + 9= 26
26 — номер и атомный вес железа.
Осталась медь. Современное армянское название меди — «пхиндз» — соответствия нашей гипотезе не дает. Однако есть основания утверждать, что «пхиндз» (принз) на самом деле есть такая похожая по звучанию бронза, то есть не чистая медь, а ее широко использовавшийся сплав. Чистая медь была непрактичной и не использовалась, и скорее всего со временем медью стали называть широко применявшийся медный сплав — бронзу. Точно так же, как сегодня мы называем «железными» предметы из стали и металлические предметы вообще. Так что же с медью? В архаичном армянском мы находим слово, оказавшееся таким знакомым и сохранившееся до сих пор в русском языке практически без изменений — «мед»!
Մ Ե Դ
20 + 5 + 4 = 29
29 — номер и атомный вес меди.
Складывающаяся картина просто шокирует — названия металлов в армянском языке обозначали их атомный номер! Этот удивительный факт неизбежно порождает многочисленные вопросы. С чем мы имеем дело? Откуда эта странная и потрясающая по своей логике система? Кто придумал металлам названия, ставшие формулой? И вообще — человеческих ли это рук дело? Если да, то выходит, что уровень знаний наших предков был невероятно высок. Ведь чтобы придумать слово «золото», соответствующее числу 79, надо как минимум знать, что золото — именно 79-й элемент по порядку возрастания атомных весов. Но при этом знать, что золото — 79-й по порядку элемент, означает знать и предыдущие 78. А в их число, между прочим, входит ряд лантаноидов (химические элементы с 57-го номера по 71-й), последние из которых были открыты только в XX веке! Если же в древности не имели подобных сведений, то тогда должны были знать периодический закон и уметь определять атомный заряд золота и других металлов. Только вот каким образом? Ведь физики только в конце XIX — начале XX века «разобрались» со строением атома и научились определять заряд его ядра…
Если же допустить, что слова эти — данное свыше знание, то можно только восхищаться гениальностью и креативностью решения, ведь язык — самый надежный способ передачи и хранения знаний, информации. Можно уничтожить или потерять учебник химии и таблицу Менделеева, но очень трудно забыть слова родного языка. Невероятно, но тысячи лет назад, чтобы знать основы химии, достаточно было говорить по-армянски и помнить 36 букв армянского алфавита! И если такой, казалось бы, фантастический подход возможен применительно к химии, то почему не допустить, что в армянских названиях небесных тел зашифрованы познания в астрономии, а в названиях стихий — законы физики...
Армянский алфавит, вписанный в квадраты. Буквы в углах при чтении по часовой стрелке образуют слово ՀԱՅՔ (HAYQ) — Армения.
Познать и понять
Маленький камешек, покатившийся с вершины, способен вызвать лавину. Небольшой факт способен перевернуть давно устоявшиеся, обросшие приверженцами и последователями научные гипотезы. Следующий вывод, который напрашивается, многих может просто огорошить. Дело в том, что наша гипотеза основывается на очередности букв армянского алфавита, созданного, согласно официальной версии, Месропом Маштоцем в 405—406 гг. н. э. Но ведь создание алфавита — не создание армянского языка. И слова «воски», «арц», «арчич» и другие названия металлов появились в армянском языке не после Маштоца! Понятно, что упоминаются эти слова в письменных источниках именно с V века. Но это не означает, что до того их не было. Что же получается — существовала связь армянских слов с номерами букв в алфавите, который появился позже самих слов? Не мог же Маштоц «подгонять» создаваемый алфавит под эти слова... А если даже допустить, что «подгонял», значит, знал о существующей закономерности. То есть, к примеру, буква, отображающая звук «S» могла бы теоретически иметь и другое графическое обозначение, но то, что она должна быть 29-м номером, это аксиома. Равно как и то, что «K» — 15-я по счету, а «R» — 32-я и т.д. В любом случае получается, что в армянском алфавите существующая очередность букв, равно как и их количество — это не результат вольного творчества, а стройная система, подчиняющаяся определенным законам, и созданная задолго до Маштоца. Между прочим, это единственное объяснение строго определенному порядку букв в алфавите — поменяйте две буквы местами и слова потеряют свой тайный смысл! Тот факт, что великий Месроп вернул эти письмена к жизни в начале V века, еще не значит, что он создал их из ничего. Армянский алфавит — строгая система, связывающая слова и их написание логикой и смыслом.
Еще одна «мелочь» — средневековые источники упоминают некие забытые «даниэловы» письмена из 24 букв, которые сначала пытались адаптировать к армянскому языку. В некоторых гипотезах о происхождении армянского алфавита утверждается, что месроповские буквы появились именно на их основе и были всего лишь их «дополненной» версией. Но, как мы уже увидели, количество и очередность букв жестко связаны со словами, и в армянских названиях металлов, между прочим, есть буквы под номерами 29 и 32. Если наше предположение верно, то букв не могло быть ни 24, как в греческом или «даниэловых» письменах, ни 26, как у этрусков или в эфиопском письме, ни 22, как у финикийцев. Их должно было быть именно 36 — это строгая математическая система. Маштоцу необходимо было восстановить эту систему, а не просто придумать какие-то абстрактные символы. В самом деле, любой человек за считанные минуты может придумать два десятка символов и связать их с соответствующими звуками. Хороший художник за день нарисует с десяток всяких «алфавитов». Зачем же было Маштоцу годами сидеть в крупнейших библиотеках древнего мира, встречаться с учеными и переписчиками? Что он искал? Что просил у Бога в своих беспрестанных молитвах?
Еще одна интересная деталь — задачка на логику. Представьте, что вам поручено создать алфавит для своего родного языка, и это вопрос национальной важности, алфавит станет спасением национальной культуры. И вот после многих лет поисков и странствий, в результате тяжелого и кропотливого труда вы создаете прекрасный алфавит. Наверняка вы запишете что-нибудь новыми письменами. Но что же станет первой фразой? Вряд ли что-то случайное или неважное. Напишете свое имя? Имя близкого человека? Бога? А может, это будет фраза, наилучшим образом отражающая то, что вы только что совершили? Известно, что Маштоц создавал алфавит с целью перевода на армянский Библии, дабы проповедование христианства в стране велось на родном языке. Источники донесли до нас первую фразу, переведенную на армянский и записанную новыми буквами. Как ни странно, это была фраза не из Евангелия, а из Ветхого завета, никакого отношения к христианству не имеющая — «Познать мудрость и наставления, понять изречения разума» («Книга притчей Соломоновых»). Это фраза — отражение сути труда Маштоца. Месроп познал и понял. Он нашел и восстановил алфавитную систему. Как? Этот вопрос, наверное, останется открытым, но одно смелое предположение можно сделать уже сегодня. Оно касается внешнего вида армянских букв.
По камню, как по снегу
Исследователи петроглифов Армянского нагорья давно заметили, что эти рисунки, на которых изображены животные, люди и различные сюжеты, содержат также прототипы букв армянского алфавита. А теперь внимательно прочтем «Историю Армении» Мовсеса Хоренаци, тот фрагмент, где он описывает озарение Маштоца: «...И видит он не сон ночной и не видение наяву, но в бьющемся своем сердце открывшуюся очам души десницу, пишущую на камне. Камень же, подобно снегу, сохранял следы начертаний. И не только показалось это ему, но и во всех подробностях отложилось в уме Месропа, словно в каком-то сосуде...». Те, кто видел очертания армянских букв в армянских петроглифах, согласятся, что точнее и красивее сказать нельзя — по камню, как по снегу. Несомненно, что эти наскальные изображения были известны и во времена Маштоца, и он имел возможность их наблюдать воочию. Ему оставалось лишь обработать и систематизировать эту доисторическую графику согласно найденной 36-знаковой системе.
Сегодня мы говорим по-армянски, но не представляем себе ценность произносимых слов, не осознаем, какой секрет они в себе скрывают. Или во всяком случае — скрывали. Нам дано было знание — в виде слов, посредством алфавита. Возможно, весь словарный состав древнеармянского языка был ни чем иным, как базой данных, содержащей все необходимые для жизни и развития человека сведения. Но самый главный вопрос все же остается без ответа: кто дал нам эти знания? И почему именно нам?
http://smalltalks.ru/soderjanie/1422-zagadka-armjanskogo-alfavita.html

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...