воскресенье, 28 января 2018 г.

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В ГЕГАМСКИЕ ГОРЫ — АРМЕНИЯ

ВСЕ-ТАКИ мало мы еще знаем о своих прародителях. Прошлое зачастую представляется нам как дорога от неполного знания к более полному, от отсталости к прогрессу. Ан нет! Далеко не всегда последующая эпоха являет собой качественно более высокий уровень по отношению к предыдущей.
Многое из созданного за прошедшее время не разгадано до сих пор, в свое время на это намекал Эрих фон Дэникен, книгу и одноименный фильм которого «Воспоминания о будущем» раскритиковала советская материалистическая наука. Тем не менее, надежда на то, что мы не одиноки во Вселенной, продолжает жить.
Но, сейчас речь о земных чудесах, порожденных человеческим разумом. Пожалуй, мы зачастую недооцениваем своих предков. А может, мы пока не достигли уровня развития древних цивилизаций и потому не можем пока, понять многое из их наследства.
…Гегамекие горы одним концом хребта «поддерживают» озеро Севан с юга, а другим — спускаются к самой границе Армении. Горы эти стали вторым домом для ереванского архитектора Сурена Петросяна. Уже 25 лет изучает он загадочные наскальные рисунки, выдолбленные когда-то в здешних краях. За четверть века он исследовал и зарисовал десятки тысяч наскальных изображений и пришел к выводу, что эти рисунки представляют собой нечто намного более глубокое, чем мифологическое творчество первобытных людей.
— По моему глубокому убеждению, этот упрощенный подход здесь абсолютно неприемлем, — говорит С. Петросян. — Вообще должен заметить, что мы почему-то сделали из первобытного человека какого-то тугодума в шкуре и с каменным топором в руках. Нет, у него и мозги работали, да еще как.
И показывает зарисовки. Вот земной шар с изображением людей и… ада. Месячный и годичные лунные календари. Рождение живого мира из первоначального хаоса. Изображения созвездий Ваагна (так древние армяне называли бога солнца и войны), Лебедя, Дракона. Сцены близости мужчины и женщины. И это четыре, пять тысяч лет назад?
— Да, еще специалисты подтвердили, что Рисунки выдолблены в III — II тысячелетиях до нашей эры, — говорит С. Петросян. — Поразительно, как точно наши далекие предки изобразили Землю и Космос. Но зачем это им было нужно? Только ли для того, чтобы дать волю своему богатому воображению? Уверен, что нет.
Ученый выдвинул интереснейшую гипотезу. По его мнению, наскальные рисунки — не что иное, как образное выражение знаний и понятий, освоенных народом к тому времени, чтобы ими могли пользоваться и потомки.
По аналогии со знаменитым Матенадараном — хранилищем древних рукописей — С. Петросян назвал комплекс изображений в Гегамских горах Карадараном.
КАК НИ странно, за 25 лет энтузиаст получал поддержку в основном от журналистов, да и то освещавших его работу больше с экзотической, чем с научной точки зрения. Официальная же наука, в том числе и в Армении, реагировала на его поиски настороженно, время от времени обвиняя его в не профессионализме. Дабы не обидеть других родственников в «семье великой и единой», считалось неприличным поддерживать древность армян и творений их рук и разума.
Но С. Петросян не отказался от своих идей. И, в конце концов, обрел единомышленника в лице руководителя республиканского телекоммуникационного центра «Поиск» Григория Ваганяна, по инициативе которого создается центр «Карадаран» и реализуется соответствующая программа работ, формируется компьютерный банк данных. Компьютер помогает и в расшифровке древних идеограмм, ведь многие из рисунков все ждут своего часа.
— Мы считаем, что Карадарану следует уделить самое пристальное внимание на государственном уровне, — подчеркнул Г. Ваганян. — Я не археолог и не этнограф, но я — специалист в области социально-экономического моделирования, компьютерной графики и информатики и могу судить о высоком мастерстве древних с этой точки зрения. Они прекрасно владели методологией познания, искусством передачи информации.
Структура этих наскальных изображений отражает развитие мышления, математики, астрономии, культуры, торговли — вообще всего жизненного уклада и сводить все это к мифологии, шаманству считаю в корне неверным. Да, среди рисунков есть и такие, которые носят обрядовый, культурный смысл, но не они доминируют в Карадаране. И расхожее представление о мифотворчестве первобытных племен не выдерживает никакой критики. Какие первобытные племена?
Это было государство (пусть пять тысяч лет назад) со своими законами, системой фиксирования данных, иерархией. Ведь на рисунках обнаружены схемы оросительных каналов, топографические планы жилищ подробные изображения повозок с колесами пять тысяч лет назад. Кое-где можно даже различить и буквы армянские, арабские. Армянских все же больше.
Все это наводит на мысль о том, что здесь, быть может, обучали и буквенной символике. Правда, нельзя утверждать, что там изображены именно буквы в их современном смысле. Скорее всего, это — идеограммы, закодированные сведения о накопленных знаниях. Тем не менее, найденные петроглифы достаточно наглядно опровергают хрестоматийную данность о, том, что армянский алфавит изобрел Месроп Маштоц в 401 году н.э.
Величие Маштоца в том, что он сумел приобщиться к информационной сокровищнице предков. По одной из версий, он довольно долго путешествовал, прежде чем ему удалось подарить армянам алфавит, которым мы пользуемся по сей день. Есть все основания предполагать, что он побывал в этом Карадаране (или другом аналогичном, ведь такие же наскальные рисункиобнаружены и в других горах, во всяком случае — на территории нынешней Армении) и изучил запечатленные там буквы. Безусловно, подобный труд могла бы выполнить только высокоодаренная личность.
Нам уже удалось идентифицировать некоторые рисунки и композиции с библейскими сюжетами. Конечно, чтобы найти соответствия, необходимо досконально изучить Библию, расшифровать все упомянутые в ней символы. Мы считаем, что Библия это путеводитель по Карадарану, позволяющий разгадать множество загадок и тайн человечества.
КОЛЛЕКТИВ “Поиска” взялся за изучение десятков тысяч изображений, собранных С. Петросяном, используется современная методика — компьютерная и видеосканирования. Впервые в мировой практике создан компьютерный банк наскальных рисунков и изображений, высеченных на скалах и камнях в горах Армении в VII-I тысячелетиях до нашей эры на высоте от 3 до 3.5 тысячи метров над уровнем моря.
Однако системный анализ и комплексное исследование такого огромного количества закодированной информации требуют усилий очень многих ученых и специалистов. Поэтому центр “Поиск” выступил с идеей — предложить ЮНЕСКО рассмотреть вопрос в воссоздании Каменной энциклопедии человечества на территории Армении, объявить ее общекультурным памятником и достоянием всего мира.
Предлагается также создать международную комиссию по разработке и реализации программы воссоздания Карадарана. Организовать в Армении международный фонд с филиалами в тех странах, где имеются также комплексы наскальных изображений, а при этом фонде — создать институт по изучению каменной энциклопедии земной цивилизации, организовать музей наскального искусства.
— Мы призываем содействовать возрождению каменного университета. — говорит Г. Ваганян. — Он до сих пор хранит невостребованные сокровища — знания. А знания не имеют национальных границ, у них общечеловеческое значение и смысл.
Ашот ГАРЕГИНЯН

На снимках: одно из первых в истории цивилизации изображений семьи; петроглиф с изображениями нескольких созвездий (Гегамские горы) месячный лунный календарь.

четверг, 25 января 2018 г.

КЛЮЧ К ВЫЖИВАНИЮ АРМЕНИИ


Евангелие от 1331 года с освещением святого Матфея с самим художником Саргисом Пицаком, стоящим на коленях у ног евангелиста. Кредитная библиотека отцов-мехитаристов, Сан-Лаззаро

ВЕНЕЦИЯ — Армянская цивилизация является древнейшей и одной из тех, кто выжил на Ближнем Востоке, но на протяжении большей части своей истории Армения была страной без страны. Огромное значение в народной культуре Армении,является устное и письменное слово. Это основное условие сохранения армянской идентичности.
В Армении с древних времен известно особое отношение к книгам и средствам их производства. Армянам известны всевозможные средства для надлежащего ухода и сохранения книг, а также советы по их укрытию в опасные времена. Известны случаи выкупа книг, когда они попадали в чужие руки. Англичанин конца XIX века заметил, что армяне ценили печатную машину с той же «привязанностью и почтением, что и персидские горцы ценили ружье или спортивное оружие».
Первая армянская книга была напечатана в Венеции. Мероприятие было особенно значительным для этой разрозненной нации, которая не имела свою родину до 1918 года, а затем обосновала ее только на небольшой части своих исконных земель.
На юбилей — этого события для  была организована впечатляющая выставка: «Армения — отпечатки цивилизации», — организованная Габриэлой Уллухогяном, Бохосом Левоном Зекияном и Вартаном Карапетяном, где было представлено около 200 работ, охватывающих более 1000 лет армянской письменной культуры. Они варьируются от надписей и освещаемых рукописей до печатных и иллюстрированных книг, включая множество уникальных и редких произведений из коллекций в Армении и Европе.
Шоу открывается в атмосфере живописи 1889 года армянского художника Ивана Айвазовского«Спуск Ноя с горы Арарат» из Национальной галереи в Ереване. В нем изображен патриарх Ветхого Завета, ведущий свою семью, и животных через равнину, все еще водянистую от ослабевшего Потопа, чтобы снова занять землю.
Гора Арарат оказала огромное влияние на культуру Армении, в скульптуре, в Армянской церкви. Конические купола армянских церквей, которые, казалось бы, вечно повторяли эту географическую особенность, которая символизирует спасение человечества.
Христианство достигло Армении уже в первом столетии. И Армения была первой страной, которая приняла веру как государственную религию, где-то между 301 году.
Около 404 или 405 года одним из краеугольных камней выносливости армянского этноса стало изобретение отличительного алфавита, способного оказывать сложную фонетическую систему языка. Это сделало возможным перевод Библии — здесь представлено величественное Евангелие от Требизона в X веке, а также основание армянской литературы во всех ее проявлениях, священных и светских.
Желание проиллюстрировать Евангелие и другие христианские тексты было основным стимулом для развития армянского искусства, которое получило необычайно широкий спектр источников благодаря позиции страны на перекрестке нескольких цивилизаций.
Как пишет Дикран Куимджян в своем эссе в обширном каталоге выставки, который доступен на английском, французском и итальянском языках: «Армянские художники были удивительно открыты для художественных направлений в Византии, Латинском Западе, Исламском Ближнем Востоке и даже в Центральной Азии и Китае ».
Великолепное изображение этих освещенных книг объединяет некоторые из лучших сохранившихся примеров с IX по XV века, и любопытно узнать, что даже после появления печати традиция освещения продолжалась в армянских монастырях еще на века.
Вершина армянской миниатюры была достигнута в XIII веке во время Армянского царства Киликии, в котором господствовала значительная часть Малой Азии (1198-1375), пока она не была свергнута мамлюками Египта.
Армянские контакты с Венецией относятся к периоду, когда зарождающаяся лагунная республика была отдаленным западным форпостом Византии, где армяне занимали руководящие должности в администрации и в армии. В шестом веке армянскому правителю Нарсесу приписывают культ Теодора, или Тодоро, первого покровителя Венеции, а Исаак Армянин записан как основатель древней базилики Святой Марии Ассунты на острове Торчелло.
Контакты стали частыми во времена Киликийского царства, поскольку венецианские купцы расширили свою деятельность в Леванте, а их армянские коллеги искали возможности в Европе.
В 1235 году венецианский дворянин Марко Зиани покинул дом в армянской общине в Сан-Зулян недалеко от площади Сан-Марко, которая стала называться Casa Armena и обеспечила координацию для более многочисленных армянских жителей и посетителей Венеции.
Завещание, составленное в 1354 году гувернанткой этого дома, «Мария-армянка», указывает на то, что к этому времени существовало не только процветающее сообщество торговцев, но и священнослужители и архиепископ, которому она оставила трех из шести своих  павлинов , Позже церковь Санта-Кроче была основана на том же месте, и она там все еще сегодня — на армянском месте поклонения. И Марко Зиани, и завещания Марии показывают.
Также представлена ​​драгоценная копия первой армянской книги, напечатанной в 1511-1512 годах, религиозная работа под названием «Книга пятницы». Инновация привела к созданию множества армянских прессов во всем мире. Плоды этих — из мест, расположенных так далеко, как Амстердам, Париж, Вена и Санкт-Петербург в Стамбул, ИсфаханМадрас и Сингапур — образуют поглощающий последний раздел выставки.
Венеция получила дополнительный толчок как глобальный центр армянской культуры по прибытии в лагуну Аббата Мхитара и его монахов в 1715 году. Этот провидец родился в Сивасе(древняя Себастия), и провел время в Эчмиадзине и Стамбуле. Позже он взял сообщество, которое он создал для Метони на Пелопоннесе, который был завоеван венецианцами в 1680-х годах. Но перспектива воссоздания города османами привела к решению Мхитара укрыться в Венеции. В 1717 году он и его последователи получили аренду на острове Сан-Ладзаро, который с тех пор является их штаб-квартирой.
При Мхитаре — Сан-Ладзаро ​​стал эпицентром всемирного культурного возрождения Армении. Сообщество создало учебный центр и библиотеку, отвечало за печать множества книг в Венеции и других местах и ​​создало международную сеть школ, где высокая доля религиозной и светской элиты Армении получила образование в современную эпоху.
Армянская академия Сан-Ладзаро издала журнал «Базмав», литературный, исторический и научный журнал с 1843 года, один из старейших периодических изданий такого рода. И первым армянским газетным журналом был Аздарар (The Monitor), основанная в Мадрасе в 1794 году.
Самым известным иностранным студентом Сан Ладзаро был лорд Байрон, который изучал там армянский язык с ученым Арутюном Авгерием, с которым он сотрудничал в области производства армянской и английской грамматики, в которой были переводы поэта.

Армянский торговец изображал Джованни Гровемброха в 18 веке. Музей Кредит Коррер, Венеция



Заслуженные часы 7-го века с армянскими номерами из Собора Звартноц в Эчмиадзине, Армения. Музей-заповедник «Звартноц», Эчмиадзин

Армения: отпечатки цивилизации. Музей КоррераВенеция. Оригинал публикации: The New York Times

среда, 17 января 2018 г.

Тигранaкерт


69 год до н.э.
Римский полководец Луций Лициний Лукулл с двумя легионами и пятьюстами всадниками выступил на Армению. Причина похода. Царь Армении Тигран II отказался выдать римлянам бежавшего к нему врага Рима, царя Понтийского царства Митридата VI Евпатора, зятя Тиграна.
Перейдя границу царства, Лукулл, не желая настраивать против себя подданных Тиграна, продвигался, требуя от местных жителей только поставки предметов первой необходимости.
Тиграну же никто не сообщал о вторжении Лукулла из-за вздорного характера царя. И, действительно, первый, сказавший царю об вторжении, был повешен, так как Тигран счел, что этот человек нарочно разводит панику, чтобы вызвать волнение среди населения городов царства. Когда же, наконец, Тигран, что его не обманывали, а римляне на самом деле наступают, он выслал вперед Митробарзана с двумя тысячами конницы, чтобы задержать продвижение Лукулла, а Манкею поручил охранять Тигранaкерт.
Тигранокерту царь выстроил в честь себя и объявил ее новой столицей Армении. Сюда Тигран собрал знатнейших лиц своего государства, угрожая при этом своим вельможам, что все то, что они не возьмут с собою, будет конфисковано. Тигран окружил город стенами высотой 50 локтей (около 25 метров), в толще их было устроено много лошадиных стойл; в предместье города он воздвиг дворец с большими парками, с охотничьими лесами и озерами. Рядом было воздвигнуто сильное укрепление. Поручив все это наблюдению Манкея, Тигран отправился собирать войско по окружным областям.
При первом же столкновении Лукулл обратил в бегство Митробарзана и начал его преследовать, а Секстилия с отрядом послал захватить Тигранакерт, город в котором царь Тигран собрал основные богатства страны. Секстилий первым делом разграбил царский дворец, так как он был неукрепленным. И только после этого приступил к осаде самого города, в котором с гарнизоном из армян и греков укрылся Манкей.
Секстилий окружил Тигранакерт рвом, поставил осадные машины и подкопами расшатывал стены. Собирая армию для отпора врагу, Тигран послал около 6000 всадников к Тигранакерту. Армянские кавалеристы прорвались в город через укрепления римлян, не ждавших ничего подобного. Но еще больше римлян ошеломил обратный прорыв этой конницы из города. Конный отряд выполнил поставленную задачу: забрал жен царя, вывел их из Тигранокерта и вновь вернулся к царю. Понятно, что эти неудачи Секстилия сильно подняли дух осажденных воинов и горожан. А когда вдали появились передовые отряды армии самого царя, в городе началось ликование. Но длилось оно недолго. В сражении, которое разыгралось между Лукуллом и Тиграном, и которое горожане могли наблюдать со своих стен, царь Армении был разгромлен и позорно бежал.
Увидев со стен Тигранакерта произошедшее поражение, Манкей допустил грубейшую ошибку. Заподозрив греков, которые служили у него наемниками, в готовности изменить (не имея, кстати, на это никаких оснований), Манкей приказал армянским отрядам разоружить всех греков. Греков разоружили, но оставили на свободе. Последние, справедливо рассудив, что этим дело не закончится, объединились в отряды и вооружились палками и дубинками. Они ходили все вместе с палками в руках и вместе же ночевали.
Как греки предполагали так и случилось. Манкей решил, на всякий случай, перебить греков и направил против них вооруженных армян. Когда греки поняли, что их пришли убивать, то они, намотав платье на левую руку вместо щитов, смело напали на армянские отряды. Оружие убитых они распределили между собой. Когда греки по возможности собрали достаточно оружия, они внезапной атакой захватили часть оборонительной стены между двумя башнями и стали звать римлян, находившихся вне стен, в помощь. Римляне устремились на крики. Греки помогали им подняться на захваченный участок стены; принимали римлян, когда они поднимались на стену. Отсюда римляне ворвались в город.
Так из-за глупости Манкея была взята Тигранакерт и было разграблено много богатств, так как город был выстроен недавно и заселен с великолепием.
Манкею надо было либо сразу перебить всех греческих наемников, либо до конца доверять им. Кодекс наемника в то время гласил: заказчика не предают! Тем более что греки также любили римлян, как и армяне.

пятница, 12 января 2018 г.

ОДЗАБЕРД-ПОБЕРЕЖЬЕ ОЗЕРА СЕВАН — АРМЕНИЯ


Я построил эту крепость в честь бога Грозы». Эти слова царя Ванского царства (УрартуРуса I написаны на стене крепости, расположенной на холме к востоку от села Цовинар, на южном побережье озера Севан.
Этот важный археологический объект – одно из наиболее сохранившихся сооружений Ванского царства на южном берегу озера Севан.
Уникальная находка была обнаружена археологами в конце XIX века. В начале XX века крепость исследовал знаменитый археолог и этнограф Ерванд Лалаян, который нашел там захоронения. В 1934 году здесь работал и Борис Пиотровский. В дальнейшем систематических раскопок здесь не проводилось.
И только в позапрошлом году совместная армяно-итальянская экспедиция начала всерьез исследовать древнейшую крепость, хранящую еще много тайн, причем как периода Ванского царства (Урарту), так и постурартского периода. На днях завершен третий этап работ.
«Армяно-итальянская экспедиция в 2015 году провела раскопки на территории историко-археологического памятника Цовинар.
Это интересный памятник, который известен уже довольно давно. Многие именитые востоковеды, такие как Борис ПетровскийГедеон Микаелян и другие пытались провести на этой территории исследования, тем не менее, никто из них масштабных раскопок там не провел», — рассказал журналистам заместитель директора по научной части Службы охраны культурно-исторических музеев-заповедников и исторической среды Ашот Пилипосян.
Он отметил, что масштабные раскопки памятника стартовали еще в прошлом году и продолжаются в 2016 году. По его словам, памятник проливает свет на события периодов 10-6 века до н.э.
Заведующий филиалом «Кармир блур» историко-археологического музея «Эребуни», соруководитель армяно-итальянской экспедиции Одзаберда археолог Микаел Бадалян рассказал:
«Наша экспедиция в комплексе Одзаберд, состоящем из крепости, цитадели и поселений, преследовала несколько целей. Раскрыть все культурные слои, исследовать переходный период от урартского до постурартского периода.
Этот промежуток практически не изучен, а ведь именно в это время формировалось армянское царство династии Ервандидов. Точная дата основания династии обсуждается учеными по сей день, но есть мнение, что произошло это после падения Урарту под натиском скифов и киммерийцев, около 612 г. до н. э.».
В самой крепости в прошлом году экспедиция обнаружила очень интересное полуциклопическое сооружение, которое ведет к юго-восточному проходу, много керамических осколков, костей животных.
Это говорит о том, что здесь кипела жизнь. В крепости были также открыты стена, 5 глиняных полов, которые, по словам Бадаляна, относятся к более раннему периоду.
«В цитадели мы обнаружили скалу и глиняный пол, — продолжает М. Бадалян. — По всей видимости, это был проход к западной части цитадели.
Очень интересные артефакты удалось найти в поселении рядом с крепостью — это 2 комнаты, где было разбросано множество керамических осколков и костей животных. Это сооружение датируется постурартским периодом.
Сегодня мы уже с уверенностью можем сказать, что и в крепости, и в цитадели, и в поселении бурно развивалась человеческая деятельность. После зондажа открылись урартский и доурартский слои.
Возможно, ниже есть еще более ранний. Неподалеку от крепости на дороге Арцванист — Карчахпюр находится большой некрополь, к югу от него мы обнаружили захоронения. В будущем году мы исследуем и их».
«Одзаберд также являлся поселением, имевшим огромное стратегическое значение. Кроме того, это один из уникальных памятников севанского бассейна, где была обнаружена клинопись урартского царя Русы I (время правления 735 — 714 гг. до н.э.), в которой было указано название крепости», — сказал археолог.
Он отметил, что на территории севанского бассейна были проведены раскопки множества гробниц, но исследований поселений почти не проводилось.
«Для нас также было важно исследовать этап перехода от урартского к постурарстскому периоду, о котором почти ничего не было известно. Именно в этом периоде сформировалось царство династии Ервандуни (520—200 гг. до н. э.)», — подчеркнул Бадалян.
По его словам, раскопки были проведены в трех частях — акрополе Одзаберда, крепости и расположенном к югу от крепости поселении.
«В акрополе мы зафиксировали строение, где был выровнен фундамент. Там мы наткнулись на мозаичное покрытие, на котором обнаружили глиняный пол. По всей вероятности мы открыли одну из дорог или проходов акрополя», — отметил Бадалян.
Он подчеркнул, что на территории крепости было обнаружено интересное строение с полукиклопичным ограждением, где было зафиксировано пять напольных покрытий урартского и постурарсткого периодов.
«В результате геоморфологических исследований были зафиксированы следы животных, датированные урартским периодом. Это дает некоторые подсказки о функциях данной крепости», — отметил Бадалян.
В этом сезоне в двух комнатах постурартского поселения обнаружено большое количество керамических изделий, черепков красной лощеной керамики, кости животных, грузила для ловли рыбы, гвозди.
Под постуратским слоем обозначаются еще несколько культурных слоев. Обнаруженные артефакты и сама крепость Одзаберд весьма перспективны для развития туризма южного побережья Севана.
Кстати, многие туристы обращают внимание на то, что при наличии древнейших памятников культуры наши туристические маршруты знакомят главным образом с христианскими сооружениями.
В результате остается за кадром множество уникальнейших более древних памятников. Крепость Одзаберд в этом смысле может стать одним из интересных звеньев в маршруте от хачкаров Норатуса до монастыря Нораванк.
 Автор:  Тигран Мирзоян


Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...