ВСЕ-ТАКИ мало мы еще знаем о своих прародителях. Прошлое зачастую представляется нам как дорога от неполного знания к более полному, от отсталости к прогрессу. Ан нет! Далеко не всегда последующая эпоха являет собой качественно более высокий уровень по отношению к предыдущей.
Многое из созданного за прошедшее время не разгадано до сих пор, в свое время на это намекал Эрих фон Дэникен , книгу и одноименный фильм которого «Воспоминания о будущем» раскритиковала советская материалистическая наука. Тем не менее, надежда на то, что мы не одиноки во Вселенной, продолжает жить.
Но, сейчас речь о земных чудесах, порожденных человеческим разумом. Пожалуй, мы зачастую недооцениваем своих предков. А может, мы пока не достигли уровня развития древних цивилизаций и потому не можем пока, понять многое из их наследства.
…Гегамекие горы одним концом хребта «поддерживают» озеро Севан с юга, а другим — спускаются к самой границе Армении. Горы эти стали вторым домом для ереванского архитектора Сурена Петросяна. Уже 25 лет изучает он загадочные наскальные рисунки, выдолбленные когда-то в здешних краях. За четверть века он исследовал и зарисовал десятки тысяч наскальных изображений и пришел к выводу, что эти рисунки представляют собой нечто намного более глубокое, чем мифологическое творчество первобытных людей.
— По моему глубокому убеждению, этот упрощенный подход здесь абсолютно неприемлем, — говорит С. Петросян. — Вообще должен заметить, что мы почему-то сделали из первобытного человека какого-то тугодума в шкуре и с каменным топором в руках. Нет, у него и мозги работали, да еще как.
И показывает зарисовки. Вот земной шар с изображением людей и… ада. Месячный и годичные лунные календари. Рождение живого мира из первоначального хаоса. Изображения созвездий Ваагна (так древние армяне называли бога солнца и войны), Лебедя, Дракона. Сцены близости мужчины и женщины. И это четыре, пять тысяч лет назад?
— Да, еще специалисты подтвердили, что Рисунки выдолблены в III — II тысячелетиях до нашей эры, — говорит С. Петросян. — Поразительно, как точно наши далекие предки изобразили Землю и Космос. Но зачем это им было нужно? Только ли для того, чтобы дать волю своему богатому воображению? Уверен, что нет.
Ученый выдвинул интереснейшую гипотезу. По его мнению, наскальные рисунки — не что иное, как образное выражение знаний и понятий, освоенных народом к тому времени, чтобы ими могли пользоваться и потомки.
По аналогии со знаменитым Матенадараном — хранилищем древних рукописей — С. Петросян назвал комплекс изображений в Гегамских горах Карадараном.
КАК НИ странно, за 25 лет энтузиаст получал поддержку в основном от журналистов, да и то освещавших его работу больше с экзотической, чем с научной точки зрения. Официальная же наука, в том числе и в Армении, реагировала на его поиски настороженно, время от времени обвиняя его в не профессионализме. Дабы не обидеть других родственников в «семье великой и единой», считалось неприличным поддерживать древность армян и творений их рук и разума.
Но С. Петросян не отказался от своих идей. И, в конце концов, обрел единомышленника в лице руководителя республиканского телекоммуникационного центра «Поиск» Григория Ваганяна, по инициативе которого создается центр «Карадаран» и реализуется соответствующая программа работ, формируется компьютерный банк данных. Компьютер помогает и в расшифровке древних идеограмм, ведь многие из рисунков все ждут своего часа.
— Мы считаем, что Карадарану следует уделить самое пристальное внимание на государственном уровне, — подчеркнул Г. Ваганян. — Я не археолог и не этнограф, но я — специалист в области социально-экономического моделирования, компьютерной графики и информатики и могу судить о высоком мастерстве древних с этой точки зрения. Они прекрасно владели методологией познания, искусством передачи информации.
Структура этих наскальных изображений отражает развитие мышления, математики, астрономии, культуры, торговли — вообще всего жизненного уклада и сводить все это к мифологии, шаманству считаю в корне неверным. Да, среди рисунков есть и такие, которые носят обрядовый, культурный смысл, но не они доминируют в Карадаране. И расхожее представление о мифотворчестве первобытных племен не выдерживает никакой критики. Какие первобытные племена?
Это было государство (пусть пять тысяч лет назад) со своими законами, системой фиксирования данных, иерархией. Ведь на рисунках обнаружены схемы оросительных каналов, топографические планы жилищ подробные изображения повозок с колесами пять тысяч лет назад. Кое-где можно даже различить и буквы армянские, арабские. Армянских все же больше.
Все это наводит на мысль о том, что здесь, быть может, обучали и буквенной символике. Правда, нельзя утверждать, что там изображены именно буквы в их современном смысле. Скорее всего, это — идеограммы, закодированные сведения о накопленных знаниях. Тем не менее, найденные петроглифы достаточно наглядно опровергают хрестоматийную данность о, том, что армянский алфавит изобрел Месроп Маштоц в 401 году н.э.
Величие Маштоца в том, что он сумел приобщиться к информационной сокровищнице предков. По одной из версий, он довольно долго путешествовал, прежде чем ему удалось подарить армянам алфавит, которым мы пользуемся по сей день. Есть все основания предполагать, что он побывал в этом Карадаране (или другом аналогичном, ведь такие же наскальные рисункиобнаружены и в других горах, во всяком случае — на территории нынешней Армении) и изучил запечатленные там буквы. Безусловно, подобный труд могла бы выполнить только высокоодаренная личность.
Нам уже удалось идентифицировать некоторые рисунки и композиции с библейскими сюжетами. Конечно, чтобы найти соответствия, необходимо досконально изучить Библию, расшифровать все упомянутые в ней символы. Мы считаем, что Библия это путеводитель по Карадарану, позволяющий разгадать множество загадок и тайн человечества.
КОЛЛЕКТИВ “Поиска” взялся за изучение десятков тысяч изображений, собранных С. Петросяном, используется современная методика — компьютерная и видеосканирования. Впервые в мировой практике создан компьютерный банк наскальных рисунков и изображений, высеченных на скалах и камнях в горах Армении в VII-I тысячелетиях до нашей эры на высоте от 3 до 3.5 тысячи метров над уровнем моря.
Однако системный анализ и комплексное исследование такого огромного количества закодированной информации требуют усилий очень многих ученых и специалистов. Поэтому центр “Поиск” выступил с идеей — предложить ЮНЕСКО рассмотреть вопрос в воссоздании Каменной энциклопедии человечества на территории Армении, объявить ее общекультурным памятником и достоянием всего мира.
Предлагается также создать международную комиссию по разработке и реализации программы воссоздания Карадарана. Организовать в Армении международный фонд с филиалами в тех странах, где имеются также комплексы наскальных изображений, а при этом фонде — создать институт по изучению каменной энциклопедии земной цивилизации, организовать музей наскального искусства.
— Мы призываем содействовать возрождению каменного университета. — говорит Г. Ваганян. — Он до сих пор хранит невостребованные сокровища — знания. А знания не имеют национальных границ, у них общечеловеческое значение и смысл.
Ашот ГАРЕГИНЯН
На снимках: одно из первых в истории цивилизации изображений семьи; петроглиф с изображениями нескольких созвездий (Гегамские горы) месячный лунный календарь.