пятница, 6 октября 2017 г.

ШЕСТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА АРМЕНИИ

Несколько месяцев назад я сделал видео на YouTube об истории армянского колесо вечности. Возможно, наиболее знакомые среди многих древних армянских символов. Как и ожидалось, люди начали задавать вопросы и оставлять комментарии. Среди комментаторов внимательный наблюдатель заметил, что в некоторых случаях армяне изображены колесо вечности внутри шестиконечная звезда. Из-за многих вопросов, которые я получил с момента, я решил, наконец, предоставить это внимание символ в виде блога.
Сегодня большинство людей связывают шестиконечная звезда (гексаграмма) с Еврейской звездой Давида (Маген Давид), так как он является современным символом Еврейской идентичности и иудаизм. В 1948 году он был даже принят официальный флаг Израиля. По данным Википедии: “его использование в качестве символа еврейского сообщества даты 17 века.” Однако, как и многие другие аспекты армянской культуры, не так много было написано об использовании армянских гексаграммы. Хотя его использование в науке, искусстве, архитектуре, украшения и даже для религиозных целей активно на протяжении всей истории.
Исторически армяне квалифицированных математиков, архитекторов и ремесленников. Как такой геометрии всегда был очень важен для армян. Древние армяне имели глубокое знание астрономии и могли предсказывать астральных событий. 
                                         Древнейшие известные обсерватории находятся в Армения. Датируется 4200 до н. э., Караундж и Калифорния. Обсерватория 2800 году до нашей эры в Мецаморе допускается предков армян в развитие геометрии до такого уровня, что они могли измерять расстояния, широты и долготы, представить мир как круг, и предсказывали солнечные и лунные затмения около 1000 лет до того, как египтяне начали делать то же самое. Армянская архитектура часто геометрически звука с прямыми линиями, соединяющими колонны и математическая точность. Геометрия армянской архитектуры выдержала испытание временем, сохранив множество древних зданий в регионе преобладают войны, нищеты и стихийных бедствий. Города, крепости и храмы, которые были раскопаны в Армении (некоторым до 7000 лет) показывают замечательное понимание использования геометрии в строительстве священных зданий, используя сложную систему квадраты, прямоугольники, круги, многоугольники с пересекающимися узорами.Геометрия вырисовывается из исследования законов природы. С такими знаниями можно строить сооружения, создавать приборы и предсказать астральных событий. В качестве таких геометрических фигур считались магическими древних. Ведь без геометрии невозможно построить все, что угодно, и его знание было ключом к выживанию, и считается ключом к разгадке тайны Вселенной. Эта любовь к созданию/строительство позволило ранним армянам значение геометрические фигуры и символы, придавая им важное место в армянской культуре.
Среди многих символов армян использовал шестиконечную звезду для архитектурных целей. Раньше армяне считали символом держать магические силы и включил ее в архитектуре, астрономии и искусства. Подтверждающие, что множество армянских церквей, которые построены в форме шестиконечной звездой, использование гексаграммы для поддержки купола или просто как священные украшения защищая церковь, как волшебные чары.
Поэтажный план средневековой армянской Церкви пастыря


Первый и самый важный армянский Собор Эчмиадзин (303 г. н. э., построенный основателем христианства в Армении) на самом деле украшен множеством видах с орнаментом гексаграмм. Другой пример-видел на могиле армянским князем Гасан-Джалалян династии Хачен (1214 г. н. э.) в церкви Гандзасар Арцах (см. выше). Возможно, самый известный пример архитектурного использования гексаграммы можно увидеть в 12-м веке армянская Церковь, Собор Святого Иакова в Иерусалиме. Где гексаграмма в форме арки, поддерживающие купол. Похожие сводами купола в форме шестиконечной звездой на территории древней Армении. Чтобы назвать несколько, безупречное мастерство Khorakert монастырь купола, или 13 век. Khoranashat монастыря (см. фото ниже)


Арки и купола Святого Джеймса армянский Собор
Что армяне знакомы с этот символ с незапамятных времен стало в очередной раз понятно, когда древнейшее известное изображение шестиконечной звезды (датируемый 3- ье тысячелетие до н. э.) был раскопан в Кургане Аштарак в “Неркин Навер” (в Армении). Это подтвердили серии радиоуглеродных анализов артефактов, проведенных в лабораториях Германии и США. Рукоять кинжала изображает миров ранних украшения шестиконечную звезду похоронили в Кургане, содержащий более 500 могил.
Как люди, которые любят строить и создавать армяне всегда ценил науку. Геометрия, в частности, имеет долгую историю в армянском искусстве, религии, а также науки. В то время как использование гексаграммы (как я показал) была значительной на протяжении всей истории армянского народа, существуют многие другие геометрические фигуры и символы, известные в армянской культуры. Геометрия после всех привязан к армянской культуре. В (восьмиконечный) армянские звезды, например, заслуживает свой собственный вход и будет рассмотрена в следующий раз.
В заключение приведем несколько примеров использования гексаграммы в Древней Армении.











http://www.peopleofar.com/2012/01/14/the-six-pointed-star-of-armenia/

ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ ГЕНЕТИЧЕСКИ БЛИЗКИ К АРМЯНАМ


К российско — турецким СМИ давно отношусь одинаково. Так вот, в публикациях росс-турок относительно новых исследований ДНК показывающих близость родства древних египтян к армянам нежели к африканцам, оговаривалась территория несуществующих: малых кавказий, Восточных анатолий и прочей ереси в том же духе.
На страницах отдельных русскоязычных сайтов, страдающих большевизмом головного мозга, муссировалась идея генетического сходства древних египтян с выходцами из Кавказа.
В то время как в оригинале исследований четко говорится о генетической близости древних египтян именно к армянскому этносу. Кстати говоря, слово анатолия переводится, как Восток. По сути турки называют себя жителями восточного Востока, курам на смех.

Древние египтяне были ближе к армянам, чем к африканцам; новое исследование генетики показывает

Группа международных ученых из Университета Тюбингена и Института истории человечества в Максе Планке в Германии проанализировали ДНК из 93 египетских мумий, начиная с 1400 г. до н. Э. До 400 г. н. Э. Свидетельства из их исследования показывают удивительное близкое отношение к древним людям Ближнего Востока, таким как армяне.
Наши анализы показывают, что у древних египтян больше генетическое сходство с нынешними египтянами, которые в последнее время получили дополнительную примесь к югу от Сахары.
Кроме того, исследователи обнаружили, что в 1300-летний период, который представляли мумии, популяционная генетика древнего Египта была удивительно стабильной, несмотря на иностранные вторжения.
«Генетика сообщества Абусир эль-Мелек не претерпела серьезных сдвигов в течение 1300-летнего периода, который мы изучали, предполагая, что население оставалось, генетически, относительно не подвержено влиянию иностранного завоевания и правления», — сказал Вольфганг Хаак из Института Макса Планка.
Африканский генетический приток к югу от Сахары, похоже, начался только после римского периода, что совпадает с появлением монотеизма в частности ислама. Это объясняет наличие африканского гена у современных египтян, в отличии от древних египтян.
Образцы ДНК древних египтян ближе к восточным и европейским образцам, в то время как образцы современных египтян перемещены из страны Африки к югу от Сахары.

Таким образом, оказывается, что современные египтяне имеют генетическое сходство с субсахарами, а древние с армянами.

Отцовская линия рода Тутанхамона

Нечто похожее было обнаружено несколько лет назад, когда разразились споры относительно отцовской линии рода Тутанхамона. Египетские ученые протестировали аутосомные и Y-ДНК-маркеры трех фараонов 18-й династии: Аменхотепа III, его последнего Эхнатона и внука Тутанхамона, который умер в 19лет.
Египетские ученые публиковали данные генетических анализов, для самих себя. На канале Discovery  был показан документальным фильмом об этом исследовании, и, возможно, ошибка, которая транслировалась в программе Discovery была отмечена и записана учеными.
Внимательные наблюдатели компании iGENEA, проводившие генетические анализы быстро указали на то, что видео с канала Discovery показывает результаты Y-STR, групп R1b. R1b
Эти варианты редко бывают у современных египтян и на Ближнем Востоке. Эта группа распространена в Европе и среди армян. Академией это откровение не воспринималось всерьез, поскольку египетские ученые никогда официально не публиковали результаты.
Однако, оглядываясь назад и судя по результатам исследований вполне вероятно, что древние египетские фараоны имели европейское или армянское происхождение.

Древние европейцы и современные армяне

Армянское нагорье образует мост, соединяющий Европу, Ближний Восток и Кавказ. Расположение и история Армянского нагорья насчитывает несколько современных экспансий в Евразии.
Армянское нагорье было заселено по крайней мере с раннего верхнего палеолита и со времен самого древнего известного монументального комплекса, построенного охотниками в 10-м тысячелетии до нашей эры известный как Армянский Портасар, более широко применимый как Гёбекли Тепе .
Считается, что Армянское нагорье было источником и / или маршрутом для перехода к восточноевропейским фермерам во время неолита, а также играло важную роль в формированиях индоевропейских языков.



Одно из заключений исследование генетики  Haber et. al (2015), опубликованной в «Journal of Human Genetics» гласит:
Мы показываем, что армяне имеют более высокую генетическую близость к неолитическим европейцам, чем другие современные ближневосточные, а 29% армянской родословной могут происходить из популяции предков, представленной неолитическими европейцами.
Следовательно, сегодняшние армяне проявляют генетическую близость как к древним европейцам, так и к египтянам.

Гиксосы




Одним из объяснений древнегипетской генетической близости к Ближнему Востоку и Европе может быть вторжение гиксосов. Гиксосы (египетский гека хашешет, что означает: «правитель (иностранцы)», были людьми неизвестного происхождения, которые поселились в восточной дельте Нила, некоторое время до 1650 года до нашей эры и правили Египтом в эллинистическую эпоху.
Гиксосы часто описываются как лучники и кавалеристы в плащах многих цветов. Они были прекрасными лучниками и всадниками, которые ввели в Египет колесницу.
Были высказаны различные теории относительно их происхождения и их теорий о хуррийском и индоевропейском происхождении. Их образ жизни, безусловно, напоминает образ армено-арийских народов того времени.
Например, гиксосы практиковали погребения лошадей, а их главные божества были грозными. Древние армяне поклонялись грозному Богу Тэшуб / Тейшеба. Затем Тэшуб был также идентифицирован с Арамаздом и Айком.


Кроме того, Гиксосы принесли с собой несколько технических новшеств в Египет, а также культурные веяния, такие как новые музыкальные инструменты и иностранные заимствования.
Новые технологии включали в себя техника обработки бронзы и керамики. Также было обновлено сельское хозяйство новыми породам животных и посевных культур. Армия Египтабыла оснащена кавалерией колесницами.
Составной частью армии стали лучники, были улучшенные боевые топоры и передовые методы фортификации. Индоевропейское происхождение. Роберт Дрюс (Robert Drews, 1994) в этой книге «Пришествие греков: индоевропейские завоевания в Эгейском и Ближнем Востоке» описывает гиксосов следующим образом:
«Возможно армия Египета получила колесницы от захвата гиксосами в 1650 г. до н. э. Во всяком случае Армянское нагорье не является маловероятным источником. Самым прямым свидетельством важности Армении в развитии и производстве военных колесниц в эпоху поздней бронзы являются египетские гробницы. Египтяне-деревообработчики усовершенствовали свои навыки используя необходимую древесину для колесниц. Надпись на могиле Аменхотепа II гласит, что древесина для колесницы Его Величества была привезена из «страны Нахарина» (Митанни). Поскольку Митанни не был лесистым, мы можем предположить, что материал поступает из гор к северу от Митанни. В случае колесницы пятнадцатого века в Археологическом музее Флориана исследования дерева, проведенного более пятидесяти лет назад, пришли к выводу, что колесница была сделана в Армении или совсем точно в горной местности, ограниченной на Востоке Каспийского моря. Также эта порода встречается в лесах расположенных на южных берегах Черного в окресностях Трапезунда. Есть основания предполагать, что при захвате Египта использовались колесницы. Армия Египта в поставках колесниц была в зависимости от Армянского нагорья, так как они прибывали из Армении ».
Египет — это прекрасное место для древних египетских и армянских артефактов. Являются ли гиксосы объяснением древнегипетской генетической близости к армянам и к другим древним людям Леванта, Армянского нагорья и Европы, или что, возможно, этот генетический приток простирается еще дальше во времени, остается загадкой.
Не исключено, что вся древняя египетская цивилизация начиналась с Армянского нагорья с изобретением и распространением сельского хозяйства, которое происходило на Армянском нагорье и прилегающих к нему территориях.
Факт существование этих образцов ДНК в течение 1300, а также существующую огромную генетическую преемственность среди древних египтян, дает возможность предполагать, что связь древних египтян и армян может распространяться на гораздо более древние периоды, даже предшествующие вторжению гиксосов.

ГОРА АРАРАТ НА ИСТОРИЧЕСКИХ АРМЯНСКИХ МОНЕТАХ


Тигранес IV царь Армении 2 BC-AD 1. Бюсты Тиграна, в армянской тиаре и диадеме, и справа, два пика горы Арарат, как видно из армянской столицы Артаксата (Арташат).

В античности, как только правитель заступал на трон, он в первую очередь приступал к чеканке монет со своим изображением.
С учетом возможностей коммуникаций этого периода чеканка монет играла важную роль по пропаганде и агитации побед и заслуг правителя.
Тема армянской нумизматики затрагивает многих, и по этому достойна рассмотрения.

Гора Арарат на исторических армянских монетах



Монета из армянского королевства Софень, бюст Арсама II, 230 г. до н.э. Горные вершины Арарата на реверсе со звездами, сияющими над вершинами.

                                                      50 драмов Армянская монета 2012


Армянская серебряная монета Ноев ковчег и гора Арарат, 2013




Советская армянская монета в память о разрушительном землетрясении (1989)


Материал предоставил: АНТИТОПОР (ИАПС)

четверг, 5 октября 2017 г.

Гора Немрут — Армения.


“…Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас,” — Евангелие от Матфея.
Одним из таких жемчугов в культуре армянского народа является пантеон армянских языческих богов, находящихся на вершине загадочной горы Немрут, расположенной на юго-западе исторической Армении (сегодня в Турции), которая возвышается на 2150 метров над уровнем моря и является уникальным историческим памятником уже скоро тридцать лет (в 1987г.) как внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Говорят, такого восхода и заката, как на Немруте, нет больше нигде. Может быть, поэтому хетты, ассирийцы, митанийцы, отбивавшие у армян и друг у друга столетиями эти места, и превратили вершину в место поклонения богам?
История этого места, с точки зрения археологов, берет свое начало в 62-м году до нашей эры. После мирного договора с Римской республикой 66 г. до н. э., заключенного в Арташате, армянский Камах (Коммагена) становится независимым царством, а Антиох I Теос Ервандуни, ставший царем независимой Коммагены, был коронован армянской короной, врученной ему из рук самого “царь царей” Тиграна II Великого.
Антиоху I предназначена была великая роль в истории Армении и армянского народа – построить конусообразную гробницу и изысканные своими шедевральными структурами памятники, среди которых главным являются статуи армянских богов на вершине горы Немрут – это огромные, сидящие на троне семиметровые статуи.
Вокруг самой конусообразная гробницы-усыпальницы были расположены гигантские статуи различной высоты, достигавшие 10 метров! Центральная часть гробницы представляет собой массивный курган из мелких камней, высота которого составляет почти пятьдесят метров, а радиус порядка 150 метров.
По некоторым данным на территории Арцаха и Сюника обнаружены мавзолеи, построенные ещё в третьем-четвертом тысячелетии до н.э. и повторённые в созданной 20 веков спустя конусообразной, обращенной к космосу гробнице на горе Немрут, и являющимися предшественниками построенных Антиохом I армянских языческих святынь и символов многобожия.
На западе и на востоке этой гробницы находятся статуи различных богов и предшественников царя, изображения животных, включая льва и орла, а также гороскоп царя. Края скалистой вершины, на которой находится гробница, с трёх сторон превращены в большие террасы-улицы. Построенные более 2 тысяч лет назад эти святыни, по сложности своего строительства признаются некоторыми специалистами восьмым чудом света.
Среди памятников армянским богам здесь присутствуют 5 бюстов в сидячем положении. В самом центре находится статуя верховного бога, творца неба и земли Арамазда, который имеет высоту 9 метров.
Справа от Арамазда стоит статуя богине Астхик – в армянской мифологии богиня (дицуи) любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Ваагна. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шёл дождь.
Астхик считалась покровительницей девушек и беременных женщин. Культ Астхик был связан также с орошением садов и полей. Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу — хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами, представляют собой предметы культа Астхик.
В другую сторону от Арамазда расположилась святыня бога света и справедливости Михры (Միհր — Митра, Мгер, Мхер — сын Арамазда, брат Анаит, изображался в виде молодого человека, борющегося с быком), который по легенде рожден на свет из скалы голым, но с покрытой головой, который по изображениям напоминает армянские покрывала, на правой руке держащий кинжал, а на другой руке он держит факел, которым он впервые освещает этот мир. Он уничтожает тьму и распространяет свет на землю.
Прежде, чем родиться Мгер проходил 7 этапов, последний из которых он убивает темного быка. Известно, что образ Мгера был запечатлен в 16-13 веках до н.э. в протоармянском царстве Митанни.
Справа от троицы главных богов находится автор и создатель этих святынь – царь Антиох I. На другой стороне установлена статуя бога войны Ваагна Артагнеса – древнеармянского бога-драконоборца.
Среди скульптур есть и изображения самого Антиоха I Теоса, а также одухотворенная Коммагена. Для пущей убедительности, что царь действительно является богом, были созданы камни, где Антиох Ервандуни Коммагенский жмет руку богу Ваагну и некоторым другим богам. Это считается первым артефактом рукопожатия.
Святыни горы Немрут представляют собой памятник армянской дохристианской культуры. Прошли века, и многое изменилось на той территории, где величаются эти чудотворные памятники армянской культуры.
Сейчас, среди огромного количества туристов, присутствуют и армяне. И очень горько и кощунственно, что они оказались туристами возле своих собственных святынь и покинутых, потерянных жемчугов.
Официальная Турция при описании этой горы и чудотворных памятников не упоминает армян – ее цементрирующих покровителей, создателей, защитников, имеющих неразрывную связь с этими искусством, культурой, вероучением.
КСТАТИ, по определению некоторых историков ……………
…… “Армянская мифология или Дицабануцюн (Հայ դիցաբանություն) – относится к системе древнейших представлений предков современных индоевропейских народов, основанных на комплексе протоиндоевропейских верований, религиозных воззрений и культах древних армян, до сих пор сохраняются в современной армянской культуре в форме передающихся из поколения к поколению традиций и исконных устоев её самобытности.
Первоначальным культом поклонения протоармян являлась некая непостижимая Высшая Сила, Разум, называемый Ар. Физически видимым воплощением Ара считалось Солнце (Арев), которому поклонялись древние армяне, называющие себя ареворди (чада Солнца). С древнейших времен Солнечная религиозная символика занимала особое место в армянской религиозности, существуя вне времени и вне истории её развития”. Вспомним Аревахач.
И ЕЩЁ “информация к размышлению»:
1. По Хоренаци Айк приказывает “труп Бела… похоронить на возвышенности”, а по сказанию, записанному Г.Срвандзтянцем, армянский царь “рукою Божьей поразил Бела, снял вершину Немрута, вырыл на этом месте яму, устроил тонир, повесил Бела внутри и сжег”.
Если вспомним кругообразность тонира, становится ясным смысловое родство между именем Бел и армянскими словами blur и bolor, в основе которого лежит древний и продуктивный корень bhel. От слова bolor происходит bolorel — крутить, свиваться, окружать, исполнять круг в смысле заканчивать. Эти слова тесно связаны с пресмыкающимися, в первую очередь со змеями.
2. Немрут — легендарная личность, с которым связано множество легенд и преданий. Согласно армянскому древнему преданию, он — иноземный царь, вторгшийся в Армению.
Чтобы возвеличить себя, он вступил в состязание с Богом: приказал соорудить на вершине горы чудесный дворец и, поднявшись на его крышу, выстрелил из лука в небо, чем разгневал Бога.
Тут же Немрут вместе со своим дворцом провалился в разверзшуюся пропасть, а на месте дворца образовалось озеро. Интересно, что, в кратере потухшего вулкана Немрут находится озеро.
По свидетельству, например, Г.Срвандзтянца “на вершине Немрута до сих пор есть тонир с водой, эта вода, спускаясь под горой, образует исток реки Меграгет… Источник Меграгета — круглый бассейн на Мушской долине в окрестностях города Одз (по-армянски “Змей”) …
Цитаты взяты из книги Саркиса Арутюняна “Армянская мифология” и статьи Аветик Арутюнян, HayasaNews.com
И последнее:
В Древней Армении бог Солнца, небесного света и справедливости, а также солнечный, озарённый лик это Мгер (Մհեր) — Михр (Միհր) он же — Митра
Митра – если посмотреть по словарям Ожегову, Ефремовой, Символизма, Ушакова, Даля – позолоченный и украшенный религиозными эмблемами высокий с круглым верхом головной убор высшего православного и католического духовенства, обычно надеваемый при полном облачении во время богослужения. Интересно получается!

Автор: Александр Бакулин






среда, 4 октября 2017 г.

АРМЯНСКИЙ СЛЕД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ


В Англии традиционно выходили книги по армянской тематике. Братья Георг и Гульэльм Вистоны перевели на латинский язык и в 1736 году издали в Лондоне «Историю Армении» Мовсеса Хоренаци и приписываемую ему «Географию» с предисловием и комментариями. Был издан «Каталог армянских рукописей» Британской библиотеки и других библиотек Соединенного Королевства. Интерес представляет книга Джоан Джордж «Армяне в Манчестере, Англии. 1835 — 1935».
По инициативе Английской епархии Армянской Апостольской церкви недавно в Лондоне состоялся уже второй Всеармянский уличный фестиваль. На перекрытой территории между армянской церковью Святого Саркиса и посольством Армении местные армяне смогли познакомить англичан со своими песнями, танцами и кухней. В ходе фестиваля в церкви звучала классическая музыка, а на улице — национальная.
Британцам хорошо известен армянский коньяк. Прекрасную рекламу ему сделал сам сэр Уинстон Черчилль. Как известно, 50-градусный коньяк «Двин» был создан специально для Ялтинской конференции 1945 года по распоряжению Сталина. После того как Сталин предложил Уинстону Черчиллю рюмочку армянского коньяка, британский премьер-министр стал поклонником этого великолепного напитка. С тех пор этот коньяк регулярно поставлялся сэру Черчиллю. В 1949 году к 75-летию Уинстона Черчилля Сталин послал ему 75 бутылок коньяка «Двин». Черчилль был в восторге от этого подарка, добавив лишь: «Как жаль, что мне исполнилось не 100 лет». Известно, что Черчилль ежедневно выпивал бутылку своего любимого коньяка «Двин». Любителями армянского коньяка были и остаются и многие другие британцы, в том числе известная писательница Агата Кристи.
Следует отметить, что в нескольких лондонских музеях есть и армянские экспонаты. В музее премьер-министра Уинстона Черчилля хранится плакат, призывающий к оказанию помощи армянам в период Геноцида. В галерее Тейт висит картина Аршила Горки «Водопад», созданная художником в 1943 году. В Лондоне хранится и часть коллекции Галуста Гюльбенкяна. В 1931 году он передал в дар Национальной галерее 30 лучших картин, а коллекцию древних египетских скульптур безвозмездно презентовал Британскому музею. Британский музей — главный лондонский музей, старейший в мире. Здесь, почему-то в зале «Античной Турции», выставлены экспонаты из урартской столицы Тушпы. Видимо, руководствовались тем, что ныне Тушпа находится на турецкой территории. Хорошо, что хоть кувшин из Кармир-Блура и монета с изображением царя Тиграна Великого не вызывают сомнения в армянском происхождении.
А главный армянский экспонат Британского музея — фрагмент статуи армянской языческой богини плодородия и любви Анаит. Это то, что осталось от бронзовой скульптуры I в. до н. э. Голова богини Анаит высотой 38,1 см. была найдена на территории Западной Армении, в местечке под названием Садах в 1872 году местным крестьянином. Не разобравшись, он поехал в Константинополь, где за гроши продал бесценную находку в местной антикварной лавке. Хитрый антиквар потом переправил удачную покупку в Италию, где она попала в руки искусствоведа. А он уже выгодно перепродал древний шедевр Британскому музею. А в 1874 году была найдена ещё одна деталь скульптуры богини Анаит — её левая рука, сжимающая кусок покрывала. И она также была переправлена в Британский музей. К счастью хоть и нашли голову Анаит на территории нынешней Турции, во всех изданиях отмечается, что она найдена в античной Сатале, переиначенной на турецкий лад в Садах. Пишется, что голова армянской богини Анаит найдена в Сатале, на северо-востоке Малой Армении. Ныне в Армении раздаются призывы вернуть фрагменты статуи богини Анаит на родину — в Армению.
В 1918 — 1920 годах в Лондоне довольно активно действовало Армянское Национальное бюро. Благодаря его действиям Англия в 1918 году признала независимость Армении. С 1919 года в Лондоне действовало армянское посольство, причем его деятельность продолжалась до 1924 года. В 1961 году, армянская община приобрела здание на улице Ченистон Гарденс в Кенсингтоне. Назвали его «Армянский дом». Он стал центром общественной жизни армян Лондона. В октябре 1992 года в помещении здания «Армянский дом» было размещено посольство Республики Армения — первое армянское посольство в Европе.
Армянские руководители регулярно посещают Великобританию. Часто на различных форумах встречаются с английскими государственными деятелями самого высокого уровня. А вот официальная делегации НКР в Соединенном Королевстве побывала лишь недавно. Делегация Нагорно-Карабахской Республики во главе со спикером Ашотом Гуляном находилась в Лондоне по приглашению армяно-британской парламентской группы дружбы, которой исполнилось 20 лет. Эту группу возглавляет член Палаты лордов Великобритании баронесса Кэролайн Кокс. Она широко известна и в Армении, и в Карабахе, как большой друг армянского народа.
Вообще, многие прогрессивные люди Великобритании восхищались и симпатизировали армянам. Приведу лишь некоторые примеры. Великий английский поэт Джордж Байрон писал: «На земном шаре нет другой страны, которая была бы так насыщена чудесами, как земля армян. Но какова ни была бы их судьба, а она печальна, что бы не ожидало их в будущем — страна армян всегда должна оставаться одной из самых интересных на всем Земном шаре.» Известный английский общественный деятель Уильям Гладстон считал,, что «Служить Армении — значит служить всей цивилизации!» Крупный английский кавказовед Дэвид Лэнг на основе археологических отчетов и исторических исследований воспроизвёл религиозные представления, быт и традиции племен, населявших территорию древней Армении. Он автор книги «Армяне — народ созидатель.» История армян предстает в этой книге во всем своем величии. Ему принадлежат слова «Армения — колыбель цивилизации!» Священник из Уэльса Патрик Томас написал книгу «От Кармартена до Карабаха», в которой указал на многочисленные сходства между Уэльсом и Арменией начиная с эпоса и заканчивая природными условиями. Пастух из Уэльса Элиан Уильям делает очень многое для лоббирования армянских интересов в Уэльсе. Он поспособствовал признанию Национальной ассамблеей Уэльса Геноцида армян. Стал инициатором установки в 2007 году в уэльской столице Кардиффе памятника жертвам Геноцида. Ратует за признание независимости НКР.
Что касается Геноцида армян в Турции в 1915 году, парламент Великобритании его пока ещё не признал. Хотя британские руководители прекрасно обо всём осведомлены. Так, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил: «С армянами происходили ужасные вещи, в их отношении были совершены чудовищные зверства.» Причина тут в следующем — уж очень тесные политико-экономические связи существуют у англичан с Турцией и Азербайджаном, которые всячески этому противятся. Великобританию на Южном Кавказе интересует лишь азербайджанская нефть. Надо учитывать и фактор почти миллиона турок, проживающих в Великобритании. Тем не менее ежегодно 24 апреля британские армянские организации устраивают шествие по центральным улицам Лондона. Участники шествия несут транспаранты, осуждающие политику непризнания Геноцида со стороны Турции и Великобритании. Руководители армянских организаций передают требования о признании Геноцида в офис премьер — министра Великобритании. В лондонской церкви Святого Егише проходит поминальная литургия. К хачкару, установленному в память о жертвах Геноцида во дворе церкви, возлагаются венки от всех британских армянских организаций. А в церкви Святого Саркиса устраивается поминальный концерт.
И хоть британский парламент ещё не созрел для окончательного принятия решения по Геноциду, парламенты составных частей Великобритании уже совершили этот гуманный шаг. Так в 2002 году Геноцид первым признал парламент Уэльса. А в 2010 году Геноцид признали парламенты Шотландии и Северной Ирландии. В 2007 году в столице Уэльса Кардиффе состоялась церемония открытия памятника жертвам Геноцида армян. Памятник представляет собой хачкар, на котором на валлийском, английском и армянском языках написано: «Памяти жертв Геноцида армян 1915 года». Хачкар создан валлийскими мастерами на средства армянской общины и установлен в саду у Храма мира около здания Национальной ассамблеи Уэльса. Земельный участок под памятник предоставил Центр международных отношений Уэльса. На церемонии присутствовали официальные лица Уэльса и Армении, многочисленные члены армянской общины и наши уэльские друзья. Этот хачкар стал первым официальным памятником жертвам Геноцида армян в Великобритании. Тёплые уэльско-армянские отношения являются образцовыми и могут служить примером для других.
Как известно, с 27 июля по 12 августа 2012 года в Лондоне проходят XXX Олимпийские игры. В них принимают участие и армянские спортсмены. Президент Армении Серж Саргсян присутствовал на открытии Олимпиады. А 29 июля глава государства принял участие в “Дне Армении” в Лондоне. У армянской церкви было организовано торжественное мероприятие, на котором собрались многие представители армянской общины. Что же, пожелаем успехов нашим спортсменам. Пусть британская земля будет для них счастливой, как и для всех армян, живущих в Великобритании.
© АЛЕКСАНДР ЕРКАНЯН.

АРМЯНСКИЕ ПРИНЦЕССЫ ИНДИИ



Армяне появились в Индии задолго до нашей эры. Доподлинно известно, что они проживали там после завоеваний Александра Македонского, но, возможно, впервые достигли этих краев и раньше. На протяжении сотен лет индийская армянская община была успешной в торговле, причем настолько, что позже попавшие сюда арабские, а затем и европейские купцы вначале пытались для успеха торговых операций выдавать себя за армян. В Индии до сих пор сохранилось множество образцов армянского зодчества, напоминающих о былом влиянии и могуществе общины - около 10 церквей по всей стране, армянский колледж в г. Калькутта, кладбища и многое другое. А в правление династии Великих Моголов армяне добрались до высшей власти. Как минимум две могольские принцессы были армянками.
ПЕРВАЯ – ПРИНЦЕССА МАРИАМ, ЖЕНА ШАХА (ИМПЕРАТОРА) АКБАРА. Стоит напомнить, что именно при Акбаре и его потомках происходила одна из мощнейших миграций армян в пределы Индии. Частично это совпало с переселением армянского населения из Армении в Иран персидским шахом Аббасом. Многие переселенные армяне, занимаясь международной торговлей, в итоге оказались в соседних с Персией владениях Великих Моголов. Впрочем, Мариам была не из этой волны – она происходила из княжеского рода Раджи Амбер и носила титул принцессы Раджпутской. Об армянском происхождении ее рода имеется множество исторических свидетельств, оставленных ее современниками-армянами. Известно, что принцесса родилась в 1542 году, а в 1562-м она вышла замуж за шаха Акбара. Свадьба состоялась в городе Самбхар. Мариам оказалась третьей по счету женой императора. Согласно исламским законам, мужчина имеет право иметь 4 жены, не считая наложниц, и монархи мусульманского мира достаточно редко шли против этой традиции. Акбар, стремившийся слить все религии воедино и создать новое, общее для всех синкретическое религиозное учение, в брачных делах был типичным мусульманским шахом. Помимо указанного количества жен, у него было около 200 наложниц, однако очень скоро именно Мариам завоевала привилегированное положение, и при дворе, и в сердце властителя. Считается, что только ее одну Акбар по-настоящему любил.
Влияние принцессы, которую называли Мариам аз-Замани, т.е. "правительница века", было таково, что она издавала собственные указы, контролировала значительную часть международной торговли, содействовала благоустройству государства, создавая каналы, колодцы и сады по всей его территории. Именно Мариам подарила Акбару наследника – принца Джахангира. Интересно, что жена императора всю жизнь исповедовала буддизм, однако после смерти в 1622 г. она была похоронена по канонам ислама. Усыпальница Мариам из красного песчаника, находящаяся в нескольких километрах от столицы Акбара, города Агры, сохранилась до сих пор и является архитектурным шедевром. Она была построена еще при жизни шаха Акбара, который ушел в мир иной на 17 лет раньше своей любимой жены.
ЭТА ИСТОРИЯ ЛЮБВИ В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ ПОВТОРИЛАСЬ ПРИ ВНУКЕ АКБАРА И МАРИАМ, ШАХ ДЖАХАНЕ. Еще будучи юношей и нося имя Хурам, наследник престола Великих Моголов встретил армянку Арджуманд Бано Бегум, которая стала смыслом всей его жизни. Впрочем, по политическим причинам Хураму пришлось вначале жениться на персидской принцессе, но в 1612 году наследник престола все-таки смог заключить брак с Арджуманд… Шах Джахангир, отец Хурама (и сын Акбара) в ходе свадебной церемонии нарек принцессу Мумтаз Махал – "украшение дворца".
Красота Мумтаз Махал была воспета поэтами и историками. По их словам, у нее были тонкие черты лица, тонкие брови и миндалевидные глаза. Принцесса отличалась пронзительным взглядом, который полностью отражал ее характер. Умная, целеустремленная и энергичная, Мумтаз Махал, как когда-то Мариам аз-Замани, сразу же приобрела огромное влияние при дворе. Когда Хурам поднял мятеж против отца, принцесса поддержала его. Не оставила она мужа и после поражения, последовав за ним в ссылку. В итоге после смерти Джахангира, убив братьев, Хурам таки занял могольский престол и короновался под именем Шах Джахан – властитель мира. Мумтаз Махал была рядом. Ее власть в это время стала беспрецедентной – она стала хранительницей императорской печати и советником монарха. Мумтаз участвовала в приемах и государственных советах, без ее ведома не принималось ни одного важного решения.
В 1629 году Шах Джахан с армией отправился подавлять мятеж на юге страны. Беременная Мумтаз Махал также находилась в лагере императора. Историки спорят о мотивации шаха, ведь состояние принцессы было явно не для военных походов. Скорее всего, он просто опасался за жизнь любимой жены, ведь дворцовые интриги не стихали ни на минуту, и лишь поддержка Шах Джахана давала Мумтаз преимущество перед конкурентами, в числе которых были 3 жены, наложницы и другие приближенные к трону деятели. Так или иначе, рожать принцессе пришлось в военном лагере. В организм была занесена инфекция, и 36-летняя Мумтаз Махал умерла в течение нескольких часов. Это были ее 14-е роды.
Император провел рядом с телом любимой жены 8 дней, а затем объявил траур по всей стране. Далее началось строительство мавзолея принцессы, известного сейчас как Тадж Махал. В течение строительства тело Мумтаз находилось во временной усыпальнице, которая также сохранилась до наших дней. Для разработки плана мавзолея Шах Джахан созвал лучших архитекторов мусульманской Ойкумены – от Бухары до Константинополя. Интересно, что среди них также были армяне, и некоторые черты армянского зодчества отразились в Тадж Махале. К примеру, завуалированные кресты и характерные орнаменты, символика. Строительство шло 2 года, и стало самым дорогим в истории – оно обошлось казне в 32 миллиона рупий. Напротив белого мавзолея должен был появиться его черный близнец, предназначенный для самого императора. Однако стоило императору заболеть, и его планы были разрушены. Против него восстал его сын Ауранзеб, который убил брата и заточил отца в тюрьму по обвинению в растрате в ходе строительства мавзолея и невнимании к государственным делам. До наших дней сохранилась и темница Шах Джахана, которая была построена так, чтобы ссыльный император мог видеть из окна Тадж Махал. Это была последняя просьба шаха… Он провел в заточении 7 лет. Вместе с бывшим властителем находилась его младшая дочь Джахонара – та самая, при рождении которой умерла Мумтаз Махал. Когда в 1666 году Шах Джахан умер, его дочь настояла, чтобы императора похоронили в Тадж Махале вместе с принцессой Мумтаз.
АРМЯНСКИЕ ПРАВИТЕЛЬНИЦЫ ИНДИИ – ОБЕ СИЛЬНЫЕ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЕ И ТАЛАНТЛИВЫЕ, оказали огромное влияние на своих венценосных мужей и историю этой страны в целом, а их мавзолеи увековечили своих обитательниц. Конечно, непосредственно к Армении и армянской общине, несмотря на свое происхождение, принцессы имели весьма косвенное отношение, однако вычеркивать их из истории разбросанного по миру народа нельзя. Нельзя проигнорировать и армянские орнаменты в Тадж Махале. Все это - особые, яркие и славные страницы жизни армянской общины Индии, как и в других местах неустанно способствовавшие развитию и благополучию своей второй родины.

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...