понедельник, 29 сентября 2014 г.

Армения, Аждаак: когда горит кровь, хочется молчать…

Прошло уже несколько дней после возвращения с горы Аждаак (3597 м), а я молчу… Не хочется говорить, будто там, на вершине этой удивительной красной горы —  то ли политой жертвенной кровью арменской царицы, арийки Тигрануи, то ли кровью ее возлюбленного мужа чария Аждаака, то ли кровавыми слезами ее брата Тиграна, я вошла в какое-то ирреальное пространство, из которого не хочется выходить.
В далекие времена,  когда арменским царем был потомок доблестного Айка – Тигран, а царем титанов был потомок Бэла Аждаак, случилась эта история.  Могущество Тиграна всегда держало в напряжении Аждаака. И тогда он решил через любовь и родственную кровь приблизиться к Тиграну, женившись на его сестре Тигрануи. Арийка Тигрануи возлюбила своего мужа чария Аждаака, а он ее,  и нарожали они сыновей. Когда же Аждаак после вещего сна и обещания Вишапу принести кровь Тиграна  решил с боем пойти на Араратскую страну, Тигрануи встала на защиту брата и принесла в жертву себя со словами «моя кровь и его кровь одинаковые». 
Аждаак с трудом пережил смерть любимой жены. Он объявил   сорокадневный траур в своем царстве и соорудил величественную усыпальницу, на которой было высечено: «Мать божественная, жена верная, сестра преданная». И Боги титанов — Вишап и Яхва — освятили усыпальницу Тигрануи.
Между тем весть о случившемся дошла до Арарата. Тигран очень опечалился, но траура не объявил. Он собрал свое войско и приготовился пойти с войной  на Аждаака и привезти останки Тигрануи в Армению. Он разжег  костер, принес жертвы Отцу Ара и Всемогущему Ваагну.
Узнав, что Тигран с большим войском направляется к его границе, Аждаак зашел в усыпальницу Тигрануи и опечаленно сказал: «О, святейшая, тебе казалось, что своим самопожертвованием ты положишь конец нашей вражде? Тигран, горя местью, хочет убить меня, я, боясь его мести, должен убить его. Наша взаимная ненависть исчезнет только со смертью одного из нас».  И Аждаак собрал большое войско, принес жертву своему Богу  Вишапу и отправился навстречу противнику.
Встретились войска ариев и чариев, и началась яростная битва. Тигран,  убив Аждаака, направился в усыпальницу сестры, чтобы забрать ее останки, но тут перед ним встали сыновья Аждаака и Тигрануи:  «О, царь ариев, ты победил, ты можешь разорить всю нашу страну, но ты не властен над нашими душами. Она твоя сестра и ты пришел в нашу землю с мечом, чтобы отомстить за ее смерть. Но она и наша мать также. И мы не допустим, чтобы ты перевез останки нашей матери в Арарат. Арарат для нас чужой. Останки нашей матери не должны лежать в чужой земле. Хоть она огнерожденная, но она мать детей земли, и ее тело должно быть предано нашей родной Матери – Земле».
Тогда Тигран решил убить дерзких сынов Аждаака, но за них вступилась  Богоматерь Анаит, которая остановила меч ария: «Месть затмила твой разум, сын мой. Знай, что победный меч должен не только наказывать, но и вершить справедливость. Тигрануи по крови лишь арийка, она мать титанов. Поэтому ее брат арий не вправе распоряжаться ее останками. Это право принадлежит ее сыновьям-титанам». Тигран повиновался и вернулся в страну Арартскую, оплакивая кровавыми слезами преданную сестру.
***
— Вся твоя жизнь изменится, когда ты поднимешься на Аждаак, — сказал мне загодя фотограф Айк по прозвищу Аждаак. На поклон Горе он ходит не так часто – не злоупотребляет, но в самые трудные моменты жизни, преодолевая порой отчаяние и хвори, идет…
Ереванская жара выдавливает горожан из города. А на вершине Аждаака – нулевая температура и колкий снег с пронзительным ветром. Я, согласно своей традиции, спрятавшись за камнем, отдаюсь Морфею. Сон на вершине горы – богатырский: он дает силы, здоровье и молодость. Морфей берет меня за руку и ведет к двум воротам. Ворота из рога показывают правдивые сны, ворота из слоновой кости – сновидения из сладкой лжи. Выбираю первые ворота.
Я совсем недавно научилась говорить правду без обиняков – и стало легче жить.  Трудно сказать – мы боимся обидеть человека, но ложь во спасение никогда никого не спасала. Это иллюзия спасения. Такую же правду я хочу слышать от людей.  Хочу видеть правду и во сне. Морфей знает об этом. И вот, мой прекрасный Бог рассказывает, что я незаслуженно обидела человека, но он выше обиды и снова откроет свою дверь для меня, поскольку находится на два этажа выше меня, я злоупотребила доверием другого человека, за что должна попросить прощения и перевернуть эту страницу жизни, и, в конце концов, я обожествила того, кто этого не достоин, поэтому лица этого новосозданного божества нет в моем сне – только ощущение призрачного присутствия.
Нужно иметь мужество, чтобы принять эту правду. Просыпаюсь – по щекам текут слезы. Я часто плачу во сне. Наверно, потому что чаще чувствую себя счастливой в жизни. И безгранично свободной и счастливой в горах. Все бы шла, взбиралась, карабкалась – лишь бы не сидеть в городской коробке с заглушающими птиц утренними ревами проснувшихся машин и вечерней вонью от мусорных баков.
***
За три дня нам предстояло пройти 80 километров, большей частью по горному ландшафту, от деревни Гегард до деревни Гандзак. По дороге, а мы уходили от цивилизации  туда, куда поднимаются только пастухи со своими стадами,  нам встречались летники и радушные люди – они накрывали для нас незамысловатый стол прямо на поляне с синими колокольчиками вперемешку  с редким желтым зверобоем.
Отряхивая свои пыльные походные штаны и усаживаясь в позу лотоса, я поймала себя на мысли, что хотела бы в своем гардеробе иметь платье такого цвета. И желтую розу на груди. Или шарфик. Езиды Милязм и Джендим принесли арбуз и кофе.
Я не пью кофе, но тут не смогла отказаться – ради уважения и того, чтобы попробовать вкус напитка, приготовленного смуглыми натруженными руками езида на пастбище.
Милязм очень общительный и интересующийся: наше явление в этом краю – событие для чабанов, которое они еще долго будут вспоминать. Я не отстаю от него в своем журналистском любопытстве. Этому разговорчивому езиду всего лишь 24 года, но у него уже двое детей – 7 и 6 лет. Детей родил так рано, чтобы не служить в армии – иначе кто будет заниматься стадом овец. Прадед Милязма пришел в Армению после первой мировой войны из Северного Ирака, дед родился уже в Октемберяне. Этот потомок гения добра и света в зороастрийском  учении смотрит на меня несколько заинтересованно, что провоцирует меня на вопрос – могут ли езиды жениться на девушках других наций, в том числе на армянках. Милязм улыбается, и его лицо становится похожим на высушенную на солнце грушу: «Нет, нам нельзя. Иначе изгоняют из племени. Но, конечно, есть ребята, отважившиеся жениться на армянках – им пришлось уйти или уехать».
Мы продолжаем путь. Девушки из Москвы Даша, Лиза и Гаяне  размышляют о любви, мол, две половинки сойдутся тогда, когда этому поспособствуют звезды, и тогда это будет любовь на всю жизнь.  Я, идущая чуть поодаль, вслух сама себе говорю, что, имея набор подходящих и симпатичных качеств, каждый может стать второй половинкой хотя бы на время – ровно на то время, пока мы не выполним миссию, предназначенную только нам двоим.  «Эх, девочки, так думают только в 20 лет!» — заключаю я, но тут за моей спиной раздается голос 35-летнего холостяка Вигена: «Мне 35 лет, но я согласен с ними!» Я не спорю… Этому меня научили горы.
***
За день до восхождения мы сделали ночевку у горы Налсар. Места здесь засушливые, бедные травой, в отличие от другой стороны Аждаака. У подножия Налсара, среди камней можно найти маленький природный колодец, в котором через камни, как через фильтр, сочится вода.
В такие моменты, как никогда, начинаешь ценить и уважать воду. Какой-то сердобольный пастух оставил миску на камнях, чтобы измученный жаждой путник мог испить из этого ледяного родника.
Над Налсаром загорелась первая звезда. Похолодало. Златовласый Эдик – дитя двух народов – армянского и русского, зоолог-биолог из Москвы, готовит гречку с тушенкой и чай из чабреца, который  мы насобирали по дороге.
Ребята рассказывают истории из своей походной жизни. Я лежу в каменной чаше с петроглифами – сцена охоты.
Многие каменные глыбы здесь, облизанные солнцем, украшены рисунками. Видимо, издревле место было излюблено пастухами. На камнях в основном сцены охоты на овнов.
Но есть два рисунка, на которых изображены… крокодилы.
Где Армения, а где крокодилы?! Но это говорит о том, что уже тогда обитатели этих земель знали, что где-то есть крокодилы. Или видели во время путешествий.
Я никогда в жизни не ела такой вкусной тушенки! В горах все гораздо вкуснее. Да и Эдик так мастерски колдует на нашей скромной кухне среди камней, что залюбуешься. Гаяне, как маленький поваренок, бегает к роднику за водой. Повсюду царит гармония.
Через некоторое время стало невозможно холодно. Я предложила разойтись по спальникам. Два Айка, фотограф и режиссер, пошутили, что спальник-то без головы, и продолжили согреваться тутовой водочкой. Я уже видела десятый сон, когда услышала разговоры о том, что неподалеку светятся чьи-то глаза. Оно и немудрено-то — в округе есть и волки, и шакалы, и медведи. Поэтому Айк, согласно своему опыту, предложил разбить лагерь недалеко от воды и летника пастухов и всю ночь держал под боком нож.
***
Утро для нас наступило рано – впереди красная гора и ее вершина.  Аждаак – потухший вулкан, высшая точка Гегамского хребта и третья по высоте гора после Арагаца и Капутджуха. Хотя вершина красивейшего Капутджуха сейчас может нам только сниться, поскольку Нахичеванская область отошла Азербайджану, а граница проходит прямо по горе, которая находится под обстрелом азербайджанцев.
Склоны Аждаака многообразны: здесь и огромные глыбы камней, и мелкая каменная сыпучка, и вулканический пепел…
В окрестностях находятся два прекрасных тихих озера, одно из которых в непосредственной близости с вершиной.
Такое ощущение, что в одном мертвая водица, в другом – живая… И гора предлагает взять ту воду, которая тебе нужна. Около озера Айк сфотографировал массивные медвежьи следы.
До вершины остается совсем чуть-чуть.
Видим, как сверху спускается группа. Смотрим на разноцветные фигурки с надеждой, что среди них наверняка есть знакомые. Хотя в горах все становятся братьями по крови. Тут живут по другим законам. Природа учит уважать и любить друг друга, доказывая, что мы одно племя. И действительно, в группе, спускавшейся с вершины, мы встретили знакомых… Поговорили и отправились дальше.
Достигая первой в жизни вершины, чувствуешь, что главное ты уже сделал. Со второй вершины начинаешь понимать, что   надо еще и спуститься. Для многих из нас  Аждаак был не первой горой, только Даша оказалась впервые в горах и вообще в походе.
Вид с вершины Аждаака потрясающий.
По дороге мы прошли через ветер, дождь и град. А у пика небо просияло. И вот, перед нами — Арарат, Арагац, Ара, Атис и голубеет уходящий в небо Севан.
Два дня мы были без связи. На вершине телефоны ожили. И каждый начал звонить своим родным и любимым. А потом мы прятались от ветра в маленькой крепости из камней и пили чай из чабреца, заедая медом, сдобренным орехами и изюмом.
***
Спуск оказался не менее живописным, чем подъем. Долина, омытая ручьями с горы, цвела и благоухала.
Воздух кристально холодный. Звон воды, пробирающейся сквозь камни, и трели птиц. В эту ночь нам предстояла холодная ночевка, как сказал Айк, поэтому мы должны были пройти километров 30, чтобы разбить лагерь в удобном, безветренном месте.
На этом склоне горы обитали уже армянские пастухи, которые были не менее радушны, чем езиды, и спасали нас от жажды бодрящим и полезным таном.
По дороге я собирала травы и грибы, а зоолог Георгий, он же Гуля, насобирал… мертвых мышей для исследований. Он профессионально накачал их спиртом через иглу и поместил в посудины. Когда он оказывался впереди, мой взгляд, как назло, всегда упирался в мышиный хвост, прилипший к стенке банки. Георгий впечатлил меня еще загодя, когда я оказалась у него дома: он изучает мышей и коллекционирует кошек. Правда, не живых, а фигурки.
Добраться до плато по скользким камням, где мы решили разбить лагерь, минуя ущелье, оказалось не так просто. Было два варианта: либо идти по крутому склону по росистой траве, либо по камням. Решили – по камням. А с крутого склона вместе с облаками скатывается стадо белых овец.
Вот кому все равно, где ходить. Звон колокольчиков, как перелив церковных колоколов, перемежаемый блеянием… Свистящий ветер разносит эту мелодию над округой. Предводитель этого огромного, медленного скатывающего, звенящего и блеющего облака, широкомордый и массивнолапый гампр — аборигенная порода собак, ведущая свое происхождение с Армянского нагорья, признание которой Международным Кинологическим Союзом  состоялось в  2011 году. Псина внимательно следит за нашим передвижением со склона через реку. Миновать горную речку для гампра ничего не стоит. Но собака умна – она знает, что пока мы не представляем опасности для стада, поэтому подает голос для профилактики.
Облако из овец сталкивается со встречным туманом, ущелье застилается белым киселем. И только звон и блеяние говорят о том, где стадо. Через десять минут из лениво уползающего тумана выступают контуры животных, которые лишь через некоторое время приобретают объем…
Лагерь разбили на красивейшем плато над рекой поблизости скалы Грзысар.
Ужин был не менее вкусным, чем вчера: рис с тушенкой. Ребята посмеялись, что некоторые несведущие армяне называют это «хози говядина», то есть свиная…  говядина. Ночевка действительно была холодной – лечь пришлось рано, чтобы не мерзнуть. В итоге все три палатки в час ночи активно начали беседовать, обсуждая всякие мелочи  и громогласно хохоча.
Мы опасались волков, шакалов и медведей, но утром нам пришлось убегать от… стада быков.
Стадо из одних быков! Такого мы еще не видели. Армен и Айк вооружились треккинговыми палками, чтобы отбиваться от наступающего войска.  Быки недоумевали – кто это занял их плато, на котором такая сочная и шелковистая трава. Из всех быков выделялся лобастый черный и кровавоглазый, который, выставив рога, копытом рыл землю и пыхтел. Девочки удивлялись, почему именно этот бык так ведет себя, когда остальные равнодушно пытаются сжевать пакеты и рассматривают банки с изображением коров (бедные! бедные!) на нашей походной кухне. А этот… Тут я нашлась, что ответить: «А у него яйца больше, чем у других, вот он и ведет себя, как вожак… У мужиков так!» Гаяне быстрым взглядом оценила, что все именно так,   возмутилась: «Лучше бы мозгами мерились!» и ушла собирать палатку. Армянский бык такой же упертый, как каждый уважающий себя армянин, в общем бодастый не отступал, и в бой с ним вступил Айк-режиссер, что больше разозлило быка.
В общем, нам пришлось сгруппироваться и быстро смыться. Свой побег мы озвучивали мыслями большеяйцевого быка, который явно заработал себе очки перед своими соплеменниками: «Туристы позорные! Посмотрите, как я их!» Фотографию, на которой Айк борется с быком, я пообещала вывесить в Фэйсбук, а Айк поправил меня с усмешкой: «Фейсбык!»
***
Странные ощущения испытываешь, когда стоишь перед тремя дорогами: какую выбрать, чтобы не ошибиться. И вот, стоим мы перед выбором. Я в шутку говорю: «В жизни всегда так —  размышляешь, просчитываешь, выбираешь, думаешь, что выбрал правильный путь, а в конце всегда разочаровываешься». Георгий очень серьезно добавляет: «И с женщинами так: выбираешь единственную, оказывается – не она». Защищая наш пол, пришлось огрызнуться: «С мужчинами такая же история!» Но самое интересное, эти три дороги через некоторое время снова сошлись в одну, что у нас вызвало смешок: «От судьбы не уйдешь, какую бы из дорог ни выбрал!»
Последние 20 километров прошли в молчании. Наверно, все думали о том, что придется возвращаться в жаркий и пыльный город. Каждый раз возвращаться все труднее и труднее.  Небо было голубым с белыми кучевыми облаками, а вокруг – покос и ароматные травы.
Удивилась, когда увидела, что сельчане косят луг… косилкой. Я задумалась о том, как давно я не слышала пение кос поутру, когда отец и его брат выходили и стройно укладывали травы, а косы – пели… И вдруг, уже на подходе к Гандзаку, я увидела старика со старухой, которые с косами шли на луга…
Автор: Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН. Специально для журнала «Интересный мир». Участник «Конкурса репортажей 2013».  Голосуйте, кликая на звездочки внизу (5-ти балльная система). Об условиях конкурса ЗДЕСЬ. Фотографии Елены ШУВАЕВОЙ-ПЕТРОСЯН и Айка МЕЛКОНЯНА.
Электронное СМИ «Интересный мир». 08.08.2013

http://www.interesmir.ru/armeniya-azhdaak-kogda-gorit-krov-hochetsya-molchat/

НЕ В ВЕРЕ БОГ, А В ИСТИНЕ



"Не важно, каким Богам молится человек, важно, что он делает до и после молитвы". В том и опасность религии, что она построена на вере, а не знаниях. А кто не знает, но верующего, т.е. верящего "знающим" – "учителям", можно запрограммировать и на террористический акт, и на снос небоскрёбов, и на ядерную войну для достижения мира, чтобы в борьбе за него не оставить от мира камня на камне... Если не сумеет осознать, что не в вере Бог, а в правде...
Вопрос существования Бога – вопрос Знания, а не Веры. Ибо Вера – это лишь подсознательное Знание. Верят те, кто не знает, тем, кто знает – с этого и начинается любая религия. А Религии – форма и способ охвата Веры прислужниками неких имеющих власть сил с целью контроля, эксплуатации и направления восприятия и действий верующих в нужном лишь им русле. И, в конечном итоге, все вопросы жизни, бытия вообще и веры сводятся только к недостаточности правдивой информации, потому и тщательно скрываемой от человечества. Ибо ответы кроются в смысле самих слов, а понимание значения определений и обнажает сущность Истины.
Каждому за отсутствием серьезной альтернативы навязывают искажающую действительность реальность, вынуждая верить Религиям и/или доверять Наукам, вследствие чего Их служители и имеют зомбированную и все более дебилизирующуюся аудиторию в виде большинства людей Земли, хотя вроде и призваны обслуживать их, однако обслуживают лишь Власть – имущих ... 
Древние арии не верили, а ЗНАЛИ, что Бог един, распространение же язычества – итог развала Арийского мира по причине войн с язычниками-атлантами ("недоносками" – "народами моря") – крито-минойцами – предков греков-ахейцев (грехов/аховых) и филистимлян -жидов – с регрессировавшим языком и духовностью. А Сам Христос принес не Новую благую весть, а старую арийскую (все новое – хорошо забытое старое!), но подзабытую из-за искажения реальности усилиями извративших Истину начавших хозяйничать на планете слуг Тьмы, и погубивших мир ариев, но чьи потомки быстро начали вспоминать о том, кто они, а учение Христа легко распространилось по землям, где и были распространены арийские языки, позволявшие подсознательно понимать истинное Знание благодаря глубинноразвитости языков вследствие близости к совершенному арийскому праязыку. Но учение Христа, победив, превратилось в религию, контролируемую властью тех же, скрывших, запутав, важнейшие для понимания Истины знания, но в последнее время уже у многих, начавших пробуждаться, возникла тяга к Ее поискам, осмысленному пониманию, а не лишь к одной слепой вере в догматы, а чтобы дезориентировать их, стали сбивать с пути специально инспирированными с этой целью и реанимированными политеистическими культами, чаще всего деструктивными для дискредитации самих попыток поисков истинного, подставляя под чары магов-экстрасенсов, от чего недаром предостерегал еще Сам Иисус...

"Hе доверяйте тому, что вы слышали; Не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; Не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; Не доверяйте, если это является всего лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; Не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; Не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему." (Гаутама Будда, 400 г. до н. э.).

Вдумайтесь, о чем говорил Будда? На чем основаны все религии? На одной слепой вере, совершенно бездоказательной и вполне со временем поправляемой в интересах хранителей. Как, впрочем, и то, о чем вещают современные всякого рода гуру, контактеры или же экстрасенсы: даже если они имеют паранормальные способности, это еще не повод верить им на слово относительно их понимания мироустройства и всего потустороннего - наоборот, должно вызывать куда более глубокое недоверие. Вот почему и я никому из них, включая и религии, не доверяю. Потому что не вижу в этом смысла: мне нет надобности верить в Бога, ибо и так знаю, что Он есть. Как и в чем заключалась цель создания человека и смысла его жизни - ответы мне известны, но, в отличие от всех наживающихся на легковерии людей обманщиках, располагаю аргументированными доказательствами, ибо они заключаются в смысле самих слов, употребляемых людьми во всех языках, но не декодируемых с их позиций, а лишь с помощью данного Свыше праязыка – языка разума Вселенной, чьи просторечные диалекты и поныне живы, хотя это и всячески скрывается от человечества.

Откройте ваши замки, очистьте свои мозги

   БОГ дал - целый мир! И все для того, чтобы проверить - на наличие Разума. Сама цель всей жизни каждого - и есть испытание! Проверка на прочность и вшивость. Так души, засылаемые Господом в мир и воплощаемые в физическом плане, проходят испытательный срок длиною в жизнь. Нельзя же всерьез считать, что у Бога нет других дел, кроме как контролировать каждый шаг живого существа и специально устраивать ему отдельные проверки? Верно говорят, вся наша жизнь есть чистилище, но проблемы созданы не Богом, Им создан наш подчиняющийся определенным физическим законам мир и механизм воплощения душ, а вот как люди воспользуются данным им - они и решают. Господу нужен лишь итог - придет ли в завершении к Нему, достигнув уровня Разумности, единственным, что и роднит нас с Богом? И для чего мы и проходим испытание - Господу нужны помощники для переустройства Хаоса (Харноца) беспредельной Вселенной, для этого Ему и нужны создания "по Своему образу и подобию", но вот создал только "по образу"! Ибо подобие еще надо заслужить! Придя к Нему Человеком - с большой буквы! Для чего рожденному человеком и дана свобода выбора (иначе и спрашивать у него было бы не за что), быть лишь УМным, как и все животные, лишь приспосабливаясь к условиям, или стремиться стать разУМным, перестраивая и украшая мир, подобно Господу, но на своем уровне. Либо быть эгоистичным, как и все остальное живое, существуя лишь для потребления - выбирать каждому, потому что соответствующим будет и воздаяние - в зависимости от собственного выбора каждого. Словом, быть творцом - по подобию Творца, или тварью - вот суть. А выбравшие путь тварей и превратили наш мир из чистилища в ад, не давая сделать правильный выбор, навязывая ложные ценности, идеи и идеологии, создав условия, при которых все вынуждены выживать, приспосабливаясь к гнету, не оставляющие выбора, кроме как стать такой же тварью. Когда каждый выбирает путь эгоизма, думая лишь о себе, стремясь использовать других, и ему нет дела до остальных, всего человечества, он и попадает в сети инфернальной силы, оказываясь под полным контролем созданной ею общественной системы, и контролируемой Тьмой.

Все люди и подопытные - через испытание в опыте Создателя-Экспериментатора. И Ему нужно, кого получит в итоге - (со)творца или тварь? И вмешивается в эксперимент лишь изредка - для корректировки, а существующие условия, в основе своей изначально подготовленные Им в виде природы, изменены самими людьми, вначале перестраивавшими ее в верной форме, но затем сбившихся с пути истинного, превратив в "среду обитания" бездуховной техногенной цивилизации, свернув из-за подрыва изнутри и давления извне эгоистичных тварей на путь, ведущий к пропасти, обрекающий все человечество на гибель! Сумеем понять это - сумеем и понять, как спастись - во всех смыслах!

За условия социальные - цивилизации - ответственны только люди, а значит, каждый! За что и придется держать ответ каждому - коллективной ответственности, чем пытаются нас сбить с толку интересами наций и государств, не существует! Не отмазаться! И в том и разница понимания, почему от нас и скрывают прошлое! Ибо иное прошлое не известно, а если знать, что десятки тысяч лет люди благоденствовали в Золотые века Арийской Эры и существовали в социуме по совсем иным законам - и понимание того, что надо делать, будет очевидным!

И не жалуйся! Ибо все справедливо! И каждый, кто хочет и преуспеть, и не поступиться совестью, обречен! И разве не должен тогда и то, что происходит с ним, считать справедливым? Но что здесь, что в других странах, даже самых развитых и вроде бы цивилизованных, любые сохранившие душевный свет, неконкурентоспособны и обречены быть загрызнутыми волками, кто никаких моральных запретов не имеет и стремиться лишь к успеху - любой ценой! А условия и обуславливают это, хотя декларируется вроде бы противоположное - а как же иначе? Не писать же прямо - государство - это раздолье лишь для власти бандитов и жуликов, законченных подонков и негодяев! И собираетесь воевать на их поле их же оружием, притом заранее заявляя о своей слабости - следованиям Божьим принципам? На которые им плевать, потому как они служат отрицательной силе? И в этих условиях надеетесь на успех? Хотя вся известная история и говорит о противоположном? С волками жить - по волчьи выть - только стать одним из них! Есть лишь один путь вне навязанной игры по правилам, установленным Тьмой - не превратиться в волка, но и не оставаться бараном, которого сожрут - выйти из круга!

Все люди и подопытные - через испытание в опыте Создателя-Экспериментатора. И Ему нужно, кого получит в итоге - (со)творца или тварь? И вмешивается в эксперимент лишь изредка - для корректировки, а существующие условия, в основе своей изначально подготовленные Им в виде природы, изменены самими людьми, вначале перестраивавшими ее в верной форме, но затем сбившихся с пути истинного, превратив в "среду обитания" бездуховной техногенной цивилизации, свернув из-за подрыва изнутри и давления извне эгоистичных тварей на путь, ведущий к пропасти, обрекающий все человечество на гибель! Сумеем понять это - сумеем и понять, как спастись - во всех смыслах!За условия социальные - цивилизации - ответственны только люди, а значит, каждый! За что и придется держать ответ каждому - коллективной ответственности, чем пытаются нас сбить с толку интересами наций и государств, не существует! Не отмазаться! И в том и разница понимания, почему от нас и скрывают прошлое! Ибо иное прошлое не известно, а если знать, что десятки тысяч лет люди благоденствовали в Золотые века Арийской Эры и существовали в социуме по совсем иным законам - и понимание того, что надо делать, будет очевидным!И не жалуйся! Ибо все справедливо! И каждый, кто хочет и преуспеть, и не поступиться совестью, обречен! И разве не должен тогда и то, что происходит с ним, считать справедливым? Но что здесь, что в других странах, даже самых развитых и вроде бы цивилизованных, любые сохранившие душевный свет, неконкурентоспособны и обречены быть загрызнутыми волками, кто никаких моральных запретов не имеет и стремиться лишь к успеху - любой ценой! А условия и обуславливают это, хотя декларируется вроде бы противоположное - а как же иначе? Не писать же прямо - государство - это раздолье лишь для власти бандитов и жуликов, законченных подонков и негодяев! И собираетесь воевать на их поле их же оружием, притом заранее заявляя о своей слабости - следованиям Божьим принципам? На которые им плевать, потому как они служат отрицательной силе? И в этих условиях надеетесь на успех? Хотя вся известная история и говорит о противоположном? С волками жить - по волчьи выть - только стать одним из них! Есть лишь один путь вне навязанной игры по правилам, установленным Тьмой - не превратиться в волка, но и не оставаться бараном, которого сожрут - выйти из круга!

Железная маска

В начале XVIII века в Париже скончался таинственный арестант, ставший одним из самых известных узников в истории. В реестре заключенных королевской тюрьмы — Бастилии — он числился как Le masque de fer («Железная маска»). На протяжении трех столетий эта тема будоражит воображение писателей и не дает покоя ученым. Среди многочисленных гипотез, выдвинутых французскими историками, имеется одна, которая кажется просто невероятной: человеком в железной маске был армянский патриарх Константинополя Аведик Евдокаци. Это его Людовик XIV повелел упрятать так, чтобы «никто на свете не смог узнать об этом».


Нет дыма без огня
Так кто же он, заключенный в королевской крепости государственный преступник, лицо которого скрыто под железной маской? При дворе Короля-Солнце усиленно муссировались слухи, что в застенках Бастилии томится герцог Вермандуа, незаконный сын Людовика XIV и г-жи Лавальер, посмевший дать пощечину своему сводному брату, великому дофину, и искупивший эту вину вечным заключением. Но наибольшую популярность вызвало предположение Вольтера, согласно которому Le masque de fer — не кто иной, как старший брат Людовика XIV, сын Анны Австрийской и одного из ее фаворитов. Считается, что рождением этого ребенка были опровергнуты слухи о бесплодии королевы. Французским революционерам же больше нравилось думать, что таинственный королевский узник — это брат-близнец Людовика XIV, удаленный от двора, дабы у королевского дома не возникло хлопот с престолонаследием.
За три века появились еще гипотезы. По одной, это камергер королевы Анны Австрийской и настоящий отец Людовика XIV. По другой — граф Эркюль Маттиоли, министр герцога Мантуанского, обещавший французскому королю, что убедит Карла IV отдать Франции крепость Казале и не сдержавший слова. По третьей — бывший суперинтендант финансов Никола Фуке, сказочно разбогатевший на торговле во французских северо-американских колониях и финансовых махинациях в собственной стране. Его дворец превосходил по роскоши королевские резиденции. По четвертой — Эсташ Доже, сомнительная личность, неизвестно чем вызвавшая недовольство короля…
Вина вине рознь
Почему-то Людовику XIV было недостаточно, чтобы таинственный узник просто содержался под стражей: арестанта тщательно изолировали, запретив под страхом смерти снимать маску. Возможно, окутывавшая его глубокая тайна объясняется политическими интересами государства. Ведь какими бы бурными ни были человеческие страсти, вряд ли гнев, ненависть или жажда мести нуждались бы в сокрытии с такой осмотрительностью и настойчивостью. И зачем утруждать себя, окружая узника постоянным наблюдением с бесконечными предосторожностями? Не легче ли «организовать» его смерть при невыясненных обстоятельствах? Но тюремщикам было приказано беречь его как зеницу ока. Вероятнее всего, потому, что несчастный не совершал никакого преступления. Как, например, армянский патриарх Константинополя Аведик Евдокаци, все деяния которого диктовались отеческой заботой о своей пастве. В городе усердствовали католические миссионеры — капуцины, иезуиты и доминиканцы, — набирая новых последователей своей веры из числа армян. Между принявшими католицизм и не изменившими национальной Церкви константинопольскими армянами зрела настоящая война. Они разделились на два противоборствующих лагеря: «хайки» и «франки», или, по версии армян-католиков, «схизматики» и «православные». Было бы странным, если бы армянский патриарх не воспротивился этому всеми возможными средствами. Ватикан считал, что на Востоке Аведик Евдокаци был самым яростным врагом Католической Церкви — le tyran des latins.
Без вины виноватый
Франция слыла в ту пору конфидентом и блюстителем интересов католицизма на Востоке, и недаром ее короли, и в том числе, Людовик XIV величали себя: «Всехристианнейшее величество» (le roi Tre’s-Chre’tien). Патриарх Аведиг был непреодолимой преградой для французской миссии. Маркиз де Фериоль, посол Франции в Константинополе, предпринял многочисленные попытки переманить Евдокаци на сторону католиков. Он даже был готов пойти на уступки — разрешить армянам-католикам посещать службу в армянских храмах, но патриарх был непреклонен. Не помогла и сплетенная послом интрига, в результате которой Евдокаци оказался в константинопольской тюрьме. Армяне тут же собрали огромную по тем временам сумму — 400 ксаков (мешочков) золота, или 800 тыс. золотых франков, и выкупили патриарха. Великий визирь не смог устоять перед этим искушением и, несмотря на протесты Фериоля и миссионеров, вновь возвел на патриарший престол Аведига (1704—1706гг.). Но маркиз не сдавался. На армянского первосвященника, который по совместительству был еще и патриархом Иерусалима, «повесили» крупный долг его предшественника — патриарха Минаса Амдеци английскому купцу Лотрану. Подковерные интриги сыграли свою роль — Евдокаци свергли с патриаршего престола и сослали на Кипр. В Константинополе вновь разгорелись нешуточные страсти, и маркизу, наученному горьким опытом, не оставалось ничего другого, как… организовать похищение патриарха — Аведиг Евдокаци должен был исчезнуть раз и навсегда.
В каменном мешке, а думка вольна
Замысел маркиза в 1706 году блистательно осуществил французский консул Кипра. Он подкупил слугу патриарха, под покровом ночи похитил ничего не подозревающего Аведига и препроводил его на французское торговое судно. Команда тут же расправила паруса и взяла курс на Мессину. Армяне Константинополя, которые уже готовили возвращение патриарха из ссылки, узнали, что тот бесследно пропал. Они открыто обвиняли маркиза в причастности к исчезновению. На многочисленные грозные требования турецких властей вернуть Аведига де Фериоль отвечал, что о судьбе патриарха ему ничего не известно. Не было в Европе государства, куда бы не направили людей константинопольские армяне на поиски своего патриарха. Им всего лишь удалось выяснить, что он находится во Франции.
Тем временем Аведиг Евдокаци томился в застенках марсельского Арсенала. Как оказалось, де Фериоль предпринял похищение, не посоветовавшись со своим сюзереном. Это явствует из переписки маркиза со вторым лицом Франции — канцлером Поншартреном. Они даже строили планы, как бы свалить вину на воевавших тогда с Османской империей испанцев, под властью которых находилась Мессина.
Последствия шагов чересчур рьяного слуги пришлось разгребать Людовику XIV: секретным повелением короля узника переправили сначала в монастырь бенедиктинцев Mont-Saint-Michel, а затем в Бастилию, где охраняли так, чтобы «никто на свете не смог узнать об этом». Условия, в которых содержали патриарха, могли бы быть весьма сносными, если бы не… железная маска, скрывавшая лицо арестанта. Единственной возможностью спастись из каменного мешка для Аведига оказалась… имитация измены своей вере. Армянский патриарх все-таки принял католицизм, надеясь таким образом обрести свободу, вернуться на Родину и продолжить свое дело. Это понимали и французы и потому, выпустив его из Бастилии, не позволили покинуть Париж. Спустя год при весьма загадочных обстоятельствах Аведиг Евдокаци скончался.

Все тайное становится явным
Тайна железной маски стала одним из самых популярных и спорных сюжетов в литературе и кино. Число публикаций об узнике, лицо которого скрывала железная маска, давно перевалило за тысячу; о нем писали Вольтер, Карамзин, Гюго, Пушкин, Дюма-отец… Об этой таинственной личности спорили французские, итальянские и британские ученые на трех международных коллоквиумах. А версию о том, что Аведиг Евдокаци был легендарной Железной Маской, впервые высказал рыцарь Толес в своей книге «Человек в железной маске и армянский патриарх Аведиг» (L'Homme au masque de fer, Paris, 1825). Он даже переписывался с Вольтером, пытаясь убедить того в своей правоте. В 1869 году под таким же названием вышла книга историка Мариуса Тобена, которую спустя год издали в Константинополе на армянском языке. В пользу гипотезы армянского происхождения Железной Маски высказывались академик Мари Броссен, историк Карапет Басмаджян и многие другие.
Копни поглубже...
В 1929 году в Ватикане Католическое Обрядовое собрание под предводительством кардинала Франческо Эрлэ канонизировало как блаженного армянского священника Комитаса Кюмирджяна. По-итальянски его величали Don Cosma de Carboniano (как и по-турецки «кеомиурджи» это означало «угольщик»). Канонизация «экзотического» для католиков святого, убитого 7 ноября 1707 года в банях Константинополя по указу великого визиря за отказ принять ислам, состоялась через 200 лет после его смерти. Власти Османской империи весьма толерантно относились к религиозной принадлежности завоеванных народов, лишь бы платили налоги. Но только не к католикам, за которыми стояла вся Европа. Эта неприязнь естественным образом распространялась и на армян, принявших католицизм.
Армяне поселились в Константинополе еще со времен Византийской империи. Когда турки в 1453 году покорили Царьград, они решили уничтожить любое напомининие о его византийском прошлом. Из города выселили греков, а опустевшие кварталы заселили армянами с Ближнего Востока. «Старым» армянам, аристократам и сколотившим огромные состояние горожанам-разночинцам, пришлись не по душе переселенцы. Ситуацией не преминули воспользоваться католические миссионеры — монахи-капуцины и иезуиты. Впрочем, вторых интересовали лишь богатые армянские купцы. Назначая маркиза де Фериоля послом в Константинополе (1699г.), Людовик XIV особо рекомендовал тому «согласовывать свою деятельность в отношении армян с иезуитами». Сами монахи понимали, насколько сильно связаны армяне со своей Церковью, и применяли всевозможные уловки, чтобы переманить их в свою веру.
Даже упрятанного в Mont-Saint-Michel патриарха Аведига пытались обратить в католицизм, но не нашли священника, который знал бы армянский. Только после этой неудачной попытки, 18 декабря 1709 года по указу Людовика XIV Аведига перевели в Бастилию. Здесь им занялся аббат Реното (Abbe Renaudot), которому помогал королевский переводчик Петит де ла Круа (Petits de la Croix), специально изучивший язык таинственного узника. Аведигу стали «преподавать» основы католицизма, он даже трижды переписал армянский вариант «Христианского учения» Беллиармини. Святого отца принудили подписать отречение от Армянской Церкви и согласие перейти в католицизм в трех экземплярах, причем один отправили послу в Константинополь для распространения среди армян.
Аведиг Евдокаци, рожденный в 1657 году в Евдокии (Токат) и дважды (1702—1703гг. и 1704—1706гг.) занимавший престол Армянского патриарха Константинополя, скончался 11 июля 1711 года. Он похоронен во дворе парижского храма Saint Sulpice.
Элизабет Таджирян, научный сотрудник Института истории НАН РА

Журнал «Ереван», N 7-8, 2008

Путешествие в страну, которой нет

Леонардо да Винчи остался в истории символом эпохи Возрождения. Он бесконечно творил, поскольку не хотел жить в мире, где господствуют стереотипы. До многих его изобретений человечество дозрело только спустя века. Интересно, что безудержной фантазии Леонардо некоторые ученые приписывают и его воспоминания о поездке в Киликию — в город Калиндру. Так или иначе, в одном из своих «Армянских писем» Леонардо указывает точное место своего пребывания: «находясь в этой части Эрмении…» А ученые мужи, коли им угодно, могут спорить, бывал да Винчи в Армении или нет...


Ученик опытаЕсли бы Леонардо решил инкогнито посетить армянскую землю, он нашел бы миллион и один способ завуалировать сей факт. Кому как не автору Джоконды удавалось сохранить в тайне все, что он считал нужным? Незаконнорожденное дитя любви, признанное благородным семейством отца, выросло человеком столь же остроумным, сколь и осторожным. С годами осторожность переросла в скрытность: несмотря на тысячи документальных свидетельств, оставшихся после Леонардо, о его личной жизни сегодня мало что известно. Не слишком хорошо знали Леонардо и современники. Им, к слову, был непонятен его образ жизни: мастер не ел мяса, спал по пятнадцать минут каждые четыре часа, игнорируя ночь как таковую. Оmo sanza lettere — «неграмотный», как себя называл Леонардо (внебрачным детям не было позволено обучаться в университете), виртуозно зашифровывал свои записи. Человечество должно было познавать его идеи (например, конструкцию подводной лодки, сопровождаемую конкретными указаниями для водолазов) по мере «созревания». К тому же писал он только левой рукой, справа налево и в зеркальном отражении: рукописи да Винчи читают при помощи зеркала. Не является исключением и Codex Atlanticus — «Атлантический кодекс», содержащий «Армянские письма».
Аргумент в пользу тех, кто уверяет, что Леонардо бывал в Армении 
Он не доверял чужому мнению и постигал все опытным путем. Leonardo Vinci dissepolo della sperientia («Леонардо Винчи, ученик опыта») — с гордостью подписывался он.
Photo by Mario Taddei, www.mariotaddei.net
Photo by Mario Taddei, www.mariotaddei.net
На службе у Вавилонского
«Начиная с последней трети ночи вершины гор освещены солнцем» — так описывает Леонардо Тавр, сравнивая его с кометой. Когда между солнцем и горами оказываются облака, возникает причудливая игра света и тени: Тавр «распадается то на две, то на три части, удлиняясь либо укорачиваясь». На полпути к вершине «воздух становится обжигающим, здесь никогда не дует ветер. Здесь не может долго прожить ни одно живое существо, кроме хищных птиц, которые обитают в высокогорных расщелинах Тавра и в поисках добычи спускаются ниже облаков.
Здесь только скалы, и каждая сияет ослепительной белизной». Слова Леонардо проиллюстрированы эскизом на пожелтевшем от времени пергаменте. Но автор не ограничивается одним описанием — он оказался в «нижней части Западной Армении» в момент страшного наводнения, произошедшего «по причине образования расщелины в Тавре». «Десять часов подряд на нас обрушивались бедствия. Вначале мы подверглись нападению и насилию ураганных ветров, потом долину заполонили сильнейшие снежные метели, разрушившие большую часть города. Вдобавок вода затопила его нижнюю часть. Внезапно начался ливень, и целый поток низвергающихся вод, смешавшись с песком, грязью и камнями, корнями и ветвями вырванных деревьев, увлек их с собой. Затем последовал грандиозный пожар — не только из-за ветров, но и по вине примерно тридцати тысяч разбойников, которые разорили страну и продолжают ее разрушать» («Армянские письма», Codex Atlanticus). Леонардо предлагает и свое решение проблемы наводнений — «отыскать выход для воды между Таврскими горами». И тут же просит «Девадара Сирии, наместника святейшего султана Вавилонского», которому адресовано одно из «Армянских писем», не сердиться из-за задержки. Он обязан был сопровождать султана, инспектировавшего в 1477 году состояние крепостей по всей долине Тигра и Евфрата, но не смог, поскольку был занят исследованием причины разрушительного события и его описанием.
Аргумент в пользу тех, кто уверяет, что Леонардо бывал в Армении Документально подтверждено его пребывание во Флоренции в 1472, 75, 78 и 81-м годах, в Милане — в 1483 и 87-м. Чем был занят Леонардо в один из промежутков времени, о которых нет сведений, помогли установить «Армянские письма»: работал инженером у египетского султана Каит-бея Вавилонского.
Купол на квадратеЕще во Флоренции Леонардо да Винчи восхищался мастерством народа, построившего купол на квадрате. «Италии было суждено вторично познакомить Европу с восточноарийским куполом. Возрождению было суждено признать существенное преимущество плана простого армянского купола и на длительное время дать ему место в европейской архитектуре» — напишет в начале XX века австрийский историк искусства Йозеф Стржиговский. Одним из первых европейцев, кто использовал эту форму купольных сооружений, был Леонардо: об этом свидетельствуют зарисовки, сделанные им во время «путешествия в Эрмению». Кстати, Армянского Киликийского царства тогда уже не существовало. В апреле 1375 года под напором египетских мамелюков пала его столица — город Сис, а в 1424 году войска египетского султана полностью овладели Киликией. Но да Винчи упорно продолжает именовать место своего пребывания Эрменией.
Аргумент в пользу тех, кто уверяет, что Леонардо бывал в Армении С юных лет Леонардо подолгу сиживал во дворе флорентийской базилики Сан-Миниато, над главным алтарем которой сияла золотом надпись San Miniato Rex Ermenie. Там он заслушивался рассказами длиннобородых священников об армянине, принявшем в 250 году в Тоскане мученическую смерть за проповедь христианства.
Кратковременное безумие Что толкнуло не испытывающего недостатка в заказах dipintore — практикующего художника, члена флорентийского братства Compagnia di San Luca (Общество святого Луки, покровителя живописцев) отправиться в Эрмению? В апреле 1476г. в ящик для доносов (их делали в форме львиной морды и устанавливали в итальянских церквях) анонимный блюститель нравственности подбросил донесение на семнадцатилетнего ученика ювелира Якопо Сальтарелли. Юноша якобы оказывал интимные услуги «дюжинам мужчин», среди которых был назван и Леонардо да Винчи. Леонардо, таланты и непонятное поведение которого смущали флорентийцев, был арестован Ночной стражей Флоренции и обвинен в содомии. Во Флорентийской Республике она каралась штрафом, позорным столбом, клеймением, ссылкой, а в некоторых случаях и сожжением на костре. И хотя в июне того же года он и еще трое обвиняемых были оправданы, эта история сильно повлияла на молодого художника. К тому же громкий скандал отразился на отношении к нему правителя Лоренцо Медичи (Великолепного) — Леонардо, единственный среди всех видных флорентийских художников, лишился покровительства главы республики. «Гнев есть кратковременное безумие» — вывел из этого да Винчи, у которого появилось страстное желание вырваться из гнетущей атмосферы некогда родного города. Вскоре аж на пяти листах «Атлантического кодекса» появились изображения «машины для открывания темниц изнутри» — одного из первых изобретений Леонардо-механика.
Аргумент в пользу тех, кто уверяет, что Леонардо бывал в Армении Путь из Флоренции к берегам Малой Азии занимал не больше месяца. До Киликии можно было с комфортом добраться на одном из кораблей, выполнявших регулярные рейсы. Постоянное сообщение было налажено с тех пор, как Флорентийская Республика завладела Пизой и выкупила пристань в Ливорно. Это облегчило и деятельность армянских купцов, поставляющих в Европу восточные товары: шелк, пряности, драгоценности...
Terra ArmenaЛеонардо учился живописи в мастерской Андреа Верроккьо — лучшего рисовальщика своего поколения и, возможно, лучшего педагога. Боттега (bottega — «лавка, художественная мастерская») Верроккьо располагалась на виа Гибеллина, а неподалеку, на виа деи Гречи (эта средневековая улочка сохранилась до сих пор) находились мастерские восточных ремесленников — греков и киликийских армян. Свою художественную школу во Флоренции они создали раньше Дуччо ди Буонинсенья (около 1255—1319).
Аргумент в пользу тех, кто уверяет, что Леонардо бывал в Армении В «Трактате о живописи» Леонардо упоминает о Terra Armena. Эта темно-желтая краска больше никем из художников не использовалась. Возможно, краску цвета армянской земли да Винчи привез из Эрмении...
***На страницах Codex Atlanticus Леонардо да Винчи отметил, что в дальнейшем собирается отдельной книгой представить «свои впечатления об Эрмении».
Из составленного им синопсиса следует, что он предполагал написать в ней о пророке, предсказывавшем беды и разрушения. Армяне вначале заключили его в темницу, а затем, убедившись, что все его пророчества сбываются, освободили. Был ли написан этот труд, до сих пор не известно. Во всяком случае, не исключено, что когда-нибудь, где-нибудь всплывет рукопись с леонардовскими впечатлениями об Армении и описанием путешествия в страну, которой нет. Ведь сам великий мастер был уверен, что «тайну долго не скроешь: мирская молва, что морская волна, — все выплескивает наружу».

Журнал «Ереван», N12, 2009

Как легли карты

Знаменитый немецкий географ Александр Гумбольдт назвал Армению «центром тяжести античного мира», так как она находилась на равном расстоянии от основных центров древних цивилизаций. Через нее пролегали две крупные магистрали стран Востока: одна шла из Индии к Черному морю (через Персию, Атропатену и Айраратскую область), другая вела из Китая в Иран и через Южную Армению доходила до побережья Средиземного моря. Этот путь был частью Великого шелкового пути.


Исторические карты различных эпох и народов освещают наиболее узловые этапы многовековой истории человечества. Даже на искаженных картах имеются важные сведения о топонимике местностей, городов и населенных пунктов. Среди множества древних карт есть немало относящихся к Армении. Древние карты дают ценнейшие сведения о народах и царствах, племенных союзах, о соседних странах, городах и т.д. Разумеется, в Армении, от века являвшейся естественным мостом, соединявшим Восток и Запад, окруженной могущественными государствами и испещренной торговыми магистралями, не могли не пользоваться услугами картографии. К сожалению, до нас не дошли древние карты, созданные в Армении, и основными картографическими источниками являются иностранные, где Армения представлена обширной страной.
Карта Эстенезе, около 1451 г. Между Черным и Каспийским морями под двумя красными горами находится «Эрминиа Майор» — Великая Армения. Горы изображают Армянское нагорье, откуда берут начало Тигр и Евфрат. Справа от них — Арарат, покрашенный в зеленый цвет. На Арарате покоится Ноев ковчег
Карта Эстенезе, около 1451 г. Между Черным и Каспийским морями под двумя красными горами находится «Эрминиа Майор» — Великая Армения. Горы изображают Армянское нагорье, откуда берут начало Тигр и Евфрат. Справа от них — Арарат, покрашенный в зеленый цвет. На Арарате покоится Ноев ковчег
Здесь пролегали международные стратегические торговые караванные пути древнего мира, за владение которыми крупные соседние государства часто развязывали войны. Благодаря дорогам, которые пролегали по соседству с Араратом, развивались и процветали города Армавир, Арташат, Двин, Нахчаван (Нахичеван) и др. Из существовавших в Армении нескольких крупных дорог одна была благоустроена еще во времена царя Тиграна Великого и названа Царской дорогой. В 77г. до н.э. в армянской области Ахдзник Тигран Великий заложил новую столицу — Тигранакерт. Город, стоявший на месте скрещения ряда магистралей из Арташата на Антиохию, Ктезифон и из Селевкии в Малую Азию, быстро разросся и прославился богатой торговлей и ремеслами. Царская дорога связывала Антиохию, Тигранакерт и Арташат — три города, одновременно служивших столицами империи Тиграна Великого. По данным Геродота, Страбона и Плиния Старшего, дороги Армении отличались благоустроенностью и рассчитывались на двустороннее движение колесного транспорта.
Географическая карта Страбона. Выполнена на основе карты Птолемея Asiae tabula III, где в Каспийском море изображен дом, рядом с которым надпись на латыни — Arca Noe (Ноев ковчег)
Географическая карта Страбона. Выполнена на основе карты Птолемея Asiae tabula III, где в Каспийском море изображен дом, рядом с которым надпись на латыни — Arca Noe (Ноев ковчег)
В описаниях географов той эпохи можно найти и немало интересных подробностей. «Границу Киликии и Армении, — сообщал Геродот, — образует река Евфрат, судоходная для кораблей. В Армении находится пятнадцать стоянок с жилыми помещениями на протяжении пятидесяти шести с половиной парасангов (около 300 км); там же есть укрепления. При переходе из Армении в Матиену находим тридцать четыре стоянки на протяжении ста тридцати семи парасангов». По свидетельству же греческого географа Страбона, жители Армении его периода говорили на одном общем языке — армянском, а на территории Армении обитал почти весь армянский народ численностью несколько миллионов человек.
Авраам Ортелий. Карта стран, завоеванных Александром Македонским, 1595г. На карте отмечены походы Александра Македонского до Индии. В нижнем левом углу — рисунок с изображением храма Юпитера-Амона
Авраам Ортелий. Карта стран, завоеванных Александром Македонским, 1595г. На карте отмечены походы Александра Македонского до Индии. В нижнем левом углу — рисунок с изображением храма Юпитера-Амона
В XV — XVIII веках в Европе появились новые подходы к составлению карт. В конце XVI века Марк Вельзер (1558 — 1614), Авраам Ортелий (1527 — 1598) и Херонимо Сурита (1512 — 1580) положили начало собиранию и изданию специфических источников исторической географии — античных карт и итинерариев, рассматриваемых как историко-географические источники.
Атанас Киршери. Книга «Ноев ковчег», 1675г. Согласно карте Киршери, рай находился рядом с Араратом и Армянским нагорьем — между реками Тигр и Евфрат
Атанас Киршери. Книга «Ноев ковчег», 1675г. Согласно карте Киршери, рай находился рядом с Араратом и Армянским нагорьем — между реками Тигр и Евфрат
Имея свой специфический картографический язык, древние карты были тесно связаны с живописью и графикой (особенно с гравюрой), заимствуя их способы выражения. Такие карты обычно имели повествовательно-познавательный характер, и в них Армения изображалась как страна библейской горы с Ноевым ковчегом на вершине. На многих картах можно увидеть также изображение библейского рая между реками Тигр и Евфрат, простирающегося до горы Арарат.
Еремия Челеби Кемюрджян. 1691г., Константинополь. Рукописная карта на армянском языке. Карта изображает Армянское нагорье, Малый и Большой Масисы, армянские города и церкви от Каспийского до Мраморного моря. Эчмиадзин изображен в подробностях, включая сцену приема у Католикоса
Еремия Челеби Кемюрджян. 1691г., Константинополь. Рукописная карта на армянском языке. Карта изображает Армянское нагорье, Малый и Большой Масисы, армянские города и церкви от Каспийского до Мраморного моря. Эчмиадзин изображен в подробностях, включая сцену приема у Католикоса
Например, у флорентийца Бальдучи Пеголотти (начало XIVв.) приведено описание торгового пути, идущего из Айаса через Армению в Тавриз, где среди ряда станционных пунктов отмечен и пункт Sotto Larcanoe, что в переводе с итальянского означает «под Ноевым ковчегом», так как оттуда можно было видеть Большой Арарат. Однако карты составлялись и в самой Армении. Широко известен в Армении и за ее пределами один из трудов крупнейшего ученого-энциклопедиста раннего средневековья Анания Ширакаци под названием «Ашхарацуйц» (Географический атлас мира), созданный в 591 — 610 годы. Этот труд, к которому прилагалось до 15 географических карт, веками служил учебником по географии. Опираясь на Птолемея в описании стран, расположенных далеко от Армении, автор в части описания самой Армении и соседних стран дополняет его новыми сведениями, широко используя местные материалы в соответствии с тем временем, когда жил и творил. В «Ашхарацуйце», в частности, Большой и Малый Арарат упоминаются как горы «Азат (свободный) Масис» и «Покр (малый) Масис».
Карта Армении и соседних стран арабского географа аль-Истахри, XIVв. Города отмечены кружочками, горы — пирамидообразными знаками. Аль-Истахри дал на этой карте исконно армянские названия: «Малая гора Масес» и «Большая гора Масес». На карте указаны многие армянские города Ганджа (Гандзак), Каликла (Карин, или Эрзрум), Нахичеван и т.д.
Карта Армении и соседних стран арабского географа аль-Истахри, XIVв. Города отмечены кружочками, горы — пирамидообразными знаками. Аль-Истахри дал на этой карте исконно армянские названия: «Малая гора Масес» и «Большая гора Масес». На карте указаны многие армянские города Ганджа (Гандзак), Каликла (Карин, или Эрзрум), Нахичеван и т.д.
В рукописи имеется также очень много данных о гаварах и территориях, окружающих гору Арарат. Например, о двенадцатом гаваре Айраратской губернии Масиац Вотне говорится, что он занимает северный и восточный склоны Большого и Малого Масисов и Сурмалийское поле площадью 2800 кв.км. «Ашхарацуйц» Ширакаци продолжает традиции античной географии и наряду с трудами Птолемея занимает значительное место в мировой картографической литературе и исторической географии. К сожалению, до наших дней дошли лишь подробные описания, прилагавшиеся к картам, а сами карты Ширакаци безвозвратно утеряны.

Журнaл «Ереван», N7-8, 2006

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...