четверг, 19 октября 2017 г.

АРАРАТСКАЯ МИФОЛОГИЯ (СВЯЩЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ АРАРАТА)


ПРЕДИСЛОВИЕ 

Язица /Нация/* - не имеющая свое происхождение - не родившаяся Язица. Язица - не имеющая своѐ наследие - мертвая Язица. Наследие Язицы - это не простая последовательность событий. Наследие - это жизненный опыт Язицы. Но наследие становится жизненным опытом, если поколения Язицы вновь и вновь переживают факты наследия и осмысливают их. Осмысление Язицей своей истории находит выражение в Мифообразных Преданиях. Фактически Языческая /национальная/ Мифология - это образно- чувственное осмысление наследия как жизненного опыта. И поэтому Язица, не имеющая своей Мифологии, не имеет генезиса, не обладает наследием как жизненным опытом. Значит эта Язица не родилась и не жила. Она существует как несовершенный выкидыш, поддерживающий свое существование паразитическим присвоением чужого наследия, чужих верований, чужих нравов и, как таковой, не играющий никакой роли и не имеющий места в жизни. И если Язица рождена и живет, то она обязательно должна иметь свои Священные Предания в виде Мифологии. Конечно, пережитые катастрофы беспощадно уничтожали материальные и духовные ценности Арийских Язиц. Но по воле Творца - ничто естественное не исчезает бесследно. Наше происхождение тоже не исчезло окончательно. Оно сохранилось в народе столетиями, тысячелетиями, хотя и неосознанно, хотя и в раздробленном, расчлененном и искаженном виде. И как мы раскапываем в земле наши материальные ценности, так и в душе Язицы мы можем раскопать ее духовные ценности. В результате многолетних поисков были найдены осколки, обрывки Арийских духовных ценностей Арарата. И по этим обрывкам были восстановлены, воссозданы наши древнейшие легенды. Органическое единство, система этих архаических легенд и представляет собой Араратскую Мифологию, как носителя Священных Преданий. Истоки Араратской Мифологии восходят к тем временам, когда один из Родов Человечества - Арийский Род, возникший и начавший свою историю в Арарате, здесь же творил свои Предания. И эти Арийские Родовые Предания могут быть твердой основой для восстановления своих Языческих Мифологий всех Арийских Язиц, истоки которых, тем не менее, берут начало в Арарате. Ведь впоследствии, сформировавшиеся в результате исхода с Арарата различные Арийские Язицы, начав жить своей отдельной жизнью, стали обладателями своей специфической языческой истории. При этом и каждая Арийская Язица формировала свою специфическую Мифологию, как органическое языческое продолжение Араратских Родовых Преданий.

СЛАК КАКОСЯН            Верховный Жрец Арарата


                                                   ТАИНСТВО ТВОРЕНИЯ

Изначально был Ар*. И Ара* - Арарич (Творец,Род Небесный). Ара не имеет начала и абсолютен Он. И вне времени сотворил Он Мир. Потому и Мир не имеет начала и так же абсолютен. Арарич - один, а Богов - множество. И многобожественен сотворенный Родом Небесным Мир. И каждый Бог - дитя Ара, каждый Бог - лучезарный Дух, каждый Бог - космическая Сила, каждый Бог - бессмертная Мощь. И эти Боги утверждали волю Ара во всем Мире, управляли каждым движением, отношением, ощущением, волей, мыслью и любовью. И Анаит* была Матерью Богов. Матерью - вожделенной тайной творения, целым миром плодоношения, восхвалением милосердия, литургией надежды, мелодией любви, тайником тоски, ароматом счастья. Анаит рождала детей для Ара - бессмертных Богов - и своей материнской теплотой питала и голубила их. Абсолютен был Ара, и совершенны были Его Дети. Совершенен был и Ваагн*. Но неспокойным совершенством был он - огненным юношей, самым грозным сыном Ара, самым сильным Богом Мира. Ваагн в беспредельном мироздании - космическая сила, среди всех Солнц - огонь опаляющий, среди звезд - источник света, среди всех духов - самый величавый, среди Богов - Бог Мощи. И рождение его ознаменовалось весьма сильным космическим сотрясением. И возликовали Боги при виде Ваагна. Астхик* запечатлела поцелуй любви на его лбу и привязала к его руке сплетенный из звезд Крест Войны, чтобы несокрушимой была мощь Ваагна. Умелец Тир открыл Ваагну тайну созидания, чтобы стоял он на его страже. А испускающий свет Мигр /Митра/* подарил Ваагну булаву, выкованную из тысячи и одного солнца. Очень полюбилась Ваагну игра с булавой. Ни один из Богов не мог соперничать с ним в метании булавы. Ваагн бросал булаву и затем находил ее на далеких планетах. И однажды, метнув булаву, как обычно отправился искать ее. На многих планетах побывал Ваагн, пока добрался до планеты Земля. И там нашел свою булаву, наполовину увязнувшую в земле. И прямо на глазах Ваагна булава, не отрываясь от земли, увеличилась в размерах и заняла обширную возвышенную территорию. Затем покрылась густой зеленью, из которой зубья булавы блестели, как голые скалы, обращенные к небу. Красивое то было зрелище. И восхищенный Ваагн долго не мог оторвать от него глаз. Затем обратился к Земле: - Ты своей мощью не могла бы удержать булаву всемогущего Бога на своей груди как украшение. И ответила Земля: - О, всемогущий Ваагн, выше тебя только Ара - Прародитель твой и мой. По воле Ара эта булава вонзилась мне в грудь, чтобы я, питаясь мощью тысячи и одного солнца, рождала божественные блага и чтобы бессмертные Боги наслаждались ими. Понравился Ваагну ответ Земли и призвал он всех Богов. Боги удивились и обратились к мудрому Тиру, чтобы он объяснил это явление. И сказал прозорливый Тир: - Все это свершилось по воле Ара. Отец-Ара сотворит нового Бога. И Мать Анаит родит этого Бога именно здесь, на Земле. Это будет Земной Айг* - первый Земной Бог. И это место станет колыбелью Земного Бога - Араратом.* И Боги решили украсить будущую колыбель, придать ей вид, достойный Богов. Тир своими искусными пальцами вылепил горные хребты на севере и на юге, чтобы защитить новорожденного Бога от ветров, дующих из степей. Царица вод Цовинар на западной и на восточной границах колыбели создала моря, а саму колыбель украсила озерами и реками. Ваагн в небе, прямо над колыбелью, зажег Солнце, чтобы всегда светло и тепло было в колыбели. Любвеобильная Астхик, рассыпала цветы и розы, напоила воздух благоуханием, наполнила птичьим щебетанием и развела различных животных, чтобы новорожденный Бог жил как подобает Богу в Арарате. А Бог правосудия Мигр прямо посреди колыбели вырастил Животворное Дерево, чтобы нежным шелестом листьев оно всегда напоминало новому Богу божественный животворный завет. Создали Боги колыбель Земного Бога и сами восхитились ею. Такой чудесной, красивой получилась эта колыбель, что даже сам Ара и Богоматерь Анаит не остались равнодушными к ее красоте, и иногда спускались, чтобы погулять там. Боги часто наведывались на Землю. Они поднимались на двуглавый Масис, откуда был виден весь Арарат, и развлекались там. А умелец Тир на вершине горы Арагац воздвиг роскошный трон, на котором иногда восседал Отец Ара. Боги являлись к нему, получали отеческое благословение и опять улетали на Масис - продолжать свои игры.
                                                           РОЖДЕНИЕ АРИЯ 

Однажды Богоматерь Анаит гуляла по Арарату. Солнце уже зашло за горы и собирало свои лучи. Один маленький лучик не спешил покинуть Арарат. Играя с цветами, он не заметил захода Солнца и забыл, что наступило время сна. Внезапно Солнце снова поднялось из-за гор и начало бегать по небу в поисках своего лучика. Нашло его, обняло и стало целовать с неутолимой нежностью, проливая счастливые слезы. Богоматерь Анаит увидела это и загрустила, затосковала. Пошла к Ара. - Что случилось, Мать Богов? - спросил Ара. И Анаит ответила: - О, Великий Творец, я счастлива, что являюсь Матерью Бессмертных Богов, что мои дети - властелины вселенной, что они вечны и всемогущи. Все совершенно. Но мое материнство - нет. - Чего не достает твоему материнству? - спросил Ара. - Страдания, - сказала Анаит, - да, страдания. Что за материнство без страдания, без боли?. - Чего же ты желаешь? - Я хочу истинного материнства, хочу испытать родовые муки, хочу с болью родить, хочу лелеять сына с сердечной тоской, жаждать, мечтать, мысленно терять, искать, оплакивать, дрожать от испуга и затем находить, прижимать к груди, лить счастливые слезы на волосы ребенка и улыбаться, улыбаться... Я хочу родить Земного Бога, чтобы он всегда жил на Земле и всегда нуждался в материнской заботе. Улыбнулся Отец Ара и сказал: - Твое желание приятно мне. Я сотворю Земного Бога. Он всегда будет жить на Земле и нуждаться в материнском попечении. Но знай, что он не будет бессмертным. У него будут дети, внуки. И материнство будет заветом земной жизни. И ты сама наделишь всех матерей божественным даром материнства - способностью в страданиях быть счастливой. И Ара собрал из всех болей мира одну гроздь, из всех любовей - букет, из всех волнений - пригоршню, из снов - самые тревожные, собрал море иллюзий и из всего этого сотворил Материнство Анаит. И в муках, в страданиях родила Анаит на Земле в созданной Богами Колыбели прекрасного ребенка - сильного и здорового, солнцеликого, светозарного. Отец Ара обнял малыша, залюбовался им и сказал: - Этот мой ребенок - первое мое творение на Земле как Айг. И пусть он носит мое имя, как сын Ара, и называется Арием. Пусть Айг Арий живет в Арарате вместе с Бессмертными Богами как Земной Бог. Но он не будет бессмертен как Боги. Он своей жизнью будет утверждать время, поскольку время - это ожидание. Арий всегда будет ждать и, в вечном ожидании, состарится и умрет. Но смерть не будет концом. Его бесконечность - в единстве жизни и смерти. Он умрет, но снова родится на свет - во внуке своего внука. Так, непрерывно умирая и рождаясь, он будет бессмертным, как и все его потомство. Рос Арий в буйном разноцветье Арарата, купался в прозрачных озерах и быстрых горных реках, взбирался на устремленные в небо горы Арарата, играл с орлами. И отдыхал в тени Животворного Дерева, и Животворное Дерево нежным шелестом своих листьев сообщало ему божественные истины. И поскольку Арий был не так могуч, как его братья - Бессмертные Боги, Мать Анаит постоянно следила за ним, и когда он спал, и когда бодрствовал. Не отрывала от него глаз, когда он плавал или взбирался на кручи, и всячески лелеяла его. По ночам прикрывала его своей божественной пелериной, чтобы не простыл, пела колыбельные и насылала приятные сны. Боги любили Ария, с удовольствием играли с ним и покровительствовали ему. И рос Арий здоровым, сильным, жизнелюбивым и шаловливым.

Продолжение следует.....................

АРАРАТСКАЯ МИФОЛОГИЯ (СВЯЩЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ АРАРАТА)

АНАНИЯ ШИРАКАЦИ — «ОН УМЕЛ ДОБЫВАТЬ ЗОЛОТО ИЗ ВОДЫ»


Не было, пожалуй, в VII веке в Армении человека ученее Анании Ширакаци. Он как никто другой умел проводить вычисления, знал, где обитают пигмеи и где, «подобно спарже», из земли родится золото.
Он выявил погрешности древнеармянского календаря и положил начало «великому армянскому летоисчислению»; объяснил природу солнечного затмения и Млечного Пути, вопреки существовавшим догматам, настаивал на шарообразности Земли и теории вихрей.

В народе говорили, что Анания умел добывать золото из воды. И хотя в это не очень верится, ясно одно: он сумел извлечь все золото из современной ему науки.

Жил и творил Анания Ширакаци во времена, когда Церковь пресекала любое свободомыслие, однако выходец из деревни Ани смог создать бесценные научные труды по астрономии и математике, географии и искусству, литературе и риторике.
Ему удалось, как писал в XI веке армянский ученый Григор Магистрос, «подобно трудолюбивой пчеле, собрать в своем улье науки, извлекая их у халдеев, греков и других народов».
А как иначе, ведь великий средневековый мыслитель считал, что против врага можно устоять, лишь владея науками и рассудительностью.
Анания, как и Птолемей, полагал, что от падения «тяжелую» планету удерживает сильный ветер
*** Существовал ли мир вечно или он создан Богом? В вопросе сотворения мира Ширакаци придерживается точки зрения отцов Церкви — земное, небесное и космос, бесспорно, сотворены Богом.
Другое дело, что со временем мир очень изменился, и объяснить эти перемены вменяется в обязанность ученым мужам. «Возникновение есть начало разложения, и наоборот», — формулирует в «Космографии» закон сохранения материи Ширакаци. Вначале же, полагает он, было четыре стихии: огонь, ветер, земля и вода.
Пятый элемент — все живое, и человек в том числе, — состоит из соединений этих четырех. Ширакаци считал Землю центром Вселенной — он и тут придерживался геоцентрической теории Птолемея, признанной Церковью.
Но, вопреки официальным догматам, она представлялась Ширакаци «яйцеобразной: Земля, словно желток, находится в центре, воздух вокруг нее — подобен белку, а небо окружает все, как скорлупа».
Ученый настаивал, что «верхнее небо, которое греки называют эфиром, распростерлось вокруг шарообразной Земли», хотя прекрасно знал, чем это ему грозит, — в Средние века еретиков в Армении клеймили изображением лисы или перерезали жилы ног и рук. Расходился Ширакаци с теологами и в вопросе равновесия Земли.
Согласно Библии, она держится на море, а Анания считал, что от падения «тяжелую» планету удерживает сильный ветер, поддувающий снизу, — эту гипотезу позже назовут теорией вихрей.

Древние греки считали Млечный Путь пролившимся грудным молоком богини Геры
Объяснил вардапет и природу Млечного Пути — «множества скопившихся звезд, слабых и сильных, свет которых из-за неясной видимости воспринимается одинаково». Он посмеивался над греческими мифами, то утверждавшими, что Млечный Путь — это пролившееся грудное молоко богини Геры, то называвшими его покрывалом Персефоны и т.п.
Не вызывало у Ширакаци доверия и армянское предание, согласно которому Млечный Путь возник, когда бог войны Ваагн рассыпал по небу украденную суровой зимой у прародителя ассирийцев Баршама солому. Кстати, армяне до сих пор называют эту галактику «дорогой укравшего солому».
Что касается солнечного затмения, это не небесный дракон собирается заглотить светило, а просто Земля, Луна и Солнце выстроились по прямой, и если «немного понаблюдать, то увидишь, как прибывает солнечный свет и Солнце, когда с него сойдет Луна».
Поэтому Ширакаци не советовал, как было принято, бить в колокола — некого отпугивать. Кстати, ученый призывает не обманываться и маленькими размерами Солнца — на самом деле оно больше Луны, просто находится намного дальше. Расстояние он приводит в «Геометрической астрономии» — 30 млн 930 тыс. стадий.
А еще Ширакаци верно полагал, что на Луне имеются кратеры, что она вызывает морские приливы и отливы и отражает солнечный свет, хотя в Библии и утверждается, что Луна светится сама.
В своих космографических трудах Ширакаци часто противоречит Церкви: есть указания на то, что книги «уличенного в невежестве» ученого находились под запретом — в своем письме католикосу Петросу Гетадарцу армянский ученый Григор Магистрос требует снять его. Видимо, христианское терпение лопнуло, когда Ширакаци назвал Бога… вором!
Хотя ключ к решению этой кощунственной шарады и спрятан в Библии: «Бог взял ребро Адама, а тот даже не узнал об этом».

рмянский ученый Григор Магистрос (XI век), потребовавший у Церкви снять запрет на книги Ширакаци
*** Искусство числительное Анания «сильно возлюбил» еще в детстве — в монастыре Дпреванк (Ширак), где получил начальное образование.
Обучение юноша продолжил у математика Кристосатура, но вскоре заметил, что тот «владел отрывочными сведениями», и поэтому «вполне численную науку» он решил изучать в Трапезунде у известного византийского учителя Тюхика.
Через восемь лет Анания «перенес науку мощную, желанную царям, в страну нашу» — открыл на родине школу и приступил к обучению армян (деньги, заработанные преподаванием, шли на научную деятельность и написание манускриптов). Но соотечественники его, как оказалось, «наук и познаний не любят, ленивы и не стойки в изучении».
Кстати, им приходилось куда сложнее, чем нынешним школьникам, которые, зная современную таблицу умножения, могут умножать многозначные числа. Поэтому, изучая, например, логистику — математику практическую или искусство вычислений, позднее названную математической логикой, — им удобно было пользоваться Таблицами сложения и вычитания, умножения и деления, составленными Ширакаци.
К слову, и знаки, обозначающие эти четыре математических действия, вошли в обиход только в веке шестнадцатом.
Страница из «Арифметики» Ширакаци
Учебник математики Ширакаци и его «Таблицы арифметических действий» мировым ученым сообществом признаны древнейшими.
Признание, кстати, пришло только в середине прошлого века, когда они были обнаружены и опубликованы. До тех пор автором старейших таблиц четырех арифметических действий в истории математики считался другой армянин — Николай Артавазд из Смирны (в XIV веке он служил старшим писарем при императорском дворе в Константинополе).
Оказалось, что таблицы Артавазда — копия таблиц Ширакаци, только вместо армянских букв он употребил греческие. В старину армяне, как и большинство античных народов, цифры обозначали буквами.
На сегодня известно пять отрывков из «Учебника арифметики» Анания Ширакаци: таблицы сложения и вычитания, таблицы умножения, «Шеститысячник», «О вопросах и решениях» и занимательные задачи.
Свой учебник вардапет начал с «самого элементарного и упрощенного, соответственно уровню детей и несведущих», — таблиц сложения. Вторую главу он посвятил «счислению, называемому вычитанием», третья группа вычислений — таблицы умножения — предназначались тем, кто, «странствуя в мире чисел, смело продвигается вперед».
«Шеститысячник» — это таблица обратных величин для числа 6000, когда решение каждого примера равно, или почти равно, шести тысячам, например: Ա Ց Ց (1х6000=6000).Изложив арифметические действия, Ширакаци предлагает ученикам приступить к решению 24 увлекательных задач, ответы на которые приводит тут же.
Задачи — сплошь из повседневной жизни. Скажем, нужно рассчитать, сколько выручил за царственный жемчуг «некий муж, из моих близких», продавая зерно в Нахичевани за 70 драмов, а затем в Двине за 50 драмов; вычислить, сколько пшеницы было на корабле, пока за ним не погнался кит и моряки не стали скармливать ему каждый день часть груза;
узнать, скольких врагов пленил князь Нерсес Камсаракан, если известно число пленных, подаренных им царю, сыну царя, правителю области, военачальнику, святым отцам в Вагаршапате, своим братьям — старшему Сааку и младшему Храхату…
Решая увлекательные задачи Ширакаци сегодня, через тринадцать веков, мы познаем историю страны и образ жизни ее обитателей — вардапет описывает исторические события и действующих лиц, военные и бытовые сцены, растительный и животный мир.
Узнаем, например, что и в феодальной Армении были рабовладельцы: на царей, владетельных князей, военачальников и монастыри трудились военнопленные.Последнюю главу своего учебника — развлекательные задачи — Анания предлагает «употреблять во время пирушки, когда пожелаете сказать веселые слова».
К сожалению, до наших дней дошло всего восемь этих остроумных математических тостов.
Зодиакальный круг в представлении Анании Ширакаци
*** Свой путеводитель по всем известным на тот момент странам мира Ширакаци назвал «Ашхарацуйц». Предназначалась рукопись ученикам и торговцам: в ней подробно описаны границы стран, отмечены реки и города, чем земли богаты и что производят:
«мы решились упоминать лишь о замечательных горах, сильных реках, великолепных городах и обо всем том, что в стране есть замечательного».«Описание Вселенной» автор завершил азиатским Ченастаном (Китаем), жители которого «весьма промышленны, фабрикуют бумажные ткани, богаты и зажиточны».
А начинается «Ашхарацуйц» с описания двенадцати стран Европы: Испании, «подобно острову лежащей между морями», и Британии, западный остров которой похож на «раздавленное ячменное зерно», а восточный «имеет форму пиявки и ветвист».
Предостерегал о белых и свирепых буйволах, которые водятся в Галлии, и о звере, который встречается в Далмации — «похожий на быка и называемый бонасос, кидая свой кал на охотников, сжигает их».
Италия, согласно Ширакаци, имела две столицы — «великолепную Равенну и великий Рим»; на Корсике «золото и серебро родятся из земли, подобно спарже»; на плодородной Сицилии «постоянно пылает огнем вершина Этны»; в Элладе есть вода, которая «безо всякой причины меняет течение в разные стороны — в ней утонул Аристотель»…
Упоминает Ширакаци и об Африке, называя ее Ливией. В Африке, что к востоку от Мавритании, произрастает «растение лотос, заставляющее забыть о родине того, кто его съест».
Через внутреннюю Ливию проходят «сфинги (полагают, что так Ширакаци назвал сфинксов — ред.), имеющие вид людей и любящие вино», а на юге Эфиопии, рядом с «Неизвестной землей есть область, в которой живет зверь с головой и руками женщины, но на четырех ногах».
Больше всего места в «Ашхарацуйце» отведено Азии, разделенной на 44 страны. На Кипре, например, добывают ладан — «падая с росой, он пристает к траве, к шерсти и к бороде коз»; к востоку от Иверии живут албанцы, которые отторгли у армян больше двадцати областей; в Палестине текут молоко и мед; в Месопотамии, в городе Эдесса, находится нерукотворный образ Спасителя; жители Счастливой Аравии, откуда пришла царица Савская, «частью совершенно черны, частью темнолицы, частью смуглы, но темнее нас»;
мужчины Тапробании, острова к востоку от Индии, носят на голове венки из женских волос…Ширакаци подробно останавливается на 15 областях Великой Армении, каждая из которых, в свою очередь, разделена на провинции — гавары.
Из Высокой Армении во все четыре стороны текут реки, в Агдзнике добывается нефть, а в Туруберане — белая нефть. В Мокке растет мандрагора (этот корень, похожий на человеческую фигуру, в старину применяли как снотворное и приворотное средство — ред.), в Пайтакаране — несметное количество хлопка, в Ути — огуречное дерево, в Арцахе есть мумие. В Четвертой Армении водятся львы, в Персармении — дикие ослы и серны.
Тайк богат крепостями, Гугарк — лесами, Сюник — горами, Васпуракан — вином. В Корчайке производят арсеник (мышьяк), а в Айрарате из червей изготовляют красную краску (вордан кармир).
Армянскую географию Ширакаци создал по трудам «писателей языческих» — Птоломея, Папа Александрийского, Матиноса, Страбона, Геродота и др., которые «установили географическую науку, опираясь на Путешествия и Мореплавания, и подтвердили ее Геометрией, обязанной своим происхождением Астрономии». Заранее предвидя гнев клерикалов, ученый объясняет свой выбор: он не обнаружил в «Святом Писании ничего обстоятельного о Землеописании, кроме редких, разбросанных и в то же время трудно постигаемых и темных сведений».
«Я верю рассказу Клавдия Птолемея, — писал Ширакаци, — который определил обитаемые людьми места, измерил аспарезами (стадиями) всю землю относительно долготы, начиная с запада, от Неизвестного моря, Океана, с крайней точки Испании, кончая берегом Неизвестной страны Синов на востоке.
Так же поступил он относительно широты, начиная с Жаркого пояса и доходя до Неизвестного моря и Неизвестной земли на севере». Верил Ширакаци и в то, что эти «пределы» (17° ю. ш. — 63° с. ш., от 1° до 180° долготы) — не предел: просто «никто не видал и не знает тех мест, и потому все земли за ними называются Неизвестною землею и Неизвестным Океаном».
Труды античных авторов Ширакаци использовал при описании земель отдаленных, соседние же страны описал по картам и книгам, хотя для этого ему, как он признался, и «пришлось покопаться».

Еще в V веке Мовсес Хоренаци отмечал, что: «Не может быть правдивой истории без хронологии»
*** Средневековый армянский ученый до конца жизни подвергался гонениям, его труды редактировали, расчленяли, запрещали. И пока Церковь преследовала Ширакаци, народ слагал о нем предания. Говорили, что мыслитель познал все тайны природы, что это он нашел амаспюр — растение, символизирующее мудрость.
Все двенадцать цветков амаспюра были разного цвета, каждый излечивал одну из болезней, а их аромат придавал человеку силы. А еще говорили, что гонимый Церковью Ширакаци покинул родину и поступил на службу к правителю Венеции, которого научил добывать из воды золото. Что неблагодарный властитель сначала хотел убить алхимика, но передумал и распорядился отчеканить его изображение на золотой монете.
Что ж, возможно, народ прав, и человек в клобуке на венецианской монете и есть крупнейший армянский средневековый ученый и основоположник отечественного естествознания Анания Ширакаци.

Задача вардапета Ширакаци
(издал и перевел Иосиф Орбели, Петроград, 1918)
Охотничiй загон Нерсеха Камсаракана, тэра Ширака и Ашаруника, былъ у подножiя горы, называемой Аршинъ. Однажды ночью вошли въ него многочисленные стада онагровъ; охотники, не справившись съ ними и прибъежавъ въ деревню Талинъ, сообщили Нерсеху объ этом; и вотъ, когда онъ лично съ братьями и азатами прибылъ и вошелъ в загонъ, стали они бить дичь, и половина дичи попалась въ капканъ, четвертая часть пала отъ стрелъ, молодую дичь, которая состовляла двенадцатую часть всей дичи, они взяли живьемъ, а триста шестьдесятъ животных пало отъ копья. Итакъ, узнай, сколько всего было дичи.

среда, 18 октября 2017 г.

СКАЗАНИЕ ОБ АРИЙ АЙКЕ — ПОСВЯЩЕНИЕ

Арегназ поместила новорожденного Айка в отдельной комнате и никого не подпускала к нему. Она с большой осторожностью выхаживала его, постепенно приучая к воздуху, воде, звуку, свету и солнцу. Только Торгом имел право приближаться к сыну и любоваться им.
Проходили дни, приближая Айка к настоящей жизни, а его родителей — к смерти. Арегназ тайно от Торгома плакала. Ее не ужасала близкая смерть, поскольку она верила в бессмертие, она оплакивала предстоящее сиротство Айка. Желая оставить сыну в память о себе что-то, что могло бы утешить его в тяжелую минуту, она посадила дерево.
Прошли сорок дней, нужно было посвятить Айка. Утром рано Торгом позвал на пир Бессмертных Богов и духи предков. Он восславил Богов и затем воззвал к Творцу:
— О! Отец Ара, твои дети собрались на это святое посвящение, чтобы воспеть славу твоему сотворению, чтобы утвердить Арийское происхождение Айка.
Он окунул Айка в купель, освященную нектаром цветов Арарата, затем поднял его и продолжал:
— О! Отец наш Ара, я освятил тело твоего дитяти нектаром цветов Арарата и вручаю его жизни и твоему отеческому попечению.
Затем Арегназ взяла Айка на руки и приблизилась к Богоматери Анаит:
— О! Мать Анаит, мать всех арийских матерей, родительница Земного Бога — Ария, этим святым посвящением вручаю тебе мое единственное дитя. Оберегай моего Айка — сироту, заботься о нем и сохрани дерево, которое я посадила в честь его рождения. И пусть Айк в тяжелые часы отдыхает под этим деревом, утешается и видит счастливые сны под твоим покровительством.
И Мать Анаит освятила Солнце — Крест, повесила на шею Айка и сказала:
— Пусть всегда сияет на его груди этот Солнце-Крест, освященный моей материнской любовью. Я всегда буду присутствовать в снах маленького Айка, буду петь ему колыбельную и заботиться о нем, чтобы он не чувствовал себя сиротой.
Затем Торгом обратился к Всемогущему Ваагну:
— О, Великий Ваагн, Арийский Бог, Ты — Солнце Мира, Ты — жизнь и движение, Ты — сила и мощь, Ты — свет и чистота, Ты — творец славы. Ты — победитель всякой тьмы, дэвов, Вишапа, победитель Зла, Ты — рожденный утренней зарей, тебе вручаю потомка твоего Земного брата Ария — Айка из племени Мана.
И Ваагн, собрав лучи Солнца в пучок, освятил ими глаза Айка и сказал:
— Пусть всегда сияет свет Солнца в глазах Айка, как проявление божественной мощи, и пусть он всегда бесстрашно смотрит на Солнце. И я даю Айку упование жизнью и борьбой, даю ему силу и свет, утверждаю в его душе веру, придаю мощь его кулаку, из молний свиваю его взгляд, осколки Солнца сею в его сердце, чтобы он всегда в жизни был победителем.
И Торгом обратился к святым предкам:
— О, наши святые предки, бессмертные души Земных Богов, пришедшие из вечности и уходящие в вечность. В вечности сотворен вами Айк. И он пришел из вечности, от самого Творца, и в нем есть увековечивающий огонь. Этим святым посвящением вручаю вам маленького Айка, берегите его.
И предки по очереди поцеловали в лоб Айка и сказали:
— Мы сиянием нашей славы освящаем Айка, чтобы он навсегда сохранил в себе нашу любовь, чтобы слился душой с нами и всегда в себе чувствовал силу своих предков и мощь потомков своих.
И все вместе восславили Творца и выпили за здоровье Айка. И пели и плясали до захода Солнца. А после захода Солнца Боги попрощались и удалились, души предков попрощались и удалились, Торгом и Арегназ попрощались с Айком и умерли.

Отрывок из книги: Сказание об Арий Айке

Древнейшие народы и государства армянского нагорья


Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...