воскресенье, 30 сентября 2012 г.

Тюр

Продолжение следует...



Тюр

Другим более древним богом был бог воинской доблести по имени Тюр. О нём тоже очень мало информации. Хотя он назывался сыном Одина, на самом деле он, как и другие боги, мог считаться его сыном только по старшинству в иерархии. В эддической "Песне о Хюмире" Тюр называет себя сыном великана Хюмира.
О Тюре в основном нам известно из мифа о чудовищном волке Фенрире. Сей волк якобы вырос таким сильным, что боги стали его бояться и решили посадить его на цепь. Обычные цепи не удерживали зверя, а позволить надеть на себя волшебные цепи Фенрир не соглашался до тех пор, пока в качестве залога Тюр не положил ему в пасть свою руку. Когда волк понял, что не в силах порвать узы, он откусил руку Тюру. Так Тюр стал называться одноруким.
На илл.: Тюр. Из ирландского манускрипта XVIII в., находящегося в Королевской библиотеке Дании.

Разобраться в том, кем был Тюр, нам поможет Шумерский список царей. Там говорится, что Думузид победил однорукого Ен-мебарагеси. Ен-мебарагеси, как мы помним, был Нингижзидой (Даму, Асклепием, Амфиараем), который был убит в его втором походе против Урука-Фив, когда город защищал Гильгамеш. Значит, Тюр мог быть Нингижзидой.
Фивы считались городом Кадма (Набу), и, как мы видели ранее, кадуцей Нингижзиды-Асклепия был присвоен Кадмом-Гермесом. Кадуцей вполне мог быть чудесным копьём Одина (Кадма-Гермеса) Гунгниром, которое всегда попадало в цель. Раньше перед началом битвы Тюр забрасывал копьё в стан противника. Потом это стал делать Один. У викингов такой обычай забрасывания копий за головы противников сохранялся долго. Археологи нашли множество копий, посвящённых Тюру. Вначале в жертву Тюру вешали людей, потом вешать стали в жертву Одину. Потому преемственность между ними очевидна1. Тюр-Амфиарай мог потерять руку на Калидонской охоте, в которой он принимал участие. А Калидонский вепрь мог быть волком Фенриром, внуком Ехидны-Бау. Похоже, что Волк доверял Тюру, и вепрь мог доверять Амфиараю-Нингижзиде, потому что был сыном сестры Нингижзиды по его матери Бау.
Сначала Тюр был богом справедливости и закона. "Мудрый, как Тюр, называют того, кто всех умнее", "Смелый, как Тюр, называют того, кто всех одолевает и не ведает страха..." (Младшая Эдда, Речи Высокого). Позже он вдруг оказывается неправедным судьёй. Мифологи обычно объясняют такую трансформацию образа Тюра причиной его увечья 2. Однако , зная теперь, какая борьба за власть происходила между богами, можно смело предположить, что Нингижзида стал неугоден богам клана Приама-Энея-Нанайи, когда он перешёл на сторону Мелькарта, и потому сразу приобрёл отрицательные черты.

1 Arthur Cotterell. Norse Mythology. Lorenz Books, 1997.
2Г. Бедненко. Тюр - небесный отец, стойкий воин и неправедный судья. http://pryahi.indeep.ru/nordika/tyr.html.
Один


Многими мифологами считается, что вначале Тюр был верховным богом1, но потом его полномочия перешли к Одину, и только тогда Один стал называться Всеотцом. Однако Всеотец был воином и вождём. Один, хотя и вобрал в себя эти характеристики, всё же был более мудрецом, колдуном и проводником душ павших в битве воинов в Вальхаллу, чем воином. Фактически ни та, ни другая Эдда не описывает Одина сражающимся. Поэтому вначале Всеотцом был Энлил. Эней, возможно, и не появлялся там после того, как стал Зевсом. Один (Набу,Гермес,Тот) сначала был одним богом создателем из трёх, но позже именно он стал главным богом. Как Гермес и Тот он был тесно связан с миром мёртвых и магией и обладал искусством дипломатии и обмана. О том, что именно рим.Меркурий (кем был греч. Гермес, шум.Набу, егип.Тот) был верховным богом древних кельтов, пантеон которых был близок скандинавскому, заметил ещё Юлий Цезарь. В своих записках о галльской войне "Commentarii de bello Gallico" он писал: "Из богов они превыше всего почитают Меркурия. Он имеет наибольшее количество изображений, галлы считают его изобретателем всех искусств и проводником всех дорог и путей и полагают, что он имеет наибольшую силу в торговых делах и обогащении. Вслед за ним они почитают Аполлона, Марса (греч. Ареса), Юпитера (Зевса) и Минерву (Афину). Об этих божествах они имеют приблизительно такие же представления, как остальные народы: Аполлон отгоняет болезни, Минерва учит основам искусства и мастерства, Юпитер управляет небесами, Марс заведует военным делом"2.

1Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей, 21,176. http://www.psylib.ukrweb.net/books/eliad03/txt06.htm.
2 "Записки о галльской войне", VI.16-18.
Зевс (кем был Эней), как видите, в списке стоит только на 4-ом месте. Аполлоном мог быть сын Нанайи Мемнон, Аресом - сын Приама Гектор.
Один изображался одноглазым. Свой глаз он якобы пожертвовал за разрешение испить из источника.Мимира, чтобы приобрести мудрость. О том, что Один-Тот потерял один глаз, есть намёк и в египетских мифах.

Так, сначала правым глазом бога Ра (Энлила) считалось солнце, а левым глазом - луна. Когда утвердился культ Гора, тогда стало принято считать правый глаз -глазом Ра (в то время это был Ра-Хоракти - Эней), а левый- глазом Гора.
Однако до этого, или в одно и то же время , левый глаз стал также считаться глазом Тота.
На илл.: животное Тота - павиан, держит его глаз перед Тотом.
Учитывая равную популярность и Гора, и Ра-Хоракти, можно предположить, что причиной, по которой глаз Тота стал луной, было не смещение власти в руки Тота, а совершенно прямая причина: Тот действительно мог потерять глаз в одном из многочисленных побоищ, устраиваемых богами. Потому он мог объявить, что он отдал свой левый глаз, чтобы его глаз стал луной. Недаром же он был богом ловкости и обмана.
В Египте он помогал Анубису мумифицировать тела умерших. А на севере он сам якобы мумифицировал голову великана Мимира.

Фригг
Первой женой Одина была Фригг. Одним из самых заметных её атрибутов было веретено, которое, как известно, являлось МЕ Инанны 1-Афины. Однако Фригг покровительствовала браку, деторождению, а не войне. Она явно не была Инанной. Кто же это мог быть?
Кроме как с Инанной, Набу-Тот зачастую появлялся в дуэте со своей матерью-женой Нанайей, которая получила МЕ Артемиды после смерти Нингал и как раз покровительствовала браку, домашнему очагу и деторождению. Кроме того, как Артемида она должна была соблюдать целомудренность. Это было трудно, потому что с самого начала она также была и неразборчивой в любовных отношениях Эос. Что впрочем нашло отражение и в скандинавских мифах, где упоминается о том, что Фригг в отсутствие Одина разделяла ложе с его братьями 2 . Фригг-Эос также не ревновала Одина к его многочисленным любовницам (Ёрд, Ринд, Гуннлёд, Грид и др.), как это делала Гера-Нинхурсаг по отношению к Зевсу-Энлилу. Если Фригг была Нанайя, то откуда у неё могло появиться веретено? 3
Как было показано в предыдущей главе, Инанна могла потерять это МЕ вместе с МЕ Афродиты во время первого похода Геракла-Мелькарта на Трою. Тогда Набу ещё был на стороне лагеря Нанайи-Приама. Таким образом, Фригг могла быть Нанайя. К Фригг призывали для победы в войне 4, а Нанайя также была воинственной богиней 5. 1 Шумерский миф "Энки и новый мировой порядок". 2 Старшая Эдда, Перебранка Локи, 26. 3 Здесь мы не говорим об обычных предметах. Кроме веретена, у Фригг, конечно, были другие предметы для домашнего пользования. Но веретено - это то, с чем она постоянно изображалась. Это то, что должно было остаться для истории. Это было священным МЕ, означавшим способность к предвидению, предсказанию и даже к изменению судеб). 4Paul the Deacon,Historia Langobardorum. Harrison, D. & Svensson, K. (2007). Vikingaliv FДlth & HДssler, VДrnamo. p. 74 5 В шумер. тексте "A šir-namšub to Utu" она (Шерида) зовётся "юной предводительницей битвы"


На этом поминальном камне со шведского острова Готланд (400-600 гг.) изображена та же самая Фригг. Как богиня со змеями она так изображалась на Крите. Поскольку после первой битвы за Трою она стала богиней- матерью Лето, она стала изображаться как богиня-мать с раздвинутыми для рождения ногами. Однако её изображения отличались от изображений беременных богиней-матерей Нинхурсаг (ниже илл.1) и Бау (илл.2 - Бау как егип. Хекат).
Нанайя в образах Ладжа Гаури (ниже на илл. слева) в Индии, как жена Шивы (Гелена), и как известная во всей западной Европе Шала-на-гиг (2 др.илл.), хоть и изображалась в позе роженицы, редко имела признаки беременности 1. Поэтому её изображения носили более сексуальный характер, нежели чем являлись символами деторождения и плодородия.
1 Jitamitra Prasada Simhadeba.Tantric Art of Orissa, p.66
На подобных этим артефактам заметен акцент на половых органах и некое пренебрежение всех остальных черт.
Заложники в городе богов Трое-Асгарде Второй женой Одина была Фрейя. Она появилась среди асов вместе со своим братом Фрейром и отцом Ньёрдом позднее. Фрейя была из ванов, т.е. из второстепенных богов. Согласно мифу, она, её отец и брат были оставлены заложниками в Асгарде (городе асов-богов) после того, как ваны и асы заключили между собой мир.
Война между лагерем богов (асов) и лагерем богов, полу-богов и героев (ванов), как было показано на примере греческой мифологии, завершилась после нападения Гераклом-Мелькартом на Трою. То обстоятельство, что Мелькарт всё же получил МЕ своего отца Адада, а Приам остался в живых, и Диск остался у него (как Сет-фараон Джет он использовал этот диск в своё правление) , говорит о том, что между двумя сторонами было заключено перемирие. Следующим военным действом после похода на Трою была война против Трои, которая произошла через много лет после этого похода (известно, что Тевкр, рождённый после этого похода на Трою, стал участником Троянской войны). Поэтому без сомнений, перемирие было заключено, и мир продолжался довольно долго.
Интересно, что в Младшей Эдде совершенно открыто говорится, что скандинавский город богов Асгард и был городом Троей: "..они построили себе град в середине мира и назвали его Асгард, а мы называем его Троя. Там стали жить боги со всем своим потомством, и там начало многих событий и многих распрь на земле и на небе"1. В другом месте уточняется: "Вблизи середины земли был построен град, снискавший величавую славу. Он назывался тогда Троя, а теперь Страна Турков... В городе было двенадцать правителей. Эти правители всеми присущими людям качествами превосходили других людей, когда-либо живших на земле"2.

Сразу после заключения перемирия между асами-троянцами и ванами-ахейцами был убит Нимрод. Очевидно, боги боялись, что он опять начнёт войну и поспешили убрать его. В убийстве Нимрода-Осириса-Аргуса принимали участие Приам-Сет и Гермес-Тот. После убийства Нимрода Один (Гермес-Тот-Хнум), взяв Исиду-Семирамиду, поспешил в Скандинавию, подальше от мщения многочисленных потомков Нимрода.
"Одину и жене его было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь, оставив Страну Турков (см.выше: так называлась Троя). Он взял с собою множество людей, молодых и старых, мужчин и женщин, и много драгоценных вещей. И по какой бы стране ни лежал их путь, всюду их всячески прославляли и принимали скорее за богов, чем за людей. И они не останавливались, пока не пришли на север в страну, что зовется Страною Саксов. Там Один остался надолго, подчинив себе всю страну"3. В мифах также говорится о том, что Один поставил своих сыновей править в Дании, Швеции, Норвегии, среди готов, саксов и франков, т.е. на территории почти всей северной Европы 4.
1 Младшая Эдда.Видения Гюльви.
2 Младшая Эдда. Пролог.
3 Младшая Эдда. Пролог.
4 Круг Земной.Сага об Инглингах, V. Фрейя
Но вернёмся к "заложникам" асов. О Фрейе известно, что до женитьбы на Одине она была замужем за смертным человеком по имени Од (по другим сведениям он был воплощением бога Одина). Од пропал без вести, и Фрейя плакала о нём золотыми слезами. Без всяких сомнений, Фрейей была Исида, только что ставшая вдовой после смерти Ода-Нимрода.
Фрейя считалась богиней плодородия, кем стала Исида после смерти Бау-Деметры. Фрейя и Один делили между собой души падших в битве воинов, поскольку как Исида и Тот они были связаны с миром мёртвых.

Фрейя, как считалось, была колдуньей ("первая научила Асов колдовать" Круг земной,4), как и Исида (егип.миф "Секретное имя Ра"). У Фрейи было волшебное соколиное оперение, и она могла летать как сокол. Также Исида превращается в сокола, чтобы разыскать тело погибшего Осириса.
Фрейя прибыла в Скандинавию позже Фригг, которая была известна не только на севере страны, как Фрейя, но также и на юге. Позже образы Фригг и Фрейи слились, и это потому, что Фрейя пережила Фригг и заняла её место в пантеоне Скандинавии.
Фрейя прибыла с братом Фрейром. У Исиды брата не было. Кем же мог быть Фрейр?
Фрейр

Отношения между богами и богинями, как вы могли уже заметить, не были фиксированы моральными законами. Из-за долгой продолжительности жизни бабушки могли выходить замуж за своих внуков. Так, например, блудливая Эос-Нанайя похитила Кефала и имела от него сына Фаэтона. Согласно Овидию1, Кефал был сыном Гермеса, а значит: внуком Нанайи. В инцест со своими сыновьями из известных нам богинь были вовлечены: Нингал, Нанайя, Исида и возможно Нинлил (с Астаром-Сином). При этом их сыновья могли называться их братьями (например: Европа-Нанайя и Кадм-Набу) и даже отцами (Ариадна-Нанайя названа дочерью её сына Миноса). Поэтому Фрейер мог быть сыном Исиды Нинием-Ахиллом-Сопду. Когда они пришли в Скандинавию ему не было ещё 30 лет.
О том, что Фрея имела любовные отношения со многими мужчинами говорит миф о том, как она заполучила золотое ожерелье Брисингамен, переспав с четырьмя гномами. В развращённости её также упрекнул Локи, заявив, что она делит ложе даже со своим братом Фрейром 2. О Фрейре(Сопду-Ахилле) нам известно совсем немного. Он был богом урожая, почти как и все ваны, а также защитником и хранителем мира. Многие считают его фаллическим богом плодородия.

Серебрянная статуэтка Фрейра из Содерманланда, Швеция, IX век. Он сидит в буддистской позе со скрещенными ногами и поднятым половым членом.
Как видно, Ахилл-Фрейр научился этому стилю от Гермеса-Тота.
У кельтов Сопду возможно был богом Цернунном, который изображался в такой же позе. В музее Реймса есть кельтский рельеф, на котором изображены Цернунн вместе с Гермесом и Аполлоном. Это - Ахилл, Тот и другой сын Нанайи - Мемнон. Именно та же компания, которая была в Скандинавии.
1Овидий. Наука любви III 725. 2Старшая Эдда, Перебранка Локи. Тор и Сиф

Воинственным богом грома Тором был, конечно, Геракл-Гильгамеш. Схватки Тора с великанами были схватками Гильгамеша с героями из лагеря Мелькарта, а также с теми, кто был против власти богов. Любимым оружием Тора был волшебный молот Мьёлльнир, который обладал неограниченной разрушительной силой и всегда попадал в цель, при этом возвращался к владельцу, как бумеранг.Этот молот достался Гильгамешу после убийства бога-кузнеца Гефеста.
Женой Тора Сиф была подательница вина и пива греческая Геба, или шум.Кугбау. Подательницей вина богам она выступает и в "Перебранке Локи" (Старшая Эдда). После смерти Гильгамеша Тором стал сын Мемнона. " Одного конунга в Трое звали Мунон или Меннон (от авт.: т.е. Мемнон - сын Нанайи). Он был женат на дочери верховного конунга Приама, ее звали Троан. У них был сын по имени Трор, мы зовем его Тором" (Младшая Эдда. Пролог). Сын Мемнона уже не имел молота, молот был возвращён новому Гефесту (сыну Мелькарта- Мандулису) после смерти Тора-Гильгамеша. А в Скандинавии появились мифы о краже молота Тора великанами.

Перемирия между асами и ванами
Легенды намекают на то, что перемирий между асами и ванами было два. Первый раз перемирие было нарушено колдуньей Хейд, или Гулльвейг 1, по чьему совету ваны убили великана Мимира. За это асы пытались убить её (сжечь, забить копьями), но она всякий раз возрождалась вновь. Один, метнув копьё в лагерь ванов, начал войну опять: "В войско метнул Один копьё, это тоже свершилось в днипервой войны; рухнули стены крепости асов, ваны в битве врагов побеждали" 2.

Однако позже опять было совершено перемирие, и именно тогда в лагерь асов вошли заложники от ванов: Фрея, Фрейр и Ньёрд. С тех пор асы и ваны жили в мире (в скандинавских мифах).
Это значит, что противостояние между асами и ванами началось сразу с приходом новой верховной власти Энея, и после похода Аргонавтов начались конфликты, или "первая война", когда ваны (лагерь Мелькарта-Нинурты-Инанны) побеждали. Тогда было заключено первое перемирие, которое продолжалось около 20 лет: от Калидонской охоты до первого похода на Фивы, когда после убийства Пелия-Мимира перемирие было нарушено. Греческой колдуньей, по чьему совету Пелий был убит, и кто таким образом спровоцировал конфликт, была волшебница Медея. Её, как и Хейду, побаивались все. После убийства Пелия-Мимира начались распри между богами опять. Герои-ваны победили богов-асов в битве с Авгием, Нелеем и Гиппокоонтом. И, наконец, при походе Геракла-Мелькарта на Трою было заключено второе перемирие, которое продолжалось до Троянской войны.
1Старшая Эдда. Прорицание вёльвы, 21.
2Прорицание Вёльвы, 24.
Мимир
О Мимире легенды повествуют следующее. Во время первого перемирия асы послали к ванам своих заложников: бога Хёнира (о нём ничего не известно, кроме того, что он создавал людей с Одином) и мудрого Мимира. Заложники вначале были радушно приняты ванами, но вскоре они заметили, что Хёнир не мог и двух слов связать, если рядом не было мудрого Мимира. Тогда они разгневались на асов за то, что те дали им глупого заложника, и отрубили голову...Мимиру. Положив её в мешок, они отослали голову к асам. Один набальзамировал голову несчастного Мимира а затем с помощью заклинания возвратил ей дар речи. С головой Мимира Один часто советовался.
Как видите, в легенде много противоречий. Кроме того, что при обмене заложниками никогда не подразумевается обмен людьми с одинаковыми духовными и умственными способностями, сам факт, что один из богов-создателей (!) оказался настолько глупым, что стал раздражать даже более примитивных ванов, выглядит смешным. И какой был смысл убивать умного Мимира, если им так хотелось иметь умных заложников? Как говорят американцы: "это пахнет рыбой". Мимир-Пелий был убит не по инициативе ванов, а по инициативе асов, и об этом говорит шумерский миф "Гильгамеш и Хумбаба".
Гильгамеш (скан.Тор) со своим другом Энкиду отправились в горы разыскать чудовищного Хумбабу, чтобы "узнать, бог он или человек" (92-95). После сражения взглядами, которое Хумбаба дал Гильгамешу, Гильгамеш, сделав вид, что хочет поцеловать его в щёку, ударил его ножём. Хумбаба стал просить Уту помочь ему, жалуясь, что он не знал ни отца, ни матери, и младенцем был оставлен в горах. Но Гильгамеш убил его. Вместе с Энкиду они отрезали Хумбабе голову и принесли её в мешке к Энлилу. Ещё о Пелие-Мимире известно, что вместе со своим братом-близнецом Нелеем он был рождён Тиро (Нисабой) от Посейдона. Но Тиро, родив, не захотела детей и бросила их в горах. Там их нашёл пастух и воспитал. Как видим, Хумбаба-Пелий был брошен во младенчестве и воспитывался кем-то другим. Даже мотив отрубленной головы в мешке в обоих сказаниях повторяется. Также в легенде о Хумбабе есть ещё одна довольно интересная деталь. После убийства Хумбабы его "ауры" были розданы полям, горам, рекам...и Нунгал. Почему вдруг Нунгал? Нунгал-Персефона, как дочь Бау, была убита приблизительно во время Каледонской охоты, но её МЕ не было передано никому. МЕ Персефоны было обещано Медее за помощь в убийстве Пелия. Это МЕ она и получила. Медея была внучкой Гелиоса (Уту) и жрицей Гекаты-Нунгал, или даже её дочерью1, и могла вполне законно получить это МЕ. Возможно, что Медея стала Персефоной Праксидикой, которой приносили в жертву головы 2 (голова Мимира).
1 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 46, 1.
2Гесихий, Суда, словарь Фотия // Онианс Р. На коленях богов. М., 1999. С.136;
William Smith, Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology, v. 3, page 517 Ньёрд
О личностях других богов, из-за недостатка материала, мы просто не можем быть уверены до конца. Боги лагеря Приама были мало освещены в греческой мифологии.
Морским богом Ньёрдом, назвавшимся отцом Фреи и Фрейра, мог быть единственный оставшийся в живых из сыновей Нелея (сына Посейдона) Нестор. Он, в отличие от остальных сыновей Нелея потомков Энки, был на стороне Мелькарта 1, потому не мог считаться асом. Конечно, Ньёрдом мог быть кто-то другой.
1 Во время войны Нестор воевал против Трои. Локи
Хитрецом Локи, который обладал способностью менять обличия, мог быть один из морских нефилимов, обладавших такой способностью. Таких было несколько:

1. Ахелой - сын Океана. Однако он не имел изворотливого двуличного характера Локи;
2.Периклимен, бывший аргонавт, сын Нелея, который мог принимать облики зверей, птиц, насекомых и деревьев. Однако он погиб от руки Геракла в его походе на Пилос, т.е. до окончательного перемирия и появления в Скандинавии Фреи-Исиды;
3. Протей - сын Посейдона. О нём нам известно совсем немного, однако из того немного, что известно о нём, можно предположить, что он был Локи. Протей был изворотлив и лжив. Пережил Троянскую войну. Не был другом ни в том, ни в другом лагере. И именно его имя стало нарицательным для обозначения измечивого, непостоянного и хитрого человека 1. Однако о Протее нам больше ничего неизвестно. Локи был родом из гигантов, т.е.не принадлежал ни к асам, ни к ванам, потому не мог быть богом (ануннаком), хотя иногда назывался богом. Он был второстепенным божеством и, как многие считают, был божеством огня, также как Прометей-Нуску. Как и Прометей, Локи тоже был прикован к скале за грех перед богами, и был истязаем: Прометей орлом, а Локи змеем. Но Прометей-Нуску был освобождён от оков во время похода Аргонавтов, когда Локи был наказан после того, как погиб Нимрод-Пелей; после того, как Исида пришла в Скандинавию, т.е. многими десятилетиями позднее похода Аргонавтов. Потому Локи - не Прометей, и, возможно, даже не божество огня2.

Судьба Локи также напоминает судьбу Тития. К Титию на остров приезжал Радаманф (Один) 3. Убит был Титий Аполлоном, кем в Скандинавии был Браги. И именно Браги был особенно зол на Локи во время "перебранки Локи" - события непосредственно предшествующего наказанию Локи. Причиной убийства Тития было его оскорбление богини Лето - Нанайи. Причиной наказания Локи было оскорбление всех богов, включая Фригг-Нанайю. В Аиде Титий был прикован к скале и коршун клевал его печень4, либо его печень поедал змей5 . Скорее всего Локи был Титием, однако, к сожалению, о Титии нам тоже больше ничего неизвестно.

Илл.:Титий. Тициан.1548 г.

1 Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.Попов М.,1907.
2 Каким божеством был Локи, до сих пор - вопрос спорный. Ни этимология его имени, ни его действия не отражают в точности его огненной природы.
3 Гомер. Одиссея VII 321--326
4 Вергилий. Энеида.VI 596; Гомер. Одиссея XI 576--581.
5 Гигин. Мифы 55; Овидий. Письма с Понта I 2, 39 Браги, Хермонд, Видар
Богом поэзии и красноречия Браги был Мемнон-Аполлон, сын Нанайи.

Бог Хермод, который спустился к повелительнице царства мёртвых Хель, чтобы предложить ей выкуп за Бальдра, был тот, кому досталось МЕ бога смерти Нергала после убитого в первой битве при Фивах Капанея-Нергала 2-го. Хермодом, вероятно, был сын Приама Гелен. Ему Один иногда доверял своё копьё (кадуцей) и своего коня.
Бог Видар считался могущественным, как Тор. По предсказанию вельвы, в последний день мира, Рагнарёк, чудовищный волк Фенрир проглотит Одина, и Видар убьёт волка. В "Языке Поэзии" (Младшая Эдда) посреди диалога между богом поэзии Браги и морским богом Эгиром, Снорри Стурлусон сам замечает, что историческим эквивалентом Видара является троянский герой Эней, переживший Троянскую войну и совершивший много "великих дел" 1.
1 Anthony Faulkes, Edda (Trans.), 66.
Бальдр
О сыне Одина и Фригг боге Бальдре особо известна история о его смерти. Фригг взяла клятвы у всего живого на земле, чтобы ничто не причинило вреда ее сыну. Однако Локи, превратившись в старуху, хитростью выпытал у Фригг, что она не взяла клятвы только с омелы. Тогда Локи сделал очень лёгкое копьё из этого растения, а когда боги собрались на площади и ради развлечения стали метать копья и стрелы в неуязвимого Бальдра, Локи вложил это копьё в руку слепого бога Хёда. Тот наугад метнул копье, и оно пронзило Бальдра насквозь. Бальдр тут же умер.
Тогда боги решили вернуть Бальдра из царства мёртвых (Хельхейма), и с такой миссией туда отправился Хермод (Нергал). Царица мёртвых Хель (шум.Эрешкигал) пообещала, что отпустит Бальдра с одним условием: что все будут оплакивать его. И все стали плакать по нём. Не плакала только одна великанша, в которую превратился Локи. Так, из-за Локи, Бальдр навсегда остался в Хельхейме. За это, а также за обиды, нанесённые богам, Локи и был наказан и привязан к скале до последнего сражения в день Рагнарёк1.

Мотив схождения в мир мёртвых, оплакивание всеми его смерти очень напоминает поклонение Адонису-Таммузу (Думузиду). Погиб Бальдр до появления там Фреи и Фрейера (Исиды и Ахилла, которые пришли после нападения Геракла на Трою), что по времени также совпадает со временем смерти Думузида. Во всех мифах Думузид погибает не в борьбе, не от руки неприятеля, а через посредство чего-то или кого-то, не имеющего к нему прямого отношения (в Шумере это были посланные кем-то демоны, в Греции -посланный Аресом кабан, в Скандинавии- посланная третьим лицом стрела). Хоть информации о Бальдре у нас мало, но та, что есть, с учётом иерархии, которой придерживались боги в выборе новых кандидатур взамен погибших, позволяют утверждать, что Бальдром был Думузид.
1 О Рагнарёке - позже.
Другие боги
После Тюра судьёй и богом справедливости стал Форсети. Он пришёл позже и, может быть, был тем же индийским богом справедливости Юдхиштхирой, или Одиссеем. Гевьон и Вар возможно была Ишара-Гестия, которая покровительствовала девственницам и охраняла клятвы.
Сьеви и Лови ("её именем называют любовь" Младшая Эдда) -Афродита, дочь Нанайи. Слепой Хёд - фиванский прорицатель Тиресий или брат Кадма (Набу) слепой Финей. Как мы увидим далее, мифы Скандинавии во многом переплетаются с мифами Ирландии, поскольку в обоих местах побывала одна и та же группа богов. Религия кельтов
Главные персонажи кельтских мифов принадлежат к "Племенам богини Дану", или Туата де Дананн, легендарному народу, который жил в Ирландии перед тем, как туда приплыли сыновья Миля, предки современных ирландцев. До пришествия в Ирландию племён богини Дану (туатов), её населяли последовательно 4 племени. Первое (Кессар) прибыло туда до Потопа и погибло во время Потопа. Потом туда приехал Партолон со своими людьми. При нём произошла первая битва с чудовищными фоморами1 (водными нефилимами). Партолон со своими людьми погибли от неизвестной эпидемии. 1 "Фоморы" означает: "подводные". Следующим ступил на остров Немед со своими людьми, прибывшими из "Страны мёртвых" (согл."Книге Бурой коровы"). Они также сражались с фоморами и побеждали их несколько раз. Однако опять странная эпидемия скосила многих из них, включая Немеда. Оказавшись без предводителя, потомки людей Немеда попали в рабство к фоморам и были вынуждены платить дань. Наконец, сыновья Немеда Старн и Иаборн решили покинуть Ирландию. Иаборн ушёл на "север мира". Вышедшие с ним позже стали называться племенем Туата де Дананн. Старн ушёл в Грецию, откуда его потомки вскоре вернулись в Ирландию как племя Фир Болг. Мифологический цикл начинается с повествования о том, как на острове, где жили Фир Болг, внезапно появились Туата де Дананн и потребовали отдать им земли Ирландии. Фир Болг не согласились, и завязалась битва, получившая название "Первая битва при Маг Туиред" (или при Мойтуре). Туаты были лучше вооружены, и Фир-Болг потерпели поражение. Так власть перешла к туатам, а Фир-Болг были сосланы в самую неплодородную и холодную часть Ирландии - Коннахт. Нуаду ( скандинавский Тюр) и спор о короне Именно в этом сражении Нуаду, или скандинавский Тюр (Энмебарагеси-Даму-Нингижзида-Амфиарай), лишился руки. И это обстоятельство для нас - ключ для понимания, с какого времени начинается повествование о племени богини Дану 1 (Нанайи-Эос). Как было выяснено в предыдущей главе, Тюр-Нуаду мог потерять руку в Калидонской охоте 2 или в какой-то другой битве после неё, не отраженной или мало отражённой в греческих мифах. Возможно, что это была битва между калидонцами и куретами за обладание шкурой вепря, разгоревшаяся сразу после охоты. И охота и битва были начаты по воле Артемиды (Нанайи). 1 Как богиня Дану Нанайя не появляется в мифах. В основном она появляется как богиня-воительница Морриган. Как было показано ранее, Шерида-Нанайя считалась также богиней-воительницей.
2 Калидонской охотой была битва с внуком Бау (см. главу о Калидонской охоте). Поскольку у туатов было непринято, чтобы царь имел увечья, Нуаду решили переизбрать, и выбор пал на Бреса (Думузида, Адониса). Брес был очень красив, но, как оказалось, не был хорошим правителем. Когда туаты поняли, что ошиблись в выборе вождя, они предложили Бресу покинуть трон. Тогда Брес попросил дать ему отсрочку в 7 лет, и получил на это согласие. Брес решил покорить туатов и с этой целью обратился за помощью к фоморам. Через 7 лет произошла Вторая легендарная Битва при Туиреде. В этот раз боги туаты сражались с чудовищами фоморами и Бресом. Туаты победили, а Брес был захвачен в плен, но потом отпущен. Во время битвы погиб однорукий Нуаду (Амфиарай, Ен-мебарагеси), и мы теперь знаем, что погиб он в первой битве под Фивами или в битве под Уруком. Значит Вторая битва при Туиреде была первой битвой под Фивами (Уруком). Однако в легенде о Второй битве при Маг Туиред сказано, что "разрушение Трои и битва при Маг Туиред случились в одно время" (http://www.aquavitae.narod.ru/bibliosaga.htm). Если здесь противоречие? Ведь нападение Геракла на Трою и первая битва под Фивами случились не в одно время, а с интервалом в несколько лет. Нет, противоречия нет. Нельза забывать, что Вторая битва при Туиред продолжалась 7 лет, а значит включила в себя несколько греческих битв с первого похода на Фивы до первой битвы за Трою (нападение Геракла).


Туиред-Фивы-Урук
Давайте вспомним немного о битвах под Уруком и Фивами. Вернее, об одной и той же битве при Туиреде, упомянутой также в мифах Шумер и Греции. Напомню, что ожидать полного совпадения всех деталей мы не можем по той причине, что изложение одного и того же события в разных странах ведётся от лиц из противоборствующих сторон, и потому одни и те же герои наделяются разными характеристиками в зависимости от предпочтений авторов.
Итак, в Шумере Эн-мебарагеси (келт.Нуаду), который к тому времени уже был безрук, напал на Думузида (Бреса), был побеждён (т.е. власть перешла в руки Думузида) и отпущен. В Греции это нападение не упоминается. В Ирландии Нуаду добровольно отдаёт власть Бресу, потому что без руки считался негодным к управлению. Зная характер нефилимов, оставим это объяснение для любителей сказок. В данном случае шумерское объяснение о передаче власти выглядит гораздо более убедительным. Позже Эн-мебарагеси напал на Урук опять, но в этот раз его натиск отразил Гильгамеш. Эн-мебарагеси был убит, и его голова лежала под ногами Гильгамеша1. В Греции Амфиарай-Эн-мебарагеси сражался против Креонта-Гильгамеша и был убит. Его тело исчезло. Эдипа (Думузида) не было тогда среди фиванцев, потому что он в то время "скитался, презираемый богами". Или, согласно драме Софокла "Эдип в Колоне", Эдип хотел остаться в Фивах, но был изгнан Креонтом (Гильгамешем).
В Ирландии Брес (Думузид) перешёл на сторону фоморов и был презираем богами, а Нуаду (Эн-мебарагеси) был убит. Однако сражался Нуаду на стороне Гильгамеша (келт.Дагды) против фоморов, т.е. Нуаду принадлежал к туатам, которые выиграли сражение. Если принять данное утверждение как верное, тогда нужно согласиться, что Нуаду-Нингижзида сам отдал власть Бресу-Думузиду, потому что стал "неполноценным".
1 "A praise poem of Šulgi" (Šulgi O). Скорее всего, автор кельтского мифа оставил Нингижзиду-Нуаду среди туатов по той же причине, по которой скандинавский Нигижзида-Тюр был оставлен среди асов (богов). А именно: потому что Тюр-Нуаду (Нингижзида) пришёл туда гораздо раньше остальных богов и к тому времени успел установить свой культ. Уже популярный бог должен был быть оставленным среди богов, как гарант их популярности. Поэтому они, формально приняв его в свой круг, постарались избавиться от него в первую очередь. В шумерском и греческом мифах даже тела его не сохранилось для захоронения и почитания его останков. Согласно "Анналам королевства Ирландии" http://www.aquavitae.narod.ru/irelandbiblio/annals.htm, имя последнего царя Фир-Болг и имя отца Нуаду - одно и тоже (Эохайд), правят они оба до Первой битвы, которая состоялась сразу по прибытии туатов. Эти обстоятельства подтверждают догадку, что Нуаду -Нингижзида только числился туатом в их сказках для их собственного удобства, на самом же деле он принадлежал к противоположному лагерю.
В своей книге об истории галлов "De Bello Gallico" Цезарь рассказывает, что галлы считали себя потомками Отца Диса, или Плутона, бога подземного мира. Кельты также верили, что люди произошли от бога смерти и впервые появились на земле из Страны Смерти. Следовательно, бог загробного мира Нингижзида-Нуаду был первым популярным богом в северных странах.

Дагда - скандинавский Тор
Богатырь Дагда построил стены крепости для Бреса. Как Гильгамеш он строил стены Урука (Фив) - города Думузида (Бреса). Как Геракл он строил стены Трои (Фив). Дагда умер "от отравленной раны, которую Кетленн нанес ему в первой битве при Маг Туиред" (согласно "Анналам", смерть произошла через 147 лет после ранения). Как Геракл он умер от одежды, смоченнной в отравленной крови кентавра Несса, через значительное время после того, как он убил его стрелой, смоченной в яде лернейской гидры.
Дагда (Геракл-Гильгамеш) обладал волшебным котлом, который ранее принадлежал кузнецу Гефесту. В греческих мифах среди священных предметов котёл не упоминается. Однако треногие котлы назывались треножниками 1 , а треножник был священным предметом, который выковал бог-кузнец Гефест. Известно, что когда-то Аполлон (Нинурта) с Гераклом (Гильгамешем) поспорили из-за треножника, и треножник достался Гераклу (Гильгамешу) 2. Так, у Дагды (Гильгамеша) оказался котёл, который, конечно, не был волшебным. Просто был большим и красивым. Тогда же, после убийства Гефеста, Дагда-Тор (Гильгамеш) получил свой молот.
1 Например: Гомер.Одиссея VIII,434-435.
2 Гефест выковал несколько треножников, и мы не знаем, сколько из них было треногими котлами, и сколько треногими стульями. На одном треножнике-стуле восседала пророчица пифия в дельфийском храме Аполлона.
На илл.: Геракл, убегающий с треножником. Амфора 500 г.до н.э,Эрмитаж.
Брес (Думузид,Эдип) сражался во Второй битве при Туиреде, однако после битвы он исчезает из мифов. Поэтому можно предположить, что Брес погиб вскоре после битвы.
По "Анналам королевства Ирландии", которые, кстати, очень напоминают щумерский "Список царей", вначале правил Нуаду (Эн-мебарагеси), потом Брес (Думузид), потом, после восстановления руки опять Нуаду, потом Луг и только потом Дагда (Гильгамеш). В шумерском Списке после Думузида сразу указан Гильгамеш. Впрочем, как мы уже могли убедиться, правители, указанные в Списке в хронологическом порядке один за другим, на самом деле правили одновременно. И Эн-мебарагеси, который, якобы, правил за 2,5 тысячи лет до Гильгамеша, оказывается был убит Гильгамешем 1. Поэтому в шумерском Списке Луг мог скрываться под именем какого-либо правителя г.Ура, Лагаша или др.города.
1Как в "Списке", так и в "Анналах", прослеживается одна и та же тенденция "растяжения" времени, которая становится очевидной с первой же строки: "От сотворения мира до этого года, года Потопа, 2242 года" , когда согласно Библии, от сотворения до Потопа 1656 лет. Следует сказать, что добавление 586 лет было только началом очень многих добавлений в "Анналах".

"Ужасные" Фоморы
Во время правления Бреса фоморы обложили туатов данью. Однако позже говорится о том, что Брес идёт за помощью к фоморам, и те планируют обложить туатов данью. В то же самое время Луг призывает туатов не возвращаться к рабству и дани. Это значит, что дань перестала выплачиваться до Второй битвы, и о том, что послужило тому, в кельском мифе умалчивается. Однако в греческом мифе есть небольшое уточнение по этому поводу. Там, естественно, речь идёт не о туатах, а о их городе: о Фивах.
Однажды фиванцы случайно убили Климена, царя Орхомена (Беотия), и его сыновья под руководством Эргина начали войну против Фив. Фиванцы запросили пощады, и был заключён мир, ценой которому стала ежегодная дань в 100 быков, которую фиванцы должны были выплачивать в течение 20 лет. Когда Геракл (Гильгамеш-Дагда) прибыл в Фивы, он нанёс орхоменцам поражение и заставил их отказаться от дани1.
1 Павсаний. IX 37, 1. Получается, что туаты-асы-боги были на стороне Фив (Урука, Трои), а чудовищные фоморы не были на самом деле такими уж чудовищными, а были теми же ванами-полубогами и героями, которые сражались на стороне Аргоса (Киша, Греции). Как всегда в мифах сработал тот же принцип очернения противников.
Фоморы изображались с головами животных, с рогами, одноглазыми, однорукими и одноногими, свирепыми и безобразными. Например, мать Кихола -- Лот, описывалась с огромными губами, свисающими на грудь и с четырьмя глазами на спине.

Илл.:Фоморы.Джон Дункан, 1912 год

Однако, как и туаты, фоморы тоже обладали волшебным оружием. Например, их королю Тетре принадлежал меч, который при его обтирании начинал рассказывать обо всех совершенных с ним подвигах. Красавец туат Луг был внуком вождя фоморов Балора, а красавец Брес - сыном короля фоморов Элаты. Между туатами и фоморами часто возникали родственные связи. Значит описание уродливости фоморов слишком преувеличено. Возможно, что фоморы, которые воевали с первыми поселенцами, были уродливы. Но среди тех, которые противостали туатам, многие были из их же братии, обернувшиеся против прежних друзей. Фоморами-аргосцами преводительствовала богиня по имени Домну, кем, без сомнений, была Инанна- Афина. Царь фоморов Индех был её сыном. Кроме Мелькарта-Геракла Афина особенно покровительствовала Тидею и его сыну Диомеду. Возможно, что Тидей был её сыном от Ареса-Забабы, а сама она скрывалась под именем Перибеи - дочери Гиппоноя-Думузида. Родственные связи между богами, как отмечалось ранее, очень часто были символичны. У кельтов, например, Диан Кехт назывался братом Луга, и в то же время он являлся отцом Киана и дедом Луга. Подобные противоречия есть в родословных всех мифологий. Индех (Тидей) был убит во втором сражении при Маг Туиред воинственным туатом Огмой. Они пронзили друг друга копьями и вместе пали замертво. В Греции Тидей сражался с Меланиппом, и они также убили друг друга. Тогда Огмой мог быть сын Приама Меланипп. Однако после битвы Огма вдруг появляется в мифе опять. На этот раз он с Дагдой и Лугом отправился на поиски арфы Дагды, украденной фоморами. Что же произошло? Произошло то, что кто-то из богов получил МЕ Огмы и стал Огмой 2-ым. В мифе "О Луге Длинноруком" 1рассказывается о том, что Огма во время битвы завладел мечом короля фоморов Тетры. Очевидно, что Тетрой был погибший в битве за Трою Нинурта-Геракл. Его МЕ Аполлона получил Мемнон2, который и стал Огмой 2-ым.

Перед битвой фоморы(аргосцы) послали к туатам (фиванцам) в качестве разведчика сына Бреса (Эдипа-Думузида) Руадана (Полиника). Полиник борется со своим братом Этеоклом, и они оба погибают. Руадан борется с кузнецом Гоибниу (чей он сын- неизвестно), и они наносят друг другу смертельные раны. Руадан (Полиник) погибает, а Гоибниу прыгает в источник здоровья и исцеляется (либо заменяется кем-то).
1 Ирландские мифы и легенды. Великая битва при Маг Туиред - http://ml.volny.edu/index.html)
2 Мемнон был сыном Эос (Нанайи) и Титона (Уту,Персея).
Луг
Блестательный Луг (или Лаф Длиннорукий) появляется в мифах перед Второй битвой. Он убивает всех сборщиков налогов от фоморов, оставляя в живых только девять. Интересная цифра, если учесть, что именно с похода девяти (7 героев +Адраст и Полиник) против Фив начинается Вторая битва.
Луг назывался длинноруким, как Уту1. История рождения Луга очень напоминает историю Персея (Уту). Судите сами. Сначала кельтский вариант истории. Балор узнал из пророчества, что ему суждено пасть от руки сына его дочери Этлин. Боясь рока, король фоморов запер её в высокой башне на скалистом мысу Тор-Мор, что на острове Тори. Однако Киан переоделся в женское платье и, представившись нянькой, потерпевшей кораблекрушение, проник к Этлин. Через положенный срок принцесса разрешилась от бремени тремя сыновьями. Балор пришёл в ярость, узнав о рождении внуков, и велел немедленно их утопить в море. Слуга завернул малюток в полотно, но по дороге булавка раскололась, и один из младенцев, Луг, выпал. Волшебница Бирог спасла мальчика и принесла его в дом Киана, а отец передал сына на воспитание брату-кузнецу.
Теперь греческая версия. Царь Аргоса Акрисий, узнал от оракула, что ему суждено погибнуть от руки сына его дочери Данаи. Желая избежать рока, Акрисий заключил свою дочь Данаю в медную башню, но полюбивший её громовержец Зевс проник к ней в виде золотого дождя. После этого визита Даная родила Персея. Испуганный Акрисий поместил дочь и внука в ящик и приказал крепко заколотить его, а потом бросить в море. Даная и Персей спаслись, когда их ящик прибило волнами к острову, и Персей сначала воспитывался в доме рыбака.
Такая идентичность историй несомненно наводит на мысль, что Луг и Персей-Уту - одна персона. В битве Луг убивает своего деда Балора, бросив в него камень из пращи. Дед Персея (Уту) Акрисий (Энлил) был убит выпущенным Персеем диском. Поэтому ужасающий Балор, чьё веко поднимали 4 воина, и взгляд которого был смертельным, был уже хорошо знакомым нам Энки. Так, благодаря кельскому мифу, стало известно, что Энки (Посейдон) был убит в одной из битв между первой битвой за Фивы и первой битвой за Трою.

Миф говорит, что Луг убил любовника своей жены сына Дагды Кермата. А позже сын Кермата, Мак Куил, в отместку за смерть отца убил Луга. В греческом мифе Луг-Персей убил любовника своей жены 2 Прета. А позже сын Прета, Мегапенф, убил Персея3.-
1 В "A šir-namšub to Ninurta" даётся совет молиться Нанше, чтобы она, как Уту, распростёрла над человеком свои охраняющие руки.
2 Нингал была его матерью и женой.
3 Овидий. Метаморфозы V.2 36-241; Гигин. Мифы 63 и 244.


4 гадких фомора

После изгнания фоморов, как повествуют мифы 1, из всего их воинства остались в Ирландии только четыре мужа, которые бродили по стране и портили зерно, молоко, и дары садов и моря, пока в ночь Самайна их не прогнали с ирландской земли Морриган (Нанайя) и Энгус Ог сын Дагды (Гильгамеша). С тех пор фоморам было строго-настрого запрещено ступать на ирландский берег.

Окончательный разгром фоморов-аргосцев, как мы видели, состоялся после завоевания Гераклом Трои и сдачи Фив (хотя в греческом мифе, написанном аргосским сторонником, говорится о поражении Трои и захвате Фив). Из героев-эпигонов, кроме сына Амфиарая Алкмеона, который сошёл с ума, остались в живых после второго похода на Фивы 4 героя: Диомед ,Сфенел, Ферсандр и Евриал. Они разграбили Фивы. Не вызвает сомнений, что они и были теми мужами, вредящими Фивам/Ирландии.
1Ирландские мифы и легенды. О Луге Длинноруком. Великая битва при Маг Туиред - http://ml.volny.edu/index.html.

Сыны Миля
Затем , после долгого правления туатов, на берег Ирландии высадились сыны Миля. Они победили туатов, и те, по совету великого и могущественного Мананнана Мак Лира (Гермеса), набросили на себя покров невидимости. С тех пор существует две Ирландии: земная и невидимая. Туаты стали обитать в сидах в холмах и долинах Ирландии, сам же Мананнан жил за морем в Эмайн Аблах (Эмайн Яблоневых деревьев).
Борьба туатов с сынами Миля, конечно, была Троянской войной, в которой туаты-троянцы проиграли и большинство из них либо погибло, либо навсегда утеряло статус богов. Туаты стали "невидимыми", потому что их просто не стало. Они не продолжали жить в холмах, а были там похоронены. Мананнан-Гермес-Тот пережил войну, и именно после войны стал особо там популярным.
После Троянской войны в Ирландии появились боги лагеря Инанны-Исиды-Мелькарта. О них уже у нас недостаточно сведений, чтобы делать какие-либо заключения.

Три бога
Римский поэт I в. н. э. Лукан в своей поэме "Фарсалия" ("Bellum civile sive Pharsalia") говорит о трех кельтских богах: "... Успокаивают ужасной кровью свирепого Тевтатеса и страшного Езуса в его диких святилищах и Тараниса на алтарях не менее кровавых, чем алтари Дианы скифской". Комментаторы средних веков сообщили о различных способах человеческих жертвоприношений, приносившихся каждому из этих богов. Человека, приносимого в жертву Тевтатесу, топили в бочке, жертв Езусу вешали на дереве, Таранису - сжигали в деревянном чане.
Тевтатеса отождествляли с Аресом-Марсом, кем после смерти Ареса2-Гектора стал, вероятно, Неоптолем.
На илл.: Сцена жертвоприношения Тевтатесу изображена на одной из пластин котелка из Гундеструпа: очень высокая фигура (бог или жрец) окунает людей вниз головой в котел (фото- Malene Thyssen,Wikipedia).
Езуса отождествляли с Одином (Гермесом). Тараниса - с Юпитером-Зевсом (Мелькартом). Колесо в руках Тараниса символизирует Солнечный диск, который достался Мелькарту после победы над Энеем.
Согласно "Истории бриттов" Гальфрида Монмутского, другой выходец из Трои - Брут, завовевал остров Британию, очистив его от гигантов. После смерти Брута его владения были распределены между тремя его сыновьями: первый взял себе Англию, второй -- Уэльс, а третий -- Шотландию.
Таким образом, никакой битвы туатов и форомов в Ирландии, а также битвы асов и ванов в Скандинавии просто не было. Судя по найденным артефактам, этой битвы также не было и в Шумере (Урук). Скорее всего она произошла в Греции (Фивы), и уже оттуда была продублирована в другие части света и облечена в колорит местных сказаний. Славянская мифология
К сожалению, сведений о славянском пантеоне у нас очень мало, и происходят они в основном из трудов византийских, западно-европейских и арабских писателей, начиная с VI века н.э., из славянских летописей XI--XV веков, самыми значительными из которых являются "Слово о полку Игореве" и "Повесть временных лет", а также из апокрифов и поучений против язычников ранне-христианских авторов. Все эти сведения очень отрывочны (описание тех или иных идолов, которым поклонялись славяне, описание жертвоприношений) и практически не содержат полных мифов. То, что сохранилось в фольклоре, имеет множество наложений и не может даже отчасти считаться достоверной информацией. Появившаяся в 1950-х годах "Велесова книга" оказалась подделкой1. Поэтому восстановить, кем в действительности являлись славянские боги, просто невозможно. Только некоторые из них могут быть прослежены нами. Богом-кузнецом Сварогом, конечно, был Гибил-Гефест. Ведь он не раз пытался быть первым богом (егип.Пта, инд.Агни). Филон Библский в его "Финикийской истории" назвал Гефеста Зевсом Мелихием. Его сыном был бог света Дажьбог. Это - сын Гефеста-Гибила и Афины-Инанны - Эрихтоний (Эрихтей, шум.Шара, египт.Нефертум). Дажьбог считался предком князей и русских людей. Этим, возможно, объясняется малая активность Гибила и Шары в Греции, потому что основное время они проводили на земле славян. Макошь (или Мокошь) с веретеном, это -Инанна (до первой битвы за Трою, когда МЕ-веретено стало достоянием Нанайи; и после Троянской войны, когда Инанна стала богиней судеб опять). После Инанны Мокошей была Исида (многие учёные сравнивают Макошь с Фреей-Исидой).

Позже Дажьбог стал упоминаться третьим в списке божеств после Перуна и Хорса.
Поскольку Сварог поначалу считался верховным богом славян, Перун пришёл туда позже и объявил себя верховным богом, а Сварог-Гибил стал просто богом огня Симарглом. Хорс был богом солнца. Скорее всего, это уже был Гор-Неоптолем после Троянской войны. Имя "Гор" в греческом варианте "Horus" - Хорус, что очень близко по звучанию с именем Хорс. Гор также считался богом солнца (как вы помните, глаз Гора был сонцем, а глаз Тота-луной). Возможно, что Перун пришёл туда вместе с Гором-Хорсом-Неоптолемом. Перуном-громовержцем (Зевсом) стал Мелькарт, отец Гора-Хорса. Перун имел колесо Перуна - солнечное колесо- оружие (рис.слева), доставшееся ему после Троянской войны. С ним же он изображался и как кельтский Таранис (справа).
После Троянской войны и гибели сына Нанайи и Уту - Мемнона, который был Аполлоном после Нинурты, Аполлоном-Фебом стал Шара - брат Мелькарта по матери. Тогда он вернулся в Грецию, и у славян стал третьим по важности. Интересно, что в славянской мифологии, также, как в скандинавской и кельтской, упоминается Троя. Например, в "Слове о Полку Игореве": "Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону". Здесь славянская земля названа землёй троянской. Есть там также "вечи Трояни" и "тропа Трояня" 2. Очевидно, что у славян побывали боги клана Инанны (клан Нанайи был в западной Европе, Ирландии, Скандинавии). Всю власть они получили после Троянской войны, и именно тогда земля славян стала землёй троянской. Почитание фаллоса, видимо, было введено после Троянской войны Гермесом-Набу, присоединившимся к лагерю Инанны. На Руси он стал богом Велесом. Его идолы, как же гермы в Греции, изображались в виде фаллоса. Он был покровителем сказителей, путешественников, торговли, посмертным судьёй (http://rodnovira.ucoz.ru/index/veles_volos/0-62). Возможно, что после смерти Гермеса, его место занял его сын Пан, и тогда он стал также богом скота и пастбищ. Некоторые исследователи, как историк А. Платов отождествляют Велеса с Одином (Вотаном)3, кем и был Гермес. Гермес-Один мог привнесть в славянскую систему веры образы, созданные им в северных мифах, например: город богов Асгард стал невидимым градом Китежем (боги стали невидимы после смерти в Троянской войне), радужный мост Биврёст между миром людей и миром богов стал Калиновым мостом между миром живых и миром мёртвых. Может быть о сыне Гермеса Пане (Велесе 2-ом) идёт речь в "Великой польской хронике": "Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов..... от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй -- Рус, третий -- Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов, называемых также богемцами"4.
Таким образом, согласно мифам, прародителями славян, кроме библейского Иафета, сына Ноя, и его семьи, были Дажьбог-Шара, Пан и их отпрыски.
1 В. Г. Афанасьев. Древнерусская языческая библия "Велесова книга" -- шедевр тысячелетней дохристианской культуры восточных славян или фальшивка ХХ века?//М.: НЭИ "Академическая мысль",1999; О. В. Творогов. Велесова книга// Труды отдела древнерусской литературы. Т. 43. 1990, стр. 170--254. (Публикация текста и развёрнутое доказательство его подложности.)
2 На том, что в летописях был упомянут г.Троя, а не римский император Троян и не малоизвестное божество из сербского фольклора, настаивал один из крупнейших лингвистов XX века Р. О. Якобсон.
3 Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Велес // Энциклопедия "Мифы народов мира"
4. Chronica Poloniae Maioris . http://www.vostlit.info/Texts/rus/Chron_Pol_majoris/frametext1.htm Скифская мифология

Сведения о пантеоне скифов основываются главным образом на сообщении Геродота. Южных славян Геродот мог считать скифами (см. его карту), которых он делил на несколько племён.

Геродот писал: "Из божеств чтут скифы только следующих: Гестию выше всех прочих божеств, потом Зевса и Землю (причем Землю представляют себе супругой Зевса), далее -- Аполлона, Афродиту Уранию, Геракла и Ареса. Эти божества почитаются у всех скифов, а так называемые царские скифы приносят жертвы ещё и Посейдону. По-скифски Гестия называется Табити, Зевс -- Папаем,...Земля называется Апи, Аполлон -- Гойтосиром. Афродита Урания -- Артимпасой, Посейдон -- Фагимасадой" Геродот. "История". IV, 59.
Как видим, Гестия (шум.Ишара, егип.Серкет) была малоактивна в других странах, потому что основалась в Скифии.

Геродот излагает две версии легенды о происхождении скифов. Согласно первой, в необитаемой земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери Борисфена родился первый человек по имени Таргитай. Три его сына - Липоксай, Арпоксай и Колаксай - стали родоначальниками различных частей скифского народа.
Таргитай был божеством грома и молнии, и, возможно был сыном Зевса (Энлила) Нинуртой. По второй версии, приведённой Геродотом, Геракл после совершения ряда подвигов попал в Скифию. Утомленный он заснул, а проснувшись, обнаружил пропажу своих лошадей. Поиски привели его в пещеру, где обитала полудева-полузмея.
Она согласилась вернуть Гераклу лошадей только при одном условии: если он вступит с ней в любовную связь. От этого союза Геракла и женщины-змеи рождились три сына: Агафирс, Гелон и Скиф, которые стали родоначальниками скифов. Нинурта, как известно, был Гераклом. Поэтому, вероятно, что его (Таргитая-Геракла) потомки населили Скифию. Древняя Месоамерика
Континент Северо-Южной Америки начал откалываться от общего материка через 100 с небольшим лет после Потопа. Его отделение не происходило быстро, и боги могли свободно добираться до земли, ставшей такой отдалённой сегодня. Этим и объясняется схожестьмесоамериканской культуры с культурой Восточного полушария. Например, пирамиды ацтеков и майя, моделью которым, наверняка, послужили месоамериканские памятники более раннего времени (ольмекские или иные), очень напоминают вавилонские зиккураты. Принятая практика мумифицирования с извлечением внутренних органов (мумии чиллийских Чинчорро) напоминает египетскую. Некоторые идейские племена Америки внешне не отличаются от египтян.

На фото: по странному стечению обстоятельств головные уборы на каких-то месоамериканских скульптурках очень напоминают уборы фараонов Египта.
Хотя почти все религиозные памятники древности были уничтожены испанскими конкистадорами в XVI в., некоторые из оставшихся позволяют также уловить связь с известными нам богами.
Например, на илл.: ацтекский владыка с кадуцеем, который, как известно вначале принадлежал Нингижзиде, а потом Набу-Гермесу.

На илл.:1. кадуцей на камне индейцев Ика (Перу); 2.кадуцей у ацтеков. Побывал там и Уту, оставив свой символ, который позже у народа майя, в согласии с древними традициями, стал изображаться таким (рис.слева). Для сравнения - символ Уту (Шамаша) в Ассирии- на иллюстрации справа.
Как солнечный бог Уицилопочтли (др. имена Тонатиу и Пильцинтекутли) Уту также изображался с этим символом. Ниже - его изображение в Кодексе Теллериано-Ременсис, XVI в.. Символ солнца, как видите, претепел изменения, но всё ещё узнаваем.


Старым богом луны Теккистекатлем, или Мецтли, (рис.ниже: изображался с раковиной на голове.) был, конечно, Син.
В храме Луны в Теотиуакане, посвящённом ему, есть настенная роспись (ниже), представляющая великую богиню Теотиуакана в виде дерева. Имя её не сохранилось, но для нас уже не будет трудно определить, кем она являлась. Это была жена Сина - Нингал. Она была богиней священного дерева. Как в Египет и Шумеры, в Мексику она также принесла эту идею о священном древе.
Илл.: Богиня Теотиуакана.Wikipedia,фото -Thomas Aleto,Riverside, PA.

О происхождении луны и солнца у ацтеков был популярен следующий миф. Жизнь на земле после сотворения вселенной прошла через 4 эпохи, каждая из которых заканчивалась гибелью мира 1. 4-я эпоха, продолжавшаяся тысячи лет, закончилась Потопом, который наслала на мир богиня Чальчиутликуэ. В начале пятой эпохи боги собрались, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранный. Однако все боялись страшного жара. Несколько раз Текистекатль (Син) пытался прыгнуть в костёр, но всякий раз отступал. Наконец, страдающий проказой Нанауацин кинулся в пламя. Тогда Текистекатлю стало стыдно, и он последовал за ним. Так Нанауцин (Уту) стал богом солнца Тонатиу, а Текистекатль (Син) - богом луны - Мецтли.
Как видите, пятая эпоха ацтеков была на самом деле второй эпохой, а именно: эпохой после Потопа. 1Эпоха "первого солнца" продолжалась 4008 лет до всеобщего потопа, "второго солнца" -4010 лет до урагонов, "третьего" - 4081 год до потоков лавы, и, наконец, "четвёртого" - 5026 лет - до проливных дождей и потопа; сейчас люди живут в эпоху "пятого солнца".
Вначале, как повествует миф далее, луна светила также ярко, как солнце, и это стало раздражать богов, потому что они не могли уснуть. Тогда один из богов кинул в луну кроликом, и луна стала ночным светилом. В других вариантах мифа в образе кролика на луну был заброшен сам Текистекатль.
Идея кролика на луне не была эксклюзивно ацтекской. Эту же идею боги привнесли в Китай, Корею, Вьетнам и Японию, где считалось, что на луне живёт белый кролик, толкущий в ступе снадобье бессмертия (китайская мифология) или пекущий рисовые пряники (корейские и японские мифы).

На илл.: флаг на Лунном фестивале в Китае, где изображена богиня луны Чанг-Э с кроликом. Этой богиней стала одна из артемид: Селена-Нингал, Персефона-Нунгал, либо позднее- Нинкаси (Геба), Елена или кто-то из более молодого поколения. Конечно, ни крылато-хвостатое солнце, ни кролики на луне не могли появиться в воображении таких далёких друг от друга народов спонтанно, поскольку сами по себе эти светила ничем не похожи ни на птиц, ни на кроликов.
Одним из главных богов ацтеков был бог дождя Тлалок. Он изображался чёрным с огромными зубами. Кроме грозы и грома Тлалок мог насылать также болезни, засуху, град, заморозки и др.несчастья. Им, конечно, вначале был бог несчастий Нергал. Зная, кто заменил Нергала, можно выстроить цепочку персоналий, скрывавшихся под именем этого бога. Аидом-Рудрой вначале был Нергал. Потом - победивший его Капаней, убитый при первом походе на Фивы. После Капанея - Гелен-Рудра-Шива-Сет. После убийства Энки его трезубец Посейдона также достался Гелену (Шиве). Так Гелен стал божеством воды. Через 40 лет после Троянской войны, убив Сета-Гелена, Тлалоком (или Чаком у майя) стал Мандулис. Тогда образ Тлалока изменился. Его стали изображать с хоботом слона. Видимо потому, что Мандулис использовал ту же маску, какую он использовал в Индии в качестве бога Ганеши. Слоны не водились в Америке, поэтому слоновье обличие было немного искажено в Кодексе Риос в XVI столетии (рис.ниже).
В Ушмале на так называемой Пирамиде волшебника и на храме воинов в Чичен-Итце майя постарались запечатлеть его черты. Там хобот просматривается довольно отчётливо.

Илл.:Храм на вершине пирамиды Волшебника (рисунок Ф. Казервуда. 1844 г.)

Шочикецаль- богиней любви, покровительницей проституток и ткачества, ассоциировавшаяся с луной, была, конечно, Нанайя-Артемида после первого сражения в Трое (она же Тласолтеотль) , когда она завладела веретеном. Она вначале пришла с Пильцинтекутли (своим мужем Уту) из земного рая Тамоанчана. Потом она стала женой Тлалока (Гелена-Шивы, с которым как Парвати она познакомила Индию с сакральным сексом). Её похищал Тецкатлипока (её муж/сын Набу). Шочикецаль изображалась со священным древом (как на илл.), которое ей досталось как МЕ от Нингал.
"Старым богом" огня Уэуэтеотлем был, конечно Гибил/Гефест. Другим его именем считается имя Шиутекутли, но это уже было имя его преемника Гильгамеша (Тора), убившеего Гибила и завладевшего его МЕ бога огня(молотом). Также Гильгамеш был богом охотыМишкоатлем, который разжёг первый огонь, раскрутив небесный свод вокруг небесной оси. Он был первым Кецалькоатлем и богом ветров Эхекатлем, подметающим путь перед Тлалоком (Геленом). Мифы говорят, что в мире появилась любовь после того, как он полюбил смертную женщину по имени Майяуэль.
С Шиутекутли был связан ритуал "нового огня" -- церемония, исполнявщаяся только раз в 52 года для обозначения смены одного временного цикла другим. В конце цикла люди, чтобы умилостивить бога, гасили "старый" огонь и зажигали "новый", который являлся гарантом продолжения жизни вселенной в течение следующего 52-летнего цикла. Ему посвящались сердца, вырванные из поджарившихся на углях тел жертв. Геракл (Гильгамеш), как вы помните, согласно Клименту и др. древним историкам, правил ровно 52 года. Очевидно, что церемонию в честь Гильгамеша ввёл у индейцев Мандулис - следующий Гефест. Как Мишкоатль Гильгамеш был сыном Сиуакоатль (Бау) - богини земли, деторождения и подземного мира, и убил чудовищнуюИцпапалотль (Медею, сканд.Хейд). Сиуакоатль помогла Гильгамешу-Кетцалькоатлю 1 в создании людей. Как Кетцалькоатль он был подчинён Тлалоку (Гелену).
1.Возможно, что первым Кетцалькоатлем был Гибил, подчинённый первому Тлалоку-Нергалу. Как Эхекатль Гильгамеш был мужем Майяуэль- богини алкогольного напитка из агавы. Это была та же подательница вина греческая Геба или скандинавская Сиф - жена Геракла-Тора, богиня пива Нинкаси. У Майяуэли было множеством грудей, которыми считались острые концы листьев агавы. Очевидно, что после того, как Гильгамеш убил Медею- Ицпапалотль, Геба-Майяуэль получила её МЕ Артемиды-матери, которая изображалась многогрудой (об этом - позднее). Она, видимо, разделяла с Нанайей священное древо и... позу.
Кетсалькоатлем -пернатым змеем, почитавшемся по всей Месоамерике, после смерти Гильгамеша стал Мандулис, и после него его сын - Ранеб. Ранеб изображался с синей птицей.
Матерью Кетсалькоатля считалась Шечикецаль (выше о ней), которой вначале была Нанайя, потом - Инанна, а после Инанны - Исида - мать Кетцалькоатля-Мандулиса (инд.Ганеши) и Шолотля-Гора (инд.Сканды). Позже Исида (Баст) также считалась матерью Кетцалькоатля-Ранеба. Ранеб заменил Мандулиса сразу после его смерти, когда в Египте после Мандулиса правили ещё его приёмные братья Каа-Сокар и Хотепсехемуи-Туту. После убийства Гелена-Сета, который имел МЕ Посейдона (трезубец Шивы), Кетсалькоатль-Мандулис стал также богом вод Тлалоком - владыкой вод. И у майя Кетсалькоатль почитался под именем Кукулькан уже как бог четырёх стихий: огня, земли, воздуха и воды. Миротворцем Кетсалькоатлем был уже фараон Ранеб-Апис-Серапис, или Митра-Заратуштра в зороастризме (позже об этом), который выступал против человеческих жертвоприношений. Поклонение Кетцалькоатлю-Ранебу стало включать принесение в жертву бабочек и колибри. Видимо поэтому он приобрёл большую любовь и популярность у людей, измученных болью расставаний со своим близкими, приносимыми в жертву кровожадным богам. Далее, согласно кодексу Чимальпопока, жрецы и почитатели Тецкатлипоки были очень недовольны Кетцалькоатлем, потому что их бог требовал в жертву человеческой крови. Они не хотели убивать Кетсалькоатля, потому что это могло бы привлечь больше сторонников к его учению, тогда они решили дискредитировать его и его учение. Однажды они принесли ему зеркало, и в нём он увидел, что он состарился. Он очень опечалился, но они сказали, что дадут ему лекарство от старости. На самом деле они дали Кетцалькоатлю алкогольный напиток пульке, которой он ни разу ранее не пробовал. Опьянев, Кетцалькоатль совершил много необдуманных поступков, и даже переспал со своей сестрой. Когда он пробудился и узнал, что он сделал, ему стало очень стыдно, и он решил уйти из страны, однако пообещал вернуться, когда мир станет лучше. Возможно, что Кетсалькоатль ушёл из Америки, когда пришли слухи, что его приёмный брат Хотепсехемуи собирается умереть, и пришла его очередь править Египтом. Позже однако как Кукулькану майя опять стали приносить ему в жертву людей. Врагом Кетцалькоатля был Тецкатлипо?ка - тоже владыка мира и сил природы. Он был судьёй, покровителем героев, его воспринимали как колдуна, изменяющего образы, и бога мистических сил. Им мог быть либо колдун Гелен, либо колдун и судья Набу-Тот. И тот и другой враждовали с Мандулисом- Кетцалькоатлем: Гелен как Сет, а Тот как наследник Египта, у которого семейство Исиды после Троянской войны отобрало эту страну. Женой Тецкатлипо?ки была богиня кукурузы Чикомекоатль, она же Шилонен (т.е.богиня урожая Деметра, которой после похода Аргонавтов и убийства Бау стала Исида). Исида была женой Тота-Одина после первой битвы за Трою и женой Гелена-Сета после Троянской войны. Поэтому вряд ли нам удастся определить, был ли Тецкатлипока Тотом-Набу или Геленом-Сетом. О том, что Чикомекоатль не была второстепенной богиней говорит тот факт, что из богинь только ей, кроме богини Тласольтеотли ( т.е. Нанайе, жене Уитцилопочтли-Уту), приносили человеческие жертвы, причём одинаковым манером. На празднике в их честь приносили в жертву девушку, потом у трупа девушки отрезали голову и снимали кожу, которую надевал на себя жрец, олицетворявший богиню. Поэтому догадка об Исиде-Чикомекоатль является очень правдоподобной. Мифы говорят, что однажды Тецкатлипока соблазнил богиню цветов Шочикецаль, т.е.Нанайю, которая в то время была женой бога медицины Шочипилли. Богом медицины в лагере Нанайи мог быть только её сын-муж бог медицины и света Аполлон-Мемнон. Нанайя была женой и другого своего сына - Набу, а также Гелена-Шивы, с которым в качестве Парвати она путешествовала в Индию.
На илл.: 1. Тласольтеотли- Нанайя изображалась в той же позе в Индии как Ладжа Гаури - жена Шивы-Гелена и в Скандинавии как Шала-на-гиг. 2. Тецкатлипока потерял ногу.
О Тецкатлипоке также известно, что при убийстве чудовища Сипаткли он отдал в качестве приманки свою ступню, поэтому он часто изображался с одной ступней. О потере ступни каким-либо богом из других мифологий ничего не известно. Можно предположить, что это событие произошло уже после Троянской войны, когда нефилим, бывший Тецкатлипокой, в Греции стал второстепенным богом.
В жертву Тецкатлипоке приносили молодого человека, которого почитали как бога целый год, учили его игре на флейте, а за несколько дней до смерти давали ему 4 жены, устраивали пышный пир, а затем вели к храму и вырезали его сердце. Флейта, похоже, была обязательным условием для исполнения ритуала, потому улавливается связь с Набу-Орфеем. Человеческие жертвы приносили самым главным богам: Уицилопочтли (Уту), Уэуэтеотклю-Шиотекутли (Гефесту-Гильгамешу-Мандулису), Тлалоку (Нергалу-Гелену-Мандулису) и Тецкатлипоке (Набу или Гелену), которому в форме Шипе-Топека приносили очень много жертв.

На рис.:жрец Шипе-Топека в человеческой коже, зашнурованной на спине.
Итак, мы разобрали мифологию древнего мира шумеров, греков, египтян, хеттеев, хурритов, хананеев, угаритов, скандинавов, кельтов, индийцев, славян, скифов, ацтеков и майя. Этого было достаточно, чтобы понять, что в каждой из них была зашифрована часть одной большой картины и без рассмотрения мифологии нескольких стран её просто нельзя было увидеть. Все битвы богов происходили из-за власти. Но не только. Было что-то, что давало им эту власть, и это что-то было сильнейшим оружием, которым каждый хотел владеть.




Продолжение следует...

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...