вторник, 13 февраля 2018 г.

Как армянские цари побеждали в Олимпийских играх в Древней Греции


Первым армянином, принявшим участие в Олимпийских играх в Греции, считается царь Трдат I Аршакуни.
Он выступал в 1 в.н.э. в гонках квадриг-колесниц, запряженных четверкой коней. Однако историкам доподлинно не удалось выяснить, какое место тогда удалось занять царю Армении.
Благодаря трудам армянского историка Мовсеса Хоренаци достоверно известно, что первым армянином, ставшим олимпийским чемпионом, стал армянский царь Трдат III Аршакуни, который победил в соревнованиях по борьбе в 281 году на 265-х Играх в Греции.

 Трдат III также вошел в историю тем, что именно при нем Армения стала первой в мире страной принявшей христианство как государственную религию в 301 году.
Победные традиции предка продолжил Вараздат Аршакуни. В музее Олимпийских игр, находящемся в греческой Олимпии, сохранилась древняя мраморная доска с упоминанием имен победителей Олимпийских игр. Согласно записи на этой доске, в 385-ом году царь Великой Армении Вараздат стал чемпионом Олимпийских игр в соревнованиях по кулачному бою.

Как писал Мовсес  Хоренаци, в дни их проведения по всей Греции объявлялся мир. Состязались только мужчины. Победители награждались венками и пользовались огромным почетом. Олимпийские игры были отменены римским императором Феодосием I в 394 г. Таким образом, армянский царь Вараздат был одним из последних победителей на античных играх.


ЗАГАДКИ ПУПОВИННОЙ ГОРЫ





В провинции Шанлы урфа (историческая Западная Армения) на юго-востоке Турции, в Гебекли-Тепе (в переводе - "Пуповинная гора"), был обнаружен самый древний в мире храм. То, что холм рукотворный, было известно археологам еще в прошлом веке (в 60-х годах). А с середины 90-х стамбульское отделение немецкого археологического института начинает здесь раскопки, и уже по первым находящимся на поверхности камням был сделан вывод, что они из каменного века. Это не только самое древнее культовое, но и самое крупное на сегодняшний день мегалитическое сооружение. Его уже окрестили "турецким Стоунхенджем", хотя, поскольку его возраст более 12 тысяч лет, он на 7 тысяч лет старше знаменитого Стоунхенджа, находящегося в Англии. А еще он построен на 5 с половиной тысяч лет раньше, чем первые города Месопотамии, известные нам по учебникам истории.



ГЕБЕКЛИ-ТЕПЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ идеально ровные круги, выложенные из прямоугольных каменных глыб, из которых поднимаются десятки гигантских Т-образных колонн, вырезанных из известняка. Колонны весом до 50 тонн достигают 5 м в высоту. Их приносили и устанавливали вручную. Ведь даже домашнего вьючного скота тогда еще не было. Полы в строениях сделаны из известняка, а вдоль стен, судя по всему, были расположены каменные скамейки. Т-образные колонны украшены искусной резьбой. На них изображены лисы, змеи, кабаны, журавли, львы, коршуны и другие птицы и животные. Обнаружены и существа, похожие по виду на людей, но они всегда изображаются без глаз, носа и рта. Большинство изображений вырезано на поверхности столбов в виде рельефа. Но встречаются и поражающие воображение трехмерные скульптуры. Одна из наиболее ярких - лев, спускающийся вниз по колонне. Все эти барельефы являются совершенно уникальными и свидетельствуют о том, что первобытные люди обладали высоким уровнем художественного вкуса и утонченности восприятия мира.
Первый камень был вырыт пастухом в 1994 году. На следующий год в Гебекли-Тепе с группой археологов приехал немецкий археолог Клаус ШМИДТ, который и по сей день возглавляет раскопки. Как говорит сам Шмидт: "Когда я впервые увидел это место, то понял, что у меня два варианта: либо уйти отсюда и никому ничего не рассказывать, либо всю жизнь исследовать этот объект".
Загадка Гебекли-Тепе не менее удивительна, чем тайны пирамид, но гораздо древнее. Ученые могут только предположить, что это было ритуальное сооружение, но достоверно неизвестно, что заставило древних людей собраться вместе и возвести такую поистине колоссальную постройку.
Среди исследователей и энтузиастов появляются самые разные предположения: от приземленных до невероятных. Одни считают, что Гебекли-Тепе был не храмом, а лишь местом, где жили люди, другие же выдвигают идеи о вмешательстве инопланетных рас в историю Земли и строительстве этого комплекса инопланетянами. Есть мнения, что Гебекли-Тепе являлся Эдемским садом или прообразом Ноева ковчега.
РОССИЙСКИЙ ИСТОРИК ГЕННАДИЙ КЛИМОВ СЧИТАЕТ, что Гебекли-Тепе и похожие постройки на территории России возвела одна и та же раса. Он подтверждает свою теорию тем фактом, что в IX тысячелетии до н.э. еще не было Черного моря и путь из русских при ледниковых степей в эти края был свободен.
Мы привыкли к мысли о том, что сначала появилось сельское хозяйство, а потом - поселения, но Гебекли-Тепе и в этом вопросе глобально меняет наше представление о древних людях. Ученые установили, что для возведения столь монументального строения нужно было собрать одновременно как минимум 500 человек. То есть все эти люди жили вместе.
Ученые предполагают, что именно строительство этого храма сыграло важную роль в процессе перехода к сельскому хозяйству, а значит и к зарождению цивилизации в привычном для нас представлении. Как только древние люди собрались вместе, стали жить в одной точке, стало сложно прокормить столько работников и паломников. И возможно, именно это подтолкнуло их к одомашниванию диких растений и животных.
Все заключения относительно храмового комплекса Гебекли-Тепе носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5% его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Датировка исследованной части относит конец слоя III к IX тысячелетию до н. э., а его начало - к XI тысячелетию до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII-IX тысячелетиям до н. э.
Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после IX тысячелетия до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой 10-20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек. На самом деле некоторые колонны весят до 50 т, поэтому людей нужно было еще больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.
НАЧАЛЕ VIII ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э. храмовый комплекс Гебекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан слоем земли в 300-500 метров. Кем и почему это было сделано - неизвестно. Первые поселения с глинобитными домами и закромами, полными гороха, пшеницы, миндаля и фисташек, нашли в этом же регионе. Судя по этим находкам, земледелие и животноводство появились на Армянском нагорье около 9 тысяч лет назад, а оттуда распространились на восток до Месопотамии и на запад до Средиземного моря. А дальше поселения разошлись по всей Европе и 7 тысяч лет назад достигли ее западной границы. С точки зрения известных археологов Гамкрелидзе и Иванова, Армянское нагорье было родиной всех ранних индоевропейских народов.
Комментарий председателя организации ,ИКОМОС-Армения директора Музея-заповедника "Эребуни" Гагика ГЮРДЖЯНА однозначен:
- Изучение этого уникального храма займет многие десятки лет. Он имеет несколько археологических пластов. И каждый хранит в себе много тайн и сюрпризов. То, что этот храм находится на территории Армянского нагорья, предполагает наличие армянского следа, скорее всего, довольно внушительного. Поэтому к исследованию этого слоя нужно привлечь и наших специалистов.

воскресенье, 11 февраля 2018 г.

ЕДИНСТВО СИМВОЛИКИ РОЖДЕНИЯ ВААГНА И ЕГИПЕТСКОГО ГОРА


Исследования показали, что мотив песни о рождении Ваагна и мотив рождения египетского Гора не только схожи, но и родственны (Ваганян В., 2009). В характеристической таблице 4 (См. ниже) приводятся в сравнении особенности и общие черты главных героев мотивов Ваагна и Гора.
Как показано на стеле Меттерниха Гор родился ночью во время полнолуния (В.А. Никонов) в зарослях лотоса, который является символом его рождения (рис. 7а). На правом краю рисунка (рис. 7б) изображена кобра в солнечной шапке, которая является символом летнего солнцестояния.
На левом краю изображена птица — Солнце в сложном головном уборе. Крылья птицы-Солнца скрещены. В гороскопе Гора с такими крыльями изображается Венера. Ее скрещенные крылья показывают, что Венера находится в зодиакальном созвездии Близнецов. Скрещенные крылья у птицы Солнца показывают, что оно находится в созвездии Близнецов.
Основную часть изображения занимает “глаз Гора”, который указывает на полнолуние и на рождение Гора. Гор родился в полнолуние во время солнцестояния, при этом солнцестояние происходило в зодиакальном созвездии Близнецов (В.А. Никонов).
На браслете (рис. 7в) изображен новорожденный Гор на цветке лотоса. На его голове Уреус – символ солнцестояния.

Рис. 7. Цветки лотоса (а). Символ рождения Гора (б). Браслет с новорожденным Гором (в), египетская стела с лотосом (г), фото из http://newhoros.narod.ru/all_sym.htm

Гор изображен голым ребенком, сосущим палец, дабы показать, что он только что родился. Над головой Гора диск Солнца (7в), которое в момент рождения Гора находилось высоко. С двух сторон от Гора изображены две одинаковые кобры с солнечными дисками над головами, которые являются символами летнего солнцестояния. Хвосты кобр подняты к диску Солнца над головой Гора.
Две одинаковые кобры – это символ близнецов, а хвосты, поднятые к диску Солнца, связывают близнецов с рождением Гора во время солнцестояния. Браслет показывает, что Гор родился во время летнего солнцестояния, которое происходило в созвездии Близнецов.
Поднявшая голову кобра, уреус, является символом рождения Гора во время летнего солнцестояния. В древне-египетских храмах, чтобы показать какое большое значение для Древнего Египта имеет рождение Гора, цветы лотоса, как символ рождения Гора, изображались огромными (рис. 7а и 7г).
Рассмотрим некоторые толкования изображений из других египетских артефактов, приведенные в труде В.А. Никонова. В центре украшения (см. рисунок слева в таблице 5) находится сидящая мужская фигура, которая держится руками за линию, состоящую из двух одинаковых полуокружностей. Над головой мужской фигуры изображен овал, в котором находится жук – символ Солнца, а над жуком находится диск Солнца на верхней точке полуокружности.
По обеим сторонам от мужской фигуры находятся изображения птицы-Солнца с солнечным диском над головами, которые охватывает кобры – символы солнцестояния. На кобрах надеты кресты ангх – символы рождения.
Украшение показывает рождение, на это указывают кресты во время летнего солнцестояния, на это указывают кобры и солнечный диск в верхней точке полуокружности, которая изображает путь движения Солнца по небосводу. Две одинаковые птицы с кобрами являются указанием на близнецов. Поскольку во время летнего солнцестояния, которое наступило в созвездии Близнецов, рождается Гор, то это украшение является в целом символом рождения Гора.
Создатель погребального папируса (средний рисунок таблицы 5) изобразил вокруг диска Солнца змею (символ движения планет). На фоне солнечного диска изображена сидящая фигура новорожденного мальчика, который сосет свой палец. Змея в данном случае показывает годовой путь движения Солнца. Она держит во рту свой хвост, при этом ее голова оказывается на вершине круга.
В гороскопе Осириса на стеле Меттерниха (правый рисунок таблицы 5) такая же змея, но с головой в нижней части круга,которая показывает зимнее солнцестояние. В случае когда змея с головой находится в верхней части круга она показывает летнее солнцестояние. Высоко поднятый диск Солнца также является указанием на летнее солнцестояние. Рядом с диском Солнца изображен “глаз Гора” – символ полнолуния и рождения Гора.
Львы являются символом первого шага к возрождению Осириса, когда Солнце находилось в созвездии Льва. То, что львы одинаковые является указанием на созвездие Близнецов, в котором происходило солнцестояние, во время которого родился Гор. Солнечный диск опирается на бараньи рога и две одинаковые фигуры львов. Баран с диском Солнца на рогах – это символ возрождения Осириса во время нахождения Солнца в зодиакальном созвездии Овна. Таким образом, этот артефакт рассказывает о возрождении Осириса и рождении Гора.
На артефакте изображена фигура Осириса с головой барана, на рогах которого находится диск Солнца. Это показывает время возрождения Осириса, когда Солнце находилось в зодиакальном созвездии Овна. Осирис стоит на подставке, при этом диск Солнца оказался высоко поднят.
Осирис на подставке — это символ солнцестояния, поднятый высоко диск Солнца также символ солнцестояния. С двух сторон от Осириса находятся две женские фигуры Венеры-Исиды. У левой женской фигуры на голове подставка для Солнца, у правой женской фигуры на голове трон. Две женские фигуры показывают расположение Солнца относительно Венеры во время возрождения Осириса и во время рождения Гора.
Кроме того, две одинаковые фигуры являются указанием что рождение Гора произошло в созвездии Близнецов. На правом краю рисунка находится планетный посох, который показывает, что изображенные фигуры являются небожителями.
За спиной правой женской фигуры находится вертикальный ряд символов, среди которых находятся цветы лотоса – символ рождения Гора, маленький планетный посох – символ принадлежности к небожителям, столб – символ целого года. Над столбом находится крест – символ рождения. Таким образом, данная композиция рассказывает о священных событиях – возрождении Осириса и рождении Гора (В.А. Никонов).
Таблица 4 Семнатические и символические связи образов Ваагна и Гора
ВаагнГор
1Мотив рождения Ваагна имеет для армян огромное значение. Он рисует картину восходящего солнца и утренней зари. Рисуется все мироздание в тройном аспекте и по нисходящему ряду – от космоса к человекуРождение Гора имеет
для Египта и египтян большое сакральное и религиозное значение
2Родился во время полнолунияРодился во время полнолуния
3Выбежал из горнила тростничка (является символом его рождения)Вышел из зарослей лотоса (является символом его рождения)
4Юноша златокудрыйМладенец
5Глаза Ваагна как два солнца (солнца и луны). Поднятые им руки к диску солнца являются символом летнего солнцестоянияГлаза Гора указывают на полнолуние. Поднявшая голову кобры является символом летнего солнцестояния
6Драконоборец, убийца         вишапов (вишапаках)Победитель змеи
7Невеста Астхик (звездочка, утренная звезда, связана с планетой Арусяк — Венерой)Супруга Венера (утренняя звезда)
8Символ Астхик (Венеры)  восьмиконечная крылатая звездаКрылья птицы Солнца символизируют Венеру
9На восьмиконечном кресте диагональные крылья скрещеныКрылья птицы Солнца скрещены
10На символах имеются две симметричные точки, розетки – символы БлизнецовВенера находится в зодиакальном созвездии Близнецов
11Совмещает функции солнечного божества, света, огня, грома и молнии, освободитель вод, покровитель жизниСолнечное божество, бог неба
12Представляется в виде фигуры юноши с солнечным  диском с крыльями (орла)Первоначально представлялся в виде парящей птицы (глазами которой были солнце и луна)
13Изображается на стеле -вишапакаре и на кресткамнях в виде фигуры человека, крылатого креста — древа жизни, солнечного дискаИзображается в виде сокола или человека с головой сокола, или крылатого солнечного диска
14Сын Вана и Ан или Арамазда и Анаит (Арамазд — верховный бог, творец неба и земли из языческого пантеона армянГор считался сыном Осириса и Исуды, одолевшим в единоборстве убийцу отца – злого бога Сета
15Рожден при родах небес, земли, моря, тростника и выодит на свет с дымом, огнем и пламенем, отражает общеиндоевропейский космогонистический мотивОсирис – сын бога земли и неба, символ умирающего и воскресающего бога, характерен для земледельцев
16Считается божеством зерна, дарующим жизнь и влагуОсирис считается богом зерна, виноделия, дарующим жизнь и влагу
17Над головой диск солнцаНад головой диск солнца
18Руки протянуты к небесам к крылатому солнцу
(символу солнцестояния)
Солнцестояние происходило в зодиакальном созвездии Близнецов
19Предок и покровитель армян, первочеловек (по М. Хоренаци)Покровитель власти фараона
Армянский Ваагн и Египетский Гор (древнейший космогонистический миф и архаичная символика восхода солнца, рассвета, древа мирового) Проф. Ваганян Г., Ваганян В., член Союза дизайнеров Армении и Центра исследования доисторического искусства, Валькамоника, Италия 01.03.2011 © Vahanyan G., Vahanyan V., ArcaLer-HaykNet, Armenia

пятница, 9 февраля 2018 г.

АРМЕНИЯ — ДОМ АРМЯНСКИХ БОГОВ


В. Н. Топоров, развивая идею Н. Марра, отмечает, что особенности армянской мифологии состоят “в необыкновенно далеко зашедшем взаимопроникновением, двух, казалось бы, противоположных друг другу сфер – мифологической и исторической, о чем можно судить хотя бы по “Истории Армении” М. Хоренаци,
в которой на основании комбинирования данных из собственно исторических источников с мифологическими сведениями, почерпнутыми из народного эпоса (“випасанк”, “ерг випасанк”), создаются… синтетические мифо-исторические персонажи и связанные конечно с ними сюжеты, составляющие важнейшие узлы раннеармянской истории…”.
Айк Наапет (2107-2027 гг. до н. э.) — патриарх-родоначальник, основатель династии Айказуни, объединил армян и разгромил в сражении Дюцазнамарт войска титана Бэла [27], положив начало армянской государственности 5. Самоназвание Армении Айастан [Hayastan] в переводе с армянского означает дом/жилище армянских богов или дом творящих и говорящих на армянском языке (ай – “армянский”, ас – “бог” и тан или тун – “дом”).
В древности, кроме самоназвания страны армян “Haykh”/”Hayq” (арм. Հայք), образуется второй топоним – Армения, который произошёл от имени одного из потомков Айка, царя Арама I Великого Айказуни (1828-1770 до н. э.). Топоним “Армения” стал основным для обозначения страны у древних персов, греков и парфян: “…Арам совершил много доблестных подвигов в сражениях… он раздвинул пределы Армении во все стороны. Все народы называют нашу страну по его имени, например, греки — Армен, персы и сирийцы – Арменикк” [27].
Ованес Драсханакертци 6 в своем труде, продолжая следовать Мовсесу Хоренаци [27], отмечает, что греки “назвали эту страну Протин Армения, что переводится как Первая Армения”. Потомок Айка “Арам, рассказывают, [совершил] много подвигов мужества в войнах и расширил многими набегами пределы Армении на все четыре стороны.
Из-за блистательных, великих деяний могущественного мужа народы, что окрест нас, прозывают нас совокупно по его имени арманеаками. Он с доблестным мужеством завоевал и подчинил себе не только тех, коих легко победить, но и Капуткец и назвал ту первую страну по своему имени Арменией – этим именем греки и поныне называют эту страну” [21].


Рис. 3. Карта Армении при Царе Араме Айказуни: расположение пяти Армений, 1827-1769 гг. до н. э. [3]
“Вот эту область, названную по имени его Арменией, вплоть до пределов Понтийских 7 он назвал Первой Арменией, от Понта до окрестностей города Мелитены 8
– Второй Арменией, от Мелитены до границ Цопка 9
– Третьей Арменией, а от Цопка до города Мартирополя и западной страны Алдзник 10
– Четвертой Арменией, и эта [последняя] тянется до границ собственно его владений. А свою собственную коренную обширную страну он зовет Великой Арменией.” Данная территория пяти Армений (рис. 3) выделяются также при правлении его потомка – царя Ара Прекрасного из династии Айказуни (рис. 4). 
Основанное Айком государство охватывало Киликию, Армянскую Месопотамию, Малую Армению, Великую Армению и север Кавказа. Потомок Айка Арам Великий (1828-1770 гг. до н. э.) завоевал всю Месопотамию. Его сын Ара Прекрасный потерял земли. Царь Анушаван снова превратил Армению в империю. Но дальше начался период раздробленности. В XVI в. до н. э. Армения распалась на 5 частей: Армения (остаток государства под властью Айказуни), Арарата, Айаса (династия Ани), Куццувадна (Киццуаданавани) и Митанни (Айказуты).
Митанни было завоёвано Ассирией, Айаса стала частью Армении, хетты завоевали Киццуватну. В Арарате стала править новая династия и государство стало называться Урарту (Айрарат, Биайна). Великая Армения, включающая древние армянские штаты при Тигране
II, превратившись в крупнейшую державу, имела границы от Куры до Иордана и от Средиземного моря до Каспийского. Граничила с Колхидой и другими легендарными государствами, описанными в древнегреческой мифологии.


Рис. 4. Карта Армении при Царе Ара Прекрасном Айказуни: расположение пяти Армений, 1743-1725 гг. до н. э. [3]
Таким образом, выделяется третье понятийное поле числа пять в географической символике древней Армении: в определенные исторические периоды выделяются пять Армений. Четвертое понятийное поле в древнеармянском мировоззрении выделяется в мотиве “зуба как треугольника или дома”. По мнению авторов, наши предки обладали преимущественно правополушарным мышлением, что направляло вектор мышления к образному, интуитивному, ассоциативному [17, 46].
Учитывая этапы аналитического и абстрактного мышления в парадигме их развития, выделяется графическое изображение треугольника со значением “дом” в армянских наскальных рисунках (рис. 5). Архетип “дома как зуба” (арм. атам – “зуб”, тун – “дом”) – один из первичных глубинных прообразов, который предопределяет место человека в мире через его принадлежность к своему пространству и границу, отделяющую его от чужого пространства.
В древнеармянских мотивах концепция зуба как треугольникадома обретает как внеязыковые (культурные артефакты, особенности национального мышления и поведения), так и внутриязыковые (фразеологизмы, мифы и сказания) проявления. Особенностью вербализации концепта “tun” является его сохраненные поныне переходные формы wan –> ban11 –> bun12 –> tun13. Понятие “дом” представляется как исходная точка освоения пространства человеком. Данный концепт чередуется с такими смежными понятиями как изначальное слово (ban), изначальное обиталище (bun) и изначальная территория проживания человека разумного (wan) [18].

Рис. 5. (а) Гора как модель дома. (б) Глхатун. Идеограммы, Армения: (в) дом-гора; (г) царь; (д) зуб. (е) Армянские хачкары (крест-камни) с изображением ступенчатой горы [20, 45]. (ж) Львы по сторонам священного квадрата. Фрагмент росписи урартского фриза, II половина VIII века до н.э., Национальный исторический музей Армении. (з) Карта, изображающая Ассирию, Вавилон и Армению. Британский Музей: BM 9268714
Космогоническое представление концепции зуба как дома изначально принимает геометрическую форму в наскальных рисунках Армении (рис. 5в), а позднее и орнаментальную. Встречаются как схематические рисунки геометрических фигур (треугольники, квадраты), так и образные наскальные изображения.
Сформированый графический образ переходит из одной культуры в другую посредством первых межкультурных коммуникаций. В дальнейшем праформа данных образов бессознательным образом сохраняется в мышлении, образуя слой предконцептуальных предзнаний, который проходит через призму когнитивных механизмов, предопределяя их формирование и принципы их функционирования.
В генетическом сознании народа сложились устойчивые ассоциации: извержение вулканов и выбросы смертельной лавы представлялись в образах дракона/змеи, который выползал из своего дома – горы15, небес или воды. Наблюдается архетипный переход в изображении дома от графических символов треугольника к стилизованному представлению дома как горы [18, 46]. Данный архетип сохранился в армянской архитектуре вплоть до XIX века при сооружении глхатунов 16.
Необходимо отметить концептуальную схожесть в изображении дома, горы, зуба и царя в армянских наскальных рисунках (рис. 5 в-д). Выделяются также армянские крест-камни (рис. 5е) с изображением ступенчатой горы у основания стелы. Идентичный мотив зубчатой ступенчатой горы/дома выделяется в фрагменте росписи урартской фризы (рис. 5ж). В Вавилонской карте мира (рис. 5з) также имплиментирован мотив изображения дома/страны в виде треугольника. Данный мотив можно сравнить с основными мотивами в наскальных рисунках и изобразительном искусстве Армении [5].
При когнитивном картировании признаки и свойства признаков и мотивов первоисточника находят свои переходные формы в родственных/коммуницируемых культурах. Следует отметить, что речь идет не только об аналоговом картировании при переносе образов по сходству и смежности, но в большей мере о субститутивном и контрастивном картировании.
Отрывок из статьи: СИМВОЛИЗМ ЧИСЛА ПЯТЬ В ДРЕВНЕАРМЯНСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ Проф. Г. Ваганян, кандидат искусствоведения В. Ваганян, аспирант В. Багдасарян
5. 11 августа 2492 г. до н. э. (по традиционному армянскому летоисчислению), или в 2107 г. до н. э. (по “Хронологической Таблице” Микаэла Чамчяна).
6 Католикос Иованнес VI Драсханакертци, 40 е годы IX в.
7 Имеется в виду Понт древняя область в Малой Азии по побережью Понта Эвксинского (Черного моря); первоначально составляла часть Каппадокии.
8 Мелитена (современный г. Малатья в Турции) главный город одноименной области на правобережье Евфрата, напротив Цопка Софены; в IV V вв. находилась в пределах Византийской империи.
9 Цопк Софена, на западе имела границей течение Евфрата, с юга отделялась от Месопотамии одним из отрогов Тавра, на севере граничила с областью Екелеац, а восточные пределы определялись положением ее столицы Каркатиокерта, который лежал, вероятно, на месте Мартирополя. (Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ер., 1971, с. 30 31)
10 Алдзник область к югу от Сасуна. Была одним из четырех бдешхств Великой Армении. В ассиро вавилонских и урартских надписях известна под названием Алзини (Армения по “Ашхарацуйц” у, с. 34).
11 В армянском языке բան означает слово, дело, труд, вещь, предмет [23].
12 В армянском языке բուն1 – означает истинный, подлинный, настоящий, сущий; բուն2 – ствол; բուն3 – гнездо, очаг.
13 В армянском языке տուն означает дом, династия, род.
14 Источник: wikipedia.org

воскресенье, 4 февраля 2018 г.

АРАТТА — ДОМ БОГИНИ АНАИТ


Аратта – страна, расположенная в Араратских горах, охватывающая озеро Ван и другие области государства, упоминаемая в шумерской мифологии, связанная с именами Энмеркара и Лугальбанды, двух ранних (полулегендарных) царей Урука, также упоминающихся в Списке царей Шумера.
Аратта в шумерской литературе описывается следующим образом: это сказочно богатое место, где много золота, серебра, лазурита и других ценных материалов, а также много ремесленников, умеющих их обрабатывать;
Аратта находится далеко (от Урука), до неё трудно добраться; это дом богини Инанны (Анаит, Астхик, Иштар), которая позднее вместо Аратты начинает “благоволить” Уруку; Аратту завоевал Энмеркар из Урука. В шумерском списке царей Эриду назван городом первых царей.
Истории Инанны, богини Урука, повествуют, как она отправилась в Эриду, чтобы заполучить дары цивилизации. Вначале Энки, бог Эриду, попытался вернуть эти источники своей власти, но позднее охотно признал, что теперь Урук — центр земли.
Это, мифическое описание перемещения центра власти на север. Богами Урука (шумер. Унуг, библейск. Эрех, греч. Орхоя, соврем. Варка были Ан и Инанна (ср. с древнеармянскими Ан (Ана) – Анаит и Астхик, соответственно матери и супруги Ваагна, жены и дочери Вана).
Вавилонские тексты говорят о создании Эриду богом Мардуком (ср. с созданием города Вана первочеловеком Ваагном) в качестве первого города (Ваганян В., Ваганян Г., 2010, 2011), “святой город, жилище их (других богов) восторга (удовольствий)”. До Урука из Араратских гор можно было достичь на речных кораблях по Ефрату.
Эрех — был одним из древнейших городов Вавилонии; в Библии упоминается в числе городов Нимрода (Бытия, X, 10); в клинописных текстах называется Урук и упоминается с древнейших времен. Эрех (Быт.10:10) — один из четырех городов в земле Сеннаар (местности в Междуречье), составлявших вначале царство Нимрода, сына Хуша, внука Хама.
Другие города сего царства были: ВавилонАккад и Халне (Библейская энциклопедия Брокгауза, см. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора, а также Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Нимрода, пытавшего установить единовластие, покорить Араратскую страну, был убит Айком у озера Ван и захоронен на одноименной горе Нимрут.
Ану — (санскр.) Атом, титул Брамы, который, как сказано, является атомом так же, как и беспредельной вселенной. Намек на пантеистическую природу этого бога, а также (Халд.) — одно из высших вавилонских божеств. Царь Ангелов и Духов, Владыка города.
Отрывок из статьи: ЭР и Ван (Er and One)

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...