рис. 1 е
Результаты сравнительного анализа мотивов памятников культуры с изображениями Юпитера Долихена, Шамаша, Шивины, Митры, Аурамазды и Одина с архаичными мотива-ми, идентифицированными и интерпретированными на основе когнитивных мотивов армянских наскальных рисунков из базы “Каредаран”, показывают, что все они имеют единое происхождение и взаимосвязаны как во времени, так и в пространстве.
Статья иллюстрирует реконструированные авторами скрытые знания. Эти знания хранились в господском обиталище (храме знаний), построенном Айком после его возвращения из Вавилона в родной дом (дом Торгома и Асканаза).
В основе этих знаний лежат основные принципы натур-философии и метафизики, которые свидетельствуют о парадигме доисторического мировоз-зрения, единых философских и религиозных ценностей и взглядов у предков протоиндоев-ропейских, семито-хамитских цивилизаций, в той или иной форме оставивших следы в ми-фологиях древних армян, скандинавов и славян, народов Кавказа , урартийцев, шумеров и ак-кадцев, вавилонян и египтян, ассирийцев и хеттов, индийцев, китайцев и персов, римлян, мидян и греков, парфян, евреев и арабов.
Влияние древнеармянских мировоззренческих мотивов и символики
В Персии власть от парфянской династии Аршакидов перешла к персидской династии Сасанидов. Династия Сасанидов была основана Ардаширом I Папаканом после по-беды над парфянским царём Артабаном V (перс. Ardavan) из династии Аршакидов. Аршакиды свое происхождение связывали с Ервандидами, с древней армянской династией
(отВаагна , Айказуни — Айка). После сражения персов с римлянами в период правления императора Юлиана Отступника и его гибели, бывшая союзница Рима Армения переходит под влияние Персии.
(от
И не случайно на артефакте на скальном рельефе в Так-е Бостан (на северо-восточной окраине современного Керманшаха ) (рис. 1е) по случаю победы персов над римляннами изображены: царь Персии , под его ногами поверженный враг — царь римлян. Власть (в форме кольца – символа власти) от отца, царя Персии передается сыну под покровительством солярного божества, которое на рисунке 1е представлено стоящим на цветке лотоса. Таким образом, этот уникальный когнитивный артефакт свидетельствует о сохранении древних династических традиций, которые передавались от старшего поколения к младшему.
По мнению некоторых историков, скальный рельеф в Так-е Бостан является инвеститурным рельефом Арташира II (рис. 1е). Арташир II в куполообразной короне получает царскую диадему с лентами от царя Шапура II11, который увенчан зубчатой коро-ной; тем самым подчёркивается законность передачи власти от Шапура II Арташиру II. Фигура слева, стоящая на цветке лотоса, является богом Митрой, который своим присутствием скрепляет договор о передаче власти. Арташир II попирает лежащую ничком фигуру бородатого римского императора Юлиана Отступника .
Царская власть скрепилась договором. Этот договор заключается под покровительством солнечного божества (рис. 1е). Однако известно, что Митра родился из камня, а не из растения. Какое же божество замещает образ, напоминающий Митру. По мнению авторов, здесь можно заметить следы древней армянской традиции: в пурпурном море из тростника рождается драконоборец, громовержец Ваагн (образ которого трансформируется в солярное божество света, огня и грома). По урартским традициям, солнечное божество стоит над поверженным быком (рис. 1г, 1д). Царь Арташир , в свою очередь, попирает поверженного римского императора Юлиана (рис. 1е), которым заменяется образ врага.
По мнению авторов, на барельефе (рис. 1е) изображены атрибуты Ваагна [22], ко-торые легли в основу образа Митры. Митра стал единым божеством для армян, парфян и персов, в последующем также для римлян и других народов. На барельефе на рис. 1е изобра-жен не Митраи не Шивини , а древнеармянский герой Ваагн (в качестве солярного божества). Данный вывод согласуется с другой гипотезой: персидские цари (из парфян) Шапур II и Арташир II от семени Асканаза (происходят из династий асов – героев, которых древние скандинавы приняли за богов), в противном случае власть этой династии не могла столь безпрепятственно распространиться в Армении (наследнице дома Торгома14).
О наследственных правах царей парфянской династии (из семени Асканаза) на армянские земли свидетельствуют нижеприведенные факты. Шапур II начал кампанию про-тив римлян, чтобы отвоевать территории, принадлежащие его предкам. В своём письме Констанцию Шапур утверждал: “О том, что мои предки владели территориями до реки Стримон и границ Македонии , свидетельствуют даже ваши старые записи.
Требовать прежних границ подобает мне, так как я — никто не сочтёт высокомерным моё заявление, – превосхожу древних царей блеском и множеством выдающихся подвигов. На сердце у меня прежде всего чувство правды; придерживаясь его, я никогда не сделал ничего такого, в чём бы приходилось каяться. Я должен поэтому возвратить себе Армению и Месопотамию , которые были коварно отняты у моего деда”.
Другим важным свидетельством о едином мировоззрении древних армян (при власти царей из династий Айказуни и Ервандуни) и персов (при царях из династии Ахеменидов , парфянских Аршакидов, персидских Сасанидов) является стилизованная восьмиконечная звезда на флаге Сасанидов (рис. 2а). По мнению авторов, парфянская династия Аршакидов и персидская династия Сасанидов, основанная Ардаширом I Папаканом, после победы над парфянским царём Артабаном V из династии Аршакидов (перс. Ardavan, ср. с наиме-нованиями Аран, Агванк и Асан [от арм. ас], происходят, по-видимому, из различных вет-вей родственных династий Асканаза, Торгома и Айказуни.
Ключевым фактором, лежащим в основе выводов авторов, является некоторое сходство и преемственность используемой указанными династиями символики, которая имеет один и тот же источник происхождения. Например, в эпоху Сасанидов флагом династии стал “Драфш Кавиан”, фартук героя-кузнеца Кава (рис. 2a), который тот воздел на копье, призывая народ восстать против демонического тирана Дахага (схож с мотивом борьбы армянского Тиграна с мидийским царем Аждааком ).
Рис. 2. (а) Флаги Сасанидов (224 — 652). (б) Серебряная монета в честь победы Рима над Арменией с изображением Марка Антония , на обратной стороне – изображение армянской тиары с восьмиконечной звездой в честь победы римлян над Арменией, на заднем плане изображены лук и стрела – символы Армении, 37г. до н.э. (в) Серебряная монета с изображением армянского царя Тиграна Великого (Ервандида) в армянской царской тиаре с восьмиконечной звездой, 140 – 55гг. до н. э.19
На “фартуке” — четырехконечная звезда удачи “Акотар”. Потеря флага на поле боя приводила к поражению войска. При внимательном рассмотрении на флаге и на фартуке изображена трансформированная восьмиконечная звезда. Восьмиконечная звезда в характер-ном армянском стиле изображена на армянской короне (тиаре) на римских и армянских монетах (рис. 2б, в).
На рисунке 3 приведены иллюстрации основных этапов трансформации мотива борьбы человека с силами природы, которые представлены в армянском наскальном искусстве: борьба человека с драконом/змеей и с быком (а,б), битва свастикообразного (солярного) сим-вола героя с небесным быком (в), победа над львом (г).
Рис. 3. Наскальные рисунки Армения VIII-IV тыс. до н.э.: трансформация мотива борьбы героя с вишапом/небесной змеей (а, б), с небесным быком (в), со львом (г)
Рис. 3. Наскальные рисунки Армения VIII-IV тыс. до н.э.: трансформация мотива борьбы героя с вишапом/небесной змеей (а, б), с небесным быком (в), со львом (г)
О распространении и влиянии древнеармянских мировоззренческих мотивов и символики на мышление, культуру раннего христианства также свидетельствует монета Константина Великого с изображением его лабарума (рис. 4), пронзающего древком змею (аллегорически изображает победу христианства над змеем/драконом/дьяволом). Эта символика имеет единое происхождение и генетически связана с мотивом “Песни о рождении Ваагна” и его атрибутами.
Согласно источникам, “Еще св. Константин Великий (правивший в 306-337 годах) чеканил монету, на реверсе которой был изображен лабарум (императорский стяг, увенчанный монограммой Христа), древко которого пронзает змею; существовал прижизненный портрет Константина, на котором он сам попирал аспида. Вероятно, имелся в виду побежденный соперник – Максенций ; но позднее, в свете религиозных реформ, змею на этих изображениях стали соотносить с язычеством”20.
Рис. 5. Птолемей III (Благодетель), король Египта, 246-221 гг. до н.э.21
На рисунке 5 представлена еще одна монограмма — египетская монета с изображением Птолемея третьего с орлом.
Символ с монограммой, похожей на монограмму Христа, таким образом, использовался до появления христианского учения.
Монограмма использовалась и была известна царским династиям. Она христианизировалась, хотя сохранила основную идею союза четырех основных сил природы/стихий, олицетворяющих идею наследственной королевской (царской) власти, идею божественной силы.
Отрывок из статьи кандидата искусствоведения Ваганяна В., профессора Ваганяна Г.: Альфа и Омега: Юпитера Долихена, Зевса , Шамаша, Шавини, Митры, Ахурамазды , Арамазда и Одина -Все от одного учителя (Ваагна).
10. По договору 387 года, к Сасанидам отошли районы Месопотамии и большая часть Армянского царства . Пос-ледним сасанидским шахиншахом (Царём царей) был Йездигерд III (632-651), потерпевший поражение в 14-лет-ней борьбе с Арабским халифатом .
11. Исключительно кровопролитные войны Шапура II с Римом за Армению и Месопотамию явились централь-ным событием ближневосточной истории IV века. За семидесятилетний срок правления Шапура с ним (или его полководцами) пришлось скрестить оружие почти всем значительным римским императорам Константинова дома.
12 Недавно в Коммагене немецкие археологи обнаружили стелу с изображением неизвестного божества (возможно, Митры). По мнению авторов на стеле изображен Ваагн, который выходит из тростника. []
13 Шивини — урартский бог Солнца, третий по значимости бог урартского пантеона, следом за верховным богом Халди и богом грозы и войны Тейшеба . Супруга бога Шивини — богиня Тушпуеа; его символ — крылатый диск. Другое имя бога Шивини — Артинис. Последний вариант сохраняется в современном армянском языке в значении восходящее солнце (Turner, Patricia and Charles Coulter. Dictionary of Ancient Deities. Oxford Univ. Press US, 2001. pp. 71, 268, 399, 461).
14 Торгом – младший брат Асканаза. До переселения в Сарматию Асканаз передал ему свой дом. От Асканаза пошли сарматы, от Торгома – ваны.
15 “Святое Писание указывает нам на Авраама как на двадцать первого патриарха, начиная от Адама; от него пошло племя парфян. Ибо говорится, что по смерти Сарры Авраам взял в жены Кетуру , от которой родились Емран и его братья, коих Авраам при своей жизни отделил от Исаака и отправил в восточную страну. От них происходит племя парфян, и из числа последних был Аршак Храбрый, который, отложившись от македонян, процарствовал в Стране кушанов тридцать один год. После него (царствовал) его сын Арташес — двадцать шесть лет, затем сын последнего Аршак, прозванный Великим, который убил Антиоха и поставил царем в Ар-мении своего брата Валаршака, сделав его вторым после себя (лицом)”
16 Аммиан Марцеллин . Деяния. Книга XVII, 5.5-6. В правление своего отца Шапура I Нарсе правил “Индом, Са-кастаном и Тураном вплоть до побережья моря”, как гласит надпись Шапура на “Каабе Зороастра ”. Затем начиная примерно с 276 года Нарсе был “Великим царём” Армении. Шапур I (правил приблизительно в 240/243 — 272/273 гг.) — царь царей (шахиншах) Ирана. Из династии Сасанидов, сын Арташира I.
17 См. Асан-Джалаляны: потомки прародителя Айка и ветхозаветных патриархов, http://www.gandzasar.ru/arme-nian-crown-the-gandzasar-code.htm
18 Аждаак — в армянской мифологии человек-вишап (человек-дракон). Для царя мидян Аждахака (иранский Ажи-Дахака, букв. “Дракон Дахака”) союз Кира (Кир II Великий 559—530 гг. до н. э., oснователь Персидской державы и династии Ахеменидов, свергший власть мидийских царей) и Тиграна (самый могущественный и разумный из армянский царей [22], при помощи Кира сокрушил владычество маров и, покорив греков, раздвинул пределы страны, доведя их до крайних древних ее рубежей) представлял угрозу.
19 Источник: http://www.peopleofar.com/2011/11/20/the-armenian-crown/
20 Медведев М. Георгий Победоносец: святой иконы и герой герба.
21 Источник: http://www.wildwinds.com/coins/greece/egypt/ptolemy_III/i.html#