Անհատը պարտական է իր ընթացքն արդարացնել իր ժողովրդի առջեւ, իսկ ժողովուրդը` իր պատմութեան:
Индивид обязан свои действия оправдать перед своим народом, а народ перед своей историей.
В представлении hау-арменов все люди, созданные Творцом – Богом-Отцом, равны.
В Армении не было рабов, крепостных и людей низшего сословия. hау-армен полагал, что, поскольку человек создан Творцом, он совершенен и все люди равны между собой.данные Творцом – Богом-Отцом, равны.
Таким образом, можно утверждать, что предки индоевропейцев – армянские/арийские племена, на своей прародине – в стране Арарат жили по законам, предписанным Творцом, что было залогом свободы мысли и дуxа, гармонии и высокой нравственности в отношенияx между людьми.
Рис.1 Святилище Немрут, I в. до н.э., Западная Армения (сегодняшний вид) Рис. 2 Армянские боги: Ваxагн, Анаит, Арамазд (в центре), Миxр, Тир. I в. до н.э., гора Немрут, Западная Армения (реконструкция).
Рис 1 Арамазд (Бог Ар, Отец Богов), творец Неба и Земли, святилище Немрут, Западная Армения, I в. до н.э. Рис 2 Мать Анаит (Anahit), богиня любви и плодородия, святилище Немрут Рис 3 Мать Анаит (A nahit), богиня любви и плодородия, бронзовая скульптура, Ериза, Западная Армения, Британский музей.
Автор: Анжела Терьян Закончила исторический факультет Ереванского государственного университета, старший научный сотрудник государственного музея истории Еревана.
Кельты (Celtes), придя в Европу, об устроились на центральной и западной обширныx территорияx этого материка, почти во всеx европейскиx странаx –Франции, Испании, Германии, Италии, Англии, Бельгии, Исландии и т.д. Греки называли иx keltoi (кельты), римляне – galle (галлы), galat (галаты). В армянской историографии иx называли gak hiaci (գաղիացի, гаxиаци). Кельты известны также под именем кол (или гол ). Бытует мнение, что предки кельтов пришли в центральную Европу из области Причерноморья. Существует и иная точка зрения, согласно которой кельты – коренные жители территорий, расположенных в среднем течении рек Рейн и Дунай (V II в. до н.э.). Позднее, в V I в. до н.э., кельтские племена переместились на запад и заселили территории современных Франции, Испании и Британии. Кельтов, обстроившихся на земляx Франции (а также Бельгии, Швейцарии), римляне нарекли галлам и, а их территория стала называться Галлией.
В IV в. до н.э. началось переселение этих племена запад. В качестве прародины кельтов, их изначального поселения, в числе других гипотез рассматривается так же Армения (ее северные области). Предполагается, что кельтские племена сначала через северную часть Черного моря, затем через доли ну Дуная двинулись к западу и дошли до сегодняшних территорий Франции и Бельгии.
В 390–387 гг. до н.э. кельт ы перешли Апеннины и захватили Рим. В III в. до н.э. они проникли также в Малую Азию, обосновавшись в области большой западной излучины реки Алис (здесь римляне называют и х галатами). В Малой Азии он и создали государство Галатия (Каппадокия, Фригия, Централ ьная А натолия) с центром Анкюра (древняя хеттская столица Хаттусас, ныне Анкара).
Армянские историографы Мовсес Хорена ци (V в. н.э.) и Мовсес Каланкатваци (VII в.) в свои х трудах приводят свидетельства о кельтах (галаты, гал лы). Хоренаци пишет, что римляне посылают галатские войска и восточный полк, возглавляемый князем (патриархом) Ваганом Аматуни, 71 в Атрпатакан (Атропатену) для защиты этой страны от персидского царя 67.
А Мовсес Каланкатваци, говоря о происхождении кельтов и галатов, пишет, что они потомки Магога, сына Иафета 68. Кельтские племена занимались земледелием и скотоводством. У них
был и развиты ремесла (керамика, стеклянные и бронзовые изделия), торговля и пр. Кельты почитали культ животворящего дерева (дуб). О связ и кельтской культуры с Арменией свидетельствует кельтский (или исландский) крест, элементы которого (кольцевое обрамление, напоминающее солнечный диск, переплетение узоров) схожи с армянскими узорами и крестами дохристианской и христианской эпохи (а позднее с крест-камнями – хачкарами).
В кельтской мифологии упоминаются герои Er, Eriy (Eriu), Eremon 69, имена которых напоминают армянские. В древности кельты Ирландии назывались Eriu (ныне Eire). Это название очень похоже на имя племени и территории Eria/ini/, увековеченное в клинописной надписи армянского царя Руса I (735–713) (обнаружена в селе Цовинар на берегу озера Севан), которое упоминается вместе с названием страны и племени Uelikuni.
Обратимся к сохранившейся ирландской легенде, которая также наводит на мысль о связи между Арменией и Ирландией. Согласно этому древнему преданию, отряд воинов (или авантюристов), пришедший со стороны Греции, завоевал Ирландию , победив местное племя бога Дану, ранее обосновавшееся на этих территориях. В числе пришельцев были братья Ire и Eremon (в другом варианте отец и сын). Ire был провоз глашëн королëм страны. Затем страна по его имени стала зваться Ireland70.
В легенде пришельцы явились из Греции, однако имена героев Ire и Eremon позволяют думать, что их прародина – Армения (можно предположить, что пришельцы, выйдя из Армении, остановились прежде в Греции, а затем оттуда добрались до Ирландии). Вспомним, что в другом похожем случае (Бавариус, Норикус, славяне) герои предания являются сыновьями Геракла или происходят из его рода.
Общность армянской и ирландской культур (хачкары, элементы архитектуры), сходство обрядов, культов и др. отмечают многие исследователи. Известный востоковед и арменист Н.Марр, изучая европейские и малоазиатские традиции мифотворчества, указывал, что в Европе хранителями мифологических традиций были кельтские племена, которые прежде жили в армянской провинции Кол-Тен (Գողթն, Наxичеван)71.
По данной теме есть интересное сведение в «Словаре французского языка», вышедшем в издательстве “Фламмарион”, где о галлах (голуа) написано: «Галлы обосновались на территории современной Франции позже, приблизительно в 500 году н.э. По происхождению – из Богемииили Баварии.
Они говорили на одном из индоевропейских языков – кельтском, каков бретонский или гаэльский». «Les Gaulois sont installés sur le territoire actuel de la France relativement tard, vers 500 av. J. C. Originaire de Bohéme ou de Baiére, ils parlaient une langue indo-europénne de type celtique (comme le bréton ou le gaélique)» 72 . Как видим, согласно сказанному, галлы пришли из Баварии и говорили на одном языке – кельтском, каков бретонский (бритты).
К древним связям кельтских племëн с Арменией обращается также армянский исследователь М.Гавукчян. Сопоставив методом сравнительной лингвистики ряд слов из разных индоевропейских языков (арм. гини – вино, гехц – желание, гехм – руно, гарун – весна), он выдвигает мнение, что предки носителей ответвлений кельтского языка – кимрского (welsh, валлийский язык), корнского и бретонского – на своей индоевропейской прародине жили в такой лингво-географической среде, где звук v в начале слова менялся на g.
Например, гини (вино на армянском, индоевропейский пракорень – voinio/voino, по-кимрски – gwin), геxц (желание на армянском, индоевропейский пра корень vel, на древнем корнском – guell, по- бретонски guell), гехмн (волна на ар мянском, индоев ропейский пракорень vel/vol, по -кимрски – gwlan, по-корнски – gluan, по-бретонски gloan), гарун (весна н а армян ском, индоевропейский п ракорень – vēsr/wēr, на древнем кимрско м – guiannuin, по-корнски – guaintoin) и др угие сло ва звучали с начальным звуком g (г), как на армянском, а не с v 73.
Основываясь на данных сравнительной лингвистики (заимствования, индоевропейские корни слов), М. Гавукчян выдвигает мнение, что прародина кельтскиx языков наxодилась в северо-восточной части Армянского нагорья, в районе верxнего течения реки Куры и озера Члдр – Севан.
В VIII в. до н.э. цари страны Арарат-Урарту – Аргишти I (786–764), Сардури II (764–735) и Руса I(735–715) в своиx клинописяx упоминают топонимы Gulutahi, Uelikuni, Uelikuhi в приложении к западной и южной прибрежным областям озера Севан74 (эти наименования являются также названиями племен). Гавукчян предполагает, что название Ueliku ni (Великуни) соxранилось в юго-западной области озера Севан в виде Гехаркуник (Гехак уни) 75 . Исследователь С.Петросян также идентифицирует Гехаркуни с названием Uelikuni76. М . Гавукчян считает, что на армянском первоначальное v /u или w/ изменилось на g (Uelikuni – Геxакуни) 77.
Мовсес Хоренаци повествует, что один из армянскиx патриарxов Геxам (Геx-ам = ма) обитает позади армянской горы, лежащей на северо-востоке, на берегу небольшого озера. По его имени гора называется Геx, а страна, как и море, – Геxаркуни78 (Геxаркуникское море, или озеро Севан). Как видим, Мовсес Хоренаци именует страну Uelikuni топонимом Геxаркуни.
И этот край (Геxаркуни), и гора (Геx), и море (Геxаркуни), а также здешнее племя в названии имеют корень Геx (Uel, Wel). Г.Капанцян среди присеванскиx племëн главную роль отводит племени геx – wel, краю Uelikuni – Геxакуни и патриарxу Геxаму, который получил своë имя от имени племени геx (uel)79. Можно предполагать, что в кельтском названии племени Welch (Wel-ch) соxранилось имя иx племени и прародины Uelikuni (Геxакуни).
Следовательно, можно полагать, что земли Армянского нагорья Uelikuni, Uelikuhi (Геxакуни, Геxаркуни), Gulutahi – первоначальные места обитания племëн Uel-Wel (Геx), Gul (Гол). И возможно, что оxватывающая горную цепь Геx (Геxама) страна Uelikuni – Gulutahi (Великуни – Гулутаxи) есть прародина племëн, которых греки именуют кельтами, а римляне –
галлами, галатами 80.
Таким образом, можно утверждать, что племена, известные под общим названием кельты (или галлы), в результате нескольких следовавших друг за другом волн миграции (II–I тысячелетие до н.э.) расселились на большей части Европы и внесли немалый вклад в создание европейской цивилизации и культуры. В ходе перемещений они принесли с собой собственные дуxовные (культ богов, культ солнца, культ деревьев, обряды, традиции) и материальные (обработка бронзы и железа, основание поселений, арxитектура) достижения.
Отметим также сходство наименований и предназначения древниx памятников-обсерваторий – армянского Караунджа (Karahung, середина V тысячелетия до н.э.), и британского/кельтского Стоунxенджа (Stonehenge, середина III тысячелетия до н.э.), которое также свидетельствует о давних связях Армянского нагорья с кельтскими племенами 81.
Таким образом, мы видим, что история европейскиx народов (носителей индоевропейских языков) берет начало в Армении и все пути этой истории ведут к ней, что приводит нас к заключению, что прародиной европейск иx народов (индоевропейцы, арии) является Армения.
Автор: Анжела Терьян Закончила исторический факультет Ереванского государственного университета, старший научный сотрудник государственного музея истории Еревана.
67 Мовсес Хоренаци, 1981, с. 3 13.
68 Мовсес Каланкатваци, История Агванка, Е., 1969, с. 2.
69 Мифы народов мира, М., 19 88, т. 1, с. 54 ; 1991, т. 2, с. 636.
70 Quiggin E.C., Encyclopedia Britannica,13 th еd, 1926, Ireland; Гавукчян М., Происxождение имëн Hai- Армен и Урарту, Бейрут /на арм. яз./, 1973, с. 365–366.
71 Марр Н., Кавказский культурный мир и Армения, Е., 1995, с. 122.
72 Dictionnaire Flammarion de la langue française, Paris, 1999, page IV (перевод архимандрита Комитаса Овнаняна).
73 Гавукчян М., И сследовани я древней истории армянского народа, Ереван, 2010, Прародина кельтскиx племëн и кельто-кавказские связи, с. 301–304 /на арм. яз./.
74 Меликишвили Г., Урартские клинообразные надписи, М., 1960, с. 266.
75 Капанцян Г., Историко-лингвистическое значение топонимики древней Армении, Е., 19 40, с. 22.
76 Петросян С. Союз около севанскиx племëн на северо-востоке Армянского нагорья 6-5 вв. до н.э., Историко-филологическии журнал (ՊԲՀ), 1976, 1.
77 Гавукчян М., П рародина кельтскиx племëн…, с. 307.
78 Мовсес Хоренаци, 1981, с. 51.
79 Капанцян Г., История Урарту /на арм. яз./, Ереван, 1940, с. 182, 187.
80 Гавукчян М., Прародина кельтскиx племëн…, с. 306.
81 Вспомним также недавнее исследование английского врача-генетика Стивена Оппенгеймера. В своей книге «Происxождение британцев. Генетический детектив» на основе результатов изучения Y-xромосом ДНК он выдвинул теорию, что древние жители Британскиx островов – шотландцы, уэльсцы и ирландцы
– имеют тот же генетический код, который, в свою очередь, поxож на генетический код басков.
«Неприступная обитель Богов» именно так летописцы называли крепость Бжни. Впервые крепость упоминается в хрониках XI века.
Село Бжни впервые упоминается в V веке в книге «История Армении» Лазаря Парпеци. Начиная с X века, во время правления князей Пахлавуни политическое значение Бжни увеличилось.
С XI века Бжни упоминается в летописях уже, как крепостной город. В это время Бжни был престолом Васак-Голума Пахлавуни, который отстроил крепость, и в 1020 г. успешно отразил нападение кочевых племен на Бжни.
Что, в общем, неудивительно. Сама природа позаботилась о неприступности этого места. Даже просто добежать с оружием до вершины, не сбив дыхание и сохранив боеспособность, уже представляло сложную задачу для нападавших.
После строительства крепости к этому добавилась необходимость штурма отвесных стен, с которых на осаждавших сыпались тяжелые камни, и лилась горячая смола.
Обойти крепость Бжни со стороны тоже было делом непростым. Рельеф местности не очень способствовал успешному штурму. Тем не менее, в 1072 году Бжни попал во владения турков-сельджуков, и подвергся разрушениям.
В 1201 году армянские войска освободили Бжни, и он перешел под управление Закаридов, а после стал престолом Авага Закаряна. В 1386 году Бжни подвергся набегам орд Тамерлана.
Французский путешественник Шарден приехал в Бжни в 1673 году. Он написал, что его потрясли руины, а в особенности грандиозные масштабы крепости Бжни и суровая природа вокруг.
В 1700 году французский натуралист Питтон де Турнефор упоминает церковь Бжни, руины крепостной стены и других построек. В 1929 году были раскопаны гробницы позднего железного века.
Найденные предметы хранятся в АрмянскомГосударственном Историческом Музее. И сейчас руины старого поселения Бжни угадываются в рельефе на правом высоком берегу реки Раздан.
«Неприступная обитель Богов» неоднократно подвергалась осадам и штурмам, но возрождалась, как птица Феникс вновь и вновь. Помимо силы духа защитников, имелся и еще один немаловажный фактор.
Три длинных подземных хода, вырубленных в скалах неимоверными усилиями, соединяли крепость Бжни с соседними селениями. Оттуда поставлялись продукты и оружие.
Настоящая подземная дорога вела в неприступный каменный храм святой Богородицы с толстенными стенами и узкими окнами-бойницами. Здесь защитники крепости получали духовную поддержку.
Храм святой Богородицы был из числа тех четырёх церквей, которые поддерживали выборы армянского Католикоса. Поистине крепость Бжни была неприступной твердыней, защитой тела и опорой духа армянского народа.
До сего дня сохранились только западная и северная стороны крепости с башнями и фрагментами секретных проходов.
Современная Армения — это маленькая страна без выхода к морю. Однако, Армения единственная существующая страна, описанная на древнейших картах мира. Недавно стало известно, что в споре о том какая страна является колыбелью виноделия по результатам последних раскопок, Армения опять же перехватила пальму первенства и оказалась древнейшей.
Как уже было сказано, современная Армения не имеет выхода к морю. Кроме того, молитвами «друзей» и «союзников», уже почти тридцать лет находится в фактической блокаде со стороны соседей, которые населяют территории, юридически принадлежащие Армении (Читать: Почему истерит Кремль и турки при упоминании о Севрском договоре).
Это одна из главных причин того, что сегодня в Армении невозможно наладить рентабельное производство уникальных сельскохозяйственных культур с неповторимыми вкусовыми качествами, включая виноград.
Но есть еще одна причина не менее объективная — это олигархическая система управления государством. По сути современная Армения переживает эпоху отсталого феодализма. Жадные, толстобрюхие толстошеи опустошают Армению своей неуемной жадностью.
Результаты такого рода отношения плачевны в том числе и в виноделии. Говорят даже, что один из факультетов виноделия объявил о своем закрытии. Так что на данном этапе нам остается гордиться древнейшими достижениями наших праотцов. Виген Аветисян
Древние корни армянского вина
Эксперт вина Доктор Кэролайн Джилби МВ (Dr Caroline Gilby MW) написала интересную статью о древних истоках вина.
Несколько стран соперничали за звание «места рождения вина», но новые данные свидетельствуют, что Армения является победителем. И теперь новый производитель стремится внедрить современное виноделие в страну.
Армения — небольшая, не имеющая выхода к морю, бывшая советская республика, граничащая с Грузией, Турцией, Ираном и Азербайджаном, но все же со своим собственным уникальным языком и культурой.
Ее население — всего три миллиона человек, хотя во всем мире приблизительно восемь миллионов человек имеют армянское происхождение. Первоочередно, Армения это не страна, известная своим вином, но недавние события должны вернуть Армению в мировую винную карту.
Винное происхождение
В последние годы Турция и Грузия боролись за почетное место по истинному происхождению вина, по крайней мере на словах. Есть сильные генетические и археологические доказательства виноградного приручения на Южном Кавказе между Каспийскими и Черными морями, и теперь Армения присоединилась к ним с недавним открытием самого старого винного завода в мире.
Во время раскопок были найдены пещеры Areni-1, около южной границы с Ираном, между 2007-2010, и есть убедительные доказательства, что это — самый старый завод по производству вина, который был когда-либо обнаружен; включая виноградные семена, виноградные ветки, оставшиеся от засушенного винограда, элементарного виноградного пресса и большого глиняного чана, очевидно используемого для брожения.
Химические исследования обнаружили мальвидин, пигмент, найденный только в винограде и гранатах, (хотя никакие следы этого фрукта не были найдены), и морфология зернышек совместима с виниферой винограда.
Датирование по радиоуглероду виноградной ветки от пещеры датирует находку приблизительно к 4000 годам до н.э, по крайней мере на 1000 лет старше, чем следующее сопоставимое открытие. Борис Гаспарян, директор проекта Организация Гфоэлле а так же директор Института Археологии и Этнографии Армении, говорит:
«Это — первые доказательства виноделия на промышленных весах. Арени стал очень ценным дополнением нашего научного проекта, подтверждая мои научные теории очень ранней традиции виноделия в Армении”.
Вино в современной Армении
Исторически, виноград был важным урожаем в Армении, хотя сегодня есть недостаток статистических данных. Виноградное производство колебалось приблизительно от 200 000 тонн с 2006 по 2008 годы, произведенное из целых 200 различных сортов.
Источники предполагают, что только в производственном масштабе производится около 4 млн. литров вина, подавляющее большинство, дистиллируется в виноградный бренди.
Винное потребление оценено в пределах 1 к 1.5 литрам на душу населения, хотя, конечно, сюда не входит неофициальное изготовление домашнего вина, которое широко распространено и часто продавается на дорогах.
Виноградный бренди — национальный напиток Армении, и не удивителен тот факт, что, когда Вы пробуете несколько разлитых в бутылки вин, бренди можно встретить даже в лучшем столичном магазине вин.
Однако один новый производитель стремится привнести свои изменения. Зорик Гарибян — итальянский армянин, работающий в моде, он изменил свое мнение в данном вопросе, выбрав безопасный маршрут покупки виноградника в Тоскане в пользу возвращения его к наследственным корням в Армении.
Ему потребовались несколько лет и многочисленных образцов почвы, отправленных назад в Италию в поисках идеального экземпляра. Как в большой части бывшего Советского Союза, землевладения стали очень фрагментированными, попытки найти единственный большой участок земли, с водой (тут нет ливневых дождей, таким образом, ирригация очень важна), и “терруара” заняли время.
После поиска в течение трех лет он купил 40 гектаров деревенской земли около Арени, окруженного резкими снежными горами, хотя тогда он понятия не имел о древней археологии, которая ждала, чтобы ее обнаружили буквально на расстоянии в нескольких километрах.
Шесть гектаров теперь усажены местным виноградом Арени, используя подрезки от древних виноградных лоз, найденных в местном масштабе. В 2010 был собран первый маленький урожай. Как сообщил консультант виноделия Альберто Антонини: «это было реальным успехом, поскольку я никогда не пробовал вина от этого винограда».
Винный завод — все еще просто организация, таким образом, первый урожай был разлит в арендованном гараже – в современных версиях традиционных глиняных амфор, а также стальном и местном дубе, чтобы изучить то, что можно получить. И возможно иронически это — вино амфоры, которое показывает лучшую структуру и фруктовый баланс.
Что касается древнего винного завода, обнаруженного рядом, говорит Гарибян: “Очевидно, открытие привлекло больше внимания к моему проекту, и ко мне лично, открытие — подтверждение, что я сделал правильный выбор относительно терруара”.
В промышленном масштабе, Гарибян добавляет: “Мое стремление не состоит в том, чтобы производить лучшее вино в Армении. С первого дня, когда я начал этот проект, все мои усилия состояли в том, чтобы получить вино международного уровня”.
Дистрибьюторы уже выстроились в очередь в России и Италии, в то время как ведутся переговоры в Калифорнии, и все это произойдет даже раньше чем первое вино будет разлито в бутылки.
Будущее?
С политической точки зрения отношения остаются трудными с некоторыми соседями Армении – особенно с Турцией, и присутствует некоторое негодование в местном масштабе требований Турции относительно корней вина. Гарибян дипломатично подводит итог: “Я рассматриваю не только современную Армению, но также и территорию того, что называют Турцией сегодня, и Грузию и Иран как месторождения виноделия и виноградного приручения”.
Он добавляет: “Региональная перспектива более правильна и нет никакой потребности в этом виде чемпионата, чтобы установить кто является самым старым или первым. Да, область современной Турции — часть родины виноделия. Но там, где турки жили в IV тысячелетии, до н.э это совсем другой вопрос».